Описание страницы: дисциплинарная ответственность в вс рф от профессионалов для людей.
Содержание
Ответственность военнослужащих: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная и уголовная
26. Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.
27. К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.
28. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы – также в виде административного штрафа.
29. К материальной ответственности военнослужащие привлекаются за материальный ущерб, причиненный по их вине государству при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
30. К гражданско-правовой ответственности военнослужащие привлекаются за невыполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Видео (кликните для воспроизведения). |
31. К уголовной ответственности военнослужащие привлекаются за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
32. Военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному или административному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение.
В случае совершения правонарушения, связанного с причинением государству материального ущерба, военнослужащие возмещают ущерб независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.
При привлечении военнослужащих к ответственности недопустимо ущемление их чести и достоинства.
52. При совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, применить к нему меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае необходимости привлечь к дисциплинарной ответственности. При этом он должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.
Не являются дисциплинарными взысканиями замечание, порицание, критика поведения или указания на упущения по службе, выраженные командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме.
53. В целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок или нарушившего нормы международного гуманитарного права, по решению командира (начальника) может быть рассмотрен и обсужден: солдат и матросов – на собраниях личного состава; сержантов и старшин – на собраниях сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов – на собраниях прапорщиков и мичманов; офицеров – на офицерских собраниях.
Понятие дисциплинарной ответственности (ДО) военнослужащих и порядок привлечения к ней подробно регламентированы Дисциплинарным Уставом ВС РФ (ДУ ВС). В рамках общеправовой концепции дисциплинарная ответственность наступает в виде взысканий для служащих по контракту, призывников и участников воинских сборов за совершенные дисциплинарные правонарушения. Объявлять о наказании имеют право командиры (каждый в рамках своих полномочий), а военнослужащие, получившие такие наказания, могут обжаловать противоправные решения.
Виды наказаний, полномочия должностных лиц по наложению, категории граждан, на которых могут накладываться определенные виды взысканий, все эти базовые положения содержатся в гл.4 Дисциплинарного Устава.
Привлекать служащих к ДО за рядовые проступки (не грубые) имеют право их командиры (непосредственные или старшие), а также начальники подразделений, в зоне ответственности которых они были совершены.
Так, например, если служащий допустил ДП во время пребывания в командировке, и этот факт зафиксирован сотрудниками военной полиции, то только начальник данного подразделения может наложить наказание на нарушителя.
Грубые дисциплинарные проступки (ГДП) рассматриваются военными судами. Процессуальный порядок рассмотрения таких дел определен ФЗ-199 «О судопроизводстве» по ГДП.
Перечень ГДП закреплен в приложении №7 к ДУ ВС. Вот некоторые из них:
- самовольный уход из части;
- уничтожение имущества МО РФ;
- несоблюдение правил обращения с оружием;
- исполнение своих служебных обязанностей в состоянии опьянения;
- невыполнение приказа командира и так далее.
ДП, которые не включены в перечень ГДП, не могут считаться грубыми.
Виды возможных к применению дисциплинарных взысканий (ДВ) за обычные ДП зависят от того, в какой должности, и в каком звании находился нарушитель на момент совершения деяния.
Так, к служащим неофицерского состава могут применяться следующие ДВ:
- выговор или строгий выговор;
- увольнение по НУК;
- неполное служебное соответствие;
- снижение в должности и/или звании;
- лишение увольнительной;
- арест.
К срочникам в армии не применяются такие наказания, как увольнение по НУК и служебное несоответствие, контрактников не лишают увольнения.
Арест наносится лишь в случае наказания за ГДП. Только суд может применять данное дисциплинарное взыскание.
На младших офицеров могут быть наложены вышеперечисленные ДВ, кроме лишения увольнительной, снижения в воинском звании и ареста. Высших офицеров, помимо перечисленного, также не могут увольнять со службы в связи с НУК.
