Описание страницы: налоговую систему донастроят в ускоренном порядке от профессионалов для людей.
Содержание
Премьер-министр поручил Госдуме ускорить принятие налоговых законопроектов, которые должны заработать с начала следующего года. Нововведения должны быть приняты нижней палатой парламента в весеннюю сессию.
По словам Медведева Д.А., налоговая система должна быть стабильной и предсказуемой. Также премьер подчеркнул, что нужно снижать количество проверок, развивая вместо системы, построенной на наказаниях, механизм профилактики. Он предложил оптимизировать надзорные органы, убрать пересечение их функций и устаревшие требования. По словам председателя правительства, сейчас кабмин работает над такими идеями.
Премьер попросил побыстрее рассмотреть законопроект о госконтроле. Он направлен на снижение административной нагрузки на бизнес. Госдума уже приняла законопроект в первом чтении. Параллельно с этим законом готовятся предложения по снижению нагрузки, связанной с налоговым администированием.
- ФНС разработала новые правила информирования налогоплательщиков и приема деклараций 11 марта
- Как исправить ошибки прошлых периодов 5 марта
- Налоговики рассказали, какую отчетность нужно сдать в II квартале 2019 года 4 марта
- Третий этап амнистии капиталов стартует сегодня 1 марта
- Почему при сдаче отчетности без доверенности не обойтись 27 февраля
© Журнал «Время Бухгалтера» 2004 — 2019 | РУНА консалтинговая группа
Как Минфин предложил «донастроить» налоговую систему
Антон Силуанов и Андрей Макаров
(Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости)
Минфин разработал и направил в Госдуму ежегодный программный документ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (*.pdf). В понедельник, 9 июля, он будет обсуждаться на парламентских слушаниях. Среди предлагаемых налоговых изменений немало того, что уже было обнародовано, остальное — положительные для налогоплательщиков либо чисто технические моменты. Изначально финансовое ведомство готовило документ на август, но руководство Думы решило провести обсуждение на месяц раньше, говорит собеседник РБК в финансово-экономическом блоке правительства.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Говоря о мерах налоговой политики, Минфин подчеркивает долгосрочность новых правил, которые должны вступить в силу с 1 января 2019 года. В документе звучат уже известные решения — повышение ставки НДС с 18 до 20% и сохранение льготных ставок НДС на основные социально значимые товары и услуги, фиксация на постоянной основе общей ставки тарифов страховых взносов на уровне 30% (включая 22% — на обязательное пенсионное страхование), отмена налога на движимое имущество, новая методика расчета кадастровой стоимости жилья, введение спецрежима для самозанятых граждан. Все это, «учитывая высокое искажающее влияние и болезненность [для бизнеса] налогов на труд соответствует логике такой донастройки», пишет Минфин.
Налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), определяемые как процентная доля ВВП, последние четыре года оставались примерно на одном уровне — в диапазоне 30–31% ВВП. Основную долю здесь традиционно составляют нефтегазовые доходы — НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты).
Налоговый потенциал регионов
В части поддержки регионов Минфин предлагает продлить норму, согласно которой зачисления суммы налога на прибыль организаций в федеральный бюджет осуществляются по ставке 3%, а в бюджеты субъектов — 17% (раньше было распределение 2 и 18% соответственно). Целью этой схемы является распределение одного процентного пункта указанного налога между бюджетами наименее обеспеченных регионов. Изначально такое правило было установлено на 2017–2020 годы. В «Основных направлениях» предлагается продлить эту норму до 2024 года включительно в рамках стимулирования роста налогового потенциала регионов. Вместе с тем Минфин предлагает выделять субъектам, которые покажут наивысшие темпы роста налогового потенциала, ежегодные гранты в объеме 20 млрд руб.
Важной для бюджетов всех уровней станет также систематизация неналоговых платежей, дискуссия о которых длится с начала 2016 года. Как следует из документа, в 2017 году неналоговая нагрузка на экономику (сборы и неналоговые платежи, уплачиваемые организациями и предпринимателями в бюджеты) составила 0,79% ВВП (0,74% в 2016 году) при общей фискальной нагрузке 31,08% ВВП.
Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В правительстве определились, что часть платежей, обладающих признаками налогов, будет перенесена в Налоговый кодекс, для остальных же появится закрытый перечень с едиными правилами регулирования. В «Основных направлениях» не сказано, о каких платежах идет речь, но, согласно предварительной версии документа, с которой ознакомился РБК, основные «претенденты» следующие: плата за проезд большегрузов по федеральным трассам (система «Платон»), курортный и экологический сборы, утилизационный сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, платежи за предоставление сведений из госреестров, плата за приобретение акцизных марок, патенты, плата за проезд с иностранных транспортных средств, а также платежи за регистрацию селекционных достижений.
Впрочем, окончательное решение все еще не принято, отмечали собеседники РБК, знакомые с ходом обсуждения.
Власти определились со сроками проведения камеральных проверок, следует из приложения к документу. Ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предлагал сократить его до месяца с нынешних трех, но ФНС была против. Согласно предложению Минфина, новые сроки проверки составят максимум два месяца с возможностью продления до трех по решению руководителя налогового органа. «С введением в строй системы АСК НДС-2 (автоматизированная система контроля за возмещением НДС) камеральные проверки по НДС для налоговой службы драматически упростились. Налоговые инспекторы практически в режиме онлайн понимают, кому отказать в вычете НДС, а кому нет. В особо сложных случаях, конечно, необходимо проводить осмотры территорий, но чисто для бумажной работы по составлению акта проверки двух месяцев более чем достаточно», — считает партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский.
Также предлагается освободить от ответственности тех, кто не заплатил вовремя налоги, но сам исправил ошибку, не исказив при этом налоговую отчетность. По словам Успенского, такая поправка будет полезна и востребована многими добросовестными налогоплательщиками. «Порой случаются ошибки и сбои при перечислении налогов в бюджет, и достаточно часто это лишь технические нестыковки или человеческий фактор. Ошибку быстро находят, налоги доплачивают, хотя если смотреть формально, то закон был нарушен», — говорит он. Сейчас, по словам юриста, задержка с платежом на пару дней грозит серьезным штрафом, даже если компания вовремя опомнилась и доплатила деньги.
Еще одна мера касается использования нулевой ставки НДС при экспорте товаров. Налогоплательщиков, которые ее применяют, Минфин хочет освободить от обязанности предоставлять товаросопроводительные документы, подтверждающие вывоз товаров с территории России. Эта мера, по мнению руководителя практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александра Овеснова, выглядит отчасти революционной. «На практике именно с этим документом у налогоплательщиков возникают сложности при подтверждении нулевой ставки по НДС, так как в большинстве случаев они зависят от действий своих покупателей, которые должны им вернуть экземпляры соответствующих документов», — говорит он. Юрист отмечает, что пока не вполне понятно, как будет работать новый механизм, поскольку без фактического подтверждения вывоза высок риск злоупотреблений со стороны недобросовестных налогоплательщиков.
Самым вероятным является обмен соответствующей информацией между налоговой и таможенной службами, считает Успенский. «Хотя до сих пор ФНС и ФТС России не объединены в единую службу, между ними налажен достаточно прочный информационный обмен. Нет смысла утруждать коммерсантов нести в налоговую документы с таможенными отметками, когда их достаточно получить в рамках межведомственного обмена. А нагрузку на бизнес это снимет», — говорит эксперт.
Поле для злоупотреблений
Согласно действующим нормам НК, налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму подтвержденных налоговых убытков присоединенных организаций. Теперь же предлагается внести в законодательство специальную норму, исключающую возможность такого присоединения «в целях незаконной налоговой оптимизации». Использование этого термина эксперты считают некорректным. «В большинстве случаев такие операции осуществляются в результате внутрихолдинговых реорганизаций, то есть когда у налогоплательщика нет никакой «стоимости приобретения», при этом основной целью такой реорганизации являются не налоговые последствия, а хозяйственные — например, оптимизация структуры группы компаний», — говорит Овеснов.
