Описание страницы: администрацию города обязали сделать капремонт дома от профессионалов для людей.
Содержание
- 1 4 законных основания, как не платить взносы на капремонт
- 2 Как заставить администрацию сделать капитальный ремонт дома?
- 3 ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
- 4 Путин подписал закон, обязывающий муниципалитеты делать капремонт домов, если их не ремонтировали до приватизации
- 5 Ремонт вне очереди: как приблизить срок капитального ремонта
- 6 Ремонт вне очереди: как приблизить срок капитального ремонта
- 7 Капремонт старых домов сделают за счет муниципалитетов
4 законных основания, как не платить взносы на капремонт
Увидев в почтовом ящике очередную квитанцию, а то и ворох, многие собственники задумываются, стоит ли перечислять ту сумму долга, которая в них указана? Каждый стремится разобраться, каким образом можно избавиться от лишней траты денег.
Но не грозит ли такая позиция большими проблемами в будущем? Так мы приходим к простой мысли: нужно разобраться, законна ли такая позиция.
Законодательством предусмотрены случаи, при которых взносы на капремонт можно не платить.Но их не так много, разберёмся в платежах: носят ли они всеобщий обязательный характер?
Жилищный Кодекс РФ ясно дает понять, что содержание жилья, а также его ремонт должен осуществляться в полном объеме за счет средств собственника.
Учитывая, что большая часть многоквартирных домов сегодня находится в неудовлетворительном состоянии, их обновление будет дорого обходиться жителям.
Однако государство не обязывает ежемесячно тратить крупные суммы на эти цели. Законодательством предусмотрены платежи, установленные исходя из минимального стандарта оплаты на квадратный метр площади.
Поэтому стоит внимательно подумать, стоит ли приватизировать социальное жильё или нет.
Но многие собственники не желают отдавать эту сумму. Итак, каковы основания неуплаты?
Возможность не оплачивать взнос для целого многоквартирного дома есть в нескольких случаях.
Основные из них определены ч.2 ст.169 Жилищного кодекса:
- здание в аварийном состоянии и подлежит сносу (оплата без капремонта в перспективе не производится);
- дома, которые расположены на земле, изымаемой для государственных и муниципальных целей.
Юристы называют ещё несколько разрешённых законодателем способов избежать исполнения этого обязательства:
- на специальном счёте собрано 50% средств от минимального уровня, определённого региональным стандартом (ч.8 ст.170);
- региональный фонд может засчитать в счёт будущего периода оплаты уже произведённые ремонтные работы, если они были включены в план.
Видео (кликните для воспроизведения). |
И хотя примеры реализации последнего пункта на практике нам не встречались, редакция сайта не оставляет надежду найти очевидцев. Если вы знаете такие случаи — обязательно напишите в комментарии к статье.
Государство освобождает некоторых граждан от оплаты услуг фонда. Различного рода льготы по оплате платежей имеют:
- пенсионеры, достигшие возраста 80 лет, проживающие одиноко или в семье, состоящей из нетрудоспособных лиц, имеют право на государственное возмещение в полном объеме;
- неработающие граждане пенсионного возраста имеют скидку в 50 %;
- инвалиды, и семьи, имеющие детей-инвалидов;
- малоимущие жители;
- многодетные жильцы или неполные семьи в зависимости от доходов;
- иные группы населения, указанные в нормативных правовых актах субъектов страны.
Все перечисленные варианты позволяют на законных основаниях оформить отказ от оплаты капитального ремонта.
Итак, закон приводит ограниченный список вариантов отказа от перечислений средств в региональный фонд.Однако человек по своей природе — существо творческое, и поэтому всегда ищет возможность обойти писанную норму, найти лазейку. Рассмотрим отзывы юрисконсультов на стандартные ситуации.
Есть мнение, что отсутствие подписанного соглашение с региональным оператором может давать собственникам помещений в таком доме право на отказ.
Однако это не так. Закон достаточно чётко устанавливает все условия работы этой организации, права и обязанности владельцев жилья.
Но даже когда она была актуальна, нельзя было объявить отсутствие такого соглашения основанием для отказа. Сегодня это тем более не применимо.
Вы можете прочитать отдельную серию статей по компенсациям и льготам в этой сфере.
