Отказ в государственной регистрации юридического лица

Описание страницы: отказ в государственной регистрации юридического лица от профессионалов для людей.

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Изображение - Отказ в государственной регистрации юридического лица proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.regberry.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fcontent%2Fimages%2Fotkas-v-registracii-ooo

Обращение заявителей в налоговую инспекцию не всегда заканчивается открытием ООО. Отказ в регистрации юридического лица может быть вызван множеством причин, указанных в статье 23 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

ФНС считает, что процент отказов по заявлениям Р11001 сравнительно небольшой, но для каждого заявителя это неприятная ситуация, которую лучше не допускать. Причины отказа в государственной регистрации юридических лиц можно разделить на несколько групп, предлагаем в них разобраться подробнее.

Документы для регистрации заполнены неверно, неполно или частично отсутствуют

Самая частая причина, по которой налоговый орган выносит решение об отказе в государственной регистрации, это как раз проблемы с документами:

  1. Неактуальный бланк заявления Р11001. Обратите внимание, что в 2018 году действует форма, утвержденная Приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected] Последние изменения в нее вносились 25.05.2016 после введения в действие нового классификатора ОКВЭД-2.
  2. Любые ошибки или неточности при заполнении заявления на регистрацию ООО. Требования к заполнению утверждены приказом № ММВ-7-6/[email protected], и их надо обязательно соблюдать. Основанием для отказа в регистрации может стать даже лишняя точка или знак, внесенный не в свое поле.
  3. Неполный комплект документов. В обязательный перечень, указанный в статье 12 закона № 129-ФЗ, входит решение или протокол об учреждении общества, устав, документ об уплате государственной пошлины и само заявление Р11001. Причем, к каждому из них также установлены свои требования, нарушение которых расценивается, как непредставление документа вообще.
  4. Документ об оплате пошлины имеет неверные реквизиты или, при наличии нескольких заявителей, пошлина оплачена только одним из них.

Изображение - Отказ в государственной регистрации юридического лица proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.regberry.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fcontent%2Fimages%2Fregistraciya-ooo-i-ip-2018

Хотя документы, подтверждающие юридический адрес, не указаны в обязательном перечне статьи 12 закона № 129-ФЗ, однако их отсутствие может привести к признанию адреса недостоверным и последующем отказе в регистрации.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы этого не допустить, в налоговый орган также подается (по выбору):

  • гарантийное письмо при регистрации ООО на нежилое помещение;
  • согласие собственника на создание компании в жилом помещении.

Необходимо также приложить документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости: копия свидетельства или выписка из ЕГРН.

Кроме того, к порокам юридического адреса относятся:

  • наличие незавершенного строительного объекта, разрушенного здания или помещения, где невозможно вести деятельность;
  • по заявленному адресу расположена военная часть или государственный орган;
  • собственник недвижимости заявил о запрете регистрации ООО по этому адресу;
  • по адресу уже зарегистрировано 10 и более юридических лиц, и он признан адресом массовой регистрации.

Фирменное наименование ООО не соответствует требованиям закона

Требования и ограничения к фирменному наименованию общества установлены статьей 1473 ГК РФ. Среди них запрет на:

  • понятия, не соответствующие гуманности, морали, общественным интересам;
  • полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств и органов государственной власти России (федеральных, субъектов РФ, местного самоуправления), а также слова, производные от таких наименований;
  • полные или сокращенные наименования общественных объединений, международных и межправительственных организаций;
  • иноязычные заимствования, отражающие организационно-правовую форму юридического лица (например, Ltd).

Что же касается уникальности названия, то налоговая инспекция не проверяет этот критерий. Соответственно, отказ в государственной регистрации юридических лиц не может быть вызван заимствованием названия уже действующей организации.

Надо только учитывать, что организация-правообладатель фирменного наименования, зарегистрированная ранее, потом может через суд потребовать сменить название, если ООО-тёзка работает в той же сфере.

Если учредитель или руководитель уже имели отношение к деятельности более 10 юридических лиц, то их могут признать массовыми , и на этом основании вынести отказ в регистрации новой компании.

К причинам отказа, связанными с учредителем или руководителем, также относят:

  • судебное решение о дисквалификации руководителя, срок которого еще не истек;
  • учредитель-физлицо лишен права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • учредитель-юрлицо находится в процессе ликвидации;

Дополнительные основания содержатся в пункте 1 (пп. ф) статьи 23 закона «О государственной регистрации».

