Вс рф запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников

Описание страницы: вс рф запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников от профессионалов для людей.

ВС РФ запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников

Гострудинспекция оштрафовала компанию на 30 тыс. рублей за нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания.

Фирма уволила водителя за прогул позже отведенного для этого срока: после истечения 6 месяцев с момента совершения проступка.

С жалобой по этому поводу в надзорный орган обратился сам экс-сотрудник, в связи с чем была проведена проверка и назначены санкции. Компания обжаловала решение инспекторов в суде, но на ее сторону Фемида встала только на этапе рассмотрения спора в высшей инстанции.

Арбитры ВС РФ напомнили, что разногласия бывших работников с их работодателями устраняются в порядке разрешения индивидуального трудового спора. Заявление о наличии претензий к руководству заинтересованный должен подать в один из двух уполномоченных органов: в комиссию по трудовым спорам или в суд. Трудовая инспекция не вправе рассматривать указанные жалобы и не может принимать решения по таким делам.

За отсутствием состава правонарушения суд отменил решение госоргана, постановив прекратить производство по административному делу.

ВС РФ запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников

Изображение - Вс рф запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников uvolit_buhgaltera-e1459501857685

Организация уволила работника за прогулы. Он обратился с жалобой в трудовую инспекцию. Проверяющие пришли в организацию и провели внеплановую документарную проверку.

По ее итогам трудовые инспекторы решили, что увольнение было проведено с нарушением процедуры применения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ). Поэтому выдали организации:

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

• предписание об устранении нарушений путем отмены приказа о прекращении трудового договора;

• постановления о назначении штрафа 30 тыс. рублей за нарушение трудового права (ст. 5.27 КоАП РФ).

Организация не согласилась с обоими документами и оспорила их в суде.

По ее мнению, трудовая инспекция превысила свои полномочия по итогам проверки.

Дело в том, что между организацией и бывшим работником возникли разногласия по вопросу правомерности его увольнения — это является индивидуальным трудовым спором в соответствии со ст. 381 ТК РФ.

По закону таковым признается в том числе спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях, о котором заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров — комиссию по трудовым спорам или суд.

Государственная инспекция труда органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров не является и заменить его не может. Следовательно, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, инспекция вправе лишь выявлять правонарушения, но не решать трудовые споры.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях организации состава правонарушения.

ПРИМЕЧАНИЕ

Tакая позиция ранее встречалась в судах.

Однако Верховный Суд РФ прежде с ней не соглашался. Он полагал, что при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при применении к нему дисциплинарного взыскания, посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа о применении к работнику такого взыскания (Определение от 26.12.2017 № 31-КГ17-5).

Трудовой кодекс РФ гласит, что комиссия по трудовым спорам создается из работников организации по их инициативе или по инициативе организации. Работник может обратиться в такую комиссию в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Решение комиссии обязательно и подлежит исполнению в течение трех дней по истечении 10 дней, предусмотренных на его обжалование (ст. 384, 386, 389 ТК РФ).

ВС запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников

Гострудинспекция оштрафовала компанию на 30 тыс. рублей за нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания. Фирма уволила водителя за прогул позже отведенного для этого срока: после истечения 6 месяцев с момента совершения проступка. С жалобой по этому поводу в надзорный орган обратился сам экс-сотрудник, в связи с чем была проведена проверка и назначены санкции. Компания обжаловала решение инспекторов в суде, но на ее сторону Фемида встала только на этапе рассмотрения спора в высшей инстанции.

Арбитры ВС РФ напомнили, что разногласия бывших работников с их работодателями устраняются в порядке разрешения индивидуального трудового спора. Заявление о наличии претензий к руководству заинтересованный должен подать в один из двух уполномоченных органов: в комиссию по трудовым спорам или в суд. Трудовая инспекция не вправе рассматривать указанные жалобы и не может принимать решения по таким делам. За отсутствием состава правонарушения суд отменил решение госоргана, постановив прекратить производство по административному делу.

ВС РФ запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников

Гострудинспекция оштрафовала компанию на 30 тыс. рублей за нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания.

Фирма уволила водителя за прогул позже отведенного для этого срока: после истечения 6 месяцев с момента совершения проступка.

С жалобой по этому поводу в надзорный орган обратился сам экс-сотрудник, в связи с чем была проведена проверка и назначены санкции. Компания обжаловала решение инспекторов в суде, но на ее сторону Фемида встала только на этапе рассмотрения спора в высшей инстанции.

Арбитры ВС РФ напомнили, что разногласия бывших работников с их работодателями устраняются в порядке разрешения индивидуального трудового спора. Заявление о наличии претензий к руководству заинтересованный должен подать в один из двух уполномоченных органов: в комиссию по трудовым спорам или в суд. Трудовая инспекция не вправе рассматривать указанные жалобы и не может принимать решения по таким делам.

