Описание страницы: правомерно ли отражать проводку в бюджетном учете учреждения по начислению налогов за 2019-2020 год от профессионалов для людей.
Содержание
Первоочередное и самое ожидаемое изменение: в силу вступили новые федеральные стандарты бухгалтерского учета 2019. Напомним, что обновление ПБУ бюджетной сферы началось еще в 2019 году. Так, с 01.01.2018 были введены первые пять ФСБУ. Год 2019 стал вторым этапом переходного периода.
В действие вступили новые Приказы Минфина, которые регламентируют порядок и ключевые принципы применения в учреждениях государственного сектора следующих направлений:
- Отчет о движении денежных средств — Приказ № 278н. Нормативы данного ПБУ следует применять к отчетности за 2019 год, однако имеется исключение. Отчетную информацию о производных финансовых инструментах следует отражать в отчетности только за 2020 год.
- Учетная политика, оценочные значения и ошибки — Приказ № 274н. Положения данного НПА следует применять с начала нового года. Учетную политику учреждения на 2019 г. придется составлять уже по новым правилам.
- Доходы — Приказ № 32н. Устанавливает общие положения и требования к оценке и признанию такого объекта бухгалтерского учета, как доходы.
- События после отчетной даты — Приказ № 275н. Данный норматив определил ключевые инструкции об отражении событий, возникших после отчетной даты. Повторимся, что данные инструкции следует применять при составлении отчетности за 2019 г.
- Влияние изменений курсов иностранных валют — Приказ № 122н. Нововведения регламентируют порядок определения стоимости валютных объектов бухгалтерского учета.
Чиновники не стали ограничиваться введением новых кодов, а полностью изменили порядок применения БК и КОСГУ. Так, с 01.01.2019 вступает в силу Приказ Минфина № 209н, устанавливающий новый порядок применения КОСГУ.
А новые правила формирования и применения кодов бюджетной классификации отражены в Приказе № 132н. Отметим, что ранее данный порядок был регламентирован Приказом № 65н. Новый НПА не содержит указаний об отмене действия положений Порядка 65н. Однако, по сути, новый документ полностью заменяет старую инструкцию.
Изменений много, но они не глобальны. В основном бюджетная классификация сохранила свою структуру. Обновлены названия некоторых кодов и группировок. Но есть и смысловые изменения. Так, к примеру, детализированы группы расходов и доходов бюджетной классификации. Подробнее об изменениях читайте в специальной статье «Изменения по КБК с 2019 года: что важно знать бюджетникам и НКО».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Обновления бухгалтерской отчетности учреждений бюджетной сферы скорректировали не только бланки, но и формат предоставления информации. Теперь бюджетники могут формировать отчетность только в электронном виде. Данные коррективы были подписаны Президентом РФ и опубликованы 28.11.2018 (изменения в закон № 402-ФЗ).
Стоит отметить, что ранее отчетность считалась составленной только после того, как бумажный вариант бухотчета был подписан руководителем учреждения. В 2019 году бумажный отчет не обязателен, требуется только электронный формат.
Обратите внимание, что если в отношении учреждения имеются распоряжения, постановления, законы, либо иные НПА, обязывающие формировать отчетность на бумажных носителях, то придется подготовить и бумажный вариант бухотчетности.
Данные изменения не касаются обязательств учреждений перед ФНС. Как и ранее, годовые бухгалтерские отчеты можно сдавать на бумажных носителях либо в электронном формате. Срок остался прежним — не позднее 3 месяцев с окончания отчетного периода, то есть до 31 марта. Однако 31.03.2019 — воскресенье, следовательно, отчитаться перед ФНС нужно до 01.04.2019.
Чиновники изменили сроки, в которые необходимо утвердить государственной задание. Так, Постановление Правительства РФ № 849 от 19.07.2018 устанавливает, что госзадание на 2019 год нужно утвердить не позднее 15 рабочих дней с момента доведения ЛБО получателю средств федерального бюджета. Напомним, что ранее срок исчислялся от дня, в котором главный распорядитель утвердил ЛБО. Срок также исчислялся 15 рабочими днями.
ПФХД на 2019 год составляйте по старым правилам. Обратите внимание, законодатели уточнили порядок заполнения некоторых граф ПФХД. Все коррективы закреплены в Приказе Минфина России от 30.10.2018 № 221н. Учтите, что план финансово-хозяйственной деятельности в текущей редакции будет действовать последний год. Чиновники уже утвердили новые требования к составлению ПФХД (Приказ от 31.08.2018 № 186н). Обновится не только бланк, но и требования к составлению.
