Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам

Описание страницы: автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам от профессионалов для людей.

Автономные учреждения на УСН не вправе применять льготный тариф по страховым взносам

Государственное автономное учреждение обжаловало решение Управления Пенсионного фонда.

В нем фонд указал, что учреждение не имело право применять льготный тариф по страховым взносам и за недоплату взносов наложил штраф 600 тыс. рублей. Учреждение с этим не согласилось.

Суд установил, что учреждение применяло пониженный тариф, предусмотренный п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Согласно данной норме право на применение пониженных тарифов предоставлено организациям и ИП, применяющим УСН, осуществляющим в качестве основного вида экономической деятельности такой вид деятельности, как образование.

Учреждение соответствовало данным критериям:

  • применяло УСН;
  • его основным видом экономической деятельности являлось образование (ОКВЭД 80).

Однако УПФР выявило два обстоятельства, препятствующих применению пониженного тарифа.

1. Вид экономической деятельности признается основным, если доля доходов от реализации продукции по нему составляет не менее 70 процентов (ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ). При этом не учитываются, в частности, доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Учреждением не оспаривалось, что фонд оплаты труда его работников примерно на 90 процентов формировался из средств целевого бюджетного финансирования.

Однако льготный тариф был применен учреждением к общему фонду оплаты труда, включая как фонд, образуемый из средств целевого бюджетного финансирования, так и фонд оплаты труда, финансируемый из доходов, полученных вне связи с выполнением государственного (муниципального) задания.

Таким образом, при применении льготного тарифа на фонд оплаты труда, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, происходило необоснованное удержание учреждением бюджетного финансирования, выделенного в том числе на оплату страховых взносов.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Возможность применения пониженного тарифа страховых взносов некоммерческими организациями, к каковым относится учреждение, появилась с 01.01.2012, а именно, с введением в действие Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ нормы п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Однако из состава данной нормы исключены государственные и муниципальные учреждения. К их числу относятся и автономные учреждения.

Таким образом, учреждение не приобрело право на применение указанной льготы. Решение УПФР в этой части правомерно.

Что же касается штрафа, что само применение льготного тарифа не свидетельствует о наличии в действиях учреждения состава правонарушения – решили суды и в этой части решение фонда отменили.

Документ включен в СПС “Консультант Плюс”

ФНС: с 1 января 2019 года льготные тарифы при УСН отменены

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.26-2.ru%2Fimages%2Fpreview%2F600x400%2Fx20b73486ff80da370a737fbfab02c253.jpg.pagespeed.ic.yMHDuQxVO_

С 1 января 2019 года упрощенцы должны платить взносы за работников по общей ставке 30%. Льготная ставка для отдельных видов деятельности с 1 января 2019 года отменена. Об этом сообщил Владислав Лабутов, заместитель начальника отдела доходов физических лиц и администрирования взносов ФНС России во время прямого эфира журнала “Упрощенка” “Изменения—2019“.

Напомним, страховые взносы упрощенцы платили в 2018 году по пониженным тарифам. Чтобы применять такой тариф, нужно было находится на одном из льготных видов деятельности ОКВЭД.

Смотрите все тарифы взносов на 2019 год в таблице “Тарифы страховых взносов в 2019 году (таблица)“.

Тарифы по страховым взносам с зарплаты работников (нет льгот)

Общий процент отчислений в фонды остается прежним по сравнению с предыдущим годом – 30%, из них:

  • 20% в Пенсионный фонд
  • 2,9% в Фонд социального страхования
  • 5,1% в Фонд медицинского страхования

