В следующем году учреждения будут применять 11 новых стандартов бухучета

Описание страницы: в следующем году учреждения будут применять 11 новых стандартов бухучета от профессионалов для людей.

В следующем году учреждения будут применять 11 новых стандартов бухучета

Пока минфиновцы разработали и утвердили только пять из них. Соответствующие приказы ведомства сейчас находятся на регистрации в Минюсте. Это основные средства, обесценение активов, аренда и другие.

У бухгалтеров учреждений есть еще год на изучение новых стандартов. Планируется, что новые правила заработают с 2018 года.

Напомним, что соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухучета для организаций госсектора предполагается поэтапный ввод в действие новых документов. Всего запланировано утверждение 29 федеральных стандартов.

  • Бухотчетность за 2018 год бюджетным организациям нужно сдавать по новым формам 28 декабря 2018
  • Субсидию на госзадание нельзя потратить на столовую 2 ноября 2018
  • Главбух получил штраф за согласование контракта 30 августа 2018
  • Казенному учреждению не суждено амортизировать бюджетные машины 6 июня 2018
  • Минфин поправит Закон о бухучете 16 мая 2018

© Журнал «Время Бухгалтера» 2004 — 2019 | РУНА консалтинговая группа

С 01.01.2019 новые стандарты бухгалтерского учета 2019 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2019 года для госсектора:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
  2. События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
  3. Доходы (№ 32н от 27.02.2018).
  4. Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2018).

Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в Приказе Минфина № 132н. К тому же чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2019 года: что важно знать бюджетникам и НКО».

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обозначим основные новшества более подробно: стандарты бухгалтерского учета 2019.

Теперь бюджетники обязаны составлять учетную политику на основании положений ФСБУ № 274н. Однако обозначенный Приказ Минфина не предусматривает кардинальных изменений. По сути, новые положения об учетной политике — это действующие нормы закона № 402-ФЗ. Отметим, что есть и новшества.

Так, ФСБУ определил следующие аспекты:

  1. Конкретизировано лицо, ответственное за составление учетной политики. Это главбух либо иное лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухучета.
  2. Готовый документ должен быть общедоступным. Иными словами, УП подлежит публикации на официальном сайте учреждения.
  3. Подведомственные учреждения должны разрабатывать свою УП на основании положений вышестоящей организации, министерства, ведомства.
  4. Ограничены случаи внесения изменений и дополнений в документ.

Новый порядок составления УП с учетом изменений ФСБУ — в отдельном материале «Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2019 год».

Данный ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий данного характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения данной информации в отчетность организации.

Напомним, что ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить свои исключительные правила. Новые стандарты бухгалтерского учета 2019 данные разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты могут быть отражены в учете только согласно обозначенным нормам, и никак иначе.

Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ 2018 «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.

Новые стандарты бухучета 2019 по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. Так, к примеру, ФСБУ «Доходы» неприменим при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.

Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.

Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта должна быть отражена в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют стандарты бухучета с 2019 года бюджетникам.

Новый ФСБУ устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.

С января 2018 года действуют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденные Приказами Министерства финансов РФ еще 31.12.2016:

  1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора (№ 256н).
  2. Основные средства (№ 257н).
  3. Аренда (№ 258н).
  4. Обесценение активов (№ 259н).
  5. Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 260н).

Программа внедрения нового учета регламентирована Приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н. Будущие нововведения коснутся порядка формирования учетной политики, правил отражения событий после отчетной даты, алгоритма отражения условных обязательств и активов и прочего.

Читайте так же:  Судебная практика 2019 года об уменьшении размера алиментов

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не будет выделяться в отдельную группу.

Федеральный стандарт «основные средства 2018» вводит абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Однако такая недвижимость не может быть использована учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства можно учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом можно объединить офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100 % амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация будет рассчитываться по-новому. Будут три метода:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему произведенной продукции.

Придется пересчитать и доначислить амортизацию. В помощь бухгалтерам бюджетной сферы Минфин выпустил методические рекомендации по переходу и внедрению новых правил. Указания содержатся в Письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257.