За отсутствием состава правонарушения суд отменил решение госоргана, постановив прекратить производство по административному делу.

Верховный Суд рассмотрел трудовой спор между работодателем и бывшим сотрудником. Он определил, что Трудинспекция не может штрафовать компании за незаконные увольнения. Даже если она получила жалобу от бывшего работника (постановление Верховного Суда от 18.01.2019 № 19-АД 18-32).

Читайте так же:  Нюансы оформления договора дарения доли (образец)

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Компания уволила водителя за прогул. Но сделала это после того, как прошло 6 месяцев с даты совершения проступка. Бывший сотрудник пожаловался в Трудинспекцию на нарушение процедуры. Поэтому ревизоры провели проверку компании и назначили ей штраф. Компания подала заявление в суд, чтобы обжаловать решение инспекторов. Но судьи встали на ее сторону только на этапе рассмотрения спора в высшей инстанции. Верховный Суд напомнил, что разногласия между бывшими сотрудниками и работодателями нужно решать в порядке индивидуального трудового спора. Поэтому работник должен был подать жалобу в один из двух уполномоченных органов: в комиссию по трудовым спорам или в суд. У Трудовой инспекции нет полномочий рассматривать жалобы бывших сотрудников. Поэтому и оштрафовать компанию она не может. Поэтому суд отменил решение госоргана и прекратил производство по административному делу.

Трудинспекция не может штрафовать работодателей из-за жалобы сотрудника

Верховный Суд рассмотрел трудовой спор между работодателем и бывшим сотрудником. Он определил, что Трудинспекция не может штрафовать компании за незаконные увольнения. Даже если она получила жалобу от бывшего работника (постановление Верховного Суда от 18.01.2019 № 19-АД18-32).

Изображение - Вс рф запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников 24mt4c56

Компания уволила водителя за прогул. Но сделала это после того, как прошло 6 месяцев с даты совершения проступка. Бывший сотрудник пожаловался в Трудинспекцию на нарушение процедуры. Поэтому ревизоры провели проверку компании и назначили ей штраф. Компания подала заявление в суд, чтобы обжаловать решение инспекторов. Но судьи встали на ее сторону только на этапе рассмотрения спора в высшей инстанции.

Верховный Суд напомнил, что разногласия между бывшими сотрудниками и работодателями нужно решать в порядке индивидуального трудового спора. Поэтому работник должен был подать жалобу в один из двух уполномоченных органов: в комиссию по трудовым спорам или в суд. У Трудовой инспекции нет полномочий рассматривать жалобы бывших сотрудников. Поэтому и оштрафовать компанию она не может. Поэтому суд отменил решение госоргана и прекратил производство по административному делу.

УНП обобщила судебную практику Северо-Западного округа, когда компанию обвиняют в нарушении трудового законодательства.

Таблица штрафов за нарушение трудового законодательства работодателем в 2018 году

Нарушения прав работников происходят сплошь и рядом, сейчас по статье 5.27 КоАП РФ можно привлечь к ответственности многие предприятия. Как отстоять свои права? Давайте выясним.

Изображение - Вс рф запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников 1499774176_trudovoe-zakonodatelstvo

Наиболее часто работодатель нарушает ТК РФ в следующих ситуациях:

Работнику не был выдан на руки трудовой договор. Это прямое нарушение ст. 67 ТК, которая гласит, что с работником следует после допуска к работе заключить трудовой договор в срок до трех дней. Составляется две копии, одна из них остается у работодателя, одна идет на руки вам. Штраф за неоформленного работника для ООО в 2018 составляет от 50 до 100 тысяч рублей (п. 4 ст.5.27 КоАП РФ). Штраф для ИП за неоформление работника – от 5 до 10 тысяч рублей.

Трудовой договор не содержит существенных условий. Полный их перечень содержится в 57 статье Трудового кодекса РФ, если же кратко – чаще всего не прописываются особенности режима труда и отдыха, условия выплаты зарплаты, принадлежащие по закону гарантии и компенсации, а также право на отпуск.

Наем иностранца, который не имеет специального патента. Штраф за нелегального рабочего в 2018 году – от 250 до 800 тысяч рублей для юр.лиц.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Работодатель не издал приказ о приеме на работу. В ст.68 ТК РФ говорится, что работодатель должен оформить соответствующий документ, причем с ним вас должны ознакомить под роспись. Издается приказ в течение 3 дней с момента, как вас допустили к работе.

Трудовой договор был заменен заключение срочного договора, причем обстоятельства не совпадали с 59 статьей ТК РФ (вы не собирались работать только в течение сезона, проходить стажировку, совершать работу, ограниченную по времени и т.п.). Похожее нарушение – заключение гражданско-правового договора.

