Описание страницы: проверка длительностью более 15 часов недействительна от профессионалов для людей.
Содержание
Проверка длительностью более 15 часов недействительна
Организация оспорила выданное предписание по результатам проведенной в ее отношении проверки.
Компания сослалась на то, что инспекторы из жилищной инспекции превысили длительность проведения проверки. Она составила 20 часов (по 1 часу в день в течение 20 рабочих дней). Однако по закону предприятие из категории микробизнеса запрещено проверять более 15 часов (ч. 2 ст. 13 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Судьи с этим согласились и признали, что нарушение порядка проведения ревизии действительно имело место.
В соответствии с утвержденным прокуратурой области ежегодным планом проверок в отношении общества в период с 21.08.2017 по 15.09.2017 жилищная инспекция назначила проведение плановой выездной проверки, о чем вынесла распоряжение. Инспекторы проверяли объекты организации все 20 дней, уделяя ежедневно по 1 часу на каждый объект.
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, продолжительность плановых выездных проверок не может превышать 20 рабочих дней.
Однако еще есть специальное правило (ч. 2 той же статьи): общая длительность проверок компании из категории малого бизнеса не может превышать в год:
- 50 часов – для малого предприятия;
- 15 часов – для микропредприятия.
Данная организация соответствовала критериям малого, а точнее, микропредприятия, в частности, имела численность работников менее 15 человек.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства относится к грубым нарушениям.
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»
Пятнадцать часов – это максимальная длительность всех плановых выездных проверок в течение года.
Поэтому если один проверяющий госорган выбрал все время, то это делает невозможным проведение в отношении компании проверок другими контролирующими органами, подпадающими под действие Закона № 294-ФЗ.
Фактическая продолжительность ревизии должна быть отражена в акте проверки, составленном инспекторами. Если общее время ревизии в нем не указано, то презюмируется, что ограничение по времени не было соблюдено, проверка считается недействительной (Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2017 № 303-АД16-18538).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Фиксировать длительность проверки компания может и сама. Для этого предназначен специальный журнал учета проверок. Суды принимают его в качестве доказательства продолжительности ревизии. Если она превышена, результаты проверки отменяются (Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2016 № 309-КГ16-8968).
Актуальная официальная форма журнала учета проверок приведена в приложении № 4 к Приказу Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 (доступен в СПС «КонсультантПлюс»).
Проверка длительностью более 15 часов недействительна
Любопытной ® [26.04.2011 16:53:13]
Ограничения сроков проведения проверок закреплены в ст. 13 Закона N 294-ФЗ.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий (объединенный) срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Следует обратить внимание, что при выездной проверке субъекта малого предпринимательства (в т.ч. и для микропредприятия) в акте проверки и в журнале учета проверок необходимо указывать даты, точное время, продолжительность (в часах и минутах) нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица (с указанием места проверки).
Таким образом, если ваши проверяющие выполнят эти условия, то они сделают все в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Проверки малого бизнеса не смогут длиться более 50 часов в год
Министерство экономического развития выставило на общественное обсуждение законопроект, который позволит полностью изменить механизм государственного и муниципального контроля за организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Как разъяснили чиновники, в настоящее время в стране действует порядка 200 различных нормативных актов регулирующих организацию государственного и муниципального надзора за бизнесом. Вместе с тем все они разрозненны и создают сложности для предпринимателей, которые ждут от государства понятной системы. Кроме того, в последние несколько лет были приняты решения, которые должны быть отражены в законодательстве, например, особая поддержка малого бизнеса. С учетом этих обстоятельств и был разработан новый законопроект под названием «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации».
Планируется, что нормы документа не будут распространяться на:
- контроль, осуществляемый президентом и парламентом;
- правосудие;
- прокурорский надзор;
- внешний государственный аудит;
- контроль за соблюдением избирательного законодательства и норм о референдуме;
- мероприятия по пресечению противоправных деяний, представляющих угрозу государства, общественному порядку, населению;
- оперативно-розыскные мероприятия, мероприятия по проведению дознания и предварительного следствия;
- контроль при исполнении уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера;
- расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- расследования причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений;
- расследования причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;
- расследования причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
- расследования причин аварий в электроэнергетике; производства по делам об административных правонарушениях.