Стандарт бухгалтерского учета 2018 по отчетности содержит новую методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые данные отчетности придется раскрывать в обязательном порядке.

Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.

Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:

  • уместность (релевантность);
  • достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
  • верификация;
  • своевременность;
  • существенность;
  • сопоставимость;
  • понятность.

Если учреждение арендует имущество или сдает основные средства в аренду, такие операции следует проводить в соответствии с новым федеральным стандартом 2018. Чтобы правильно отразить операции в учете, следует определить, к какой категории относится аренда: к операционной (нефинансовой) или к неоперационной (финансовой).

Имущество, полученное по неоперационной сделке, следует учесть в составе основных средств бюджетного учреждения. Однако к учету следует одновременно принять и денежное обязательство в сумме кредиторской задолженности по арендной плате.

Не применять эти правила учреждение вправе, если государственной организации предоставляют активы во временное владение или пользование. Например, биологические или нематериальные активы во временном пользовании.

Самые важные новации 2019 года в бухгалтерском учете организаций госсектора

Изображение - В следующем году учреждения будут применять 11 новых стандартов бухучета proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.garant.ru%2Ffiles%2F2%2F7%2F1234672%2Fsamye-vazhnye-novacii-2019-goda-v-buhgalterskom-uchete-organizaciy-gossektora_300

Жизнь бухгалтера государственного сектора не стоит на месте. Вот и новый 2019 год, как щедрый Дед Мороз, готовит новые сюрпризы. Давайте уже сейчас приподнимем завесу грядущего года и рассмотрим все, что он для нас припас. Здесь и пять новых федеральных стандартов, применять положения которых нужно при ведении бюджетного, бухгалтерского учета с 1 января 2019 года и для составления отчетности 2019 года, и изменения в бюджетной классификации, а также налоговые “сюрпризы”.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н (далее – СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”). Стандарт расставляет акценты в недостаточно урегулированных вопросах учетной политики, дает понятие оценочных значений, устанавливает порядок исправления ошибок, а также регулирует отражение в отчетности последствий изменений учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок. Специалистами финансового ведомства письмом от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480 доведены Методические рекомендации по применению СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”. Они не только более подробно разъясняют положения этого стандарта, но и показывают его применение на примерах.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ранее при формировании и применении учетной политики бухгалтеры государственного сектора довольствовались лишь отдельными положениями Инструкции № 157н, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, СГС “Концептуальные основы”. С 2019 года этот вопрос наряду с названными нормативными правовыми актами регулирует СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”. Рассмотрим наиболее интересные его положения.

В стандарте прямо указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а утверждается – руководителем (п. 8 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).

Пунктом 9 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” установлен перечень документов, утверждаемых в рамках учетной политики.

Как и прежде, установлено требование о применении учетной политики последовательно из года в год (п. 11 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”). То есть ежегодно формировать учетную политику не нужно.

В стандарте приведены случаи и порядок изменения учетной политики (п. 11-14 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).

Введены новые понятия перспективного и ретроспективного применения измененной учетной политики (п. 6 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).

Многие показатели бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности не поддаются точному определению, а могут быть лишь оценены. Этому посвящен раздел IV СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”. Так, к оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;
  • величины оценочных резервов;
  • величины амортизационных отчислений;
  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

В СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности. Причиной ошибки может являться неправильное использование или неиспользование информации о фактах хозяйственной жизни, доступной на дату подписания отчетности (п. 27 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).

Читайте так же:  Внесены изменения в статотчетность

Согласно СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” ошибки исправляются дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом “Красное сторно” и дополнительной бухгалтерской записью, как и было ранее (в п. 18 Инструкции № 157н). Порядок исправления ошибки и отражения ее исправления в отчетности зависит от:

  • даты обнаружения ошибки;
  • ее существенности.

В стандарте даны определения различных дат и случаи, в которых важна существенность допущенной ошибки. Кроме того, подробный пример исправления ошибки приведен в Методических рекомендациях от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480.

