Налоговики рассказали, как избежать выездной проверки

Описание страницы: налоговики рассказали, как избежать выездной проверки от профессионалов для людей.

Налоговики рассказали, как избежать выездной проверки

Изображение - Налоговики рассказали, как избежать выездной проверки proxy?url=https%3A%2F%2Fs0.rbk.ru%2Fv6_top_pics%2Fresized%2F1180xH%2Fmedia%2Fimg%2F7%2F17%2F754580264414177

В России почти десять лет назад утвердили концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Она позволяет максимально уменьшить вероятность того, что в текущем году ревизоры нагрянут к законопослушным налогоплательщикам, полностью исполнившим свои обязательства перед бюджетом. Однако такой «шанс» все же есть. О том, можно ли избежать выездной налоговой проверки, и что делать, если она уже назначена, рассказывают эксперты – руководители юридического бюро «Унисон» Владимир Хилиманюк, Владимир Стариков и Александр Бухарин.

Изображение - Налоговики рассказали, как избежать выездной проверки proxy?url=https%3A%2F%2Fs0.rbk.ru%2Fv6_top_pics%2Fresized%2F945xH%2Fmedia%2Fimg%2F1%2F30%2F754580281117301

Как избежать проверки

Владимир Стариков: В 2006 году была отменена статья 11 закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации», в соответствии с которой документальная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других платежей должна была проводиться не реже одного раза в два года в отношении каждого налогоплательщика.

Вместо этого, приказом ФНС РФ от 30 мая 2007 года была утверждена концепция системы планирования выездных налоговых проверок, в которой вместо обязательных проверок установлена система отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок на основе критериев, указанных в ней. В частности, определены критерии отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки по результатам анализа финансово-экономических показателей их деятельности, проверки сумм, исчисленных и уплаченных налоговых платежей, выявления противоречий между сведениями, содержащимися в представленной отчетности и в информации, которой располагает налоговый орган.

То есть концепция предоставляет возможность каждому налогоплательщику самостоятельно провести анализ и оценить критерии, в соответствии с которыми налоговый орган производит отбор для проведения выездных налоговых проверок, а также, в случае необходимости своевременно уточнить свои налоговые обязательства. Это и позволит избежать выездной налоговой проверки.

Что делать, если выездная налоговая проверка все же назначена

Владимир Стариков: Если выездная налоговая проверка назначена, то это значит, что налоговый орган на основании анализа представленной отчетности и имеющейся у него информации, обнаружил у вас признаки занижения налогооблагаемой базы, получения необоснованной налоговой выгоды и признал необходимым проведение выездной налоговой проверки.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В этом случае вы вправе самостоятельно проанализировать финансово-экономическую деятельность за проверяемый период, в том числе: правильность расчета и уплаты налогов, реальность и деловую направленность совершенных хозяйственных сделок, наличие или отсутствие у контрагентов признаков «сомнительных» или «фирм-однодневок», не дожидаясь результатов проверки, уточнить свои налоговые обязательства, представив уточненные налоговые декларации.

Если вы уверены, что оснований для уточнения налоговых обязательств нет, то на период налоговой проверки целесообразно назначить специалистов (юристов, бухгалтеров) для представления ваших интересов в ходе проверки и исключения риска нарушения прав налогоплательщика действиями проверяющих. Характер и особенности дальнейших действий будет зависеть от конкретных результатов налоговой проверки.

Как защитить свои права

Владимир Хилиманюк: Датой начала проведения выездной налоговой проверки считается день вынесения решения о ее назначении. Датой окончания – день составления справки о проведенной проверке. За этот период налоговый орган фактически проверяет финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, на предмет реальности хозяйственных операций и наличии при их совершении деловой цели. Проверка, как правило, проводится выборочным методом в соответствии с результатами допроверочных мероприятий.

К методам проверки относятся: направление налоговым органом запросов в организации, банки, индивидуальным предпринимателям; допрос свидетелей; осмотр помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов; истребование документов у проверяемого лица, у контрагента или у иных лиц; выемка документов и предметов; экспертиза, привлечение специалиста.