Предельный размер базы для расчета страховых взносов

до предельной базы 1 150 000 рублей

свыше предельной базы 1 150 000 рублей

Без предельной базы

до предельной базы 865 000 рублей

свыше предельной базы 865 000 рублей

Большинство упрощенцев с нового года перейдут на общий тариф 30 процентов, так как закончится льготный переходный период. Пониженную ставку 20 процентов оставят некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Льготой можно воспользоваться шесть лет – с 2019 по 2024 годы. Планового повышения взносов для упрощенцев, которые применяли общий тариф, не будет. Раньше планировалось, что с 2021 года общий тариф вырастет с 30 до 34 процентов. Сейчас в кодексе оставили тариф 30 процентов. Пенсионные взносы компании будут, как и сейчас, считать по тарифу 22 процента с выплат в пределах лимита и 10 процентов — со сверхлимитных сумм. Нагрузка по взносам возрастет в полтора раза у тех упрощенцев, которые ранее применяли льготный тариф. Но есть способы сэкономить на взносах. Примеры в статье « Пять законных способов снизить взносы, чтобы инспектор не заподозрил схемы ».

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной бухгалтерской новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Поправки-2018 по страховым взносам для льготников на УСН

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2Fbacks%2Felver_2017_ico_doc

Одно из условий, которое необходимо соблюдать упрощенцу для уплаты страховых взносов по пониженным тарифам (на ОПС — 20%, на ОМС и ВНиМ — 0% подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ ), — доля доходов от льготного вида деятельности должна составлять 70% и более. Для наглядности старую и новую формулировки НК, касающиеся определения доли доходов от льготируемой деятельности в общем объеме доходов, приведем в таблице.

Получается, при подсчете общего объема доходов (знаменатель) нужно принимать не только доходы, с которых фактически уплачивается налог при УСН (выручку и внереализационные доходы), а также и другие поступления — доходы из ст. 251 НК РФ?

Читайте так же:  Куда обратиться, если нужна справка о кадастровой стоимости квартиры

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2Fbacks%2Felver_2017_ico_quote

Определение общих доходов в целях применения пониженных тарифов взносов

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2Ffaces%2Fpreview_78_78%2Fkotova

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Ftemplate%2Fimages%2Felver_2017_round

— Прежде всего, хочу обратить внимание, что порядок определения критерия доходов для применения пониженных тарифов в целях уплаты страховых взносов не увязывается с порядком определения доходов, с которых уплачивается налог при УСН. В гл. 34 НК такая зависимость не установлена. И Минфин в 2017 г. неоднократно разъяснял это в Письма х Письма Минфина от 13.05.2017 № 03-15-07/28994 , от 10.10.2017 № 03-15-06/66041 .

Поэтому в п. 6 ст. 427 НК теперь четко указано, что общий объем доходов для целей применения пониженных тарифов определяется путем суммирования и доходов от реализации, и внереализационных доходов, и доходов, указанных в ст. 251 НК РФ.

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2Fbacks%2Felver_2017_ico_kp

Упомянутый в статье поправочный Закон можно найти:

Но ведь в ст. 251 НК перечислены и такие доходы, как займы, кредиты, взносы в уставный капитал, залог, задато к подп. 2, 3, 10 п. 1 ст. 251 НК РФ . Нужно ли эти доходы учитывать при определении общей суммы доходов?

Кроме того, становится актуальным и вопрос о том, какие доходы нужно суммировать для определения предельной суммы (79 млн руб.), позволяющей применять пониженные тарифы страховых взносо в подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ .

Включать ли в 79 млн руб. абсолютно все доходы, в том числе и поименованные в ст. 251 НК РФ? Или же ограничиться только выручкой и внереализационными доходами? С этими вопросами мы обратились к специалисту Минфина.

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2Fbacks%2Felver_2017_ico_quote

Определение предельного размера доходов для применения пониженных тарифов взносов

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2Ffaces%2Fpreview_78_78%2Fkotova

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Ftemplate%2Fimages%2Felver_2017_round

— В порядке определения предельной суммы доходов за налоговый период (79 млн руб.), позволяющей применять пониженные тарифы взносов, по сути ничего не изменилос ь подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ . Это все доходы, полученные упрощенцем, — как доходы от реализации и внереализационные доходы, так и доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

Что же касается займов, кредитов и других возвратных средств, взносов в уставный капитал, а также целого ряда внереализационных доходов (дивидендов, процентов и т. п.), то их не нужно включать ни в состав общих доходов, ни в состав доходов от основного вида деятельности, поскольку они с какой-либо деятельностью их получателя не связаны в принципе. Поэтому все эти суммы не нужно учитывать для определения предельной суммы доходов за налоговый период (79 млн руб.), позволяющей применять пониженные тарифы.