Изображение - Вс рф запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников 1499774418_podpisanie-trudovogo-dogovora

    В случае изменения условий договора вас не известили в двухмесячный срок, хотя в таких ситуациях требуется обоюдное соглашение (ст.72,74 ТК РФ).

    При принятии на работу вы не были ознакомлены с правилами трудового распорядка и актами, напрямую связанными с вашими трудовыми функциями.

    Зарплата выплачивается реже раза в две недели (ст.36 ТК РФ), при увольнении не выплачиваются причитающиеся выплаты (ст.140 ТК РФ).

    Были нарушены правила ведение записи в трудовой книжке. В ней должны быть указаны данные о всех переводах, увольнениях, награждениях и т.п. При увольнении ее выдают в тот же день, задержки недопустимы (ст.66 ТК РФ).

    По отношению к работнику был установлен испытательный срок, нарушающий установленные нормы. Это может быть как назначение такого срока лицам, к которым он не применяется (прошедшие конкурс, беременные, несовершеннолетние, выбранные на должность, пришедшие при переводе или заключающие срочный договор), так и превышение сроков, неправомерное привлечение к работе во вредной для здоровья обстановке. Подробно правила об испытательном сроке регулируются в ст.70 ТК РФ.

    Изображение - Вс рф запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников 1499775217_shtraf-za-trudovoi-dogovor

    Законодатель предусмотрел несколько видов ответственности за нарушенные права в сфере трудовых правоотношений, в зависимости от тяжести нарушений:

    Материальная. Это компенсация за такие нарушения, как задержка выдачи зарплаты, трудовой книжки, увольнении без причины, причинения вреда здоровью работника.

    Дисциплинарная. Касается в большей степени самого сотрудника, как штатного, так и внештатного, который за совершенный проступок подвергается взысканию в виде замечания или выговора. В прочем, лица на управляющих должностях и руководители тоже подвергаются этому наказанию, хотя и реже.

    Административная. Выражается в виде штрафа или приостановления деятельности на 90 суток. Регулируется КоАП РФ.

    Уголовная. Наиболее строгий вид, применяется за нарушения правил охраны труда (ст.143 УК), невыплату зарплаты, пенсии или пособия (ст.145.1 УК), грубого нарушения установленных правил безопасности. Меры пресечения может назначить только суд.

    Таблица штрафов за административные правонарушения

    Для систематизации полученной информации мы решили описать наиболее частые правонарушения в формате таблиц. Для начала, рассмотрим те из них, что наказываются по КоАП РФ.

    ВС РФ уточнил, при каких условиях ГИТ уполномочена признавать привлечение работника к дисциплинарной ответственности незаконным

    Изображение - Вс рф запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников vs-rf-utochnil-pri-kakih-usloviyah-git-upolnomochena-priznavat-privlechenie-rabotnika-k-disciplinarnoy-otvetstvennosti-nezakonnym_200

    В Верховном Суде Российской Федерации рассматривался спор о правомерности предписания государственного инспектора труда, которым на работодателя была возложена обязанность отменить приказ о применении к работнику дисциплинарного взыскания в виде выговора (определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 31-КГ17-5).

    Свое решение ГИТ мотивировала тем, что работник был привлечен к ответственности за несовершение действия, которое не входило в его обязанности. Кроме того, работодателем были пропущены установленные ст. 193 Трудового кодекса сроки применения дисциплинарного взыскания. Суд первой инстанции счел доводы ГИТ убедительными и вынес решение о законности предписания. А вот суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что инспектор, вынося данное предписание, превысил свои полномочия, поскольку фактически разрешил индивидуальный трудовой спор, тогда как в силу ст. 356 ТК РФ государственная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателем законодательства, то есть выявляет правонарушения, а не разрешает споры, обязанность по рассмотрению которых возложена в силу ст. 381-397 ТК РФ на комиссии по трудовым спорам или суды.

    Действительно, ВС РФ неоднократно подчеркивал, что ГИТ вправе лишь выявлять очевидные нарушения законодательства и не может разрешать трудовые споры.

    Однако в данном случае высший судебный орган пришел к выводу об ошибочности заключений суда второй инстанции. Как указано в определении, при рассмотрении дела в порядке апелляции не было учтено право работника на обжалование дисциплинарного взыскания в ГИТ и полномочия инспектора труда на вынесение в адрес работодателя обязательных для исполнения предписаний в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Не проверив выявленные нарушения работодателем ст. 192, 193 ТК РФ при наложении дисциплинарного взыскания, суд апелляционной инстанции сделал преждевременный вывод о незаконности оспариваемого предписания.

