Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках

Описание страницы: налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках от профессионалов для людей.

Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках

Подписанный Президентом РФ Федеральный закон № 231-ФЗ дополняет п. 4 ст. 82 НК РФ новым абзацем, в котором говорится о сборе, хранении и использовании налоговиками полученной от аудиторов информации.

Также в НК РФ вводится новая ст. 93.2. Она регламентирует случаи, в которых можно запросить у аудиторов данные или документы.

Чиновники из налоговой по месту регистрации аудиторской организации или индивидуального аудитора могут потребовать полученные при аудите документы или информацию. Такое решение должен принять руководитель налоговой или его заместитель.

Запросить документы, доказывающие необходимость расчета и уплаты налогов, сборов или взносов, налоговики могут в том случае, если ранее они уже запрашивали такие документы у плательщика, но он их не предоставил при проведении выездной проверки или проверки в связи с совершением сделок с взаимозависимыми лицами. В этом случае решение начальника налоговой должно содержать:

  • реквизиты решения о проведении проверки, в рамках которой возникла необходимость в истребуемых у аудитора документах, предмет проверки и ее период;
  • дату требования документов у плательщика;
  • сведения о том, что плательщик не предоставил требуемые документы в срок;
  • уведомление о невозможности или отказе их предоставить;
  • сведения о проводившей аудит организации или индивидуальном аудиторе;
  • данные, по которым аудитор узнает, что за документы запрашивают налоговики.

Запросить у аудиторов документы чиновники могут только после того, как истечет срок предоставления документов плательщиком.

Также налоговики могут потребовать у аудиторов документы, если в отношении проверяемого лица поступил запрос от иностранных госслужб. В таком случае формат решения руководителя о запросе документов будет несколько отличаться. В первых двух пунктах должны указываться реквизиты запроса иностранных служб и сведения о том, что запрос запрещает информировать проверяемое лицо о передаче информации.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговая по месту учета аудитора направляет проверяемому лицу требование о предоставлении документов. Копия соответствующего решения должна быть приложена к требованию.

Аудитор или организация могут проинформировать о запросе со стороны иностранных органов то лицо, в отношении которого получен запрос, только в том случае, если в запросе нет запрета на подобное действие.

Документы, которые требует налоговая, аудитор должен предоставить не позже чем через 10 дней с даты получения запроса.

Закон вступает в силу с начала следующего года.

Документ включен в СПС “Консультант Плюс”

Как аудиторы будут передавать информацию налоговикам

Изображение - Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2Fb530058d084c5a27604f9c6877644229_compressed_v1

Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Однако, по мнению некоторых экспертов, в частности, представителей Торгово-промышленной палаты России, принятые новшества могут привести к снижению востребованности аудиторских услуг и ухудшению качества представляемой в налоговые органы налоговой отчётности.

Когда налоговые органы вправе запросить информацию?

Во-вторых, при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории), с которым у РФ заключен об этом международный договор.

Какую информацию о клиенте аудитор обязан представлять в налоговый орган?

Кроме того, представить документы аудиторы будут обязаны только на основании решения руководителя ФНС России или его заместителя. В таком решении должны быть указаны реквизиты решения о проведении проверки, в рамках которой возникла необходимость запросить документы и информацию у аудитора, сведения о предмете проверки и периоде, за который она проводится. Кроме того, в решении должна быть указана информация о дате, когда налогоплательщику направлено требование о представлении документов, и сроке их представления, а также сведения об их непредставлении, реквизиты и иные сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемую информацию.

Если инспекция истребует сведения по запросу компетентного органа иностранного государства, у аудитора могут быть истребованы документы, обеспечивающие исполнение налоговым органом такого запроса.

Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках

Изображение - Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках proxy?url=https%3A%2F%2Fs0.rbk.ru%2Fv6_top_pics%2Fresized%2F1180xH%2Fmedia%2Fimg%2F1%2F72%2F755318270801721

Госдума одобрила в третьем, окончательном чтении поправки в Налоговый кодекс, согласно которым налоговые органы получат доступ к аудиторской тайне. Документ, разработанный правительством, был одобрен в первом чтении в июне 2017 года, однако ко второму чтению, которое состоялось спустя год, был значительно доработан. За принятие законопроекта на пленарном заседании проголосовали 352 депутата, против — 21. Заседание транслировалось на сайте Думы.

