Прописано, как уполномоченный федеральный орган станет проверять качество работы аудиторских компани

Описание страницы: прописано, как уполномоченный федеральный орган станет проверять качество работы аудиторских компани от профессионалов для людей.

Прописано, как уполномоченный федеральный орган станет проверять качество работы аудиторских компаний

В частности установлены основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Поводов всего два:

  • поданная жалоба на действия (бездействие) такой аудиторской организации, нарушающие требования закона об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • невыполнение аудиторской организацией предписания, обязывающего ее устранить выявленные нарушения.

Определено, что внешняя проверка качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не может продолжаться более 40 рабочих дней, а если организация — субъект малого предпринимательства, — более 20 рабочих дней.

Более детально прописаны сроки и периодичность проведения плановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций.

Определено, что особенности организации и проведения надзорных проверок могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводимого федеральным органом исполнительной власти. Эта поправка внесена в закон о защите прав юрлиц (ИП) при проведении госконтроля.

Документ включен в СПС “Консультант Плюс”

Функции Росфиннадзора по осуществлению внешнего контроля качества аудиторских организаций переданы Федеральному казначейству: взгляд профессионального сообщества

Источник: Пресс-служба СРО НП “ИПАР” и СРО НП АСС

2 февраля 2016 г. Президент России Владимир Путин подписал Указ об упразднении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, занимающихся аудитом общественно значимых хозяйствующих субъектов (ОЗХС), переданы Федеральному казначейству.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить непрерывность осуществления передаваемых Федеральному казначейству функций, предусмотреть сохранение кадрового потенциала упраздняемого Росфиннадзора, а также в срок до 1 мая 2016 г. внести в Государственную Думу ФС РФ проект Федерального закона, направленного на реализацию Указа Президента.

«На данный момент происходит разработка документов, приостановлены все проверки Росфиннадзора, и пока не ясно, каким образом будет функционировать новый проверяющий орган. Очевидно одно – сохраняется дублирование функций СРО в части проверок аудиторских организаций», – отметил Дмитрий Лимаренко, генеральный директор ЗАО «Универс-Аудит», член Правления НП ААС.

По словам эксперта, острой необходимости в проверках со стороны Росфиннадзора никогда не было. Саморегулируемые организации осуществляют проверки всех своих членов, а не только занимающихся аудитом ОЗХС. Дмитрий Лимаренко считает целесообразным совсем отказаться от двойного контроля за деятельностью аудиторских организаций, наделив уполномоченный орган функциями по проверке организации и осуществления саморегулируемыми организациями внешнего контроля качества работы своих членов.

Член Правления НП ААС, заместитель генерального директора ЗАО «Аудиторская компания «Холд-Инвест-Аудит» Марина Майданчик предлагает «с целью эффективной реализации принципов саморегулирования аудиторской деятельности в РФ, а также с целью снижения административного влияния на аудиторскую профессию, освобождения государства от выполнения им явно избыточных функций (контроль эффективно выполняют СРО), внести изменения в Закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ в части освобождения уполномоченного федерального органа по контролю и надзору от обязанности осуществления внешнего контроля качества аудиторских организаций. Возложить на Федеральное казначейство обязанности по контролю исполнения требований законодательства о прохождении обязательного аудита субъектами аудиторской деятельности (организациями, для которых прохождение аудита является обязательным)».

«Федеральному казначейству необходимо передать полномочия контроля за соблюдением требования закона об обязательном прохождении аудиторской проверки аудируемыми лицами,» – отметила Наталья Бородина, первый заместитель генерального директора ООО “Аудит-НТ”, член Правления НП ААС.

Следует отметить, что в настоящее время массовый характер носят случаи нарушений требований закона о проведении обязательного аудита. Основной причиной является отсутствие оснований и механизма привлечения компаний и их руководителей к ответственности.

СРО аудиторов неоднократно выступали с инициативой о введении жесткой административной ответственности за отказ предприятий, подлежащих обязательному аудиту от его проведения, и определения государственного органа, компетентного осуществлять контроль в данной сфере.

