Описание страницы: закон о магистральных трубопроводах откладывают уже полгода от профессионалов для людей.
Содержание
Закон о магистральных трубопроводах откладывают уже полгода
Закон под угрозой
Повестка дня последнего заседания правительственной комиссии по топливно-энергетическому комплексу была изменена решительным образом — из нее исчезло обсуждение законопроекта «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов», узнал РБК.
За неделю до назначенного на 14 июня заседания комиссии под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича было решено, что на нем не будут обсуждать трубопроводную тематику — «из-за наличия неразрешимых разногласий по законопроекту», сообщил РБК один из приглашенных на это совещание — менеджер крупной нефтяной компании. В итоге обсуждение законопроекта «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов» отложено на неопределенный срок.
Информацию о замене вопроса в повестке правкомиссии подтвердил РБК чиновник в аппарате Дворковича. Представитель вице-премьера Алия Самигуллина подтвердила РБК, что законопроект на комиссии не обсуждался, а формирование повестки дня комиссии назвала «рабочим процессом», отказавшись его комментировать.
Высокопоставленный источник РБК в Минэнерго полагает, что законопроект в этом году может быть не принят, поскольку серьезные замечания к нему высказали пять нефтяных компаний — «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «РуссНефть», «Газпром нефть» и «Татнефть» — и несколько профильных ведомств. По мнению собеседника РБК, закон необходимо серьезно дорабатывать, чтобы были учтены интересы всех участников рынка.
Что регулирует закон о магистральном трубопроводном транспорте нефти
Закон «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов» был подготовлен по поручению Владимира Путина от 30 июля 2015 года Министерством энергетики и должен был быть внесен в правительство до 1 июня, а в Госдуму — до 1 октября, следует из плана законопроектной деятельности правительства. Законопроект оговаривает условия доступа к трубопроводу для его обслуживания и ремонта, для ликвидации последствий аварий, регулирует земельные проблемы, возникающие при прокладке и обслуживании трубопроводов, а также тарифы на прокачку нефти, отношения с поставщиками нефти в трубопроводную систему.
Видео (кликните для воспроизведения). |
1 июня текст законопроекта не был внесен в правительство.
Замечания «Роснефти»
Основные замечания к закону предъявила «Роснефть». 24 апреля главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин прислал министру энергетики Александру Новаку замечания компании к законопроекту — 25 листов (копия есть у РБК). Глава «Роснефти» не согласен с вводимыми законопроектом «инвестиционными» надбавками к тарифам, указывает на «непрозрачную структуру» перераспределения прибыли внутри группы «Транснефть», а также не соглашается с закрепляемым законом принципом «качай или плати».
Впоследствии замечания «Роснефти» к законопроекту были расширены. В письме вице-президента по трейдингу Отабека Каримова от 9 июня в адрес замминистра энергетики Кирилла Молодцова (приложение на 39 листах; есть у РБК) подчеркивается, что законопроект содержит злоупотребления доминирующим положением «Транснефти», нарушает нормы собственности и угрожает безопасности трубопроводов, так как не распространяется на трубопроводные проекты нефтяных компаний и т.п.
Представитель Минэнерго отказался комментировать эту переписку, сообщив лишь, что ведомство продолжает работу над законопроектом.
Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев также отказался комментировать переписку Сечина с Минэнерго и замечания компании к законопроекту. Представитель «Роснефти» уточнил, что магистральными трубопроводами компания не владеет.
Советник президента «Транснефти» Игорь Демин заявил РБК: «Принять законопроект — это поручение президента, данное два года назад. Они [«Роснефть»] прислали замечания через полтора года после начала работы над законопроектом и через полгода после начала процедуры его публичного обсуждения». Позиция «Роснефти», по его мнению, преследует единственную цель — добиться повышения статуса части ее нефтепроводов до «магистральных», что дает право на получение льгот, предусмотренных Налоговым кодексом. «Они хотят получить льготы без регулирования тарифов по их нефтепроводам со стороны государства и без возможности подключения к ним других пользователей», — утверждает он.
