Прекращение деятельности отныне не основание для списания пеней и штрафов

Описание страницы: прекращение деятельности отныне не основание для списания пеней и штрафов от профессионалов для людей.

Прекращение деятельности отныне не основание для списания пеней и штрафов

ФНС РФ уточнила правила прощения долга по пеням, штрафам и процентам.

Начиная с 29.01.2019 прекращение деятельности юрлица не будет причиной для признания указанных сумм невозможными к взысканию. Списать их разрешат на следующих основаниях:

  • ликвидация организации;
  • удаление юрлица из ЕГРЮЛ по решению госоргана.

В перечне документов, обосновывающих факт безнадежности возврата пеней и штрафов, ФНС РФ оставила выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации либо удалении записи о юрлице из реестра по решению регистрирующего органа.

ПРИКАЗ ФНС РФ от 17.12.2018 № ММВ-7-8/[email protected]
«О внесении изменений в Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и в Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 № ЯК-7-8/[email protected]»

Документ включен в СПС “Консультант Плюс”

Суммы неустоек (пеней, штрафов), начисленных поставщику (исполнителю, подрядчику), но не списанные заказчиком по причине неисполнения (ненадлежащего исполнения) предусмотренных контрактом обязательств в 2015 и/или 2016 годах, подлежат списанию на основании ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Правила списания указанных сумм подробно изложены в тексте Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 № 783. Давайте выясним, как правильно оформить списание неустоек.

Государственный (муниципальный) контракт – это договор, который заключался государственным или муниципальным заказчиком с целью обеспечения государственных или муниципальных нужд от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный), муниципального образования (муниципальный) (ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). Контракт может быть заключен:

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
  • в письменной форме (по общему правилу);
  • в устной форме, при соблюдении условий и порядков, установленных Гражданским кодексом РФ, и только в случаях, установленных положениями п. 4, 15, 28 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Контракт может быть заключен на условиях, которые предусмотрены (ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ):

  • извещением о проведении закупки;
  • приглашением принять участие в выборе исполнителя, подрядчика, поставщика;
  • заявкой;
  • документацией о закупке;
  • окончательным предложением участника закупки, в которым решено было заключить контракт.

В контракте в обязательном порядке должны быть приведены условия осуществления закупки, поименованные в тексте Федерального закона № 44-ФЗ. В частности, в контракте должно содержаться условие об ответственности поставщика и заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение прописанных в контракте обязательств. Так. Поставщик, исполнитель или подрядчик имеют право потребовать от заказчика уплаты неустойки (пени, штрафа) в случае, если последний просрочил исполнение своих обязательств, оговоренных в контракте (или исполнил обязательства ненадлежащим образом) (ч. 5 ст. 34 закона № 44-ФЗ).

Неустойка (пеня, штраф) – денежная сумма (установленная договором или законом), которую уплатит кредитор при просрочке исполнения своих обязательств, а также в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) оговоренных в контракте обязательств. Необходимо помнить о следующих моментах:

  • Согласно указаниям ст. 331 ГК РФ, соглашение о неустойке оформляется в письменном виде, в противном случае оно признается недействительным.
  • Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ, кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков по требованию об уплате неустойки.

До 9 сентября 2017 года величина неустойки устанавливалась на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Важно! С 9 сентября 2017 года размер неустойки должен рассчитываться в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.

До 1 января 2017 года в качестве антикризисной меры было предусмотрено, что в 2015-2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (пеней, штрафов) и/или списывает начисленные суммы в случаях, установленных Правительством РФ (Федеральный закон от 29.12.2015 № 390-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…»).

Правительство РФ предписывало производить списание неустоек в порядке, установленном Минфином РФ, в отношении принятых к учету задолженностей поставщика, вне зависимости от срока ее возникновения (Постановление от 14.03.2016 № 190 – утратило силу 1 января 2017 года).

