Описание страницы: некоммерческие организации тоже должны подавать рсв от профессионалов для людей.
Содержание
- 1 Некоммерческая организация находится на общей системе налогообложения, коммерческую деятельность не ведет, ведет только уставную деятельность, основной источник финансирования – членские взносы, числится в ней только один председатель, избранный на общем собрании членов (согласно уставу), заработную плату он не получает, трудовой договор с ним не заключался. Какая среднесписочная численность и численность сотрудников должна быть указана в отчетах некоммерческой организации, подаваемых в налоговый орган, – сведения о среднесписочной численности работников за 2016 год в отчетах в ПФР и ФСС (СЗВ-М, РСВ-1, 4-ФСС)?
- 2 В РСВ включается раздел 3, даже если это «нулевка» и организация некоммерческая
- 3 В Пермском крае создается конструктор социальных практик
В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 No7-ФЗ “О некоммерческих организациях” некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, ежеквартально, аудиторское заключение – ежегодно.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В силу п. 3.1 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ”О некоммерческих организациях” некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. На основании изложенного, всем некоммерческим организациям необходимо предоставить отчетность о своей деятельности за 2018 год, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), по новым формам, в срок не позднее 15 апреля 2019 года.
Некоммерческая организация находится на общей системе налогообложения, коммерческую деятельность не ведет, ведет только уставную деятельность, основной источник финансирования – членские взносы, числится в ней только один председатель, избранный на общем собрании членов (согласно уставу), заработную плату он не получает, трудовой договор с ним не заключался. Какая среднесписочная численность и численность сотрудников должна быть указана в отчетах некоммерческой организации, подаваемых в налоговый орган, – сведения о среднесписочной численности работников за 2016 год в отчетах в ПФР и ФСС (СЗВ-М, РСВ-1, 4-ФСС)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Несмотря на то что организация не выплачивает председателю некоммерческой организации выплат, облагаемых страховыми взносами, она как страхователь должна представить нулевую отчетность за 2016 год в органы ПФР и ФСС.
При этом в показателях “Среднесписочная численность” (поле на Титульном листе формы РСВ-1) и “Численность сотрудников” (поле на Титульном листе формы 4-ФСС) в рассматриваемой ситуации следует указывать ноль или прочерк.
В 2017 году организация должна представлять отчетность в налоговый орган. При этом форма расчета по страховым взносам содержит показатель “Среднесписочная численность” только для организаций, применяющих пониженные тарифы страховых взносов.
Считаем целесообразным в таком случае представить в контролирующий орган письмо, составленное в произвольной форме, в котором следует сообщить, что в отчетном периоде организация трудовые и гражданско-правовые договоры не заключала, заработную плату (вознаграждения) работникам не начисляла.
В Сведениях о среднесписочной численности, подаваемых в налоговый орган за 2016 год, в строке, следующей за строкой “Среднесписочная численность по состоянию на. составляет”, также проставлялся либо 0, либо прочерк.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (НКО) представляет собой юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации (ст. 32 Закона N 7-ФЗ). При этом для целей налогового законодательства некоммерческие организации соответствуют понятию “организации” для целей налогообложения, приведенному в п. 2 ст. 11 НК РФ.
Порядок управления деятельностью некоммерческой организации должен предусматриваться ее учредительными документами (п. 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ). При этом члены некоммерческой организации и избираемый ими председатель (осуществляющий функции не на основе трудового договора) не являются наемными работниками, а потому не подпадают под категорию застрахованных лиц, на которых распространяется пенсионное законодательство и законодательство о социальном страховании*(1).
Сведения о среднесписочной численности
Отчетность по страховым взносам
К сведению:
Если в налоговом периоде отсутствуют операции по выплате доходов физическим лицам, то в этом случае отсутствуют основания для исполнения обязанностей налогового агента по ст. 226 НК РФ. По этой причине представление расчета 6-НДФЛ с нулевыми данными не предусмотрено налоговым законодательством (письма ИФНС России N 16 по г. Москве от 02.03.2016 N 20-11/05588@, ФНС России от 08.06.2016 N ЗН-19-17/97).