«Если компания понесла реальные убытки и ее решено продать, то почему ими не может воспользоваться новая компания, даже если она приобрела эту фирму за копейки? Вряд ли это можно назвать оптимизацией; с экономической точки зрения это скорее приведет к безосновательному обогащению государства», — считает руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.
Кроме того, Минфин предлагает наделить налоговые органы правом самостоятельного исчисления НДФЛ, в случае если налогоплательщик не подал самостоятельно декларации при продаже недвижимого имущества. По мнению Овеснова, это также может привести к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, поскольку в настоящее время в случае владения проданной недвижимостью свыше трех лет (или пяти лет, если недвижимость была приобретена после 1 января 2016 года) налогоплательщик освобожден от предоставления декларации. «Добросовестный налогоплательщик может предполагать, что им соблюдены соответствующие условия. При этом проверить соблюдение сроков во многих случаях невозможно без участия налогоплательщика и анализа имеющихся у него документов, связанных с этой недвижимостью», — отмечает юрист.
В целом, исходя из текста «Основных направлений», которые будут обсуждаться на парламентских слушаниях, главная задача правительства — продемонстрировать, что никаких других существенных изменений в налоговое законодательство, кроме уже озвученного повышения НДС на 2 п.п., налогоплательщиков не ждет, говорит Вадим Зарипов. «Но именно продемонстрировать, потому что на самом деле изменения есть и будут, и довольно существенные для налогоплательщиков», — полагает юрист.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ускоренное возмещение НДС добросовестными налогоплательщиками
Ускоренное возмещение НДС добросовестными налогоплательщиками – возмещение НДС в ускоренном порядке добросовестными налогоплательщиками.
Решение о возмещении НДС принимается налоговым органом в течение 7 дней после окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС (проводится в течение 3-х месяцев 1 , ст. 176 НК РФ, подробнее – Возмещение НДС).
Ускоренное возмещение НДС не следует путать с Заявительным порядком возмещения НДС – это разные процедуры.
Для добросовестных налогоплательщиков ФНС РФ разрешила сократить этот срок до 2-х месяцев. Прежде всего отмечу, что это право, но не обязанность налогового органа. То есть, требовать ускоренного возмещения НДС налогоплателщик вряд-ли вправе.
ФНС определила условия для ускоренного возмещения НДС. Большинство этих условий зависит от “рейтинга” налогоплательщика и его контрагентов по Системе управления рисками АСК “НДС”. Так как данные из этой системы не являются общедоступными, то налогоплательщику сложно проверить выполняет он условия для ускоренного возмещения НДС или нет.
Условия для ускоренного возмещения НДС:
Налогоплательщику должен быть присвоен низкий или средний уровень налогового риска (Системой управления рисками АСК “НДС” (далее – СУР “АСК НДС”))
На дату представления налоговой декларации по НДС (I, “а”), осуществляется оценка на соответствие условию:
– сумма налога на добавленную стоимость, заявленная налогоплательщиком к возмещению из бюджета, не превышает совокупную сумму налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченную им за три календарных года, предшествующих дате представления налоговой декларации по НДС.
Расчет совокупной суммы налогов, фактически уплаченных в бюджет производится, в порядке, изложенном в письме ФНС России от 23.07.2010 N АС-37-2/7390@ “О расчете совокупной суммы налогов в целях применения подпункта 1 пункта 2 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации”.
б) Не позднее 10 календарных дней после истечения срока (I, “б”), установленного пунктом 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (имеется в виду крайний срок представления декларации по НДС) для представления налоговых деклараций по НДС, осуществляется оценка на соответствие следующему условию:
– 90% вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее – налог, НДС) от общей суммы вычетов, заявленных налогоплательщиком составляют суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, которым СУР “АСК НДС” присвоен низкий уровень налогового риска.
В отношении уточненных налоговых деклараций по НДС, представленных в том числе за налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду, оценка, указанная в подпункте “б” пункта I настоящего поручения, осуществляется не позднее 10 календарных дней с даты их представления.
