Описание страницы: основные понятия воинской обязанности и способы ее реализации от профессионалов для людей.
Содержание
Основные понятия воинской обязанности и способы ее реализации
Численность армии в мирное и военное время регулируется исходя из политической ситуации в мире и необходимости защиты государственности, внешних границ и конституционного строя Российской Федерации. Права людей прописаны в Конституции РФ, однако основной закон содержит и ряд обязанностей, в числе которых защита Отечества. Правовые нормы, связанные с возникновением и прекращением воинской обязанности регулируются ФЗ № 53 от 1998 года, с учетом последних изменений от 31.01.2019. Все вопросы, связанные с воинской обязанностью и прохождением военной службы, рассматриваются в ФЗ «О статусе военнослужащих», в указах президента и постановлениях правительства.
Под воинской обязанностью следует понимать закрепленные Конституцией, федеральным законодательством, президентскими указами и прочими правовыми актами священную обязанность и почетный долг гражданина вставать с оружием на защиту Родины в ходе военных действий, а в мирные периоды охранять рубежи и законные интересы страны. Основы военной службы строятся на добровольном желании граждан служить в вооруженных силах, заниматься обучением и внеармейской подготовкой, исполнять иные обязанности, обеспечивающие оборону государства и составляющие образ патриота и защитника государственности.
Основное понятие и сущность воинской обязанности закреплены в ФЗ № 53. Закон дает определение военнообязанным гражданам, дифференцирует их по виду службы, определяет порядок призыва, выхода в запас и очередность мобилизации согласно присвоенным разрядам. Российская армия комплектуется не только урожденными россиянами. По контракту могут служить иностранцы, имеющие гражданство РФ, в возрасте от 18 до 30 лет (для первичного заключения), знающие русский язык и отвечающие критериям отбора по здоровью и образованию. Призывниками могут стать подходящие по возрасту беженцы и переселенцы, а также иные лица, получившие гражданство Российской Федерации.
Стоит отметить, что перечисленные люди вправе один раз отсрочить призыв, если их документы сданы на регистрацию и рассматриваются в установленном порядке.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Это период, в течение которого страны или разные политические организации объявили войну или начали фактические действия без предупреждения о намерениях. Для государства и граждан наступают форс-мажорные обстоятельства, при которых полномочия власти растут, а права и свободы людей ограничиваются. Усиливается негативное влияние на экономику и социальную сферу. Правовые нормы подразумевают ужесточение наказания за ряд преступлений. Дисциплинарные меры в отношении военнослужащих подразумевают применение оружия командиром для пресечения паники, дезертирства и других проступков. Для экономики приоритетом становятся нужды армии, расходы на социальные выплаты сокращаются или прекращаются. Возможны ограничения нормы потребления путем ввода продовольственных карточек.
Этот правовой режим вправе ввести президент страны своим указом. Отмена осуществляется соответствующим указом с обязательным уведомлением населения и ООН.
Режим может быть введен на территории всего государства или его части. Наряду с ним проводится всеобщая или частичная мобилизация. Основаниями служат начавшееся вторжение недружественной страны или альянса вражеских государств или угроза агрессии с их стороны. Иные причины для объявления военного положения:
- бомбардировка территории или ее аннексия;
- применение всех видов вооружения против России;
- блокирование берегов или портов страны;
- иные нарушения устава ООН.
Государством разработаны меры административного, политического, экономического и военного характера, направленные на противодействие захватчикам:
- приоритет обеспечения армии;
- усиленная охрана объектов государственной важности;
- особый режим функционирования объектов жизнеобеспечения;
- эвакуация граждан и культурных ценностей;
- ограничение перемещения и свободы въезда (выезда);
- запрет на подрывную пропаганду и агитацию;
- привлечение гражданских лиц к оборонным и иным необходимым работам;
- изъятие оружия, транспорта и другого важного для обороны имущества у граждан и организаций;
- запрет на массовые сборы людей;
- досмотр транспорта;
- комендантский час;
- цензура;
- запрет гражданам на выезд из страны и въезд в нее.