Сейчас в законодательстве четко прописан запрет на сбор и использование налоговыми органами сведений, составляющих адвокатскую и аудиторскую тайну. Под аудиторской тайной понимаются любые сведения, полученные и составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором. На информацию, разглашенную самим клиентом, аудиторская тайна не распространяется. Все документы, которые аудиторская организация получает от заказчиков, обязаны храниться в организации от трех до пяти лет (три года по всем консультационным и юридическим проектам и пять лет по аудиторским услугам).

Поправки «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» снимают это ограничение и предоставляют право налоговым органам запросить у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы и информацию, полученные ими от компаний при проведении в них аудита и оказании сопутствующих ему услуг. Основанием для этого может стать решение руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) России или его заместителя. Получить документы этим путем налоговики могут в случае, если налогоплательщик не предоставил их сам в ходе выездной налоговой проверки.

Минфин, разрабатывавший законопроект, не ответил на запрос РБК. Ранее замминистра финансов Илья Трунин говорил, что принятие законопроекта будет способствовать выявлению налоговых правонарушений, а также борьбе с уклонением от уплаты налогов и мошенничеством.

Читайте так же:  Пенсионерам вернут взносы на капремонт

Изображение - Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках proxy?url=https%3A%2F%2Fs0.rbk.ru%2Fv6_top_pics%2Fresized%2F945xH%2Fmedia%2Fimg%2F7%2F59%2F755318270535597

Как изменится механизм?

Согласно доработанной версии законопроекта, налоговые органы получат право сбора, хранения и использования информации о налогоплательщике, полученной от аудиторской организации, но, в отличие от первоначальной редакции, не смогут ее распространять. Это связано с тем, что любые данные, полученные ФНС о налогоплательщике, автоматически подпадают под налоговую тайну. «А в соответствии с прямыми положениями НК РФ и УК РФ распространение сведений о налогоплательщике, составляющих налоговую тайну, и так прямо запрещено», — поясняет ведущий юрисконсульт департамента налоговых споров ФБК Grant Thornton Артем Ломизе.

Поправки в законопроект также прописывают ранее отсутствовавший механизм самого процесса истребования документов у аудиторской организации. В первую очередь налоговый орган, проводящий проверку, должен истребовать необходимые документы у проверяемого налогоплательщика.

Не получив документы, руководитель или замруководителя ФНС (а не территориальной налоговой инспекции) принимает решение запросить необходимые сведения у аудиторской компании. При этом в обосновании такого запроса должны быть указаны реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки; дата направления требования о представлении документов и срок их представления; сведения о факте непредставления в установленный срок документов; сведения об аудиторской организации, проводившей аудит; а также реквизиты или другие сведения, позволяющие аудиторской организации идентифицировать запрашиваемые документы. После этого аудитору по месту его учета выставляется требование с решением ФНС.

«Появление четкой процедуры успокоит тех налогоплательщиков, которые опасаются произвола на местах, когда линейные руководители налоговых инспекций будут массово истребовать такую чувствительную информацию, как аудиторские заключения», — говорит партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский. Таким образом, рассуждает эксперт, в законе предусматривается заградительный барьер в виде санкции высшего состава центрального аппарата ФНС России. «Лишь руководитель службы и его замы смогут приказать аудиторам раскрыть данные об их клиентах, причем по относительно четко прописанной процедуре», — поясняет он.

Поскольку истребование возможно только с санкции руководства налоговой службы, массово оно использоваться не будет, считает руководитель аналитического департамента «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. «Законопроект принят в целях выполнения рекомендаций ОЭСР в целях международного обмена информацией. Особой необходимости у российских налоговых органов в таком инструменте нет», — говорит он.

Значительных негативных последствий от данного законопроекта для добросовестного бизнеса не будет, считает президент «Деловой России» Алексей Репик. «Больше всего бизнес опасается, что сведения попадут в третьи руки, но у нас органы ФНС вызывают полное доверие в плане надежности», — сообщил он РБК. По его словам, аудит в компаниях проводится в первую очередь для риск-менеджмента, как управленческой, так и налоговой отчетности.

«Сейчас в законодательстве мы видим немало изменений, касающихся именно отчетности компаний. В связи с этим аудитор — это именно тот, кто должен помогать компании корректно формировать отчетность в рамках правового поля. Не чтобы что-то скрыть, а чтобы не совершить ошибок», — говорит Репик.