    Отметим, что если нарушение работодателем сроков на применение дисциплинарного взыскания в большинстве случаев действительно носит очевидный характер, то вопрос о самом наличии состава проступка чаще всего будет представлять собой именно трудовой спор. Так, например, в постановлении от 3 марта 2017 г. № 18-АД17-6 ВС РФ как раз указывал на то, что спор относительно обоснованности применения дисциплинарного взыскания в силу ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом в рамках гражданского судопроизводства.

    Штрафы для юридических лиц назначаются трудовой инспекцией при обнаружении фактов нарушения прав и законных интересов персонала. Согласно действующим законодательным нормам в 2018 году за нарушение норм трудового права виновные лица подвергаются привлечению к административной и уголовной ответственности.
    Если при проверке деятельности фирмы юридическими инспекторами будут выявлены нарушения гражданских прав, то должностные лица организации будут наказаны. Юридическую ответственность за соблюдение правил охраны труда и ведения трудовых отношений на предприятии несут:

    • руководители организации и их представители;
    • главные бухгалтеры компании;
    • начальники отделов кадров;
    • иные лица, уполномоченные начальством на выполнение обязанностей, связанных с контролем соблюдения правил охраны труда.

    С января 2017 года размеры штрафов инспекции по труду значительно возросли. Последние изменения в КоАП РФ позволили применить методику диверсификации ответственности. Был расширен перечень противоправных деяний, за которые представителям юридических лиц, придется оплатить штраф от трудовой инспекции, назначенный в 2018 году.

    Ранее действующие административные предписания, предусматривающие наказание за нарушение трудового законодательства, были собраны в общих нормах ст. 5.27 КоАП РФ. Также до наступления 2017 года инспектор, проводящий проверку и обнаруживший нарушения, мог применять санкции и назначить штраф не более 50 000 рублей за все нарушения в совокупности.
    Преобразование административного законодательства позволило дополнить КоАП РФ статьями, описывающими отдельные составы правонарушений в сфере охраны труда. Максимальная сумма штрафной станции была увеличена в 2 раза и составила 100 000 рублей.

    Меры по увеличению размеров отдельных штрафов помогли снизить количество зафиксированных трудовых правонарушений. Работодатели, вынужденные платить серьезные штрафы за нарушение прав своих сотрудников, стали более осмотрительными и внимательными к персоналу.

    Преобразованию подверглись нормы о сроках давности, установленных для привлечения работодателей к административной ответственности. Ранее начальники, допустившие ущемление интересов сотрудников, могли быть подвергнуты административному наказанию за нарушения трудового законодательства в течение 2-х месяцев.
    В настоящее время закон продлил срок давности до 1 года, что позволило применять меры наказания к руководителям, уклоняющимся от ответственности длительный срок.

    Предписания ст. 5.27 КоАП РФ описывают взыскания за отступление от установленных трудовых норм. За такое правонарушение в сфере трудового законодательства виновным назначают штраф, достигающий 50 тысяч рублей. Если факт отступления от правил выявляется повторно, то взыскание будет увеличено до 50-70 тысяч рублей.

    Если начальник совершил допуск к работе гражданина, с которым не заключен трудовой договор, то штрафная санкция составит 10-20 тысяч рублей. Руководство, которое неправомерно отказывается от оформления трудовых отношений или оформляет контракт ненадлежащим образом, будет наказано взысканием до 100 тысяч рублей. Повторное привлечение субъекта к ответственности за отказ от составления трудового договора грозит штрафом до 200 тысяч рублей.

    Если руководство компании допустило несоблюдение предписаний по охране труда, сумма денежного взыскания составит до 80 тысяч рублей. Аналогичное наказание применяется за нарушение порядка ведения специальной оценки трудовых условий или отказ от ее проведения. Материальное взыскание в сумме до 130 тысяч рублей устанавливается за неправомерный допуск к трудовой деятельности сотрудника, не прошедшего:

    • ознакомление с нормами по охране трудовой деятельности;
    • проверку полученных после обучения знаний по технике безопасности;
    • обязательное освидетельствование у психиатра;
    • предварительный осмотр после принятия на работу;
    • периодический осмотр у врача.

    Отсутствие у персонала индивидуальных средств защиты по вине работодателя наказывают штрафом, сумма которого достигает 150 тысяч рублей. Если руководство предприятия повторно совершает аналогичные нарушения техники безопасности на производстве, инспектор:

    • назначит штраф, составляющий 100-200 тысяч рублей;
    • вынесет решение о приостановке деятельности организации на определенный срок.

    Нарушение органом, осуществляющим проверку трудовых условий, порядка ее проведения влечет штраф, равный 70-100 тысячам рублей. Если факт отступления от регламентированных условий специальной проверки выявляется вновь, виновный наказывается приостановлением деятельности или штрафом, достигающим 200 тысяч рублей.