Бюджетные сметы на 2019 год все казенные учреждения обязаны составлять по новым правилам. Данный порядок вступил в действие уже с 25.03.2018. Однако применять его следовало только при составлении бюджетных смет на 2019 г. (Приказ Минфина № 26н).
Чиновники изменили структуры сметы, ввели новые разделы. Теперь в документе придется отражать не только показатели текущего финансового года, но и сведения о плановом периоде. Дополнительно к новому формату чиновники утвердили 95 новых обоснований для бюджетной сметы. Заполнять данные обоснования придется по новым правилам — Приказ Минфина России от 20.06.2018 № 139н.
Изменены и сроки утверждения бюджетных смет, сведения о которых являются государственной тайной. Такой документ должен быть утвержден не позднее 20 рабочих дней с момента доведения ЛБО. В остальном сроки сохранили — 10 рабочих дней с доведения ЛБО.
Утвержденную смету с обоснованиями следует направить в адрес ГРБС не позднее следующего дня за датой утверждения.
Многочисленные коррективы коснулись и действующего фискального законодательства. Налоги 2019 изменились существенно. Один только НДС поднялся на 2 % и составил 20 %. А движимое имущество исключили из объектов обложения по налогу на имущество организаций. К тому же чиновники скорректировали некоторые формы отчетности. Например, обновили справку 2-НДФЛ, декларацию по имуществу и многое другое.
Подробнее обо всех изменениях 2019 г. читайте в специальной статье «Все изменения по налогам на 2019 год».
Все изменения в бухучете с 2019 года таблица в себя включает. Используйте ее как памятку во время работы.
Обзор важных изменений в бюджетном учете с 2019 года
Автор: Инна Хлевняк, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, февраль 2019 г.
В январе вступили в силу нормативные акты, касающихся порядка ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности государственных (муниципальных) учреждений.
Федеральные стандарты учета государственного сектора
При ведении бухгалтерского и бюджетного учета государственным учреждениям с 01.01.2019 дополнительно к ранее введенным необходимо применять федеральные стандарты (утверждены приказами Минфина РФ: от 30.12.2017 № 275н; от 30.12.2017 № 278н; от 27.02.2018 № 32н; от 30.05.2018 № 122н):
«Отчет о движении денежных средств»;
«Учетная политика, оценочные значения и ошибки»;
«События после отчетной даты»;
«Влияние изменений курсов иностранных валют».
Составлять бюджетную (бухгалтерскую) отчетность по этим стандартам государственные учреждения должны начиная с отчетности 2019 г.
Исключение составляют положения стандарта «Отчет о движении денежных средств» по отражению информации о производных финансовых инструментах. Их необходимо будет учитывать только в отчетности за 2020 г.
В середине 2018 г. Минфин принял документ – Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ (приказ Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н). Он должен применяться при составлении и исполнении бюджетов на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг.
Приказ не содержит положений, отменяющих Указания № 65н, однако, по сути, новый порядок их заменяет.
Новый порядок применения КОСГУ регулируется отдельным документом, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н. Действует при ведении учета с 01.01.2019, при составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности начиная с отчетности за 2019 г.
Он предусматривает большую детализацию многих статей, а также введение новых подстатей. Некоторые коды подстатей частично состоят из букв A, B, K, T, Z, к примеру:
12К «Доходы от концессионной платы»;
12T «Доходы от простого товарищества».
Значительной детализации подверглись статьи 110, 540, 550, 560, а также статьи групп 600, 700 и 800.
Обращаем внимание, что Минфин выпустил методические рекомендации, которые помогут учесть особенности нового порядка применения КОСГУ (Письмо от 29.06.2018 № 02-05-10/45153).
Помимо методических рекомендаций в дополнение к Порядку на официальном сайте Минфина (www.minfin.ru) в разделе «Бюджет» – «Бюджетная классификация Российской Федерации» – «Методический кабинет» размещены следующие методические материалы:
Сопоставительная таблица ранее действовавшего порядка применения КОСГУ (Приказ Минфина РФ от 01.07.2013 г. N 65н) и нового порядка.
Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2019 г.
Сопоставительная таблица кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов, применяемых в 2018 г., к кодам, применяемым в 2019 г., увязанная с кодом КОСГУ.
Формирование отчетности бюджетных и автономных учреждений
Начиная с отчетности за 2018 г. необходимо пользоваться обновленным порядком. Соответствующие изменения внесены в Инструкцию №33н (приказом Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н) и коснулись практически всех форм бухгалтерской отчетности:
баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);
сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773);
отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830).