Государство вправе осуществлять иные действия, необходимые для скорейшего прекращения агрессивных действий врага.
Регулируется ФЗ № 31 от 26.02.1997 и предусматривает меры, направленные на перевод экономики, армии и всех эшелонов власти на действия в особом режиме. Общая или частичная мобилизация объявляется президентским указом.
Предназначение воинской обязанности – в возможности реализовать конституционный долг граждан по защите страны. Воинский учет позволяет составить планы по комплектации армии на случай военного времени. Все мужчины, не имеющие обоснованных причин для отсрочки или освобождения, обязаны отслужить в армии. Иностранцы, апатриды и россияне, проживающие за рубежом постоянно, от воинской обязанности освобождаются. Воинская обязанность мужчин продолжается и после армейской службы. Кроме отслуживших призывников, мобилизация коснется всех мужчин, признанных годными по здоровью и не переступивших предельно допустимый для службы возраст. Женщины-офицеры с военно-учетной профессией являются военнообязанными до 50 лет, а овладевшие воинскими специальностями, но не получившие офицерского звания – до 45 лет.
На учебные и тренировочные сборы женщин не привлекают, и в случае мобилизации они будут призваны в самую последнюю, третью, волну.
Содержание закона «О воинской обязанности и воинской службе»
Документ состоит из девяти разделов, в которых помимо общих и заключительных положений рассмотрены вопросы, посвященные:
- организации воинского учета;
- принципам добровольной и обязательной подготовки к армии;
- вопросам призыва;
- особенностям контрактных отношений;
- урегулированию военных служебных вопросов;
- формированию запаса;
- составу и правилам формирования мобилизационных человеческих ресурсов по родам войск и воинским формированиям.
Правила воинской обязанности и военной службы регулируют отношения между государством и гражданами, которые служат добровольно или по призыву. Законодатель устанавливает:
- перечень обязанностей официальных лиц и организаций;
- ответственность за нарушение закона;
- правила учета людей;
- основания для вывода из запаса;
- материальную компенсацию за время сборов и медосвидетельствования;
- степень пригодности;
- основания для отсрочек или освобождений от армии или участия в сборах;
- правила уведомления людей о призыве или мобилизации;
- состав и принципы работы призывной комиссии;
- срок, порядок и осуществление призыва;
- основания для контрактной службы и порядок ее прохождения;
- прием на учебу;
- порядок получения учетных специальностей;
- список званий, сроки их присвоения и причины лишения;
- основания и правила вынесения взысканий;
- максимальный возраст нахождения в действующей армии и порядок увольнения;
- другие основания для прекращения воинской деятельности людей.
Форменное обмундирование со знаками различия и принадлежности к родам войск и уместность ношения формы вне воинского подразделения также установлены законодательно. Приведенный перечень не полон. Все правовые нормы не секретны, прописаны в актуальной редакции ФЗ № 53 и доступны для изучения.
Порядок и способы реализации закона «О Воинской обязанности и военной службе»
Положение военкоматов обязывает их взаимодействовать с органами государственной и исполнительной власти на подчиненной территории и определяет сферу деятельности:
- первичный воинский учет;
- помощь организациям для учета их военнообязанных сотрудников;
- участие в выборе бронированных сотрудников;
- планирование мобилизации людей и транспорта;
- подготовка к призывным периодам, выбор людей для контрактной службы и сборов;
- организация призыва;
- определение на альтернативу;
- обучение людей в мирное и военное время;
- отбор для учебы в воинских вузах;
- профориентация;
- учет людей с военно-учетными профессиями;
- оповещение о явке на призыв, сборы, мобилизацию;
- учет, розыск и привлечение к ответственности уклоняющихся и дезертиров;
- направление материалов служебных проверок по подследственности.
Закон обязывает органы власти, самоуправления, МВД, ЗАГС и паспортные столы оказывать содействие комиссариатам, проводить сверки по семейному положению, прописке и другим изменениям в статусе военнообязанных.