Кроме того, вместо доходов от реализации в НК появилось понятие «доходы в связи с осуществлением этого вида деятельности». Какие же доходы теперь нужно учитывать при их подсчете:

• только выручку от реализации;

• выручку от реализации плюс внереализационные доходы;

• выручку от реализации плюс внереализационные доходы плюс доходы, указанные в ст. 251 НК РФ?

И почему понадобилась такая поправка? Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили специалиста Минфина.

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2Fbacks%2Felver_2017_ico_quote

Определение доли доходов от основного вида деятельности

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2Ffaces%2Fpreview_78_78%2Fkotova

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Ftemplate%2Fimages%2Felver_2017_round

— В новой редакции НК закреплена позиция, которую Минфин ранее высказывал в своих письмах. Дело в том, что указанное в НК до внесения поправок понятие «доходы от реализации» нельзя было применить к тем плательщикам, которые работали в сфере здравоохранения, образования, культуры, вели деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда, а также осуществляли управление недвижимым имуществом.

Например, медицинские организации получали не только доходы от оказания платных услуг, но и средства от страховых компаний в рамках оказания услуг по системе ОМС. А ТСЖ, ЖСК, СНТ существуют в основном за счет взносов участников этих товариществ (вступительных, членских, целевых).

Средства целевого финансирования и членские взносы перечислены в ст. 251 НК РФ, и они не облагаются налогом при УСН подп. 14 п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ . Однако эти средства и у медицинских организаций, и у ТСЖ, ЖСК, СНТ связаны с ведением ими деятельности. Поэтому Минфин разъяснял, что в целях применения пониженных тарифов взносов и средства, полученные в рамках ОМС, и членские взносы относятся к доходам в связи с осуществлением основного вида деятельности. То есть включаются и в доходы для определения доли 70%, и в общую сумму полученных доходо в Письма Минфина от 26.05.2017 № 03-15-05/32406 , от 02.03.2017 № 03-15-05/11813 , от 19.05.2017 № 03-15-06/30979 , от 13.05.2017 № 03-15-07/28994 .

Хочу заметить, что аналогичные разъяснения в период действия законодательства РФ о страховых взносах (Закон № 212-ФЗ) давал и Минтруд, поскольку нормы этого Закона и гл. 34 НК схожи е ч. 1.4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (утратил силу с 01.01.2017); Письма Минтруда от 26.01.2016 № 17-3/ООГ-71 , от 29.12.2015 № 17-3/В-643 , от 18.12.2015 № 17-4/В-619 , от 10.07.2015 № 17-4/ООГ-1027 . Так что внесенными в НК поправками все разночтения в этих вопросах теперь устранены.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

То есть в доходы для определения 70%-й доли нужно включать все поступления, прямо связанные с ведением основного вида деятельности. Хорошо, с некоммерческими организациями все понятно.

А что теперь считать «основными» доходами у коммерческих организаций? Например, как быть турагентам? У них доходом является комиссионное вознаграждение. Но они еще получают и средства от покупателей, которые затем перечисляют туроператору. И эти суммы поименованы как неучитываемые доходы в ст. 251 НК подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ . Поскольку все эти деньги связаны с получением дохода от основного вида деятельности, то можно ли и вознаграждение, и средства от покупателей учесть и в числителе, и в знаменателе при расчете доли?