К сожалению, даже правильно заполненные документы могут привести к отказу в регистрации, если была нарушена процедура их подачи:

  1. Форма Р11001 подписана лицом, не имеющим на это полномочий. Право на подпись заявления на регистрацию ООО есть только у самих заявителей, а не у будущего руководителя или представителя.
  2. Не соблюдена нотариальная форма заверения Р11001. Для заявителей есть возможность обойтись без услуг нотариуса, если они лично обращаются в налоговый орган или документы подписаны усиленной КЭП. В остальных случаях подпись учредителя должен удостоверить нотариус.
  3. Заявитель обратился не в ту инспекцию. Документы для регистрации подают в ИФНС, которой подведомственен юридический адрес организации. Часто это единственная регистрирующая инспекция на город или область (например, 46-ая ИФНС в Москве). Узнать нужные контакты можно в ближайшей налоговой инспекции или на сайте ФНС.

Каждый квартал Федеральная налоговая служба рассылает в налоговые инспекции обзоры судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов. В них приводятся реальные судебные дела, где заявители, в том числе, обжаловали отказ в регистрации юридического лица, но безуспешно. Приведем несколько примеров.

1.Дело №А40-185135/16. В заявлении по форме № Р11001 не был заполнен пункт 2.1 раздела 2, а именно: не был указан почтовый индекс. При этом заявитель считал решение об отказе в государственной регистрации необоснованным, потому что почтовый индекс был указан в гарантийном письме. Соответственно, по его мнению, налоговая инспекция могла самостоятельно внести недостающие сведения об адресе.

Суды всех инстанций признали правоту регистрирующего органа, потому что обязанность по правильному и полному заполнению заявления лежит на заявителе. Налоговая инспекция не обязана исправлять документы с неполными или недостающими данными.

Читайте так же:  Как узаконить перепланировку квартиры стоимость процедуры

2.Дело № А03-10637/2016. В этом деле отказ в регистрации ООО был вызван особенностями заявителя-физического лиц. Ранее заявитель являлся участником другого общества с ограниченной ответственностью с долей уставного капитала в размере 50%. Это юридическое лицо имело перед бюджетом задолженность, признанную безнадежной, и исключено из ЕГРЮЛ. На момент подачи заявления о регистрации новой компании не истек трехлетний срок с даты исключения из ЕГРЮЛ общества, где заявитель был участником.

3.Дело № А60-12861/2016. В нарушение требований закона «Об ООО» решение единственного учредителя не содержало сведений о порядке и сроках оплаты уставного капитала, а также размере и номинальной стоимости доли учредителя. В результате решение было расценено налоговой инспекцией, как непредставленное, а пакет документов, обязательных для регистрации, – неполным.

4.Дело № А73-9914/2016. Отказ в регистрации ООО был вынесен заявителю, который ранее являлся учредителем и/или руководителем нескольких юридических лиц. При этом установлено, что шесть из них были исключены из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившие свою деятельность. На момент подачи заявления о регистрации новой компании не истек трехлетний срок исключения этих организаций из реестра. Кроме того, две компании, где заявитель был руководителем, имели задолженность, безнадежную к взысканию, на суммы 3,8 и 2,2 млн рублей.

Закон предусматривает обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица, поэтому если вы уверены в своей правоте, то можете начать эту процедуру.

Сначала надо обратиться с жалобой в вышестоящую налоговую инспекцию, которая в течение 15 рабочих дней должна дать на нее ответ. Если этот ответ вас не удовлетворил, вы вправе обратиться в Центральный аппарат ФНС, а затем в суд.

Подробнее о том, как провести обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица, можно узнать в главе VIII.1. закона № 129-ФЗ. Минимальные сроки до вынесения первого судебного решения по обжалованию отказа составляют не менее трех месяцев. Учитывая такие длительные сроки, заявители редко обращаются в суд, если им надо быстро зарегистрировать ООО.

А с 1 октября 2018 года вступает в силу норма закона «О регистрации», которая позволяет заявителю в течение трех месяцев после отказа подать документы заново, не уплачивая повторно пошлину. Это хороший шаг навстречу бизнесу со стороны ФНС, и он должен положительно отразиться на снижении процента отказов в регистрации юридических лиц.