В новом разделе 2 справки по форме 0503710 не только изменено название, но и добавлена графа «По счетам 0105ХХ440». В ней нужно отражать суммы по счетам 0 105 27 440, 0 105 37 440, 0 105 38 440 (дебет счета 0 401 10 131).
Изменения в Инструкцию № 191н (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 244н) опубликованы 28 декабря 2018 г. Применять новшества нужно с отчетности за 2018 г. Например, по обновленным формам следует составить следующие отчеты:
Видео (кликните для воспроизведения). |
справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
отчет о движении денежных средств (ф. 0503123);
отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168);
сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169);
сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173).
Государственные учреждения могут представлять бухгалтерскую отчетность за 2018 г. только в электронном виде. С 28 ноября 2018 г. по Закону о бухучете учреждения вправе составлять и представлять отчетность только в электронном виде. Поэтому они могут сделать так уже начиная с отчетности за 2018 г. Однако если учреждение по закону или договору обязано представлять бумажную отчетность, то придется изготовить ее бумажную копию. Напомним, ранее отчетность считалась составленной только после подписания руководителем ее бумажного экземпляра.
Поправки в НК РФ можно назвать техническими. Учреждения все так же должны представлять налоговикам годовую отчетность в электронном или бумажном виде не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ; Федеральный закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ).
Составление Плана финансово-хозяйственной деятельности
Минфин РФ внес ряд уточнений в правила составления планов ФХД. В частности, графе 3 таблицы 2 плана ФХД государственного учреждения вместо кодов КОСГУ нужно указывать:
по строкам 110 – 180 – коды аналитической группы подвида доходов бюджетов;
по строкам 310 – 420 – коды аналитической группы вида источника финансирования дефицитов бюджетов.
Кроме того, в графе 10 таблицы плановые показатели по доходам от грантов (КВР 613, 623), а также грантов от физлиц, организаций (в том числе международных) и правительств иностранных государств нужно отражать по строке 160, а не 120.
Изменения действуют с 7 декабря 2018 г. (Приказ Минфина РФ от 30.10.2018 № 221н).
Новые требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет, утвержденному приказом Минфина РФ от 20 ноября 2007 г. №112н (далее Приказ №112н) внесены в марте 2018 г. Применять измененный порядок необходимо начиная с составления смет на 2019 г.
Во-первых, изменена структура и увеличено количество разделов сметы:
раздел 1 – для итоговых показателей бюджетной сметы;
раздел 2 – для ЛБО по расходам получателя бюджетных средств;
раздел 3 – для ЛБО по расходам на предоставление бюджетных инвестиций, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также по ряду иных расходов, например, на исполнение судебных актов;
раздел 4 – для ЛБО по расходам на закупки товаров, работ, услуг в пользу третьих лиц;
раздел 5 – для бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств;
раздел 6 – для курсов валют к рублю.
Во-вторых, в смете, кроме показателей текущего периода, нужно отражать и прогнозные показатели.
В-третьих, уточнено, что сметы со сведениями, составляющими гос. тайну, утверждаются не позднее 20 рабочих дней со дня доведения до учреждения ЛБО. Для остальных смет срок прежний – 10 рабочих дней.
В-четвертых, утвержденную смету с обоснованиями направляют ГРБС (РБС) не позднее одного рабочего дня после ее утверждения (Приказ Минфина РФ от 14.02.2018 № 26н).
Особое внимание обращаем на изменение форм обоснований! При составлении и ведении бюджетных смет на 2019 г. федеральным казенным учреждениям нужно использовать новые формы обоснований плановых сметных показателей. Например, им нужно иначе отражать расчеты значений:
фонда оплаты труда и страховых взносов;
денежного довольствия военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания;
иных выплат персоналу, за исключением фонда оплаты труда;
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;
Отдельные требования для федеральных казенных учреждений
В соответствии с п. 2 приказа №112н Минфин РФ утвердил отдельный порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений для федеральных учреждений (приказ Минфина РФ от 20.06.2018 № 141н). Документ устанавливает более подробные по сравнению с общими положениями правила составления смет.
В порядке закреплены основания для изменения показателей сметы. Отдельный раздел посвящен составлению и ведению обоснований (расчетов) плановых показателей.
Следует обратить внимание, что для подведомственных учреждений порядок составления и ведения бюджетных смет утверждает ГРБС.
Госзадание нужно утвердить не позднее 15 рабочих дней со дня доведения получателю средств федерального бюджета ЛБО. Ранее этот срок отсчитывали от даты утверждения ЛБО главным распорядителем бюджетных средств.
Изменения следовало применять, начиная с госзадания на 2019 г. (Постановление Правительства РФ от 19.07.2018 № 849).