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2Fbacks%2Felver_2017_ico_quote

Определение турагентом доходов в целях применения пониженных тарифов

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2Ffaces%2Fpreview_78_78%2Fkotova

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Ftemplate%2Fimages%2Felver_2017_round

— Для коммерческих организаций в порядке определения доходов, которые следует учитывать как в составе доходов от основного вида деятельности, так и в составе общих доходов, мало что изменилось. Для них по-прежнему это прежде всего выручка от реализации товаров, работ, услуг, к которым применительно к турагентам относится как комиссионное вознаграждение, так и средства, полученные от клиентов и перечисленные туроператору. То есть эти суммы при расчете доли доходов нужно учесть и в числителе, и в знаменателе.

Читайте так же:  Снижаем расходы на гсм

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2F_elver%2Fimages%2Fpreview_360_X%2F12953

Поправки в НК не так просто истолковать. Разбираться с новшествами придется тем, кто работает в сфере образования, медицины и не только

При таком подсчете 70%-й доли доходов право на пониженные тарифы у упрощенцев, которые ведут виды деятельности, поименованные в гл. 34 НК, сохраняетс я подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ . Именно эту цель и преследовал законодатель, когда распространял действие поправок, вступивших в силу с 27.11.2017, на правоотношения, возникшие с 01.01.2017 пп. 1, 9 ст. 9 Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ . То есть так же, как и поправок, касающихся приведения названий видов деятельности в гл. 34 НК в соответствие с новым ОКВЭД2 пп. 1, 9 ст. 9 Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ .

Поскольку поправки действуют с 01.01.2017, то упрощенцы, которые вели льготные виды деятельности и в течение 2017 г. рассчитывали взносы по основным тарифам, теперь могут подать в ИФНС уточненные расчеты и пересчитать страховые взносы по пониженным тарифам. И соответственно, излишне уплаченные взнос ы пп. 1.1, 6.1, 14 ст. 78 НК РФ :

• на ОПС по тарифу 22% — зачесть в счет будущих платежей по тарифу 20%. А суммы взносов, еще не разнесенные ПФР на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц (например, за IV квартал 2017 г.), можно и вернуть;

• на ОМС и ВНиМ — вернуть, поскольку по ним тариф 0%.

Ставки пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году

По общему правилу пониженные страховые взносы в 2019 году продолжат действовать в отношении некоторых категорий плательщиков. Однако сразу скажем, что не всех, кто привык ими пользоваться в 2018 году. Некоторых упрощенцев законодатели обделили. Рассказываем, сколько платить страховых взносов по сниженным тарифам в 2019 году.

Согласно Налоговому кодексу РФ, вопросы пониженных страховых взносов регулирует ст. 427. Их применяют в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2Fc-users-vova-desktop-buhguru-sentyabr-2018-veb-po

Также учтите, что в пунктах с 4 по 13 этой статьи перечислены условия, выполнение которых даёт каждой льготной категории плательщиков право на пониженный тариф страховых взносов.

Традиционно, размер пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году актуален для фирм и коммерсантов из отдельных сфер и/или обладающих определённым правовым статусом. Например, это спецрежимники из сферы IT-технологий, резиденты особых экномических зон, участники проекта «Сколково» и другие.

Далее вашему вниманию представлена таблица пониженных тарифов страховых взносов, из которой хорошо видно, на сколько выросли ставки страховых взносов на 2019 год для некоторых категорий плательщиков. Хоть формально и льготников.

Компании, работающие в технико-внедренческих, туристско-рекреационных зонах

Аптеки на ЕНВД и ИП-фамацевты

С 2019 года законодатели урезали состав применяющих пониженные ставки страховых взносов.

В частности, это следует из письма Минфин России от 01.08.2018 № 03-15-06/54260, в котором он ответил на вопрос о продлении действия пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году в отношении некоммерческих и благотворительных организаций, а также малого и среднего бизнеса на УСН.

Министерство отмечает, что продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов представителями малого и среднего бизнеса, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено. При этом чиновники ссылаются на протокол заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 № 2, которым в основном одобрен проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

ФЗ от 3 августа 2018 года № 303 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в частности, продлевает на 2019 – 2024 годы применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 20% только для следующих категорий плательщиков:

  • социально ориентированных НКО на упрощёнке и ведущих деятельность в области социального обслуживания граждан, НИОКР, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (кроме профессионального);
  • благотворительных организаций на УСН.