ДВ для граждан, участвующих в военных сборах — отчисление с них.
За одно правонарушение нельзя накладывать несколько видов ДВ. Так, например, за опоздание на службу запрещено одновременно применять следующие меры: выговор и лишение увольнительной. Наказание должно быть только одно: либо выговор, либо лишение увольнительной.
Военнослужащий, который имеет ДВ, считается таким в течение всего следующего года с момента наложения. За это временя единственное поощрение, которое ему положено — досрочное снятие ДВ.
Если у служащего есть ДВ, то ему не положены поощрения по службе, премии, а также не может быть присвоено следующее звание. Строгому выговору сопутствует лишение очередного чина и премий на период действия указанного выговора.
Основанием для наложения ДВ является противоправное и виновное нарушение дисциплины в том случае, если в установленных действиях нет состава уголовного преступления или административного проступка.
Факт таких противоправных деяний при не грубых нарушениях устанавливается и проверяется в процессе официального разбирательства. Противоправное грубое нарушение дисциплины оформляется соответствующим протоколом о ГДП.
Разбирательство по мелким нарушениям обычно проводится в устной форме, и только если старший командир потребовал от непосредственного начальника нарушителя предоставить материалы в письменном виде. Данное требование командования должно быть выполнено.
Срок разбирательства и составления протокола — 10 дней со времени, когда ответственное лицо узнало или должно было узнать о совершении ДП. Так, например, срок разбирательства за неисполнение приказа — 10 дней с того момента, как распоряжение должно быть выполнено военнослужащим.
При этом действия и решения командира не обсуждаются, исходя из армейского принципа единоначалия. Если военный считает, что начальник отдал ему незаконный приказ, то армеец должен его выполнить, после чего он имеет право обратиться в прокуратуру с соответствующей жалобой.
В ходе разбирательства должны быть установлены следующие обстоятельства:
- когда, где и как был совершен проступок;
- данные нарушителя;
- наличие вины и ее форма (умысел или неосторожность);
- характеризующие материалы на нарушителя;
- наличие исключающих и смягчающих условий;
- характер последствий;
- другие важные факторы.
В том случае, если нарушение совершено за пределами части, но при исполнении своих служебных полномочий, разбирательство проводят должностные лица военной полиции или тех воинских подразделений, в зоне ответственности которых было совершено правонарушение.
Обстоятельства, исключающие ДО, перечислены в ст.28.3 ФЗ ОСВС. В соответствии с этой нормой нельзя наказывать контрактников, призывников и участников военных сборов в случаях, когда, хоть формально и есть факт нарушения, но виновник действовал:
- в состоянии крайней необходимости или нужной обороны;
- при задержании лица, совершившего преступление;
- во время нахождения в плену или заложниках (под действием физического принуждения) и так далее.
Также не допускается привлечение к ДО:
- если в действиях подозреваемого отсутствует само событие ДП;
- после того, как закончился период привлечения к ДО (по сроку давности).
Кроме обстоятельств, запрещающих привлекать служащих к ДО, есть и положения, которые необходимо учитывать в ходе разбирательства и при определении меры ответственности. Так, важным считается, если:
- нарушение совершено в самом начале службы, когда военнослужащий еще недостаточно усвоил надлежащие уставные правила;
- причина действий предполагаемого нарушителя — болезнь;
- нарушение не повлекло негативных последствий.
Эти факторы могут стать решающими при определении наличия и степени вины армейца в ДП.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Также важным обстоятельством освобождения от ДО является окончание положенного срока. Общий срок привлечения нарушителя к дисциплинарной ответственности — 1 календарный год со дня совершения ДП. В тех случаях, когда о проступке стало известно только через несколько лет, привлекать за него к ДО запрещено.
Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности регламентирован гл.4 ДУ ВС. В соответствии с этой нормой при выявлении нарушений командование должно действовать следующим образом:
- в установленном ст.28.7 ФЗ ОСВС порядке применить меры обеспечения производства по делу о ДП;
- провести в указанный срок разбирательство (по обычным нарушениям в письменном или устном виде, по ГДП — обязательно письменно);
- по результатам разбирательства командир накладывает на нарушителя ДВ в пределах своих полномочий, если наказание, предусмотренное за данный проступок, выходит за рамки компетенции непосредственного командира, то последний должен доложить в течение 10-ти дней вышестоящему командиру о его совершении;
- виновника ознакомляют с принятым решением, и заносят сведения о взыскании в служебную карточку.
Порядок ознакомления с решением о наложении ДВ зависит от его вида. Так, выговор и строгий выговор объявляются либо лично перед строем (для солдат, матросов, старшин), либо на совещаниях офицеров соответствующего уровня.
Снижение в звании/должности, досрочное увольнение по НУК, неполное служебное соответствие оформляются Приказом.
Военнослужащий имеет право оспорить решение о привлечении его к ДО в течение 10-ти дней с момента ознакомления с данным решением. Если ознакомления как такового не было, то это само по себе является нарушением процедуры наложения ДВ и, соответственно, служащий имеет право обжаловать такие действия командования в срок до 10-ти дней с того момента, как ему стало известно о нарушении его прав.
Жалобу на незаконное привлечение к ДО подают начальнику того командира, который допустил принятие незаконного решения, в военсуд либо в военную прокуратуру.
Если после ознакомления с материалом у вас появились вопросы или комментарии, оставьте их в соответствующем блоке.
47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа.
Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.
Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.
Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.
Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено.
Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
48. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка — с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.
49. Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.
Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.
При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.
50. При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности выясняются обстоятельства совершения им дисциплинарного проступка и осуществляется сбор доказательств.
Доказательствами при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.
В качестве доказательств допускаются:
объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;
объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности;
заключение и пояснения специалиста;
показания специальных технических средств;
Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка в их совокупности. Использование доказательств, полученных с нарушением законодательства Российской Федерации, не допускается.
Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и документов до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке.
Порядок возврата, передачи и уничтожения вещественных доказательств определяется законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом (приложение № 6) и Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.
51. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:
личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;
изъятие вещей и документов;
временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;
отстранение от управления транспортным средством;
Правом применения указанных мер обладают:
командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше — к военнослужащим, подчиненным им по службе;
дежурный по воинской части — к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;
начальник гарнизона, военный комендант гарнизона, дежурный по гарнизону — к военнослужащим при несении гарнизонной и (или) караульной служб; временно находящимся в гарнизоне; находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне);
начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) — к военнослужащим во время следования по путям сообщения;
должностные лица военной автомобильной инспекции гарнизона — к военнослужащим — водителям транспортных средств воинских частей, совершивших дисциплинарный проступок и (или) нарушение требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
старший военнослужащий — к младшему военнослужащему при нарушении последним воинской дисциплины в случае, указанном в статье 79 настоящего Устава.
Порядок применения мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке указан в приложении № 6.
52. При совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, применить к нему меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае необходимости привлечь к дисциплинарной ответственности. При этом он должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.
Не являются дисциплинарными взысканиями замечание, порицание, критика поведения или указания на упущения по службе, выраженные командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме.
53. В целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок или нарушившего нормы международного гуманитарного права, по решению командира (начальника) может быть рассмотрен и обсужден: солдат и матросов — на собраниях личного состава; сержантов и старшин — на собраниях сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов — на собраниях прапорщиков и мичманов; офицеров — на офицерских собраниях.
47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных организаций до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа.
Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.
Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.
Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.
Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено.
Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
- 48. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка — с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.
- 49. Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.
Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.
При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нем)’ грубости.
50. При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности выясняются обстоятельства совершения им дисциплинарного проступка и осуществляется сбор доказательств.
Доказательствами при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.