Изображение - Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках proxy?url=https%3A%2F%2Fs0.rbk.ru%2Fv6_top_pics%2Fresized%2F945xH%2Fmedia%2Fimg%2F8%2F09%2F755318270474098

Аудитор — не арбитр

Минэкономразвития еще на этапе подготовки законопроекта выступало против поправок. По словам представителя министерства, такие изменения могут снизить доверие налогоплательщиков к аудиторам и институту аудита в целом, что, в свою очередь, снизит качество их работы в части оценки налоговых рисков. «В ряде случаев аудит является обязательной процедурой, предусмотренной законодательством, но объем рынка добровольного аудита и особенно консультирования может сократиться. При этом обязательный аудит может стать формальной процедурой», — сказал собеседник РБК.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Большинство экспертов согласны с оценкой Минэкономразвития. «Подобные нововведения осложнят работу аудиторских компаний со своими клиентами и повлекут существенные структурные изменения на рынке оказания профессиональных услуг», — убежден Артем Ломизе.

По мнению Ломизе, чтобы не подпадать под новые правила, налогоплательщику будет достаточно нанять для оказания сопутствующих услуг компанию, не имеющую статус аудиторской. Что касается самих аудиторов, то те, кто не захочет раскрывать сведения о клиентах, могут добровольно заплатить штраф, допускает он. Сейчас размер такого штрафа в соответствии со ст. 126 НК составляет 10 тыс. руб. В одобренном Думой законопроекте не говорится о новых штрафах — таким образом, регулироваться их размер будет той же статьей о непредоставлении сведений налоговикам.

Сами аудиторы тоже «не в восторге» от грядущих изменений в законе, сказал руководитель департамента аудиторских услуг KPMG в России и СНГ Кирилл Алтухов. «Аудиторская тайна — одна из основ доверительных отношений с клиентом, без которых невозможен аудит. Клиент может потерять уверенность в конфиденциальности, закрыться, что может привести к риску аудиторских ошибок, неверных выводов, а это не в интересах пользователей аудиторских услуг», — говорит он. По словам эксперта аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Ирины ​Парулевой, аудиторы будут вынуждены приспосабливаться и искать грань, чтобы удовлетворить требования закона и не слишком ронять доверие клиента.

Аудиторов с 2019 года обязали передавать данные в налоговую

В Российской Федерации с 12.02.2019 года вступили в законную силу международные стандарты аудита, некоторые из которых пересмотрены и переименованы.

Упрощенной системы налогообложения, которую активно используют представители малого и среднего бизнеса, коснулись изменения, вступившие в законную силу с начала 2019 года.

Предоставление информации налоговым органам 2019: какие данные аудиторы обязаны передавать по запросу, согласно ФЗ №231

Налоговым органам сложно работать корректно без информации, поступающей из разных источников. По закону данные в инспекцию обязаны передавать сами налогоплательщики, их контрагенты, коммерческие структуры, с которыми они взаимодействуют, банковские учреждения, где открыты счета. К этому перечню с 2019 года добавили аудиторов. Давайте разбираться, какие данные о своих заказчиках будут обязаны передавать налоговикам аудиторские компании.

Изображение - Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках proxy?url=https%3A%2F%2Faudita.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F733%2F7334956bb8d0b0c1325f66e08201e333

С начала 2019 года Налоговый кодекс РФ ждет множество изменений. Одно из них касается работы аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов. О чем же идет речь? Дело в том, что ОЭСР, а в эту организацию входит 35 государств, направила рекомендации, касающиеся предоставления в налоговые органы аудиторами документов о деятельности клиентов.
Читайте так же:  Мошенничество с квартирами как не попасться на удочку

На основании проведенного исследования отечественной системы налогообложения ОЭСР выработала рекомендации о внесении изменений, на основании которых и был принят ФЗ № 231. Стоит отметить основные предписания этой организации:

  • обеспечить доступ налоговых органов к данным, которые касаются проведения аудиторских проверок, в том числе сведений, относящихся к аудиторской тайне;
  • предоставить налоговикам право требовать информацию о собственниках и структуре собственности зарубежных предприятий, работающих в России;
  • закрепить в законе положение, которое касается передачи в налоговую инспекцию данных, обеспечивающих идентификацию участников совместной деятельности (форма – простое товарищество);
  • внести изменения, направленные на утверждение и использование общепринятых стандартов, устранение двойного налогообложения.

Стоит отметить одну важную деталь: Россия в ОЭСР не входит, но рекомендации, которые оставила по отношению к нашей стране эта организация, власти учли и внесли изменения в налоговое законодательство.