На дату истечения двух месяцев (II) со дня представления налоговой декларации по НДС налогоплательщики, соответствующие одному из вышеуказанных условий, оцениваются на одновременное соответствие следующим условиям в совокупности:
– отсутствие противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС, и несоответствий сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (далее – Расхождения), либо не устраненные Расхождения не свидетельствуют о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо о завышении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета;
– отсутствие признаков нарушений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет Российской Федерации, либо к завышению суммы налога, заявленной к возмещению и информации, свидетельствующей о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
При проведении камеральной налоговой проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого уровня налогового риска, по которым налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты по НДС определяется с учетом информации (сведений), имеющихся в распоряжении налогового органа.
Примечания
1) с 3 сентября 2018 года срок камеральной проверки НДС сокращен до 2 месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Статьи
Возмещение НДС – зачет или возврат налога на добавленную стоимость, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов по НДС превышает сумму исчисленного НДС.
Заявительный порядок возмещения НДС – упрощенный порядок возмещения НДС, при котором налог возмещается до завершения проводимой налоговым органом камеральной налоговой проверки.
21 марта 2014 1989
Как ускорить возмещение НДС в группе компаний
Как поможет возместить налог закупочная компания
Почему заявительный порядок возмещения дорог и опасен
О дна из задач налогового планирования – ускорение процесса возмещения НДС из бюджета. Несмотря на то что возмещение налога, если в каком-либо квартале сумма вычетов превысила сумму начислений, – законное право компании (ст. 176 НК РФ), воспользоваться им достаточно затруднительно.
Проблема состоит в том, что ожидание возмещения может тянуться более трех месяцев – это максимальный срок проведения камеральной проверки декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). К тому же в ходе камеральной проверки налоговики вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ), что часто приносит дополнительные неприятности.
По сути, у компании есть всего три способа ускорить процедуру возмещения НДС из бюджета и не допустить столь долгого отвлечения оборотных средств компании. В порядке убывания степени риска это:
- частичная или полная передача излишка вычетов дружественной компании, у которой в данном налоговом периоде возник НДС к уплате;
- создание специальной закупочной компании, при проверке которой в качестве поставщика заведомо не возникнет никаких вопросов;
- использование механизма ускоренного возмещения НДС.
В группе компаний вопросы с ускорением возмещения НДС, с одной стороны, решать проще, с другой – чревато налоговыми претензиями. Речь идет о том, чтобы перераспределить и выравнять налоговые обязанности между членами группы путем создания некоего аналога консолидированной группы налогоплательщиков.
Штатными средствами консолидировать налоговую базу группы компаний по НДС, к сожалению, невозможно. Статья 25.1 Налогового кодекса допускает подобное только в отношении налога на прибыль. Поэтому на практике дружественным компаниям приходится достигать консолидации с помощью внутригрупповых сделок.
Идея состоит в том, чтобы при помощи одной или нескольких вспомогательных сделок с дружественными контрагентами компания, которая потенциально претендует на возмещение НДС, закрыла бы эту сумму начислениями. А партнер по сделке, которому потенциально грозит уплата НДС, получил бы дополнительные вычеты. То есть произвести своеобразный взаимозачет обязательств.
Вариантов для проведения такой вспомогательной сделки множество. Проще всего заключить договор на реализацию товаров, работ, услуг и перечислить по нему предоплату. В этом случае у компании, получившей аванс от контрагента, возникнет НДС к начислению (п. 1 ст. 154 НК РФ), а перечислившая предоплату компания при соответствующем документальном оформлении (п. 9 ст. 172 НК РФ) вправе претендовать на налоговый вычет (п. 12 ст. 171 НК РФ).
Однако участникам перераспределения налоговой базы придется найти живые деньги для перечисления предоплаты. Если речь идет о значительных суммах, это может быть проблемой. Кроме того, участие в процедуре живых денег исключает возможность осуществить регулировку налоговой базы задним числом. Придется заранее, до окончания налогового периода, прогнозировать итоговые суммы НДС по каждой из компаний группы.