Юристы от раза к разу сталкиваются с обращениями собственников, которым по условиям закона положена компенсация, но они её не получают.
Дело в том, что нужно подать заявление в двух экземплярах для администрации и регионального фонда. В нем нужно указать основания для получения возмещения, которые будут подкреплены статьями из законов.
Логичным кажется желание не оплачивать квитанции в части капремонта, если только что ваш дом был отремонтирован.
Давайте разберёмся, в чём сложность ситуации.
Накопленных жителями средств может не хватить для оплаты текущей программы. Поэтому региональный фонд привлекает кредитные линии, а также просит субъект Федерации помочь с выполнением своих обязательств.
Отсюда складывается ситуация проведения работ как бы в долг, при которой обязанность по оплате никак не может исчезнуть.
Но если необходимые работы уже были произведены силами собственников, есть вероятность временной отмены или хотя бы уменьшения суммы.
Звоните юристу
Подберем специалиста за вас
8 (499) 350-97-63 – Москва
8 (812) 309-74-28 – СПб
Неуплата взносов на капремонт многоквартирного дома собственников не повлияет на начало работ. Они всё равно будут произведены по наступлении запланированной даты.Тем не менее, не получится игнорировать платёжки безнаказанно в течении продолжительного срока, потому что местные органы власти имеют право истребовать просрочку с неплательщиков.
Региональный оператор также обязывают не желающих вносить обозначенные суммы жителей выплачивать пени и штрафы.
За первые несколько месяцев неуплаты в почтовый ящик придет уведомление о возможной подаче иска для решения вопроса.
Чтобы переложить решение проблем общего имущества на жильцов, власти ввели новый платёж.
Собственники могут лишь сделать его минимальным, изучив досконально вопрос.
Как заставить администрацию сделать капитальный ремонт дома?
здравствуйте, нашему бараку более 40 лет, 34 года из них я проживаю в нем. Из 8 квартир 6 приватизированы, а 2 муниципальные. начала проваливаться крыша в подъезде, глава администрации говорит, что денег нет, делайте своими силами.
жильцы собственных квартир не хотят делать, а я живу в муниципальной, как мне быть,что делать,что бы сделали кап.ремонт дома?
Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:
Сегодня мы уже ответили на 748 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.
Вам необходимо узнать, внесен ли Ваш дом в региональную программу капитального ремонта. Если внесен, то соответственно должны быть указаны и сроки проведения ремонта.
В том случае, если дом в программу не внесен, взносы не уплачиваются, проведение ремонта- бремя всех жильцов , проживающих в доме.
3. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
К категории собственников жилых помещений относится и местная администрация, предоставившая Вам жп. Кроме того, если администрация предоставила жп по договору социального найма, обязанность проведения капитального ремонта возлагается на наймодателя. (п.2 ст.65 ЖК РФ).
При этом решение о проведении ремонта может быть принято на общем собрании жильцов. Решение данного собрания является обязательным для всех собственников жп в том числе и жилых помещений принадлежащих муниципальному образованию.
Комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ поддержал законопроект с такими поправками в Жилищный кодекс. Рассмотреть документ планируется на пленарном заседании до конца этой сессии.
За неотремонтированные дома муниципалитеты будут перечислять необходимые средства на счет региональных операторов или на специальный счет, в зависимости от способа формирования фонда капремонта для конкретного дома. А собственники таких квартир в таком доме будут принимать участие в приемке работ по капремонту.
Так как дома уже довольно долго ждут своей очереди на ремонт, то проведение работ в них предлагается поставить в приоритет. Они должны будут включаться в соответствующую региональную программу капремонта в первоочередном порядке.
Есть одно “но”. К сожалению, собственников помещений в таком многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт не освобождают. Законопроект это не предусматривает.
Отстаивать право на проведение ремонта за счет муниципалитета собственникам приходится в суде. “Сегодня активные собственники все чаще обращаются в суды, требуя от муниципалитетов исполнения обязательств по содержанию домов до передачи их в собственность жильцам в ходе приватизации. Однако судебная практика сейчас неоднородная”, – поясняет замглавы Минстроя России Андрей Чибис.