Главное отличие в том, что теперь представлять в налоговую и выдавать работникам надо разные справки.
Первая форма сохранила сокращенное название – 2-НДФЛ. У второй краткого наименования нет, только полное – «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (Приказ ФНС РФ от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@).
Новая базовая ставка НДС в размере 20% действует, начиная с отгрузок за I квартал 2019 г. 10% ставку и освобождение от НДС не тронули.
В помощь налогоплательщикам ФНС выпустила разъяснения, как перейти на применение новой ставки (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ).
Восстанавливать НДС при получении средств из бюджета не нужно. Можно принимать к вычету входной НДС по приобретенным за счет субсидий и бюджетных инвестиций товарам, работам и услугам (в том числе ОС и НМА), а также имущественным правам, если деньги выделены без учета НДС. Это должно быть указано в документах о предоставлении субсидии или бюджетных инвестиций.
Уточненные правила можно применять к субсидиям и бюджетным инвестициям, полученным начиная с 2019 года (Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ)
С 1 января 2019 г. движимое имущество не подлежит налогообложению.
Ранее вопрос о том, устанавливать ли налог и с какой ставкой, каждый регион решал самостоятельно. (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ)
Налоговики обновили отчетность по налогу на имущество: ежеквартальные расчеты и декларацию. Декларация пригодится еще не скоро – в отчетную кампанию за 2019 г. А вот ближайший расчет понадобится сдать уже по новой форме (Приказ ФНС РФ от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@).
ФНС обновила декларацию. Поправки затронули порядок заполнения формы юрлицами, которым предоставили земельный участок для строительства жилья. Кроме того, в декларации изменились штрих-коды. Главное же новшество – строка 145 «Коэффициент Ки».
Новая строка 145 «Коэффициент Ки» в разделе 2 нужна для того, чтобы отразить в отчетности изменение кадастровой стоимости земельного участка со дня внесения в ЕГРН сведений об этом.
Чтобы показать изменение кадастровой стоимости, в любом из этих случаев нужно заполнить два вторых раздела по одному участку.
В одном разделе 2 в строке 050 нужно показать первоначальную кадастровую стоимость, а другом – новую кадастровую стоимость. В строках 145 двух разделов 2 потребуется отразить значения коэффициента Ки (с точностью до десятитысячных).
Правила расчета коэффициента Ки зафиксированы в НК РФ.
Они зависят от того, когда в ЕГРН внесены сведения об изменении кадастровой стоимости участка: до (включительно) или после 15 числа месяца(Приказ ФНС РФ от 02.03.2018 № ММВ-7-21/118@).
С 1 января 2019 года перечень обязанностей у бухгалтеров стал иным. Работать придется по-новому, учитывая изменения в законодательстве, которые уже вступили в силу. Мы собрали 10 новых обязанностей бухгалтера в одну статью и получили к ним разъяснения ФНС.
Обязанность № 1. Сдавать новый отчет в центры занятости
Совсем недавно Роструд поручил центрам занятости собирать данные о работодателях, численности их работников, которые не являются пенсионерами. Основание – Письмо Роструда от 25.07.2018 № 858-ПР. С одной стороны, необходимые сведения для Роструда находятся в персонифицированной отчетности, предоставляемой Пенсионному фонду.
С другой стороны, данные об уволенных по инициативе работодателя в таких отчетах отсутствуют. И ни в СЗВ-М, ни в СЗВ-СТАЖ их не найти. Чтобы предоставить сведения в Роструд центру занятости не обойтись без помощи работодателя. Но стала ли такая помощь прямой обязанностью? Нет, это право. И никакого наказания за то, что отчет в центр занятости не предоставлен, нет. Блокировки счета также можно не бояться. Работодатели обязаны отчитываться только о наличии вакансий и работниках-инвалидах (ст. 25 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1). Но все же многие относятся с пониманием и заполняют дополнительную форму, тем более, что ее заполнение не занимает много времени.
Первый отчет центры занятости получили уже в октябре. Например, в Новосибирской и Московской областях была установлена дата – 5 октября. Отчет необходим раз в квартал.
Теперь расскажем о самом бланке. Форма зависит от региона, где располагается работодатель. Как бы не отличались отчеты между собой, в каждом из них есть строка о количестве сотрудников предпенсионного возраста (для мужчин – 1959 года рождения, для женщин – 1964 года рождения).
Отсутствие работников – не повод воздержаться от заполнения отчета. Центрам занятости нужны и нулевки. Сведения примут как по ТКС, так и на обычную рабочую электронную почту. Какой адрес у вашего центра занятости можно узнать на его официальном сайте.