Источник РБК в «Роснефти» считает эти претензии странными. По его словам, глава государства поручил обеспечить безопасность прокачки нефти по трубопроводам, а не создать преференции нефтетранспортной монополии. Инвесттарифы и штрафы «Транснефти», включая схему «качай или плати», собеседник назвал «сбором дани». «Если вы инвестируете в какой-то актив, то вы как минимум должны получить долю в этом активе», — пояснил он.
Позиция нефтяников и ведомств
РБК ознакомился с замечаниями к законопроекту, присланными «РуссНефтью», «Газпром нефтью» и «Татнефтью», а также рядом профильных ведомств. ЛУКОЙЛ своих замечаний не прислал, сообщил РБК источник в компании. «Сургутнефтегаз» прислал 25 мая, но 30 мая отозвал после их обсуждения с Минэнерго и «Транснефтью».
По словам одного из участников заседания 14 июня, ФАС также не прислала замечаний. Антимонопольная служба не видит целесообразности в принятии этого закона, поскольку действующим законодательством все затрагиваемые им вопросы урегулированы, сообщил РБК официальный представитель ведомства.
«Татнефть» предлагает запретить «Транснефти» как собственнику магистральных трубопроводов торговать нефтью и нефтепродуктами, увеличить сроки согласования договоров на прокачку нефти с компаниями с 15 до 30 дней и запретить отказывать нефтяникам в праве прокачать нефть по трубам из-за ее несоответствия нормам качества. «Газпром нефть» просит разрешить добывающим компаниям владеть магистральными трубопроводами и дать возможность оспаривать в суде размер штрафов «Транснефти» за не сданную вовремя в систему нефть.
Минфин полагает, что законопроект ведет к сокращению доходов федерального бюджета из-за более широкого перечня случаев выдачи разрешений на водопользование без проведения аукционов, но готов согласовать текст, если его замечание учтут. Минэкономразвития считает, что часть прописанных в законе норм избыточна, поскольку они уже регулируются правительством, включая тарифы на прокачку нефти. По словам источника РБК в этом ведомстве, часть замечаний учтена по итогам прошедших совещаний.
Представители «Сургутнефтегаза», «РуссНефти», Минфина, «Газпром нефти» и Минэкономразвития от комментариев отказались. В «Татнефти» на запрос не ответили.
Позиция «Транснефти»
Штрафные санкции в случае недозагрузки трубопроводов в срок и принцип «качай или плати» необходимы для поддержания дисциплины среди нефтяных компаний, пояснил РБК Игорь Демин. «Мы корректируем количество нефти, сдаваемой в систему «Транснефти» в три этапа: ежегодно, ежеквартально и ежемесячно. А нефтяники срывают объем поставки. Штраф в 10 МРОТ с тонны нефти предлагается предусмотреть, только если поставщики не предупредили «Транснефть» об изменении объема прокачки нефти хотя бы за месяц. Ведь мы несем расходы на поддержание работы системы и должны планировать свою деятельность заранее», — говорит советник главы «Транснефти».
Применение согласованных инвесттарифов, по его словам, самый востребованный нефтяными компаниями способ финансирования новых мощностей. «Есть и другие формы финансирования: например, целиком строить за счет нефтекомпаний или целиком за счет «Транснефти». Компании сами выбирают, что им выгоднее», — уточняет он.
Замечания других участников рынка и ведомств к документу представитель «Транснефти» назвал рабочими и поддающимися согласованию, добавив, что часть из них уже снята с повестки.
История подготовки специального закона о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов длится уже почти 20 лет. В 2008 году законопроект даже прошел два чтения в Государственной Думе, однако на третье его так и не вынесли: документ не был принят, так как не учитывал современных реалий – изменившегося российского законодательства, противоречил нормам права других отраслей.
