Описание страницы: правовые основы воинской дисциплины от профессионалов для людей.
Содержание
Сущность и правовые основы дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации
Вопросы:
1. Правовые основы воинской дисциплины.
2. Система работы младших командиров с подчиненными.
Основное содержание в области воинской дисциплины
Конституция Российской Федерации
Статья 59 определяет:
– что «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»;
– дает право гражданину на замену военной службы альтернативной.
Законы РФ: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе»
Определяют и регулируют отношения в Вооруженных Силах России в области военного строительства, комплектования, материально-технического обеспечения, жизни, быта и деятельности.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации
Определяет и регламентирует:
– права, обязанности и ответственность военнослужащих;
– взаимоотношения между военнослужащими;
– обязанности командиров (начальников) и основных должностных лиц полка (корабля);
– правила внутреннего порядка в вопросах размещения военнослужащих в казармах, распределения времени и сохранения здоровья;
– порядок подготовки и несения суточного наряда;
– особенности несения боевого дежурства, внутренней службы при перевозе войск и расположении их на полигонах (в лагерях).
Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации
Определяет и регламентирует:
– сущностные и содержательные аспекты воинской дисциплины, а также круг обязанностей командира (начальника) по ее поддержанию;
– перечень поощрений, применяемых к военнослужащим, права командиров (начальников) по их применению;
– порядок применения поощрений;
– перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на военнослужащих, права командиров (начальников) по их применению;
– порядок наложения дисциплинарных взысканий в повседневной деятельности и в особых случаях;
– порядок приведения в исполнение дисциплинарных взысканий;
– порядок учета поощрений и дисциплинарных взысканий;
– порядок подачи и рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Приказ министра обороны РФ «О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах РФ»
Определяет:
– направления основных усилий органов военного управления и должностных лиц по укреплению воинской дисциплины;
– основные направления воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины;
– направления деятельности командиров и их заместителей по воспитательной работе по организации работы в вопросах поддержания правопорядка и воинской дисциплины.
Приказ МО РФ № 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в ВС РФ»
Определяет и регламентирует:
– сущностные и содержательные аспекты правовой работы в ВС РФ;
-направления правовой работы при различных видах деятельности – так, например, в Разделе VI Правовая работа при проведении мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка конкретизирована деятельность командиров (начальников) при обеспечении условий для соблюдения военнослужащими уставного порядка и требований воинской дисциплины.
Содержание основных мероприятий, осуществляемых младшим командиром
1. Знает, где находятся подчиненные, проверяет их при каждом построении, докладывает об отсутствующих.
2. Следит за выполнением распорядка дня, чистотой и внутренним порядком, требует соблюдения подчиненными воинской дисциплины.
3. Проводит индивидуально-воспитательные беседы с 1-2 военнослужащими из числа подчиненных.
4. Обеспечивает соблюдение правил ношения военной формы одежды, следит за чистотой обуви и обмундирования, за своевременной их починкой, а также проводит утренний осмотр.
5. Докладывает заместителю командира взвода о жалобах, просьбах подчиненных, их проступках и принятых мерах по предупреждению правонарушений, о заболевших Военнослужащих, наложенных взысканиях, поощрениях, случаях утрат военного и государственного имущества.
6. Осматривает имущество и вооружение подчиненных.
7. Обеспечивает соблюдение правил техники безопасности при выполнении учебно-практических занятий и хозяйственных работ.
8. Подводит итоги дня, оценивает отношение подчиненных к выполнению служебных обязанностей и их личную дисциплинированность.
1. Беседует с каждым подчиненным, обращая особое внимание на молодых солдат и военнослужащих, склонных к нарушениям воинской дисциплины.
2. Организует дополнительные занятия с отстающими по изучению общевоинских уставов.
3. Следит за очередностью и справедливым регулированием нарядов среди военнослужащих отделения, их увольнением из расположения части.
4. Докладывает командиру взвода о состоянии воинской дисциплины, принятых мерах по ее укреплению и ходатайствует о поощрении наиболее отличившихся подчиненных, о наказании нарушителей.
