Рассмотрен порядок учета материальных запасов в бюджетном учете

Описание страницы: рассмотрен порядок учета материальных запасов в бюджетном учете от профессионалов для людей.

Рассмотрен порядок учета материальных запасов в бюджетном учете

Обязательные общие требования к учету материальных запасов определены Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно данному документу материальные запасы принимаются к бухучету по фактической стоимости.

Единица бухучета запасов выбирается учреждением самостоятельно, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о них, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и использования единицей может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

При этом учреждение с учетом своей организационной структуры вправе между своими подразделениями распределять функции по учету материальных запасов, например, в суммовом выражении и (или) в номенклатурном (детализированном).

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения. При этом особенности организации учета запасов устанавливаются актом учреждения в рамках определения своей учетной политики.

Выбытие материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.

Применение одного из указанных способов может определяться субъектом учета самостоятельно, указанный способ нужно отразить в учетной политике.

При этом определение средней фактической стоимости материальных запасов производится по каждой группе (виду) запасов в течение финансового года непрерывно.

Таким образом, применение к разным группам (видам) материальных запасов (например, к медикаментам, продуктам питания и т.д.) различных методов их списания не противоречит требованиям Инструкции № 157н.

Документ включен в СПС “Консультант Плюс”

Рассмотрен порядок учета материальных запасов в бюджетном учете

Безвозмездное поступление материальных запасов от учреждений, подведомственных разным ГРБС одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), между учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному ГРБС, осуществляется по фактической стоимости, а также с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Материальные запасы не подлежат амортизации, их стоимость списывается с учета по факту использования и (или) при наступлении иных обстоятельств, предусмотренных действующим законодательством.

Переоценка стоимости материальных запасов осуществляется только в случаях, специально оговоренных действующим законодательством (например, переоценка предназначенного к установке (монтажу) оборудования). Самостоятельно переоценивать материальные запасы учреждения не вправе.

Списание (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости.

Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуска).

Операции оприходования материальных запасов принимаются к бюджетному учету на основании накладных поставщиков. В тех случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика, составляется Акт о приемке материалов.

Группировка объектов материальных запасов и их бухгалтерский учет ведется на типовых субсчетах Плана счетов бюджетного учета, представленных ниже:

  • 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства»
  • 010502000 «Продукты питания»
  • 010503000 «Горюче-смазочные материалы
  • 010504000 «Строительные материалы»
  • 010505000 «Мягкий инвентарь»
  • 010506000 «Прочие материальные запасы»
  • 010507000 «Готовая продукция».

Отдельно учитываются материалы в пути, к которым относятся материалы по иногородним поставкам, оплаченные учреждениями, но не поступившие к концу месяца на склад, а также материалы, полученные на склады групп централизованного снабжения и хозяйственного обслуживания, но не распределенные по учреждениям. Указанные материальные запасы учитываются на счете 10703000 «Материалы в пути» при наличии первичной документации, в частности накладными железнодорожного и водного транспорта штампами станции или порта, удостоверяющими непоступление груза.

Фактической стоимостью материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения (безвозмездно), а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой и приведением в состояние, пригодное для использования.

Однако в определенных случаях применяется иное правило оценки безвозмездно полученных материальных запасов. Согласно данному правилу, безвозмездное поступление материальных запасов мы должны отражать по их фактической стоимости, а также с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Данное правило применяется, если безвозмездная передача материальных запасов произошла между:

учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета (безвозмездная передача отражается на счете 0 304 04 000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств») ;

учреждениями разных уровней бюджетов (безвозмездная передача отражается на счете 0 401 01 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ») ;

учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (безвозмездная передача отражается на счете 0 401 01 180 «Прочие доходы») ;

бюджетным учреждением и государственными и муниципальными организациями (безвозмездная передача отражается на счете 0 401 01 180 «Прочие доходы»).

Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Такие материалы подлежат использованию исключительно в целях, предусмотренных собственником (владельцем).