В прошлом году глава “Транснефти” Николай Токарев обратился к президенту Российской Федерации с просьбой о дополнительном нормативном регулировании, чтобы обеспечить промышленную и антитеррористическую безопасность эксплуатации нефтепроводов. И президент на просьбу отреагировал. Минэнерго, минэкономразвития и минюст начали готовить новый “закон о трубе”.
Большая часть “околомагистральных” проблем так или иначе связана с “земельным вопросом”. При строительстве и эксплуатации трубопроводов государственная компания обязана заключать договоры с собственниками прилегающих земельных участков. Землевладельцы же зачастую стремятся использовать эту возможность, чтобы значительно пополнить свой бюджет.
По нормам текущего законодательства ремонтные бригады даже в случае острой необходимости не имеют права подойти к трубе через чужие земли без согласия их владельца. Например, в Нижегородской области собственники прилегающего к трубопроводу участка не пропустили через свою территорию представителей компании для ликвидации утечки дизельного топлива. После этого землевладельцы через суд потребовали компенсацию за разлив нефтепродукта – более 13 млрд руб. По расчетам экспертов, нанесенный ущерб не превышал 150 млн рублей. Причем при своевременном допуске специализированных бригад к месту аварии сумма ущерба была бы меньше.
Еще один повод для беспокойства – застройка и мусорные свалки вдоль трассы магистральных трубопроводов. Свалки опасны тем, что мусор пожароопасен, а что такое открытый огонь возле трубопровода с нефтью или нефтепродуктами, объяснять не стоит. Незаконные постройки – это беспрепятственный доступ к трубопроводу жильцов или владельцев этих построек.
Широко распространено приобретение так называемых ленточных участков вдоль охранных зон трубопроводов. Эти отрезы земли свободно продаются, поскольку разрешено их хозяйственное использование. Но на таких участках, как правило, не ведутся никакие работы: земли приносят доход как предмет договора с трубопроводной компанией, которой необходим свободный проход через территорию. Российское законодательство не регулирует, каким образом должна рассчитываться в таком случае арендная плата, а значит, собственники могут потребовать любые деньги.
Например, в Чувашии за полгода до начала ремонтных работ на участке трубопровода Альметьевск – Горький-3 некое физическое лицо приобрело сразу несколько участков вдоль трассы, после чего собственник потребовал с компании арендную плату за землю в десять раз больше, чем в среднем по региону. С подобными ситуациями сталкивались предприятия “Транснефти” и в других регионах.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Еще в 2014 году Счетная палата после аудита инвестиционной программы “Транснефти” сделала вывод, что правовые пробелы в вопросах временного отчуждения земель для строительства, технического обслуживания и ремонта позволяют злоупотреблять правом на получение компенсации и затягивать сроки работ. Такие же пробелы существуют в порядке подсчета убытков землевладельцев.
Серьезное беспокойство вызывают и вопросы безопасности трубопроводов и других объектов ТЭК. Для чего, по мнению многих участников рынка, требуется уточнение и ужесточение ряда норм закона. Например, по действующим нормам злоумышленники, задержанные с поличным за врезкой в трубопровод, получают минимальное наказание. Их действия квалифицируются судами не как преступление, а как подготовка к нему, как намерение кражи. Службы же безопасности при трубопроводах не вправе сами возбуждать административное делопроизводство по факту преступных посягательств, а могут только передать собранные свидетельства в правоохранительные органы.
После прошлогоднего обращения главы “Транснефти” к президенту России минэнерго создало межведомственную рабочую группу по доработке законопроекта о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов. Ожидается, что первая версия законопроекта поступит на рассмотрение в Государственную Думу в ближайшее время. Эксперты рассказали о пробелах в законодательном обеспечении работы нефтепроводов и необходимости специальных нормативных актов.