Закон находится на стороне собственников приватизированных квартир. Жилищный кодекс РФ (ЖК) никогда не возлагал на новых собственников помещений обязанности за свой счет проводить капитальный ремонт домов, если он требовался еще на этапе приватизации жилья. Речь идет о довольно большом количестве домов. До приватизации в стране было построено 85 процентов нынешнего жилого фонда. Основная волна приватизации пришлась на 1995-1996 годы. С этого времени в России построено не более 15 процентов жилья.
В то же время отсутствовали указания, как должны поступить местные власти с этими зданиями. Было несколько потенциальных решений этой проблемы, отмечает Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Муниципалитет мог провести капремонт собственными силами, компенсировать его стоимость собственникам или перечислить соответствующие средства на счет регионального оператора. Но так как четкой инструкции не было, то муниципалитеты не знали, какой из вариантов будет считаться исполнением обязательств с их стороны.
Документ разъясняет, что муниципалитеты должны профинансировать капитальный ремонт в таких домах, перечислив средства региональным операторам. “Законопроект позволит установить понятные и единые для всей страны принципы выполнения этого обязательства”, – отметил Андрей Чибис.
Законопроект, по сути, является реализацией решения Конституционного суда, который подтвердил обязанность бывшего собственника провести капитальный ремонт здания и указал, что эта обязанность собственника должна быть закреплена в виде закона.
Сейчас отсутствие четких правил в отношении домов, которые нуждаются в ремонте с момента приватизации первого помещения, порождает довольно грубые нарушения со стороны муниципалитетов. К примеру, с ними столкнулись жители Брянска, их взносы за капремонт внезапно выросли без веской на то причины. Урегулировать ситуацию удалось только с привлечением прокуратуры. Выяснилось, что долг накопила администрация, пока владела помещениями. А после того как квартиры были приватизированы, муниципалитет распределил долг на жильцов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В законопроекте указывается, что его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. То есть капремонт жилья муниципальные образования должны провести за счет своих бюджетов. Эксперты опасаются, что и без того дефицитные бюджеты городов не выдержат такой нагрузки. “Главная точка преткновения – это наличие средств в бюджетах муниципальных образований. Даже сейчас иски жильцов к муниципалитетам удовлетворяются, и вот в городе Омск размер обязательств по таким удовлетворенным искам в три раза больше бюджета города. Поэтому сколько бы решения судов ни принимались, у муниципалитета нет возможности их исполнить”, – говорит исполнительный директор Национального центра общественного контроля “ЖКХ Контроль” Светлана Разворотнева.
Также спорным остается момент об обязанности муниципалитета отремонтировать дома, переданные ему в собственность другими организациями. В 1990-х годах многие предприятия, государственные структуры передали свои дома на баланс городов. “И передали их не в лучшем виде”, – отмечает Светлана Разворотнева.
ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Госдума в пятницу, 8 декабря, приняла в окончательном третьем чтении законопроект, вносящий изменения в правила проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в которых капремонт требовался еще до приватизации. Согласно документу, муниципалитеты, которые не провели ремонт домов до старта приватизации, обязаны их отремонтировать путем перечисления средств на счет регионального оператора или на специальный банковский счет для капремонта.
Согласно внесенным изменениям, за органами государственной власти “закрепляется проведение капремонта общего имущества в домах за счет средств федерального, регионального или местного бюджетов, если до даты приватизации первого жилого помещения такой дом был включен в перспективный или годовой план капремонта, но [ремонт] проведен не был”, передает ТАСС.
Также Дума оговорила, что договор о выполнении работ по капремонту в домах должен предусматривать “установление гарантийного срока на оказание услуги продолжительностью не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта”. Обязательства по устранению выявленных нарушений ложатся на подрядные организаций.
Закон не был поддержан парламентариями единогласно. Так, в ходе обсуждения вопроса на пленарном заседании депутат Алексей Куринный (КПРФ) заявил, что обратится к полномочному представителю президента РФ в Госдуме Гарри Минху с просьбой предложить главе государства не подписывать закон, если он будет принят нижней палатой. Депутат пояснил, что проект закона распространяется на дома 1950-х, 1960-х, 1970-х и начала 1980-х гг., в то время как приватизация стартовала в начале 1990-х гг. По словам парламентария, реализация прописанного в законе условия о том, что до момента начала приватизации дом должен был быть включен в “перспективный план капремонта”, невозможна, поскольку, согласно проведенным исследованиям, “такие планы отсутствуют”.