В качестве доказательств допускаются:
объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;
объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности;
заключение и пояснения специалиста;
показания специальных технических средств;
Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка в их совокупности. Использование доказательств, полученных с нарушением законодательства Российской Федерации, не допускается.
Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и документов до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке.
Порядок возврата, передачи и уничтожения вещественных доказательств определяется законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом (приложение № 6), Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.
51. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:
личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;
изъятие вещей и документов;
временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;
отстранение от управления транспортным средством;
Правом применения указанных мер обладают:
командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше — к военнослужащим, подчиненным им по службе;
дежурный по воинской части — к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;
начальник гарнизона, помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, дежурный по гарнизону — к военнослужащим при несении гарнизонной и (или) караульной служб; временно находящимся в гарнизоне; находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) удостоверяющих право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне);
начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) — к военнослужащим во время следования по путям сообщения;
военнослужащие военной полиции — к военнослужащим в случаях, определенных федеральными законами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
старший военнослужащий — к младшему военнослужащему при нарушении последним воинской дисциплины в случае, указанном в статье 79 настоящего Устава.
Порядок применения мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке указан в приложении № 6.
52. При совершении военнослужащим дисциплинарного проступка командир (начальник) может ограничиться напоминанием военнослужащему о его обязанностях и воинском долге, применить к нему меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае необходимости привлечь к дисциплинарной ответственности. При этом он должен учитывать, что применяемое взыскание как мера укрепления воинской дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства.
Не являются дисциплинарными взысканиями замечание, порицание, критика поведения или указания на упущения по службе, выраженные командиром (начальником) подчиненному в устной или письменной форме.
53. В целях общественного осуждения военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок или нарушившего нормы международного гуманитарного права, по решению командира (начальника) может быть рассмотрен и обсужден: солдат и матросов — на собраниях личного состава; сержантов и старшин — на собраниях сержантов и старшин; прапорщиков и мичманов — на собраниях прапорщиков и мичманов; офицеров — на офицерских собраниях.
Современные проблемы института дисциплинарной ответственности военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Кондратьев С.М.
В рассматриваемой статье дается понимание дисциплинарной ответственности военнослужащих . При обобщении дисциплинарной практики воинских частей и военных судов выявлен ряд теоретических и прикладных проблем института дисциплинарной ответственности военнослужащих . При анализе и теоретическом осмыслении существующих проблем дисциплинарной ответственности военнослужащих представлены возможные варианты их решения.
Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Кондратьев С.М.,
MODERN ISSUES OF THE INSTITUTE OF DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF MILITARY PERSONNEL
The article presents the notion of disciplinary responsibility of military personnel . While generalizing the disciplinary practice of the military units and military courts a number of theoretical and applied disciplinary military institute of responsibility issues was identified. During the analysis and theoretical understanding of the problems of disciplinary responsibility of military personnel its possible solutions are presented
Текст научной работы на тему «Современные проблемы института дисциплинарной ответственности военнослужащих»
УДК 342.9 № 4 (11) / 2016, с. 27-29
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Сергей Михайлович Кондратьев
кандидат юридических наук, г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]
В рассматриваемой статье дается понимание дисциплинарной ответственности военнослужащих. При обобщении дисциплинарной практики воинских частей и военных судов выявлен ряд теоретических и прикладных проблем института дисциплинарной ответственности военнослужащих. При анализе и теоретическом осмыслении существующих проблем дисциплинарной ответственности военнослужащих представлены возможные варианты их решения.
Ключевые слова: дисциплинарная ответственность военнослужащего, дисциплинарная практика, дисциплинарное разбирательство, теоретические и прикладные проблемы дисциплинарной ответственности военнослужащих.