Особенности предоставления в налоговую документации аудиторами

С начала 2019 года налоговым органам разрешается требовать предоставления документации от аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов. Порядок предоставления информации регулирует ст. 93.2 НК РФ. Естественно, что с внесением изменений у заинтересованных сторон возникает много вопросов. Стоит предоставить ответы на самые распространенные из них:

  • Какие документы имеют законное право запросить налоговики? Речь идет о данных, являющихся основанием для начисления и уплаты разных налогов.
  • Может ли аудитор проинформировать клиента, деятельность которого заинтересовала налоговиков? Да, аудитор имеет такое право.
  • На каком основании идет запрос из налоговой? Руководитель территориальной налоговой инспекции принимает решение. Именно оно направляется аудиторам.
  • Кто обязан предоставлять документы? В соответствии с законом с 2019 года обязаны отправлять информацию в налоговую инспекцию и аудиторские фирмы, и индивидуальные аудиторы.
  • Какой срок предоставления документов от аудитора в налоговую? В законе четко указано, что аудитор должен предоставить информацию не позднее 10 дней с даты получения требования.

Налогоплательщики, оформляющие заказ на аудит, и сами аудиторы должны понимать, что налоговики имеют право послать запрос на предоставление документов только в трех случаях. Первый из них связан с ситуацией, когда в ходе выездной налоговой проверки плательщик не предоставил документацию. Второй случай касается того, что налоговики могут запросить документацию о сделках между взаимозависимыми лицами. Их цель – проверка уплаты обязательных сборов, платежей, налогов.

Еще один случай, который закреплен законом, относится к тем ситуациям, когда согласно международным договорам в отношении компании, где проводился аудит, имеется официальный запрос из компетентного органа.

Эксперты сходятся во мнении, что принятые изменения негативно отразятся на аудиторской сфере. Скорее всего, клиенты будут отказываться от проведения инициативного аудита, не полностью раскрывать коммерческую информацию. Время покажет. Изменения внесены, и пока обратного пути нет. Если информации, которая изложена в статье, недостаточно, то данные о принятых с 2019 года изменениях можно получить у ГК «Аудит А». Эксперты, оказывающие услуги по проведению обязательного и инициативного аудита, обслуживанию налогового и бухгалтерского учета, готовы ответить на любые вопросы.

Все права на данную публикацию принадлежат ГК “Аудит А”.
Полное или частичное цитирование материала на других сайтах разрешено только при наличии активной ссылки на эту страницу.
Копии материала отслеживается автоматическими средствами проверки уникальности.

Изображение - Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Ftemplate%2Fimages%2Fnews_filter_pointer

Изображение - Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках proxy?url=https%3A%2F%2Fglavkniga.ru%2Fimages%2Fnewsline_images%2Fn7623_fb_tarakanov

С 2019 г. в Налоговом кодексе появится новая ст. 93.2, которая обяжет аудиторов представлять налоговой службе информацию и документы, касающиеся компаний, в которых проводились аудиторские проверки. С чем связано это нововведение и чем оно грозит организациям?

— Сергей Александрович, с 2019 г. вступит в силу ст. 93.2 НК РФ. Зачем потребовалось ее введение?

— Существовали две ситуации, препятствующие доступу налоговых органов к документам проверяемого налогоплательщика. Первая — это когда документы умышленно передавались аудиторам, а вторая — когда при такой передаче умысел отсутствовал. Аудиторы ссылались на аудиторскую тайну и не отдавали документы, а суды их поддерживали. Это не только российская проблема, она общемировая. Для ее решения в России и были разработаны новые нормы. Это сделано в числе прочего в целях реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения.

— Что может затребовать инспекция у аудиторов?

— Новая ст. 93.2 НК РФ предусматривает, что у аудиторов истребуются документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в случае если такие документы либо информация были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в соответствии с НК РФ и не были представлены в налоговый орган указанным лицом в установленном порядке. Таким образом, никакие внутренние рабочие документы аудиторов не истребуются.

— Правильно ли мы понимаем, что инспекторы будут запрашивать у аудиторов только те документы (информацию), которые они не смогли получить у организации в рамках выездной проверки? А в рамках камеральной проверки запросов не будет?

— Налоговые органы вправе обращаться к аудиторам только в рамках выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Но из этого правила есть исключение — документы могут быть получены инспекцией от аудитора (аудиторской компании) также при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Камеральных проверок изменения не касаются.

— Предполагается, что к аудитору будет обращаться именно та инспекция, которая проводит проверку налогоплательщика, или же инспекция, в которой аудитор стоит на налоговом учете?

— Непосредственно требование о представлении документов (информации) будет готовить должностное лицо налогового органа по месту учета аудиторской организации (индивидуального аудитора). Однако новая ст. 93.2 НК РФ будет применяться с учетом иных норм законодательства о налогах и сборах.