Также предоплата подразумевает либо исполнение данного договора в дальнейшем, либо его расторжение. В первом случае сторонам необходимо будет осуществить поставку товаров, выполнить работы или оказать услуги. А во втором – вернуть аванс и восстановить НДС. И то и другое не всегда уместно.
Если же речь идет о том, чтобы консолидировать налоговые обязательства группы компаний уже после окончания квартала, компании используют иной способ, во многом лишенный перечисленных недостатков. Это так называемая реализация постфактум. Дело в том, что после того, как законодатели убрали условие об оплате для получения вычета по НДС, регулировать налоговую базу дружественных компаний стало возможно и после окончания налогового периода.
Чтобы достичь этого, на практике компании проводят отгрузку товаров, подписывают акт выполненных работ, приемки услуг задним числом. Тем кварталом, в котором необходимо перераспределить налоговую базу дружественных компаний. Сумма НДС к уплате определяется по начислению.
Тем самым исключаются первые два из перечисленных выше недостатков регулировки налоговой базы с помощью предоплаты. Однако остается третий – требования к реальности сделки. То есть реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги должны существовать в действительности, иначе высока вероятность, что налоговики признают сделку фиктивной и доначислят налоги.
Кроме того, данный способ чреват изменением налоговой базы сторон по налогу на прибыль. У покупателя (заказчика, клиента) возникают налоговые расходы, а у поставщика (подрядчика, исполнителя) – доходы. Это может быть нежелательным побочным эффектом, если, к примеру, обе компании убыточны.
Популярно на практике дружественное регулирование налоговых обязательств по НДС с помощью оказания услуг. Плюс здесь в том, что в отличие от товара услуги не имеют материального выражения. Но риск здесь тот же – это реальность сделки.
Зачастую группы компаний создают постоянно действующий механизм корректировки налоговой базы. Удобен для этой цели договор аренды. Дело в том, что обычаи делового оборота допускают на какое-то время освобождать арендатора от внесения платы (арендные каникулы). Что позволяет не перераспределять налоговую базу дружественных компаний в тех периодах, когда в этом нет необходимости. Кроме того, договор аренды допускает переменный размер арендной ставки. Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ, арендная плата может предусматриваться, в частности, в виде установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов. Что позволяет гибко регулировать обязательства сторон по НДС.
Удобны для организации постоянно действующего механизма регулировки НДС и отношения между реальными поставщиком и покупателем. Регулировку в этом случае на практике осуществляют ретроскидки и ретронадбавки. Скидка – это стимулирующая выплата, которую предоставляет поставщик покупателю. Надбавка, напротив, разновидность финансовой санкции за неисполнение покупателем каких-либо договорных обязательств. И скидка, и надбавка однозначно влияют на цену предыдущих поставок, следовательно, обеим сторонам сделки необходимо скорректировать свои налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль.
Так, если НДС к возмещению возник у поставщика, он вполне может договориться с дружественным покупателем о ретронадбавке. С тем, чтобы увеличить свои начисления по данному налогу, а партнер при этом увеличит сумму вычетов. На практике условие о ретронадбавке либо изначально включается в договор, либо оформляется допсоглашением. Если же проблемы с возмещением у покупателя, дружественный поставщик может предоставить ему ретроскидку. Тем самым сумма вычетов по НДС за налоговый период у покупателя снизится. У поставщика же снизится сумма начислений.
При всех плюсах консолидации налоговой базы по НДС группы компаний стоит обратить внимание на финансовую сторону последствий. Несмотря на то что в совокупности холдинг не несет никаких потерь от того, что одна из компаний не получает возмещения НДС из бюджета, а другая в той же сумме уменьшает свои платежи туда, конкретные юрлица лишаются оборотных средств в пользу дружественной компании. В результате группе приходится решать вопрос о безналоговом рефинансировании сэкономленных средств в компанию, которая не получила возмещение.