MODERN ISSUES OF THE INSTITUTE OF DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF MILITARY PERSONNEL
Candidate of Law, Moscow, Russian Federation E – m a i I: se rgey. d i ss@ya n dex. ru
The article presents the notion of disciplinary responsibility of military personnel. While generalizing the disciplinary practice of the military units and military courts a number of theoretical and applied disciplinary military institute of responsibility issues was identified. During the analysis and theoretical understanding of the problems of disciplinary responsibility of military personnel its possible solutions
Keywords: disciplinary responsibility of military personnel, disciplinary practice, disciplinary proceedings, theoretical and applied problems of disciplinary responsibility of military personnel.
Понятие дисциплинарной ответственности военнослужащих отсутствует в законодательстве, хотя ее определение и нормативное закрепление имеет как научно-теоретиче-ское, так и практическое значение. Ю.Н.Туга-нов под дисциплинарной ответственностью военнослужащих предложил понимать «возложение на них установленной в законодательстве обязанности, как членов организационно оформленных воинских коллективов, соблюдать требования воинской дисциплины, общественного порядка и норм международного гуманитарного права, а в случае нарушения этих требований (совершение воинского дисциплинарного проступка) –
претерпеть неблагоприятные последствия своего противоправного поведения в виде мер дисциплинарной ответственности (дисциплинарных взысканий), налагаемых в порядке служебного подчинения компетентными лицами органов военного управления» [3, с 44]. В этом определении налицо смешение понятия воинской дисциплины и сущностных признаков дисциплинарной ответственности. Кроме того, в нем не учтено то обстоятельство, что меры дисциплинарной ответственности применяются в ряде случаев взамен административной ответственности, а иногда и одновременно, хотя объект противоправного посягательства
ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 4 (11) / 2016
выступает иным1. Дисциплинарный арест как один из видов дисциплинарных взысканий налагается судьями гарнизонных военных судов, а не в порядке служебного подчинения. Особые сомнения вызваны необходимостью соблюдения военнослужащими норм международного гуманитарного права, о содержании которых военнослужащие могут и не знать (здесь Ю.Н. Тугановым за основу взяты положения ст. 3 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации). С учетом собственной концепции воинской дисциплины полагаем, что военнослужащие не должны привлекаться к дисциплинарной ответственности за проступки, не входящие в круг обязанностей военнослужащего, т. е. находящиеся за пределами военно-служеб-ных отношений. Здесь согласимся с A.B. Сергеевым, что «правонарушения иных видов (в т. ч. административные) не могут служить основанием для применения мер дисциплинарной ответственности» [2, с. 7], кроме случаев специальной законодательной правовой регламентации.
Дисциплинарная ответственность всех военнослужащих в РФ наступает именно перед государством в лице компетентного должностного лица или судьи, и здесь нельзя говорить об ином субъекте, как, например, -при наступлении ответственности работника перед работодателем, самостоятельно применяющим меры дисциплинарного воздействия не от лица государства за нарушение трудовой дисциплины в законодательно установленном порядке
Таким образом, под дисциплинарной ответственностью военнослужащих предложено понимать итоговую правовую оценку от имени государства в лице полномочных должностных лиц и суда противоправных виновных нарушений воинской дисциплины и последующее применение к виновным в установленном законом порядке мер дисциплинарного принуждения в целях претерпевания ими определенных негативных последствий за содеянное, общей и частной превенции дисциплинарных правонарушений. Обобщая дисциплинарную практику воинских частей и военных судов необходимо отметить ряд теоретических и прикладных проблем института дисциплинарной ответ-
1 Здесь идет речь о так называемом дисциплинарно-административном правонарушении, как одном общем правонарушении, представляющем собой идеальную совокупность дисциплинарного и административного проступка, за которое могут применяться одновременно и дисциплинарные, и административные взыскания без какого-либо поглощения одного вида ответственности другим.