Читайте так же:  Как оформляется перевод работника на другую должность

В частности, будет использоваться предусмотренный ст. 93.1 НК РФ порядок взаимодействия налоговых органов при истребовании документов (информации) у контрагентов или иных лиц, располагающих ими. То есть налоговый орган, проводящий выездную проверку или проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, будет готовить поручение об истребовании, которое будет направляться налоговому органу по месту учета аудитора.

— Как инспекция узнает, у какого именно аудитора/аудиторской компании запрашивать документы или информацию?

— Предполагается, что о месте хранения документов будет сообщать проверяемый налогоплательщик в ответ на требование о представлении документов (информации) или в рамках привлечения его к ответственности за непредставление документов. Получению этой информации будет способствовать право налоговых органов, предусмотренное подп.7 п. 1 ст. 31 НК РФ, согласно которому в случае непредставления документов налоги могут быть определены расчетным способом.

— Какие документы должны представить аудиторы: только те, которые были получены ими от проверяемой организации в рамках проверки годовой отчетности, или любые документы, включая и те, которые были переданы аудитору с целью получения разовых консультаций?

— Аудитор должен представить по запросу инспекции любые документы, которые были переданы ему организацией, в том числе для целей обязательного или необязательного аудита, для целей оказания иных сопутствующих аудиторских услуг.

— В случае если аудитор не представит инспекции документы, сможет ли она провести выемку таких документов у аудитора (аудиторской компании)?

— Нет. Ведь проведение выемки возможно только в рамках выездных налоговых проверок и только в отношении проверяемого налогоплательщика. А в рассматриваемой ситуации проверяется не сама аудиторская компания, а ее клиент.

— У аудиторской компании в рамках выездной проверки налогоплательщика ИФНС запросила документы или сведения о нем. Однако аудиторская компания проигнорировала такой запрос. Какая ответственность ей грозит?

— За непредставление имеющихся у аудитора (аудиторской компании) документов или информации о налогоплательщике, а также за представление документов с заведомо недостоверными сведениями предусмотрен штраф 10 000 руб.

— Могут ли инспекторы запрашивать документы у консалтинговых фирм, которые не имеют аудиторского статуса? Зависит ли это от наличия в штате таких фирм аттестованных аудиторов или нет?

— Напомню, что новые правила касаются аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, когда документы (информация) получены ими в рамках аудиторской деятельности, регулируемой соответствующим законодательством, которым предусмотрено понятие аудиторской тайны.

Истребование документов (информации) у консалтинговых фирм ни ранее, ни сейчас не представляет проблемы, оно проводится в рамках ст. 93.1 НК РФ.

Также наличие в штате аттестованных аудиторов не препятствует истребованию документов в этом порядке как до 01.01.2019, так и после этой даты.

— Какие гарантии сохранения аудиторской тайны есть у организации, которая обратилась к аудитору, если инспекция решит вызвать аудитора на допрос? Нет ли опасности, что он будет вынужден раскрыть инспекции буквально все, что знает о компании?

— Не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, получившие в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей информацию, которая требуется инспекции для налогового контроля, если подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц. Это, в частности, адвокат, аудитор.

Более того, использование доказательств, полученных с нарушением норм Налогового кодекса РФ, не допускается.

Новостная рассылка для бухгалтера

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

Получайте бесплатную рассылку бухгалтерских новостей на электронную почту.

Путин подписал закон о предоставлении налоговой службе «аудиторской тайны»

Налоговые органы с 2019 года смогут требовать у аудиторов информацию о налогоплательщике, которую тот сам не предоставил ведомству. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс подписал 29 июля президент Владимир Путин.

В настоящее время в п. 4 ст. 82 Налогового кодекса прописан запрет на сбор налоговой службой информации, составляющей аудиторскую тайну. Однако, согласно тексту поправок, налоговые органы смогут потребовать у аудиторов документы и информацию, полученные ими от компаний при проведении в них аудита, если налогоплательщик не предоставил их сам в ходе выездной налоговой проверки.

Не получив документы, руководитель Федеральной налоговой службы или его заместитель могут выставить требование аудитору о выдаче необходимых сведений. В обосновании такого запроса должны быть указаны реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки, дата направления требования о представлении документов и срок их представления, сведения о факте непредставления в установленный срок документов, сведения об аудиторской организации, проводившей аудит, а также реквизиты или другие сведения, позволяющие аудиторской организации идентифицировать запрашиваемые документы.