Основной объем работы по учету людей, имеющих воинскую обязанность, возложен на военкоматы. В их компетенцию входит организация:
- медосвидетельствований;
- медосмотров;
- психологической ориентации и отбора.
Мероприятия касаются граждан, заключающих контракт, поступающих в воинские вузы, на военные кафедры, резервистов и тех, кто:
- встает на первичный учет;
- призывается в армию;
- вызывается на сборы.
Военкомат вправе проводить освидетельствование ограниченно годных граждан, при этом ВВК может как подтвердить ранее поставленный диагноз, так и опровергнуть его.
ФЗ № 53, регламентирующий воинскую обязанность и порядок военной службы, делегирует обязанность по медосвидетельствованию и психологическому тестированию лиц, поступающих в соответствующие подразделения указанных служб и организаций:
- нацгвардию;
- ФСБ;
- СВР РФ;
- армейское следствие;
- госохрану;
- гарнизонную прокуратуру.
Современные проблемы уклонения от исполнения воинской обязанности и меры борьбы с явлением
Причины уклонения от исполнения воинского долга имеют социальные корни и заложены в конце прошлого столетия при распаде СССР:
- отсутствие престижа армии;
- дедовщина и землячество;
- падение авторитета офицеров и младших командиров;
- высокий процент гибели и увечий солдат в период военных действий на Северном Кавказе и в мирное время в результате неправомерных действий военнослужащих;
- недостаточное финансирование и, как следствие, низкий уровень материально-технического, вещевого и продуктового обеспечения войск.
В борьбу против дедовщины включились общественные организации, со стороны государства усилен контроль над соблюдением законности в войсках. Для привлечения специалистов в ряды войск разработаны социальные программы и система льгот, увеличено денежное довольствие. Все эти бонусы затрагивают служащих по контракту. Ежегодный недобор призывников ослабляет армию, нарушает принципы комплектования войск.
Юноши призывного возраста продолжают изыскивать возможности, чтобы добиться отсрочки или полного освобождения от армии, используя ст. 24 закона «О воинской обязанности и военной службе». Основные методы уклонистов:
- игнорирование повестки;
- смена прописки;
- фальсификация болезни;
- членовредительство;
- указание заведомо ложных сведений о семье, ученых степенях, поступлении в вуз.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отказ от выполнения воинского долга призывника или прохождения альтернативы наказуем. УК РФ предусматривает уголовную ответственность. Права и нормы ст. 328 позволяют применять к уклонистам следующие санкции:
- штраф;
- обязательные работы;
- арест до полугода;
- лишение свободы до двух лет.
Обратите внимание! Более жесткое наказание грозит тем, кто нарушил ст. 339 УК РФ: максимальный срок достигает 7 лет.
Наличие судимости – пятно на биографии, но, пока идут следствие, суд, рассмотрение апелляции, уклоняющийся гражданин пропускает один, а то и два призыва.
Согласно законодательству от призыва освобождены те, кто отбывает срок или имеет неснятую (непогашенную) судимость.
Репрессивные меры не решают проблемы уклонения от воинской обязанности. Профилактика и воспитательная работа во временной перспективе более результативны. Целевая аудитория патриотического воспитания – дети.
В масштабах государства необходимо:
- возродить воинские игры типа «Зарница»;
- проводить уроки начальной военной подготовки;
- разработать программу патриотического воспитания с дошкольного возраста;
- повышать престиж армии.
Люди старше 40 лет помнят: во времена СССР к мужчине, не служившему в армии, было настороженное отношение. Возврат к прошлому невозможен, но в разработке госпрограмм повышения престижа армейских будней необходимо опираться на удачный опыт предыдущих поколений.
Какое вы имеете отношение к воинской обязанности? Служили срочную или были контрактником? Как вы считаете, нужно ли увеличить срок для уклонистов? Задавайте вопросы, рассказывайте свои истории в блоке комментариев.
