Описание страницы: сниженные тарифы для упрощенцев таковыми не останутся от профессионалов для людей.
Содержание
- 1 Сниженные тарифы для упрощенцев таковыми не останутся
- 2 ФНС: с 1 января 2019 года льготные тарифы при УСН отменены
- 3 Пониженные тарифы для упрощенцев: справедливость торжествует
- 4 Кому положены пониженные тарифы страховых взносов в 2019 году
- 5 Пониженные тарифы страховых взносов по УСН с 2019 года отменили
- 6 Какая проблема появилась у «упрощенцев», имеющих право на пониженные взносы
- 7 Аргументы, которые помогут отстоять пониженный тариф страховых взносов
Сниженные тарифы для упрощенцев таковыми не останутся
Взносами оплачивают реализацию прав на обязательное соцстрахование застрахованных лиц, а также реализацию прав застрахованных на получение обеспечения по соответствующим видам страхования. За счет поступления денег в бюджет обеспечивается определенный уровень страховых гарантий.
Вопрос об уменьшении тарифов по взносам можно рассматривать только вместе с соблюдением прав застрахованных граждан и компенсацией выпадающих бюджетных доходов.
Выпадающие доходы внебюджетных фондов в связи с пониженными тарифами по взносам для отдельных групп плательщиков компенсируются трансфертами из федерального бюджета.
Из-за напряженных параметров федерального бюджета дополнительная нагрузка на него представляется весьма обременительной.
Вместе с тем чиновники отмечают, что в НК РФ положения о пониженных тарифах были перенесены без изменений из законодательства РФ о страховых взносах тогда, когда полномочия по их администрированию перешли к налоговой. Переход упрощенцев на общий тариф в 2019 году – это не отмена льготы, а реализация ранее принятых решений. Господдержка в форме сниженных тарифов является временной мерой, и продление ее в ближайшее время не предусмотрено.
Документ включен в СПС “Консультант Плюс”
ФНС: с 1 января 2019 года льготные тарифы при УСН отменены
С 1 января 2019 года упрощенцы должны платить взносы за работников по общей ставке 30%. Льготная ставка для отдельных видов деятельности с 1 января 2019 года отменена. Об этом сообщил Владислав Лабутов, заместитель начальника отдела доходов физических лиц и администрирования взносов ФНС России во время прямого эфира журнала “Упрощенка” “Изменения—2019“.
Напомним, страховые взносы упрощенцы платили в 2018 году по пониженным тарифам. Чтобы применять такой тариф, нужно было находится на одном из льготных видов деятельности ОКВЭД.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Смотрите все тарифы взносов на 2019 год в таблице “Тарифы страховых взносов в 2019 году (таблица)“.
Тарифы по страховым взносам с зарплаты работников (нет льгот)
Общий процент отчислений в фонды остается прежним по сравнению с предыдущим годом – 30%, из них:
- 20% в Пенсионный фонд
- 2,9% в Фонд социального страхования
- 5,1% в Фонд медицинского страхования
Предельный размер базы для расчета страховых взносов
до предельной базы 1 150 000 рублей
свыше предельной базы 1 150 000 рублей
Без предельной базы
до предельной базы 865 000 рублей
свыше предельной базы 865 000 рублей
Большинство упрощенцев с нового года перейдут на общий тариф 30 процентов, так как закончится льготный переходный период. Пониженную ставку 20 процентов оставят некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Льготой можно воспользоваться шесть лет – с 2019 по 2024 годы. Планового повышения взносов для упрощенцев, которые применяли общий тариф, не будет. Раньше планировалось, что с 2021 года общий тариф вырастет с 30 до 34 процентов. Сейчас в кодексе оставили тариф 30 процентов. Пенсионные взносы компании будут, как и сейчас, считать по тарифу 22 процента с выплат в пределах лимита и 10 процентов — со сверхлимитных сумм. Нагрузка по взносам возрастет в полтора раза у тех упрощенцев, которые ранее применяли льготный тариф. Но есть способы сэкономить на взносах. Примеры в статье « Пять законных способов снизить взносы, чтобы инспектор не заподозрил схемы ».
Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной бухгалтерской новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.
Пониженные тарифы для упрощенцев: справедливость торжествует
С 01.01.2017 вместо ОКВЭД1 действует новый ОКВЭД2. Из-за этого многие упрощенцы в 2017 г. не могли применять пониженные тарифы. Устранить проблему должно Письмо Минфина от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, доведенное до инспекций. Мы попросили прокомментировать этот документ специалиста ФНС России.