5. Подводит итоги учебы и воинской дисциплины за прошедшую неделю и ставит задачи подразделению на предстоящую неделю. Дает оценку каждому подчиненному.
Главным документом, которым регулируется служба в армии, является Федеральный Закон от 28 марта 1998 года №53 «О воинской обязанности и военной службе». Так, в ст.37 обозначена необходимость выполнения всех обязанностей и функций службы в рамках действующего закона. 10 ноября 2007 года Указом Президента России №1495 был утвержден Дисциплинарный Устав ВС РФ, в котором собраны основные правила прохождения службы, а также последствия нарушения требований законодательства. Знание своих прав и обязанностей гарантирует каждому солдату возможность самозащиты от противоправных действий со стороны офицерского состава и других солдат.
В армиях всех государств и еще до нашей эры существовали субординация и необходимость подчинения единым правилам. Однако что касается подсознательной веры в свое предназначение и самопожертвование при защите Родины, то таковые чувства были не присущи военным. Мужчины служили в армии, поскольку надеялись на хорошую финансовую поддержку, а также уважение со стороны соотечественников.
Подобная ситуация была и на территории современной Российской Федерации, но ситуация в корне изменилась, когда страна одержала победу в Великой Отечественной Войне. Это было достигнуто во многом благодаря дисциплине, желании каждого солдата сделать свой вклад в будущее государство, а также самопожертвование, именно поэтому порядок в армии получил новое значение.
В лихие 90-е ситуация снова приобрела другой поворот, когда в рядах военных появились такие понятия, как «дедовщина». Однако с развитием демократического общества обстановка начала стабилизироваться, хотя вернуть полноценную веру военнослужащих в свой вклад пока еще до конца не удалось.
Воинская дисциплина — это свод правил, обязанностей и требований к прохождению службы, который зафиксирован внутренними нормативными документами военной части, а также общефедеральными и региональными законами. Такие правила являются одинаковыми для всего личного состава, независимо от звания и занимаемой должности, а также предусматривают систему наказаний за их злостное несоблюдение. Между тем, военная дисциплина — это также и багаж прав, которые должны, безусловно, гарантироваться каждому солдату.
Гл.1 Дисциплинарного Устава фиксирует, что самое главное — осознание каждым военным своего призвания, а также личной ответственности перед страной и ее народом. Также общими положениями утверждены следующие принципы:
- все пункты Устава и Присяги подлежат неукоснительному соблюдению каждым членом личного состава воинской части;
- строгое следование Конституции;
- добросовестное исполнение служебных задач независимо от риска для собственной жизни и здоровья;
- сохранность имущества;
- защита государственной тайны;
- достойное поведение как внутри части, так и во время пребывания в общественных местах.
То есть, в целом — это формирование моральной устойчивости, самопожертвования, безусловной веры в страну и необходимость ее защиты. Как говорится, что цель оправдывает средства.
Важно! В Уставе прописано, что основной метод формирования у военных собственной ответственности и преданности службе — это убеждение. Однако допускается также применение принудительных мер, если другими способами не удается добиться поставленной задачи.
Мало создать кодифицированный свод правил для всех военных. Нужно еще разработать методы обучения солдат соблюдению этих самых требований. Как показывает практика, метод «кнута и пряника» является самым эффективным. В армии могут использоваться несколько методик:
- убеждение;
- принуждение;
- коллективное воздействие;
- поощрение.
Под убеждением подразумеваются теоретические занятия по этическому образованию. Также проводится психологическая подготовка, цель которой — не только создать правильный моральный кодекс, но и помочь военнослужащим адаптироваться к новым условиям. Дополнительно изучаются статьи Устава.
Принуждение основывается на строгом соблюдении распорядка дня, внутреннего режима, а также формировании скромных бытовых условий. Вопреки желанию солдат устанавливаются равные обязанности военнослужащих по соблюдению процесса боевой и физической подготовки.
Принцип коллективной ответственности активно используется уже давно, и показывает хорошие результаты при достижении поставленных целей. В армии — это проведение только групповых занятий, исключая индивидуальную подготовку. Если хотя бы один из солдат провинился, то наказываются все в равной степени. С одной стороны, виновный должен осознать свою ответственность, а с другой — коллектив будет влиять на служащего, принуждая его к исполнению статей Устава.