    Денежное взыскание в размере до 200 тысяч рублей грозит юридическим лицам, которые:

    • отказались от выполнения законного предписания государственного служащего, деятельность которого направлена на защиту трудовых прав работников;
    • ненадлежащим образом исполнили предписания властного органа, уполномоченного на надзор за соблюдением трудовых прав рабочего персонала.

    В отдельных случаях юридические лица могут быть подвергнуты уголовному наказанию. Так, в ст. 143 УК РФ описывается состав преступления, предусматривающий нарушение правил по охране трудовой деятельности лицами, которые обязаны соблюдать их.

    Наказание по УК РФ назначается, если неосторожные действия виновного вызвали наступление тяжкого вреда здоровью другого лица. В этом случае виновный наказывается денежным взысканием (400 тысяч рублей) или лишением свободы.
    Дополнительной мерой наказания является лишение права заниматься каким-либо видом деятельности.

    Увольнение беременной сотрудницы или матери ребенка до 3-х лет, необоснованный отказ в принятии соискателя на работу влечет штраф до 200 тысяч рублей или обязательные работы.
    Отказ от выплаты заработной платы или других обязательных платежей более 3-х месяцев влечет назначение штрафа в размере до 120 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы.

    Верховный суд: компания не обязана наказывать работников по требованию прокурора

    Верховный суд РФ запретил прокурорам требовать от компаний наказать своих работников.

    Верховный суд разъяснил, что компания вправе, но не обязана привлекать сотрудников к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК РФ). Поэтому прокурор не может требовать от компании наказать виновных сотрудников и налагать штраф за отказ.

    Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

    Изображение - Вс рф запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников cart-lawyercom

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Читайте в №3, 2019

    Что было на VII юридическом форуме в Кремле

    Как перейти на него и не пожалеть об этом

    Как налоговая на самом деле проверяет сведения в ЕГРЮЛ

    Подготовлено по показаниям инспекторов.

    Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки.

    © 2007–2018 ООО «Актион кадры и право»

    Журнал «Юрист компании» –
    первый практический журнал для юриста

    Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».
    Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Юрист компании» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015.

    Кофанов Д.

    Начать семинар мне хотелось бы с рассмотрения мер ответственности и других негативных последствий, которые грозят работодателю за то, что он неправильно увольняет работников. А затем уже мы перейдем к изучению оснований и процедур увольнения.

    Незаконное увольнение, либо увольнение с нарушением прописанной в ТК процедуры, либо просто наличие какого-то конфликта между работодателем и работником могут вызывать недовольство последнего и желание пожаловаться. Жаловаться на работодателя он может как в суд, так и в государственную инспекцию труда — у каждого из этих органов есть свои методы воздействия на работодателей.

    Сейчас в КоАП есть только одна статья, по которой наказывают за нарушения законодательства о труде и об охране труда, в том числе за незаконные увольнения работников. Привлекая работодателей к ответственности, трудинспекторы применяют статью 5.27 “Нарушение законодательства о труде и об охране труда” КоАП РФ. Штраф по этой статье, налагаемый на должностное лицо, составляет от 1000 до 5000 рублей, на организацию — от 30 000 до 50 000 рублей.

    Теперь надо выяснить, в какие сроки уволенный работник имеет право обратиться с жалобой. В Трудовом кодексе существует статья 392, которая посвящена срокам обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Эти сроки по спорам об увольнении составляют месяц с момента увольнения, то есть с того момента, когда работник получил на руки приказ об увольнении или трудовую книжку. По остальным трудовым спорам срок — 3 месяца с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своих трудовых прав. Но эти сроки касаются обращения работника именно в суд.

    А вот крайних сроков для обращения работников в государственную инспекцию труда не существует. То есть, независимо от того, когда человека уволили, у него всегда есть шанс обратиться в инспекцию труда, пусть даже через год или 2 после увольнения — и такие прецеденты бывают. Инспекция труда все равно обязана рассмотреть его заявление и провести соответствующую проверку.

    Однако не все так плохо. В 2011 году в Обзоре судебной практики Верховный суд пояснил, что если работник пожаловался в трудинспекцию на незаконное увольнение за пределами срока, установленного частью 1 статьи 392 ТК, то работодатель, решивший оспорить предписание трудинспекции об отмене приказа об увольнении, вправе заявить в суде о применении последствий пропуска работником указанного срока.

    Причем для трудинспекции этот срок не действует автоматически — инспекторы не скажут работнику, что не примут от него заявление из-за пропуска срока на оспаривание незаконного увольнения. Они все равно могут вынести предписание об отмене приказа об увольнении. Однако у работодателя с 2011 года появился дополнительный инструмент — возможность заявить в суде, что работник поздно обратился в инспекцию труда за разрешением спора об увольнении. Но заявить об этом в судебном заседании должен сам работодатель, никто другой за него этого делать не будет.