Чиновники полагают, что исключить вышеназванные виды контроля необходимо для того, чтобы установить для них особые правила. Во всех остальных случаях должна быть создана единая система, отличающаяся от действующей эффективностью и прозрачностью. В частности, в законопроекте предусмотрено, что проверки бизнеса должны осуществляться в строгом соответствии с регламентами каждого отдельного органа контроля. При этом частота плановых визитов контролеров должна зависеть от классов опасности осуществляемой предпринимательской деятельности. Всего таких групп риска будет шесть – от чрезвычайно высокого до низкого. Периодичность проведения проверок для каждой из категории предложено устанавливать отдельным законом или постановлением правительства.
В Министерстве экономического развития также предлагают уточнить, какие формы муниципального и федерального контроля будут доступны контролерам. В исчерпывающий список вошли проверка, рейдовое обследование, наблюдение, мониторинг и контрольная закупка. Эти способы надзора планируется дифференцировать в зависимости от хозяйственной деятельности. Например, для контроля лесов, дорог, транспортной инфраструктуры проверяющие смогут провести рейдовое обследование, а открытым наблюдением (с использованием фото и видео аппаратуры) разрешат пользоваться для пресечения нарушений при взаимодействии с объектами культурного наследия, окружающей среды и отдельных природных объектов. Одновременно контролеры смогут при необходимости проводить осмотры и досмотры, опросы и допросы, инвентаризацию и экспертизу, а также иные действия, необходимые для осуществления надзора.
В законопроекте уточняется, что камеральная или внеплановая проверка не могут длиться более 60 дней. При этом указано, что общий срок проведения плановых выездных проверок для субъектов малого предпринимательства не должен превышать 50 часов в год, а для микропредприятия – 15 часов в год.
Порядок проведения проверок чиновники решили пока не менять. По-прежнему для визита к предпринимателю необходимо будет получить согласие прокуратуры. При этом процедуру уведомления о плановом визите планируется утвердить в отдельном законе. Не исключено, что она тоже сохранится. Что касается внеплановых проверок, то основания для них также не изменятся.
Министерство экономического развития надеется, что его документ сможет вступить в силу уже с 1 января 2017 года, отмечая, что в большинстве случаев нормы осуществления государственного и муниципального контроля сохранятся. В тех случаях, когда для вступления в силу закона понадобятся новые нормативные акты, предложено дать правительству и парламенту год на их разработку и принятие. В первую очередь, это коснется создания национальной и ведомственных систем управления рисками при осуществлении государственного и муниципального контроля.
С проверкой Роспотребнадзора может столкнуться любой предприниматель, поэтому очень важно быть готовым и к плановым, и к незапланированным проверкам. Эксперты рассказали Контур.Журналу, как правильно подготовиться к визиту контролеров, какие документы нужно иметь под рукой и как отстоять свои права, если вы не согласны с решением проверяющей комиссии.
Олег Кириллов, партнер юридической компании «Холдсвей»
С проверкой Роспотребнадзора могут столкнуться любые организации. Это ведомство может осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, выдавать санитарно-эпидемиологические заключения, проводить социально-гигиенический мониторинг, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацией работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведением учета и другие функции.
Исходя из нашей практики, чаще всего проверяют компании, оказывающие населению бытовые услуги, услуги по производству и продаже лекарств, товаров продовольственного и промышленного назначения, а также работающие в сфере общественного питания.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Органы обязаны известить предпринимателя о планируемой проверке как минимум за три дня до ее начала. Если проверка внеплановая, то Роспотребнадзор все равно должен согласовать ее проведение с прокуратурой и предупредить вас не позже, чем за сутки.
Исключение составляют случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан и другие экстренные ситуации, представляющие угрозу жизни и здоровью людей, флоре и фауне, объектам, имеющим историческую ценность, или безопасности страны. Например, при массовом отравлении людей органы Роспотребнадзора могут проверить не только виновную организацию, но и другие, занимающиеся аналогичной деятельностью.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Самая главная подготовка — это знание своих прав и обязанностей и прав и обязанностей проверяющих. Именно поэтому необходимо проводить обучение всего коллектива правильному поведению во время проверок любых контрольных органов. К примеру, мы регулярно проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. Это необходимо для того, чтобы проверка не тормозила работу предприятия, а также для того, чтобы сотрудники проверяемой организации по незнанию не препятствовали проведению проверки.
Сложно сказать, какие именно документы могут вам понадобиться, все зависит от целей проверки Роспотребнадзора. Важно помнить, что инспекторы не имеют право забирать оригиналы документов, только копии.