— Светлана Петровна, почему изменение в общем-то технического документа привело к таким серьезным последствиям в части применения пониженных тарифов?
— До 2017 г. упрощенцы могли платить взносы по пониженным тарифам, если их основной вид деятельности был упомянут в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. С 2017 г. все перечисленные там виды деятельности были дословно перенесены в ст. 427 НК РФ.
И проблема в том, что названия видов деятельности в этом перечне приведены в соответствии с утратившим силу ОКВЭД1. Вместе с тем в действующем с 01.01.2017 ОКВЭД2 некоторые виды деятельности изменили свое наименование или перешли из одного класса, подкласса (или группы) в другой. В результате получалось, что некоторые упрощенцы с 2017 г. формально утратили право на пониженные тарифы, хотя продолжали вести ту же деятельность, что и раньше.
— Но, согласно последним разъяснениям Минфина России, все упрощенцы, которые имели право на пониженные тарифы страховых взносов в 2016 г., вправе применять их и в 2017 г., и в 2018 г.?
— Да, но только если они выполняют остальные условия, установленные ст. 427 НК РФ:
- продолжают вести деятельность, которая дает право на применение пониженных тарифов взносов;
- доля выручки от этого вида деятельности в общем объеме их доходов составляет не менее 70%;
- их доходы за год не превышают 79 млн руб.
— Это касается и тех, кто уже получил от Минфина и ФНС разъяснения о том, что они с 2017 г. утратили право на пониженные тарифы взносов, например турагентств?
— Это касается всех, и дело тут не только в последних разъяснениях Минфина России и налоговой службы. Есть законопроект № 274631-7, который уже одобрен Советом Федерации. Скорее всего, он будет подписан Президентом РФ в ближайшее время. Согласно законопроекту названия основных видов деятельности, по которым можно было применять пониженные тарифы в 2016 г., в перечне подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ будут приведены в соответствие с их названиями в ОКВЭД2. В частности, там появится «деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма» — это название класса 79 по ОКВЭД2.
При этом законопроектом предусмотрено, что действие подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ в новой редакции будет распространяться на правоотношения, возникшие с 01.01.2017. Таким образом, будет решен вопрос не только с теми упрощенцами, которые применяли пониженные тарифы в 2016 г., но и с теми организациями и предпринимателями, которые только в 2017 г. стали применять УСН, в том числе и с вновь зарегистрированными.
— А что делать тем упрощенцам, которые весь этот год платили взносы по основным тарифам, хотя имели право на пониженные?
— В первую очередь, необходимо дождаться того момента, когда законопроект № 274631-7 станет законом и вступит в силу. Думаю, это случится до нового года. После этого, если по итогам 2017 г. остальные условия применения пониженных тарифов соблюдены, надо подать в ИФНС:
- уточненные расчеты по страховым взносам за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2017 г., в которых исчислить взносы по пониженным тарифам (на пенсионное страхование — 20%, на медицинское страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0%);
- заявление о зачете излишне уплаченной суммы взносов на ОПС в счет будущих платежей по этому виду страхования. Учитывая, что, скорее всего, суммы взносов на ОПС уже учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, их возврат налоговые органы не произведут;
- заявление о возврате излишне уплаченной суммы взносов на ОМС и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Так как для упрощенцев с основным льготируемым видом деятельности ставка этих взносов — 0%, зачитывать переплату в счет предстоящих платежей нецелесообразно.
И конечно, за расчетный период 2017 г. и за новые отчетные периоды 2018 г., которые наступят уже после вступления закона в силу, взносы можно платить по пониженным тарифам.
Кому положены пониженные тарифы страховых взносов в 2019 году
С 01.01.2017 изменен порядок исчисления и уплаты страхового обеспечения физических лиц на территории России. Новый порядок устанавливают:
- Налоговый кодекс, а именно главы 2.1 и 34, в части страховых взносов, администрируемых ФНС;
- ФЗ № 125-ФЗ от 24.07.1998 в части ФСС НС и ПЗ. Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 утратил свою силу 31.12.2016.
На основании действующего законодательства некоторые страхователи могут претендовать на значительное снижение размеров обязательных платежей на страховое обеспечение. Порядок применения пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году (льгот) для страхователей определяют:
- ст. 427 НК РФ;
- ст. 21 № 125-ФЗ (в 2017-2019 гг. определен п. 2 ФЗ № 419-ФЗ от 19.12.2016).