Чтобы у заказчиков появилась возможность произвести списание неустоек (долгов по государственным и муниципальным контрактам), появившихся в 2015-2016 годах, в ч. 42.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (вступившей в силу 4 апреля 2018 года) закреплено, что суммы неустоек подлежат списанию в порядке и в случаях, установленных Правительством РФ (т.е. по Правилам № 783).

Списать неустойки, которые были начислены, но не были уплачены, разрешается в том случае, если речь идет о контрактах, обязательства по которым исполнены в полной мере, но за исключением контрактов, по которым условия о сроке исполнения контракта (цене контракта, стоимости единицы товара, количестве товаров, объеме услуг и работ) были изменены по соглашению сторон в 2015-2016 годах (п. 2 Правил № 783). Согласно ч. 1.1 ст. 95 закона № 44-ФЗ (утратила силу), в 2015-2016 годах менять условия контрактов было позволительно.

Важно! Произвести списание неустоек (пеней. штрафов) разрешается только в том случае, если они не оспариваются исполнителем, подрядчиком или поставщиком.

Порядок списания неустоек также регламентирован Правилами № 783:

  1. Если общая сумма неустоек (пеней, штрафов) оказывается больше чем 5% цены контракта (но не превышает 20%), заказчику позволительно списать 50% сумм неустоек, если 50% таких сумм были уплачены до 1 января 2017 года.
  2. Если сумма неустоек оказывается не более 5% от цены контракта, заказчик может их полностью списать.

Основанием для принятия решения о списании неустоек (пени, штрафа) может стать:

  • Исполнение поставщиком обязательств по контракту в полном объеме в 2015-2016 году;
  • наличие акта приема или другого документа;
  • сведения администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком сумм неустоек в бюджет (если неуплаченная сумма возникла перед государственным заказчиком) (если заказчик не является администратором доходов бюджета, сведения о зачислении уплаченных поставщиком сумм неустоек направляется заказчику администратором доходов);
  • сведения о зачислении средств на счет заказчика или автономного учреждения от поставщика.
  • Исполнение поставщиком обязательств (кроме гарантийных) по контракту в полном объеме в 2-15-2016 году;
  • наличие акта приема или иного документа, подтверждающего этот факт.
Читайте так же:  Оформление выписки из егрн на дачу

Решение о списании принимается специальной комиссией по поступлению и выбытию активов, после чего оформляется приказом (распоряжением) заказчика. Решение оформляется в течение 10 дней с момента проведения сверки расчетов с поставщиком. В приказе при этом должна содержаться следующая информация:

  • название, фирменное наименование, место нахождения (для организаций);
  • ФИО, место регистрации (для физического лица);
  • ИНН поставщика (аналог ИНН поставщика – для иностранного лица);
  • КПП поставщика (или ИНН физического лица);
  • информация о сумме неустойки, включенная в реестр контрактов, заключенных заказчиками;
  • установленные в п. 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных учреждений ( утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) обязательные реквизиты первичных документов;
  • дата принятия решения о списании неутоек;
  • подписи всех членов комиссии.

Списание неустоек производится в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о списании. Если заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов бюджета, он не позднее 3 рабочих дней после списания сумм должен направить администратору доходов сведения о произошедшем списании. При этом необходимо сообщить списанную сумму, код классификации доходов бюджета бюджетной системы РФ. В течение 20 рабочих дней с даты принятия решения о списании неустоек контрагенту направляется уведомление о списании задолженности с указанием ее размера.

Изображение - Прекращение деятельности отныне не основание для списания пеней и штрафов proxy?url=http%3A%2F%2Fonline-buhuchet.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2013%2F01%2Fif_note_1296370-1

Операции по начислению и списанию штрафов необходимо отразить в учете. При этом необходимо помнить о следующих моментах:

  • Согласно п. 220 Инструкции № 157н, расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по неустойкам, штрафам, пеням, начисленным вследствие неисполнения обязательств по договорам на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
  • По дебету счета 0 209 40 000 и кредиту счета 0 401 10 140 «Доходы от принудительного изъятия» отражается начисление доходов по суммам предъявленных у уплате штрафов и прочих санкций, установленных государственным договором.
  • Согласно п. 120 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 162н), п. 152 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), п. 180 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н), уменьшение сумм начисленных доходов (в результате списания, льгот, скидок), включая денежные взыскания (неустойки, пени, штрафы), при принятии решения об их уменьшении (кроме списания долга, признанного нереальным к взысканию), отражается на счете 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».