Куринного поддержала и глава комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская (“Справедливая Россия”). Она напомнила, что законопроект разрабатывался правительством в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ, который предписал законодателям определить порядок реализации обязательств муниципалитетов по проведению капремонта таких домов. “Но он [Конституционный суд] не предписывал нам минимизировать эти обязательства”, – сказала она. Тем не менее, по словам парламентария, прописанная в документе формулировка, что муниципалитеты должны проводить капремонт “до момента приватизации первого жилого помещения”, сужает их обязательства, поскольку “кто-то приватизировал квартиру в 1993-м г., а кто-то мог приватизировать ее вчера”.
В свою очередь Минх сообщил, что Администрация президента РФ ознакомилась с документом и “не имеет к нему замечаний”.
Путин подписал закон, обязывающий муниципалитеты делать капремонт домов, если их не ремонтировали до приватизации
Если до даты приватизации первого жилого помещения дом был включен в перспективный или годовой план капремонта, но он ни до, ни после приватизации не был проведен за бюджетный счет, то ремонт общего имущества в таком доме проводит орган госвласти или местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации выступать в качестве собственника и являвшиеся наймодателем, цитирует документ РИА “Новости”.
Если же до приватизации в доме проводился частичный капремонт за счет бюджета, но за бывшим наймодателем сохраняется обязанности привести в надлежащий вид остальные элементы общего имущества.
Также закон оговаривает, что что договор о выполнении работ по капремонту в домах должен предусматривать “установление гарантийного срока на оказание услуги продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта”. Обязательства по устранению выявленных нарушений ложатся на подрядные организации.
Напомним, при обсуждении в Госдуме не все депутаты высказывались в поддержку инициативы. Так, депутат Алексей Куринный (КПРФ) собирался обратится к полномочному представителю президента РФ в Госдуме Гарри Минху с просьбой предложить главе государства не подписывать закон, если он будет принят нижней палатой. Депутат пояснил, что проект закона распространяется на дома 1950-х, 1960-х, 1970-х и начала 1980-х годов, в то время как приватизация стартовала в начале 1990-х. По словам парламентария, реализация прописанного в законе условия о том, что до момента начала приватизации дом должен был быть включен в “перспективный план капремонта”, невозможна, поскольку, согласно проведенным исследованиям, “такие планы отсутствуют”.
Куринного поддержала и глава комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская (“Справедливая Россия”). Она напомнила, что законопроект разрабатывался правительством в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ, который предписал законодателям определить порядок реализации обязательств муниципалитетов по проведению капремонта таких домов. “Но он [Конституционный суд] не предписывал нам минимизировать эти обязательства”, – сказала она. Тем не менее, по словам парламентария, прописанная в документе формулировка, что муниципалитеты должны проводить капремонт “до момента приватизации первого жилого помещения”, сужает их обязательства, поскольку “кто-то приватизировал квартиру в 1993 году, а кто-то мог приватизировать ее вчера”.
В свою очередь Минх сообщил, что администрация президента РФ ознакомилась с документом и “не имеет к нему замечаний”.
Ремонт вне очереди: как приблизить срок капитального ремонта
Программа капитального ремонта многоквартирных домов рассчитана на 25 — 30 лет — в зависимости от региона. Не обнаружив свой дом в числе первоочередных на проведение ремонтных работ, многие собственники задаются вопросом: можно ли передвинуть сроки капремонта. Как добиться того, чтобы дом капитально отремонтировали как можно быстрее, узнаем у экспертов ПН «ЖКХ Контроль».
КТО РЕШАЕТ
Собственники, аккумулирующие взносы на капитальный ремонт на специальном счете, сами определяют сроки проведения ремонта. Важно, чтобы он был сделан не позднее сроков, установленных региональной программой.
Если собственники перечисляют средства на капремонт в общий котел, сроки и очередность ремонта определяются региональной программой — исходя из степени износа домов.
КОГДА ОТРЕМОНТИРУЮТ
Узнать, на какой год в региональной программе капитального ремонта запланирован ремонт вашего дома и какие виды работ предполагается выполнить, можно на сайте «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru), а также на сайте регионального оператора.