С 2017 года льготным категориям юридических лиц, указанным в ст. 427 НК, нет необходимости специально уведомлять налоговые органы о применении пониженных тарифов и ждать официального ответа (разрешения или отказа). Информация о применении льготы будет определена из единого расчета по страховым взносам при пониженном тарифе, но документальное подтверждение исключит запросы и уточнения со стороны контролирующих органов.
Условия применения пониженного тарифа страховых взносов
Ставки тарифов, установленных для льготных категорий, указаны в ст. 427 НК РФ.
При выполнении определенных условий льготы предоставляются:
- обществам, партнерствам на УСН;
- российским ИТ-компаниям;
- владельцам российских судов;
- некоммерческим и благотворительным организациям на УСН;
- ряду других.
С 2019 года законодатели отменили льготы по страховым взносам в отношении целого ряда экономических субъектов. К таковым относят:
- организации и ИП, применяющие УСН, по видам деятельности поименованным в п. 5 ст. 427 НК РФ ;
- аптеки (ИП или организации), имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, применяющие ЕНВД;
- ИП на ПНС — в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанной в патенте (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в пп. 19, 45-48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ ).
Полный перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право получить льготу по страховым взносам (гл. 34 НК), подтверждающие документы на право применения льготируемых ставок и значения ставок взносов, представлены в виде таблицы.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Наименование хозяйствующего субъекта
Ставка на случай ВНиМ
Хозяйственные общества и партнерства
Деятельность практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности:
- программы для ЭВМ;
- базы данных;
- изобретения;
- промышленные образцы;
- производство ноу-хау, исключительные права на которые принадлежат учредителям, участникам — бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными, автономными учреждениями;
- и т. д.
- реестр хозяйственных обществ и партнерств передают в контролирующие ведомства отделения Росреестра.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 1 п. 1;
- ставка — пп. 1 п. 2,
- прочие условия – п. 3, п. 4.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов, — 1,8 %.
Российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий
Деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших соглашения (договоры) с органами управления особыми экономическими зонами):
- разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа;
- оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
- устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных.
Организации имеют право использовать данную льготу:
- Для вновь созданных, если:
- аккредитованы в порядке, указанном в Постановлении Правительства РФ от 06.11.2007 № 758;
- доля доходов от указанных видов деятельности составляет не менее 90 % в общем объеме доходов организации за указанный период;
- среднесписочная численность — не менее 7 человек.
- Для организаций, не являющихся вновь созданными, если:
- аккредитованы в порядке, указанном в Постановлении Правительства РФ от 06.11.2007 № 758;
- доля доходов от указанных видов деятельности составляет по итогам 9 мес. года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 90 % в общем объеме доходов организации за указанный период;
- среднесписочная численность — не менее 7 человек.
Доходы определяются в рамках ст. 248 НК РФ, при этом не включаются доходы, указанные в п. 2, 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ:
- положительная (отрицательная) курсовая разница при покупке (продаже) валюты (п. 2 ч. 2 ст. 250 НК РФ);
- положительная курсовая разница, за исключением положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов (п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ).
- выписка из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
- расчет средней или среднесписочной численности работников (формы № 1-Т и № П-4);
- документы, подтверждающие вновь созданную организацию;
- подтверждение объема дохода по виду деятельности.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 3 п. 1;
- ставка — пп. 1.1 п. 2;
- прочие условия — п. 3, п. 5.
- закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 06.11.2007 № 758;
- ст. 248 НК РФ;
- п. 2, п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов, — 1,8 %.
Плательщикам, производящим выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна
Экипажи судов зарегистрированы в Российском международном реестре судов, за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах РФ.
- выписка из Российского международного реестра судов о регистрации судна;
- состав экипажа.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 4 п. 1;
- ставка — пп. 2 п. 2;
- прочие условия — п. 3.
Некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на УСН
Сфера деятельности в следующих областях:
- соц. обслуживание граждан;
- научные исследования разработок;
- образование;
- здравоохранение;
- культура и искусство;
- массовый спорт (за исключением профессионального).