В гл.2 Устава расписана система поощрений, которая должна стать эффективным методом формирования чувства ответственности, что способствует соблюдению обязанностей военными. К ним относятся:
- финансовая помощь;
- внесение благодарности в личное дело;
- отправка благодарственных писем родителям;
- поощрение в СМИ;
- ценные подарки.
В целом, поддержание надлежащего правопорядка в воинской части — задача, основывающаяся на психологических приемах и индивидуальном подходе к каждому служащему.
Кроме того, Приказом командиров и начальников за нарушение дисциплины могут применяться меры взыскания. К основным из них относятся:
- выговор (письменный с занесением в личное дело или устный);
- запрет на очередное увольнение;
- привлечение к несению службы в наряде вне установленного графика;
- гауптвахта термином до 10-ти дней.
Кроме того, в крайних случаях за злостные правонарушения применяется наказание в виде ареста, которое не может длиться больше 6-ти месяцев. Можно выделить такие способы улучшения состояния воинской дисциплины:
Видео (кликните для воспроизведения). |
- непрерывное проведение занятий и специальной подготовки;
- разработка механизмов преждевременного выявления нарушений;
- стимулирование солдат;
- профилактика нарушений.
Несоблюдение норм Устава является актуальной проблемой, как во время прохождения срочной службы, так и после подписания соответствующего контракта.
Если вы можете поделиться своим опытом или личным мнением касательно соблюдения Устава, а также насущных проблем армейской дисциплины, добро пожаловать в раздел «Комментарии».
Тема: Воинская дисциплина. Сущность и правовые основы ее укрепления 4575
Количество учебных часов – 6 час.
Место проведения занятия – учебный класс.
Актуальность темы:
Знание и соблюдение требований воинской дисциплины, умение правильно применять дисциплинарные методы воздействия на военнослужащих даст возможность офицеру юрисконсульту правильно организовать правовую работу в воинских подразделениях ВС РК. Даст возможность юрисконсульту проводить в жизнь требования законодательной базы Республики Казахстан, воинских уставов и других нормативно-правовых актов. Поможет в получении достоверных фактов, выявлении и профилактики неуставных взаимоотношений, воинских преступлений и тд.
Цель занятия:
Раскрыть студентам понятие: Воинская дисциплина.
Сущность и правовые основы ее укрепления.
Занятие № 1. Воинская дисциплина. Сущность и правовые основы ее укрепления.
Рекомендуемая литература: Дисциплинарный устав ВС РК. Комментарий к уголовному Кодексу РК. Ред. И.С. Борчашвили.
1.Определение воинской дисциплины.
Важнейшим условием боеспособности и постоянной боеготовности войск является воинская дисциплина.
Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных Конституцией и Законами Республики казахстан, воинскими уставами и приказами командиров (начальников), а также норм поведения и взаимоотношения между военнослужащими.
Боевая готовность, ее содержание и слагаемые.
Задачи личного состава по повышению бдительности, боевой готовности и укреплению воинской дисциплины в свете требований Президента Республики Казахстан – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Казахстан.
Республика Казахстан занимает важное геополитическое положение в Центрально-Азиатском регионе. Казахстан – первое государство в мире, добровольно отказавшееся от ядерного оружия. И несмотря на это, нашей стране предоставлены всеобъемлющие гарантии безопасности со стороны пяти ядерных держав.
В стратегии развития страны первым и наиболее важным приоритетом определена национальная безопасность, которая предполагает наличие хорошо оснащенных и боеспособных Вооруженных Сил, готовых дать достойный отпор любому агрессору, посягнувшему на суверенитет и территориальную целостность.
Под руководством Президента Н.А. Назарбаева реализуется система мер обеспечения национальной безопасности, в основе которой, наряду с укреплением коллективной безопасности, проведением мирной взаимовыгодной политики дружбы и сотрудничества с другими державами, огромное внимание уделяется созданию и совершенствованию своей оборонной системы в виде успешно функционирующих Вооруженных Сил Республики Казахстан. Только Вооруженные Силы по своему назначению и содержанию деятельности выступают конкретным средством отражения агрессии.