Таким образом, если в налоговом периоде отсутствуют операции по выплате доходов физическим лицам, то общественная некоммерческая организация, не являясь налоговым агентом по НДФЛ, не представляет в налоговый орган расчет по форме 6-НДФЛ и сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах исчисленного, удержанного и перечисленного НДФЛ по форме 2-НДФЛ.
При этом организации целесообразно представить в налоговый орган информационное письмо о том, что в налоговом периоде выплат физическим лицам не производилось.
Подробнее по вопросу предоставления отчетности налогового агента по НДФЛ смотрите в ответе службы Правового консалтинга на Вопрос: Надо ли сдавать отчеты по НДФЛ, если общественная некоммерческая организация не имеет наемных работников?
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Сведения о среднесписочной численности работников;
– Энциклопедия решений. Страховые взносы с 1 января 2017 года.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
19 января 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
В РСВ включается раздел 3, даже если это «нулевка» и организация некоммерческая
До недавнего времени многие бухгалтеры, отчитываясь за фирмы, где зарплата не начисляется, не сдавали СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, а РСВ сдавали без 3-его раздела. Между тем недавно ПФР, который раньше такое положение дел вполне устраивало, с подачи Минтруда высказался против.
А на днях за «нулевки» взялась и ФНС. В письме № ГД-4-11/6190@ от 02.04.2018 «Об отдельных вопросах, связанных с заполнением и представлением РСВ» фискалы разъяснили, как НКО заполнить расчет, в котором нет начислений зарплаты и взносов.
Кого хочет видеть ФНС в разделе 3 РСВ, расскажем.
В начале апреля ПФР начал оповещать страхователей о необходимости сдавать СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ на единственного учредителя фирмы, являющегося ее директором, которому не начисляется зарплата. Примечательно, что раньше некоторые отделения ПФР не только не настаивали на этом, но и, напротив, требовали от бухгалтеров отменяющие СЗВ-М на директора-учредителя без зарплаты. Вектор поменялся после выхода письма Минтруда № 17-4/10/в-1846 от 16.03.2018, в котором, в общем-то ничего нового не сообщается.
В письме говорится, что если физлица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в целях 167-ФЗ относятся к работающим лицам и за них надо отчитываться по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.
На основании этого письма ПФР делает вывод, что все компании обязаны отчитываться за своего директора-учредителя начиная с марта 2018. Почему именно с марта – история умалчивает…
Однако и это еще не все. Требования о сдаче СЗВ-М стали получать общественные организации, где руководитель работает в качестве добровольца без трудового договора и без зарплаты.
Наши читатели сообщают, что ПФР, который раньше не хотел видеть СЗВ-М на учредителя-гендира коммерческой фирмы, теперь поясняет, что сдавать сведения нужно и некоммерческим организациям.
ФНС в письме № ГД-4-11/6190@ от 02.04.2018 напомнила, что сдавать РСВ должны все без исключения организации не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.
При этом Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В случае отсутствия у плательщика в течение того или иного расчетного периода выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, такой плательщик обязан представить в налоговый орган в установленный срок расчет с нулевыми показателями.
Такие же разъяснения ранее давал Минфин в письме от 24.03.2017 № 03-15-07/17273.
В своем свежем письме ФНС пояснила конкретно про раздел 3. Он должен быть!
Вне зависимости от осуществляемой деятельности обязательными для заполнения всеми плательщиками страховых взносов в соответствии с порядком заполнения РСВ являются: титульный лист, раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 к разделу 1, приложение 2 к разделу 1 и раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».
В персонифицированных сведениях о застрахованных лицах, в которых отсутствуют данные о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физлица за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, подраздел 3.2 раздела 3 расчета не заполняется.
Кроме того, ФНС разъяснила некоторые моменты заполнения раздела 3.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.
Председатель общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) избирается на общем собрании членов такого объединения.
Положениями статьи 16 ТК определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.
В соответствии со статьей 17 ТК трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
Таким образом, поскольку положениями Федерального закона N 66-ФЗ на председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физлица.
Кроме того, следует отметить, что руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, в том числе и председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в силу положений Федеральных законов от 15.12.2001 № 167-ФЗ и № 255-ФЗ признаются застрахованными лицами.
Учитывая изложенное, в случае отсутствия в течение расчетного (отчетного) периода выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц к РСВ, представляемому садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением за отчетный (расчетный) период, следует приложить раздел 3 на председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заполнив в установленном порядке соответствующие строки 010 — 180 подраздела 3.1 расчета.