Законы о “трубах”, устанавливающие правила транспортировки различной продукции, приняты во многих странах мира, в том числе в США, Англии, Франции и Германии. В Казахстане и Беларуси действуют законы о магистральном трубопроводном транспорте, определяющие права и обязанности участников отношений. По мнению многих экспертов, комплексный закон о магистральном транспорте нефти и нефтепродуктов нужен и в России. Этот документ должен прежде всего обеспечить беспрепятственный доступ к трубопроводу для его обслуживания и ремонта, для ликвидации последствий возможных аварий. Такая возможность, кстати, появилась для газовых труб после принятия закона о газоснабжении. Необходимо разработать методику расчетов платежей за пользование землей, законодательно утвердить принципы взаимоотношений ее собственников с нефтетранспортной компанией. Также следует установить правила для охранных зон в районах нефтетранспортной инфраструктуры, в том числе обязать демонтировать незаконные постройки. Стоит упомянуть, что российским законодательством предусмотрены подобные права для собственников автомобильных дорог.
Эльдар Касаев, член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России, к.э.н.:
– Топливно-энергетический комплекс России из-за невысоких цен на углеводороды оказался в непростой ситуации. Было бы своевременно, целесообразно и разумно помочь этой весьма значимой для отечественной экономики отрасли промышленности, обеспечивающей нашему государству постоянные денежные поступления в бюджет. Одним из действенных механизмов “оздоровления” ТЭК вполне может стать принятие новых федеральных законов, которые бы детально регламентировали правоотношения в нефтяной и трубопроводной отраслях.
Принятие закона “О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов” сможет помочь в организации защиты трубопроводной системы России, в частности, решит земельные проблемы, возникающие при прокладке и обслуживании трубопроводов.
Учитывая основополагающую роль нефтегазового сектора для нашей экономики, российским властям стоило бы обратить внимание на опыт зарубежных государств, которые, как и Россия, делают ставку на экспорт нефти, газа и продуктов их переработки. Например, правовые отношения в нефтяном комплексе Канады, Великобритании и Туркменистана регламентированы подробнее и четче, чем в нашем законодательстве.
Несмотря на то что в России уже действуют законы “О недрах”, “О естественных монополиях”, “О защите конкуренции”, которые устанавливают правила работы нефтяного комплекса, уместно принять и новые. Отрасли необходим отдельный закон “О нефтегазовой деятельности”, в котором стоит уточнить полномочия органов управления и надзора в нефтегазовой отрасли.
Елена Корзун, генеральный директор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций “АссоНефть”, заместитель председателя совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий в сфере передачи нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам:
– Независимые нефтегазодобывающие компании отмечают четкость и надежность работы магистральной системы нефтепроводов. Требование о недискриминационном доступе соблюдается неукоснительно. Обособленность инфраструктуры по транспортировке нефти в виде ОАО с государственным капиталом и четкое соблюдение требований Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” позволяют развиваться российским независимым операторам по разведке и добыче нефти. Яркое тому подтверждение: ввод в эксплуатацию нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) стал мощным стимулом для разработки целого ряда месторождений Восточной Сибири.
У наших потребителей нефтетранспортных услуг и у “Транснефти” есть общий больной вопрос, который и решать надо сообща. Речь о земле, которая задействуется при прокладке трасс под трубопроводы. Отсутствие регламентирующей методологии по оценке стоимости земли приводит порой к многолетним судебным тяжбам с землевладельцами. Некоторые из них стараются использовать ситуацию для паразитического обогащения. Но ведь добыча углеводородного сырья и его транспортировка до конечного потребителя входят в процесс недропользования. А недра в нашей стране принадлежат государству. Поэтому и проблему эту надо решать по-государственному.
“АссоНефть” нацелена в этом вопросе тесно сотрудничать с “Транснефтью”. Уже достигнута договоренность об объединении усилий по систематизации определения размеров платы за пользование земельными участками для строительства и эксплуатации трубопроводов и инфраструктуры добычи нефти.
