Налог на имущество уменьшился что с декларацией по прибыли

Описание страницы: налог на имущество уменьшился что с декларацией по прибыли от профессионалов для людей.

Налог на имущество уменьшился: что с декларацией по прибыли

Общество обратилось в Минфин РФ с вопросом учета переплаты по налогу на имущество в целях налога на прибыль.

Декларацию по имущественному налогу компания уточнила. По данным «уточненки», сумма обязательств уменьшилась и возникла переплата.

Организация интересовалась, будет ли поданная декларация по прибыли с учтенным в ней расходом по первоначально начисленному налогу считаться ошибочной. Можно ли уменьшение имущественного налога прошедшего периода отразить как доход в прибыльном расчете в периоде корректирования?

Минфин РФ обнадежил: да, можно. Декларация по прибыли не будет расцениваться ошибочной и, следовательно, опасаться доначислений и штрафов не стоит. В декларации по прибыли уменьшение размера имущественного налога следует отразить как внереализационный доход. Сделать это можно в периоде корректировки.

Документ включен в СПС “Консультант Плюс”

Исправляем ошибки в декларации по налогу на имущество

Уточненную декларацию по налогу на имущество фирма обязана подать только по ошибкам, которые занижают базу и сумму налога. Ошибки по имущественному налогу влияют на налог на прибыль. Компания должна направить инспекторам «уточненку» и по нему.

Неправильный расчет налога на имущество может повлечь за собой занижение или завышение налога на прибыль. Как поступить бухгалтеру, если он обнаружит ошибки в ранее поданной декларации по налогу на имущество? Можно ли найденную ошибку учесть при расчете налога за текущий период, или надо подать уточненную декларацию?

Оформляем «уточненку»

Нередко в ранее поданной декларации по налогу на имущество бухгалтер обнаруживает неотраженные сведения или ошибки, которые привели к занижению суммы налога к уплате в бюджет. В таком случае обязательно нужно представить в инспекцию «уточненку». Если же сумма налога занижена не была, фирма вправе, но не обязана это делать (п. 1 ст. 81 НК РФ). Может ли бухгалтер, обнаружив ошибку в прошлом налоговом периоде, учесть ее в текущем, не подавая «уточненку»? Налоговый кодекс позволяет это сделать только в двух случаях (п. 1 ст. 54 НК РФ):

Видео (кликните для воспроизведения).

– когда невозможно определить период совершения ошибки (искажения);

– когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Во всех иных ситуациях базу и сумму налога пересчитывают за период, в котором были совершены недочеты (п. 1 ст. 54 НК РФ). Данная норма в полной мере распространяется и на ошибки, допущенные при расчете налога на имущество (письмо ФНС России от 27.07.2009 № 3-2-09/150).

Что делать бухгалтеру, если он обнаружил в ранее поданной декларации по налогу на имущество несколько ошибок, повлекших как занижение, так и завышение базы и суммы налога? Базу и сумму следует уточнить в разрезе каждой обнаруженной ошибки (письмо Минфина России от 08.04.2010 № 03-02-07/1-153). Некоторые бухгалтеры, в основном начинающие, ошибочно полагают, что в уточненных декларациях нужно отражать лишь разницу между правильно рассчитанным налогом и тем, что отражен в первичной декларации. Это неверно. В «уточненке» нужно показать правильные суммы налога, посчитав их с учетом обнаруженных искажений. При перерасчете базы и суммы налога на имущество также не нужно учитывать результаты налоговых проверок, проведенных инспекцией за проблемный период (п. 3.2 Порядка, утв. приказом ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 (далее — Порядок)).

Если первичная декларация по налогу на имущество была представлена по одной форме, а ко времени обнаружения ошибки действует уже другая, «уточненку» нужно подать по старой форме (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Представляем «уточненку»

Если ошибки в первичной декларации привели к занижению налога на имущество, фирме грозят штрафы (п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ). В некоторых случаях наказания можно избежать.

Ситуация 1. Уточненная декларация направлена в инспекцию после истечения срока подачи, но до окончания срока уплаты налога на имущество. Фирма не будет привлечена к ответственности, если «уточненка» представлена до момента, когда компании стало известно об обнаружении проверяющими ошибок в декларации или о назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).

Ситуация 2. Уточненная декларация представлена в инспекцию после истечения срока подачи и срока уплаты налога. Компания будет освобождена от ответственности в двух случаях (п. 4 ст. 81 НК РФ):

– если «уточненка» представлена до момента, когда фирме стало известно, что инспекция обнаружила факт неотражения (неполноты отражения) сведений и ошибки, приводящие к занижению суммы налога к уплате в бюджет. А также до момента, когда стало известно о назначении выездной налоговой проверки за период, в котором совершена ошибка. При этом компания до представления уточненной декларации уплатила недостающую сумму налога на имущество и пени (ст. 75 НК РФ);

– если «уточненка» представлена после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой не были обнаружены неотражение (неполнота отражения) сведений и ошибки, приводящие к занижению суммы налога к уплате.