Способы защиты прав налогоплательщика можно условно разделить на общие и специальные. Общим способом защиты является обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Выбор специального способа защиты зависит от того, какие именно действия совершены налоговым органом. Например, при назначении экспертизы можно заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных налогоплательщиком лиц; представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта. Также действенными способами защиты (также относящимися к специальным) являются меры по обеспечению подтверждения реальности сделок и наличия при их совершении деловой цели. Например, обеспечение предоставления контрагентом документации, подтверждающей реальности сделок, определения возможного круга свидетелей и недопущения давления на них и т.п.

Стоит отметить, что правильное определение стратегии и тактики защиты именно в ходе проведения проверочных мероприятий имеет определяющее значение для количества выявленных нарушений и размеров доначисленных налогов. Поскольку данный вопрос является важным и сложным, то даже крупные организации уже на этой стадии привлекают специализированные фирмы, имеющие в штате специалистов в области налоговых правоотношений.

Жизнь после проверки

Александр Бухарин: По результатам выездной налоговой проверки в двухмесячный срок со дня составления справки оформляется акт, который в течении 5 дней, вручается налогоплательщику. К акту налоговой проверки прилагаются документы, на основании которых он составлен.

С даты получения акта у налогоплательщика имеется месячный срок на предоставление возражений и документов, подтверждающих их обоснованность. Они будут тщательно проверяться налоговым органом, в том числе путем проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Поэтому уже на данной стадии необходимо разработать полную последовательность действий по защите своих интересов, то есть что и как предоставить на стадии возражений на акт, а что в суде.

Читайте так же:  Взыскание долга по исполнительному листу

По истечении двухмесячного срока акт со всеми материалами проверки и представленными возражениями должен быть в десятидневный срок рассмотрен уполномоченным лицом налогового органа с вызовом налогоплательщика. Затем по акту должно быть принято решение. Его желательно обжаловать до вступления в силу, а именно в течение одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Обжалование производится в вышестоящий налоговый орган путем подачи апелляционной жалобы через инспекцию вынесшую решение.

Кроме того, нужно иметь ввиду, что после принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, в том числе арест имущества или денежных средств, которые налоговый орган вправе и отменить или заменить одни меры обеспечения на другие.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа должна быть рассмотрена, решение по ней принимается в месячный срок.

Вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в течение одного года путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или Арбитражный суд. На время обжалования решения налогового органа по заявлению лица, подавшего жалобу, суд может принять обеспечительные меры и приостановить действие оспариваемого решения.

Возможные последствия

Александр Бухарин: После вступления в силу решения, которым доначислены налоги, пени, штрафы, налогоплательщику направляется требование об уплате налогов. Если данное требование в указанный в нем срок не исполнено, а сумма доначисленных налогов значительна (более 2 млн.рублей), то по истечении двух месяцев налоговый орган обязан направить материалы в следственные органы, уполномоченные проводить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 199 Уголовного кодекса РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Следственные органы в случае возбуждения уголовного дела могут проводить комплекс мероприятий, который, возможно, негативно отразится на хозяйственной деятельности, моральном климате в коллективе, деловом имидже организации и ее руководителя. Кроме того, в случае передаче материалов уголовного дела в суд, руководитель организации может быть привлечен к уголовной ответственности.

Избежать уголовного наказания можно при условии, что преступление совершено лицом впервые и полностью будут погашены суммы недоимки, выплачены пени и штрафы. Также защититься от уголовного преследования можно путем приостановления действия требования и последующим признанием в суде оспариваемого решения инспекции, которым доначислены налоги, пени, штрафы, незаконным.

Выездными налоговыми проверками стали дергать гораздо реже. Как и обещали… Но суммы доначислений по результатам проверок не уменьшились, а наоборот, растут: при снижении количества выездных проверок на 13,9%, доначисления выросли на 20,5% (по данным на 1 октября в сравнении с 2015 годом). В этой статье я привела список самых популярных действий, которые совершают налогоплательщики, когда «запахло жаренным» и налоговики вот-вот нагрянут. Ситуации, в которых, так называемые «противодействия» бывают законны.