Таким образом, бухгалтеру госсектора нужно помнить, что при формировании учетной политики, определении оценочных значений и исправлении ошибок в бухгалтерском (бюджетном) учете в 2019 году нужно руководствоваться новым СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”. Он применяется во взаимосвязи с нормами продолжающих действие нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “События после отчетной даты” утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н (далее – СГС “События после отчетной даты”). Методические рекомендации по применению СГС “События после отчетной даты” доведены письмом Минфина России от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005.

Понятие события после отчетной даты в контексте стандарта не меняется по сравнению с приведенным в п. 3 Инструкции № 157н (п. 2 СГС “События после отчетной даты”). К событиям после отчетной даты, к примеру, относятся (Методические рекомендации от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005):

  • изменение кадастровой оценки земли после отчетной даты;
  • завершение после отчетной даты судебного процесса, которым подтверждается наличие на отчетную дату актива или обязательства;
  • ошибка, обнаруженная после отчетной даты (с учетом условий принятия отчетности);
  • существенное поступление или выбытие активов, в том числе по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но отраженным в протоколах, актах, подписанных комиссией по инвентаризации и ответственными лицами после отчетной даты.

В то же время поступление в бухгалтерию первичных документов (например, актов выполненных работ) за отчетный год после отчетной даты не относится к событиям после отчетной даты (п. 5 СГС “События после отчетной даты”, п. 1.7 Методических рекомендаций от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005).

  • классификацию событий после отчетной даты;
  • правила их отражения в бухгалтерском учете;
  • правила раскрытия информации о них при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • подтверждающие условия деятельности. Такие события признаются последним днем отчетного периода и раскрываются в отчетности за отчетный период;
  • указывающее на условия деятельности. Такие события отражаются в периоде, следующем за отчетным, и раскрываются в Пояснительной записке и (или) Пояснениях, представляемых в составе полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Отчет о движении денежных средств” утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н (далее – СГС “Отчет о движении денежных средств”). Этот нормативный акт устанавливает методические основы формирования Отчета о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств характеризует:

  • поступления и выбытия не только денежных средств, но и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию;
  • изменение остатков денежных средств.

Эквиваленты денежных средств это вложения в высоколиквидные финансовые инструменты со сроком погашения не более трех месяцев, легко обратимые в заранее известные суммы денежных средств и подверженные незначительному риску изменения стоимости (п. 6 СГС “Отчет о движении денежных средств”).

СГС “Отчет о движении денежных средств” не содержит периодичности представления Отчета о движении денежных средств. В то же время Инструкции по составлению и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности № 191н и № 33н указывают на предоставление этого отчета на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным. Поэтому, по всей видимости, заполнять Отчет о движении денежных средств впервые в 2019 году необходимо будет за полугодие.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Доходы” утвержден приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н (далее – СГС “Доходы”). СГС “Доходы” применяется при учете доходов и раскрытии о них информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В п. 4 СГС “Доходы” перечислен перечень доходов, в отношении которых его положения не применяются. Это, например, доходы, полученные:

  • по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • от продажи основных средств, нематериальных активов и материальных запасов (за исключением товаров, готовой и биологической продукции) и другие.

Дело в том, что учет перечисленных в п. 4 СГС “Доходы” доходов регулируется соответствующими стандартами, уже вступившими в силу, такими как, СГС “Аренда”, СГС “Основные средства” или ожидающими своей очереди (п. 3, п. 44 СГС “Доходы”).

Для целей бухгалтерского учета критерием признания дохода является возможность получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с совершаемыми операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена (п. 7 СГС “Доходы”).

СГС “Доходы” делит все доходы на 2 обширные группы:

  • доходы от необменных операций (например, доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей, доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование, доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов, доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба);
  • доходы от обменных операций (доходы от собственности, доходы от реализации).

Классификация доходов осуществляется на основании экономического содержания хозяйственной операции (п. 8 СГС “Доходы”). От группы, к которой будет отнесен доход, будет зависеть порядок его принятия к бухгалтерскому учету – СГС “Доходы” подробно рассматривает каждый случай.