Внимание! Подготовить новый отчет для центров занятости бухгалтеры могут бесплатно в программе “Упрощенка 24/7”.
Узнать про сдачу отчета можно центре занятости по месту регистрации работодателя. Редакция журнала “Упрощенка” собрала адреса по всем регионам РФ.
Образец отчета доступен по ссылке ниже:
Обратите внимание, что во многих регионах отчет сдают уже в декабре. Например, в Москве:
С 2019 года НДС изменится с 18% до 20%. Нововведения коснутся и расчетную ставку. Ее значение станет равным 16,67% (в настоящее время 15,25%). Основание – Федеральный закон от 03.08.2018 № 303. Многие компании и ИП на общем режиме уже начали подготовку к работе согласно будущим изменениям, ведь цены в договорах с контрагентами нужно пересмотреть, иначе продавец может финансово пострадать. Все решают условия договора.
Рассмотрим на примере. Как известно, при получении авансовых платежей НДС уплачивается в бюджет в момент получения аванса. При последующей отгрузке НДС исчисляется со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). НДС с аванса принимается к вычету. Возможны 3 ситуации в зависимости от условий договора между продавцом и покупателем:
1. Цена товара указана в договоре с учетом НДС. Например, «стоимость товара составляет 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб.».
Получив стопроцентную предоплату в 2018 году, поставщик выставляет счет-фактуру на аванс на сумму 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб., и уплачивает налог в бюджет (18 000 руб.) Отгружая товар в 2019 году, поставщик исчисляет НДС расчетным методом и выставляет счет-фактуру на 118 000 руб., но НДС указывает не 18%, а 20% (19 666,67 руб.). В момент отгрузки НДС с аванса принимается к вычету (18 000 руб.).
2. Цена товара в договоре указана без НДС и, в то же время, из условий договора нельзя сделать вывод о том, что налог не учтен в цене, а значит, НДС включен в цену товара по умолчанию.
В данном случае, как и в первой ситуации НДС, будет исчислять расчетным методом. Поставщик должен выделить налог из цены товара.
3. Цена товара в договоре указана без НДС, но из условия договора следует, что налог не заложен в стоимость. Следовательно, его необходимо начислить сверх стоимости товара.
Получив стопроцентную предоплату в 2018 году, поставщик выставляет счет-фактуру на аванс на сумму 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб., и уплачивает налог в бюджет (18 000 руб.). Отгружая товар в 2019 году, поставщик исчисляет НДС и рассчитывает налог по ставке 20% сверх цены. Таким образом, счет-фактура на отгрузку выставляется на сумму 141 600 руб., в том числе НДС 23 600 руб.
На приведенных выше примерах отчетливо видно, что в первых двух ситуациях из-за повышения ставки НДС страдает больше продавец. Он получает от клиента меньше средств нежели этого было ранее. Связано это с тем, что цена товара осталась неизменной.
В третьем случае стоимость товара возросла, так как по условиям договора между продавцом и покупателем НДС рассчитывается сверх стоимости. Следовательно, продавец ничего не потерял, а вот покупатель – да. Он уплатил больше из-за повышения ставки НДС.
Таким образом, очень важно пересмотреть условия договоров с клиентами и вовремя изменить цену товара особенно, если она указана с НДС или из условий договора следует, что НДС включен в стоимость товаров (работ, услуг) по умолчанию. Возможно, что с учетом изменения НДС следует пересмотреть и другие пункты договора.
Обязанность № 3. Считать зарплату и пособия с учетом нового МРОТ
Федеральный и региональный МРОТ периодически пересматриваются. Повышение минималки отражается на обязанностях как сотрудника отдела кадров, так и бухгалтера по зарплате:
- во-первых, к трудовому договору необходимо оформить дополнительное соглашение (если размер заработной платы равен минимальному размеру оплаты труда)
- во-вторых, следует учитывать новый МРОТ при расчете заработной платы и пособий
Напомним, что расчет пособия производится, исходя из минимального размера оплаты труда, когда:
- в расчетном периоде отсутствует заработная плата или ее уровень ниже установленного минимума
- стаж работника составляет менее 6 месяцев
- сотрудник нарушил больничный режим (для пособия по временной нетрудоспособности)
Таблицу МРОТ по регионам РФ смотрите на сайте журнала “Упрощенка”.
Обязанность № 4. Платить взносы с зарплаты по новым ставкам
Общий тариф страховых взносов в 2019 году останется без изменений – 30%, из них:
- 22% – в Пенсионный фонд
- 5,1% – в Фонд обязательного медицинского страхования
- 2,9% – в Фонд социального страхования
А вот предельная величина для расчета страховых взносов возрастет. На момент написания статьи эксперты прогнозируют, что предельная величина для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит 1 150 000 руб., на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 865 000 руб. Следует обновить программное обеспечение и заранее известить о грядущих изменениях руководство, ведь нагрузка на работодателя увеличится.