КАК ИЗМЕНИТЬ
Как приблизить срок капитального ремонта, знает Андрей Костянов,
заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль».
Способ № 1. Пересмотреть сроки капремонта.
Для пересмотра сроков необходимо обратиться в региональную комиссию по включению многоквартирных домов в программу капремонта (создана ли такая комиссия в вашем регионе, можно узнать на сайтах муниципалитетов и областного правительства) или непосредственно в региональный Фонд капитального ремонта. Представители комиссии/фонда проведут проверку с выездом на место и, если согласятся с доводами собственников о необходимости передвинуть сроки, примут решение о включении дома в краткосрочную программу и определят новый срок проведения капитального ремонта.
Такой способ не гарантирует пересмотра сроков капремонта для конкретного дома, потому что в муниципалитете могут быть дома, объективно требующие более срочного ремонта.
Способ № 2. Изменить способ накопления капитальных взносов.
Решение о переводе накопления средств со счета регионального оператора на специальный счет принимается на общем собрании собственников. Как только собственники откроют специальный счет и начнут копить капитальные взносы на нем, они вправе сами устанавливать сроки капитального ремонта. Чтобы приблизить капремонт, они могут увеличить размер взносов, принять решение о привлечении заемных средств или сосредоточиться на выполнении первоочередных работ на доме.
Минус один: процедура перехода со счета регионального оператора на специальный счет длится два года. Минстрой России пытается изменить порядок и сократить срок перехода до одного финансового года. Но пока соответствующие поправки в закон о капитальном ремонте не внесены.
Способ № 3. Добиться пересмотра сроков капремонта через суд.
Приблизить капитальный ремонт можно по решению суда. Для этого на общем собрании собственники должны выбрать своего представителя, который обратится в суд с заявлением о пересмотре сроков капитального ремонта. От собственников потребуются доказательства того, что техническое состояние дома не позволит им безопасно проживать в нем до того времени, когда дом будет отремонтирован в соответствии со сроками, определенными региональной программой.
Способ № 4. Изменить статус дома.
Если дом находится в таком состоянии, что его, по мнению собственников, нет смысла ремонтировать, можно попытаться перевести его в статус ветхого или аварийного. Для этого необходимо обратиться к экспертам, которые признают его непригодным для проживания и выдадут соответствующее заключение. В этом случае дом будет исключен из программы капитального ремонта и попадет в программу переселения из ветхого и аварийного жилья.
Андрей Костянов:
— Региональные программы капремонта формируются на основе данных, которые подают в Фонд капитального ремонта муниципалитеты. Всем собственникам советую отслеживать, какую информацию о техническом состоянии дома предоставляют администрации ваших муниципальных образований. Именно на основании этой информации принимается решение о включении или невключении дома в краткосрочную программу капремонта.
Ремонт вне очереди: как приблизить срок капитального ремонта
Программа капитального ремонта многоквартирных домов рассчитана на 25 — 30 лет — в зависимости от региона. Не обнаружив свой дом в числе первоочередных на проведение ремонтных работ, многие собственники задаются вопросом: можно ли передвинуть сроки капремонта. Как добиться того, чтобы дом капитально отремонтировали как можно быстрее, узнаем у экспертов ПН «ЖКХ Контроль».
КТО РЕШАЕТ
Собственники, аккумулирующие взносы на капитальный ремонт на специальном счете, сами определяют сроки проведения ремонта. Важно, чтобы он был сделан не позднее сроков, установленных региональной программой.
Если собственники перечисляют средства на капремонт в общий котел, сроки и очередность ремонта определяются региональной программой — исходя из степени износа домов.
КОГДА ОТРЕМОНТИРУЮТ
Узнать, на какой год в региональной программе капитального ремонта запланирован ремонт вашего дома и какие виды работ предполагается выполнить, можно на сайте «Реформа ЖКХ» (www.reformagkh.ru), а также на сайте регионального оператора.
КАК ИЗМЕНИТЬ
Как приблизить срок капитального ремонта, знает Андрей Костянов,
заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль».
Способ № 1. Пересмотреть сроки капремонта.