Отразить операции по начислению и списанию штрафов в бухгалтерском учете можно следующим образом:

Автор: Павелин А., эксперт журнала

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ[1] начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию. Правила списания таких сумм установлены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 (далее – Правила № 783). О порядке списания вышеуказанных сумм поговорим в статье.

В силу ст. 3 Закона № 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

По общему правилу контракты должны заключаться в письменной форме, однако Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность заключения с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) договора в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ, в случаях, определенных п. 4, 15 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда такие извещение или приглашение, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В Законе № 44-ФЗ приведен перечень необходимых условий, подлежащих включению в заключаемый контракт. Одним из обязательных условий контракта является условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при просрочке исполнения заказчиком обязательств, установленных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке должно быть составлено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения (ст. 331 ГК РФ).

Начиная с 09.09.2017 порядок определения размера неустойки регламентирован Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. До указанной даты следовало руководствоваться правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в качестве антикризисной меры до 01.01.2017 было предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списывает начисленные суммы таковых в случаях и порядке, которые определены Правительством РФ.

Читайте так же:  Доходы от проданного имущества банкрота свободны от ндфл

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (утратило силу 01.01.2017) предусматривалось, что списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется в порядке, установленном Минфином.

В целях предоставления заказчикам возможности списания задолженности по государственным и муниципальным контрактам, возникшей в 2015 и (или) 2016 годах, в ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ (вступила в силу 04.05.2018) закреплено, что суммы неустоек (штрафов, пеней), начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но не списанные заказчиком, подлежат списанию в случаях и порядке, которые определены Правительством РФ. Как уже было отмечено, в настоящее время порядок списания начисленных сумм неустоек регламентируется Правилами № 783.

Исходя из требований п. 2 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) может осуществляться по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015 и (или) 2016 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами. Напомним, что возможность изменения условий контрактов в 2015 – 2016 годах предусматривалась ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (утратила силу 01.01.2017).

Таким образом, на основании Правил № 783 можно списать только неустойки (штрафы, пени), не оспариваемые поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно осуществляться в следующем порядке:

если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик их списывает;

если их общая сумма превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик списывает 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% таких сумм до 01.01.2017.

При этом основаниями для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) являются:

если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или иным документом;

если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5%, но составляет не более 20% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или другим документом, а также информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (если начисленная и неуплаченная сумма возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика или автономного учреждения (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также перед автономным учреждением в случае осуществления им закупок в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Отметим, что если заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов бюджета, полученных в результате применения мер гражданско-правовой ответственности по контракту в части образовавшейся начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), то информация о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) направляется заказчику администратором доходов бюджета.

Согласно п. 4 Правил № 783 начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней) списываются на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания таких сумм обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).

Обратите внимание:

В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.

При наличии оснований и указанных выше документов заказчик в течение 10 дней со дня осуществления сверки расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) оформляет решение о списании данной суммы. Такое решение должно быть принято комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной заказчиком в целях подготовки решений о списании начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), и оформлено приказом (распоряжением) заказчика, содержащим следующую информацию:

наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя) или – для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства – аналог ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя), КПП поставщика (подрядчика, исполнителя) (ИНН физического лица);

сведения о начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней), включенные в реестр контрактов, заключенных заказчиками;

обязательные реквизиты первичных учетных документов, установленные в п. 7 Инструкции № 157н[2];

дату принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней);

подписи членов комиссии.