На сегодня вопрос не решен, несмотря на очевидные негативные последствия, способствующие развитию теневого бизнеса, искажениям реального финансового положения предприятий наиболее значимых отраслей, недобросовестным действиям, дальнейшему усугублению кризиса в экономике.

Недостоверность статистической информации способствует принятию государственными органами неэффективных управленческих решений, определению нецелесообразных мер по реформированию экономики страны.

Профсообщество предлагает ввести и обеспечить применение норм ответственности за непрохождение обязательного аудита в целях защиты интересов государства, собственников, инвесторов, вкладчиков. Законы должны выполняться и должны быть созданы механизмы для выполнения законов.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой дважды проверяют того, кто проводит аудит, и никто не контролирует тех, кого должны аудировать.

Разумным представляется предложение передать указанные функции Федеральному казначейству.

Также мы попросили дать свой комментарий Ольгу Носову, члена Правления НП ААС, генерального директора НП ААС, члена Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности, которая отметила следующее: «Одной из основополагающих функций саморегулируемой организации аудиторов является осуществление внешнего контроля качества и применение мер воздействия в отношении своих членов – аудиторов и аудиторских организаций. В настоящее время выполнение данной функции дублируется Росфиннадзором. С целью устранения избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов, сокращения бюджетных расходов целесообразно исключить из компетенции Федерального казначейства полномочия по осуществлению контроля в отношении аудиторских организаций. Это будет способствовать реализации принципов саморегулирования аудиторской деятельности в России и снижению административного влияния на аудиторскую профессию».

Читайте так же:  Страхование ответственности туроператора

Следует напомнить, что в настоящее время аудиторские организации, проводящие обязательный аудит предприятий, перечень которых предусмотрен частью 3 статьи 5 Закона №307-ФЗ, проходят внешний контроль качества чаще остальных – раз в три года. При этом, СРО и уполномоченный федеральный органом по контролю и надзору проверяют те же периоды деятельности, контролируют выполнение тех же требований, стандартов и правил.

Это необоснованное отвлечение финансовых, трудовых ресурсов организации. Двойной контроль за деятельностью аудиторских организаций ведет к размыванию зоны ответственности за эффективность внешнего контроля качества и за его последствия.

Контроль качества своих членов должно осуществлять профессиональное сообщество, заинтересованное в повышении качества аудиторских услуг, вытеснении с рынка недобросовестных участников.

Более того, по результатам проведения внешнего контроля качества применяются меры воздействия в отношении аудиторской организации: меры дисциплинарного воздействия – по решению СРО (ч. 1 ст.20 ФЗ-307); иные меры воздействия – по решению уполномоченного федерального органа по контролю и надзору (ч.6 ст.20 ФЗ-307)). Таким образом, за одни и те же допущенные аудиторской организацией нарушения она может быть неоднократно привлечена к ответственности.

Соответственно необходимо исключить из компетенции подведомственной Минфину России Федеральной службы полномочия по представлению в СРО аудиторов обязательных для исполнения предписаний о приостановлении или прекращении членства в СРО (исключении из реестра) проверенной аудиторской организации.

Как далее отметила Носова Ольга, «считаю целесообразным возложить на Федеральное казначейство осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, освободив от этой функции уполномоченный федеральный орган – Минфин России. Через контроль за деятельностью СРО Казначейство будет иметь возможность контролировать, в том числе, и выполнение функции по проведению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций – членов СРО. Такая мера позволит разделить функции регулирования и контроля СРО, выполняемые в настоящее время Минфином России, и передать функции контроля за СРО аудиторов органу, не наделенному полномочиями определения государственной политики в области аудиторской деятельности».

Аудиторским сообществом неоднократно обращалось внимание на недопустимость нарушения положений Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», в соответствии которым федеральное министерство, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Статья 10.1. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляемый уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 10.1

Статья 10.1. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляемый уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом.