Смена учредителей, реорганизация, переезд на новое место

Компании очень часто решаются на этот шаг, видя в нем единственный способ избежать выездной проверки и доначислений. Однако, налоговики такие попытки пресекают и подозрения в недобросовестности компании и уклонении от уплаты налогов только усиливаются.

В Письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» написано, что сотрудники полиции будут привлекаться к процессу выездной налоговой проверки «… при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.)».

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Суды согласны с позицией ФНС и расценивают миграцию, реорганизацию и смену руководителей, как противодействие налоговой проверке.

  • Постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.02.15 №Ф08-10641/2014;
  • Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.14 №А03-2937/2013.

А если же реорганизация или смена фактического адреса была запланирована задолго до проведения выездной проверки? Возможно ли ее обосновать? Конечно же, преследуя разумные экономические цели? Например, на основании Постановления Восьмого ААС от 30.05.13 №А81-4959/2012 суд не счел смену места регистрации предпринимателя попыткой противодействия налоговой проверки, заявленной налоговиками, а обоснованной причиной, вызванной деловыми целями и расширением сферы деятельности.

Изображение - Налоговики рассказали, как избежать выездной проверки proxy?url=https%3A%2F%2Fturov.pro%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fbryileva


Наталья Брылева

Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

Смену места нахождения возможно обосновать, например, конкретным маркетинговым исследованием, заказанным у соответствующего специалиста, в котором будет вывод, что расширение сферы деятельности компании за счет «захвата» территории другого субъекта приведет к увеличению дохода. И приложить, например, график спроса данной услуги или продукции на территории такого субъекта к исследованию. На вопрос налоговиков: а почему не открыли «обособку», можно пояснить, что в управленческих целях и целях оперативного контроля за деятельностью предприятия, а также для представительских целей на первых этапах становления бизнеса в другом регионе будет лучше иметь там юридический адрес.

А вообще такая смена в целях ухода от налогов не имеет особого смысла, только если надеяться на то, что документы затеряются при пересылке регистрационного дела из одной инспекции в другую. Вообще, если проверка началась, и компания решила переехать, закончить проверку будет обязана налоговая инспекция, непосредственно проводившая проверку.

Читайте так же:  Как можно разделить имущество после развода и что делить нельзя (образец иска)

Довольно распространенное явление. Могут ли налоговики расценить отказ от дачи показаний, как противодействие налоговой проверке?

Изображение - Налоговики рассказали, как избежать выездной проверки proxy?url=https%3A%2F%2Fturov.pro%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fbryileva


Наталья Брылева

Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

Возьмем, например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.12 №А46-10644/2012. В этом деле, как и во многих других, суд не принял во внимание отказ от дачи показаний, т.к., во-первых, свидетельские показания сами по себе не могут являться основанием для вынесения решения, к тому же показания свидетелей вообще имеют небольшую доказательную силу. Существенный вес протоколы приобретают, если используются налоговиками вместе с другими доказательствами.

Исчезновение документов при странных обстоятельствах или в следствии пожара/наводнения и т.д.

Поджог, наводнение, загадочное исчезновение, секретарша «Маша-растеряша» и другие коммунальные катастрофы, полтергейсты и детские отговорки могут сыграть злую шутку. И еще больше обозлить налоговиков. Например, как в Постановлении Восемнадцатого ААС от 02.09.15 №18АП-9595/2015.

А если катастрофа будет реальна и не спланирована под выездную проверку? А организация будет всячески принимать участие в содействии налоговикам по восстановлению испорченных документов? Возможно ли избежать обвинения в противодействии?