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-dark%2Finfo

Таким образом, предприятия и коммерсанты, работающие в социальной и производственной сферах на УСН, пониженные тарифы страховых взносов с 2019 года не применяют. Законодатели лишили их этого права.

Большинство упрощенцев – фирм и ИП – с 2019 года обязаны применять по страховым взносам общий тариф 30%, поскольку льготный переходный период в 2018 году подошёл к концу.

Могут ли автономные учреждения рассчитывать на льготы по страховым взносам?

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2F_elver%2Fbacks%2Fmedal

Благодарим главного бухгалтера муниципального учреждения Ф.С. Сальманову за предложенную тему статьи.

Рассмотрим ситуацию. Муниципальное автономное учреждение (МАУ), у которого основной вид деятельности — дополнительное образование детей, в основном оказывает услуги бесплатно и получает под это субсидии из местного бюджета, имея небольшую долю платных услуг. Других видов деятельности нет. МАУ применяет упрощенную систему налогообложения. Может ли в 2012 г. такая организация претендовать на льготные тарифы страховых взносов, в частности не платить взносы в ФСС и ФФОМС?

Новая льгота для некоммерческих организаций МАУ не подходит

С 2012 г. некоммерческие организации, применяющие упрощенку и занимающиеся, в частности, образованием, имеют право на пониженные тарифы страховых взносов. Они могут платить взносы только в ПФР (по ставке 20%). Но эта льгота не распространяется на государственные и муниципальные учреждени я п. 11 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 58 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ) .

Есть также пониженные тарифы страховых взносов для обычных организаций, перешедших на упрощенку и занимающихся, в частности, образование м подп. «с» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ . Льготный тариф страховых взносов тот же — 20% в Пенсионный фонд, а в ФСС и ФФОМС взносы платить не нужн о ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ . Применять его могут любые упрощенцы, в том числе и государственные/муниципальные учреждения. Разумеется, если соблюдается условие: доля доходов от реализации по льготному виду деятельности должна быть не менее 70% в общем объеме доходо в ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ .

Читайте так же:  Чтобы управлять компанией жкх, нужно получить лицензию

Итак, МАУ применяет упрощенку. Вид деятельности льготный — дополнительное образование детей (ОКВЭД-80.10.3). Осталось определиться, соблюдается ли ограничение по доле доходов от этого вида деятельности при получении субсидий из бюджетов.

В целях Закона № 212-ФЗ упрощенцы определяют доходы по тем же правилам, что и при расчете налога при УСНО. Они определены в ст. 346.15 НК РФ ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ . В ней черным по белому написано, что доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, не должны включаться в облагаемые доход ы п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ . А именно в ст. 251 упомянуты субсидии, получаемые автономными и бюджетными учреждениям и подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ . Получается, что субсидии, полученные МАУ, не надо учитывать ни при расчете общей суммы доходов, ни при расчете доходов от льготного вида деятельности.

А значит, если выручка от образовательных платных услуг у такого МАУ — единственный коммерческий доход, то доля доходов от льготного вида деятельности будет 100%. Соответственно, МАУ имеет полное право на применение пониженных тарифов.

Однако специалисты Минздравсоцразвития (ныне — Министерство труда и социальной защиты) считают иначе.

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fdigit%2Fpersons%2Fkotova

“ Субсидии, хотя не являются объектом обложения для упрощенки или вмененки, все же являются доходом. Поэтому если организация получает субсидию, то для определения общего объема доходов указанные суммы поступлений включаются в 100% доходов организации.

А вот при расчете «льготных» доходов (которые должны быть не менее 70% для использования льготы) доходы от субсидий не должны учитываться. Так как для определения указанной доли в расчет включаются только доходы от реализации продукции и (или) оказанных услуг при осуществлении основного (льготного) вида экономической деятельности.