Таблицу ставок смотрите на сайте журнала “Упрощенка” “Ставки взносов 2019“.
Бланк 2-НДФЛ изменен (Приказ ФНС России от 17.01.2018 № ММВ-7-11/19@), поэтому требуется ознакомиться с новым порядком заполнения формы. Отметим, что нововведения были вызваны тем, что «старый» бланк не позволял предоставлять сведения о доходах физических лиц за налогового агента его правопреемником.
Обязанность № 6. Получать информацию из ПФР о предпенсионерах
С 1 января 2019 года Пенсионный фонд начнет извещать работодателей о наличии у возрастного сотрудника права на два выходных дня диспансеризации. Но для того, чтобы получить такое сообщение по телекоммуникационным каналам связи, необходимо уже сегодня позаботиться о переходе на новое программное обеспечение.
Для получения сведений о работниках предпенсионного возраста работодателям необходимо заключить доп. соглашение об информационном взаимодействии об информационном взаимодействии к действующему документу «Об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи». Подписанное в 2-х экземплярах дополнительное соглашение требуется направить в адрес Управления ПФР по месту регистрации компании, либо принести лично в Клиентскую службу (на правах отдела) территориального органа ПФР в городе (районе).
Обязанность № 7. Готовить для налоговиков новый отчет
Перед заключением договора с другой компанией необходимо заполнить специальный отчет для подтверждения расходов и подписать его цифровой подписью, предварительно указав сведения по контрагенту, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ИНН, информацию о банкротстве, судебных тяжбах и др.
Суды принимают в качестве доказательств реальности сделки отчет по контрагенту с официальной информацией от Федеральной налоговой службы, подписанной усиленной цифровой подписью. Такой отчет нужно делать каждый раз перед подписание нового договора с компанией. Такой отчет помогает компаниям выигрывать суды у ФНС.
В отчете указывается информация, которая содержится в ЕГРЮЛ, а также еще 33 официальных источниках данных. Так. нужно прописать в отчете информацию об:
- реквизитах компании (ИНН, КПП, ОГРН и др.)
- убытках
- банкротстве
- дисквалификации
- судебных тяжбах
- дате регистрации
- ФИО директора и учредителе
- уставном капитале
- связях с другими компаниями
Новый отчет можно скачать в сервисе «Упрощенка. Контрагенты».
Обязанность № 8. Обновить программное обеспечение касс
Сотрудники налоговой инспекции обновили форматы фискальных документов (Приказ ФНС России от 22.10.2018 № ММВ-7-20/609@). Теперь они соответствуют изменениям, вступающим в силу с 1 января 2019 года (в кассовом чеке будет отражаться ставка НДС 20%, а при необходимости 20/120).
Пользователям ККТ следует также заранее обновить программное обеспечение кассовых аппаратов, чтобы в первом чеке 2019 года, ставка НДС соответствовала налоговому законодательству РФ.
Обязанность № 9. Проверить документы, подтверждающие использование личного автомобиля физлица в работе для целей НДФЛ и страховых взносов
Личное транспортное средства физического лица может использоваться в рамках трудового договора или договора ГПХ. Условия эксплуатации, возмещаемые расходы и вознаграждение физическому лицу должны быть установлены в письменном виде. В письме от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@ ФНС указала, что документами, подтверждающими понесенные затраты, могут быть:
- акты выполненных работ (с расшифровкой видов выполненных работ)
- путевые (маршрутные) листы
- авансовые отчеты с чеками АЗС
- прочие документы
Во избежание споров с проверяющими учтите, что, если автомобиль не принадлежит физлицу на праве собственности, то компенсации, связанные с использованием личного автомобиля для исполнения трудовых обязанностей с согласия, ведома и в интересах работодателя должны облагаться НДФЛ и страховыми взносами. Проверьте, так ли у вас.
Обязанность № 10. Обновить программное обеспечение ПО
С 25 января 2019 года сотрудники налоговых инспекций будут запрашивать данные, необходимые для камеральной проверки декларации НДС, по-новому. Формат запроса и ответа изменили. Об этом ФНС России сообщила в письме от 25.09.2018 № ЕД-4-15/18646@. Помните об этих изменениях и, в случае необходимости, напомните своему оператору электронного документооборота и компании, занимающейся обновлением бухгалтерской учетной системы, провести заблаговременно обновления вашего ПК.