Изображение - Налоговики рассказали, как избежать выездной проверки proxy?url=https%3A%2F%2Fturov.pro%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fbryileva


Наталья Брылева

Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

В моей практике был случай, когда бухгалтерия переходила с одной версии 1-С на другую и система «слетела», и документы вместе с ней. А тут как раз выездная проверка. В данном случае, когда компания получила требование о предоставлении документов и увидела, что запросили отсутствующие у налогоплательщика документы, она уведомила инспекцию о невозможности предоставления в 10-дневный срок документов и просила продлить этот срок. Инспекция пошла навстречу. Документы стали восстанавливать. Но иногда инспекция может не услышать вашу просьбу и привлечь к ответственности за непредоставление документов (за каждый 200 руб. штраф). Но данное решение может быть опротестовано в судебном порядке, особенно, когда у вас есть подтверждение факта уведомления налоговой об отсрочке в предоставлении документов.

Компаниям не запрещено переносить проверку на другую дату, если на это есть уважительные причины. Но некоторые налогоплательщики злоупотребляют согласием налоговиков на отсрочку и затягивают возможность приезда сотрудников фискальной службы на максимально возможный срок. Например, как в Решении АС Саратовской области от 10.02.2016 №А57-17201/2015.

А какие могут быть «уважительные причины» для получения отсрочки?

Изображение - Налоговики рассказали, как избежать выездной проверки proxy?url=https%3A%2F%2Fturov.pro%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fbryileva


Наталья Брылева

Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

Вообще, в законодательстве не обозначены никакие уважительные причины переноса выездной налоговой проверки. Хотя многие думают, что болезнь главного бухгалтера обоснует перенос проверки на другое время. Так что налоговая вполне может не учесть ваши пожелания о переносе проверки. Если отношения с инспекцией хорошие, то тогда налоговики могут пойти навстречу, но срок проведения проверки от этого не изменится и начнется с той даты, которая указана в решении о проведении проверки.

Налоговая пришла, а дверь в компанию закрыта. Стучались, стучались и не достучались… Суды не всегда поддерживают налогоплательщиков в таком «негостеприимстве», а налоговая расценивает ситуации с закрытыми дверьми как противодействие. Но не всегда. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.01.14 №А56-32593/2013, суд поддержал налогоплательщика и объяснил, что воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию компании – это не воспрепятствование проведению выездной проверки в общем.

Так можно ли как-то на «законных основаниях» потерять ключи или не открыть дверь? Или это будет считаться «противодействием»?

Изображение - Налоговики рассказали, как избежать выездной проверки proxy?url=https%3A%2F%2Fturov.pro%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fbryileva


Наталья Брылева

Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

Я советую не препятствовать доступу на территорию предприятия, если в момент прихода у налоговиков на руках удостоверения и решение о проверке, оформленное должным образом. Во-первых, это психологический фактор: не пускают – значит есть, что скрывать, будем проверять тщательнее.

Во-вторых, у налогоплательщика может наоборот появиться шанс лишний раз доказать, например, что закупленный товар по оспариваемой сделке реально находится на его территории.

Другое дело, что о приходе налоговики должны уведомить проверяемого налогоплательщика для того, как налогоплательщик или его представитель имел возможность присутствовать при проведении мероприятий налогового контроля. Основания для того, чтобы не пустить налоговиков – это ненадлежащее уведомление об их приходе.

На бесплатном вебинаре «Выездные налоговые проверки 2017: пособие по защите», который состоится 17 января 2017 года в 15-00 по МСК, Наталья Брылева расскажет обо всех нюансах выездных налоговых проверок.

Изображение - Налоговики рассказали, как избежать выездной проверки proxy?url=https%3A%2F%2Fturov.pro%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fbryileva


Наталья Брылева

Юрист и налоговый консультант «Туров и Партнеры»:

Мы рассмотрим, как отбираются налогоплательщики для выездных проверок. И даже потренируемся: так что заранее подготовьте основные сведения об обороте, среднесписочной численности, нагрузке по налогам, рентабельности. И вы выясните, нужно ли готовиться вам к «гостям из налоговой».

К тому же мы подробно рассмотрим:

  • Какие действия вправе совершать налоговики на выездной проверке?
  • Как проверяют физических лиц в ходе выездной проверки?
  • Как вести себя в ходе выездной проверки с налоговиками, что говорить, а о чем лучше умолчать.