Статья 23. Отказ в государственной регистрации

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ в подпункт “а” пункта 1 статьи 23 внесены изменения

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

Об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых документов см. письмо МНС РФ от 11 мая 2004 г. N 09-0-10/1984, письма ФНС от 1 февраля 2005 г. N 14-1-04/253, от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440 и от 30 августа 2005 г. N ЧД-6-09/[email protected]

О порядке заполнения физическими и юридическими лицами документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, см. письма ФНС от 13 января 2005 г. N ШС-6-09/5

Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в подпункт “б” пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ в подпункт “в” пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “г”, вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “д”, вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “е”, вступающим в силу с 1 июля 2009 г.

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “ж”

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в подпункт “з” пункта 1 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом “ж” пункта 1 статьи 14, подпунктом “г” пункта 1 статьи 21, подпунктом “в” пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;

Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “и”

и) получения в соответствии с подпунктом “в” статьи 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;

Читайте так же:  Как писать рапорт на больничный

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “к”

к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “л”

л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “м”

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “н”

н) если физическое лицо – учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “о”

о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “п”

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “р”

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом “в” пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “с”, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона;

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “т”, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “у”, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “ф”, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом “в” или “л” пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

Читайте так же:  Заявление на получение инн физическому лицу

являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом “в” или “л” пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ пункт 1 статьи 23 дополнен подпунктом “х”, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ пункт 1.1 статьи 23 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г.

1.1. Наличие судебного спора или третейского разбирательства о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.

2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ пункт 3 статьи 23 изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации.

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ в пункт 4 статьи 23 внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Основания для отказа в регистрации юридического лица установлены законодательно (п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Часть из них связана с регистрационными документами и содержащимися в них сведениями. Так, вы получите отказ в регистрации ООО, если:

  • не представите документы, необходимые для государственной регистрации. К примеру, решение о создании ООО;
  • не будет соблюдена нотариальная форма представленных документов, установленная Законом;
  • заявление о государственной регистрации организации будет подписано неуполномоченным лицом;
  • ИФНС будет располагать информацией о том, что в документах, представленных на регистрацию, указаны недостоверные сведения об адресе регистрируемой организации;
  • паспортные данные гражданина РФ, указанные в заявлении о регистрации, не будут соответствовать данным, полученным налоговиками от органов МВД РФ (п. 10 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. Постановлением Правительства от 08.07.1997 N 828). Отметим, что эти сведения ИФНС при регистрации проверяет в обязательном порядке (Письмо ФНС от 20.11.2015 N ГД-17-14/[email protected] ).

Кроме того, препятствием для регистрации могут стать претензии налоговиков к лицам, указанным в заявлении на регистрацию. Компанию не зарегистрируют, если:

  • учредителем регистрируемой организации выступает юридическое лицо, которое находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ );
  • учредитель или участник (физлицо) регистрируемой коммерческой организации по решению суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного срока и этот срок еще не истек;
  • лицо (не заявитель), имеющее право действовать от имени организации без доверенности (например, генеральный директор), дисквалифицировано, и срок, на который назначено данное административное наказание, не истек. Аналогично в регистрации откажут, если управляющим организации назначен дисквалифицированный ИП.

Также отказать в регистрации могут и по иным основаниям. В том числе, если:

  • документы будут представлены в ненадлежащий налоговый орган. Зарегистрировать юридическое лицо можно только в определенном регистрирующем налоговом органе субъекта РФ. При этом исполнять надзорно-контрольные функции может и другая инспекция. К примеру, в Москве регистрацией юридических лиц занимается Межрайонная ИФНС N 46;
  • наименование регистрируемой компании не будет соответствовать требованиям федерального законодательства. Так, в названии организации не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов власти (п. 1 ст. 54 ГК РФ), официальные наименования иностранных государств (пп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ) и др.;
  • в течение срока, установленного для регистрации, и до внесения записи в ЕГРЮЛ в инспекцию поступит акт пристава-исполнителя, содержащий запрет на совершение налоговиками определенных регистрационных действий.