Часть 2 статьи 10.1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ

Аудиторские организации, заключившие договоры на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, до дня вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ, направляют предусмотренное частью 2 статьи 10.1 уведомление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в течение 20 рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности, об утверждении порядка и формы указанного уведомления

2. В целях осуществления уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, такая аудиторская организация в письменной форме или путем направления электронного документа однократно уведомляет уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, в течение 20 рабочих дней, следующих за датой заключения первого договора на проведение данного аудита в текущем календарном году. Порядок и форма уведомления, предусмотренного настоящей частью, устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Читайте так же:  Форма р24001 на внесение в ип

3. Плановые внешние проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляются уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не чаще одного раза в три года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений о такой аудиторской организации в контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций.

4. Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, является:

1) поданная в уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалоба на действия (бездействие) такой аудиторской организации, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;

2) истечение срока исполнения такой аудиторской организацией предписания, обязывающего ее устранить выявленные нарушения требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, вынесенного по результатам внешней проверки качества ее работы и устанавливающего сроки устранения данных нарушений.

5. Плановая или внеплановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, не может продолжаться более 40 рабочих дней, а для такой аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, – более 20 рабочих дней.

6. Указанный в части 5 настоящей статьи срок может быть продлен уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не более чем на 20 рабочих дней. Основанием продления срока проведения плановой или внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, является:

1) необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, уполномоченных на проведение плановой или внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации;

2) поступление в течение срока проведения плановой или внеплановой внешней проверки качества работы такой аудиторской организации от правоохранительных и контрольных (надзорных) органов, государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов”, Центрального банка Российской Федерации требующей проверки информации о фактах нарушения такой аудиторской организацией требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

7. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, проводящая обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, о результатах плановой или внеплановой внешней проверки качества работы такой аудиторской организации и решении, принятом в отношении такой аудиторской организации, в течение пяти рабочих дней с даты вынесения данного решения.

С позиции терминологии можно говорить о внутреннем и внешнем контроле качества аудиторской деятельности.

Внешний контроль качества работы аудиторов осуществляется уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору и СРО (рис. 5.9).

Предметом внешнего контроля качества работы является проверка соблюдения аудиторской организацией, аудитором:

  • • требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,
  • • стандартов аудиторской деятельности,
  • • правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,
  • • Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Изображение - Прописано, как уполномоченный федеральный орган станет проверять качество работы аудиторских компани proxy?url=http%3A%2F%2Fstudref.com%2Fhtm%2Fimg%2F6%2F7634%2F19

Рис. 5.9. Органы, осуществляющие внешний контроль качества работы аудиторов

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к его организации установлены ФСАД 4/2010, руководствуясь которым СРО разрабатывает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок.

Проверки качества работы аудиторской организации и индивидуального аудитора могут проводиться в виде:

  • • плановых проверок качества работы аудиторской организации и индивидуального аудитора;
  • • внеплановых проверок качества работы аудиторской организации и индивидуального аудитора.

Периодичность проведения плановых внешних проверок качества работы каждой аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», проводится:

  • • СРО, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год, начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  • • уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору — не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать СРО, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации

Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности 78

организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

Читайте так же:  Образец заявления об установлении факта принятия наследства

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может послужить поданная в СРО или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Внутренний контроль качества — методики и процедуры, принятые аудиторской организацией для того, чтобы ее руководство получило уверенность в том, что в ходе аудиторских проверок, проводимых этой организацией, выполняются требования законодательства РФ, регулирующего аудиторскую деятельность.

Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры контроля зависят от ряда факторов, которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на методы, процедуры контроля и объем рабочей документации аудитора (рис. 5.10).

Рис. 5.10. Факторы, влияющие на политику и процедуры контроля качества

Выделяют два уровня контроля качества: аудиторской организации; выполнения аудиторского задания.