СГС “Доходы” дает понятие доходов будущих периодов. Это доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (п. 7 СГС “Доходы”). В стандарте прямо указаны такие доходы, например, субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 54 СГС “Доходы”).

Читайте так же:  Как быстро узнать, сделано ли ранее межевание земельного участка

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Влияние изменений курсов иностранных валют” утвержден приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н (далее – СГС “Влияние изменений курсов иностранных валют”). СГС “Влияние изменений курсов иностранных валют” устанавливает:

  • единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
  • методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
  • порядок раскрытия информации о результатах пересчета в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

СГС “Влияние изменений курсов иностранных валют” весьма специфичен и не будет так востребован у бухгалтеров госсектора, как, например, СГС “Основные средства”, СГС “Аренда” или СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”. В то же время данный стандарт применяется всеми учреждениями государственного сектора (п. 1 СГС “Влияние изменений курсов иностранных валют”). Поэтому тот факт, что учреждение не является загранучреждением и у него отсутствуют объекты бухгалтерского учета, выраженные в иностранной валюте, не говорит о том, что о стандарте можно забыть. Более правильно сказать, что отсутствует (вполне возможно даже временно) объект для применения СГС “Влияние изменений курсов иностранных валют”. А знать и помнить, что в определенных случаях с 2019 года учреждениями госсектора применяется СГС “Влияние изменений курсов иностранных валют” бухгалтеру необходимо.

Продолжение будет опубликовано в ближайшее время.

Новые стандарты бухучета с 2018 года обязаны применять все госучреждения. С начала года действуют 5 новых стандартов. В статье рассмотрим на что влияют новые стандарты бюджетного учета и как ввести из в действие.

С начала 2018 года все госучреждения обязаны примерять новые стандарты, утвержденные Минфином от 31.12.2016 г. К ним относят:

  1. «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н);
  2. «Основные средства» (257н);
  3. «Аренда» (258н);
  4. «Обесценение активов» (259н);
  5. «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (260н).

Важно! Для получения подробных разъяснений и комментариев разработчиков экспертами Системы Госфинансы и разработчиками стандартов был подготовлен портал по Федеральным стандартам.

С 11 декабря 2017 года в силу вступила программа разработки федеральных стандартов бухучета (Приказ Минфина России №170н от 31.10.2017). Согласно данной программе в 2019 – 2020 годах в действие будут введены 24 стандарта бухучета, в том числе:

  1. «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
  2. «События после отчетной даты».
  3. «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активов».
  4. «Отчет о движении денежных средств».
  5. «Непроизводственные активы».
  6. «Доходы» и т.д.

Изображение - В следующем году учреждения будут применять 11 новых стандартов бухучета proxy?url=http%3A%2F%2Fonline-buhuchet.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2013%2F01%2Fif_note_1296370-1

Порядок перехода на федеральные стандарты бюджетного учета

Каждый стандарт ведет за собой изменения бюджетного учета. Поэтому бухгалтеры заранее должны понять правила применения этих стандартов, а также внести необходимые изменения в первую очередь в учетную политику организации, а также в план счетов. Если методы учета имеют несколько вариантов, то это необходимо указать в учетной политике.При этом нужно будет выбрать тот, который учреждение будет использовать на практике (Читайте также статью ⇒ Учетная политика на 2018 год (корректируем учетку)).

С 2018 года изменился учет основных средств в бюджетных учреждениях. И если с января 2018 года учет необходимо уже перестроить по новому, то и готовиться к этому необходимо заранее. Кроме того, годовую отчетность составлять нужно уже по-новому. Для того, чтобы в начале года не возникало путаницы, заранее следует позаботиться о следующем:

  1. Провести анализ всех ОС, которые есть на балансе организации. Часть из этих ОС нужно будет перевести на забаланс, в балансе же останутся только активы.
  2. Отобрать малоценное имущество, которое может быть объединено в единый объект. Таким образом можно упростить учет, а также избавиться от большого количества номеров и инвентарных карточек.
  3. Определиться с тем, какое имущество поделить на обособленные инвентарные объекты. Так имущество можно контролировать наиболее тщательно, а также списание его станет намного проще (к примеру, компьютеры).