В вышеназванном письме ФНС также затронула вопрос формирования РСВ муниципальным бюджетным учреждением, находящимся в стадии ликвидации.
Положениями пункта 15 статьи 431 НК установлено, что в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией плательщики страховых взносов обязаны до составления промежуточного ликвидационного баланса представить в налоговый орган расчет за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.
Порядок ликвидации муниципального бюджетного учреждения регулируется ГК и статьями 18, 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Исходя из положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона N 7-ФЗ учредители (участники) НКО или орган, принявший решение о ликвидации НКО (в рассматриваемом случае местная администрация муниципального образования), назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации НКО.
Согласно пункту 4 статьи 19 Федерального закона N 7-ФЗ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами НКО, в том числе по представлению РСВ.
ФНС рассмотрела ситуацию, когда ликвидационные действия осуществляются индивидуальным предпринимателем в соответствии с заключенным с местной администрацией муниципального образования гражданско-правовым договором, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг.
В связи с этим в случае отсутствия у муниципального бюджетного учреждения, находящегося в стадии ликвидации, в течение расчетного периода выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с учетом требований порядка заполнения расчета к представляемому расчету следует приложить раздел 3 на ликвидатора, осуществляющего полномочия по управлению делами ликвидируемого муниципального бюджетного учреждения, заполнив в установленном порядке соответствующие строки 010 — 180 подраздела 3.1 расчета.
Добрый день! у нас Некоммерческая образовательная организация , оказываем консультационные услуги населению, проводим обучение.
Имеем льготу по уплате страховых взносов: ПФР 20%, ФФОМС, ФСС 0%, НС на ПР 0,2%
При заполнении РСВ 1 всегда заполняла раздел 3.2 Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов. Руководствовалась я :пункт 8 части 1 статьи 58 закона 212-ФЗ:
8) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются:
а) производство пищевых продуктов;
б) производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
в) текстильное и швейное производство;
г) производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
д) обработка древесины и производство изделий из дерева;
е) химическое производство;
ж) производство резиновых и пластмассовых изделий;
з) производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
и) производство готовых металлических изделий;
к) производство машин и оборудования;
л) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
м) производство транспортных средств и оборудования;
н) производство мебели;
о) производство спортивных товаров;
п) производство игр и игрушек;
р) научные исследования и разработки;
т) здравоохранение и предоставление социальных услуг;
у) деятельность спортивных объектов;
и.т.д. Источник консультант +
НО. тут меня ввели в сомнения, что нужно заполнять вместо раздела 3.2 раздел 3.3. руководствуюясь ФЗ 212 пункт 11 часть 1 статья 58
Подскажите как быть? Спасибо!
В Пермском крае создается конструктор социальных практик
Межрегиональная конференция «Профессионализация деятельности СО НКО в сфере профилактики детского и семейного неблагополучия: современные подходы». Фото предоставлено Институтом социальных услуг и инноваций «Вектор”.
Это легло в основу проекта пермской Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт социальных услуг и инноваций «Вектор», возглавляемый Верой Кожарской.
– Вера Ивановна, ваш проект «Конструктор социальных практик НКО. Улучшение качества жизни детей в замещающих семьях» был поддержан Фондом президентских грантов. Почему его появление так важно именно сейчас?
– Мы рассматриваем наш проект как долгоиграющий. В этом году создаем конструктор по теме замещающих семей, а в следующем возьмем другую актуальную тему, например, детского буллинга. То есть конструктор – это такая технология работы межрегиональной команды, которая позволяет создавать, внедрять и масштабировать эффективные практики для решения любых социальных проблем. Наша сегодняшняя задача выработать такой конструктор по теме замещающих семей.
– Неужели необходим конструктор? Ведь в России очень активно ведется работа по поиску, подготовке и сопровождению замещающих семей.