Заказчик списывает начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней) в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения. При этом заказчик, не осуществляющий полномочия администратора доходов бюджета, полученных в результате применения мер гражданско-правовой ответственности по контракту в части образовавшейся начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), не позднее трех рабочих дней после списания данной суммы направляет администратору доходов бюджета информацию о произведенном списании с указанием списанной суммы и кода классификации доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Не позднее 20 рабочих дней со дня принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) заказчик направляет контрагенту уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к Правилам № 783. Такое уведомление должно формироваться в соответствии с информацией и документами, включенными в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н).

Читайте так же:  Разрешение на временное проживание в россии

Начисление доходов по суммам предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями государственного (муниципального) договора на нужды казенного учреждения, отражается по дебету счета 0 209 40 000 и кредиту счета 0 401 10 140 «Доходы от принудительного изъятия».

Уменьшение сумм начисленных доходов (предоставление скидок, льгот, списание), в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию, подлежит отражению на счете 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» (п. 120 Инструкции № 162н[3], п. 152 Инструкции № 174н[4], п. 180 Инструкции № 183н[5]).

В бухгалтерском учете операции по начислению и списанию штрафов можно отразить следующим образом:

Когда имеются условия для списания неустойки, госзаказчик обязан это сделать, даже если подрядчик или поставщик ее не признают

В 2015—2016 гг. действовала антикризисная мера — госзаказчики обязаны были в определенных случаях списывать неустойку, начисленную контрагентам по госконтрактам. До сих пор многие заказчики отказываются это сделать, ссылаясь на то, что другая сторона контракта не признала нарушения со своей стороны. СКЭС ВС РФ решила, что такое поведение поставщиков и подрядчиков не повод для отказа в списании неустойки (Определение ВС РФ от 14.08.2017 № 303-ЭС17-1652 по делу № А24-999/2016).

По условиям государственного контракта подрядчик должен был выполнить работы в целях реконструкции аэропорта в Камчатском крае. А именно разработать проектную документацию, выполнить инженерные изыскания и получить на разработанную документацию положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». Все эти работы он выполнял в два этапа. Первый этап — разработку проектной документации — нужно было выполнить в течение 70 дней после подписания контракта, то есть до 30 сентября 2015 г. Однако стороны подписали акт о сдаче-приемке первого этапа работ только 18 ноября. Просрочка составила почти полтора месяца. Заказчик направил подрядчику претензию с требованием выплатить неустойку за нарушение срока выполнения работ по первому этапу в размере 1,3 млн руб. Подрядчик отказался. Он ссылался на то, что просрочка произошла не по его вине. Заказчик проигнорировал доводы подрядчика и решил взыскать неустойку в судебном порядке.

В суде подрядчик согласился, что незначительная просрочка имела место. В то же время он настаивал, что не виноват в этом. В самом начале работ выяснилось, что в техническом задании имелись несоответствия. Из-за этого заказчик решил проработать одновременно два варианта проектирования аэропорта. При этом подрядчик подготовил всю документацию в срок. Задержка в выполнении других работ по первому этапу была вызвана действиями третьих лиц, а также неблагоприятными погодными условиями. Также подрядчик заявил о снижении размера неустойки. Но главный аргумент — заказчик обязан был списать всю сумму неустойки на основании ч. 6.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

Дело в том, что в 2015—2016 гг. действовала антикризисная мера, направленная на снижение финансовой нагрузки на поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов. В частности, в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставлял отсрочку уплаты неустойки или списывал ее (ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

В 2015 г. порядок списания начисленных сумм неустоек был установлен в постановлении Правительства РФ от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее — постановление № 196), а в 2016 г. — в аналогичном постановлении Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 (далее — постановление № 190).

В этих постановлениях было предусмотрено, что заказчик обязан предоставлять отсрочку уплаты неустойки и списывать ее, если в 2015 или 2016 г. подрядчик исполнил свои обязательства в полном объеме (кроме гарантийных обязательств). Был предусмотрен следующий порядок:

если общая сумма неуплаченных неустоек не более 5% от цены контракта, то заказчик списывает неустойку полностью;

если общая сумма неуплаченных неустоек более 5%, но не превышает 20% от цены контракта, то заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года и списывает 50% неуплаченной неустойки (при условии уплаты 50% неустойки до окончания текущего финансового года);

если общая сумма неуплаченных неустоек более 20% от цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустойки до окончания текущего финансового года.