В случае прямой аффилированности участников это может быть безвозмездная передача денежных средств (п. 3.4 и 11 ст. 251 НК РФ) или дополнительный вклад в уставный капитал (п. 3 ст. 251 НК РФ). Формально независимым компаниям приходится решать этот вопрос, например, при помощи займов (п. 10 ст. 251 НК РФ).
Учитывая, что углубленная камеральная проверка по возмещению НДС прежде всего связана с проверкой добросовестности поставщиков, для компании, возмещающей налог из бюджета, разумно свести количество этих поставщиков к минимуму. Возможно даже к одной компании, которая будет осуществлять все необходимые закупки и перепродавать полученные товары с небольшой наценкой. Плюсы такой организации в том, что в ходе камеральной проверки представляются документы только по одному договору. При этом есть стопроцентная гарантия, что поставщик – добросовестный налогоплательщик, сдающий отчетность.
Однако решив одни проблемы, важно не создать другие. Дело в том, что, борясь с недобросовестными налогоплательщиками, налоговики с большим подозрением относятся к компаниям, которые настаивают на возврате из бюджета денежных средств, при этом все их счета-фактуры по вычетам получены от одной и той же, вероятно, дружественной компании.
С 2010 года компании могут возмещать НДС из бюджета, не дожидаясь окончания камеральной проверки (ст. 176.1 НК РФ), в заявительном порядке. Это частично решает проблему отвлечения оборотных средств (исходя из норм закона, деньги можно получить уже через 10 рабочих дней после подачи заявления), однако не избавляет компанию от углубленной камеральной проверки декларации.
Для того чтобы возместить НДС в заявительном порядке, обычная организация, которая не платит миллиарды рублей в бюджет, должна приложить к своему заявлению банковскую гарантию на полную сумму возмещаемого налога (подп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Принимаются гарантии только от банков, включенных Минфином России в соответствующий перечень (http://www.minfin.ru/ru/tax_relations/policy/bankwarranty/index.php?id4=19700). Естественно, услуги банка небесплатны, поэтому речь и идет лишь о частичном решении проблемы отвлечения оборотных средств.
После получения заявления у налоговиков будет пять рабочих дней на принятие решения. Если оно положительное, то компания может получить деньги, только если у нее нет долгов перед бюджетом (п. 9 ст. 176.1 НК РФ). В противном случае производится зачет налогов. Еще пять рабочих дней с момента принятия решения дается на перечисление денег. Если средства не будут перечислены налогоплательщику на 11-й рабочий день с момента подачи заявления, то с 12-го ему выплачиваются проценты исходя из ставки рефинансирования (п. 10 ст. 176.1 НК РФ).
Казалось бы, в заявительном порядке возмещения НДС одни плюсы. Однако это не так. Помимо достаточно недешевой банковской гарантии возможны и иные финансовые потери.
Во-первых, если в результате камеральной проверки налоговики не подтвердят право на возмещение НДС, компания должна вернуть деньги в пятидневный срок после получения требования. А также уплатить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из двукратной ставки рефинансирования (п. 17 ст. 176.1 НК РФ). И если стоимость банковской гарантии можно учесть в налоговых затратах на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 НК РФ, то сумму процентов учесть не получится (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Поэтому ускоренный порядок возмещения НДС подходит далеко не всем компаниям. Для налогоплательщиков, чьи декларации налоговики обычно проверяют длительное время, оплата банковской гарантии может съесть всю выгоду от возмещения НДС. Кроме того, дамокловым мечом висит возможность применения санкций в виде двойных процентов рефинансирования.
Несмотря на то что описанные выше способы действительно могут ускорить возмещение НДС, на практике многие компании предпочитают не рисковать, а отложить излишек вычетов на более поздний срок. То есть вместо ускорения, напротив, замедлить возмещение, но получить гарантии от углубленной камеральной проверки.
Дело в том, что право на применение вычетов не ограничено рамками конкретного налогового периода, Налоговый кодекс требует лишь уложиться в три года после окончания налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на вычет (п. 2 ст. 173 НК РФ). Кроме того, как справедливо указывают суды, вычет НДС в более позднем периоде не влечет за собой недоплату НДС в бюджет (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.05.10 № А27-14786/2009).
