Описание страницы: установлены новые случаи обязательного аудита и требование раскрывать свое членство в сро от профессионалов для людей.
Содержание
- 1 Установлены новые случаи обязательного аудита и требование раскрывать свое членство в СРО
- 2 Новыми федеральными законами установлены дополнительные случаи обязательного аудита и требование к раскрытию информации о членстве в СРО
- 3 Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2017 году
- 4 Минфин дополнил информацию о новых случаях обязательного аудита
- 5 Порядок применения Росфиннадзором мер воздействия в отношении аудиторских организаций (одобрен Советом по аудиторской деятельности 19 июня 2014 г., протокол № 13, раздел IV, п. 2)
Установлены новые случаи обязательного аудита и требование раскрывать свое членство в СРО
Для управляющей компании Российского Фонда Прямых Инвестиций и региональной гарантийной организации установлена обязанность проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности.
Уточняется, что годовая бухгалтерская отчетность застройщика, привлекающего денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, подлежит обязательному аудиту. Ранее в Законе содержалась лишь обязанность застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся к нему лицу аудиторское заключение за последний год осуществления им предпринимательской деятельности. Поправка вступает в силу с 1 января 2017 года.
С 1 октября 2016 года члены саморегулируемых организаций станут вносить сведения о своем членстве в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
Документ включен в СПС “Консультант Плюс”
- Как и когда ФНС требует документы у аудиторов 21 января
- Попасть в реестр МСП теперь поможет аудитор 18 января
- Аудиторам напомнили о необходимости информировать Росфинмониторинг 12 декабря 2018
- Налоговики хотят знать, почему документы не предоставлены вовремя 19 октября 2018
- У публичных акционерных обществ появится новая обязанность 9 августа 2018
© Журнал «Время Бухгалтера» 2004 — 2019 | РУНА консалтинговая группа
Новыми федеральными законами установлены дополнительные случаи обязательного аудита и требование к раскрытию информации о членстве в СРО
Обязанность проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности управляющей компании Российского Фонда Прямых Инвестиций и региональной гарантийной организации введена Федеральными законами от 2 июня 2016 г. N 154-ФЗ “О Российском Фонде Прямых Инвестиций” и от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства. “.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме того, с 1 января 2017 года согласно уточнению, внесенному Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика, привлекающего денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, подлежит обязательному аудиту.
С 1 октября 2016 года федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ вводится обязанность членов саморегулируемых организаций вносить сведения о своем членстве в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
Новыми федеральными законами установлены дополнительные случаи обязательного аудита и требование к раскрытию информации о членстве в СРО
Информационное сообщение Минфина России от 13.07.2016 N ИС-аудит-5
«Новые случаи обязательного аудита»
Новыми федеральными законами установлены дополнительные случаи обязательного аудита и требование к раскрытию информации о членстве в СРО.
Обязанность проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности управляющей компании Российского Фонда Прямых Инвестиций и региональной гарантийной организации введена Федеральными законами от 2 июня 2016 г. N 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций» и от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства…».
Кроме того, с 1 января 2017 года согласно уточнению, внесенному Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика, привлекающего денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, подлежит обязательному аудиту.
С 1 октября 2016 года федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ вводится обязанность членов саморегулируемых организаций вносить сведения о своем членстве в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области
Новыми федеральными законами установлены дополнительные случаи обязательного аудита и требование к раскрытию информации о членстве в СРО
Информационное сообщение Минфина России от 13.07.2016 N ИС-аудит-5
«Новые случаи обязательного аудита»
Новыми федеральными законами установлены дополнительные случаи обязательного аудита и требование к раскрытию информации о членстве в СРО.
Обязанность проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности управляющей компании Российского Фонда Прямых Инвестиций и региональной гарантийной организации введена Федеральными законами от 2 июня 2016 г. N 154-ФЗ «О Российском Фонде Прямых Инвестиций» и от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства…».
Кроме того, с 1 января 2017 года согласно уточнению, внесенному Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика, привлекающего денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, подлежит обязательному аудиту.
С 1 октября 2016 года федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ вводится обязанность членов саморегулируемых организаций вносить сведения о своем членстве в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области
Саморегулирование в области аудита регулируется общими и специальными правовыми нормами, при этом к общим нормам относятся основы саморегулирования, установленные законодателем в фед. законе «О СРО» за номером 315 –ФЗ, а специальные нормы представляют собой положения фед. закона «Об аудиторской деятельности» за номером 307-ФЗ.
Когда речь идет об условиях членства (в том числе его прекращения или приостановления) в аудиторских саморегулируемых организациях (в аббревиатурном написании – СРО), в первую очередь следует обращаться к фед. закону № 307-ФЗ.