ственности военнослужащих. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарный устав ВС РФ не регламентируют такие вопросы, как: понятие дисциплинарной ответственности военнослужащих; не определено, кто и каким образом должен выявлять дисциплинарные проступки военнослужащих; отсутствует надлежащим образом регламентированная процедура проведения дисциплинарного разбирательства; не установлен срок доведения до военнослужащего решения о наложении дисциплинарного наказания. В связи с этим представляется необходимым уточнить соответствующие положения военно-дисциплинарного законодательства, восполнить существующие пробелы и принять нормативный акт, регулирующий порядок проведения разбирательства по делу о дисциплинарном проступке военнослужащего, либо внести соответствующие изменения в Дисциплинарный устав ВС РФ.
Самым проблемным и неурегулированным, на наш взгляд, вопросом дисциплинарной ответственности, представляется соответствие примененного дисциплинарного взыскания содеянному. В системе государственной и военной службы России отсутствует нормативно закрепленная классификация дисциплинарных проступков служащих государства, и соответствующие им меры воздействия. Создать исчерпывающий перечень дисциплинарных проступков, пусть даже только для сферы государственной и муниципальной службы, не получится никогда. Такое положение обусловлено чрезмерно широким кругом правонарушений, которые могут быть допущены в служебной деятельности, чтобы их можно было зафиксировать в правовых актах.
Дискреционные полномочия соответствующих должностных лиц по наложению (неприменению) дисциплинарных взысканий, базирующиеся в том числе на принципе целесообразности, определены лишь рамочно. Логическим подтверждением этой концепции является следующее мнение Н.М. Корку-нова: «Всякое нарушение служебного долга, в каких бы оно ни выражалось формах, предусмотренных или непредусмотренных законом, может влечь за собой дисциплинарное взыскание» [1, с. 725]. Как это ни парадоксально, но за одно и то же деяние один военнослужащий может вообще не привлекаться к ответственности, а другой будет подвергнут самому строгому дисциплинарному взысканию. Иначе говоря, законодатель, по общему правилу, не обусловливает примене-
ние определенных санкций совершением конкретных дисциплинарных нарушений и не устанавливает очередности наложения взысканий. Такой же порядок вещей существует и с применением мер поощрения.
Теоретическое осмысление существующих проблем дисциплинарной ответственности военнослужащих обусловило следующие возможные варианты их решения:
1. Обязательная письменная форма разбирательства, процедура которого должна быть нормативно регламентирована, при грубом нарушении военнослужащим служебной дисциплины;
2. В случае выявления признаков деяния, за которое возможно наступление уголовной ответственности, привлечения за это деяние к дисциплинарной ответственности следовать не должно, и дисциплинарное производство подлежит прекращению;
3. Квалифицировать как грубое нарушение служебной дисциплины лишьте административные правонарушения, где санкциями определены лишение специального права, административный арест, обязательные работы;
4. Наложение наиболее строгих дисциплинарных взысканий, существенно затрагивающих права военнослужащих, возможно только решением суда и только при совершении грубого или систематических нарушений служебной дисциплины2;
5. Невозможность применения одновременно административных и дисциплинарных наказаний к военнослужащим при совершении ими деяния, одновременно носящего признаки административного правонарушения и грубого дисциплинарного проступка, при одном объекте противоправного посягательства.
1. Коркунов Н. М. Русское государственное право / под ред. М. Б. Горенберга. – б-е изд. – СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1909. – Т. 2. – 739 с.
2. Сергеев A.B. Актуальные вопросы ответственности государственных гражданских служащих по административному праву: автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 2005. – 25 с.
3. Туганов Ю.Н. Институт дисциплинарной ответственности и его развитие в военном праве России // Российский судья. – 2005. – № 9. – С. 42-45.
4. Буравлев Ю. М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы: монография. – М.: Юрист, 2008. – С. 44.
5. Куракин А. В. Административно-правовые аспекты юридической ответственности в механизме противодействия коррупции в системе государственной службы РФ // Административное и муниципальное право. – 2008. – № 5. – С. 37.
2 Мысль о необходимости передачи определенной части полномочий по наложению дисциплинарных взысканий на государственных служащих специализированным органам высказывается и другими авторами [См., например: 4; 5].
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.