Как правило, контролеры проверяют наличие:
- вывески в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- уголков потребителей (пациентов, клиентов);
- правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя;
- информации о производителе и поставщике товара;
- свидетельства о праве собственности на помещение или договор на аренду;
- договоров на вывоз мусора, проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
- устава организации;
- свидетельства о присвоении ИНН;
- журналов учета проверок санитарного состояния;
- экспертных заключений.
Также сотрудники Роспотребнадзора могут проверить:
- качество товаров и предоставляемых услуг;
- метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов;
- вентиляцию и освещение;
- оснащение холодильного оборудования.
Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении. По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Проверяемое юридическое лицо или предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки, а также с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.
Лучше всего фиксировать всю проверку на видеокамеру, а также на бумаге фиксировать нарушения, которые допускают проверяющие.
Важно также помнить, что у предпринимателей есть право привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ или своего адвоката.
Например, мы присутствовали на проверке Роспотребнадзора, в ходе которой инспектор превысил полномочия и требовал документы, которые не являлись объектами проверки и никак к ним не относились. В результате были составлены возражения в письменной форме и поданы в течение 15 дней после получения акта. К возражениям мы приложили документы, подтверждающие обоснованность наших возражений, а также видеозапись и объяснения руководителя предприятия о нарушении его прав должностным лицом Роспотребнадзора. После рассмотрения возражений результаты проверки были отменены, а действия сотрудника ведомства признаны незаконными.
По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий — более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — более 15 часов.
Роспотребнадзор может привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения, штрафа и приостановления деятельности на определенный срок.
Штрафы, выписываемые Роспотребнадзором, составляют от 50 000 до 500 000 руб., в зависимости от нарушения. Однако надо помнить, что если речь идет об угрозе распространения инфекционных заболеваний, то это грозит не только штрафом, но и лишением свободы после рассмотрения дела судом.
Подготовьтесь к предстоящей проверке, чтобы избежать штрафов
Ольга Косец, президент МОО защиты и поддержки малого и среднего бизнеса «Деловые люди», директор швейного производства «Софиано»
Согласно Федеральному закону РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», проверки бывают плановые и внеплановые по жалобам потребителей. С реестром плановых проверок можно ознакомиться на сайте прокуратуры, а потом подготовить соответствующие документы и привести их в порядок заранее в соответствии с требованием законодательства. С внеплановыми все гораздо сложнее: зачастую нарваться на такую проверку можно по своей же вине. Количество жалоб с каждым годом увеличивается, это связано с гражданской активностью населения и понятным желанием отстоять свои права любой ценой. Большинство жалоб вызвано человеческим фактором — с такими проблемами бизнес в состоянии разобраться самостоятельно.
Например, мне часто поступают жалобы от жителей многоквартирных домов на шум из магазинов, расположенных на первом этаже. Не реагировать нельзя. Я советую предпринимателям в таких случаях «включать мозги», ведь прав будет потребитель. Такой конфликт не стоит потраченного времени и денег. Иногда достаточно не включать кондиционер по ночам, улыбнуться владельцу квартиры над вашим магазином и подарить ему дисконтную карту.
После жалобы потребителя к вам приедет проверяющая комиссия. В зависимости от жалобы в составе комиссии могут быть представители Роспотребнадзора, прокуратуры, ОБЭПа, Ростехнадзора, Пожнадзора, ФМС, трудовой комиссии и даже полиции. Представители всех этих служб обязательно должны предъявить удостоверения и распоряжение или постановление, на основании которого они приехали с проверкой.
Для начала выясните причину, затем предъявите документы по требованию. Если каких-то документов не хватает, вам предложат привезти их в отдел, который курирует эту проверку. Помните, что штрафы на физическое лицо начинаются с нескольких десятков тысяч рублей, на юридическое и должностное — с нескольких сотен тысяч. Если нарушения влекут за собой угрозу жизни или здоровью людей, то штрафы могут достигать несколько миллионов.
К сожалению, в соответствии с действующим законодательством у нас сразу же включаются карательные меры и не выносятся предупреждения. Этот вопрос как раз обсуждается на разных дискуссионных площадках, вероятно, что он будет в скором времени решен в пользу бизнеса. Если предприниматель не согласен с результатами проверки, стоит обратиться за поддержкой в общественные организации или в торгово-промышленную палату, но при этом помнить, что они имеют право заниматься только медиацией. Если на этом уровне не разрешается спор с надзорными органами, то далее по возрастающей — прокуратура и омбудсмены разных уровней, а в конце — суд, где разбирательства порой длятся годами, что с экономической точки зрения абсолютно точно невыгодно ни государству, ни бизнесу.