С 1 октября 2018 года в Законе появятся еще две причины отказа в регистрации ООО (пп. «ц», «ч» п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ред., действ. с 01.10.2018):

  • несоблюдение требований к оформлению документов, подаваемых на регистрацию. То есть неправильное оформление заявления по форме Р11001 приведет к отказу в регистрации, даже если в нем будут указаны верные сведения;
  • представление документов, содержащих недостоверные данные.

Так что начиная с октября оснований для отказа в регистрации юридического лица у налоговиков будет больше.

Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица

Получив решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, заявитель вправе его обжаловать. Жалобу можно подать в вышестоящий налоговый орган: УФНС или ФНС (п. 1,2 ст. 25.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ). На это дается 3 месяца с даты, когда заявитель узнал об ущемлении своих прав регистрирующим налоговым органом или должен был узнать об этом (п. 2 ст. 25.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Читайте так же:  Как поставить земельный участок на кадастровый учет

Если решить вопрос в досудебном порядке не получится, то заявитель может обратиться в суд (п. 1 ст. 25.2 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ ).

Отказ в государственной регистрации юридического лица

Основания для отказа в регистрации юридического лица

Перечень оснований для отказа в регистрации юридического лица является исчерпывающим. Эти основания перечислены в п. 1 ст. 23 закона «О госрегистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон «О госрегистрации»), среди которых в т. ч. следующие:

  • непредставление в регистрирующий орган необходимого комплекта документов (см. статью «Какие документы нужны для регистрации юридического лица?»);
  • направление документов в ненадлежащий регорган;
  • участие юрлица, данные которого подаются в регорган, в реорганизации или принятие в отношении него решения о ликвидации;
  • несоблюдение установленной формы подаваемых документов;
  • подписание заявления о регистрации организации или внесении изменений в ЕГРЮЛ лицом, не обладающим соответствующими полномочиями;
  • выход из общества всех участников или единственного участника;
  • несоответствие названия организации предписаниям законодательства;
  • поступление до завершения процедуры госрегистрации в регорган судебного акта, содержащего запрет на проведение указанных регистрационных действий, и т. д.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В статье нами приведен неполный список оснований для отказа в регистрации юридического лица. С полным перечнем можно ознакомиться в ст. 23 закона «О госрегистрации».

Кроме того, с 01.10.2018 он будет дополнен еще 2 пунктами, согласно которым ФНС сможет отказать в госрегистрации, если заявитель (п. 12 ст. 1 закона «О внесении изменений. » от 30.10.2017 № 312-ФЗ) представит документы:

  • составленные с нарушением требований к оформлению (на практике данное обстоятельство уже квалифицируется как основание для отказа в процедуре, см. п. 1.1 письма ФНС России «О направлении. » от 06.07.2017 №ГД-4-14/[email protected]);
  • содержащие недостоверные сведения.

Действия регистрирующего органа при отказе в государственной регистрации юридического лица

Решение об отказе в проведении данной процедуры может быть вынесено компетентным сотрудником регоргана в пределах 5 дней с момента получения документов (п. 3 ст. 23 закона «О госрегистрации»).

Такое решение оформляется в письменном виде. Его обязательным атрибутом является ссылка на конкретное нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 23 закона «О госрегистрации».

Документ, содержащий решение об отказе, в течение 1 дня с момента принятия такого решения должен быть направлен заявителю тем способом, который последний указал в своем заявлении. Если же в заявлении способ не определен, отказ направляется на указанный заявителем почтовый адрес.

Если заявление подавалось в регорган через МФЦ или посредством использования электронных каналов связи, в т. ч. портала госуслуг, то решение об отказе направляется в МФЦ для выдачи впоследствии заявителю либо в электронной форме на указанный заявителем адрес электронной почты соответственно.

Более детально порядок работы регоргана с представленными для регистрации юрлица документами, формирования и выдачи результата такой госуслуги (в т. ч. решения об отказе) описывается в Административном регламенте. утв. приказом Минфина России от 30.09.2016 № 169н (далее — Регламент).

Решение регоргана об отказе в регистрации юрлица может быть обжаловано (п. 1 ст. 25.2 закона «О госрегистрации», пп. 116, 126 Регламента):

  • в вышестоящий регорган;
  • ФНС России;
  • суд.

Жалоба подается в письменной форме, в т. ч. с использованием электронных каналов связи, а ее содержание регламентировано ст. 25.4 закона «О госрегистрации». Жалобу необходимо представить непосредственно в орган, принявший спорное решение, для ее дальнейшей передачи в вышестоящий орган.