– Да, соглашусь, очень многое сделано. Но система работает так, что помощь замещающим семьям приходит, когда уже что-то случилось. Приходится применять экстренные меры, и часто они не так эффективны. На этом этапе семья может уже готовиться отдать ребенка обратно. То есть система профилактики работает уже со случившимся фактом. Это неэффективно. Необходимо выявлять риски заранее, а специалисты пока это не умеют делать. Хотят, но не умеют. Конструктор как раз направлен на то, чтобы дать в руки специалистам профессиональный инструментарий, который можно использовать на ранних стадиях кризиса. Одно дело прийти в семью, когда там уже вскрыты проблемы, а другое дело, когда родители и не чувствуют, что нуждаются в помощи. Специалисту приходится выстраивать отношения с замещающей семьей, а этому необходимо учиться. То есть сейчас задача не просто разместить детей по замещающим семьям, а повысить качество работы такой приемной семьи и предотвратить возврат детей.
– С какими трудностями на практике сталкиваются специалисты, работающие с замещающими семьями?
– У нас готовят замещающие семьи одни организации по готовым программам. И эти программы одинаковые для всех, нет индивидуального подхода. Принимают эти семьи и передают им ребенка – другие организации. А сопровождают – еще одни. Никто семью не передает из рук в руки, не рассказывает о ее опыте и проблемах. Каждый работает по своей методике. Из-за этого происходят разрывы, и работа неэффективна. Хотелось бы, чтобы люди из разных служб работали сообща и пользовались единым инструментарием.
Вера Кожарская, руководитель Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Институт социальных услуг и инноваций «Вектор»
– Сколько НКО затрагивает проект?
– У нас созданы стажировочные площадки в 20 НКО 12 регионов. Причем мы работаем не только с некоммерческими организациями, но и с государственными органами. Потому что зачастую именно они во многих регионах занимаются этой темой. Мы считаем, что государственные и некоммерческие организации должны наладить отношения и работать рука об руку. Общее число занимающихся у нас специалистов – 200. Площадки делятся опытом, обмениваются информацией и создают инструментарий совместно. Все наши обучающие модули доступны широким массам через интернет-ресурсы, так как мы хотим, чтобы с ними познакомилось максимальное количество специалистов и родителей. Мамы и папы должны стать нашими партнерами, а специалист, приходя в семью не просто должен выявить проблему, а показать ее родителям.
– Проект уже запущен, возможно ли к нему присоединиться позже?
– Можно в любой момент зайти к нам на сайт и зарегистрироваться. Программа модульная, поэтому для начала вам будет предложен базовый уровень из четырех вебинаров. Пройдя его, вы получите сертификат. Дальше можете заявиться на оставшиеся два модуля. Все это можно сделать в любое удобное для вас время, офлайн и бесплатно. На сайте «Вектора» есть стартовый пакет методик, с которыми может познакомиться любой желающий. Там же выложена инструкция, как стать участником конструктора.
– Не могли бы вы привести пример какой-то вашей разработки или идеи?
– В России развита служба телефона доверия. Любой ребенок или родитель из любого региона России может экстренно и анонимно обратиться за помощью к профессионалу. Но, к сожалению, специалисты телефона доверия не компетентны в вопросах замещающих семей. При этом телефон доверия – серьезный ресурс, который с огромной пользой можно использовать в работе с замещающими семьями. Многим приемным родителям необходима помощь, но они боятся за ней обратиться, например, потому что думают, что у них заберут ребенка. Поэтому нам бы хотелось обучить специалистов, работающих на телефоне доверия, новым компетенциям, чтобы они могли качественно оказывать помощь и замещающим семьям.
– Какому результату по итогам проекта вы будете рады?
– У нас запланирована подготовка итогового пакета всех материалов конструктора. Это будут конкретные образовательные модули для специалистов и родителей, которые можно брать и работать. Мы сделаем рассылки по регионам и активно будем продвигать проект в социальных сетях. Идеально, если экспертное сообщество межрегиональных тренеров научится работать совместно, несмотря на удаленность друг от друга, и новые технологии будут применяться повсеместно.
НКО не может «приостановить» сдачу отчетности даже когда приостанавливает свою деятельность на год. Адвокат Марина Агальцова подготовила обзор о том, какие документы необходимо сдавать «нулевой» НКО в проверяющие органы – в Федеральную налоговую службу (ФНС), в Пенсионный фонд (ПФ), в Фонд социального страхования (ФСС), в Росстат и в Минюст России, чтобы избежать претензий с их стороны.
