Требования к бизнесу планируется резко сократить

Описание страницы: требования к бизнесу планируется резко сократить от профессионалов для людей.

Изображение - Требования к бизнесу планируется резко сократить proxy?url=https%3A%2F%2Fs0.rbk.ru%2Fv6_top_pics%2Fresized%2F1180xH%2Fmedia%2Fimg%2F5%2F16%2F755477054037165

​Что такое «регуляторная гильотина»

Механизм «регуляторной гильотины» предусматривает масштабный анализ и пересмотр действующих нормативно-правовых актов. Как заявил во вторник премьер-министр Дмитрий Медведев, в России действует свыше 9 тыс. нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, причем многие еще со времен СССР. В качестве требования, которое создает риски для компаний, Медведев привел правило приготовления омлета в организациях общественного питания: «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180–200 градусов на восемь-десять минут».

«Иначе жарить нельзя. Просто пометьте себе, если кто-нибудь планирует заняться этим видом деятельности», — пошутил премьер.

Термин «регуляторная гильотина» был предложен международной консалтинговой компанией Jacobs, Cordova & Associates, разработавшей ее концепцию. Этот инструмент активно используется в мире. Его, в частности, применяли власти Хорватии, Великобритании, Мексики, Вьетнама и других стран, писали в специальном докладе эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), предлагавшие распространить этот опыт и на Россию. «Гильотина» должна ликвидировать «различные точки торможения в законодательстве на основе доказательного регулирования», поясняли они. По оценке Jacobs, Cordova & Associates, в Хорватии экономия бизнеса от этого механизма составила $65,6 млн (0,13% ВВП) за девять месяцев реализации проекта (2006–2007 годы).

«Это своевременно. Очень много об этом говорили, и стало очевидно, что терапия не дает эффекта, надо уже конкретно отсекать устаревшие нормы, а по сути — создать новую законодательную нормативную базу, для того чтобы не было ненужных препон, — заявил РБК сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. — Мне показалось, что правительство созрело для того, чтобы радикальными мерами улучшать ситуацию в этом направлении».

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Готовить «дорожную карту» по «гильотине» поручено аппарату правительства.

Как и когда порежут лишние нормы

«Все те ранее действовавшие положения актов, которые содержат обязательные требования и которые не будут специальным образом одобрены или изменены, автоматически утрачивают силу», — объяснил Медведев принцип российской «гильотины».

«В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий», — заявил он. Такой методический подход в целом соответствует зарубежному опыту ретроспективной оценки действующих нормативно-правовых актов, отмечает директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Дании​л Цыганков: и при применении «регуляторной гильотины», и еще ​раньше приговор для конкретной нормы или акта предполагал три исхода: оставить как есть, изменить или отменить.

Пресс-служба Минэкономразвития пояснила, что непересмотренные требования признают утратившими силу, а затем отменят. Пересмотр будет плановым — для этого регулирующие органы в установленный срок «составят исчерпывающий перечень своих нормативных актов с учетом этапности их пересмотра».

Чиновники введут новый подход к классификации актов. «Если раньше шли от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный и т.д. Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие — рекомендательный», — заявил министр экономического развития Максим Орешкин.

Речь идет о гайдлайне — перечне требований, которые могут быть предъявлены к работе конкретного предприятия, пояснил бизнес-омбудсмен Борис Титов. «В одной отрасли упор делается на одни виды контроля, в другой — на другие. Но бизнес должен четко понимать, чего от него хотят», — резюмировал он.

Какие акты попадут под «гильотину»

В первую очередь гильотина затронет наиболее зарегулированные отрасли, следует из слов премьер-министра, а именно:

  • транспорт;
  • экологию;
  • промышленную безопасность;
  • ветеринарию;
  • санитарно-эпидемиологический надзор.

Изображение - Требования к бизнесу планируется резко сократить proxy?url=https%3A%2F%2Fs0.rbk.ru%2Fv6_top_pics%2Fresized%2F945xH%2Fmedia%2Fimg%2F3%2F31%2F755475791388313

Дерегулирование должно коснуться всех сфер — от санитарных до противопожарных требований, подчеркивает Андрей Назаров. «При этом понятно, что безопасность никто не отменяет», — добавляет он.