Ну и, конечно, если вы все-таки получили акт выездной проверки, вы узнаете, на каких основаниях можно его отменить. Я учла ваши пожелания и подготовила еще более свежую судебную практику.

Читайте так же:  Как проводится и что подразумевает дарение квартиры близкому родственнику

Федеральная налоговая служба разработала для налогоплательщиков новый, двенадцатый критерий самостоятельной оценки рисков. Список оснований для назначения выездной проверки пополнился перечнем схем ведения бизнеса с высоким налоговым риском.

О новом критерии и планах налоговой службы в усовершенствовании законодательства “РГ” рассказала заместитель руководителя ФНС Татьяна Шевцова.

Российская газета: Недавно была озвучена инициатива власти предоставить компаниям рассрочки по уплате налоговой задолженности. Кого это коснется в первую очередь?

Татьяна Шевцова: По итогам совещания у президента Российской Федерации по вопросу совершенствования налоговой политики было принято решение об упрощении процедуры реструктуризации налоговых претензий за прошлые периоды. Опыт показывает: как для бюджета, так и для бизнеса этот вариант более предпочтителен, нежели банкротство по результатам контрольной работы налоговых органов. Если эта норма будет зафиксирована законодательно, крупные компании в случае больших налоговых доначислений смогут избежать банкротства, а бюджет получит неуплаченные суммы налогов, пусть и с рассрочкой по времени.

РГ: А зачем налоговой службе понадобилось вводить двенадцатый критерий самостоятельной оценки риска? Одиннадцати мало?

Шевцова: Этой публикацией ФНС России продолжает политику открытого диалога с налогоплательщиками, направленную на предупреждение налогового нарушения, а не на применение фискальных мер. Вы знаете статистику: служба поэтапно сокращает количество налоговых проверок. Акцент смещен на информирование налогоплательщика о возможных рисках, стимулирование добровольного отказа от использования незаконных схем. Именно для этого и были созданы критерии. Служба целенаправленно и достаточно долго шла к тому, чтобы отказаться от тотальных проверок в пользу контроля в зонах риска.

Нередко бизнес предпринимает рискованные решения в надежде минимизировать налоги, однако спустя некоторое время взамен получает крупные доначисления, пени, штрафы. Причем, если доказано применение схемы, штраф составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налогов и возникает уголовная ответственность. Мы стремимся предупредить совершение налогового правонарушения, раскрывая перед налогоплательщиком основные принципы контрольной работы и предлагая ему более сознательно подойти к выбору бизнес-решений с учетом информации о рисках применения отдельных схем.

Главная же цель – формирование единого правового и налогового поля, создание равных условий для всех субъектов бизнеса, устранение необоснованных конкурентных преимуществ, которые получают за счет экономии на налогах организации, применяющие незаконные и “серые” схемы ведения бизнеса.

РГ: Татьяна Викторовна, так в чем суть нового критерия?

Шевцова: В прошлом году мы опубликовали 11 критериев самостоятельной оценки рисков, которые фактически являются критериями отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Таким образом, налогоплательщик впервые получил возможность самостоятельно проанализировать результаты хозяйственной деятельности с точки зрения налогового контроля, оценить налоговые риски и предпринять меры, чтобы выйти из зоны налогового контроля.

В дополнение к уже используемым критериям Федеральная налоговая служба создает механизм открытого информирования налогоплательщиков о рисках применения отдельных схем ведения финансово-хозяйственной деятельности. Критерий так и называется – “Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском”. Он и рекомендации по его применению опубликованы на сайте ФНС.

РГ: На основе какой информации составлен новый перечень?

Шевцова: Учтены результаты контрольной работы, опыт досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками, сложившаяся арбитражная практика. А также признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды, обозначенные в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 N 53. Сейчас в критерий вошли четыре схемы, но их количество и содержание будут обновляться с учетом опыта работы и арбитражной практики.

РГ: Допустим, ознакомившись со списком схем, бизнесмен нашел схожую со своим бизнесом, что ему делать?