Ранее с данной логикой соглашался и Минфин России (письма от 01.10.09 № 03-07-11/244, от 30.07.09 № 03-07-11/188, от 30.04.09 № 03-07-08/105). Однако впоследствии чиновники изменили свою позицию. Судя по последним разъяснениям (письмо Минфина России от 12.03.13 № 03-07-10/7374), вычет в течение трех лет возможен лишь при подаче уточненной декларации за соответствующий период. То есть чиновники в настоящий момент против описываемого способа налогового планирования.
Несмотря на это, переносить вычеты на более поздний срок по-прежнему относительно безопасно. Дело в том, что в отличие от Минфина Президиум ВАС РФ своей позиции не менял (постановления Президиума ВАС РФ от 22.11.11 № 9282/11, от 15.06.10 № 2217/10, от 30.06.09 № 692/09) – вычет возможен, пока сроки, установленные пунктом 2 статьи 173 НК РФ, не истекли. Следовательно, возможные претензии налоговиков гарантированно удастся снять в суде. А учитывая их бесперспективность, возможно, еще при подаче возражений на акт проверки.
Впрочем, некоторым компаниям удается избежать подобных споров, делая вид, что счет-фактура, по которому заявлен вычет в более поздний период, просто запоздал от контрагента. В подобных случаях Минфин не требует подавать уточненку (письмо Минфина России от 09.07.13 № 03-07-14/26426).
Налоговую систему «донастроят», а потом не будут трогать 6 лет
Правительство РФ «донастроит» налоговую систему и на протяжении следующего шестилетнего цикла не будет менять налоги, заявил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, сообщает пресс-служба ФНС России.
«Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь – это налоги. Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги», – сказал глава Минфина.
Относительно донастройки Антон Силуанов пояснил, что необходимо упростить налоговые взаимоотношения с малыми предпринимателями, ИП и самозанятыми. Для этого планируется создать выгодный для таких предпринимателей механизм.
«Мы создаем механизм, который мог бы заинтересовать этих предпринимателей, чтобы они открылись, работали в белую. Это большой вклад в ВВП», – добавил министр.
Министерство финансов на расширенной коллегии подвело итоги работы за 2017 год и обрисовало цели на ближайшее время: это «настройка» налоговой системы, улучшение собираемости НДФЛ и других налогов, борьба с бедностью.
Меры, принятые Минфином в прошлом году, — поддержка отраслей промышленности, укрепление бюджетной и финансовой дисциплины — позволили вернуть экономику к росту, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая коллегию. Для укрепления роста необходимо предпринимать новые усилия, указал он. «Мы говорили о перенастройке налоговой системы, с тем чтобы она лучше соответствовала текущим планам, потребностям экономики. Обсуждение всех этих вопросов должно быть продолжено», — заявил глава правительства.
Главная задача Минфина в ближайшее время — добиться ускорения экономического роста, что приведет к росту реальных доходов населения, рассказал глава ведомства Антон Силуанов. Росту экономики должна помочь настройка налоговой системы, которую власти обсуждают с прошлого года.
Силуанов в очередной раз подчеркнул, что изменения не приведут к росту общей налоговой нагрузки и будут направлены на создание справедливых конкурентных условий. Находиться в серой зоне бизнесу должно быть экономически невыгодно, объяснил он. Поэтому Минфин подготовил налоговые новации, которые предусматривают «увеличение прибыли организаций, рост инвестиций и повышение производительности труда и, по оценкам министерства, позволят увеличить инвестиционные возможности экономики на процентный пункт ВВП». 1% ВВП за 2017 год — это более 900 млрд руб.
Глава Минфина не раскрыл детали предлагаемых Минфином налоговых новаций. Обсуждение мер по «донастройке» налоговой системы продолжается в режиме совещаний у президента, пояснил РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства. Ведомства представляют свои предложения и расчеты, рассказал собеседник РБК, окончательное решение будет приниматься в Кремле.