Общие требования к контролю качества охватывают следующие аспекты аудита:

  • • ответственность руководства за качество аудита;
  • • соблюдение этических требований в ходе аудита — работники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны придерживаться этических принципов аудита и норм профессионального поведения;
  • • вопросы принятия на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества — руководством аудиторской организации должна быть сформирована система оценки потенциальных клиентов, которым могут быть оказаны аудиторские услуги, а также анализ работы с существующими клиентами.

К сведению! Если после проведения аудиторской проверки и выдачи не модифицированного заключения обнаружатся факты, не совместимые с таким заключением, либо клиент аудиторской организации окажется банкротом, то это может негативно сказаться на репутации аудиторской фирмы и даже привести к прекращению ее деятельности.

  • • вопросы формирования аудиторской группы — сотрудники аудиторской организации (индивидуального аудитора) должны владеть надлежащими навыками, а также обладать соответствующей профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью. Кроме того, проведение аудита следует поручать работникам, имеющим специальную подготовку и опыт работы в конкретных условиях;
  • • контроль выполнения задания — необходимо в достаточной мере направлять работу сотрудников, осуществлять текущий контроль на всех уровнях, для того, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;
  • • обзорную проверку контроля качества выполняемого задания и мониторинг — целесообразно организовать регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества аудита (мониторинг). Требования к внутрифирменному контролю качества на уровне

отдельного аудиторского задания предусматривают установление:

  • • лица, ответственного за качество выполнения аудиторского задания — руководителя аудиторской проверки;
  • • обязанности применения процедур, связанных с принятием решения о согласии на аудит и поддержание отношений с клиентом;
  • • ответственности руководителя аудиторской проверки за текущий контроль качества в ходе выполнения задания, а также за организацию необходимых консультаций и выполнение внутрифирменных процедур урегулирования конфликта интересов;
  • • обязанности руководителя аудиторской проверки участвовать в процедурах, связанных с обзорной проверкой по контролю качества аудита финансовой отчетности общественно значимых экономических субъектов;
  • • обязанности руководителя проверки оценить, насколько недостатки, отраженные в информации по мониторингу, могут повлиять на задание по аудиту и насколько меры, принимаемые аудиторской организацией для исправления ситуации, достаточны в контексте этого задания по аудиту.

Проведение процедур контроля качества, применяемых к аудиторским заданиям, — обязанность группы, выполняющей аудиторское задание. Аудиторские группы обязаны:

  • • проводить процедуры контроля качества, применимые к аудиторскому заданию;
  • • предоставлять аудиторской организации соответствующую информацию, чтобы обеспечить эффективное функционирование системы контроля качества в части соблюдения принципа независимости;
  • • полагаться на установленные в аудиторской организации принципы и процедуры контроля качества.

Функции внутреннего контроля качества, как правило, выполняют работники аудиторской организации (рис. 5.11).

Рис. 5.11. Организация внутреннего контроля качества в аудиторской организации

Руководитель аудиторской группы [1] в процессе аудиторской проверки несет ответственность за качество выполнения каждого задания по аудиту, которым он руководит и осуществление непосредственного сплошного контроля работы ассистентов аудитора, аудиторов, входящих в аудиторскую группу.

Начальник отдела аудита [2] после проведения проверки, но до либо после передачи аудиторского заключения руководству аудируемого лица (в зависимости от конкретных обстоятельств), проводит выборочный контроль результатов выполнения контрольных функций руководителем аудиторской группы.

Руководитель аудиторской организации [3] проверяет выполнение контрольных полномочий начальником отдела аудита (мониторинг).

Руководитель аудиторской организации [4] проверяет выполнение контрольных процедур руководителем аудиторской группы (мониторинг).

Руководитель аудиторской организации [5] проверяет выполнение работы ассистентами аудитора, аудиторами (мониторинг).

Начальник отдела аудита [6] после проведения проверки, но до передачи аудиторского заключения аудируемому лицу либо после передачи аудиторского заключения аудируемому лицу (в зависимости от конкретных обстоятельств), проводит выборочный контроль порядка документирования аудиторских процедур, соответствия аудиторских процедур, выполняемых ассистентами аудитора, программе аудита.