Изображение - Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках proxy?url=https%3A%2F%2Fstatic.novayagazeta.ru%2Fstorage%2Fpost%2F77301%2Fregular_preview_image-7df0eb1ca355033af094b932e5c0d773

Двухходовочка. Единоросы Камчатки резко подняли пенсии себе, а чтобы на это хватило денег, повысили пенсионный возраст для всех

Налоговые органы смогу собирать, хранить и использовать полученную от аудиторов информацию, но, в отличие от первой редакции закона, не смогут ее распространять — та попадает под «налоговую тайну». Эксперты, ранее опрошенные РБК, также сомневаются, что процедура будет часто использоваться, поскольку необходимо разрешение высокопоставленных чиновников ФНС — руководителя и его заместителя. При этом они предлагают клиентам пользоваться услугами компаний, не имеющих статус аудиторских, а аудиторам — заплатить штраф за неразглашение сведений. Сейчас он составляет 10 тысяч рублей.

Собеседники РБК также отметили, что закон был принят для выполнения рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в целях международного обмена информацией — для прозрачности финансовых потоков. Однако, по словам экспертов «Ведомостей», сейчас ФНС и так имеет больше каналов получения информации о финансовых и иных операциях компаний, чем аудиторы. Так, через Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) им передается информация о платежах в торговле спиртными напитками и об уплате НДС.

Изображение - Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках proxy?url=https%3A%2F%2Fstatic.novayagazeta.ru%2Fstorage%2Fpost%2F77338%2Fregular_preview_image-de5192a3b1bfbd8a0621b9e9fa1f01be

«Сначала планировали улететь в Уругвай». Кто вышел на «либертарианский» митинг против пенсионной реформы

Законопроект о передаче Налоговой службе сведений, составляющих аудиторскую тайну, был принят Госдумой 17 июля. За принятие законопроекта проголосовали 352 депутата, против — 21. Закон был одобрен Советом федерации 24 июля.

Читайте так же:  Договор служебного найма жилого помещения как составить правильно

С 01.01.2019 года ИФНС может требовать налоговые документы не у вас, а у ваших аудиторов

Документы налогоплательщика, которые служат основаниями для расчета и уплаты налога/сбора/страховых взносов, могут находится у аудиторской организации. С 1 января 2019 года ФНС России получила право истребовать их у аудиторов во время проведения контрольных мероприятий в отношении налогоплательщика.

Изображение - Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках proxy?url=https%3A%2F%2Fbuhguru.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F01%2Fdokumenty-auditora

Так, 01.01.2019 налоговики могут запрашивать у аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов документы налогоплательщиков/плательщиков сборов и страховых взносов/налоговых агентов, которые были получены ими от указанных лиц в связи с аудитом и оказанием связанных с ним услуг. Соответствующие изменения внесены в гл. 14 НК РФ Законом 29.07.2018 № 231-ФЗ.

Также налоговый орган может запрашивать у аудиторов такие документы, если в отношении проверяемого лица поступил запрос компетентного органа иностранного государства в рамках международных договоров РФ об обмене информацией.

Кроме того, ФНС может собирать, хранить и использовать документы, полученные от аудиторов, в рамках ст. 93.2 НК РФ – для повышения эффективности налогового контроля. Соответствующее дополнение было внесено в ст. 82 НК РФ Законом 29.07.2018 № 231-ФЗ.

Аудиторов обязали стучать на клиентов и еще три важные поправки

Изображение - Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках proxy?url=https%3A%2F%2Ffingu.ru%2Fupload%2Fiblock%2F5fa%2Ftrby_13_480x360%2520%25281%2529

С начала 2017 года администрирование обязательных страховых взносов перешло к налоговой инспекции. Теперь за их неуплату, как и за неуплату налогов, государство вводит уголовную ответственность. Цель очевидна: пополнение бюджета. Криминализация неуплаты подстегнет руководителей активнее перечислять страховые взносы. Расследованием преступлений по статьям 198—199.4 Уголовного кодекса РФ займется Следственный комитет.

Андрей Гривцов
Адвокат, старший партнер адвокатского бюро «ЗКС», Москва

До 3 лет тюрьмы грозит Генеральному Директору за неуплату страховых взносов в особо крупном размере.

Что изменится. Против Генерального Директора возбудят уголовное дело, если долг по обязательным страховым взносам превышает 1,8 млн руб. или 10% от общей суммы, подлежащей к уплате. Размер будет считаться особо крупным, если сумма больше 9 млн руб. или составляет 20% от общей суммы, вне зависимости от периода неуплаты. Если долг меньше, уголовная ответственность не наступает.

Чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности, необходимо:

  • исправно платить страховые взносы;
  • своевременно представлять налоговые декларации и иные документы;
  • не включать в представляемые документы заведомо ложные сведения.