Минэкономразвития уже разработало параллельные меры по снижению нагрузки на бизнес. План «Трансформация делового климата», который предусматривает периодический анализ и пересмотр законов, мешающих бизнесу, действует с 2018 года, писал РБК. Еще одна форма дерегулирования, которую применяет министерство, — план по сокращению обязательств регионов, но пока он встретил сопротивление других ведомств.

Что нужно для эффективной работы «гильотины»

Выявлять избыточные требования к бизнесу должны не чиновники правительства или Минэкономразвития — комиссия по дерегулированию должна стать новой структурой, подотчетной председателю правительства, считает Цыганков, выступавший одним из основных авторов доклада ЦСР о регуляторной политике в России. Обеспечить выявление и монетизацию избыточных норм можно, например, посредством госзадания, которое получат «фабрики мысли» и профильные вузы, полагает он.

Читайте так же:  20 процентов кабинетов в здании – еще не повод облагать его по кадастру

Эффективной «регуляторная гильотина» будет лишь при правильной методологии, добавляет Цыганков: это предполагает, что комиссия выносит на отмену пакет избыточных требований, а профильному ведомству, которое настаивает на их сохранении, предстоит доказать с конкретными цифрами в течение 30–45 дней необходимость этих норм.

До сих пор попытки отмены избыточных требований происходили в обратной логике: эксперты и бизнес, которые предлагали отменить барьеры, обосновывали необходимость такого шага, и, как правило, госорган твердил, что «все нормы нужны», отмечает эксперт.

Третий вопрос — реальная скорость дерегулирования, говорит Цыганков. Например, в Южной Корее за 11 месяцев проанализировали свыше 11 тыс. актов, в Хорватии — только порядка 1,4 тыс. Медведев говорил о существующих 9 тыс. актов, устанавливающих обязательные требования, и вопрос в том, сколько из них удастся изучить к 1 февраля 2020 года, отмечает собеседник РБК.

Четвертая проблема — подпадают ли под регуляторную секиру нормы, инициаторами которых выступают ведомства, подчиняющиеся напрямую президенту, то есть ФСБ, МВД, МЧС и т.д. Транспортная и пожарная безопасность составляют «львиную долю издержек», подчеркивает Цыганков. При этом Медведев, выступая на Гайдаровском форуме, привел МЧС в качестве положительного примера: ведомство перешло на подобные принципы пересмотра актов еще в 2008 году.

«Ползучий» опыт Украины

В 2014 году власти Украины пытались внедрить механизм «регуляторной гильотины», однако уже в 2015 году отказались от этой идеи. Глава Министерства экономического развития и торговли Айварас Абромавичус после консультаций с европейскими чиновниками заявил, что «гильотина» «может привести к регуляторному вакууму в определенных секторах, что негативно скажется на качестве регулирования.

«Всем хочется жить радикально лучше здесь и сейчас, в связи с чем идея «регуляторной гильотины» так отлично прижилась в наших умах. Но де-факто с самого начала концепция, предложенная американской компанией Jacobs, Cordova & Associates, только называлась «гильотиной», а на самом деле была планом ползучей дерегуляции на три-пять лет (средний показатель по другим странам). Одним словом, «гильотина» — скорее маркетинговое название, которое не отражает истинной сути вещей», — отмечала заместитель министра Юлия Клименко. В результате Украина перешла на «концепцию лучшей регуляции», предусматривающую фильтр на новые нормативные акты.

Увольнение по сокращению штата. Нюансы. Как правильно себя вести.

Изображение - Требования к бизнесу планируется резко сократить proxy?url=https%3A%2F%2Ftopurist.ru%2Fthemes%2Fmedia-responsive-theme%2Fcss%2Ftelimg

Изображение - Требования к бизнесу планируется резко сократить proxy?url=https%3A%2F%2Ftopurist.ru%2Fthemes%2Fmedia-responsive-theme%2Fcss%2Ftelimg

Изображение - Требования к бизнесу планируется резко сократить proxy?url=https%3A%2F%2Ftopurist.ru%2Fthemes%2Fmedia-responsive-theme%2Fcss%2Ftelimg

Среди других способов расторжения трудового договора особо выделяется увольнение по сокращению. Дело в том, что среди прочих видов увольнения, предусмотренных Трудовым кодексом (ТК РФ), это – самая трудоёмкая, но при этом, пожалуй, наиболее гарантирующая соблюдение прав работника.