Применение льготируемых ставок осуществляется при соблюдении условий:
- По итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным ставкам, сумма доходов должна составлять не менее 70 % по следующим доходам:
- целевые поступления (определяемые п. 2 ст. 251 НК РФ) на содержание НКО и ведение уставной деятельности;
- гранты (определяемые пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- доходы от видов деятельности (определяемых абз. 17-21, 34-36 пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ), а именно:
- научные исследования и разработки;
- образование;
- здравоохранение и предоставление социальных услуг;
- деятельность спортивных объектов;
- прочая деятельность в области спорта;
- деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
- деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
- деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.
- Выполнение требований, определяемых к УСН.
- При определении объема дохода организации учитываются поступившие и неиспользованные организацией по итогам предыдущих расчетных периодов (остатки):
- целевые поступления;
- гранты.
- деятельность НКО будет подтверждена Минюстом.
Норма ст. 427 НК РФ:
- субъекты — пп. 7 п. 1;
- ставка — пп. 3 п. 2;
- прочие условия — п. 3, п. 7.
- закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
- ст. 251 НК РФ
- Письмо Минфина от 20.06.2017 № 03-15-07/38391.
Пониженные тарифы страховых взносов по УСН с 2019 года отменили
До 2019 года «упрощенцы» могли платить страховые взносы по пониженным тарифам если одновременно соблюдались условия (Письмо Минфина от 25.01.2018 N 03-15-06/3961):
- доходы за текущий год не более 79 млн руб.;
- не менее 70% общей суммы доходов – доходы, связанные с одним из видов деятельности из пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.
Если оба условия выполняются, то можно начислять страховые взносы:
- на пенсионное страхование – по тарифу 20% с выплат, не превышающих предельную базу, с выплат сверх базы взносы не начисляйте;
- на ВНиМ и ОМС – по тарифу 0%.
Взносы «на травматизм» должны были начисляться по обычным тарифам – по ним льгот не было.
С 1 января 2019 года произошли изменения в части тарифов по страховым взносам (Федеральные законы от 03.08.2018 № 303-ФЗ и № 300-ФЗ).
Временный тариф на пенсионное страхование – 22 процента в рамках предельной базы и 10 процентов сверх лимита – стал постоянным. Повышать тарифы до 26 процентов по основному тарифу с 2021 года не будут.
Пониженные тарифы для некоммерческих и благотворительных организаций на упрощенке продлили до 2024 года. Эти страхователи и дальше будут платить только пенсионные взносы по тарифу 20 процентов.
Однако пониженные тарифы для компаний и ИП на упрощенке, аптек на ЕНВД и предпринимателей с патентами на 2019 год не продлили. Такие страхователи с 2019 года должны будут платить взносы на общих основаниях.
Итоговую таблицу с тарифами пониженных тарифов в 2019 году приводим в таблице:
Категории плательщиков страховых взносов
Какая проблема появилась у «упрощенцев», имеющих право на пониженные взносы
Масштабные поправки в НК, внесенные Федеральным законом № 335-ФЗ от 27.11.2017, содержат в себе немало сюрпризов для налогоплательщиков.
Расскажем об изменениях в ст. 427 НК, которые при ее буквальном толковании могут обернуться катастрофой для некоторых плательщиков УСН, применяющих пониженные тарифы страховых взносов.
Но при этом следует соблюдать условия по размеру выручки и доле льготных доходов в общей массе доходов.
Как определяется эта доля? Формула такова:
Доходы от льготного вида деятельности / Общие доходы * 100% = Доля льготных доходов
Если результат окажется больше 70%, то применять пониженные тарифы взносов можно.
Если доля доходов по льготному виду деятельности меньше 70%, то придется применять общий тариф взносов.
Это изменение применяется с 1 января 2017 г.
Обратимся к пп.1 п.1 ст. 346.15 НК. В нем говорится о доходах, указанных в статье 251 НК.
А теперь идем в статью 251 НК. Что мы там видим? В этой статье представлен обширный список доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.
Например, здесь поименованы средства, полученные по договорам кредита и займа, средства, полученные агентами и фактически принадлежащие принципалам, взносы учредителей, целевое финансирование и многое другое.
Например, компания на УСН занимается строительством. По итогам 9 месяцев 2017 года ее доход составил 5 млн. руб. Весь он относится к льготному виду деятельности, поэтому компания смело применяла пониженные тарифы. (5 млн/5 млн*100%=100%>70%)
Между тем в 2017 году фирма получила кредит в банке и заем от учредителя на общую сумму 3 млн. рублей. По новой формуле доля льготных доходов резко уменьшается и компания теряет право на пониженный тариф. (5 млн/8 млн*100%=62,5%
Вместе с тем, в данном случае можно применить пункт 2 статьи 5 НК, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение плательщиков страховых взносов, обратной силы не имеют.