Методические указания по внедрению стандарта в учет Минфин дал в письме №02-07-07/79257 от 30.11.2017.Кроме того, в письме содержаться переходные положения «Основные средства», связанные с вопросами отражения в учете недвижимости.

Важно! С 2018 года изменился подход к оценке ОС. Всего выделено 7 видов стоимости, по которой ОС отражают в бухучете. Из них два вида являются для бюджетного учета абсолютно новыми: справедливая стоимость и переоценочная стоимость. Несмотря на то, что с остальными пятью бухгалтеры уже знакомы, применять их следует по новым правилам.

Порядок, по которому учреждения вели учет ОС, признанных таковыми и соответствующие критериям активов, до 2018 года с начала года не изменится. К этим ОС не применяются положения стандарта «Основные средства». Другими словами, не потребуется организовывать учет недвижимости по кадастровой стоимости для тех ОС, которые были учтены до 2018 года.

Однако, некоторые ОС могут не удовлетворять такому понятию, как «актив». Но методические указания на этот счет не дают никакого ответа. Под активом понимают имущество, в том числе наличные и безналичные денежные средства, которые принадлежат учреждению, а также находятся в пользовании, от которых ожидаются экономические выгоды. Те ОС, которые данному определению не соответствуют балансовому учету не подлежат.

Отдельный порядок учета также предусмотрен и для арендованного имущества. Если организация предоставляет или берет сама во временное пользование (владение) имущество, то с начала 2018 года его необходимо отражать по стандарту «Аренда». Эти сделки оформляются договорами аренды, найма, а также безвозмездного пользования. Для того, чтобы имущество в учете было отражено верно, необходимо первоначально определить к какому виду отнести аренду. Она может относиться к операционной (нефинансовой), либо к неоперационной (финансовой). В определенных ситуациях федеральный стандарт с 2018 года применять не нужно, например, если организации предоставляются:

  • участки недр в пользование с целью геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых или разведки (например, природного газа, нефти, а также иных невозобновляемых ресурсов);
  • биологические активы во временное владение или пользование;
  • нематериальные активы во временное пользование.
Читайте так же:  Аспекты предоставления в собственность государственных земельных участков семьям с детьми-инвалидами

Важно! Если учреждение получает в пользование имущество при неоперационной аренде, то оно отражается в составе ОС. Вместе с этим в бухучете признается обязательство – кредиторская задолженность по аренде.

Имущество учитывается по стоимости, которая складывается из арендной платы, а также затрат, которые связаны с заключением договора аренды, включая и переговоры. К ним можно отнести затраты на агентское вознаграждение, либо оплату юруслуг по переговорам и заключению контракта.

Инструкции 157н и 174н содержать правки, внесенные по новым стандартам. Организациям потребуется внести правки в свою учетную политику.

В соответствии с новыми стандартами бюджетного учета также введен и новые порядок предоставления бухгалтерской отчетности для учреждений. Определенные показатели теперь в обязательном порядке должны быть обнародованы.

Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н) применяется для отчетности за 2018 год. Данным стандартом были введены новые термины: контроль над активом, экономическая выгода, справедливая стоимость, полезный потенциал, стоимость замены актива и т.д. Он также показывает новые принципы и методы учета, а также требования к инвентаризации и пр.

  1. Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
  2. Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2018 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

В курсе ли ваш бухгалтер, как меняется бухучет? Или о неотвратимости новых стандартов

Изображение - В следующем году учреждения будут применять 11 новых стандартов бухучета proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2F3bd02017b8296e85e2042049e62b8a4b_compressed_v1

Прошлой осенью я уже писал о том, как реформируется российский бухгалтерский учет и зачем это нужно. Пришло время подвести промежуточные итоги реформы, которая за последний год существенно ускорилась. Сразу оговорюсь, что буду рассматривать только документы, относящиеся к регулированию бухучета в коммерческих организациях. Для госсектора реформа тоже движется, но со своей спецификой.