Татьяна Москалькова, Уполномоченный по правам человека в РФ:
– Если комплексный системный отраслевой закон о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов будет принят, это будет иметь архиважное значение для нефтяной отрасли России. Закон сделает отрасль более безопасной, обеспечит защиту прав человека, послужит развитию российской экономики. В нашей стране пока нет общих законов о магистральных трубопроводах, которые бы регулировали процесс транспортировки нефти и нефтепродуктов. Разработчики законопроекта справились с задачей, взяв за основу принятый в 2001 году Межпарламентской ассамблеей государств СНГ модельный закон “О трубопроводном транспорте”.
Талия Хабриева, директор ФГНИУ “Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ”:
– В США, Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Франции и других зарубежных государствах действуют специальные законы, регулирующие правовой режим трубопроводов. Российские партнеры по Евразийскому экономическому союзу – Казахстан и Беларусь – также приняли законы о магистральном трубопроводном транспорте. В этих документах устанавливаются права и обязанности различных участников отношений, возникающие в процессе создания, функционирования и прекращения эксплуатации магистрального трубопровода, определяется активная роль государства в этой сфере.
Закон о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, безусловно, нужен и в России. Системного правового регулирования трубопроводного транспорта в нашей стране пока нет: существует множество правовых актов, большинство из которых подзаконные. При этом они разрознены и не согласованы между собой. Многие критически важные вопросы для деятельности магистральных трубопроводов либо не решены, либо решены не до конца. Например, оформление прав на землю для размещения трубопроводного транспорта, определение правового режима охранных зон. Таким образом возникают проблемы, с одной стороны, у собственников и операторов магистральных трубопроводов, с другой – у землевладельцев и владельцев других линейных объектов.
Существует несколько возможных подходов к упорядочиванию отношений по транспортировке различных видов продукции – нефти, газа, нефтепродуктов. Отношения могут регулироваться либо общим законом, либо специальными. Второй вариант представляется более предпочтительным, поскольку учитывает специфику транспортируемого продукта, возникающие при транспортировке риски и угрозы, а также сложившиеся экономические отношения.
Будущий закон видится комплексным нормативным актом, который создаст правовые, экономические и технологические основы функционирования системы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в России. Такой документ урегулирует отношения, возникающие при прокладке трубопроводов, конкретизирует права и обязанности участников этих отношений, определит правовой режим охранных зон, в том числе права эксплуатирующих трубопровод организаций по демонтажу незаконно возведенных в границах охранных зон объектов, и другие вопросы.
Одна из целей закона – создание условий для безопасной эксплуатации трубопроводов. Необходимо обеспечить надежность самой трубопроводной системы. К примеру, позволить организации в любое время при необходимости выполнять работы по обслуживанию и ремонту, устранять аварии. Кроме этого, нужно создать механизм компенсации убытков, причиненных землевладельцам организациями, эксплуатирующими трубопровод.
Тамара Канделаки, генеральный директор компании “ИнфоТЭК-КОНСАЛТ”, председатель комитета по экономике Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков России, д.э.н, профессор:
– Закон о трубопроводном транспорте разрабатывался еще в СССР, и “советское наследие” не загублено, а продолжает использоваться. Такой закон, безусловно, необходим. Ведь магистральные трубопроводы – это преимущество России по сравнению с другими странами – поставщиками углеводородов. Трубы позволяют перекачивать нефть на огромные расстояния, невысокие тарифы трубопроводной транспортировки обеспечивают конкурентоспособность российской нефти на мировом рынке.
Кроме того, наверное, будет правильно, если речь идет о нефтегазовых и трубопроводных проектах, прописать в интересах страны приоритет российских подрядчиков перед иностранными. Знаю не понаслышке, что российские консультанты не могут участвовать в проектах ЕС, в которых безусловное преимущество имеют местные подрядчики.