Внедрение новых технологий и меры по обелению экономики уже позволили повысить доходы бюджета без увеличения налоговой нагрузки — выросла собираемость НДС, налога на прибыль, акцизов и страховых сборов, подчеркнул министр на коллегии. Внедрение новых методов контроля продолжится, рассказал Силуанов, это позволит радикально сократить объем отчетности для бизнеса. «Соблюдение законодательства будет отслеживаться дистанционно, заранее предупреждая о возможных нарушениях», — заявил он. Когда вся информация о продажах появится в распоряжении налоговых органов (в частности, за счет онлайн-касс), «выходить на налоговые проверки нет необходимости».
Вслед за внедрением автоматизированной системы контроля за НДС Минфин хочет распространить аналогичную систему на контроль денежных потоков, например с помощью информации от банков, считает руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов. Количество налоговых проверок действительно может существенно уменьшиться, но какое-то их количество все равно останется: хотя многие схемы по уходу от налогов будут устранены благодаря таким автоматическим системам, что-то придется проверять прежними методами, например экономическую обоснованность расходов, говорит Зарипов.
Справедливость для бедных
Снижение уровня бедности — еще одна задача Минфина, для этого важно создать справедливую систему социальной помощи, основанную на принципах адресности и нуждаемости, считают в ведомстве. Система социальной поддержки нуждается в совершенствовании, согласилась глава Счетной палаты Татьяна Голикова. «Система социальной защиты должна базироваться не на показателе прожиточного минимума, а на показателе потребительского бюджета», — указала она. Необходимо также перенастроить налоговые меры социальной поддержки, подчеркнул Силуанов. «Сегодня, как показывает анализ, две трети налоговых преференций достаются людям с большим достатком, что несправедливо. Надо расширять адресную помощь, принципы которой мы начали использовать при предоставлении материнского капитала», — заявил он.
Возможно, Минфин имеет в виду отказ от некоторых налоговых льгот, которые сейчас распространяются на всех потребителей, чтобы направлять дополнительно собранные налоги на адресную поддержку нуждающимся, рассуждает Зарипов. Например, сейчас реализация ряда товаров (продовольственные, детские, медицинские) подпадает под льготную ставку НДС 10% вместо общей ставки 18%. Если убрать эту льготу, то можно не только упростить администрирование, но и получить источник финансирования адресной социальной поддержки, указывает он. По данным Минфина, в 2017 году цена пониженной ставки НДС по этим категориям товаров для федерального бюджета составила 528 млрд руб.
Контроль за доходами граждан
Методы, которые позволили значительно улучшить собираемость НДС, необходимо применять и к остальным налогам, а также страховым сборам, указал Силуанов. Особое внимание нужно уделить администрированию налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов, считает министр.
Глава Минфина не пояснил, каким образом ФНС сможет отслеживать доходы граждан и улучшить администрирование подоходного налога. Речь может идти о планомерном введении контроля за соответствием между декларируемым доходом физических лиц, уплаченным ими налогом на доходы физических лиц и понесенными расходами, предполагает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. «Возможности электронного контроля за банковскими счетами граждан, в том числе за пределами РФ, а также над совершаемыми ими покупками (путем внедрения онлайн-касс) уже сейчас позволяют налоговым органам сопоставить задекларированные доходы с оборотами по счетам и понесенным расходам», — говорит Овеснов.
Это не значит, что инспекции будут автоматически исчислять гражданам налоги исходя из суммы потраченных средств, считает он. Но такие данные могут послужить основанием для проверки, налоговая может сделать вывод о неуплате работодателем страховых взносов или выявить схемы с серыми зарплатами, предполагает эксперт.
Повышение ставки НДФЛ с 13 до 15% обсуждается как одна из мер по настройке налоговой системы. Вице-премьер Аркадий Дворкович на прошлой неделе заявил, что это «не приведет к глобальному уходу от налогов и бегству людей из страны». Окончательное решение примет президент, пояснил Дворкович. Идея повышения ставки НДФЛ принадлежит помощнику президента Андрею Белоусову, пояснял РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства, Минфин и Минэкономразвития выступают против этой меры.
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.