Шевцова: Таким налогоплательщикам мы предлагаем представить уточненные декларации, приложив к ним пояснения. Они нужны для того, чтобы налоговый орган получил возможность учесть предпринятые налогоплательщиком меры по снижению налоговых рисков и, например, исключить его из плана проверок.

Следует понимать, что подача уточненной декларации рассматривается ФНС как инструмент снижения или исключения налоговых рисков. То есть такая декларация будет свидетельствовать, что налогоплательщик, возможно, усмотрел в своих действиях признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды или какие-то недоработки при документальном оформлении осуществленных операций. Но присутствие этих признаков не носит системного характера или не связано с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду. Однако, имея аргументы в пользу своей добросовестности, налогоплательщик предпочел исключить налоговые риски таких операций. Тогда вполне логично откорректировать сомнительные суммы и провести уточненный расчет налоговых обязательств за соответствующий период.

РГ: Если налогоплательщик уточнит обязательства, что это ему даст?

Шевцова: Факт подачи такой декларации налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок.

Важно, что при проведении камеральных налоговых проверок уточненных деклараций с пояснениями дополнительные документы у плательщика требовать не будут. Если камеральная проверка подтвердит, что уточненные декларации достоверно отражают финансово-хозяйственную деятельность, не являются формальными, это, как правило, исключает вероятность проведения выездной налоговой проверки. А при соблюдении условий оплаты налогоплательщик полностью освобождается от ответственности.

Правда, оговорюсь, сам факт представления налогоплательщиком уточненной декларации не гарантирует стопроцентный отказ от мероприятий налогового контроля в случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с нарушениями налогового законодательства. Однако в этом случае решение о выездной налоговой проверке принимается только по согласованию с ФНС России.

Кстати, за прошлый год, когда как раз были опубликованы одиннадцать критериев, налогоплательщики представили 913 тысяч уточненных деклараций, а сумма самостоятельно уточненных обязательств составила 84 млрд рублей. В то же время за весь 2006 год было представлено 416 тысяч деклараций на сумму 18 млрд рублей. Огромный прирост говорит о повышении налоговой дисциплины.

Читайте так же:  Расчет среднесписочной численности работников

РГ: А если предприниматель не решился сдать уточненную декларацию?

Шевцова: Конечно же, налогоплательщик вправе не предпринимать никаких действий в связи с публикацией 12-го критерия. Он может, но не обязан самостоятельно подавать уточненную декларацию. Однако если в ходе налоговой проверки будет доказан факт применения какой-либо из опубликованных схем и подтверждены признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды, у налоговых органов появится дополнительный аргумент для квалификации действий налогоплательщика по минимизации налогов как умышленных. Ведь ФНС России проинформировала о налоговых рисках таких действий. А это помимо доначислений налогов и пени предполагает применение штрафа в двойном размере и возможную уголовную ответственность в связи с умышленным применением схем уклонения от налогов.

РГ: Но можно пойти по другому пути: подать уточненную декларацию на символическую сумму. Сработает?

Шевцова: Простое сопоставление данных покажет несоответствие. Информационные ресурсы и программные продукты, которыми располагает служба, позволяют сопоставлять информацию из огромного количества источников, выявлять как простые ошибки в расчетах, так и серьезные преднамеренные нарушения налогового законодательства. Таким образом, решение о подаче таких деклараций скорее навредит.

РГ: Татьяна Викторовна, вы не опасаетесь, что, публикуя готовые схемы, “даете карты в руки” недобросовестным бизнесменам?

Шевцова: Мы рассматривали этот аргумент и пришли к выводу, что нет. Дело в том, что даже не осведомленный о каких-то “схемах” налогоплательщик может при желании воспользоваться услугами консультантов, аудиторов, получить информацию из бухгалтерских СМИ, которые регулярно публикуют варианты минимизации налогов. Как говорится, было бы желание. Те же, кто против применения сомнительных схем, не будут пользоваться ими.

РГ: Так какой он, наш российский налогоплательщик? Злостный уклонист?