3.1. Основные понятия о воинской обязанности
«Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).
В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан.
Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Воинская обязанность предусматривает:
— воинский учет;
— обязательную подготовку к военной службе;
— призыв на военную службу;
— прохождение военной службы по призыву;
— пребывание в запасе;
— призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:
— призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
— прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.
Военное положение — особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.
Военное время — период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.
Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2002. — 159 с. – ил.
Сборник конспектов уроков по ОБЖД скачать, календарно-тематическое планирование, учебники по всем предметам онлайн
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.
Основные понятия о воинской обязанности. Структура и содержание воинской обязанности. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы
Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Структура и содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации приведены на схеме 25.
Воинская обязанность граждан в период мобилизации, военного положения и в военное время определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Она предусматривает:
• призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
• прохождение военной службы в период мобилизации, военного положения и в военное время;
• военное обучение в период военного положения и в военное время.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что военная служба — это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах и воинских формированиях (схема 26).
Военная служба приоритетна перед другими видами государственной службы и иной деятельностью. Она имеет некоторые особенности.
Основные из них заключаются в следующем:
• во-первых, выполнение обязанностей военной службы сопряжено с риском для здоровья, а нередко и жизни;
• во-вторых, к этой службе привлекают лишь граждан, достигших определенного возраста и отвечающих установленным требованиям по состоянию здоровья и физическому развитию;
• в-третьих, для военнослужащих предусмотрены специальные звания, единая форма одежды и знаки различия, специальная система аттестования;
• в-четвертых, права и обязанности военнослужащих регламентированы специальным законодательством;
• в-пятых, лица, проходящие военную службу, в особом порядке несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.
Граждане Российской Федерации проходят военную службу по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
1. Какие нормативные правовые акты регламентируют воинскую обязанность и военную службу граждан Российской Федерации?
2. В чем заключается воинская обязанность граждан Российской Федерации?
3. В каких войсках, воинских формированиях и органах исполняют граждане Российской Федерации военную службу?
4. Почему военная служба приоритетна по сравнению с другими видами государственной службы?
Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет.
«Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарьрусского языка).
В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан.
Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Воинская обязанность предусматривает:
— обязательную подготовку к военной службе;
— призыв на военную службу;
— прохождение военной службы по призыву;
— пребывание в запасе;
— призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:
— призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
— прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.
Военное положение — особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.
Военное время — период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.
Воинский учет — это составная часть воинской обязанности граждан. Российскому учету подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.
Все граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете. Исключение составляют граждане:
— освобожденные от исполнения воинских обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
— проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
— отбывающие наказание в виде лишения свободы;
— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности (военно-учетная специальность — категория воинского учета, указывающая военную специальность, полученную при окончании определенного образовательного учреждения);
— постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Воинский учет призван определить возможности государства по обеспечению комплектования Вооруженных Сил личным составом.
История нашего Отечества свидетельствует, что необходимость обороны государства, защита интересов России постоянно выдвигали требования по совершенствованию системы комплектования Вооруженных Сил личным составом с учетом возможностей страны по народонаселению.
Система комплектования войск складывалась постепенно. Так, например, в 1705 г. указом Петра I в России была введена рекрутская воинская повинность, в соответствии с которой в армию ежегодно набирали физически годных к военной службе мужчин от 20 до 30 лет. Первоначально в рекруты брали одного человека с 20 дворов, а с 1724 г. по 5—7 человек с 1000 мужских душ. Такая организация воинского учета и воинской повинности позволила Петру 1 к 1725 г. иметь 220-тысячную регулярную армию.
Дальнейшее значительное совершенствование системы комплектования войск произошло в 1874 г. в результате проведения военных реформ, автором которых был военный министр вооруженных сил России Д. А. Милютин.
В 1874 г. в русской армии была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутские наборы. Всеобщая воинская повинность распространялась на мужское население страны, достигшее возраста 21 года. Призывники тянули жребий и этим определяли, кто должен идти служить в этом году.