Поэтому некоммерческое муниципальное автономное учреждение, скорее всего, не будет иметь права на пониженный тариф. Ведь, как правило, платных услуг немного, а практически все доходы этой организации составляют субсиди и ” .

Как видим, выявились разночтения в том, как именно нужно считать сумму всех доходов организации-упрощенца. И весьма вероятно, что по невыгодному варианту будут считать доходы и специалисты территориальных отделений внебюджетных фондов. Соглашаться вам с ними или нет — дело, естественно, ваше.

Однако если уж рассматривать бюджетные субсидии как доход, который надо учитывать при расчете общей суммы дохода, то логичнее продолжать учитывать такие субсидии и при дальнейших расчетах — то есть при расчете 70% «льготных» доходов. Ведь это — тоже доходы, непосредственно связанные с образовательной деятельностью. При таком подходе получается, что образовательное учреждение, оказывающее бесплатные (субсидируемые) и платные образовательные услуги, тоже будет иметь право на пониженные тарифы.

Итак, оказывается, норму о том, как именно считать сумму доходов автономным учреждениям, оказывающим платные образовательные, медицинские и прочие льготируемые услуги и находящимся на УСНО, можно читать по-разному. А это означает, что при подтверждении льготы споров по взносам не избежать. Однако, по нашему мнению, Закон — на стороне страхователей.

Кому положены пониженные тарифы страховых взносов в 2019 году

С 01.01.2017 изменен порядок исчисления и уплаты страхового обеспечения физических лиц на территории России. Новый порядок устанавливают:

  • Налоговый кодекс, а именно главы 2.1 и 34, в части страховых взносов, администрируемых ФНС;
  • ФЗ № 125-ФЗ от 24.07.1998 в части ФСС НС и ПЗ. Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 утратил свою силу 31.12.2016.

На основании действующего законодательства некоторые страхователи могут претендовать на значительное снижение размеров обязательных платежей на страховое обеспечение. Порядок применения пониженных тарифов страховых взносов в 2019 году (льгот) для страхователей определяют:

  • ст. 427 НК РФ;
  • ст. 21 № 125-ФЗ (в 2017-2019 гг. определен п. 2 ФЗ № 419-ФЗ от 19.12.2016).

С 2017 года льготным категориям юридических лиц, указанным в ст. 427 НК, нет необходимости специально уведомлять налоговые органы о применении пониженных тарифов и ждать официального ответа (разрешения или отказа). Информация о применении льготы будет определена из единого расчета по страховым взносам при пониженном тарифе, но документальное подтверждение исключит запросы и уточнения со стороны контролирующих органов.

Условия применения пониженного тарифа страховых взносов

Ставки тарифов, установленных для льготных категорий, указаны в ст. 427 НК РФ.

При выполнении определенных условий льготы предоставляются:

  • обществам, партнерствам на УСН;
  • российским ИТ-компаниям;
  • владельцам российских судов;
  • некоммерческим и благотворительным организациям на УСН;
  • ряду других.

С 2019 года законодатели отменили льготы по страховым взносам в отношении целого ряда экономических субъектов. К таковым относят:

  • организации и ИП, применяющие УСН, по видам деятельности поименованным в п. 5 ст. 427 НК РФ ;
  • аптеки (ИП или организации), имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, применяющие ЕНВД;
  • ИП на ПНС — в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанной в патенте (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в пп. 19, 45-48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ ).

Полный перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право получить льготу по страховым взносам (гл. 34 НК), подтверждающие документы на право применения льготируемых ставок и значения ставок взносов, представлены в виде таблицы.