9 ноября 1999 года на заседании Совета безопасности страны, под председательством Президента РК Нурсултана Назарбаева, принята стратегия национальной безопасности на 1999 – 2005 годы. В стратегии проанализировано состояние внешней, военной, экономической, экологической и информационной безопасности страны, обозначены возможные наиболее острые угрозы нашей национальной безопасности и определены пути их устранения, при этом особое внимание было уделено возникновению очагов локальных вооруженных конфликтов по периметру нашей республики. Принятая стратегия является базой для деятельности всех государственных структур страны, в том числе и для Вооруженных Сил, в сфере обеспечения национальной безопасности.
Глава нашего государства с целью создания современной и эффективной армии, уделяет первостепенное внимание строительству и модернизации Вооруженных Сил, повышению уровня их профессиональной подготовки и боеготовности, оснащения современными средствами вооружения. Он требует постоянно укреплять материальную базу и пополнять кадровый состав высококвалифицированными специалистами. Президент страны сказал, что это должна быть немногочисленная по составу, но мобильная, хорошо оснащенная и высокотехнологичная армия, с хорошей огневой мощью, способная совершать быстрые и эффективные маневры и в кратчайшие сроки решать любые задачи на огромных просторах нашей страны. Это – армия, оснащенная автоматизированными системами управления войсками и оружием, современными средствами связи и навигации. Это профессиональная армия, где будут служить истинные патриоты своей Отчизны, для которых честь и независимость Родины будут превыше всего. Это – армия, в которой не должно быть должностных преступлений и злоупотреблений. Это – армия, служба в которой будет мечтой многих молодых людей, служба действительно почетная и престижная.
В настоящее время проводится активная работа по реформированию Вооруженных Сил Республики Казахстан. При этом мы руководствуемся интересами собственной безопасности, оборонными интересами дружественных государств в рамках оборонительного союза, необходимостью сохранения и развития единого военно-стратегического пространства, положительным опытом передовых стран при строительстве армии.
Подготовлена база поэтапного перевода Вооруженных Сил на профессиональную основу. Одновременно принят ряд практических мер по профессионализации частей и подразделений Сил воздушной обороны, как наиболее технически насыщенного вида Вооруженных Сил Республики Казахстан.
Вместе с тем надо отметить, что создавалась наша армия не в одночасье и не на пустом месте. Казахский народ имеет более чем трех тысячелетнюю историю, вместе с народом развивались и его воинские формирования. Об этом хорошо сказано в недавно вышедшей в свет книге Н.А. Назарбаева «В потоке истории». Не случайно книга главы государства стала предметом обсуждения в ходе научно-практической конференции в Военной академии, и «круглых столов», проведенных в соединениях и частях Вооруженных Сил. Примечательно, что эта книга проникнута стержневой идеей консолидации народов Казахстана на славных героических и боевых традициях наших предков. Военная история подтверждает выводы главы государства о славном боевом прошлом казахского народа.
«Нам не будет прощения, если мы утратим государственность, поступимся стратегическими основами суверенности, своими землями и ресурсами». Эти слова Президента страны прежде всего адресованы – военным.
На встрече с военнослужащими 7 и 9 мая 1999 года в городе Астане Президент страны – Верховный Главнокомандующий отметил: «Вооруженные Силы должны стать слаженным и эффективным организмом, имеющим оптимальную систему мобилизационной и боевой подготовки органов управления и войск, всех видов обеспечения».
Что касается основных позиций деятельности Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил в ближайший период Президент Республики Казахстан сформулировал их следующим образом:
Первое. Совершенствование военной доктрины. Поддержание высокого уровня мобилизационной и боевой готовности. Углубление военной реформы в соответствии со Стратегией развития Республики Казахстан до 2030 года.
Второе. Укрепление оборонной промышленности Казахстана, в том числе, через активизацию международного военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
Третье. Дальнейшее развитие и углубление международного военного сотрудничества с четким и ясным пониманием национальных интересов и достижением конкретных целей. Наращивание миротворческих усилий в рамках Программы «Партнерство во имя мира», активизация участия казахстанских военных в миротворческих структурах ООН.