ОП РФ: расположенные вблизи газопроводов постройки нельзя сносить без выплаты компенсации их владельцам
На сегодняшний день, по данным Общественной палаты РФ, проблема сноса жилых построек по искам нефтегазовых компаний к добросовестным приобретателям земельных участков в связи с нахождением трубопроводов в недопустимых расстояниях от городов, населенных пунктов и садовых некоммерческих товариществ существует примерно в трети регионов cтраны (Московская, Владимирская, Ростовская область, Пермский край, Республика Татарстан и др.). Согласно действующему законодательству здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств лиц, допустивших нарушения (ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации”; далее – закон о газоснабжении).В ряде случаев речь идет об участках, не оформленных надлежащим образом в собственность, или постройках, разрешение на строительство которых не было получено, либо случаях, когда нефтегазовая компания предупреждала органы местного самоуправления или непосредственно застройщика о местоположении трубопроводов с целью предотвращения нарушений охранной зоны и зоны минимально безопасных расстояний (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19 января 2016 г. № 11-КГ15-33).
Исковое заявление о признании права собственности на самовольную постройку за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка
При этом снос построек не должен рассматриваться в качестве единственного способа обеспечения безопасности при эксплуатации объектов систем газоснабжения, подчеркнул заместитель секретаря ОП РФ Александр Музыкантский. По его мнению, такой вариант целесообразен, если в охранной зоне находится одно-два строения, но когда снести требуют десятки домов в дачном поселке, например (а именно это и происходит сейчас на практике), то проще перенести часть газопровода, особенно если дело касается населенных пунктов или СНТ, существующих не одно десятилетие (в этом случае у их жителей возникает сильная эмоциональная связь с конкретным местом) или появившихся раньше, чем был проведен газопровод. Кстати, перенос участков магистральных газопроводов за пределы минимально допустимых расстояний по отношению к зданиям и сооружениям, а не самих этих построек был запланирован Правительством РФ для ряда подлежащих реконструкции газопроводов (распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2015 г. № 816-р “О схеме территориального планирования РФ в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)”).
Кроме того, общественники обратили внимание на необходимость уточнения понятийного аппарата. Так, закон о газоснабжении устанавливает, по сути, санкцию в виде сноса построек за строительство в пределах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, но не дает определения соответствующей зоны. Определение дано для охранной зоны объектов системы газоснабжения: под ней понимается территория с особыми условиями использования вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения (ст. 2 закона о газоснабжении). Важно, что в охранных зонах трубопроводов запрещено возведение построек без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта (п. 4 Правил охраны магистральных трубопроводов). Подобным образом нужно закрепить определение понятия “минимально допустимые расстояния” и установить особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в зонах минимальных расстояний, считают эксперты. Также, по их мнению, необходимо актуализировать нормативы, устанавливающие размеры охранных зон и зон минимально допустимых расстояний трубопроводов (то есть указанные выше Правила охраны магистральных трубопроводов и Свод правил СП 36.13330.2012 “СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы”. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*).
Более того, следует обратить внимание судов на то, насколько правомерными являются требования о сносе сооружений, возведенных до вступления в силу закона о газоснабжении, ведь по общему правилу закон, устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет, отметил член Ученого совета СПбГУ, член научно-консультативного совета ВС РФ Михаил Шварц.
По итогам обсуждения был сформирован проект перечня рекомендаций ОП РФ:
Стоит отметить, что обращения по вопросу принятия дополнительных мер защиты добросовестных владельцев объектов недвижимости, расположенных в охранных зонах и зонах минимальных расстояний газопроводов, направлялись ОП РФ в Администрацию Президента РФ и Правительство РФ.
В ответе Государственно-правового управления Президента РФ отмечается, что ряд мер, направленных на решение существующей проблемы, уже принят. С 1 января 2018 года текстовое и графическое описание местоположения границ охранной зоны будут включаться в перечень документов, необходимых для ввода в эксплуатацию объекта системы газоснабжения (подп. “б” п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ), что позволит представлять в Росреестр информацию об охранных зонах новых газопроводов (на основании ст. 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”). Тем не менее законодательство по-прежнему не предусматривает механизмы соотнесения границ охранной зоны с границами конкретного земельного участка и информирования граждан о включении участков в состав зон с особыми условиями использования, поэтому Правительству РФ следует подготовить соответствующие предложения о его совершенствовании, заключило Государственно-правовое управление Президента РФ.