    Теперь такой вопрос: может ли инспекция труда сама восстановить человека на работе? В Трудовом кодексе предусмотрена такая процедура, как восстановление человека на работе по решению инспекции труда. Об этом говорится в норме пункта 2 части 1 статьи 83. Выглядит это так — инспекция труда может выдать предписание об отмене приказа об увольнении, которое работодатель обязан исполнить. В свою очередь, отмена приказа об увольнении означает автоматическое восстановление человека на работе.

    Когда на место незаконно уволенного уже успели взять нового работника, то его следует уволить по пункту 2 части 1 статьи 83 ТК, если для него не нашлось другой работы или он от нее отказался. Уволенному по этому основанию работнику придется выплатить выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка.

    Если же работодатель считает предписание незаконным, например по причине пропуска срока обжалования увольнения, он может в течение 10 дней обжаловать его в суде.

    Помимо того что трудинспекция может восстановить человека на работе, она, как я уже говорил, может наказать организацию-работодателя или ее должностное лицо за нарушение законодательства о труде, выразившееся в незаконном увольнении работника, наложив штраф по статье 5.27 КоАП. Вопрос: может ли кадровик с точки зрения применения к нему административной ответственности считаться должностным лицом? То есть можно ли начальника отдела кадров или простого кадровика оштрафовать по этой статье?

    Давайте посмотрим, кого КоАП относит к должностным лицам. Это не только руководитель организации, но и другие работники, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Расшифровку того, что понимается под такими функциями, можно встретить в Постановлениях Пленума Верховного суда. Организационно-распорядительные функции — это, в числе прочего, расстановка и подбор кадров. И собственно говоря, если эти функции в установленном порядке возложены на сотрудника отдела персонала, то он может быть наказан как должностное лицо.

    Поскольку, как мы выяснили, кадровик для целей применения административной ответственности может считаться должностным лицом, давайте рассмотрим еще часть 2 статьи 5.27 КоАП. Она говорит о том, что если при первой проверке трудинспектор наложил на должностное лицо административный штраф, то аналогичные нарушения, выявленные в течение года при второй проверке, уже могут повлечь дисквалификацию этого лица. Как вы думаете, можно ли дисквалифицировать кадровика?

    Напомню, что по тем делам, по которым предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, постановление выносит только суд. А трудинспектор, выявивший в ходе проверки правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, только составляет протокол и передает документы в суд.

    Надо сказать, некоторые специалисты придерживаются мнения, что если в организации будет выявлено повторное нарушение каких-либо норм трудового законодательства и протокол о привлечении к административной ответственности подпишет именно кадровик, то к нему может быть применена дисквалификация. Но последние лет пять я на семинарах в разных регионах России спрашивал слушателей, известны ли им случаи дисквалификации кадровиков, и пока мне про такое никто не рассказал.

    И здесь еще возникает вопрос: если дисквалификация кадровика возможна, то какими видами деятельности нельзя заниматься дисквалифицированному кадровику? По моему мнению, дисквалификация в принципе не имеет никакого отношения к специалистам по работе с персоналом. Прочитаем определение дисквалификации: это лишение физического лица права занимать должности в органе управления юрлица, совете директоров, осуществлять деятельность в управлении юрлицом. То есть это запрет на управление организацией в течение определенного срока, и не более того. Теоретически можно дисквалифицировать директора по управлению персоналом, если он входит в совет директоров. Но это означает только то, что директор по персоналу в дальнейшем не сможет быть членом совета директоров, однако он все равно может оставаться директором по персоналу. Так что, с практической точки зрения, дисквалификация кадровика и маловероятна, и бесперспективна.

    Полный текст семинара читайте в журнале “Главная книга.Конференцзал” № 2/2014

    АНО ДПО «Новгородский Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса»

    Статус c 2002 года
    «Региональный центр охраны труда Новгородской области»

    Великий Новгород, ул.Яковлева, 13, офис 109
    Тел/факс: 8 (8162) 73 86 86
    E-mail: [email protected]

    Изображение - Вс рф запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников license

    Изображение - Вс рф запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников spravka

    Как инспекция труда назначает штрафы
    #проверка_ГИТ@ohranatruda53

    После проверки инспектор выдаст два документа: акт и предписание
    До составления протокола об административном правонарушении инспектор заранее уведомит директора и вручит ему требование о явке в трудовую инспекцию. В протоколе фиксируют только сам факт нарушения
    По результатам проверки работодателя могут предупредить, оштрафовать, дисквалифицировать, приостановить деятельность организации
    После проверки инспектор выдает представителю компании два документа: акт и предписание.

    В акте инспектор указывает все обстоятельства, которые изучил в ходе проверки. В предписании — все нарушения, которые обнаружил, и срок для их устранения.