Закон «Об аудиторской деятельности» предусматривает контроль качества аудита на трех уровнях. Два из них относятся к внешним, последний — к внутренним. Контроль качества услуг аудиторских организаций регламентируется Федеральным законом №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (выпущен 01.12.2017 г.).

Аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы обязательно должны устанавливать и соблюдать правила внутреннего контроля качества своей деятельности. Принципы этого вида контроля и требования к его организации прописываются в федеральных стандартах аудиторской деятельности.

Читайте так же:  Юридические услуги по сопровождению в суде (консультации бесплатно)

Как проверяется качество работы аудиторских организаций

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на обязательной основе должны:

  • проходить внешний контроль качества своей работы и предоставлять документацию и данные, необходимые для проверки;
  • принимать участие в осуществлении внешнего контроля качества в составе саморегулируемой аудиторской организации (в которую они входят) других членов этой самой организации.

Внешний контроль качества аудиторской деятельности подробно рассматривает соблюдение аудиторами (частными или организации) требований, прописанных в Законе об аудиторской деятельности, а также правил независимости аудиторов (организации или частных исполнителей) и Кодекса профессиональной этики для этой категории.

Внешний контроль качества аудиторской деятельности выполняется саморегулируемыми организациями аудиторов в отношении своих членов.

Внешние проверки контроля качества могут проводиться:

  1. Уполномоченным федеральным органом по госрегулированию аудиторской деятельности, который:
    • организует и планирует аудит;
    • надзирает за деятельностью аудиторских фирм и контролирует их;
    • проверяет их системы учета и отчетности.
  2. Профессиональными аудиторскими объединениями, прошедшими аккредитацию. Право на проведение проверок должно быть предоставлено уполномоченным федеральным органом по регулированию аудиторской деятельности. Объединения обладают следующими правами:
    • общими;
    • представления своих интересов;
    • аттестации работников аудиторских фирм;
    • осуществления контроля качества.

Профессиональные аудиторские объединения, прошедшие аккредитацию могут осуществлять проверки только членов своего объединения.

Проверка качества работы аудиторов (фирм и индивидуальных лиц) может осуществляться внешними проверяющими. Система такой проверки определяется уполномоченным федеральным органом.

В Законе об аудиторской деятельности указано, что контроль качества работы аудиторов требует установки и соблюдения правил внутреннего контроля качества осуществляемых аудиторских проверок, которые проводят аудиторы. Необходимые для этих правил требования прописаны в федеральных правилах/стандартах аудиторской деятельности.

При уклонении от проведения внешней проверки качества или сокрытии от проверяющих необходимой для этого документации является основанием для аннулирования аудиторской организации либо закрытия деятельности индивидуального аудитора. Виновники могут привлекаться к ответственности, вплоть до аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Контроль качества аудита внешних и внутреннего уровней поддерживается контролем за уровнем профессионализма аудиторов.

Предварительный внешний контроль качества обеспечивается сдачей претендентами квалификационных экзаменов, которые дают право на ведение аудиторской деятельности.

Текущий и последующий внешний контроль качества аудита обеспечивается постоянным надзором за деятельностью аудиторов (частных и фирм).

Аудиторы любого статуса (организации и частные) обязаны предоставлять в Министерство финансов РФ отчеты о своей деятельности. Прием документов завершается 15 апреля года, который следует за отчетным.

Принципы, которыми руководствуются в процессе проведения внешнего контроля качества аудиторских работ и требования к организации этого контроля утверждаются федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Основы работы саморегулируемой организации аудиторов

Саморегулируемая организация аудиторов самостоятельно определяет правила организации и проведения внешнего контроля качества работы своих членов. Они должны соответствовать принципам проведения внешнего контроля качества и требованиям к организации подобных проверок. Установленные правила определяют формы, в которых будет проводиться контроль, его сроки и периодичность, включая проверки, которые проводят члены этой организации в отношении других ее членов.