В День бухгалтера 21 ноября журнал «Упрощенка» провел первую онлайн-трансляцию «Изменения-2019: время задавать вопросы». В нашу студию пришли чиновники из ФНС, ПФР, Роструда и эксперты, которые рассказали бухгалтерам про изменения в работе.
Для нашей редакции это было волнительное событие. Мы заранее анонсировали мероприятие и попросили бухгалтеров задавать вопросы. Часть этих вопросов мы озвучили чиновникам, на остальные дадим ответы на страницах нашего журнала. Всего трансляцию в прямом эфире смотрели 21 300 бухгалтеров со всей страны.
Бухгалтеры узнали от представителя Роструда идеальный день уплаты зарплаты за декабрь. Представитель ФНС отметил, что льготы по взносам для упрощенцев с 2019 года заканчивают свое действие, но можно сэкономить на отпусках. Эксперт по проверкам предупредила, что налоговики распределили компании по группам риска и нужно быть внимательными, чтобы не попасть в черный список.
Самые важные новации 2019 года в бухгалтерском учете организаций госсектора
Жизнь бухгалтера государственного сектора не стоит на месте. Вот и новый 2019 год, как щедрый Дед Мороз, готовит новые сюрпризы. Давайте уже сейчас приподнимем завесу грядущего года и рассмотрим все, что он для нас припас. Здесь и пять новых федеральных стандартов, применять положения которых нужно при ведении бюджетного, бухгалтерского учета с 1 января 2019 года и для составления отчетности 2019 года, и изменения в бюджетной классификации, а также налоговые “сюрпризы”.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н (далее – СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”). Стандарт расставляет акценты в недостаточно урегулированных вопросах учетной политики, дает понятие оценочных значений, устанавливает порядок исправления ошибок, а также регулирует отражение в отчетности последствий изменений учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок. Специалистами финансового ведомства письмом от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480 доведены Методические рекомендации по применению СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”. Они не только более подробно разъясняют положения этого стандарта, но и показывают его применение на примерах.
Ранее при формировании и применении учетной политики бухгалтеры государственного сектора довольствовались лишь отдельными положениями Инструкции № 157н, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, СГС “Концептуальные основы”. С 2019 года этот вопрос наряду с названными нормативными правовыми актами регулирует СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”. Рассмотрим наиболее интересные его положения.
В стандарте прямо указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а утверждается – руководителем (п. 8 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).
Пунктом 9 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” установлен перечень документов, утверждаемых в рамках учетной политики.
Как и прежде, установлено требование о применении учетной политики последовательно из года в год (п. 11 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”). То есть ежегодно формировать учетную политику не нужно.
В стандарте приведены случаи и порядок изменения учетной политики (п. 11-14 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).
Введены новые понятия перспективного и ретроспективного применения измененной учетной политики (п. 6 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).
Многие показатели бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности не поддаются точному определению, а могут быть лишь оценены. Этому посвящен раздел IV СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”. Так, к оценочным значениям относятся:
- сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;
- величины оценочных резервов;
- величины амортизационных отчислений;
- величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
В СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности. Причиной ошибки может являться неправильное использование или неиспользование информации о фактах хозяйственной жизни, доступной на дату подписания отчетности (п. 27 СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”).
Согласно СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” ошибки исправляются дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом “Красное сторно” и дополнительной бухгалтерской записью, как и было ранее (в п. 18 Инструкции № 157н). Порядок исправления ошибки и отражения ее исправления в отчетности зависит от:
- даты обнаружения ошибки;
- ее существенности.
В стандарте даны определения различных дат и случаи, в которых важна существенность допущенной ошибки. Кроме того, подробный пример исправления ошибки приведен в Методических рекомендациях от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480.
Таким образом, бухгалтеру госсектора нужно помнить, что при формировании учетной политики, определении оценочных значений и исправлении ошибок в бухгалтерском (бюджетном) учете в 2019 году нужно руководствоваться новым СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”. Он применяется во взаимосвязи с нормами продолжающих действие нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “События после отчетной даты” утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н (далее – СГС “События после отчетной даты”). Методические рекомендации по применению СГС “События после отчетной даты” доведены письмом Минфина России от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005.
Понятие события после отчетной даты в контексте стандарта не меняется по сравнению с приведенным в п. 3 Инструкции № 157н (п. 2 СГС “События после отчетной даты”). К событиям после отчетной даты, к примеру, относятся (Методические рекомендации от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005):
- изменение кадастровой оценки земли после отчетной даты;
- завершение после отчетной даты судебного процесса, которым подтверждается наличие на отчетную дату актива или обязательства;
- ошибка, обнаруженная после отчетной даты (с учетом условий принятия отчетности);
- существенное поступление или выбытие активов, в том числе по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но отраженным в протоколах, актах, подписанных комиссией по инвентаризации и ответственными лицами после отчетной даты.