ВАЖНО! Решение регоргана об отказе в госрегистрации может быть обжаловано в судебном порядке только при выполнении требования закона о досудебном урегулировании (абз. 2 п. 1 ст. 25.2 закона «О госрегистрации», п. 1 ст. 197, п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В жалобе в обязательном порядке указываются основания, по которым заявитель считает отказ регоргана в госрегистрации юрлица неправомерным.

Что не может выступать основанием для отказа в регистрации юридического лица

Следует учесть, что основаниями для отказа в регистрации юридического лица не могут выступать следующие обстоятельства:

  • наличие судебного спора или третейского разбирательства по вопросам, связанным со сведениями, подлежащими внесению в ЕГРЮЛ, о размере доли в уставном капитале юрлица или ее принадлежности конкретному лицу (п. 1.1 ст. 23 закона «О госрегистрации»);
  • отсутствие у юрлица разрешений на привлечение и использование иностранных сотрудников (п. 1.3 письма ФНС России «О направлении Обзора. » от 11.10.2017 № ГД-4-14/[email protected], далее — Обзор);
  • проживание руководителя юрлица в ином иностранном государстве (п. 1.5 письма № ГД-4-14/[email protected]);
  • наличие сомнений в достоверности указанных в заявлении сведений в отсутствие у регоргана на момент вынесения решения об отказе в госрегистрации юрлица достаточных доказательств, на основании которых можно было сделать вывод о том, что в заявлении указаны недостоверные сведения об участнике такого юрлица (п. 1.6 Обзора), и др.

Итак, исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации юридического лица содержится в п. 1 ст. 23 закона «О госрегистрации». Такой перечень расширительному толкованию не подлежит, однако в 2018 году будет дополнен новыми пунктами.

Решение об отказе принимается до истечения 5 дней с момента получения документов регорганом и должно быть направлено заявителю в течение 1 дня с момента принятия. Оно может быть оспорено.

Возможен ли отказ в государственной регистрации юридического лица: основания и правовые последствия

Процедура создания предприятия предусматривает не только обязанность налоговых органов зарегистрировать юридическое лицо, но и право вынести решение об отказе или приостановке регистрационных действий. Для вынесения подобных решений законодательством регламентированы правовые основания. Рассмотрим причины таких процессуальных действий и возможные варианты оспаривания, а также возможность возврата госпошлины при отказе в регистрации юридического лица.

Читайте так же:  Выслуга лет и условия назначения выплат

Основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц

Правовые основания для вынесения решения об отказе в регистрации юридического лица предусмотрены главой VIII Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Всего в перечне причин для такого процессуального решения указано 21 возможное обстоятельство, большинство из которых регулируют процесс регистрации вновь созданной организации.

Возможность и причины отказа в регистрации юрлица рассмотрены в видео ниже:

Указанные основания можно сгруппировать в зависимости от содержания конкретного нарушения. Итак, отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в таких случаях:

  • непредставление обязательных документов и сведений, которые предусмотрены общими и частными нормами законодательства об отдельных видах юридических лиц;
  • нарушения нормативных правовых актов, выявленные в содержании учредительных документов;
  • направление в ненадлежащий орган;
  • несоблюдение формы и содержания представленных бланков;
  • отсутствие нотариального удостоверения бланков, если таковое требуется законом;
  • наличие ограничений для участия определенных групп лиц в составе учредителей компании.

Основания для отказа устанавливаются после представления документов в налоговый орган путем их проверки на предмет соответствия действующего законодательства. В процессе проверки должностные лица ИФНС имеют право делать межведомственные запросы для получения информации, непосредственно связанные с данными об учредителях вновь создаваемого предприятия.

Изображение - Отказ в государственной регистрации юридического лица proxy?url=http%3A%2F%2Furiston.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2Fosparivanie-otkaza-v-gosudarstvennoj-registratsii-yuridicheskogo-litsa-rossiya-300x224

Наличие причин для вынесения решения об отказе в совершении действий по регистрации юридического лица может зависеть от формы юридического лица. Для некоммерческой организации (далее – НКО) дополнительные основания для отказа в регистрации основания предусмотрены ст. 23.1 Закона № 7-ФЗ:
  • уже существует НКО с аналогичным названием;
  • наименование НКО оскорбляет нравственность, национальные или религиозные чувства;
  • цели создания иностранной неправительственной НКО противоречат законодательству РФ и создают угрозу суверенитету, политической независимости страны и т.д.;
  • если ранее существовавшее отделение иностранной НКО было ликвидировано по причине грубого нарушения нормативных правовых актов.