Руководителю можно статью не читать, а сразу переслать своему бухгалтеру. Содержательная часть предназначена в основном для него. Если бухгалтер, прочитав этот текст, скажет, что все это не коснется его работы – поздравляю, #тетямаша работает именно у вас! Если же расстроится и сделает вывод, что работы прибавится – переходите к заключению.

Краткая справка: кто разрабатывает бухгалтерскую «нормативку» и осуществляет ее экспертизу?

Новый виток реформы начался с принятия Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно ст. 21 этого закона бухгалтерские нормативные документы подразделяются на:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

При этом впервые в новейшей российской истории субъекты регулирования бухгалтерского учета были разделены на государственные (Министерство финансов и Центральный банк Российской Федерации) и негосударственные (некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета). Существенную часть бухгалтерских стандартов теперь разрабатывают негосударственные регуляторы.

Взаимодействие между негосударственными и государственными регуляторами осуществляется через совет по стандартам бухгалтерского учета. Для реализации этой нормы закона был выпущен приказ Минфина России от 14.11.2012 № 145н «О совете по стандартам бухгалтерского учета», утвердивший положение о совете по стандартам бухгалтерского учета.

Основной функцией совета является проведение экспертизы проектов бухгалтерских стандартов. Протоколом № 1 от 18.02.2016 был утвержден регламент Совета по стандартам бухгалтерского учета, в соответствии с которым организуется работа Совета. Таким образом, была создана инфраструктура реализации завершающего этапа реформы бухгалтерского учета в России. С 2016 г. началась, собственно, реализация.

Федеральные стандарты: быстро движемся в сторону МСФО

Перечень федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), разрабатываемых в ближайшие 3 календарных года, определяется программой их разработки. Правила подготовки и уточнения программы установлены приказом Минфина России от 11.03.2013 № 26н.

ФСБУ разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и направляются на экспертизу в совет по стандартам бухгалтерского учета. Если совет одобряет проект стандарта, то Минфин утверждает его к применению. Минфин может разрабатывать ФСБУ самостоятельно, но только если ни один негосударственный регулятор не принял на себя обязательства по его разработке.

За 2019–2021 гг. должны быть приняты 14 ФСБУ. Еще 4 действующих ПБУ будут существенно изменены. Половина новых ФСБУ заменят существующие ПБУ, остальных стандартов в российском нормативном поле раньше не было. Принципиально новой для российского бухгалтерского учета является степень вовлеченности профессионального сообщества в разработку бухгалтерских стандартов. Лишь 3 из 14 проектов новых ФСБУ разрабатываются самим Минфином России. Разработчиками оставшихся проектов назначены 4 негосударственных регулятора.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, планируемые к принятию в 2019–2021 гг.

Из негосударственных разработчиков в срок работу выполнил только Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (Фонд «НРБУ «БМЦ»). Остальные по состоянию на 01.05.2018 не представили в Минфин России уведомления о разработке ФСБУ и не начали процедуру публичного обсуждения текстов проектов.

В проекте программы разработки ФСБУ на 2018-2020 гг. негосударственных регуляторов осталось уже трое – Российский союз аудиторов там не фигурирует.

Состояние работы над проектами ФСБУ, разрабатываемыми Фондом НРБУ «БМЦ» на 01.05.2018

Таким образом, новый порядок разработки и утверждения ФСБУ в 2016–2017 гг. начал применяться на практике. При этом весьма вероятно вступление в силу нового ФСБУ «Запасы» с 01.01.2019, о чем я уже писал подробно.

Читайте так же:  Оплата государственной пошлины за закрытие ип

Отраслевые стандарты разрабатываются Центральным банком Российской Федерации и утверждаются им же (в пределах его компетенции) либо Минфином России. До 2016 г. Центральным банком Российской Федерации разработано 20 отраслевых стандартов, которые утверждены в сентябре — декабре 2015 г.. Еще 1 отраслевой стандарт был принят в начале 2016 г. без рассмотрения советом по стандартам бухгалтерского учета. В 2016–2018 гг. советом по стандартам бухгалтерского учета рассмотрено 4 проекта отраслевых стандартов, 2 из которых были одобрены.

Результаты работы над проектами отраслевых стандартов за 2016–2018 гг.