Читайте так же:  Как долго длится приватизация квартиры и от чего зависит этот срок

Бухгалтерские проводки по учету материально-производственных запасов

Ежемесячный журнал “ВАШ БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ”К материальным запасам, учитываемым в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом от 26.08.04 № 70н (далее – Инструкция № 70н), относятся сырье и материалы, предназначенные для использования в процессе деятельности бюджетных учреждений, а также для перепродажи.
Указанным нормативным документом установлены следующие критерии отнесения объектов к материальным запасам:
– они должны использоваться в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;
– при использовании в течение периода более 12 месяцев они не относятся к основным средствам в соответствии с классификацией ОКОФ.
Учет материальных запасов призван обеспечить сплошное, непрерывное и полное отражение их движения (поступления, расхода, перемещения) и наличия; учет количества и стоимостную оценку.

По Инструкции № 70н рассматриваемые объекты относятся к нефинансовым активам бюджетных учреждений. Для учета материальных запасов в бюджетном учете предназначен счет 0 10500 000 “Материальные запасы”, который включает следующие аналитические счета:
– 0 10501 000 “Медикаменты и перевязочные средства”;
– 0 10502 000 “Продукты питания”;
– 0 10503 000 “Горюче-смазочные материалы”;
– 0 10504 000 “Строительные материалы”;
– 0 10505 000 “Прочие материальные запасы”;
– 0 10506 000 “Готовая продукция”.
Из приведенного перечня следует, что количество счетов, предназначенных для учета отдельных видов материальных запасов, по сравнению с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.99 № 107н (далее – Инструкция № 107н), сокращено.
В то же время в соответствии с последним абзацем п. 9 Инструкции № 70н органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешено введение в код аналитического счета разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Соответствие характеристик счетов учета материальных запасов старого и нового плана счетов.

Одновременно:
– отражено увеличение принятых бюджетных обязательств по приобретению материальных запасов в размере суммовой разницы – 200 руб.
Дебет 1 50103 340 “Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению материальных запасов”;
Кредит 1 50201 340 “Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет приобретения материальных запасов”.

Если при приобретении материальных запасов их стоимость выражена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу ЦБ России, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

Движение материальных запасов .

В процессе хозяйственной деятельности бюджетных учреждений происходит движение материалов, включающее последовательные операции: поступление, передача в пределах учреждения и расходования (или реализация). Указанные операции отображаются в учете с помощью первичных документов, оформленных надлежащим образом.

Приобретение материальных ресурсов

Как отмечалось ранее, поступление материальных ресурсов в бюджетное учреждение может осуществляться по-разному. Это приобретение за плату самостоятельно или в порядке централизованного снабжения; безвозмездное поступление; в результате оприходования излишков, выявленных при инвентаризации и т.д. Рассмотрим на примерах оформление бухгалтерских записей по некоторым из них.

– отражена сумма НДС, начисленного со стоимости приобретенных материальных ценностей – 38136 руб.
Дебет 2 21001 560 “Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам”
Кредит 2 30220 730 “Увеличение Кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов”.

Безвозмездное поступление материальных ресурсов .

Поступление материальных запасов по договору дарения (безвозмездно) в бюджетном учете отражается в качестве дохода в соответствии с п. 58 Инструкции № 70н с оформлением записи:
Дебет 0 10500 340 “Увеличение стоимости материальных запасов” – по соответствующими аналитическим счетам
Кредит 0 40101 150 “Доходы от безвозмездных и безвозвратных поступлений от бюджетов”.
При этом следует учесть, что некассовые операции, которые осуществляют бюджетополучатели, должны найти свое отражение в ежемесячно представляемой по подчиненности Справке по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129). Это установлено приказом Минфина РФ от 21.01.05 № 5н “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности”. Указанная форма составляется получателем средств бюджета на основании оправдательных документов, подтверждающих операции по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджетов, исполненные минуя банковские счета и отраженные на соответствующих счетах счетов 040101100 “Доходы учреждения, 040102100 “Доходы резервного фонда”, 040101200 “Расходы учреждения”, 040102200 “Расходы резервного фонда”.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изготовление продукции в рамках деятельности, приносящей доход.

Пример
В марте 2005 года бюджетное учреждение получило аванс 400000 руб. в счет предстоящей поставки покупателю готовой продукции. В том же месяце оно отпустило сторонней организации готовую продукцию на сумму 826000 руб. (в т.ч. НДС 126000 руб.)
Фактическая стоимость произведенной продукции составила 600000 руб. (без НДС), в т.ч. условно примем, что в ней расход материалов составляет 120000 руб., приобретенных услуг – 138760 руб., заработная плата – 270396 руб., начисления на нее – 70844 руб. (ЕСН, взносы на пенсионное – 70302 руб. и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве – 542 руб.).
Кроме того, будем считать, что в течение первого квартала 2005 года никакой иной коммерческой деятельности бюджетное учреждение не вело.
Налоговая база по налогу на прибыль, исчисленная в бухгалтерском и налоговом учете, совпадают.
Сумма “входного” НДС по приобретенным и использованным услугам сторонних лиц составила 24977 руб.