Что грозит руководителю. Если Генеральный Директор совершит преступление впервые и погасит весь долг, его освободят от ответственности. При неуплате страховых взносов в крупном размере руководителя ждет штраф на сумму 100—300 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до одного года. Для особо крупного размера предусмотрены штраф на сумму 300—500 тыс. руб., принудительные работы или лишение свободы на срок до четырех лет.

Источник: проект федерального закона №927133-6 «О внесении изменений в УК и УПК РФ в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»
Когда документ вступит в силу: прошел первое чтение в Государственной думе
Для кого актуально: Генеральный Директор

Налоговой инспекции придется доказывать неправомерность схемы по новому

Налоговики начислили ООО «Центррегионуголь» недоимку и штраф в размере 9 млн руб. Организация закупала уголь у контрагента, но инспекция заподозрила, что сделки были фиктивными. Компания обратилась в суд с требованием отменить решение ФНС. Налоговая инспекция установила, что контрагент не имел необходимого персонала, активов, транспортных средств и складских помещений. И указала, что договор был подписан неустановленным лицом. Однако суд признал решение инспекции незаконным, установив в процессе разбирательства дела, что по факту уголь был поставлен. Доказательства о получении обществом необоснованной налоговой выгоды были признаны недостаточными (определение ВС РФ от 29.11.2016 №305 КГ16–10399 по делу №А40-71125/2015). Теперь решения по подобным делам можно считать закрепленными законодательно. В Налоговом кодексе РФ появилась норма, которая определяет, что такое налоговая выгода и когда ее признают необоснованной (ст. 54.1).

Павел Андрейкин
Заместитель руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития «КСК групп», Москва

В чем суть изменений. В новой статье указано, что налоговая выгода считается обоснованной при одновременном соблюдении двух условий.

Во-первых, основной целью сделки не должны быть возврат суммы налога или его неуплата. Речь идет о ситуациях, когда компания принимает затраты по сделкам, оформленным лишь документально, но не совершенным в действительности. А также, когда применяется искусственное дробление бизнеса — создается несколько идентичных компаний, применяющих УСН. За счет этого налог на прибыль снижается, хотя объективных причин для разделения бизнеса нет.

Во-вторых, обязательство по сделке должна выполнить другая сторона договора, заключенного с налогоплательщиком. Новация не коснется комиссионных и агентских схем работы, а также привлечения субподрядчиков. Речь идет о ситуациях, когда договор подписан с подрядчиком, однако в ходе проверки инспекция устанавливает, что работу выполняли сотрудники самого налогоплательщика или «гастарбайтеры», не имеющие отношения к контрагенту.

Теперь налоговая инспекция не сможет автоматически доначислить налоги в случаях, когда:

  • документы подписаны неустановленным лицом;
  • существовала возможность заключить договор с более добросовестным контрагентом;
  • подрядчик нарушил налоговое законодательство.

Что грозит бизнесу. Инспекторам станет сложнее доказывать налоговые схемы. Вероятно, положения нормы начнут рассматривать вместе с иными обстоятельствами налоговых споров. Об этом свидетельствует письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/[email protected] Проверки призваны не только выявить получение необоснованной налоговой выгоды, но и установить конечного выгодоприобретателя, а также умысел.

Источник: Федеральный закон от 18.07.2017 №163 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»
Когда документ вступает в силу: 19 августа 2017 года
Для кого актуально: Генеральный Директор

Больше не нужно облагать налогом доходы в виде интеллектуальных прав, которые компания выявила при инвентаризации (ст. 251 НК РФ).

Читайте так же:  Когда пригодится новый отчет по косвенным налогам

Юлия Майфет
Руководитель налоговой практики юридической фирмы «Селютин и партнеры», Москва

В чем суть изменений. За годы работы предприятие создало научно-технические результаты — исследования или наработки по техническим новинкам. Теперь директор хочет оформить права на них, например патент на изобретение, и использовать в предпринимательской деятельности. Ему понадобится провести инвентаризацию и перечислить налог на прибыль с рыночной стоимости этих результатов. Однако теперь государство решило объявить налоговую амнистию: за объекты интеллектуальной собственности, выявленные в период с 1 января 2017 по 1 января 2019 года, платить не придется.

Насколько это выгодно. Поправки в статьи 251 и 262 Налогового кодекса РФ предоставляют дополнительные налоговые льготы предприятиям, которые ведут научные исследования или опытно-конструкторские разработки.