Тому, что необходимо знать работнику и работодателю при сокращении штата, я и посвятил эту статью.

Изображение - Требования к бизнесу планируется резко сократить proxy?url=http%3A%2F%2Ftopurist.ru%2Fdownload%2Fimages%2Farticle%2F13_uvolnenie_sokrashenie

Увольнение работника по сокращению штата в ТК РФ включается в статью 81, которая рассматривает все случаи, когда трудовой договор расторгается работодателем.

81 статья ТК РФ объединяет в себе как случаи увольнения за прогул, нарушение дисциплины или мер охраны труда, так и случаи, когда работник увольняется, хотя ни в чём не виноват (к таким относятся, кроме сокращения, ликвидация организации, для руководителей, их заместителей и главбухов – смена собственника организации).

ТК РФ не расшифровывает, в чём различие между сокращением численности и сокращением штатов. На практике разница тоже малозначительна и состоит лишь в том, что при сокращении численности должность в штатном расписании сохраняется, но находиться на ней будет уже меньше работников (например, вместо трёх менеджеров в отделе остаётся один).

При сокращении же штата конкретная должность вообще исключается из расписания (к примеру, на предприятии упраздняется должность кадровика, и его обязанности переходят к бухгалтеру).

Несмотря на то, что сокращение численности или штата работников целиком зависит от инициативы руководства предприятия, законом предусмотрены определённые льготы для ряда категорий работников.

Подробнее о них расскажу ниже. Пока же скажу, что при сокращении существует правило о преимущественном оставлении на рабочем месте. Ст. 179 ТК РФ предусматривает, что увольнять при сокращении следует в первую очередь работников, обладающих меньшей квалификацией и с меньшей производительностью труда.

На практике это обычно означает, что сокращают в первую очередь работников с меньшим стажем работы, поскольку стаж обычно предполагает опыт.

При сокращении должны учитываться результаты квалификационных экзаменов, образование работника (на одной и той же должности работник с высшим образованием будет пользоваться преимуществом перед коллегой со средним специальным), а также показатели, достигнутые каждым из работников за предшествующий период.

ТК РФ и другие акты также требуют, чтобы преимуществом при оставлении на работе пользовались следующие работники:

Нет видео.
Читайте так же:  Нотариальное заверение документов при регистрации ооо в 2019-2020 году
Видео (кликните для воспроизведения).
  • Имеющие детей-инвалидов.
  • Матери и отцы-одиночки.
  • Единственные кормильцы.
  • Страдающие увечьем или профессиональным заболеванием, полученным на этом предприятии.
  • Инвалиды войн.
  • Герои СССР и РФ, кавалеры Ордена Славы.
  • Жертвы Чернобыльской катастрофы и Семипалатинских испытаний.
  • Повышающие квалификацию по направлению организации, совмещая обучение с работой.
  • Сотрудники-изобретатели (как ни странно, Закон СССР «Об изобретениях в СССР» в этой части до сих пор действует).

Кроме того, некоторые работники вообще не могут быть уволены работодателем иначе как по собственному желанию, соглашению или же за совершение проступка.

Применительно к сокращению, помимо обычных льготников не могут быть уволены члены руководства профсоюзов не ниже цехового уровня.

Запрещается увольнение выборных представителей коллектива работников, которые участвуют в разрешении споров с работодателем.

Законом прямо не установлено, в каких случаях работодатель вправе сокращать численность или штат работников.

Конституционный суд РФ в своём определении № 867-О-О от 18.12.2007 г. установил, что это – право работодателя в случаях, когда того требует экономическая необходимость.

Однако в свою очередь Верховный суд РФ определением от 03.12.2007 г. № 19-В07-34 ввёл правило, что в случае спора суд вправе проверить необходимость и обоснованность сокращения.

Таким образом, работодателю, желающему пойти на такие меры, необходимо в приказе о сокращении указать, по каким именно причинам производится увольнение.

Как правило, причинами, вынуждающим сокращать работников, являются:

  • Низкая прибыль предприятия и невозможность выплачивать зарплату прежнему штату сотрудников.
  • Низкая эффективность прежнего штата и наличие должностей, в которых нет необходимости.
  • Изменение технологии или организации производства, при которых часть работников оказывается невостребованной.