В бухгалтерском учете должны быть оформлены записи:
– получен аванс от покупателя в счет предстоящей поставки готовой продукции 400000 руб.
Дебет 2 20101 510 “Поступления денежных средств учреждения на банковские счета”
Кредит 2 20503 660″Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг”.
Обращаем внимание, что аналога субсчета, на котором в соответствии с Инструкцией № 107н отражались авансы полученные в бюджетном учете нет. Но в Приложении № 1-26н предложено остаток по Кредиту счета 155 “Расчеты по авансам полученным” на 1.01.05 без первоначальных операций отразить в виде отрицательного числа на счете 2 20503 000 “Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг”. Поэтому в статье будет использоваться для отражения сумм полученных авансов указанный счет бюджетного учета.
Поскольку по условиям примера аванс полностью зачитывается в месяце его получения, для сокращения числа бухгалтерских записей НДС с авансов не исчислен. НДС будет отражен в момент реализации готовой продукции и зачета полученного ранее аванса.
На практике следует руководствоваться положениями главы 21 НК РФ об исчислении НДС с полученных авансов.

Читайте так же:  Аудиторы ответят за ложное заключение

– приобретены услуги сторонних организаций для изготовления продукции – 138760 руб. (без НДС)
Дебет 2 10604 340 “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)”
Кредит 2 30207 730 “Увеличение Кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг”;
– отражена сумма “входного” НДС по приобретенным услугам – 24163 руб.
Дебет 2 21001 560 “Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам”
Кредит 2 30207 730 “Увеличение Кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг”.

– оплачены услуги сторонних организаций -162923 руб.
Дебет 2 30207 830 “Уменьшение Кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками прочих услуг”
Кредит 2 20101 610 “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов”;

– начислен ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 70844 руб.(70303 руб.+541 руб.)
Дебет 2 10604 340 “Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)”
Кредит 2 30302 730 “Увеличение Кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование”;
– перечислены начисления на суммы оплаты труда
Дебет 2 30302 830 “Уменьшение Кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование” – 70303 руб.
И
Дебет 2 30306 830 “Уменьшение Кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”- 541 руб.
Кредит 2 20101 610 “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов” – 70844 руб.;

– в стоимости готовой продукции учтена стоимость израсходованных материалов
Дебет 2 10604 340 “Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)”- 120000 руб.
Кредит 2 10500 440 “Уменьшение стоимости материальных запасов;

– отражена сумма авансового платежа по налогу на прибыль за 1 квартал 2005 года 24000 руб. ( (826000 руб.- 600000 руб. – 126000 руб.)Х 24%)=.
Дебет 2 40101 130 “Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг”
Кредит 2 30303 730 “Увеличение Кредиторской задолженности по налогу на прибыль”;
– по окончании отчетного периода перечислены в бюджет НДС и налог на прибыль –
Дебет 2 30304 830 “Уменьшение Кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость” -101023 руб. (126000 руб.- 24977 руб.)
и
Дебет 2 30303 830 “Уменьшение Кредиторской задолженности по налогу на прибыль” – 24000 руб.
Кредит 2 20101 610 “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов” – 125023 руб.

Можно рассмотреть еще достаточно много операций, связанных с движением материальных запасов в бюджетном учреждении. И это, конечно, будет сделано в следующих материалах, посвященных бюджетному учету материальных ресурсов. А сейчас хотелось бы остановиться на очень интересном моменте, связанном со списанием материальных запасов. Очевидно, что именно о порядке списания рассматриваемых активов у бухгалтеров бюджетных учреждений может возникнуть достаточно много вопросов.

Списание материальных запасов

Определяем среднюю фактическую стоимость одной пачки бумаги:
СФС = ((432 руб. + 139 руб..) + 750 руб..) / ((3 шт. + 1 шт.) + 5 шт.) = 146,8 руб./пач.
Следовательно, общая сумма затрат на израсходованную бумагу в мае составит 1027,6 руб. (146,8 руб. * 7 пач.).