    Если по нарушениям не истекли сроки давности, инспектор составляет протокол об административном правонарушении. На основании протокола ГИТ возбуждают дело об административном правонарушении.

    Протокол ГИТ
    Напоминаем
    Законом утвержден перечень бланков, на которых помещается Государственный герб РФ. Протокол об административном правонарушении в этот перечень не входит, т. е. отсутствие герба РФ на протоколе не означает, что он составлен с нарушением.

    Протокол об административном правонарушении инспектор оформляет, если за выявленные нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. Вместе с протоколом инспектор составляет постановление о назначении административного наказания за выявленные нарушения.

    Чтобы составить протокол, инспектор должен заранее уведомить об этом представителя компании. Обычно за несколько дней до окончания проверки инспектор вручает гендиректору компании как ее законному представителю требование о явке. В этом документе инспектор указывает, когда нужно подойти в инспекцию, чтобы составить протокол об административном правонарушении в отношении организации и гендиректора. Если инспектор не может вручить требование о явке лично гендиректору или представителю компании по доверенности, он направит его по почте, по факсу или электронной почте.

    Не пропускайте поход в инспекцию, если инспектор нашел нарушения
    Представителю компании стоит присутствовать на всех стадиях рассмотрения дела.

    Если директор сам не может посещать трудовую инспекцию, то он должен выдать другому представителю компании, например, юристу две доверенности: от имени компании и от своего имени. В доверенностях прописывают, что у представителя есть полномочия защищать интересы компании и ее директора при производстве по делу об административном правонарушении. Также указывают, какие функции он уполномочен выполнять: получать копии протоколов, расписываться в них, представлять ходатайства, передавать в инспекцию документы и т. д.

    Протокол составляют в присутствии представителя компании, который имеет право:

    знакомиться с нарушениями, за которые впоследствии инспектор может назначить штраф;
    указывать неточности в протоколе, передавать инспектору ходатайства, документы, которые подтверждают, что компания или директор не нарушали трудовое законодательство.
    Копию протокола инспектор передает представителю компании. Вместе с протоколом инспектор передает определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.

    Обжалование. Протокол обжаловать нельзя. В этом документе лишь фиксируют факт нарушения, он относится к доказательствам по делу об административном правонарушении и его оценивают уполномоченные лица ГИТ или суд, когда решают вопрос о привлечении к административной ответственности.

    Постановление инспектора ГИТ
    В постановлении инспектор назначает наказание только за те нарушения, в которых он установил вину организации и должностного лица. Требования к постановлениям указаны в ст. 29.10 КоАП РФ. Копию постановления отдают представителю компании или гендиректору.

    Не уклоняйтесь от получения постановлений. Многие компании полагают, что если они не получат этот документ, он вернется в инспекцию и штраф платить не придется. Это не так. Пленум ВС РФ в постановлении от 24.03.2005 № 5 указал, что постановление вступает в силу через 10 суток после того, как оно возвращается в суд или к должностному лицу, которое его составило. Компания обязана оплатить штраф в течение 60 дней с этого момента. В противном случае инспектор составит новый штраф за неуплату основного.

    Обжалование. Постановление по делу об административном правонарушении можно обжаловать в административном или судебном порядке на основании гл. 30 КоАП РФ. Государственной пошлиной такая жалоба не облагается.

    Наказания по итогам проверки
    Виды наказаний, которые грозят работодателю по результатам проверок:

    1. Штраф. Это самое распространенное наказание, его применяют как к компаниям, так и к должностным лицам.

    2. Дисквалификация. Применяют только к должностным лицам.

    3. Приостановление деятельности. Применяют к компаниям и к предпринимателям.

    4. Предупреждение. Применяют в отношении компаний и должностных лиц.

    Штраф
    Штрафы назначают по каждой части ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ. Статья 5.27 предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства, а ст. 5.27.1 — за нарушение законодательства об охране труда.

    Если инспектор выявит несколько нарушений, которые подпадают под санкции разных частей ст. 5.27 или 5.27.1, он составит соответствующее количество постановлений.

    Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за общие нарушения, такие как невыплата зарплаты, а другие части этой статьи предусматривают ответственность за конкретные нарушения. Так, ч. 3 ст. 5.27 предусматривает ответственность за уклонение от оформления трудового договора либо за заключение гражданского договора вместо трудового. В этом случае инспектор составит несколько постановлений. И это будет законно — все суды сходятся во мнении, что инспектор вправе это делать, потому что каждая часть ст. 5.27 и 5.27.1 предусматривает ответственность за конкретные нарушения.

    Более того, инспекторы могут назначить несколько штрафов по одной части ст. 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ.

    Если работодатель не выплатил зарплату 20 работникам, инспектор может назначить 20 штрафов — по штрафу за каждого работника.