Наименование хозяйствующего субъекта

Ставка на случай ВНиМ

Хозяйственные общества и партнерства

Деятельность практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности:

  • программы для ЭВМ;
  • базы данных;
  • изобретения;
  • промышленные образцы;
  • производство ноу-хау, исключительные права на которые принадлежат учредителям, участникам — бюджетным научным учреждениям и автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, являющимся бюджетными, автономными учреждениями;
  • и т. д.
  • реестр хозяйственных обществ и партнерств передают в контролирующие ведомства отделения Росреестра.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 1 п. 1;
  • ставка — пп. 1 п. 2,
  • прочие условия – п. 3, п. 4.
Читайте так же:  В каких случаях требуется расчет общего стажа работы

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов, — 1,8 %.

Российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий

Деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших соглашения (договоры) с органами управления особыми экономическими зонами):

  • разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа;
  • оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
  • устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных.

Организации имеют право использовать данную льготу:

  1. Для вновь созданных, если:
    • аккредитованы в порядке, указанном в Постановлении Правительства РФ от 06.11.2007 № 758;
    • доля доходов от указанных видов деятельности составляет не менее 90 % в общем объеме доходов организации за указанный период;
    • среднесписочная численность — не менее 7 человек.
  2. Для организаций, не являющихся вновь созданными, если:
    • аккредитованы в порядке, указанном в Постановлении Правительства РФ от 06.11.2007 № 758;
    • доля доходов от указанных видов деятельности составляет по итогам 9 мес. года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 90 % в общем объеме доходов организации за указанный период;
    • среднесписочная численность — не менее 7 человек.

Доходы определяются в рамках ст. 248 НК РФ, при этом не включаются доходы, указанные в п. 2, 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ:

  • положительная (отрицательная) курсовая разница при покупке (продаже) валюты (п. 2 ч. 2 ст. 250 НК РФ);
  • положительная курсовая разница, за исключением положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов (п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ).
  • выписка из реестра аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
  • расчет средней или среднесписочной численности работников (формы № 1-Т и № П-4);
  • документы, подтверждающие вновь созданную организацию;
  • подтверждение объема дохода по виду деятельности.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 3 п. 1;
  • ставка — пп. 1.1 п. 2;
  • прочие условия — п. 3, п. 5.
  • закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 06.11.2007 № 758;
  • ст. 248 НК РФ;
  • п. 2, п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ, за исключением высококвалифицированных специалистов, — 1,8 %.

Плательщикам, производящим выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна

Экипажи судов зарегистрированы в Российском международном реестре судов, за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах РФ.

  • выписка из Российского международного реестра судов о регистрации судна;
  • состав экипажа.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 4 п. 1;
  • ставка — пп. 2 п. 2;
  • прочие условия — п. 3.

Некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на УСН

Сфера деятельности в следующих областях:

  • соц. обслуживание граждан;
  • научные исследования разработок;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • культура и искусство;
  • массовый спорт (за исключением профессионального).

Применение льготируемых ставок осуществляется при соблюдении условий:

  1. По итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным ставкам, сумма доходов должна составлять не менее 70 % по следующим доходам:
    • целевые поступления (определяемые п. 2 ст. 251 НК РФ) на содержание НКО и ведение уставной деятельности;
    • гранты (определяемые пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
    • доходы от видов деятельности (определяемых абз. 17-21, 34-36 пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ), а именно:
      • научные исследования и разработки;
      • образование;
      • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
      • деятельность спортивных объектов;
      • прочая деятельность в области спорта;
      • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
      • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
      • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников.
  2. Выполнение требований, определяемых к УСН.
  3. При определении объема дохода организации учитываются поступившие и неиспользованные организацией по итогам предыдущих расчетных периодов (остатки):
    • целевые поступления;
    • гранты.
  • деятельность НКО будет подтверждена Минюстом.

Норма ст. 427 НК РФ:

  • субъекты — пп. 7 п. 1;
  • ставка — пп. 3 п. 2;
  • прочие условия — п. 3, п. 7.
  • закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • ст. 251 НК РФ
  • Письмо Минфина от 20.06.2017 № 03-15-07/38391.

Ответственность за применение муниципальным автономным образовательным учреждением пониженного тарифа страховых взносов

В соответствии со статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) установлены основания для перехода организаций на упрощенную систему налогообложения (далее по тексту – УСН).