При реализации покупных товаров согласно пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ не предусмотрено списание по себе стоимости каждой единицы, а метод средней себе стоимости разрешено применять лишь в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО.

Учет материалов в бюджетных учреждениях (БУ) отличается от учета в коммерческих организациях. В этой статье вы найдете информацию об особенностях отражения транзакций с материалами в БУ.

Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105

Бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н. Однако также все государственные организации следуют главному НПА, которым является приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанные законодательные акты утверждают частный и общий планы счетов и инструкции, разъясняющие их использование. Вся изложенная в статье информация и описываемый порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях базируются на положениях этих НПА.

Читайте так же:  Как разделить лицевой счёт в приватизированной квартире юридические нюансы

О нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

В состав материальных запасов входят предметы, которые используются не более года, готовая продукция, товары, а также другие специфические активы, перечисленные в п. 99 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н). Для их учета предусмотрен синтетический счет 010500000 «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).

В результате изучения главы 4 студент должен:

  • знать порядок признания материальных запасов, их классификацию, методику оценки и документальное оформление операций по движению материальных запасов;
  • уметь применять полученные теоретические знания, методы бухгалтерского учета материальных запасов, нормативные акты, регулирующие учет материальных запасов в бюджетном учреждении;
  • владеть методами сбора, регистрации и обобщения в бухгалтерском учете и отчетности операций по движению материальных запасов.

Порядок признания материальных запасов, их классификация, оценка и документальное оформление

Материальные запасы являются одним из важнейших элементов производственной и хозяйственной деятельности любого бюджетного учреждения. Для осуществления бюджетным учреждением непрерывной деятельности необходимо иметь в достаточном количестве материальные запасы, поэтому возникает необходимость в приобретении сырья, материалов и др.

Для бюджетных учреждений, осуществляющих производственную деятельность, материальные запасы являются основным вещественным элементом производственного цикла и составляют основу прямых материальных затрат в себестоимости изготовленной продукции.

Четкий учет материальных запасов также важен вследствие существенного влияния правильности их расчета на бухгалтерскую отчетность и финансовые результаты бюджетного учреждения в целом.

Наряду с четкой постановкой и организацией бухгалтерского учета материальных запасов в бюджетном учреждении все более важное значение приобретают вопросы экономии и рационального использования материальных запасов. Решение данных проблем поможет бюджетным учреждениям избежать ряда ошибок, нарушений и отклонений от существующих нормативных положений, стабильно осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, а также повысить качество оказываемых учреждением услуг.

В соответствии с и. 98 Инструкции № 157н материальные запасы — это сырье, материалы, приобретенные (созданные) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением и приобретенных для продажи товаров.

Перечень объектов учета, относящихся к материальным запасам, представлен на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Состав материальных запасов бюджетного учреждения

Следует обратить внимание на то, что периодом, равным 12 месяцам, не является календарный год.

В отношении материальных запасов таким периодом является следующий промежуток времени:

  • • для материальных запасов, используемых бюджетным учреждением при производстве готовой продукции, выполнении работ или оказании услуг — с момента передачи материальных запасов в эксплуатацию до момента списания готовой продукции (работ, услуг), при изготовлении (выполнении, оказании) которых эти запасы использованы. Данный промежуток времени называется производственным циклом;
  • • для материальных запасов, используемых в управленческой и хозяйственной деятельности (не включаемых в стоимость готовой продукции) — с момента выдачи материалов в эксплуатацию до момента их предполагаемого изъятия по причине полного исчерпания эксплуатационных свойств.

Некоторые объекты имущества относятся к материальным запасам независимо от их стоимости и срока службы (и. 99 Инструкции № 157н). Например, специальные инструменты и приспособления, специальная одежда, специальная обувь, форменная одежда, спортивная одежда и обувь, постельное белье и постельные принадлежности и др.

Под готовой продукцией, учитываемой в составе материальных запасов, понимается продукция, изготовленная в бюджетном учреждении для целей продажи (и. 121 Инструкции № 157н).

Под товарами понимают материальные ценности, приобретенные бюджетным учреждением для продажи (и. 124 Инструкции № 157н).