Помните, что льгота выражается не только в отсутствии налогообложения, но и в возможности включить дополнительные расходы на НИОКР с повышающим коэффициентом. К таким затратам относятся, в частности, страховые взносы во внебюджетные фонды, начисленные с выплат сотрудникам, выполняющим эти работы. Расходы на НИОКР с коэффициентом 1,5 можно включить либо в прочие расходы в период завершения этих работ, либо в первоначальную стоимость нематериальных активов. Иначе они будут учитываться в размере фактических затрат.

Источник: Федеральный закон от 18.07.2017 №166 ФЗ «О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Когда документ вступит в силу: 1 января 2018 года
Для кого актуально: Генеральный Директор

3 млн руб. — максимальная сумма сделки с недвижимостью, которая не привлечет внимание Росфинмониторинга

Ваш аудитор доложит о сомнительных операциях в ФНС и Росфинмониторинг

Генеральные Директора порой воспринимают аудиторскую проверку как способ устранить ошибки и внести исправления в бухгалтерскую и налоговую отчетность. Теперь все изменится. С 1 января 2018 года аудитор должен сообщать обо всех ошибках, чтобы ФНС могла доначислить налоги. Кроме того, 7 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект, который возлагает на аудиторов обязанность докладывать о сомнительных операциях клиентов в Росфинмониторинг. Доверяться аудиторам станет опаснее, особенно для малых и средних предприятий.

Екатерина Шестакова
Генеральный Директор ООО «Актуальный менеджмент», Москва

В чем суть изменений. Представьте ситуацию: в Вашей компании имеется складское помещение, но вы его не зарегистрировали, поскольку не знали об этой обязанности. Аудитор помог найти ошибку, Вы ее исправили. С 2018 года ревизоры начнут докладывать о таких ошибках в инспекцию, а ФНС будет доначислять налоги. Изменения приведут к сужению рынка: лучше вообще не привлекать аудитора, если тот сообщит в налоговую инспекцию об ошибках и нарушениях. Приглашение эксперта для ревизии повысит риск выездной налоговой и встречной проверки.

Что делать бизнесу. Увеличится число случаев «черного аудита», когда заключение выдается без проверки бухгалтерской отчетности. Многим акционерным обществам, которые должны проводить аудит в обязательном порядке, придется поменять организационно-правовую форму на ООО.

Источник: проект федерального закона №96436-7 «О внесении изменений в статьи 82 и 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации» (о наделении налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов, полученных ими о налогоплательщике)
Когда документ вступит в силу: 1 января 2018 года
Для кого актуально: Генеральный Директор

Павел Тимохин
Руководитель отдела бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру», Москва

В чем суть изменений. Если аудитор заподозрит, что клиент отмывает доходы, он будет обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг. Например, о том, что на заброшенный счет компании поступают деньги, которые потом снимают наличными. В свою очередь Росфинмониторинг будет сообщать о подозрительных сделках в налоговую инспекцию и полицию.

С 2018 года внешние аудиторы начнут докладывать о Ваших ошибках учета в инспекцию, а ФНС будет доначислять налоги. Риск выездной проверки вырастет

Какие сделки заинтересуют Росфинмониторинг. Эти сделки перечислены в статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 №115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». К таким сделкам относятся: а) операции с деньгами или имуществом на сумму свыше 600 тыс. руб. Например, покупка ценных бумаг за наличность, покупка или продажа наличной валюты, обмен банкнот разного достоинства. Распространенная ситуация, когда бухгалтер вносит на счет компании наличные деньги на сумму 610 тыс. руб., действуя в ее интересах. Притом что это не обусловлено характером хозяйственной деятельности организации; б) сделки с недвижимостью, связанные с переходом собственности, если их сумма превышает 3 млн руб. Например, договор долевого участия в строительстве; договор паенакопления; договор аренды, который предусматривает выкуп арендуемого недвижимого имущества.

Также у Росфинмониторинга есть собственные критерии и признаки необычных сделок (приказ от 08.05.2009 №109). Например, под контроль попадут:

  • беспроцентный заем общества Генеральному Директору, его заместителю или иному связанному лицу;
  • скупка, продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и драгоценного лома;
  • однотипные сделки с одним и тем же контрагентом, вроде выдачи беспроцентных займов одному учредителю.

Источник: проект федерального закона №134557-7 «О внесении изменений в статьи 7.1 и 7.3 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
Когда документ вступит в силу: через 10 календарных дней после опубликования
Для кого актуально: Генеральный Директор

Впервые опубликовано на e.gd.ru

Свежие статьи про то, как экономить на полезных сервисах и получать удовольствие от ведения бизнеса

Изображение - Налоговики могут требовать от аудиторов сведения о налогоплательщиках 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.8 проголосовавших: 19

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here