Остальные причины для отказа в регистрации НКО соответствуют общим основаниям, характерным для коммерческих организаций.

  • Решение об отказе в регистрации является процессуальным решением и может быть вынесено только после официального представления документов в налоговый орган. Если документы представлены для предварительного изучения и консультирования относительно осуществления регистрационных мероприятий, основания для вынесения отказа отсутствуют.
  • Решение об отказе влечет прекращение процедуры проверки и оформления представленных документов, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. После вынесения решения оно подлежит направлению заявителю, одновременно возвращаются все документы юридического лица, представленные для регистрации.
  • Процессуальное решение о невозможности продолжения регистрации могут выносить должностные лица ФНС. Подписание и утверждение решения об отказе ненадлежащим лицом влечет основания для признания его незаконным. Также в данном документе обязательно должны указываться основания для вынесения отказа со ссылкой на конкретное нарушение нормы законодательства.

Главным последствием отказа в совершении регистрационных действий является полное прекращение данной процедуры и возврат документов заявителю. В этом состоит ключевое отличие между отказом и приостановлением процедуры регистрации:

  • при отказе дальнейшие процессуальные мероприятия невозможны и документы возвращаются заявителю;
  • приостановление действия дает возможность устранить выявленные нарушения (представить дополнительные документы. внести изменения в содержание или форму бланков).

Отказ налогового органа не препятствует повторной подаче комплекта документов после устранения обстоятельств, выявленных в ходе их проверки. Если при повторной подаче выявлены новые основания или установлены прежние причины для отказа, документы вновь будут возвращены заявителю. Повторная подача заявления требует вновь оплачивать государственную пошлину за регистрационные действия.

Про обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица рассказывает видеоролик ниже:

Процессуальное решение о принятом отказе направляется заявителю в течение одного рабочего дня за датой его принятия. С этого момента начинается течение срока для обжалования акта налоговой инспекции.

Давайте узнаем, как происходит оспаривание отказа в государственной регистрации юридического лица.

Изображение - Отказ в государственной регистрации юридического лица proxy?url=http%3A%2F%2Furiston.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2Fotkaz-v-gosudarstvennoj-registratsii-yuridicheskogo-litsa-300x168

В течение трех месяцев с этой даты заинтересованное лицо может оспорить акт ИФНС путем подачи жалобы в адрес вышестоящего регистрирующего органа налоговой службы или орган исполнительной власти. Жалоба на отказ в регистрации юридического лица подается через инспекцию ФНС, которая приняла решение об отказе в регистрации.

Жалоба может быть подана в письменной форме или с использованием электронного ресурса сети Интернет. Обязательные реквизиты жалобы регламентированы ст. 25.4 Федерального закона № 129-ФЗ:

  • реквизиты заявителя;
  • атрибуты принятого процессуального акта об отказе;
  • основания для подачи жалобы;
  • требования заявителя.

Жалоба должна быть рассмотрена по существу в срок не позднее 15 дней с момента ее получения. О результатах разбирательства дела заявитель будет уведомлен в той же форме, в которой подавалась жалоба. В зависимости от обстоятельств дела, результатом рассмотрения жалобы является:

  • отмена акта регистрирующего органа;
  • оставление жалобы без удовлетворения.

Если решение ИФНС об отказе отменено вышестоящим органов, процедура регистрации возобновляется и завершается внесением сведений о предприятии в ЕГРЮЛ. В случае отказа в удовлетворении жалобы на всех инстанциях, у заявителя сохраняется право на обжалование в судебном порядке.

Отказ в регистрации юридического лица — не редкость, обширная судебная практика, например, в отношении ООО, только подтверждает это. Впрочем, отказ в регистрации юридического лица случается чаще, чем отказ в ликвидации такого ЮЛ.

Как избежать решения об отказе в регистрации смены места нахождения юридического лица, расскажет видео ниже:

Изображение - Отказ в государственной регистрации юридического лица 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 22

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here