Владимир Путин поручил разработать законопроект о безопасности нефтетранспортной системы
Многолетние конфликты между «Транснефтью» и владельцами земельных участков в районах трубопроводной сети компании в ближайшее время получат шанс на урегулирование. Президент РФ Владимир Путин отдал поручение главам Минэнерго, Минэкономразвития и Минюста подготовить проект закона, регулирующего промышленную и антитеррористическую безопасность трубопроводов, а также взаимоотношения компании и землепользователей. Особую актуальность нормативный акт имеет для регионов УрФО, где противостояние «Транснефти» и компаний, ведущих свою деятельность в непосредственной близости от трубы, приводит к судебным тяжбам и едва ли не открытым столкновениям. Представители монополии приводят многочисленные примеры конфликтов, в том числе в Челябинской области и ХМАО-Югре. С необходимостью оперативного принятия нормативного акта согласны и федеральные парламентарии, а также отраслевые эксперты, указывающие на «бедность российской законодательной базы даже в сравнении со странами, находящимися на обочине нефтяных рынков».
Руководство «Транснефти» подготовило законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов». Как предполагают в монополии, нормативный акт в случае принятия позволит защитить земли вокруг трубопроводов компании. В настоящий момент взаимоотношения корпорации и землепользователей не отрегулированы, что приводит к многочисленным конфликтам. Документ в ближайшее время будет детально проработан Минэнерго, а затем согласован с Минюстом, Минстроем и Минэкономразвития РФ. В «Транснефти» рассчитывают, что Госдума примет соответствующий закон уже в 2017 году.
Представители транспортной монополии в разговоре с «Правдой УрФО» подчеркивают, что магистральный трубопроводный транспорт не имеет надлежащей законодательной защиты на протяжении последних двух десятилетий, а последняя попытка обеспечить безопасность поставок нефти и нефтепродуктов провалилась еще в 2008 году. Одной из наиболее проблемных территорий для компании представители «Транснефти» безапелляционно называют Уральский федеральный округ.
«Сейчас у нас развивается жесткий конфликт с золотопромышленниками в Челябинской области (речь идет об АО «Южуралзолото Группа Компаний», собственником которой выступает депутат челябинского Заксобрания Константин Струков. – Прим. ред.), которые решили вести добычу прямо под трубой. Насколько я знаю, сегодня этот вопрос будет стоять на повестке дня областного совещания по ЧС. Они купили землю, где труба функционирует с 1974 года. По этой магистрали проходит третья часть всей нефти, идущей на экспорт. И, похоже, не обратили внимания, что эта земля с сервитутом, с охраняемой зоной. Вырыли карьер глубиной 150 метров и зашли в зону минимального допуска. При этом даже написали письмо, в котором требуют прекратить перекачку нефти во избежание экологической катастрофы. Возникает резонный вопрос – каким образом земля под стратегически важным для страны объектом попала в чьи-то частные руки? Это наиболее вопиющий на данный момент случай. Что касается северных регионов УрФО, в частности, ХМАО, то ввиду безлюдности огромных территорий, там проблем меньше, хотя и не сказать, что вообще отсутствуют», – рассказал изданию собеседник в менеджменте транспортной монополии.
Управленец также указал на характерную практику ленточного выкупа земли в районе трубопроводов. Организации и частные лица намеренно приобретают участки, чтобы впоследствии требовать с компании компенсацию за проход через принадлежащую им территорию. Между тем о предстоящих реконструкционных работах «Транснефть» извещает не менее чем за полгода. Землепользователи, обладая данной информацией, выдвигают требования о компенсациях, зачастую, по словам представителей компании, достигающих 20-кратного размера от предполагаемого ущерба участку. Во многих случаях конфликты оборачиваются судебными противостояниями.