Что делать, если проверка качества будет длиться более 20 дней?
Купил планшет в технопоинт, на следующий день хотел вернуть, но мне отказали и сказали что возврат или обмен возможен после проверки в СЦ DNS. В СЦ сказали что проверят течении одного или двух суток и позвонят мне. Сегодня уже 19 день и ни одного звонка из СЦ. Что делать если проверка качества будет длиться более 20 дней и как вернуть планшет обратно в технопоинт .
«В СЦ сказали что проверят течении одного или двух суток и позвонят мне. Сегодня уже 19 день и ни одного звонка из СЦ. Что делать если проверка качества будет длиться более 20 дней и как вернуть планшет обратно в технопоинт . »
Если на 21 ы день, вам не вернут ваш планшет, то вам нужно писать аргументированную претензию с вашими требованиями, если Ее не удовлетворят в добровольном порядке, то вам придётся обращаться в суд
Направление претензии не обязательная процедура при разрешении конфликта между потребителем и продавцом товара либо исполнителем услуг, работ. Потребитель уполномочен, минуя ее, сразу же обратиться в суд с исковым заявлением для восстановления своих прав. Тем не менее, грамотно составленная претензия напоминает продавцу, производителю товара, равно и исполнителю соответствующих работ, услуг, что они могут быть привлечены к административной, гражданской, уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ, что следует из ст. 43 Закона «О защите прав потребителей». В некоторых случаях соблюдение описанной процедуры позволяет решить вопрос мирным путем, что существенно экономит время обеим сторонам.
Так, претензию следует оформлять в произвольной форме с указанием обстоятельств, даты, места заключения договора, сути заявленных претензий (недостатки товара, услуг, работ, нарушение сроков доставки или исправления недостатков), требований потребителя, основанных на нормам Закона «О защите прав потребителей», сроков их исполнения. Следует поставить продавца (исполнителя) в известность о намерении обратиться в суд при игнорировании или отказе в удовлетворении требований, а также с жалобой в контролирующие инстанции и возможные последствия, связанные с перечисленными мерами. Обязательно следует подписать документ и указать дату его составления.
Подавать лично или через уполномоченного представителя продавцу (исполнителю) в двух экземплярах, один из них остается у потребителя с отметкой о получении, датой, подписью. При получении отказа фиксировать факт получения претензии или при невозможности предоставить претензию таким способом, что имеет место при дистанционных покупках, претензия направляется заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Оба описанных варианта доставки претензии позволяют в дальнейшем при судебном рассмотрении дела ссылаться на отказ или игнорирование продавца/исполнителя удовлетворить требования добровольно и дополнительно предъявить требование о взыскании в пользу потребителя штрафа в размере половины от суммы удовлетворенных требований согласно ст. 13 Закона «О защите прав потребителей».
При невозможности решить спорную ситуацию с продавцом, производителем товара или исполнителем услуги (работы) мирным путем, в том числе в претензионном порядке, потребитель имеет право на обращение в суд, которое закреплено нормами ст. 17 Закона «О защите прав потребителей». Права потребителя дополнительно защищены в силу его статуса, что позволяет ему пользоваться рядом существенных привилегий.
Так, потребитель может выбирать («альтернативная подсудность»), в какой суд обратиться с исковыми требованиями:
- по месту собственного жительства или пребывания (регистрации);
- по месту подписания договора, из существа которого вытекает спор;
- по юридическому адресу организации (юридического лица) или месту жительства (регистрации) ИП
- по месту нахождения филиала юридического лица, если спор связан с его деятельностью.
Обращаясь для решения спора в суд потребитель, исходя из п. 3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» не несет обязательств по уплате государственной пошлины. Такая обязанность в дальнейшем возлагается судом на ответчика и отражается в его решении.
Евгений, если у вас остались вопросы, задавайте, с радостью отвечу. Также вы можете написать мне в чате и заказать персональную консультацию или подготовку документа по вашему вопросу. Всего доброго!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
Журнал «Учет в торговле» № 4, октябрь 2009 г.