Материальные запасы играют важную роль в хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Поэтому необходимым этапом организации бухгалтерского учета материальных запасов является их группировка и классификация по различным признакам. Инструкция № 157н предусматривает группировку материальных запасов по группам и видам учета. Группировка материальных запасов по группам представлена на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Классификация материальных запасов по группам

Инструкцией № 157н предполагается возможность учета бюджетными учреждениями сырья, материалов и готовой продукции как в составе особо ценного движимого имущества, так и в составе иного имущества. В то же время товары могут учитываться только в составе иного движимого имущества.

При определении бюджетным учреждением особо ценного движимого имущества необходимо руководствоваться постановлением Правительства РФ [1] .

Напомним, что при отнесении имущества к особо ценному движимому имуществу, как правило, рассматриваются три основных критерия:

  • 1) балансовая стоимость имущества;
  • 2) возможность осуществления уставной деятельности без данного

3) специальный порядок отчуждения имущества.

Читайте так же:  Просрочка доставки грузов подешевеет

Группировка материальных запасов по видам учета является более детализированной и составляет основу организации аналитического учета запасов в бюджетном учреждении (рис. 4.3).

Еще одним классификационным признаком, по которому могут группироваться материальные запасы, является вид финансового обеспечения (вид деятельности). Данный классификационный признак указывает на источник приобретения материальных запасов в соответствии с Инструкцией № 157н. Поэтому бухгалтерский учет материальных запасов в бюджетном учреждении ведется раздельно в разрезе отдельных видов.

Рис. 4.3. Классификация материальных запасов по видам учета

В соответствии с и. 100 Инструкции № 157н материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. Фактическая стоимость определяется по-разному в зависимости от способов поступления материальных запасов в бюджетное учреждение. Способы поступления материальных запасов отражены на рис. 4.4.

Рис. 4.4. Способы поступления материальных запасов

Порядок формирования фактической стоимости материальных запасов, в зависимости от способа их приобретения, представлен в табл. 4.1.

Формирование фактической стоимости материальных запасов в зависимости от способа приобретения

Под материальными запасами понимаются различные вещественные элементы, используемые в процессе хозяйствования деятельности в качестве предметов труда. Они целиком потребляются в каждом хозяйственном и производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на расходы бюджетных организаций и стоимость производимой ими продукции.

Классификация материалов в бюджетных организациях положена в основу учета по синтетическим счетам. Для учета МЗ предназначены счета:

  • 105.01. – « медикаменты»
  • 105.02. – « продукты питания»
  • 105.03. – «ГСМ»
  • 105.04. – « строительные материалы»
  • 105.05. – «мягкий инвентарь»
  • 105.06. – «прочие МЗ»

Бюджетные учреждения имеют определенные нормы запасов МЗ в минимальных размерах, обеспечивающих бесперебойную работу учреждения.

Нормы запасов материалов устанавливаются в днях или процентах к их годовому расходу. Так, нормы запасов могут устанавливаться для следующих групп материалов : материалы для учебных, научных и других специальных целей, продукты питания, медикаменты, перевязочные средства и аптекарские запасы, топливо. Превышение установленных норм является нарушением бюджетной дисциплины, и вышестоящая организация имеет право уменьшить финансирование по соответствующим статьям на сумму превышения фактического остатка материалов против норм.

Для учета материальных запасов необходимы правильная организация складского хозяйства, классификация и оценка материалов.

Систематизированный перечень всех материалов, используемых в учреждении, с точным их наименованием представляет собой единую номенклатуру.

Каждому наименованию материалов в этом перечне присваивается постоянный номенклатурный номер, устанавливается единица измерения и проставляется цена.

Материалы оцениваются в учете и бухгалтерском балансе по ценам их приобретения. Транспортные расходы по доставке материалов списываются на соответствующие статьи расходов в зависимости от ассигнований, за счет которых они приобретались.

В каждом бюджетном учреждении должен быть установлен четкий порядок, обеспечивающий своевременный контроль за фактическим поступлением материалов. Принимая материальные запасы, заведующий складом (кладовщик) обязан проверить соответствие качества, сорта, качества поступивших материалов данным, указанным в документах ( счет-фактура, накладная).

Материальные запасы отражаются на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

В большей части организаций текущий учет материальных запасов ведут по твердым учетным ценам- по средним покупным ценам, по плановой себестоимости и др., т.к. исчисление фактической себестоимости заготовления каждого вида сырья и материалов требует значительных затрат труда и времени. Отклонение фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов.