    В августе 2014 года ВС РФ рассматривал ряд подобных дел, где трудовая инспекция оштрафовала руководителя муниципального учреждения за каждое нарушение и наложила 5 штрафов. Верховный Суд РФ признал такую практику правомерной (постановления ВС РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-11 и 12, 13, 14). Вслед за ним многие нижестоящие суды также стали признавать такую практику инспекций правомерной. Судьи ссылаются на ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, в которой указано, что лицо отвечает за каждое нарушение, которое оно совершило независимо от того, в рамках одной части или нескольких частей, т. е. сколько нарушений было, столько будет и штрафов.

    Штрафы на должностных лиц компании. Гендиректор практически всегда отвечает за нарушения, выявленные при проверке.

    Кроме директора, могут отвечать и другие работники компании, если они являются должностными лицами в правонарушении.

    Должностным считается лицо, которое выполняет в компании организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

    Чтобы понять, является ли конкретный работник должностным лицом, изучите его трудовой договор, приказы о возложении обязанностей, должностные инструкции. Это могут быть, например, обязанности по охране труда или пожарной безопасности, которые руководитель возложил приказом на определенного работника.

    Дополнительно к теме

    Может ли ГИТ оштрафовать дважды за две жалобы?
    Рассмотрим ситуацию. Работники подали две жалобы — о задержке зарплаты и невыплате компенсации за вредные условия труда. По этим жалобам были проведены две проверки. Может ли ГИТ оштрафовать работодателя дважды?

    Нет, не может. Закон запрещает повторно наказывать виновное лицо за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). Значит, инспекторы по итогам двух проверок имели право назначить компании только одно наказание.

    В аналогичной ситуации Верховный Суд РФ освободил компанию от второго штрафа. Выдержка из постановления ВС РФ от 09.08.2016 № 29-АД16-9:

    «Частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. То обстоятельство, что допущенные нарушения выявлены по материалам двух внеплановых документарных проверок и касаются обстоятельств несвоевременной выплаты заработной платы разным сотрудникам обособленного подразделения общества, не является основанием для назначения самостоятельных наказаний».

    Дисквалификация
    Дисквалификацию назначают должностным лицам, которые входят в органы управления компании. Это генеральный директор и члены коллегиального исполнительного органа, если с ними заключили трудовые договоры. Обычно такие люди бывают заместителями директора. Остальных работников нельзя дисквалифицировать, потому что они не числятся в органах управления организации.

    Предупреждение
    Предупреждение не предполагает никаких финансовых санкций. Предупреждения назначают, если нарушение:

    совершено впервые;
    не создает угрозы, вреда жизни и здоровью людей.
    Чтобы инспектор назначил предупреждение, лучше подать ему ходатайство и отразить в нем эти два критерия. Инспектор рассмотрит ходатайство в рамках административного производства и определит, достаточно ли предупреждения.

    Когда штраф могут заменить на предупреждение?
    В Кодекс об административных правонарушениях РФ внесли ст. 4.1.1 «Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением» (Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ вступил в силу с 4 июля 2016 года).

    Теперь субъектам малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение могут заменить штраф на предупреждение. Статью 4.1.1 КоАП РФ применяют, если в деле есть достоверные доказательства того, что привлеченное к ответственности лицо — субъект малого и среднего предпринимательства, и оно впервые совершило правонарушение.

    Отказать в применении ст. 4.1.1 КоАП РФ могут в том случае, если в материалах дела есть доказательства того, что соответствующее лицо ранее привлекали к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

    Штраф заменят на предупреждение, если:
    — нет имущественного ущерба, вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия или безопасности государства;
    — не было угрозы чрезвычайной ситуации.

    Приостановление деятельности
    Приостановление деятельности — самый строгий вид административных наказаний, который грозит работодателю.

    Его применяют в отношении предпринимателей и компаний. Приостанавливают деятельность на срок до 90 суток. Причем могут приостановить деятельность как компании в целом, так и отдельного филиала, цеха или конкретного оборудования, которое влечет угрозу здоровью и жизни людей. Правила приостановления деятельности также изменились. Если раньше суд мог приостановить деятельность по результатам проверки трудовой инспекции даже за первое нарушение, то сейчас приостановить деятельность могут только за повторное аналогичное нарушение.

    Источник: Электронный журнал “Охрана труда в вопросах и ответах” Март 2017
    Татьяна КУТУЗОВА,
    эксперт справочной системы «Охрана труда»

    Изображение - Вс рф запретил трудинспекции штрафовать фирмы по жалобам бывших сотрудников 34009884445
    Автор статьи: Илья Апинов

    Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
Читайте так же:  Минфин рассказал, как учитывать операции с подарочными сертификатами
Оценка 3.1 проголосовавших: 67

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here