В то же время поступление в бухгалтерию первичных документов (например, актов выполненных работ) за отчетный год после отчетной даты не относится к событиям после отчетной даты (п. 5 СГС “События после отчетной даты”, п. 1.7 Методических рекомендаций от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005).
- классификацию событий после отчетной даты;
- правила их отражения в бухгалтерском учете;
- правила раскрытия информации о них при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- подтверждающие условия деятельности. Такие события признаются последним днем отчетного периода и раскрываются в отчетности за отчетный период;
- указывающее на условия деятельности. Такие события отражаются в периоде, следующем за отчетным, и раскрываются в Пояснительной записке и (или) Пояснениях, представляемых в составе полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Отчет о движении денежных средств” утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н (далее – СГС “Отчет о движении денежных средств”). Этот нормативный акт устанавливает методические основы формирования Отчета о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств характеризует:
- поступления и выбытия не только денежных средств, но и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию;
- изменение остатков денежных средств.
Эквиваленты денежных средств это вложения в высоколиквидные финансовые инструменты со сроком погашения не более трех месяцев, легко обратимые в заранее известные суммы денежных средств и подверженные незначительному риску изменения стоимости (п. 6 СГС “Отчет о движении денежных средств”).
СГС “Отчет о движении денежных средств” не содержит периодичности представления Отчета о движении денежных средств. В то же время Инструкции по составлению и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности № 191н и № 33н указывают на предоставление этого отчета на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным. Поэтому, по всей видимости, заполнять Отчет о движении денежных средств впервые в 2019 году необходимо будет за полугодие.
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Доходы” утвержден приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н (далее – СГС “Доходы”). СГС “Доходы” применяется при учете доходов и раскрытии о них информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В п. 4 СГС “Доходы” перечислен перечень доходов, в отношении которых его положения не применяются. Это, например, доходы, полученные:
- по договору аренды или безвозмездного пользования;
- от продажи основных средств, нематериальных активов и материальных запасов (за исключением товаров, готовой и биологической продукции) и другие.
Дело в том, что учет перечисленных в п. 4 СГС “Доходы” доходов регулируется соответствующими стандартами, уже вступившими в силу, такими как, СГС “Аренда”, СГС “Основные средства” или ожидающими своей очереди (п. 3, п. 44 СГС “Доходы”).
Для целей бухгалтерского учета критерием признания дохода является возможность получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с совершаемыми операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена (п. 7 СГС “Доходы”).
СГС “Доходы” делит все доходы на 2 обширные группы:
- доходы от необменных операций (например, доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей, доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование, доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов, доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба);
- доходы от обменных операций (доходы от собственности, доходы от реализации).
Классификация доходов осуществляется на основании экономического содержания хозяйственной операции (п. 8 СГС “Доходы”). От группы, к которой будет отнесен доход, будет зависеть порядок его принятия к бухгалтерскому учету – СГС “Доходы” подробно рассматривает каждый случай.
СГС “Доходы” дает понятие доходов будущих периодов. Это доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (п. 7 СГС “Доходы”). В стандарте прямо указаны такие доходы, например, субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 54 СГС “Доходы”).
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Влияние изменений курсов иностранных валют” утвержден приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н (далее – СГС “Влияние изменений курсов иностранных валют”). СГС “Влияние изменений курсов иностранных валют” устанавливает:
- единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
- методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
- порядок раскрытия информации о результатах пересчета в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.
СГС “Влияние изменений курсов иностранных валют” весьма специфичен и не будет так востребован у бухгалтеров госсектора, как, например, СГС “Основные средства”, СГС “Аренда” или СГС “Учетная политика, оценочные значения и ошибки”. В то же время данный стандарт применяется всеми учреждениями государственного сектора (п. 1 СГС “Влияние изменений курсов иностранных валют”). Поэтому тот факт, что учреждение не является загранучреждением и у него отсутствуют объекты бухгалтерского учета, выраженные в иностранной валюте, не говорит о том, что о стандарте можно забыть. Более правильно сказать, что отсутствует (вполне возможно даже временно) объект для применения СГС “Влияние изменений курсов иностранных валют”. А знать и помнить, что в определенных случаях с 2019 года учреждениями госсектора применяется СГС “Влияние изменений курсов иностранных валют” бухгалтеру необходимо.
Продолжение будет опубликовано в ближайшее время.
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.