За несвоевременную сдачу отчетности в Федеральную налоговую службу (ФНС) НКО и ее лидера могут привлечь к ответственности. ФНС не удовлетворит объяснение, что организация фактически не осуществляет никакой деятельности, Поэтому ряд документов все же необходимо представить.
А. Единая декларация по налогу на прибыль и по НДС при отсутствии движений на счете
При нулевой деятельности, то есть при отсутствии каких-либо движений на счете, необходимо заполнить единую упрощенную декларацию по налогу на прибыль и НДС (п. 2 ст. 80 НК РФ). Бланк отчета и способ его заполнения утверждены письмом Минфина от 10.07.2007 № 62н.
Срок предоставления декларации — до 20-го числа месяца, который следует за отчетным периодом (п. 2 ст. 80 НК РФ).
НКО, у которых не возникает обязательств по уплате налога, то есть — нет прибыли, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме [1] по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). В налоговую необходимо предоставить:
— заполненный титульный лист (лист 01) с кодом «229» по реквизиту «по месту нахождения (учета) (код)»,
— приложения N 1 и N 2 к налоговой декларации при наличии подлежащих отражению в них доходов и расходов,
— лист 07 при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 251 НК.
Налоговым периодом является год (ст. 285 НК РФ),
Срок предоставления — не позднее 28-го марта следующего года.
Нужно подать декларацию по НДС в обновленной форме[2]. Налогоплательщики, в том числе являющиеся налоговыми агентами, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ).
Г. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, если весь год не производились выплаты сотрудникам
Даже если НКО не осуществляет деятельность, у нее все равно сохраняется руководящий орган, например, председатель. Обычно в этом случае председатель работает без оплаты. Но как показывает наша практика, невыплата зарплаты может вызвать претензии у проверяющих органов. В этой ситуации мы рекомендуем заключить гражданско-правовой договор о безвозмездном оказании услуг между НКО и председателем.
Если работающие в НКО лица не получают заработную плату или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, то отчёты 2-НДФЛ и 6-НДФЛ сдавать не нужно (п. 2 ст. 230 НК РФ (п. 2 ст. 230 НК РФ [3]).
Но если организация опасается, что ее счет могут заблокировать из-за не сдачи нулевой отчетности, то можно направить в ФНС
Д. Декларация по налогу на имущество организаций, по земельному и транспортному налогу
Организация, не имеющая имущества, признаваемого объектом налогообложения, декларацию не сдает [4]. Налоговую декларацию по налогу на имущество, земельному и транспортному налогу должны представлять только налогоплательщики (ст. 386 НК РФ, п. 1 статьи 388 НК РФ и абз. 1 статьи 357 НК РФ).
Е. Сведения о среднесписочной численности работников
Если НКО не вело работы, то это не освобождает ее от необходимости подать сведения. Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ, налогоплательщиком представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по форме, утвержденной приказом ФНС от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@.
Обязанность направлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту нахождения организации закреплена пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Отчетность предоставляется в налоговый орган по месту нахождения организации в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Некоммерческие организации, у которых за отчетный период не было доходов и расходов, могут сдавать нулевой отчет.
Представлять расчет по форме РСВ-1 должен каждый страхователь по окончании отчетного и расчетного периода (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), даже если деятельности не было. Минтруд считает, что такая обязанность сохраняется, даже если выплаты в пользу физлиц страхователь не делает[5]. Другими словами, обязанность предоставлять отчетность связана статусом страхователя. Страхователем считается лицо, у которого работают люди по трудовому договору или который выплачивает страховые взносы по лицам, работающим в рамках гражданского договора (ст. 5 ФЗ от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Если таких людей нет, то логично предположить, что и нет обязанности предоставлять отчетность.
Нами были направлены запросы в Пенсионной фонд и Министерство труда по делу НКО «Матери Прикумья», где единственный постоянный сотрудник не получал никакой заработной платы, выполняя по сути волонтерскую работу. Пенсионный фонд предъявил претензии организации в связи с непредставлением отчетности .