Шевцова: Нарушения налогового законодательства есть, их немало. Есть и своя, “российская” специфика уклонения от налогов: “серые” зарплаты, фиктивные убытки, фирмы-однодневки. Физлица зачастую игнорируют свою обязанность декларировать доходы и т.д. Однако с налоговыми злоупотреблениями сталкиваются налоговые администрации, пожалуй, всех государств, независимо от уровня экономики, налоговой и правовой систем.

Даже в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, где налоговое законодательство совершенствуется десятилетиями, есть лазейки для построения схем минимизации налогов. Для борьбы с агрессивным налоговым планированием хозяйствующих субъектов государственные органы этих стран применяют комплекс мер как законодательного, так и административного характера. В Австралии, Германии, Италии, Испании, Канаде, Нидерландах, Франции, Швеции приняты нормативные акты о злоупотреблении налоговым правом. В Австралии, Великобритании, Канаде, США действует норма, требующая раскрытия информации по определенному перечню сделок и схем. Неплохо было бы ввести эту норму и в России. В российской практике уже есть отдельные инструменты, направленные на борьбу с недопустимым налоговым планированием. Но вместе с тем назрела необходимость сделать следующий шаг в борьбе со злоупотреблениями в сфере налогового права.

Признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды по 12-му критерию:

– невозможность реально осуществлять налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

– отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

– учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций;

– совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Изображение - Налоговики рассказали, как избежать выездной проверки proxy?url=http%3A%2F%2Fopisdela.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F11%2F1317884160_taxmen_full-300x231

План налоговых выездных проверок формируется не случайной выборкой, а с помощью четких критериев. А значит, можно рассчитать, к кому нагрянут ревизоры. Мы выяснили, как с помощью анализа деятельности фирмы избежать контрольных мероприятий. С позиции налоговиков выездная проверка – наиболее эффективная мера контроля, в ходе которой можно выяснить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и, как показывает практика, многие правонарушения выявляются как раз в ходе таких мероприятий. Однако данная процедура может парализовать деятельность компании, поэтому руководство предприятия должно принять все меры, чтобы ревизоры обошли офис фирмы стороной. Сотрудники ФНС физически не могут проверить всех до единого налогоплательщиков и вынуждены достаточно внимательно планировать свою деятельность.

О том, какими критериями руководствуются инспекторы при выборе организаций для контрольных мероприятий, рассказала юрист юридического бюро «Виртус-Лекс» Екатерина Бражник.

Разрабатывается множество методик, в соответствии с которыми проводятся отборы налогоплательщиков для проведения проверки их деятельности. Большинство из них распространяются между сотрудниками строго под грифом «для служебного пользования» (к таким можно отнести, к примеру, приказ МНС РФ от 18 августа 2003 г. № БГ-4-06/23двп «Об утверждении регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок»). Тем не менее в 2007 году приказом ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected] была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее по тексту – Концепция), которая является общедоступной. Поэтому в настоящее время у каждой компании есть шанс самостоятельно оценить вероятность проведения выездной налоговой проверки, изучив данную Концепцию.

Читайте так же:  Порядок начисления неустойки по алиментам (образец иска)

На что стоит обратить внимание? Во-первых, если в отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов были отражены убытки, то риск включения в список для выездной проверки существенно повышается. Однако 22 сентября 2010 года приказом ФНС № ММВ-7-2/[email protected] были внесены изменения в данный критерий. Как известно, после мирового финансового кризиса многим компаниям стоило огромных усилий остаться на плаву, поэтому часто в отчетности за 2008 год были показаны убытки. Теперь налоговики делают на это «скидку»: налоговый орган может не учитывать данный показатель при условии, что компания обоснует документами объективные причины сложного финансового состояния организации. Во-вторых, риск проведения выездной проверки увеличивается, если на предприятии работникам выплачивается ежемесячная зарплата ниже среднего уровня по среднеотраслевому показателю экономической деятельности, установленному в субъекте РФ. Правда, для того чтобы узнать эти данные, придется обратиться с запросом в налоговый орган или Росстат.