В п. 3 ст. 346.12 НК РФ приведен перечень лиц, которые не вправе применять рассматриваемый специальный режим. При этом согласно подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН казенные и бюджетные учреждения.

Проводя разграничение между видами государственных учреждений, Минфин России в Письме от 07 октября 2011 года № 03-11-06/2/140 однозначно поясняет, что автономное учреждение не является бюджетным учреждением, поэтому ограничение для применения упрощенной системы налогообложения, установленное подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон № 212-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Читайте так же:  Об ужесточении контроля за деятельностью микрофинансовых организаций

В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Частью 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ при начислении страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, применяется тариф 26%.

Пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ установлено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. В указанном перечне в числе прочих видов деятельности значится образование.

Согласно ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Сумма доходов определяется по ст. 346.15 НК РФ.

В случае если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 346.15 НК РФ, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные ч. 3.2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ тарифы страховых взносов.

В силу подп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.

Таким образом, рассматриваемая льгота введена для целей уменьшения бремени уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ муниципальное общеобразовательное автономное учреждение является плательщиком страховых взносов.

Учреждение является некоммерческой организацией с организационно-правовой формой – муниципальное общеобразовательное автономное учреждение среднего (полного) общего образования и применяет упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов», основным видом экономической деятельности учреждения является «Среднее (полное) общее образование (код по ОКВЭД 80.21.2).

Фонд оплаты труда работников муниципального образовательного учреждения, непосредственно выполняющих полученное учреждением муниципальное задание, формируется из средств целевого бюджетного финансирования, как и фонд оплаты обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, по утвержденной смете.

Учреждение уплачивает в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы бюджетными средствами в суммах, рассчитанных в смете по определенному установленному тарифу, указанные суммы исчисляются и направляются в образовательное учреждение распорядителем бюджетных, то есть проходят через образовательное учреждение «транзитом».

Таким образом, в случае применения образовательным учреждением льготного тарифа при исчислении и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисленных на фонд оплаты труда, финансируемый из средств целевого бюджетного финансирования, связанного с выполнением муниципального задания, происходит уменьшение обязательств муниципальной казны.

Доход от оказанных дополнительных платных услуг и внереализационные доходы должны быть учтены плательщиком в качестве налогооблагаемых доходов и отражены в Книге учета доходов и расходов за соответствующий год в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Таким образом, учитывая, что действительным основным видом деятельности муниципального учреждения является осуществление образовательной деятельности в рамках выполняемого муниципального задания, указанный основной вид деятельности учреждения не отвечает условиям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, поскольку не подлежит налогообложению, вследствие чего учреждение не имеет права на применение рассматриваемой льготы.

Возможность применения льготного тарифа, предусмотренного ст. 58 Закона № 212-ФЗ является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализована только при соблюдении установленных в указанной правовой норме условий, при этом обязанность документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.

На основании вышеизложенного следует отметить, что применение льготного тарифа, предусмотренного ст. 58 Закона № 212-ФЗ, допустимо только при начислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта.

Выплаты плательщика физическим лицам из сумм, поступивших в учреждение в виде субсидий на выполнение муниципального задания, не относятся к финансово-хозяйственной деятельности, отнесенной к упрощенной системе налогообложения и не включены в налогооблагаемые доходы УСН хозяйствующего субъекта, в связи с чем, у автономного образовательного учреждения отсутствует право на применение пониженного тарифа страховых взносов в отношении выплат, произведенных из полученных субсидий на выполнение муниципального задания.

В противном случае контрольно-надзорный орган, проведя проверку и выявив соответствующие нарушения, принимает решение о доначислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начислении соответствующих пеней и применении ответственности, предусмотренной п.1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», за неуплату страховых взносов в виде наложения штрафа.

Изображение - Автономные учреждения на усн не вправе применять льготный тариф по страховым взносам 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.8 проголосовавших: 13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here