В ответ на наши запросы Минтруд пояснил, что по общему правилу с председателем НКО необходимо заключать трудовой договор. Однако не исключил возможности бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг, оказания иной поддержки в рамках гражданского законодательства. Минтруд также подчеркнул, что «условия осуществления указанных работ могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре». Таким образом, Минтруд не исключил возможности заключения не трудового договора, а договора безвозмездного выполнения услуг с председателем. Вместе с тем, такую возможность Минтруд указал вскользь, что свидетельствует о не проработанности вопроса на уровне министерства. То есть, во избежание претензий со стороны Пенсионного фонда, лучше направить нулевой расчет.
Ежемесячный отчёт по форме СЗВ-М предоставляется в пенсионный фонд и содержит список всех сотрудников. При отсутствии деятельности и при заключении гражданско-правового договора с председателем о безвозмездном выполнении своих обязанностей, сдавать этот ежемесячный отчет, по нашему мнению, не нужно.
ПФ РФ в своем письме[6] указал: вопрос о необходимости представления общественными объединениями, являющимися страхователями по обязательному пенсионному страхованию, отчетности по форме СЗВ-М зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений между общественными объединениями и их участниками, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах на выплаты, по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В случае отсутствия такого оформления отношений, представление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.
Обратим внимание, что в этом письме Пенсионный фонд указывает, что «за таких лиц» не нужно сдавать отчетность. Но не пишет, что отчетность не нужно сдавать вообще. Поэтому, в таком случае будет лучше направить нулевую отчетность.
Мы рекомендуем направить в ПФ
Ситуация с отчетностью в ФСС такая же, как и с отчетностью в ПФ РФ. Если есть руководитель, который трудится во благо организации бесплатно, то мы рекомендуем заключить соответствующий гражданско-правовой договор. Если гарантированно не хочется иметь претензий со стороны ФСС, то лучше сдать нулевую отчётность. Обратите внимание, что с 1 января 2017 года была введена новая форма для сдачи 4-ФСС.
Отсутствие деятельности не освобождает от обязанности подтвердить основной вид. Для этого до 15 апреля в ФСС необходимо представить:
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
Организации должны представить годовую бухгалтерскую отчетность в Росстат. Как мы указали выше, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Более того, российские юридические лица, в том числе НКО, обязаны предоставлять в Росстат первичные статистические данные[7]. Узнать подробнее о том, какие это данные и в какие сроки их нужно сдавать, можно заполнив форму на сайте http://statreg.gks.ru/. Как правило, каждой организации нужно сдавать с десяток форм, да еще и в разное время.
Законодательством определен разный состав отчетности для
- общественных объединений
- всех иных НКО
- НКО, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента».
Даже если не было никакой деятельности, нужно сдать отчет по форме ОН0003 и письмо о продолжении деятельности,
Здесь два варианта. Первый предназначен для НКО, у которых присутствует хотя бы один из критериев:
- учредителями (участниками, членами) являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства,
- за предыдущий год были поступления имущества и денежных средств от иностранных источников,
- за предыдущий год поступление имущества и денежных средств НКО (из любых источников) составили свыше трех миллионов рублей.
Такие организации представляют отчет по форме ОН0001 и по форме ОН0002. Отчет размещается на сайте Минюста России по адресу http://unro.minjust.ru/ Срок – до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Второй вариант предназначен для НКО, которые не имеет ни одного из указанных выше критериев. В данном случае НКО размещает на сайте Минюста заявление/сообщение о продолжении деятельности, а также заявление о том, что НКО не имеет ни одного из указанных выше критериев. Срок — до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Фонды должны также опубликовать нулевой отчет об использовании своего имущества.
Благотворительная организация дополнительно представляет в Минюст России отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
- персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
- составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
- содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований вышеуказанного закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Ежегодный отчет представляется лично (через представителя) или по почте в территориальный орган Минюста России не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Представляют следующие отчеты в сроки:
- отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов — один раз в полгода, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля);
- отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников — ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября);
- аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Марина Агальцова, адвокат
[1] Упрощенная форма утверждена Приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@.
[2] Приказ ФНС от 20.12.2016 № ММВ-7-3/696@
[3] а также письма ФНС России от 01.08.2016 № БС-4-11/13984, от 23.03.2016 № БС-4-11/4901 и от 04.05.2016 № БС-4-11/7928
[6] Письмо ПФ РФ от 13 июля 2016 г. N ЛЧ-08-26/9856 «О направлении разъяснений по предоставлению ежемесячной отчетности»
[7] п. 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.