При этом заказчик уведомляет в письменной форме поставщика или подрядчика о предоставлении отсрочки либо списании неустойки. То есть проследить, имеются ли основания для списания неустойки, и списать ее — это обязанность именно заказчика.

В то же время списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности. Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается (п. 3, 5 Порядка осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), утвержденного приказом Минфина России от 12.04.2016 № 44н). Из этих положений заказчик сделал вывод, что он может не списывать неустойку, поскольку подрядчик не соглашался с ее начислением.

Суд первой инстанции удовлетворил иск заказчика и взыскал неустойку в заявленном размере. Он не согласился с тем, что подрядчик не был виноват в просрочке выполнения первого этапа работ. Также суд не установил оснований для удовлетворения ходатайства о применении ст. 333 ГК РФ, как и необходимости списания неустойки в порядке ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Апелляция это решение отменила и отказала в иске. Она указала, что заказчик должен был списать неустойку. Это не право, а обязанность заказчика. Во-первых, размер неустойки составлял менее 5% от цены контракта. Во-вторых, подрядчик выполнил все работы в 2016 г. Это подтверждал акт сдачи-приемки работ.

Суд кассационной инстанции встал на сторону первой инстанции. Он отметил, что неустойку можно было списать только при документальном подтверждении подрядчиком предъявленной к взысканию суммы неустойки. Но подрядчик начисленную неустойку не признал. То есть между сторонами контракта был спор относительно вины подрядчика в просрочке выполнения работ. Более того, в 2015 г. подрядчик выполнил работы лишь в части первого этапа, то есть не все работы по контракту. Тогда как постановление № 196 обуславливает возможность списания неустойки только в случае полного исполнения контракта в 2015 г. Таким образом, у заказчика не было оснований для списания неустойки, не признанной подрядчиком.

Читайте так же:  Многодетным семьям предоставят льготную ипотеку с улучшенными условиями

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила судебные акты первой инстанции и кассации, оставив в силе постановление апелляционной инстанции. То есть она подтвердила, что заказчик должен был списать неустойку, начисленную подрядчику на основании ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Судьи решили, что наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек. Ведь антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов. А значит, вывод кассации о том, что непризнание подрядчиком неустойки влечет отказ в ее списании, является неверным.

Коллегия ВС РФ указала, что при рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки. В данном случае заказчик начислил неустойку, размер которой не превышал 5% от цены контракта. Стороны подписали акт сдачи-приемки выполненных работ 5 августа 2016 г., а значит, контракт исполнен в полном объеме в 2016 г. (когда действовало постановление № 190). При таких условиях заказчик обязан был списать неустойку.

Сейчас многие заказчики отказываются списать неустойку еще и со ссылкой на то, что такая обязанность действовала до 1 января 2017 г. Действительно, антикризисная мера об обязанности заказчика списать неустойку применялась до этой даты, и с 2017 г. нормы, в которых была установлена эта обязанность, прекратили свое действие (ч. 3 ст. 3 Федерального закона 29.12.2015 № 390-ФЗ). При этом законодатель не указал, должен ли заказчик списать неустойку в 2017 г., если он не сделал этого годом раньше, хотя для этого были основания. Многие суды не принимают доводы заказчиков о том, что те вправе не списывать неустойку за 2015 и 2016 г., поскольку постановления № 190 и 196 больше не действуют (см., например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу № А28-13279/2016, Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу № А51-2832/2017). Но встречается и противоположная позиция, когда суды взыскивают неустойку по искам заказчиков именно из-за того, что постановления № 190 и 196 не применяются (см. постановление АС Дальневосточного округа от 26.04.2017 по делу № А73-8164/2016).