Увольнения работников по сокращению возможны при условии соблюдении работодателем ряда условий

  1. Полное и неукоснительное соблюдение процедуры сокращения, предусмотренной законом.
    Если же на предприятии ранее заключались коллективные соглашения с работниками, либо в трудовых договорах увольняемых содержатся дополнительные гарантии при увольнении – должны соблюдаться и они.
  2. Обоснованность увольнения.
    Как уже было сказано, в случае спора суд вправе проверить, насколько увольнение было обоснованно экономически и организационно.
  3. Уведомление службы занятости.
    Отдельно этот пункт стоит выделить, поскольку некоторые работодатели ухитряются совершенно забыть об этом требовании, в результате чего потом вынуждены платить штрафы и оплачивать работникам вынужденный прогул.

✔ Порядок, процедура и правила увольнения по сокращению.

Сокращение штатов для любого предприятия – процедура достаточно сложная, и нарушение на любом из её этапов чревата для работодателя штрафом или судебным разбирательством.

Увольнение должно производиться в следующем порядке:

При увольнении работнику в трудовой книжке будет сделана запись, в которой должно быть указано, что уволен он именно по сокращению численности или штатов организации, со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 82 ТК РФ.

Поскольку соблюдение сроков при сокращении является существенным условием, их стоит свести воедино и указать ещё раз:

  1. Приказ о планируемом увольнении по сокращению – не менее чем за два месяца;
  2. Предупреждение службы занятости и профсоюзной организации (если она на предприятии есть) – не менее чем за два месяца, при массовом увольнении – не менее чем за три.
  3. Срок выплаты зарплаты за отработанную часть месяца, компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия – не позднее дня увольнения.
  4. Сроки выплаты средней зарплаты для работника, вставшего на учёт в службу занятости, но не трудоустроенного – до двух месяцев.

Нарушение этих сроков может привести к штрафу для ИП – до 50 МРОТ, для юридических лиц – до 500 МРОТ.

Для работника, попавшего в список сокращаемых, необходимо помнить про свои права:

Сокращение штатов имеет свои особенности для отдельных категорий работников. Рассмотрим, как производится сокращение:

В период временной нетрудоспособности работник не может быть сокращён (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).

Работник, находящийся в отпуске также не может быть уволен по сокращению. И временно нетрудоспособные, и отпускники могут быть уволены лишь по собственному желанию, по соглашению сторон, а также в случае ликвидации предприятия.

Работники, получающие пенсию по старости, пользуются теми же правами, что и все остальные – дискриминация по возрасту прямо запрещена ст. 3 ТК РФ. Учитывая же, что обычно пенсионеры имеют наибольший трудовой стаж, на практике они могут оказаться претендентами на то, чтобы остаться на работе даже при сокращении.

Согласно ст. 261 ТК РФ, родители, в одиночку воспитывающие ребёнка до 14 лет (инвалида – до 18 лет) не могут быть уволены – эта норма касается как матери, так и отца-одиночки. Для многодетных родителей, у которых три и более малолетних детей, не допускается сокращение единственного работающего родителя, если младший из детей не достиг трёхлетнего возраста.

Читайте так же:  Начало предпринимательской деятельности

В отношении этих работников процедура увольнения практически не отличается от обычной. Однако есть один спорный момент: следует ли работодателю выплачивать им не только выходное пособие (на которое они имеют право как и другие работники), но зарплату в течение двух месяцев?

Дело в том, что эти выплаты производятся с целью поддержать работника в то время, пока он не устроился на другую работу – но совместитель уже трудоустроен! К сожалению, здесь нет ни единого мнения специалистов, ни разъяснений судов или Рострудинспекции.

Женщина в период отпуска по беременности, а также по уходу за ребёнком до трёх лет не может увольняться по сокращению штатов (ст. 261 ТК РФ)

Закон допускает увольнение работника по сокращению штата до истечения двухмесячного срока, однако разрешается это лишь с согласия самого работника и с обязательной выплатой ему зарплаты за неотработанную часть этих двух месяцев.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Торгово-промышленная палата России планирует сократить количество требований к МСБ

МОСКВА, 25 февраля. /ТАСС/. Торгово-промышленная палата РФ (ТПП РФ) планирует уменьшить перечень требований к малому и среднему бизнесу, сотрудничая с проверяющими ведомствами, в рамках мероприятий “регуляторной гильотины”. Об этом сообщил корреспонденту ТАСС в понедельник президент ТПП РФ Сергей Катырин.