Общий срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — на пребывание в запасе.
Такая система комплектования русской армии позволила в период русско-турецкой войны (1877—1878) чрезвычайно быстро — за четыре недели — провести мобилизацию русской армии. На 42-й день войска были сосредоточены на Дунайском театре военных действий.
Комплектование русской армии в период 1897—1917 гг. осуществлялось в соответствии с Уставом о военной повинности. В нем определено, что мужское население, без различия состояний, подлежит военной повинности. К исполнению повинности ежегодно призывался только один возраст населения, а именно молодые люди, которым исполнилось 20 лет от роду к 1 января того года, когда проводится призыв.
Служба в постоянных войсках разделилась на службу действительную и службу в запасе. Общий срок службы для состоящих в частях пехоты и артиллерии определялся в 18 лет, из них 3 года действительной военной службы и 15 лет в запасе; для состоящих в частях всех прочих родов войск — в 17 лет, из них 4 года действительной военной службы и 13 лет в запасе.
Нижние чины сухопутных войск после увольнения с действительной военной службы в запас армии состояли 7 лет в запасе первого разряда, а остальное время, до окончания общего срока службы, — в запасе второго разряда. Состояние в запасе ограничивалось достижением 39-летнего возраста.
Таким образом, исторически сложилась система воинского учета всех граждан России, которые в случае необходимости могут быть призваны в ряды вооруженных сил, чтобы с оружием в руках защищать свое Отечество.
Воинский учет граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» по месту жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления.
В документах по воинскому учету содержатся следующие сведения о гражданине:
— фамилия, имя, отчество;
— годность к военной службе по состоянию здоровья;
— профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специальностям и к военной службе на воинских должностях;
— основные антропометрические данные (длина тела (рост), окружность грудной клетки, масса тела (вес), мышечная сила кисти, жизненная емкость легких (спирография);
— прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
— прохождение военных сборов;
— владение иностранными языками;
— наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
— наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
— возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
— бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государственной власти, органом самоуправления или организацией на период мобилизации и в военное время.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Первоначальную постановку на воинский учет осуществляет специальная комиссия по постановке граждан на воинский учет, создаваемая в районе, городе или другом административном образовании.
Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.
Если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным в течение всего календарного года.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе: военный комиссар района, города (без районного деления) или иного административно-территориального образования либо заместитель военного комиссара — председатель комиссии; специалист по профессиональному психологическому отбору; секретарь комиссии; врачи-специалисты.
Воинская обязанность – это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.
Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом « О воинской обязанности и военной службе ».
Воинская обязанность предусматривает:
• обязательную подготовку к военной службе;
• поступление на военную службу по контракту;
• прохождение военной службы по контракту;
• пребывание в запасе;
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:
• призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
• прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Мобилизация – комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.
Военное положение – особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.
Военное время – период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.
В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.
1.. Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества, установленной п. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации, и является одной из форм соответствующей конституционной обязанности российских граждан. Назначением воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.
Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также на граждан Российской Федерации, проживающих вне территории Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
– обязательную подготовку к военной службе;
– призыв на военную службу;
– прохождение военной службы по призыву;
– пребывание в запасе;
– призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
2. Призыв на военную службу. Призыв на военную службу – одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности – является одним из способов комплектования, т.е. привлечения граждан Российской Федерации на военную службу. Порядок призыва определен Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587.
Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;
б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания.
3. Запас. Пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются формами исполнения гражданами воинской обязанности.
Запас создается из числа граждан:
1) уволенных с военной службы с зачислением в запас.
Увольнение военнослужащих с военной службы в запас в соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе” производится, если военнослужащий к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе;
2) прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные – до достижения ими возраста 45 лет.
4. Военно-транспортная обязанность. Военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время. Под транспортными средствами понимаются железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транспорт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно-транспортные и другие машины и механизмы.
Порядок исполнения военно-транспортной обязанности определен Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1998 г. N 1175.
studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.