В-третьих, «миграция» хозсубъекта из одной инспекции в другую повышает бдительность инспекторов. Сюда относится внесение изменений в регистрационные данные, касающиеся местонахождения юрлица, два и более раз в течение налогового периода, если это влечет постановку на учет в другой ИФНС. Можно сказать, что такими действиями можно только усложнить ситуацию, поскольку приостановление или отмену выездной проверки «переход» в другую налоговую не повлечет. Акт оформит именно тот государственный орган, который принял решение о проведении контрольного мероприятия.

Также компания попадет в «зону риска», если ее финансово-хозяйственная деятельность построена на основе «цепочки контрагентов» и без наличия разумной экономической цели. Обстоятельства, свидетельствующие о получении организацией необоснованной налоговой выгоды, указал Пленум ВАС РФ в своем постановлении от 12 октября 2006 г. № 53.

Внимание налоговиков способны привлечь и ошибки, противоречия, обнаруженные в представленных документах, выявленные в ходе «камералки». Компания должна направить пояснение на уведомление о выявлении несоответствия показателей деятельности. Отсутствие этого документа может, в свою очередь, стать поводом для проведения контрольных мероприятий. Настороженность у налоговиков вызывают и компании, у контрагентов которых отсутствуют личные контакты руководства, документальное подтверждение полномочий представителя, информация в СМИ, Интернете. Весь перечень признаков «неблагонадежности» приведен в приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333.

В приоритетном порядке включаются в план проверок компании, в отношении которых имеется информация об их участии в «схемах» ухода от налогов и сведения о предполагаемых правонарушениях.

Также ежегодно актуализируются данные, характеризующие отклонение среднестатистических показателей по видам экономической деятельности: размер налоговой нагрузки и уровня рентабельности. Порядок расчета этих параметров также определен в приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, в который не так давно были внесены изменения приказом ФНС от 22 сентября 2010 г. № ММВ-7−2/461.

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение общей суммы уплаченных налогов к выручке, за вычетом НДС и акцизов. В случае если показатель окажется ниже среднего по отрасли, то шансы фирмы попасть в претенденты на выездную проверку увеличиваются. Что касается рентабельности, то отклонение ее уровня не должно быть более 10 процентов от показателя в сфере деятельности по данным Росстата. Однако здесь возникает закономерный вопрос: ведь практически любая компания работает в нескольких сферах. Как же тогда определить уровень налоговой нагрузки и рентабельности? Думается, что бухгалтер должен произвести расчет по основному виду деятельности.

При отборе компаний налоговики руководствуются не только данными своего ведомства, но и информацией, полученной от внешних источников – правоохранительных и иных контролирующих органов. В приоритетном порядке включаются в план контрольных мероприятий компании, в отношении которых имеется информация об их участии в «схемах» ухода от налогов и сведения о предполагаемых правонарушениях.

Если налоговая нагрузка окажется ниже средней по отрасли, то шансы фирмы попасть в претенденты на выездную проверку значительно увеличиваются.

Результатом работы инспекторов является формирование «досье» на каждого налогоплательщика. В конечном итоге, в отношении компании составляется заключение, содержащее рекомендацию для проведения выездной проверки с обязательным обоснованием причин. Каким образом юрлицу можно избежать включения в план проверок или хотя бы минимизировать последствия? ФНС разработал форму Пояснительной записки (Приложение № 5 к приказу № ММ-3-06/[email protected]), в которой бухгалтер может разъяснить, например, выбор контрагента или основные моменты проведенной финансовой операции (сделки). Кроме того, организация может сделать перерасчет налоговых обязательств с учетом выявленных фактов ведения деятельности с высоким риском и представить в ИФНС уточненную декларацию. Если показатели, которые вызывают повышенное внимание у инспекторов, не носят системный характер и не связаны с умыслом получения необоснованной выгоды, руководству компании удастся избежать выездной проверки.

Изображение - Налоговики рассказали, как избежать выездной проверки 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here