Поскольку практика складывается неоднородная, подрядчик в защиту своей позиции может дополнительно использовать следующие аргументы. Во-первых, отказывая в списании неустойки в 2017 г. по причине прекращения действия постановлений № 190 и 196, заказчик злоупотребляет своими правами. Ведь он сам должен был списать неустойку еще в 2015 или 2016 г., но не сделал этого. А злоупотребление правом — это основание для отказа в иске (ст. 10 ГК РФ). Во-вторых, приказ Минфина России от 12.04.2016 № 44н, которым установлен порядок списания неустойки, не был отменен и по-прежнему может применяться.

Когда имеются условия для списания неустойки, госзаказчик обязан это сделать, даже если подрядчик или поставщик ее не признают

В 2015—2016 гг. действовала антикризисная мера — госзаказчики обязаны были в определенных случаях списывать неустойку, начисленную контрагентам по госконтрактам. До сих пор многие заказчики отказываются это сделать, ссылаясь на то, что другая сторона контракта не признала нарушения со своей стороны. СКЭС ВС РФ решила, что такое поведение поставщиков и подрядчиков не повод для отказа в списании неустойки (Определение ВС РФ от 14.08.2017 № 303-ЭС17-1652 по делу № А24-999/2016).

По условиям государственного контракта подрядчик должен был выполнить работы в целях реконструкции аэропорта в Камчатском крае. А именно разработать проектную документацию, выполнить инженерные изыскания и получить на разработанную документацию положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». Все эти работы он выполнял в два этапа. Первый этап — разработку проектной документации — нужно было выполнить в течение 70 дней после подписания контракта, то есть до 30 сентября 2015 г. Однако стороны подписали акт о сдаче-приемке первого этапа работ только 18 ноября. Просрочка составила почти полтора месяца. Заказчик направил подрядчику претензию с требованием выплатить неустойку за нарушение срока выполнения работ по первому этапу в размере 1,3 млн руб. Подрядчик отказался. Он ссылался на то, что просрочка произошла не по его вине. Заказчик проигнорировал доводы подрядчика и решил взыскать неустойку в судебном порядке.

В суде подрядчик согласился, что незначительная просрочка имела место. В то же время он настаивал, что не виноват в этом. В самом начале работ выяснилось, что в техническом задании имелись несоответствия. Из-за этого заказчик решил проработать одновременно два варианта проектирования аэропорта. При этом подрядчик подготовил всю документацию в срок. Задержка в выполнении других работ по первому этапу была вызвана действиями третьих лиц, а также неблагоприятными погодными условиями. Также подрядчик заявил о снижении размера неустойки. Но главный аргумент — заказчик обязан был списать всю сумму неустойки на основании ч. 6.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ).

Дело в том, что в 2015—2016 гг. действовала антикризисная мера, направленная на снижение финансовой нагрузки на поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов. В частности, в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставлял отсрочку уплаты неустойки или списывал ее (ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

В 2015 г. порядок списания начисленных сумм неустоек был установлен в постановлении Правительства РФ от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее — постановление № 196), а в 2016 г. — в аналогичном постановлении Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 (далее — постановление № 190).

Читайте так же:  Что лучше дарственная или завещание на квартиру

В этих постановлениях было предусмотрено, что заказчик обязан предоставлять отсрочку уплаты неустойки и списывать ее, если в 2015 или 2016 г. подрядчик исполнил свои обязательства в полном объеме (кроме гарантийных обязательств). Был предусмотрен следующий порядок:

если общая сумма неуплаченных неустоек не более 5% от цены контракта, то заказчик списывает неустойку полностью;

если общая сумма неуплаченных неустоек более 5%, но не превышает 20% от цены контракта, то заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года и списывает 50% неуплаченной неустойки (при условии уплаты 50% неустойки до окончания текущего финансового года);

если общая сумма неуплаченных неустоек более 20% от цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустойки до окончания текущего финансового года.

При этом заказчик уведомляет в письменной форме поставщика или подрядчика о предоставлении отсрочки либо списании неустойки. То есть проследить, имеются ли основания для списания неустойки, и списать ее — это обязанность именно заказчика.