“Все, наверняка, слышали о “регуляторной гильотине”. Мы [ТПП РФ] сейчас планируем нарабатывать с каждым проверяющим ведомством перечень обязательных требований, которые они будут предъявлять при проверках бизнеса. Планируется эту работу завершить к 2021 году. Мы уже в работе”, – пояснил он.

В начале года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на пленарном заседании Гайдаровского форума указал на проблему избыточных требований контрольно-надзорных органов к бизнесу в России, а также отметил необходимость разработки дорожной карты и проведения инвентаризации таких требований к 1 февраля 2020 года. Сократить количество требований необходимо прежде всего в наиболее зарегулированных сферах – транспорта, экологии, промышленной безопасности, ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора.

Правительство намерено отменить излишние, прежде всего абсурдные, требования к бизнесу.

Правительство намерено отменить излишние, прежде всего абсурдные, требования к бизнесу. Например, обсуждается отмена обязанности делать записи в трудовых книжках только шариковыми ручками с синими чернилами. Сами трудовые книжки могут стать электронными. Еще одно абсурдное требование — чтобы вода, которую компании сливают в реку, была чище той, которую они закачивают. Полный список таких требований появится до 10 июля, указано в документе Открытого правительства, с которым ознакомились «Известия».

По словам члена Экспертного совета при правительстве Александра Брагина, первые 160 предложений по отмене избыточных требований рабочей группой в общественно-деловом совете уже определены.

— Работа только началась, но знаю, что, например, рабочая группа по пересмотру трудового законодательства уже сформулировала первые 160 предложений. Это еще ни о чем не говорит, потому что их все нужно отсортировать. В частности, есть предложения отменить требование, чтобы записи в трудовых книжках делались только синей шариковой ручкой. Также предлагается ввести электронные трудовые книжки и уточнить функционал между Роспот­ребнадзором и Рострудом, которые выполняют одни и те же функции при проверках безопасности труда, — отметил Александр Брагин.

Еще одно абсурдное требование, по словам Александра Брагина, чтобы вода, которую сбрасывают предприятия, была чище той, которая забирается из рек.

К выявлению избыточных требований к бизнесу правительство приступило для их отмены, что повлечет сокращение видов контроля за предпринимателями. Минэкономразвития должно представить свои предложения до 10 июля, говорится в протоколе заседания проектного комитета по направлению «Реформа контрольной и надзорной деятельности» под председательством министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова («Известия» ознакомились с документом).

Рабочие группы должны сформировать свои предложения до 30 апреля и внести их в Минюст. Затем Минюст должен будет получить позиции ведомств, а потом вынести эти позиции на обсуждение проектного комитета по реформе контроля и надзора.

Некоторые из видов госконтроля могут быть заменены на альтернативные негосударственные механизмы. Какие обязательные требования к бизнесу можно считать устаревшими, дублирующими и избыточными, поясняется в специальных методических рекомендациях, разработанных Минэкономразвития и утвержденных на заседании проектного комитета (есть в распоряжении «Известий»). В частности, МЭР для определения ненужных требований к бизнесу предлагает оценивать издержки, которые бизнес несет из-за их соблюдения, коррупционные риски и сравнивать затраты российских предпринимателей на соблюдение того или иного требования с затратами в других странах, включая страны ОЭСР. Пересмотр требований должен осуществляться не реже чем один раз в три года.

— Нужна оценка не только издержек бизнеса в России от проверки тех или иных требований, но и разницы издержек бизнеса по выполнению требований в текущей редакции, в предлагаемой редакции и в сопоставлении с лучшими международными практиками, — подчеркнул в беседе с «Извес­тиями» Михаил Абызов.

Читайте так же:  Что нужно сдать до 25 апреля

В пресс-службе Минэкономразвития «Известиям» сообщили, что всего в программе анализируются 46 видов контроля. Работа по их оптимизации будет вестись с участием контрольно-надзорных органов, Минюста, а также Аналитического центра при правительстве.

— Что касается негосударственного контроля, то это, например, может быть введение саморегулирования, чтобы отрасль сама выработала правила, как она себя контролирует. Где-то госконтроль может быть заменен на страхование. Если страховая организация все хорошо проверила, оценила риски, то государство контролировать в этой области может меньше, — считает Александр Брагин.