Четвертое. Развитие военной инфраструктуры государства.
Пятое. Принятие конкретных мер по профессионализации Вооруженных Сил, сокращение призывного контингента с одновременным повышением удельного веса военнослужащих контрактной службы.
Шестое. Укрепление бытовой и материальной базы Вооруженных Сил с максимальным использованием внутренних возможностей. Повышение самостоятельности воинских частей в вопросах тылового обеспечения. Адаптация к новым финансово-хозяйственным отношениям.
Седьмое. Разработка и реализация принципиально новых, с учетом мирового опыта, подходов, конкретных мер по поддержанию дисциплины, морально-психологического состояния войск.
В настоящее время приведение войск в боевую готовность по сигналу тревоги должно измеряться не часами, а считанными минутами. Только такая высокая степень готовности может обеспечить решение боевых задач.
Что значит для воинов-казахстанцев быть в боевой готовности? Это значит быть готовым в любую минуту по приказу Президента – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами выступить на защиту Республики Казахстан.
Быть в постоянной готовности также означает:
–мастерски владеть вверенной боевой техникой и оружием;
– точно соблюдать воинские уставы, наставления, инструкции, требования дисциплины;
– совершенствовать способы ведения боевых действий;
– улучшать систему и методы управления.
Боевая готовность – понятие не отвлеченное. В наше время от уровня боевой готовности каждого воина- казахстанца зависит безопасность народа.
Боевая готовность частей и подразделений основана на понимании каждым воином-казахстанцем всей глубины личной ответственности за защиту Республики.
Боевая готовность – это прежде всего высокое боевое мастерство личного состава, умение вести современный бой по всем правилам военной науки, полностью используя боевую технику и оружие. Это и высокая организованность и твердость управления, дисциплина, быстрота и четкость действий по боевой тревоге каждого воина расчета, боевого поста, экипажа, отделения.
Неукоснительными условиями высокой боевой готовности являются:
–бдительность;
– строгое соблюдение режима секретности;
– безупречное несение внутренней и караульной службы, боевого дежурства.
В основе боевой готовности находится крепкая воинская дисциплина.Ее требования должны выполняться всеми военнослужащими. Только при этом условии можно в любой самой сложной обстановке решить поставленную боевую задачу.
Чтобы быть в состоянии высокой бдительности и боевой готовности каждому из воинов-казахстанцев надо глубоко знать и выполнять требования общевоинских уставов, наставлений, инструкций по многим вопросам, но прежде всего требований организации боевого дежурства, караульной и внутренней служб.
Каждый солдат, находясь на своем месте, выполняет только на него возложенные обязанности. Но в работе каждого воина решается не только его задача, решается задача всего подразделения. Если один из отделения, экипажа сработает несвоевременно или допустит неточность в выполнении той или иной операции, то он задержит работу всего подразделения и тем самым может сорвать выполнение задачи в целом.
Задачи личного состава по повышению бдительности, боевой готовности и укреплению воинской дисциплины в свете требований Президента Республики Казахстан – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Казахстан .
Вопросы национальной безопасности государства, бдительности и боевой готовности Вооруженных Сил Республики Казахстан находятся в тесном взаимодействии. Задачи по поддержанию высокой бдительности и боевой готовности, укреплению правопорядка и воинской дисциплины, в целях обеспечения устойчивой национальной безопасности конкретизированы в приказах Министра обороны.
Приказ Министра обороны ставит перед всеми категориями военнослужащих главную задачу – поддержание боевой и мобилизационной готовности на уровне, обеспечивающем реагирование на существующие и потенциальные угрозы военной безопасности страны, гарантированную защиту суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан в условиях процесса реформирования Вооруженных Сил.