Определение фактической себестоимости материальных запасов списываемых на производство разрешается производить следующими методами оценки запасов:

  • – по себестоимости единицы запасов
  • – по средней себестоимости
  • – по себестоимости первых по времени приобретений ( метод ФИФО)

Метод ФИФО независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списываются материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

– по себестоимости последних по времени приобретений( метод ЛИФО)

При методе ЛИФО применяют другое правило: вначале списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д.

Единицей учета материальных запасов является каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер.

Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных запасов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений.

Поступающие в организацию материалы оформляются бухгалтерскими документами в следующем порядке. Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы- платежное требование ( в 2-х экземплярах- один непосредственно покупателю, другой через банк), товарно-транспортные накладные, квитанцию к железнодорожной накладной и др. Документы поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления. После этого они передаются ответственному исполнителю по снабжению.

Читайте так же:  Как получить выписку из домовой книги куда обращаться и что делать

В отделе снабжения поступающие документы проходят проверку на соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и прочих указанных в них данных договорным условиям. Кроме этого, для контроля за поступлением грузов в отделе снабжения ведут журнал учета поступивших грузов. В нем указываются: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета.

Экспедитор принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждение тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает их заведующему склада, который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Поступление материалов оформляется распиской материально-ответственного лица на документах поставщика (счете, акте, накладной, товарно-транспортной накладной). При централизованной доставке материальных ценностей приемка их подтверждается не только распиской материально- ответственного лица в сопроводительном документе поставщика, но и печатью бюджетного учреждения.

Учет материалов на складах ведется в книге складского учета материалов. До начала записей в книге нумеруются все страницы, на обороте последней страницы подписывается главный бухгалтер. На каждый вид материалов открывается отдельная страница; после каждой записи по приходу и расходу выводятся остатки. Такие записи на основе первичных документов материально-ответственные лица делают в тот же день.

В случае расхождения фактических данных о поступивших материалах с данными поставщика комиссией составляется акт приемки в 2-х экземплярах с обязательным участием заведующего складом и представителя от поставщика или незаинтересованной организации.

Отпуск материалов со склада учреждения осуществляется на основании документов, утвержденных руководителем учреждения. Расходные документы по содержанию и назначению можно объединить в две группы: разовые требования и накопительные документы. К первой группе относятся: накладная(требование), применяющаяся при выдаче материалов со склада и при перемещении материалов внутри учреждения; меню-требование ф.№ 45-МЗ, использующиеся для выдачи продуктов питания со склада; путевой лист для списания в расход автомобильного бензина. Вторая группа включает ведомость выдачи материалов на нужды учреждения ф.№410.

Бензин списывается по фактическому расходу, но не свыше норм, утвержденных для отдельных марок автомобилей.

Списание материалов или продуктов питания производится по ценам их приобретения или средним ценам, если они приобретались по разным ценам.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в 2-х экземплярах. Первый из них сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, второй остается на складе. В подтверждение проверки бухгалтер расписывается в книге(карточке) против каждой проверенной записи. Обнаруженные ошибки исправляют непосредственно на месте.

К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ, и готовая продукция.

Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения (изготовления) в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации), в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету от 10.02.2006 № 25н.

В фактическую стоимость материальных запасов входят те же самые элементы, что и в первоначальную стоимость основных средств, за исключением регистрационных сборов, так как регистрации подлежит только движимое и недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

При учете материальных запасов разница понятий фактической стоимости для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения существенной роли не играет. Тем не менее необходимо владеть этой информацией.

Материальные запасы, приобретенные за счет бюджетных и целевых средств и внебюджетных средств, не облагаемых НДС, принимаются к учету вместе с НДС. А материальные запасы, приобретенные за счет внебюджетных средств, облагаемых НДС, принимаются к учету без НДС. Сумма НДС в таком случае относится в дебет счета 2 21001 560 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам и услугам».

Пример 1. Бюджетным учреждением приобретены строительные материалы для текущего ремонта за счет бюджетных средств безналичным путем. В бюджетном учете отражены следующие операции (таблица № 1 и 2).

Таблица 1. Приобретение материалов за счет средств бюджета

Изображение - Рассмотрен порядок учета материальных запасов в бюджетном учете 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.1 проголосовавших: 65

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here