Уполномоченным федеральным органом устанавливается следующее:

  • порядок назначения и проведения проверки аудиторской организации, которую будет выполнять уполномоченный федеральный орган, ответственный за контроль и надзор;
  • перечень типовых вопросов для программы проверки;
  • порядок оформления результатов проверки.

Плановая внешняя проверка качества работы аудиторов (организаций или индивидуальных), кроме организаций, занимающихся обязательным аудитом финансовой отчетности предприятий, перечень которых указан в части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, проводится:

  • саморегулируемой организацией аудиторов, в которую входит проверяемая аудиторская организация — проверка осуществляется не менее 1 раза в 3 года, но и не более 1 раза в год, отсчет сроков ведется от начала календарного года, который идет после года внесения сведений об этой организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  • уполномоченным контрольно-надзорным федеральным органом — не более 1 раза в 2 года, отсчет ведется от начала календарного года, который следует за годом, в котором в реестр аудиторов были внесены данные об аудиторской организации.

Внутрифирменный контроль качества аудита поддерживается за счет:

  • порядка распределения обязанностей работников аудиторской организации в процессе проведения аудита;
  • установки требований, которые относятся к системе контроля качества аудита внутри компании;
  • установки порядка контроля качества работы на протяжении всего аудита.

Внутренний контроль качества можно разделить на три типа: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный внутренний контроль состоит из подготовки общего плана и расчета временных затрат на осуществление аудита. В качестве основного средства для передачи направляющих указаний выступает программа аудита.

Текущий внутренний контроль ведется за работой исполнителей и состоит из руководящих указаний и проверки выполненного.

Сотрудники, которые выполняют текущую проверку, в процессе аудита занимаются:

  • проверкой наличия у исполнителей надлежащих знаний, умений и навыков, которые им необходимы для выполнения порученных работ;
  • выяснением понимания исполнителями своих заданий;
  • проверкой соответствия выполняемой работы общему плану и программе аудита;
  • выявлением крупных проблем, которые связаны с бухучетом и аудитом, возникающих в ходе проводимого аудита, а также оцениванием этих проблем и принятием решений о корректировке плана и программы аудита;
  • принятием решений на основе профессионального мнения аудиторов, которые вписываются в границы их полномочий.
Читайте так же:  Что грозит призывникам и организациям, которые избегают постановки на воинский учет

В процессе проведения аудита сотрудники, которые проверяют результаты работы в обязательном порядке должны с регулярностью:

  • следить за тем, как выполняется общий план и программа аудита;
  • оценивать внутрихозяйственные риски и риски контрольных средств, включая оценивание по итогам тестирования контрольных средств;
  • контролировать, чтобы документирование аудиторских доказательств, которые были обнаружены в процессе аудита, шло надлежащим образом, а также организовывать проверку того, правильно ли были сделаны выводы в ходе аудита;
  • выяснять и давать оценку степени влияния ошибок и искажений, которые были отмечены в процессе аудита.

Определение 3

Последующий внутренний контроль заключается в проверке результатов, полученных в ходе работы каждого исполнителя.

Внутренний контроль на предприятии имеет следующие цели:

  • эффективное исполнение текущих хоздел предприятия и их упорядочивание;
  • исполнение требований, которые диктует финансово-хозяйственная политика организации;
  • обеспечение сохранности активов предприятия, а также того, чтобы бухгалтерская информация была точной и полной на приемлемом уровне.

Чтобы определить эффективность системы внутреннего контроля нужно учитывать такие факторы, как:

  • состав работников, которые принимают участие в формировании информации, а также наличие у них ответственности за выполняемые задачи;
  • существование взаимоотношений с упорядоченной структурой между сотрудниками, занятыми в сфере ведения дел и формирования информации;
  • имение технических средств и технологий контроля;
  • контролируемые параметры.