В этой связи перерасчет делать не нужно, если он ухудшит положение страхователя.
Аргументы, которые помогут отстоять пониженный тариф страховых взносов
30 сентября 2014 7021
Почему льготный тариф не зависит от сведений в ЕГРЮЛ
Как обходят ограничения на применение пониженного тарифа
Как обосновать право на льготу при совмещении деятельности
Пониженные тарифы страховых взносов имеют право применять несколько категорий лиц, в том числе упрощенцы, занимающиеся определенными видами деятельности, аптечные организации на вмененке, а также ИП на патенте (п. 8 , 10 и 14 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, далее — Закон № 212-ФЗ). Вплоть до 2018 года они уплачивают взносы по ставке 20 процентов, которые в полном объеме зачисляются в ПФР (ч. 3.4 ст. 58 Закона №212-ФЗ).
При проверках контролеры из фондов довольно часто заявляют о необоснованности применения льготных тарифов. Однако есть ряд аргументов, которые помогают оспорить доначисления проверяющих в суде и отстоять выгодный способ снижения страховых взносов.
Право на льготу не зависит от сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ или иных документах
Чтобы упрощенец имел право применять пониженные тарифы, доля его доходов от основного вида деятельности, упомянутого в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212ФЗ, должна составлять не менее 70 процентов от общей суммы доходов (ч. 1.4 ст. 58 Закона №212-ФЗ). Аналогичный барьер действует и для некоммерческих организаций на упрощенке (ч. 5.1, п. 114.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
При проверке контролеры нередко отказывают в праве на льготу на том основании, что деятельность компании не соответствует упомянутой в Законе № 212-ФЗ (см. подверстку). К примеру, в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 07.07.14 № А14-4757/2013 основной претензией проверяющих был тот факт, что некоммерческая организация указала в ЕГРЮЛ и в расчете РСВ-1 вид деятельности 65.2 «Прочее финансовое посредничество», который не дает права на пониженный тариф.
Не только основной класс ОКВЭД дает право на пониженный тариф
В деле, рассмотренном Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа, компания на упрощенке вела деятельность «Управление эксплуатацией нежилого фонда» (код ОКВЭД 70.32.2). Проверяющие заявили, что она не имеет права на пониженный тариф, так как в Законе № 212-ФЗ содержится иной, более общий вид деятельности «Управление недвижимым имуществом» (код ОКВЭД 70.32). Конечно, в этом вопросе суд встал на сторону компании, указав, что к общей группе с кодом 70.32 относится, в том числе, и финансово-хозяйственная деятельность с кодом по ОКВЭД 70.32.2 (постановление от19.05.14 №Ф03-1447/2014).
В суде компания доказала, что ее фактическая деятельность является исключительно некоммерческой и соответствует заявленной в уставе, которая является льготируемой. Никаких посреднических услуг в области финансов она не оказывала. Кроме того, код 65.2 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее — ОКВЭД) относит к прочим услугам по финансовому посредничеству также услуги благотворительных и спонсорских фондов.
Суд, принимая решение в пользу компании, отметил, что указанный в ЕГРЮЛ, а также в расчете РСВ-1 код ОКВЭД 65.2 не свидетельствует об отсутствии права на применение пониженного тарифа. Данное право зависит от характера фактической деятельности страхователя, а не от кода ОКВЭД, указанного в документах. Отметим, что ФСС России еще в 2012 году указывал, что тот или иной вид экономической деятельности признается основным в целях Закона № 212-ФЗ только исходя из суммы доходов, независимо от данных, содержащихся в ЕГРЮЛ (письмо от10.02.12 №15-03-11/08–1395).
В другом аналогичном деле проверяющие указали, что, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности компании является полиграфическая деятельность (код ОКВЭД 22.22), которая не относится к льготируемым. Организация настаивала, что занимается еще и издательской деятельностью, что дает право на пониженный тариф взносов на основании пункта 7 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ. Но контролеры заявили, что общество не располагает для этого материально-технической базой.