Хохлова Е. С., налоговый консультант
С 1 мая этого года действует Федеральный закон, который регулирует отношения в области государственного и муниципального контроля и защиты прав бизнесменов. Данный нормативный акт призван оградить бизнес от частых проверок и произвола ревизоров. Правда, распространяется он не на все виды контроля. Например, под его действие не подпадают налоговые, валютные, банковские и другие ревизии. А вот проверки Роспотребнадзора должны проходить с учетом нововведений. Что ждать торговой фирме от контролеров данного ведомства, расскажем в статье.
Плановые проверки
Плановая проверка Роспотребнадзора не может проводиться чаще чем раз в три года. При этом утвержденный ежегодный план размещается на официальном сайте контролирующего органа либо доводится до сведений заинтересованных лиц иным доступным способом.
О предстоящей плановой проверке ревизоры должны предупредить не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Делают это путем направления копии распоряжения или приказа руководителя или заместителя руководителя контролирующего органа.
Плановые проверки Роспотребнадзора могут проходить в документарной или выездной форме. При этом общий срок любой такой проверки не может превышать 20 рабочих дней. А в исключительных случаях контролеры могут продлить ревизию еще на 20 рабочих дней.
Кстати, имейте в виду: если проверяемая торговая фирма – малое предприятие, то выездная проверка не может длиться более 50 часов в год. А если фирма и вовсе относится к категории микропредприятий, то выездная ревизия может продолжаться 15 часов в год максимум. В исключительных случаях эти сроки могут быть еще продлены на 15 часов.
Внеплановые проверки
Помимо плановых проверок Закон № 294-ФЗ позволяет чиновникам приходить с ревизией внепланово. Но для этого должны быть основания. Они перечислены в статье 10 Закона № 294-ФЗ.
Проверка возможна, в частности, в следующих случаях:
– фирма не исполнила в положенный срок предписание об устранении ранее выявленных нарушений;
– контролеры получили информацию, что организация ведет какую-то опасную деятельность (например, представляющую угрозу жизни и здоровью людей);
– ревизоры получили жалобу о нарушении прав потребителей от пострадавших и др.
О внеплановой проверке чиновники обязаны уведомить фирму не менее чем за 24 часа до ее начала. Правда, только в том случае, если проверка не вызвана информацией о деятельности, связанной с угрозой жизни и здоровью граждан, животных и растений, а также если предмет проверки – несоблюдение законодательства о защите конкуренции.
При этом проверять внепланово субъектов малого и среднего предпринимательства по основаниям, связанным с угрозой причинения вреда, Роспотребнадзор может только после согласования такой ревизии с прокуратурой.
Встречаем инспекторов
Придя в торговую фирму, инспекторы обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки. Как правило, проверку проводит один инспектор. Однако если пришли несколько человек, посмотрите, все ли их фамилии указаны в распоряжении. Проводить проверку вправе только тот ревизор, фамилия которого есть в предъявленном документе.
Кроме того, инспекторы не могут выходить за рамки тех вопросов, которые являются темой проверки. Если с предъявленными документами все в порядке, но инспектора не пустили на территорию фирмы, он может составить протокол об этом нарушении и направить его районному или мировому судье. Судья вправе оштрафовать:
– руководителя фирмы – на сумму от 1000 до 2000 руб.;
– других работников, виновных в этом нарушении, – на сумму от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Что проверяют ревизоры
Чаще всего инспекторы Роспотребнадзора проверяют, соблюдает ли фирма правила розничной торговли. Правила розничной торговли едины на всей территории России и определены в постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.
Кроме того, контролеров из Роспотребнадзора интересует санитарно-эпидемиологическое состояние фирмы. В основном проверки проводятся в организациях, чья деятельность связана с продуктами питания.
Обычно проверки начинаются с изучения документов. В частности, инспекторы могут попросить учредительные документы, лицензии, сертификаты соответствия на производимые товары, санитарный журнал, договор на вывоз мусора и т. д.
Проверить могут и условия труда работников: содержание помещений, оборудования, прилегающей территории. Кроме того, при проведении проверки уделяется внимание профилактическим мероприятиям, например тому, как проводятся медицинские осмотры. Если фирма связана с общепитом, то инспекторы также проведут производственный контроль. То есть проверят качество исходного сырья и материалов, производственный процесс и технологии на всех стадиях.
Рассмотрим подробнее, на что обращают внимание ревизоры и за какие нарушения могут оштрафовать.
СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОВАРАХ
Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать:
– фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) изготовителя товара, местонахождение организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
– обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
– сведения об основных потребительских свойствах товара;
– правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
– гарантийный срок, если он установлен для конкретного вида товара;
– срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
– цену и условия приобретения товара.
Если в ходе проверки будет выявлено, что торговая фирма продает товары без необходимой информации, ревизоры вправе оштрафовать:
– юридическое лицо – на сумму от 5000 до 10 000 руб.;
– должностное лицо – на сумму от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
ПРОВЕРКА СЕРТИФИКАТОВ СООТВЕТСТВИЯ
Наличие сертификатов соответствия также проверят.
Сертификат соответствия удостоверяет, что товар соответствует стандартам по качеству, комплектности и упаковке. Его выдают организации и испытательные лаборатории, которые аккредитованы в Федеральной службе по техническому регулированию и метрологии.
Список товаров, на которые обязательно нужно получать сертификат соответствия, содержит постановление Госстандарта России от 30 июля 2002 г. № 64 (на отечественную продукцию) и письмо ФТС России от 19 декабря 2006 г. № 06-73/44906 (на товары иностранного происхождения).
В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов:
– копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации, выдавшим сертификат;
– товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком на основании подлинника сертификата или его заверенной копии, и содержание по каждому наименованию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат.
Товарно-сопроводительные документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя или поставщика с указанием его адреса и телефона.
Если у торговой фирмы в необходимых случаях отсутствуют сертификаты соответствия, в этом случае Роспотребнадзор вправе оштрафовать:
– фирму – на сумму от 40 000 до 50 000 руб. (или через суд приостановить ее деятельность на срок до 90 дней);
– должностное лицо – на сумму от 4000 до 5000 руб. (ч. 2 ст. 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
ПОРЯДОК ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Перечень товаров, цены на которые регулирует государство, приведен в постановлении Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239. К таким товарам, в частности, относятся водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, продукты детского питания и др.
За нарушения порядка ценообразования статьей 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.
При этом необходимо обеспечить наличие ценников на реализуемые товары. Покупатель имеет право проверить правильность цены на товары. Ответственность за соответствие цен на упаковке с ценой в документах несет должностное лицо, назначенное приказом руководителя фирмы.
За отсутствие или неправильное оформление ценников ревизоры вправе оштрафовать:
– юридическое лицо – на сумму от 10 000 до 30 000 руб.;
– должностное лицо – на сумму от 1000 до 3000 руб. (ст. 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
ПРОВЕРКА СОБЛЮДЕНИЯ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ
Помимо всего прочего, фирма должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими сохранность качества и безопасность товаров при их хранении и реализации, соблюдать надлежащие условия торговли, а также установленные санитарные нормы и правила.
За продажу товаров с нарушением федеральных санитарных норм установлен такой же штраф, что и за отсутствие сертификатов.
Оформление результатов проверки
Завершив проверку, контролеры обязаны составить акт в двух экземплярах. Один из них должен остаться в фирме.
К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Обратите внимание: акт проверки может быть признан недействительным, если контролеры допустят одно или несколько грубых нарушений. Они перечислены в пункте 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ. Так, например, грубым нарушением считается очередная плановая проверка, которую чиновники провели до истечения трех лет с предыдущей ревизии. Обжаловать акт фирма может как в вышестоящем органе, так и в судебном порядке.
Если во время проверки были выявлены какие-либо нарушения, ревизоры выносят предписание об устранении этих нарушений. У этого документа есть определенные реквизиты: номер, дата составления, кому выдано (как правило, на имя руководителя), что именно нарушено (со ссылкой на законодательный акт) и в какой срок эти нарушения необходимо устранить.
Кроме того, по результатам выявленных нарушений проверяющие могут предъявить штраф как фирме (юридическому лицу), так и его должностным лицам.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ НЕДОПУСТИМЫ
В частности, контролеры не вправе:
– проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Роспотребнадзора;
– осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Правда, даже при отсутствии этих лиц проверка возможна, если она вызвана информацией о причинении вреда животным, растениям, безопасности государства, жизни и здоровью граждан, а также возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету данной проверки, а также изымать оригиналы документов, даже если они относятся к предмету проверки;
– требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
– превышать установленные действующим законодательством сроки проведения мероприятий по контролю;
– осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.