Перед рядовым и сержантским составом определены следующие задачи:
– прилагать свои силы, знания, умения и опыт для повышения боевой готовности;
– качественно овладевать штатным оружием и боевой техникой, поддерживать их в постоянной боевой готовности;
– на деле проявлять казахстанский патриотизм, верность военной присяге, ценностно относиться к государственным символам Республики Казахстан, законам Республики Казахстан, общевоинским уставам, приказам министра обороны;
– создавать в воинских коллективах обстановку войскового товарищества, взаимопонимания и дружбы между воинами различных национальностей;
– с высокой ответственностью выполнять воинский долг, глубоко осознавать государственную значимость выполняемых задач, проявлять безупречную дисциплину и исполнительность, высоконравственное поведение;
– вести борьбу за экономию боеприпасов, моторесурсов, имитационных и других материальных средств;
– повышать выносливость, закалку, обеспечивать физическую готовность к применению боевой техники и оружия в условиях больших физических нагрузок, психологического напряжения и других неблагоприятных факторов боевой деятельности;
– строго выполнять порядок и правила, установленные Законами и воинскими уставами;
– максимально использовать возможности государственно-правовой подготовки для повышения своей правовой культуры, тем самым способствовать предупреждению правонарушений в части (подразделении);
– принимать активное участие в изучении государственного и русского языков;
– улучшать внешний вид и строевую подтянутость.
Задачи сложные, ответственные и потребуют от военнослужащих применения многих сил, терпения, знаний, преодоления всевозможных трудностей. Но они реальны и выполнимы.
Затрагивая вопросы воинской дисциплины естественно мы обращаемся к вопросу понятия юридической ответственности военнослужащих.
Правовые основы, формы и методы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении
проведения занятия по общественно-государственной подготовке
с военнослужащими войсковой части
ТЕМА: «Правовые основы, формы и методы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении».
Воспитательные цели:
— укреплять уверенность личного состава в том, что солдатский труд невозможен без проявления дисциплинированности;
— формировать убеждение в необходимости соблюдения верности присяге, высокой исполнительности и ответственности за выполнение воинского долга.
Учебные цели:
— формировать у военнослужащих четкое представление о сущности и содержании
— убедить личный состав в необходимости работы над собой по выработке качеств,
— отвечающих потребностям службы.
Вопросы: 1.Сущность и содержание воинской дисциплины.
2.Формы и методы укрепления воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.
Дата: ________
Время: 2 часа
Место: клуб части
Рекомендуемая литература:
— На службе Отечеству. Книга для чтения по ОГП солдат, сержантов ВС РФ. 1999 г.
— «Ориентир» № 2 – 2001 г.
Метод проведения: лекция.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Вся героическая история отечественных Вооруженных Сил свидетельствует о том, что солдатский труд, великие ратные деяния невозможны без проявления дисциплинированности. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя при этом верность воинской присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга – все то, что по сути и является дисциплиной.
Понятие «дисциплина» в трудах античных философов трактовалось как «повиновение законной власти», «хороший порядок», «согласованность действий».Оно также рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, важное личностное качество. Платон отмечал: «Дело обстоит так: кто где занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, то там… и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью и всем, кроме позора».
Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Она – необходимое условие нормального существования любого общества.
Первыми отечественными документами, в которых затрагивались вопросы воинской дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха. В них излагались требования воеводам — быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам — беспрекословно выполнять приказы.
Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. Современная война предполагает выполнение задач с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины.
Воинская дисциплина является разновидностью государственной дисциплины. Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов государственной дисциплины обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности и т.д. понятие «воинская дисциплина» включает в себя: обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих; совпадение целей дисциплины и законности; детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности; повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы; обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями; дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке; единство безусловного выполнения установленных норм и проявление активности, самостоятельности и творчества.
Современный Военный Энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как строгое и точное выполнение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ. Это значит, что отправной точкой как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащих. Дисциплина основывается на осознании каждым из них своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на проявлении преданности своему народу. Причем дисциплина не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть, во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу; во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.
Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создает в воинском коллективе здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и дает возможность с высокой эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.
Без дисциплины армия сушествовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих. Воинская дисциплина – это основа боеготовности Вооруженных Сил.
С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является высокоэффективным средством социального управления.
В ходе коллективной деятельности и с помощью устоявшихся норм, традиций, обычаев люди научились соблюдать определенные правила, что способствует эффективному решению стоящих задач.
Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Можно сказать, что сущность сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимания их необходимости и в устойчивой привычке их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.