По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, оптимизация требований к бизнесу целесообразна только в том случае, если не будут появляться новые.

— Отмена ненужных требований нужна. Другое дело, что мы этим занимаемся уже десятки лет. Все равно проблема остается актуальной. Это происходит потому, что мы где-то лишние требования убираем, а новые вводим. Отменять требования надо так, чтобы одновременно контролировать появление новых, иначе будем заниматься этим до бесконечности, — считает Игорь Николаев.

Министр финансов РФ Антон Силуанов 11 апреля, выступая на конференции ВШЭ, предложил еще более кардинальные меры упрощения госконтроля: сократить количество надзорных ведомств.

Правительство готово резко сократить число мешающих бизнесу законов, используя «регуляторную гильотину»

Изображение - Требования к бизнесу планируется резко сократить proxy?url=http%3A%2F%2Fgazetaingush.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fstyles%2Fjuicebox_small%2Fpublic%2Fpubs%2Fekonomika%2F20190117-pravitelstvo-gotovo-rezko-sokratit-chislo-meshayushchih-biznesu-zakonov-ispolzuya%2Faappa

Как заявил во вторник премьер-министр Дмитрий Медведев, правительство России намерено осуществить экономический рывок посредством такого инструмента, как «регуляторная гильотина». По его словам в России действует свыше 9 тыс. нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, причем многие еще со времен СССР.

В качестве требования, которое создает риски для компаний, Медведев привел правило приготовления омлета в организациях общественного питания: «При приготовлении омлета смесь яйца с другими компонентами выливают на смазанный жиром противень или порционную сковороду слоем 2,5–3 см, ставят в жарочный шкаф с температурой 180-200 градусов на восемь-десять минут».

«Иначе жарить нельзя. Просто пометьте себе, если кто-нибудь планирует заняться этим видом деятельности», — пошутил премьер.

Напомним, что термин «регуляторная гильотина» был предложен одной международной консалтинговой компанией, разработавшей ее концепцию. Этот инструмент активно используется в мире, его применяли во многих странах. К примеру, в Хорватии экономия бизнеса от этого механизма составила $65,6 млн (0,13% ВВП) за девять месяцев реализации проекта (2006-2007 годы).

В специальном докладе эксперта Центра стратегических разработок (ЦСР), предлагавшего распространить этот опыт и на Россию, говорится, что «гильотина» должна ликвидировать «различные точки торможения в законодательстве на основе доказательного регулирования».

Делопроизводство

Изображение - Требования к бизнесу планируется резко сократить proxy?url=http%3A%2F%2Fkadriruem.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2F%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F

Сокращение штата в структуре юридического лица – достаточно распространенная практика в настоящее время. Но существуют ли законодательно обоснованные причины для проведения такой процедуры?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Может ли работодатель произвести необоснованное сокращение и что за это ему грозит? На эти и другие вопросы мы ответим далее.

И хотя в ТК РФ явно не содержится правовых норм, устанавливающих основания для сокращения штата, некоторые объективные причины все же можно найти. Рассмотрим, какие же именно.

Своего рода основания для сокращения штата работников перечислены в ст. 74 ТК РФ. Согласно положениям, сокращение допускается в случае существенных изменений технологии производства и условий труда. Из-за этого изменяются и условия трудового контракта — сохранить первоначальные не представляется возможным.

При отказе работника осуществлять деятельность в новых условиях, расторжение трудовых отношений производится в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Работодатель также может установить неполный рабочий день или неделю, однако в том случае, если происходят все те же существенные изменения технологии производства или условий трудовой деятельности.

Если рассматривать ситуацию в общем аспекте, основаниями для сокращения могут служить:

По общему правилу, процедура сокращения в бюджетных учреждениях совершается в соответствии с правилами, регламентированными ТК РФ.

Это означает, что действуют все те же нюансы, что и для других форм юридических лиц:

  • уведомление работников за два месяца;
  • предложение другой работы;
  • рассмотрение наличия у определенных лиц преимущественного права на оставление и др.

Также работодатель обязан согласовывать действия с выборным органом профсоюзной организации при решении проблем, связанных с прекращением трудовых взаимоотношений по волеизъявлению работодателя.