В итоге компании пришлось доказывать ведение заявленной деятельности с помощью отчетности по НДС и налогу на прибыль, а также редакционно-издательских договоров. Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа принял эти доказательства и вынес решение в пользу организации (постановление от10.04.14 №А79-2734/2013). Дела с аналогичным исходом рассматривались и в постановлениях федеральных арбитражных судов Уральского от03.04.14 №Ф09-1642/14 и Северо-Кавказского от19.02.13 №А32-8107/2012 округов.
Суды не всегда учитывают при расчете 70-процентной доли необлагаемые доходы
В статье 58 Закона № 212-ФЗ четко указано, что для применения пониженных тарифов доля доходов от льготируемой деятельности у упрощенцев и некоммерческих организаций на УСН должна составлять не менее 70 процентов (ч. 1.4 и 5.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). Никаких иных условий для расчета этой доли не установлено.
Однако, по мнению проверяющих, долю нужно рассчитывать только с доходов, облагаемых единым налогом по УСН. И если в отчетном периоде у компании нет таковых, то она не может быть признана осуществляющей определенный вид деятельности в качестве основного и не имеет права на применение пониженного тарифа страховых взносов.
Такая ситуация очень распространена в области управления недвижимым имуществом, которое льготируется на основании подпункта «я.2» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ (см. подверстку). Большинство ТСЖ является некоммерческими организациями, и их доходы состоят из вступительных взносов, обязательных платежей членов товарищества, а также дотаций из бюджета. Эти доходы не облагаются налогом (п. 14 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Аналогичная ситуация складывается и у гаражных кооперативов (подп. «щ» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона №212-ФЗ).
Сдача собственной недвижимости в аренду — это не управление ею
Компания на упрощенке, которая получала 90 процентов всех доходов от сдачи в аренду собственной недвижимости, попыталась через суд доказать, что данный вид деятельности относится к управлению недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32). Последний дает право на применение пониженного тарифа страховых взносов на основании подпункта «я.2» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212ФЗ. По мнению организации, в Законе № 212-ФЗ не сказано, что льготы возможны только при управлении чужой недвижимостью. А компания определенно осуществляла управление недвижимым имуществом, пусть и находящимся в собственности у нее самой.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не согласился с этим (постановление от19.05.14 №Ф03-1447/2014). Он указал, что при сдаче имущества в аренду арендодатель не может рассматриваться как управляющая организация. Собственник имущества, переданного в аренду, остается его собственником. И обязанность по содержанию помещений возникает у него исходя из договора аренды, а не договора управления недвижимым имуществом.
Некоторые суды поддерживают требования проверяющих, указывая, что сумма доходов для расчета права на льготу определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Пример тому — постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от27.09.13 №Ф09-10040/13. В данном деле сумма доходов компании, облагаемых единым налогом, составила 38 тыс. рублей, тогда как фонд оплаты труда был равен 632 тыс. рублей. Суд, принимая решение в пользу контролеров, счел недопустимым тот факт, что сумма примененной льготы многократно превышает размер налогооблагаемых доходов товарищества. Аналогичный вывод содержится в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от20.05.13 №А50-18174/2012.
ВАС РФ в определении от09.06.14 №ВАС-6754/14 также отказал компании в праве на пониженные тарифы на том основании, что основным источником дохода для нее являлось целевое бюджетное финансирование. По мнению суда, эти суммы нельзя признать доходом от льготируемой деятельности (хотя их целевое предназначение — именно эта деятельность), так как они не получены в ходе реализации товаров, работ или услуг. Аналогичный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от29.04.14 №Ф09-2334/14, а также в постановлении этого же суда от02.07.13 №Ф09-7954/12.
Однако в некоторых случаях суды становятся на сторону компаний, указывая, что претензии проверяющих основаны на неверном толковании закона (постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от30.08.12 №А82-17592/2011 и от29.08.12 №А82-17590/2011). Второй арбитражный апелляционный суд в постановлении от23.10.12 №А82-2228/2012 подчеркнул, что применение пониженного тарифа страховых взносов не ставится в зависимость от наличия налоговой базы по единому налогу. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от03.04.14 №А56-30949/2013, Второго арбитражного апелляционного суда от16.10.12 №А82-2230/2012.
Отметим, что выгодную для компаний позицию поддерживает и ФСС России. В письме от18.12.12 №15-03-11/08–16893 чиновники отметили, что доходы ТСЖ и гаражных кооперативов в виде членских и иных взносов относятся к доходам от данного вида деятельности в целях применения части 1.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ.