К ключевым элементам области контроля относят:

  • эффективность организационной структуры;
  • роль руководящего звена и внутреннего аудита;
  • обоснованность бюджетного плана;
  • надежность расчетов, предоставленных руководством;
  • наличие адекватной политики бизнеса и контрольных процедур для него;
  • уместность информации, предоставляемой руководством и ее надежность;
  • риск игнорирования руководством системы внутреннего контроля;
  • эффективность контроля, производимого руководящим звеном над компьютерными операциями, а также экономическими и бухгалтерскими. которые имеют отличия от данных, размещенных в компьютере.

Саморегулирование — это эффективная система, внедряемая в России, призванная регулировать профессиональную и эффективную деятельность. Под этим понятием понимают самостоятельную и инициативную деятельность, осуществляемую субъектами, ведущими предпринимательскую или профессиональную деятельность. Содержание саморегулирования подразумевает разработку и внедрение стандартов/правил для указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований, прописанных в указанных стандартах/правилах.

Предмет саморегулирования — это предпринимательская или профессиональная деятельность, которую осуществляют субъекты, объединенные в саморегулируемые организации.

Правовые основы саморегулирования прописаны в Законе о саморегулируемых организациях. Согласно ему, саморегулирование — это регулирование субъектами своей деятельности посредством разработки стандартов/правил, которые разграничивают ведение этой деятельности, а также контроля за их выполнением.

Посредством саморегулируемых организаций можно реализовать задачи, функции и цели саморегулирования. К этим организациям относятся правовые объединения субъектов, ведущих предпринимательскую или профессиональную деятельность в рамках некоммерческих организаций.

К саморегулируемым организациям относят организации некоммерческого типа, которые были созданы в целях, соответствующих федеральным законам. Они основаны на принципах членства, которое объединяет предпринимательские субъекты на основе единства отрасли производства товаров или рынка произведенных товаров. Также к ним относятся субъекты, объединенные профессиональной деятельностью определенного типа.

  • разрабатывают требования к своим участникам;
  • дисциплинарно воздействуют на отношения между ними;
  • формируют третейские суды, если требуется разрешить спор между участниками или между ними и потребителями;
  • являются представителями интересов участников перед органами власти (государственной и местного самоуправления);
  • занимаются организацией профобучения и аттестации работников.

К основным преимуществам саморегулируемых организаций относят следующее:

  • они помогают развитию конкуренции;
  • способствуют повышению качества работы предпринимателей и ее прозрачности;
  • помогают усилить ответственность производителей перед потребителями;
  • обеспечивают очень высокую защиту потребительских интересов;
  • создают благоприятные условия для выдвижения предпринимателями инициатив.

В Законе о саморегулируемых организациях предусмотрена обязательная и добровольная форма саморегулирования. Обязательная должна использоваться в тех типах предпринимательства, которые имеют государственное регулирование — саморегулирование должно его заменить. Таким образом, за счет этого государство снимает с себя функции контроля и регулирования, оставляя лишь надзорную. Остальные она передает саморегулируемым организациям.

Обязательное саморегулирование имеет следующие преимущества:

  • с его помощью устраняется избыток государственного регулирования;
  • снимаются барьеры административного характера, которые могут препятствовать ведению бизнеса;
  • решаются проблемы низкого уровня эффективности госрегулирования
  • снижается уровень коррупции;
  • сокращается госаппарат;
  • совершенствуется контрольно-надзорная система.

Добровольное саморегулирование представляет собой сплочение субъектов рынка по собственному желанию (добровольно). Чаще всего основными целями таких объединений являются: повышение качества работы членов объединения, а также доверия заказчиков и потребителей, возможность создать общий для всех участников «бренд качества», который служит цели успеха продвижения на рынке. Это саморегулирование пользуется популярностью в таких сферах, как риэлторские, страховые, адвокатские услуги, профессиональный рынок ценных бумаг, ЖКХ.

К основным функциям, которые выполняет саморегулируемая организация относят:

Изображение - Прописано, как уполномоченный федеральный орган станет проверять качество работы аудиторских компани 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 15

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here