Уведомить орган необходимо:

  • за два месяца до даты увольнения – в общем случае;
  • за три месяца – если планируется массовое увольнение (критерии массовости регламентируются в соответствующих отраслевых и территориальных соглашениях).
Читайте так же:  Как поменять паспорт не по месту прописки куда обращаться

Сокращение в МВД может быть на законных основаниях произведено в следующих случаях:

  • если последующее использование увольняемых сотрудников не представляется возможным;
  • если сотрудник органов МВД отказывается от перемещения по службе (назначения на любую другую предложенную должность);
  • работник отказывается от перемещения по службе в другую местность.

По каким основаниям допускается увольнение отца многодетной семьи? Читайте тут.

По общему правилу, предусмотренному трудовым законодательством, работодатель не обязан предоставлять кому-либо обоснования (в том числе, и экономические) своего решения о ликвидации отдельных должностей внутри предприятия.

Однако согласно позиции Высших судов, правомерность сокращения будет иметь место только при действительном сокращении штата или численности. Обязанность доказать это в суде, при оспаривании работником, возлагается на работодателя.

В качестве такого обоснования руководство организации может привести такие факторы, как:

  • снижение объема работы, и, как следствие, необходимость оптимизации фонда оплаты труда;
  • изменение условий и характера работы организации как в целом, так и в части отдельных подразделений;
  • любые другие факторы.

Таким образом, должны быть представлены конкретные обстоятельства, способствующие высвобождению части рабочей силы на предприятии.

В некоторых случаях сокращение может быть необоснованным с точки зрения трудового законодательства. В каких же случаях работник может обратиться в суд и отстоять свою позицию?

  • Увольнение по сокращению будет необоснованным, если работодатель нарушил порядок реализации процедуры. Согласно ст. 180 ТК РФ, при осуществлении сокращения организация-работодатель обязана предупредить своих сотрудников в письменном виде и под роспись за 2 месяца. Таким образом, нарушив данное требование, предприятие может столкнуться с судебными разбирательствами, где оно будет выступать в качестве ответчика.
  • До увольнения работодатель обязан доказать работнику, что трудоустройство на другую должность внутри компании, соответствующую уровню подготовки и квалификации сотрудника, невозможно в принципе. Нарушение данного правила повлечет неправомерность процедуры сокращения.
  • Преимущественное право сотрудника на оставление не было соблюдено. Если работодатель не выяснил, какие из работников имеют большую производительность труда, увольнение также будет незаконным.
  • Не была уведомлена служба занятости населения. По общему правилу, центр занятости должен быть уведомлен в соответствующем порядке за два месяца до увольнения работника.
  • Кроме этого, процесс будет неправомерен, если был нарушен общий порядок подготовки документации. К примеру, не был издан приказ об изменении штатного расписания.
  • Если не было соблюдено правило о недопустимости увольнения отдельных категорий персонала, таких как беременные женщины, сотрудники в периоды временной нетрудоспособности, находящиеся в отпуске и др., процесс сокращения может быть также оспорен в судебном порядке.

Что делать, если руководитель самовольно уволил работника задним числом? Смотрите здесь.

Про увольнение в связи с банкротством читайте тут.

Работодатель, при несоблюдении трудового законодательства в части норм, предусматривающих увольнение работника, несет определенную ответственность.

Ответственность может принимать следующие разновидности:

  • обязанность восстановить сотрудника на прежнее место осуществления трудовой деятельности;
  • обязанность выплатить сумму заработной платы за период вынужденного прогула;
  • обязанность уплатить сумму морального вреда, запрашиваемую работником в качестве компенсации, и при удовлетворении соответствующего размера выплаты судебным органом.

Суд может удовлетворить иск работника как полностью, так и частично, в зависимости от обстоятельств конкретного дела и обоснованности предоставленных доказательств.

Судебная практика сложилась так, что при нарушении работодателем действующего трудового законодательства и при наличии соответствующих доказательств, суд полностью удовлетворяет исковые требования в части:

Заявленный истцом размер морального ущерба должен соответствовать принципам разумности и справедливости. Если суд сочтет суммы завышенными, он может принять решение о снижении.

Действующее трудовое законодательство четко не устанавливает причины, на основании которых может производиться сокращение штата или численности персонала. Работодатель самостоятельно определяет, в каких случаях необходимо реализовать сокращение, исходя из экономической целесообразности.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 309-85-28
    • Регионы – 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Изображение - Требования к бизнесу планируется резко сократить 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 15

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here