Согласно статье двадцатой указанного закона , приостановление участия аудитора или аудиторской фирмы в профессиональной СРО может наступить только в результате применения саморегулируемой организацией в их отношении мер дисциплинарного воздействия.
Это означает, что единственным основанием приостановления членства в аудиторской СРО является грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности и/или стандартов и правил СРО, оформленное соответствующим решением о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности управленческих органов СРО.
Сущность приостановления членства в аудиторской СРО
Итак, как отмечалось ранее, приостановление членства является дисциплинарной мерой, связанной с определенными нарушениями законодательства в деятельности аудитора или аудиторской фирмы.
Сущность дисциплинарного наказания заключается в том, что на протяжении всего времени приостановления членства, нарушитель не может:
- Осуществлять аудиторскую деятельность;
- Рекомендовать частных аудиторов или аудиторские компании в качестве кандидатов на вступление в профессиональную аудиторскую СРО;
- Принимать участие в работе органов аудиторской СРО.
Таким образом, поскольку участие в СРО является для аудиторов обязательным, приостановление членства в аудиторской саморегулируемой организации означает невозможность заниматься аудитом на легальных основаниях, то есть, данная мера наказания относится к жестким и весьма ощутимым дисциплинарным взысканиям.
В этой связи, максимально-возможный срок действия приостановления членства в аудиторской СРО строго определен в фед. законе « Об аудиторской деятельности» . Законодатель дает возможность применить такое наказание на срок не более ста восьмидесяти дней, после истечения которого, аудиторская СРО либо исключает нарушителя из своего состава, либо восстанавливает его право на участие в СРО в полном объеме.
Приостановление членства в аудиторской СРО преследует цель, прежде всего, вынести нарушителю предупреждение со стороны управленческих органов СРО и дать ему возможность исправить соответствующие нарушения, выявленные в его работе.
Поэтому, законодатель в статье 20 фед. закона № 307-ФЗ устанавливает в качестве минимального срока действия рассматриваемой дисциплинарной меры, срок с момента вынесения решения управленческих органов СРО о приостановлении членства частного аудитора или аудиторской фирмы до момента устранения последними допущенных нарушений.
Соответственно, длительность рассматриваемого дисциплинарного наказания и возможность наступления более серьезных негативных последствий (в виде исключения из состава СРО) напрямую зависит от самого нарушителя. Как только выявленные нарушения будут исправлены, нарушитель будет восстановлен в членстве в СРО в полном объеме.
В случае, если в течение 180- ти дней, нарушения не будут исправлены, нарушитель будет исключен из аудиторской СРО и его дальнейшая аудиторская деятельность на легальных основаниях будет невозможна.
Основания приостановления членства в аудиторской СРО
Согласно фед. закону «Об аудиторской деятельности», аудиторская саморегулируемая организация может вынести решение о приостановлении членства в СРО частного аудитора или аудиторской фирмы в следующих случаях:
- Нарушение аудитором (аудиторской фирмой) законодательства об аудиторской деятельности;
- Нарушение аудитором (аудиторской фирмой) профессиональных стандартов аудиторской деятельности, в том числе стандартов установленных и утвержденных аудиторской СРО;
- Нарушение аудитором (аудиторской фирмой) правил независимости аудитора;
- Нарушение аудитором (аудиторской фирмой) положений кодекса профессиональной и деловой этики аудиторов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Здесь следует отметить, что решение о приостановлении членства в аудиторской СРО может принимать:
- Непосредственно сама СРО при выявлении соответствующих нарушений;
- Надзорные органы.
Если решение принимается надзорным органом, то в аудиторскую СРО направляется обязательное для исполнения предписание с указанием приостановить членство конкретного участника.
Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2017 году
Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.
Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.
При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.
Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.
В 2017 году в России в процедуре проведения обязательного аудита появились существенные изменения, вызванные введением в действие Международных стандартов аудита (МСА). Что это за изменения, как они отразятся на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?
Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов (часть 2 статьи 1, статьи 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ)) [1] . Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.
Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности. С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).
Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 [2] и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.
Критерии проведения обязательного аудита в 2017 году
Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.
- Акционерные общества.
- Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2179-р.
- Публично-правовые компании.
- Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
- кредитные организации и бюро кредитных историй;
- страховые и клиринговые организации;
- микрофинансовые компании;
- негосударственные пенсионные и иные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
- управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
- политические партии (в отдельных случаях).
Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:
- если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
- если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки 400 млн рублей и выше;
- если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.
В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [3] . Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.
Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:
В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.
2017 год ознаменовался введением в РФ Международных стандартов аудита — МСА. Приказом Минфина РФ от 24 октября 2016 года № 192н [6] введено 30 стандартов, Приказом Минфина РФ от 9 ноября 2016 года № 207н [7] — еще 18 стандартов.
Кроме МСА приняты Международные стандарты проверок, заданий и сопутствующих услуг.
Стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применяются с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имеет право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.
Новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным с 1 января 2017 года на проведение обязательного аудита, в соответствии с МСА составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, важную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.
Новые требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита. Существует вероятность, что в 2018 году будет отменено требование о сохранении аудиторской тайны. Во всяком случае, на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов для публичного обсуждения сейчас размещен проект Федерального закона о внесении изменении в статьи 82 и 93/1 части первой Налогового кодекса РФ [8] . Нынешняя его редакция не допускает сбор, хранение и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторов и аудиторских организации.
Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличат трудоемкость проведения аудита на 30–40% [9] , поскольку возрастет количество аудиторских процедур, появится необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Увеличат они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделает аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, даст возможность инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.
Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита
Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 № 402-ФЗ.
При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:
- За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ [10] ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ [11] ).
- За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ [12] ).
- За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ [13] ).
- За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП [14] ).
Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.
Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании КСК групп:
«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.
Для того чтобы не ошибиться с выбором, я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы.
Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы она имеет, тем выше уровень квалификации ее специалистов, тем больше проектов ею выполнено.
Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.
В-третьих, поинтересуйтесь опытом работы именно в вашей отрасли или хотя бы смежной.
В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.
В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, сколько и каких специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.
В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в интернете, в различных рейтингах. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.
Что касается КСК групп, то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».
Минфин дополнил информацию о новых случаях обязательного аудита
Опубликовано Николай Иванов в 19.07.2016 19.07.2016
В информационном сообщении от 13 июля 2016 г. N ИС-аудит-5 Минфин рассказал о новых случаях обязательного аудита. Это обязательный аудит отчетности управляющей компании Российского Фонда Прямых Инвестиций, а также — региональных гарантийных организаций.
Обязательному аудиту в обоих случаях подлежит годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность. Проводить аудит должны аудиторские организации.
В первом случае аудиторскую организацию утверждает наблюдательный совет. Новые требования вступили в силу со 2 июня текущего 2016 года.
Региональная гарантийная организация выбирает аудиторскую организацию на конкурсной основе. Требования к аудиту таких организаций вступили в силу с 4 июля 2016 года.
Кроме того, согласно новой части 4 статьи 18 федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (в редакции закона от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика, привлекающего денежные средства участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, подлежит обязательному аудиту. Ранее существовала лишь обязанность застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся к нему лицу аудиторское заключение за последний год деятельности. Указанное уточнение вступает в силу 1 января 2017 года.
Напомним, что на другие новые случаи обязательного аудита Минфин указал в предыдущем аналогичном сообщении (аудит или иные проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности, аудит публично-правовых компаний).
Также Минфин разъяснил, что новой частью 5 статьи 5 закона «О саморегулируемых организациях» (в редакции закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ) введена обязанность членов СРО вносить сведения о своем членстве в СРО в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юрлиц, ИП и иных субъектов экономической деятельности.
В данный реестр вносятся следующие сведения, касающиеся вступления в члены и прекращения членства:
- наименование члена и его идентификаторы (Ф.И.О., ИНН, ОГРН, СНИЛС — при наличии отдельных из идентификаторов);
- контактный адрес;
- наименование СРО и ее идентификаторы (ИНН, ОГРН);
- виды деятельности, которые могут осуществляться в связи с членством в СРО.
Данное требование вступает в силу 1 октября 2016 года.
Порядок применения Росфиннадзором мер воздействия в отношении аудиторских организаций (одобрен Советом по аудиторской деятельности 19 июня 2014 г., протокол № 13, раздел IV, п. 2)
Мера воздействия является установленной государством мерой ответственности за совершенное нарушение требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее – правила аудиторской деятельности) и применяется в целях предупреждения совершения новых нарушений субъектами аудиторской деятельности.
Мера воздействия не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации аудиторской организации, нарушившей правила аудиторской деятельности, унижение человеческого достоинства аудитора, а также нанесения вреда его деловой (профессиональной) репутации.
Привлечение аудиторских организаций к ответственности должно быть обоснованным и отвечающим задачам применения института ответственности.
2.1. В отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, могут быть применены следующие меры воздействия:
1) вынесение предписания, обязывающего аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам проверки качества ее работы нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений (далее – предписание);
2) вынесение предупреждения аудиторской организации в письменной форме о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (далее – предупреждение);
3) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания о приостановлении членства такой аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов (далее – приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов);
4) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания об исключении такой аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов (далее – исключение аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов).
2.2. Предписание – мера воздействия, выраженная в официальном уведомлении аудиторской организации о ее обязанности устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения в установленный срок. Предписание выносится в письменной форме.
2.3. В предписании устанавливается срок устранения аудиторской организацией выявленных нарушений. Срок устранения аудиторской организацией выявленных нарушений должен составлять не менее тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вынесения предписания. Требования к содержанию предписания установлены пунктом 126 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 января 2013 года № 3н (далее – Административный регламент).