В то же время списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности. Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается (п. 3, 5 Порядка осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), утвержденного приказом Минфина России от 12.04.2016 № 44н). Из этих положений заказчик сделал вывод, что он может не списывать неустойку, поскольку подрядчик не соглашался с ее начислением.

Суд первой инстанции удовлетворил иск заказчика и взыскал неустойку в заявленном размере. Он не согласился с тем, что подрядчик не был виноват в просрочке выполнения первого этапа работ. Также суд не установил оснований для удовлетворения ходатайства о применении ст. 333 ГК РФ, как и необходимости списания неустойки в порядке ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Апелляция это решение отменила и отказала в иске. Она указала, что заказчик должен был списать неустойку. Это не право, а обязанность заказчика. Во-первых, размер неустойки составлял менее 5% от цены контракта. Во-вторых, подрядчик выполнил все работы в 2016 г. Это подтверждал акт сдачи-приемки работ.

Суд кассационной инстанции встал на сторону первой инстанции. Он отметил, что неустойку можно было списать только при документальном подтверждении подрядчиком предъявленной к взысканию суммы неустойки. Но подрядчик начисленную неустойку не признал. То есть между сторонами контракта был спор относительно вины подрядчика в просрочке выполнения работ. Более того, в 2015 г. подрядчик выполнил работы лишь в части первого этапа, то есть не все работы по контракту. Тогда как постановление № 196 обуславливает возможность списания неустойки только в случае полного исполнения контракта в 2015 г. Таким образом, у заказчика не было оснований для списания неустойки, не признанной подрядчиком.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила судебные акты первой инстанции и кассации, оставив в силе постановление апелляционной инстанции. То есть она подтвердила, что заказчик должен был списать неустойку, начисленную подрядчику на основании ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Судьи решили, что наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек. Ведь антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов. А значит, вывод кассации о том, что непризнание подрядчиком неустойки влечет отказ в ее списании, является неверным.

Коллегия ВС РФ указала, что при рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки. В данном случае заказчик начислил неустойку, размер которой не превышал 5% от цены контракта. Стороны подписали акт сдачи-приемки выполненных работ 5 августа 2016 г., а значит, контракт исполнен в полном объеме в 2016 г. (когда действовало постановление № 190). При таких условиях заказчик обязан был списать неустойку.

Сейчас многие заказчики отказываются списать неустойку еще и со ссылкой на то, что такая обязанность действовала до 1 января 2017 г. Действительно, антикризисная мера об обязанности заказчика списать неустойку применялась до этой даты, и с 2017 г. нормы, в которых была установлена эта обязанность, прекратили свое действие (ч. 3 ст. 3 Федерального закона 29.12.2015 № 390-ФЗ). При этом законодатель не указал, должен ли заказчик списать неустойку в 2017 г., если он не сделал этого годом раньше, хотя для этого были основания. Многие суды не принимают доводы заказчиков о том, что те вправе не списывать неустойку за 2015 и 2016 г., поскольку постановления № 190 и 196 больше не действуют (см., например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу № А28-13279/2016, Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу № А51-2832/2017). Но встречается и противоположная позиция, когда суды взыскивают неустойку по искам заказчиков именно из-за того, что постановления № 190 и 196 не применяются (см. постановление АС Дальневосточного округа от 26.04.2017 по делу № А73-8164/2016).

Поскольку практика складывается неоднородная, подрядчик в защиту своей позиции может дополнительно использовать следующие аргументы. Во-первых, отказывая в списании неустойки в 2017 г. по причине прекращения действия постановлений № 190 и 196, заказчик злоупотребляет своими правами. Ведь он сам должен был списать неустойку еще в 2015 или 2016 г., но не сделал этого. А злоупотребление правом — это основание для отказа в иске (ст. 10 ГК РФ). Во-вторых, приказ Минфина России от 12.04.2016 № 44н, которым установлен порядок списания неустойки, не был отменен и по-прежнему может применяться.

Изображение - Прекращение деятельности отныне не основание для списания пеней и штрафов 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 18

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here