Депутат Госдумы РФ Владимир Сысоев
Одним из тех, кому в будущем году предстоит рассматривать и, возможно, принимать законопроект о магистральном трубопроводном транспорте, является депутат Госдумы РФ Владимир Сысоев. Парламентарий курирует регионы Большой Тюмени. Необходимо заметить, что только в ХМАО протяженность магистральных нефтепроводов, по словам главы регионального Росприроднадзора Романа Мишенина, составляет около 10 тысяч километров. Вопросы, связанные с безопасностью транспортировки ресурсов, для региона перманентно актуальны. В силу этого депутат считает, что будущий закон требует детальной проработки, учитывающей, в том числе, экологический фактор.
«На мой взгляд, закон должен упростить саму процедуру строительства линейных объектов, уменьшить их сроки. Требуется обратить пристальное внимание на вопросы экологии, поскольку по трубопроводам транспортируются опасные продукты. Это первостепенные задачи. Для ХМАО характерна проблема незаконных врезок в трубопроводы, что потенциально может привести к масштабным разливам нефти. Здесь нужно продумать возможность использования космического мониторинга, который позволит детально отслеживать все происходящее в районах нефтепроводов «Транснефти», – считает Владимир Сысоев.
Сами экологи также не остались в стороне от обсуждения вопросов, связанных с законопроектом. Однако представители сообщества настаивают, что нормативный акт необходимо принять в «расширенном формате». По мнению руководителя экоорганизации «Зеленый фронт» Сергея Виноградова, регламентированию подлежат не только взаимоотношения «Транснефти» и владельцев участков около ее инфраструктуры. Требуется ввести в законодательное поле всю магистральную трубопроводную систему. Это позволит снизить не только градус конфликтов между транспортной монополией и землепользователями, но и обозначить нормы ответственности всех участников нефтегазового рынка.
«Существует практика, когда уволенные сотрудники «Транснефти» сами арендуют земли в районе трубопроводов, а впоследствии пытаются нажиться. То есть если это, к примеру, земли сельхозназначения, они не обрабатываются, как положено. Цель лишь в том, чтобы требовать компенсацию с компании за проход по участку. Естественно, создается благоприятная почва для конфликтов. Поэтому закон, считаю, необходим. И если какие-либо нарушения допускает сама «Транснефть», то также должна нести ответственность в соответствии с этим законом. Однако полагаю, что разрабатываемый законопроект необходимо расширить до трубопроводов всех компаний, занимающихся перекачкой нефти и нефтепродуктов. Нелогично выделять в отдельный законопроект лишь «Транснефть». Это помогло бы четко регулировать и экологические риски, связанные с транспортировкой ресурсов», – рассуждает Сергей Виноградов.
Отраслевые эксперты указывают, что основным постулатом будущего закона станет возможность договариваться для участников процесса с учетом взаимных интересов. В большинстве стран мира действуют законы, регулирующие деятельность, связанную с трубопроводной инфраструктурой. Помимо США и большинства западноевропейских государств, соответствующая законодательная база существует в Белоруссии, Казахстане и Туркмении. Таким образом, взаимоотношения транспортных компаний и землепользователей четко регламентированы.
«В ХМАО проблема существует в нескольких аспектах. Один из них – прокладка труб через родовые угодья коренных малых народов Севера. В моей практике был случай, когда местные жители не позволили построить на своих угодьях скважину для разработки месторождения. «Транснефть» стремится решать эти вопросы, стоит признать. При проходе трубопроводов через лицензионные участки проблем практически нет, здесь у нее преимущество как у стратегического предприятия. Во всем мире основные проблемы упираются в договор между корпорацией, прокладывающей трубу, и владельцем земельного участка. Так будет и у нас. В советские годы Сталин мог махнуть рукой, после чего общими усилиями проложили Транссиб, невзирая ни на что. Сейчас такого быть уже не может. Договариваться придется, и закон должен этому помочь», – резюмирует заслуженный геолог России Станислав Кузьменков.
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.