Компания вправе применять пониженный тариф, совмещая по льготируемой деятельности УСН и ЕНВД
Может получиться так, что деятельность, которая дает право на применение льготного тарифа, частично облагается вмененным налогом. А компания при этом совмещает УСН и ЕНВД. Если при этом считать доходы только от упрощенки, то организация может и не получить права на пониженный тариф взносов.
Некоторые суды подходят к вопросу формально, соглашаясь принимать во внимание для расчета 70-процентной доли доходов только данные декларации по УСН (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от07.07.14 №А62-4749/2013). Однако Минздравсоцразвития России не против того, чтобы для расчета доли льготируемые доходы по упрощенке и вмененке суммировались (письмо от14.05.12 №1320–19). При этом доля доходов от вмененной деятельности определяется в соответствии с правилами упрощенки (ст. 346.15 НКРФ). Аналогичное мнение содержится и в письме ФСС России от18.12.12 №15-03-11/08–16893, в котором подчеркнуто, что пониженные тарифы применяются к выплатам всем работникам, в том числе занятым во вмененной деятельности. Поддерживают эти выводы чиновников в своих постановлениях и федеральные арбитражные суды Западно-Сибирского от23.08.13 №А03-13957/2012 и Поволжского от14.07.14 №А12-21975/2013 округов.
Заметим, что если компания применяет только вмененный вид деятельности, пусть даже и упомянутый в пункте 8 части 1 статьи 58 Закона № 212ФЗ, права на пониженный тариф она не имеет (письмо ФСС России от18.12.12 №15-03-11/08–16893). Так как она не является организацией на упрощенке.
Аптеки могут применять пониженные тарифы в отношении выплат всем работникам
При проверке аптек контролеры нередко настаивают, что пониженные тарифы могут применяться только к выплатам в пользу лиц, имеющих сертификат специалиста, позволяющий заниматься фармацевтической деятельностью. В отношении выплат иным работникам, по их мнению, должен применяться общий тариф. При этом они ссылаются на статью 100 Федерального закона от 21.11.11 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и письмо ФСС России от25.04.12 №15-03-18/08–4703. Однако суды не согласны с такой позицией, указывая, что аптечные организации вправе применять пониженные тарифы в отношении выплат всем работникам. Тем более что ФСС отозвал упомянутое разъяснение еще в конце 2012 года (письмо от 06.12.12 № 15-03-11/05–16023).
Фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарствами, в которых наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники. Они исполняют функции, направленные на обеспечение нормальной работы аптечной организации, поэтому также участвуют в осуществлении фармацевтической деятельности. Такие выводы содержатся в определении ВАС РФот13.08.13 №ВАС-10592/13. Кроме того, пониженные тарифы устанавливаются для юридического лица — плательщика взносов, а не для физлиц, с которыми у него заключены трудовые договоры (определение ВАС РФот29.08.13 №ВАС-11099/13).
Доход по нескольким льготным видам деятельности иногда можно суммировать
Компания вправе применять пониженный тариф, даже если она осуществляет несколько видов деятельности, каждый из которых в отдельности не дает права на льготу, так как сумма доходов по нему меньше 70-процентного барьера. Но только если эти виды относятся к одному классу по ОКВЭД. Такова позиция чиновников Минтруда России (письмо от03.04.13 №17–4/551). Аналогичный вывод содержится в определении ВАС РФот05.07.13 №ВАС-8038/13 и в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от14.02.13 №Ф09-2/13.
Если же льготируемые виды деятельности относятся к разным классам ОКВЭД и доходы ни по одному из них в отдельности не превышают 70 процентов от общей суммы доходов, то применение пониженного тарифа необоснованно (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от14.07.14 №А12-21975/2013). Дело в том, что, согласно Закону № 212-ФЗ, льготируемый вид деятельности должен быть основным. В рассматриваемой же ситуации у компании нет основного вида деятельности, по которому бы выполнялось условие о 70 процентах.
Если компания ведет деятельность, дающую право на льготные тарифы, не напрямую, а путем предоставления клиентам специализированного персонала по договорам аутстаффинга или аутсорсинга, то у нее нет права на применение пониженных тарифов. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от12.12.13 №А12-6652/2013. Дело в том, что в данном случае компания лишь предоставляет персонал, а такой вид деятельности не относится к льготируемым. Аналогичный вывод содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от05.12.13 №А12-6650/2013.
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.