2.4. Предписание должно содержать указание на недопустимость подобных нарушений в дальнейшем и может содержать указание на необходимость устранения последствий нарушений, причин и условий, способствующих совершению нарушения, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в деятельности организации.
2.5. Предписание может содержать указание на возможность применения к аудиторской организации более строгих мер воздействия в случае неустранения допущенных ею нарушений.
2.6. Предписание устанавливается с учетом требований пункта 131 Административного регламента за впервые либо повторно совершенные нарушения, которые аудиторская организация может устранить в течение установленного срока.
2.7. Предупреждение – мера воздействия, выраженная в официальном порицании аудиторской организации и содержащая указание на недопустимость нарушения правил аудиторской деятельности. Предупреждение выносится в письменной форме.
2.8. Требования к содержанию предупреждения установлены пунктом 127 Административного регламента.
2.9. Предупреждение должно содержать указание на необходимость принятия аудиторской организацией мер, направленных на недопущение в дальнейшем совершения указанных нарушений.
2.10. В предупреждении устанавливается срок, в течение которого аудиторской организацией должны быть приняты меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений.
2.11. Предупреждение устанавливается с учетом требований пункта 131 Административного регламента за впервые либо повторно совершенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить.
Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов
2.12. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов – мера воздействия, выраженная во временном прекращении права аудиторской организации заключать договоры оказания аудиторских услуг, а также вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия данной меры воздействия.
2.13. Требования к содержанию приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов установлены пунктом 128 Административного регламента.
2.14. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов назначается только в случаях, если менее строгий вид мер воздействия не сможет обеспечить достижение цели воздействия.
2.15. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов устанавливается на срок не более 180 календарных дней. Срок приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов исчисляется со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов.
2.16. При определении срока приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов учитываются характер совершенного нарушения и имеющиеся у аудиторской организации возможности устранения нарушений.
2.17. Основаниями для приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов с учетом требований пункта 131 Административного регламента могут являться:
1) невыполнение в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений;
2) повторное совершение нарушений, явившихся основанием применения мер воздействия в виде предписания или предупреждения;
3) нарушение установленных правилами аудиторской деятельности требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, если указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности и при условии, что указанные нарушения могут быть устранены в течение срока приостановления членства;
4) иные впервые либо повторно совершенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить или может устранить в течение установленного срока.
Исключение аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов
2.18. Исключение аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов – мера воздействия, выраженная в прекращении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов и исключении сведений об этой аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.
2.19. Требования к содержанию исключения аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов установлены пунктом 129 Административного регламента.
2.20. Исключение аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов является исключительной мерой воздействия.
2.21. Основаниями для исключения аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов с учетом требований пункта 131 Административного регламента могут являться:
1) неустранение в установленный срок выявленных нарушений после приостановления членства;
2) выдача аудиторского заключения без проведения аудита и/или для использования его в качестве прикрытия противоправных действий;
3) уклонение от проведения внешней проверки качества работы, повлекшее невозможность проведения или завершения такой проверки;
4) систематическое несоблюдение правил аудиторской деятельности;
5) иные впервые либо повторно совершенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить, если менее строгий вид мер воздействия не сможет обеспечить достижение цели воздействия и/или указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности.
2.22. При определении мер воздействия, принимаемых в отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, должны учитываться следующие обстоятельства:
1) характер, в том числе системность, умышленность, и степень тяжести допущенного нарушения;
2) наступление (угроза наступления) негативных последствий;
3) возмещение вреда (ущерба) пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, пользователям услуг, оказываемых аудиторской организацией, иным лицам, причиненных таким нарушением;
4) другие обстоятельства, имеющие значение для вынесения объективного решения.
В отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил своей деятельности, могут применяться меры воздействия.
К последним относятся предписание, предупреждение, приостановление членства в СРО и исключение из нее. Приведен порядок применения каждой из указанных мер.
Так, предписание представляет собой официальное письменное уведомление аудиторской организации о ее обязанности устранить нарушения, выявленные по результатам внешней проверки, в установленный срок. Он должен составлять не менее 30 рабочих дней с даты, следующей за днем вынесения предписания.
Предупреждение – мера воздействия, выраженная в официальном порицании аудиторской организации и содержащая указание на недопустимость нарушения правил аудиторской деятельности. Предупреждение выносится в письменной форме за впервые либо повторно совершенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить.
При назначении мер воздействия должны учитывать характер, системность, умышленность и степень тяжести допущенного нарушения. Наступление (угроза наступления) негативных последствий. Возмещение вреда (ущерба), причиненного в результате нарушения пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности и иным лицам. Также необходимо принимать во внимание другие обстоятельства, имеющие значение для вынесения объективного решения.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.