Отсутствие других разработчиков отраслевых стандартов делает финансовый сектор экономики фактически единственной отраслью, которая имеет свои стандарты. Это очень странно, но это факт. Таким образом, все документы, содержащие отраслевую специфику применения ФСБУ, не относящуюся к финансовому сектору, теперь спущены на уровень рекомендаций.

Рекомендации в области бухгалтерского учета: суждение профсообщества на смену методическим указаниям министерств и ведомств

Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения учета, организации бухгалтерских служб предприятий, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.

Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственными регуляторами. В отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, они не являются обязательными к применению. Но еще раз подчеркну: ни Минпромторг, ни Минтранс, ни Минсельхоз и никакое иное государственное ведомство больше не является регулятором бухгалтерского учета. А значит, все специфичные для отрасли решения предприятию придется разрабатывать самому или пользоваться существующими рекомендациями.

Лидером в области разработки рекомендаций является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними еще в 2008 г. По состоянию на 01.05.2018 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (из них 22 за 2016–2017 гг.), 62 из которых посвящены порядку применения ФСБУ и ПБУ безотносительно отрасли деятельности, а 26 – порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях. Таким образом, крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ и ПБУ.

Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения

Еще 2 рекомендации в области бухгалтерского учета были разработаны и утверждены в 2013 г. Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России («Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» и «Альбом форм первичных учетных и иных документов, рекомендуемых ИПБ России для применения экономическими субъектами»). Итого по состоянию на 01.05.2018 в России действуют 90 рекомендаций в области бухгалтерского учета, которые уже можно применять в практической работе.

Еще 2 рекомендации в области бухгалтерского учета были разработаны и утверждены в 2013 г. Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России («Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» и «Альбом форм первичных учетных и иных документов, рекомендуемых ИПБ России для применения экономическими субъектами»). Итого по состоянию на 01.05.2018 в России действуют 90 рекомендаций в области бухгалтерского учета, которые уже можно применять в практической работе.

Готовимся к изменениям, коллеги. Новые стандарты неотвратимы. Лето – лучшее время, чтобы изучить хотя бы те проектов ФСБУ, которые вступят в силу в ближайшие годы. Да, есть вероятность, что ФСБУ «Запасы» вступит в силу не с 2019, а с 2020 года. Но, я бы не стал на это сильно рассчитывать. И, в любом случае, содержательная часть стандарта уже не изменится – могут поменяться только отдельные термины. А 2020 год обещает быть очень напряженным, если хотя бы половина запланированных ФСБУ будет введена в срок.

При этом каждый из вас может попытаться улучшить будущую «нормативку». Мы сотрудничаем с Фондом «НРБУ «БМЦ» и участвовали в процедуре общественного обсуждения проектов ФСБУ с обеих сторон: как критики и как участники рабочих групп Фонда, которые рассматривают поступившие замечания. Эта процедура является абсолютно прозрачной. Замечания и предложения по текстам проектов ФСБУ принимаются Фондом по электронной почте. Протоколы заседаний рабочих групп по разработке ФСБУ с результатами обсуждения замечаний и предложений доступны на сайте Фонда.

То есть любой критик проектов ФСБУ видит реакцию разработчика на свою критику. Та же история с рекомендациями. Конечно, можно абстрагироваться от этой общественной работы — стандарты в любом случае будут разработаны и утверждены. Но тогда не нужно жаловаться, что стандарты плохие. Вы имели шанс их улучшить.

В обучение бухгалтера придется вкладывать деньги. Смиритесь с этой мыслью. Новые стандарты гораздо сложнее существующих. Если он не будет учиться, проблемы возникнут у вас.

Возможно, придется расширять штат бухгалтерии или даже менять существующих специалистов. Многие бухгалтеры, которые справляются со своей работой сейчас, к сожалению, новые стандарты не «вывезут». Думаю, что в ближайшее время крупные бухгалтерские и аудиторские фирмы откроют курсы по обучению бухгалтеров работе с новыми стандартами.

Изображение - В следующем году учреждения будут применять 11 новых стандартов бухучета 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.8 проголосовавших: 13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here