Для пересмотра сроков необходимо обратиться в региональную комиссию по включению многоквартирных домов в программу капремонта (создана ли такая комиссия в вашем регионе, можно узнать на сайтах муниципалитетов и областного правительства) или непосредственно в региональный Фонд капитального ремонта. Представители комиссии/фонда проведут проверку с выездом на место и, если согласятся с доводами собственников о необходимости передвинуть сроки, примут решение о включении дома в краткосрочную программу и определят новый срок проведения капитального ремонта.
Такой способ не гарантирует пересмотра сроков капремонта для конкретного дома, потому что в муниципалитете могут быть дома, объективно требующие более срочного ремонта.
Способ № 2. Изменить способ накопления капитальных взносов.
Решение о переводе накопления средств со счета регионального оператора на специальный счет принимается на общем собрании собственников. Как только собственники откроют специальный счет и начнут копить капитальные взносы на нем, они вправе сами устанавливать сроки капитального ремонта. Чтобы приблизить капремонт, они могут увеличить размер взносов, принять решение о привлечении заемных средств или сосредоточиться на выполнении первоочередных работ на доме.
Минус один: процедура перехода со счета регионального оператора на специальный счет длится два года. Минстрой России пытается изменить порядок и сократить срок перехода до одного финансового года. Но пока соответствующие поправки в закон о капитальном ремонте не внесены.
Способ № 3. Добиться пересмотра сроков капремонта через суд.
Приблизить капитальный ремонт можно по решению суда. Для этого на общем собрании собственники должны выбрать своего представителя, который обратится в суд с заявлением о пересмотре сроков капитального ремонта. От собственников потребуются доказательства того, что техническое состояние дома не позволит им безопасно проживать в нем до того времени, когда дом будет отремонтирован в соответствии со сроками, определенными региональной программой.
Способ № 4. Изменить статус дома.
Если дом находится в таком состоянии, что его, по мнению собственников, нет смысла ремонтировать, можно попытаться перевести его в статус ветхого или аварийного. Для этого необходимо обратиться к экспертам, которые признают его непригодным для проживания и выдадут соответствующее заключение. В этом случае дом будет исключен из программы капитального ремонта и попадет в программу переселения из ветхого и аварийного жилья.
Андрей Костянов:
— Региональные программы капремонта формируются на основе данных, которые подают в Фонд капитального ремонта муниципалитеты. Всем собственникам советую отслеживать, какую информацию о техническом состоянии дома предоставляют администрации ваших муниципальных образований. Именно на основании этой информации принимается решение о включении или невключении дома в краткосрочную программу капремонта.
Капремонт старых домов сделают за счет муниципалитетов
Телефон Юриста в Москве +7 (499) 703-51-48 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67
Дома, которым требовался капитальный ремонт до приватизации хотя бы одной из квартир, должны ремонтироваться за счет органов местного самоуправления. Соответствующие поправки в законодательство рассмотрит Госдума в связи с тем, что Конституционный суд РФ увидел пробелы в Жилищном кодексе. Однако в профильном комитете Госдумы по ЖКХ опасаются, что у органов местного самоуправления не будет на это средств.
Комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству на сегодняшнем заседании намерен рекомендовать к принятию в первом чтении поправки в Жилищный кодекс, в закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» и закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Документы частично реализуют постановление Конституционного суда РФ, который в апреле 2016 года подтвердил конституционность сбора взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, однако указал на ряд недостатков. Тогда же КС заявил, что дома, нуждавшиеся в капремонте до приватизации в них хотя бы одной из квартир, должны ремонтироваться за счет государства. В октябре прошлого года правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект.
Комитет Госдумы по ЖКХ поддержал концепцию документа, однако высказал ряд замечаний. Так, согласно законопроекту, ремонт за счет бюджета возможен в том случае, если орган госвласти или МСУ принимал решение о капремонте до приватизации помещений, но так и не исполнил его. Эта норма, по мнению членов комитета, требует уточнения, поскольку чиновники раньше не обязаны были оформлять решение о проведении капремонта отдельным правовым актом.
В Госдуме сомневаются в том, что момент возникновения обязательства по проведению капремонта стоит увязывать с фактом приватизации первого жилого помещения в доме. С таким предложением ранее выступало правительство РФ. В решении КС на это нет указаний, говорится в проекте заключения на законопроект.