Существует несколько подходов к проблеме укрепления воинской дисциплины:
А) индивидуально-личностный подход, где главное – формирование и развитие дисциплинированности у военнослужащих;
Б) управленческий, где роль воспитателя является решающей;
В) социально-педагогический, смыслом которого является влияние педагогически организованной социальной среды на поступки и поведение военнослужащих.
Выбор путей и способов укрепления воинской дисциплины предполагает реализацию этих подходов в комплексе.
Индивидуально-личностный подход обычно занимает значительное место в деятельности офицеров по укреплению воинской дисциплины. Воспитание дисциплинированности предполагает вооружение воинов подразделения суммой знаний о нормах, вытекающих из уставов, наставлений; правилах, сложившихся в дивизионе. Доведение этой информации до военнослужащих приводит их к мысли о важности дисциплины и необходимости следования всем ее предписаниям. Многое здесь зависит от содержания информации, образности языка, простоты и доступности устной речи воспитателя, разъясняющего те или иные требования. Уставная организация службы подразделения, его учебы и быта побуждает к выработке привычек дисциплинарного поведения. Дисциплинированность в этом случае можно рассматривать как результат сознательного элемента, помноженного на многократные тренировки в выполнении дисциплинарных действий. Организуя повседневную учебно-воспитательную работу в подразделении, следует соблюдать условия, способствующие выработке привычек дисциплинарного поведения. К ним относятся:
— понимание воином тех или иных заданий,
— постоянное наращивание их сложности,
— действенный контроль за поведением военнослужащих, стимулирование их настойчивости, самостоятельности.
Предпосылкой эффективности в такой работе является глубокое знание индивидуальных особенностей подчиненных, их сильных и слабых сторон.
Дисциплинированность военнослужащих – не самоцель, а средство повышения боеготовности подразделения. И этот процесс идет успешнее, когда все действия осуществляются «… не столько в области дисциплины, сколько во всех остальных областях жизни и работы», — отмечал А.С. Макаренко. Вот почему следует добиваться в первую очередь совершенствование процессов боевой подготовки, службы войск, режима жизни и быта подразделения. Опыт показывает, что различие между лучшими и худшими подразделениями состоит не в объеме и глубине работы на этапе разъяснения и мобилизации, а в действиях по организации выполнения решений и планов.
Однако было бы наивно полагать, что воинская дисциплина кроется лишь в личной дисциплинированности; процесс ее формирования сложный, длительный и противоречивый. Командир подразделения не может ждать, когда каждый из его подчиненных осознает целесообразность уставного порядка. Поэтому наряду с воспитанием дисциплинированности он должен стремиться совершенствовать свою управленческую деятельность. Воздействуя на цели, мотивы, организацию, способы деятельности, он приводит поведение воинов в нужное русло.
Что же конкретно делает командир для укрепления воинской дисциплины и уставного порядка? Проявляя требовательность, он вырабатывает у воинов уважение к приказам, убеждает в необходимости их пунктуального выполнения. Офицер, строго спрашивающий за упущения, последовательный в своей требовательности, чаще пользуется у подчиненных авторитетом, уважением. И наоборот, непоследовательность в своих требованиях, недоверие, чванство, грубость, необъективность создают стену отчуждения, снижают результативность работы по укреплению дисциплины в подразделении.
Требовательность выражается в форме приказа, предостережения, распоряжения; она должна направляться не на саму личность, а на ее поступки во избежание ущемления самолюбия и достоинства воина.
Управление поведением военнослужащих предполагает также активное использование дисциплинарной практики, под которой предполагается совокупность применяемых поощрений и взысканий, умелое применение критики.
Поддержание воинской дисциплины в подразделении предполагает сплочение его коллектива, формирование в нем социально значимых установок, взглядов, ценностей. Поэтому наряду с воспитанием дружбы, товарищества и коллективизма офицерам следует глубоко изучать и правильно влиять на общественное мнение, реальные взаимоотношения воинов.
Таким образом, укрепление воинской дисциплины в подразделении является делом сложным, многоплановым, противоречивым. Здесь многое зависит от факторов социального порядка, исполнительности и дисциплинированности солдат, настойчивости и мастерства офицеров-воспитателей.
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.