Также члены комитета опасаются ущемления прав собственников квартир. В проекте не урегулирован вопрос финансирования ремонта, если у местного бюджета на это нет средств. В комитете также обращают внимание, что принятие документа в нынешнем виде приведет к увеличению финансовых затрат местных бюджетов, при этом правительство не указывает источник дополнительного финансирования. Более того, в финансово-экономическом заключении говорится о том, что дополнительных средств не потребуется.
Еще один законопроект, который комитет Госдумы намерен рекомендовать к принятию, в июне прошлого года внесли экс-спикер нижней палаты Сергей Нарышкин («Единая Россия») и его коллега по фракции Павел Крашенинников (экс-глава комитета по законодательству). Законопроект также направлен на реализацию постановления КС, в котором указано, что очередность капитального ремонта в многоквартирных домах должна определяться на основе оценки их состояния. В первую очередь следует ремонтировать те дома, где есть опасность для жизни и здоровья граждан, заявил в апреле КС.
Согласно проекту, определением критериев очередности займется правительство. При этом номер в очереди должен зависеть от технического состояния дома, следует из сопроводительных материалов. Сейчас на практике дела обстоят иначе — регионы «привязывают» этот номер к другим, сопутствующим факторам — фактически поступившим платежам от собственников (Свердловская область), количеству жителей в доме (Белгородская область).
Определением условий расчета взносов на капремонт, по законопроекту, должно заниматься правительство РФ, а сами взносы — зависеть от типа дома и его состояния. Сейчас минимальный размер взноса определяют регионы, в результате нередки случаи, когда в соседних субъектах ставки сильно отличаются.
Комитет Госдумы по ЖКХ с наличием проблемы согласен, но считает, что для ее эффективного решения правительство должно определять не условия расчета взносов на капремонт, а установить обязательный порядок расчета. «Сами пределы должны быть рассчитаны и утверждены по каждому субъекту», — считают в комитете.
Депутаты готовы поддержать идею, обязывающую регионы устанавливать минимальный размер (не больше 50% от суммы, которая потребуется на ремонт) фондов капитального ремонта, по достижении которого собственники могут прекратить отчисления на специальный счет. Это правило не распространяется на тех, кто копит на капремонт в «общем котле» — у регионального оператора.
«Если собственники помещений в многоквартирном доме накопили на специальном счете многоквартирного дома достаточное количество средств (например, 40–50% от стоимости капитального ремонта), то не имеет смысла проводить дальнейшие накопления. С большой вероятностью им в случае необходимости выгоднее взять кредит, чем продолжать накапливать средства», — говорится в проекте заключения комитета.
Комитет также рассмотрит законопроект своего председателя Галины Хованской («Справедливая Россия»). Документ предлагает освободить от уплаты взносов на капремонт собственников приватизированных квартир в домах, где на момент приватизации требовалось его проведение. Законопроект в августе 2016 года получил отрицательный отзыв правительства.
Сама Галина Хованская не исключает, что все три законопроекта будут вынесены на пленарное заседание как альтернативные. Тогда по результатам голосования один будет принят за основу, и не исключено, что ко второму чтению нормы из отклоненных проектов станут поправками к принятому.
— Ни один из текстов не является полным. Свой проект я вносила еще до решения КС. Законопроект Сергея Нарышкина и Павла Крашенинникова был внесен сразу после этого решения, и он мне больше нравится, чем правительственный, — заявила Галина Хованская.
Она напомнила, что решения КС должны исполняться в шестимесячный срок. Постановление по капремонту КС по результатам рассмотрения запросов от КПРФ и «Справедливой России» вынес 12 апреля 2016 года, таким образом, время уже ушло.
— Главная точка расхождения законопроектов — финансирование работ по капремонту в случае отсутствия такой возможности у бывшего наймодателя (органов местного самоуправления. — «Известия»), — пояснила Галина Хованская. — Если бывшим наймодателем является муниципалитет и у него нет денег, то он должен обратиться к субъекту. У муниципалитетов практически не было жилищного фонда, то есть денег не было. Собственность являлась государственной, и финансировать должно государство. В моем варианте собственники не должны платить за капремонт домов старше 30 лет. В правительственном идет речь о том, чтобы не выполнять старые обязательства, — отметила глава комитета.
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.