Ситуация 3. Уточненная декларация по налогу на имущество направлена в инспекцию до истечения срока ее подачи. Фирма не будет привлечена к ответственности. Срок представления декларации еще не наступил. Первичная декларация будет считаться поданной в день представления «уточненки» (п. 2 ст. 81 НК РФ).

Возможен вариант, когда фирма решила подать «уточненку» по ошибкам, которые привели к завышению налога на имущество. В этом случае она имеет право на возврат или зачет излишне уплаченного налога (ст. 78 НК РФ). Напомним, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть представлено в течение трех лет со дня уплаты этой суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Влияние ошибок на налог на прибыль

Читайте так же:  Какие причины можно указать в исковом заявлении на развод и нужно ли это делать

Как уже было сказано, неправильный расчет налога на имущество может повлечь за собой занижение или завышение налога на прибыль. Дело в том, что суммы имущественного налога учитываются в целях исчисления налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если фирма применяет метод начисления, то расходы в виде сумм налогов признаются на дату их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если налог на имущество завышен, то налог на прибыль занижен. И наоборот. Таким образом, при подаче «уточненки» по налогу на имущество необходимо также проверить правильность расчета базы и суммы налога на прибыль за проблемный период. Налоговики разъясняют, что глава 25 Налогового кодекса предусматривает учет налога на имущество при расчете базы по налогу на прибыль. Поэтому если фирма уточняет сумму налога на имущество, которая влечет за собой изменение базы по налогу на прибыль, она обязана представить инспекторам «уточненку» и по налогу на прибыль (письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2007 № 18-11/057918@).

Пример

Компания применяет метод начисления. Она начислила лишнюю сумму налога на имущество — 1000 руб. за налоговый период 2010 г. Ошибка обнаружена в январе 2012 г.

Фирма вправе представить уточненную декларацию по налогу на имущество за 2010 г. (п. 1 ст. 81 НК РФ) Излишне уплаченная сумма налога на имущество за 2010 г. может быть возвращена или зачтена в счет уплаты налогов (ст. 78 НК РФ).

Что касается налога на прибыль, то суммы налога на имущество учитываются в целях исчисления налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Данные затраты признаются на дату их начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). То есть из-за завышения налога на имущество компания завысила сумму расходов в 2010 г. и, соответственно, занизила налоговую базу по налогу на прибыль за 2010 г. на 1000 руб. Фирма обязана подать «уточненку» по налогу на прибыль. Чтобы избежать штрафных санкций, необходимо еще до отправки в инспекцию «уточненки» уплатить недостающую сумму налога на прибыль и пени. (Напомним, что сумма пеней, начисленная за нарушение налогового законодательства, не учитывается в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).)

В бухучете допущенные ошибки следует исправить на дату их выявления, т. е. в январе 2012 г. (п. 39 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н)

—Конец примера—

Пример

В феврале 2012 г. по результатам выездной налоговой проверки фирме, применяющей метод начисления, доначислен налог на имущество за 2009 г. в размере 3000 руб. и пени. Причина — допущенная бухгалтером арифметическая ошибка.

Поскольку нарушения в исчислении налога на имущество выявлены в ходе выездной проверки, то представлять уточненную декларацию по налогу на имущество не нужно (п. 3.2 Порядка).

При расчете налога на прибыль суммы налога на имущество учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на дату начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). В данном случае фирма завысила базу по налогу на прибыль за 2009 г. на 3000 руб. Компания вправе подать «уточненку» по налогу на прибыль за 2009 г. Излишне уплаченный налог на прибыль может быть возвращен фирме или зачтен в счет уплаты налогов (ст. 78 НК РФ).

Начисленные инспекцией пени по налогу на имущество не учитывают при расчете налога на прибыль.

В бухучете ошибки исправляют на дату их выявления, т. е. в феврале 2012 г. (п. 39 Положения, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н)

—Конец примера—

Мнение: Григорий Лалаев, советник государственной гражданской службы РФ II класса, доцент Государственного университета Минфина России

Когда нужна корректировка налога на прибыль

Возможна ситуация, когда по прошествии трех лет в расчете налога на имущество обнаружены ошибки, занижающие или завышающие его. Несомненно, они влияют и на базу по налогу на прибыль прошлых налоговых периодов. Однако в случае, если с момента уплаты налога на прибыль организаций прошло более трех лет, корректировать ее не нужно (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Если же ошибкам менее трех лет, налог на прибыль следует откорректировать (письмо Минфина России от 15.11.2010 № 03-02-07/1-528). Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса предусмотрено, что при обнаружении в текущем периоде ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы за прошлые периоды перерасчет базы и суммы налога производится за тот период, в котором были совершены эти недочеты.

Видео (кликните для воспроизведения).

При обнаружении нескольких ошибок (искажений), повлекших как занижение, так и завышение базы и суммы налога, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной неточности. Перерасчет производится в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса. При этом ошибки (искажения), повлекшие занижение базы и суммы налога, отражаются в периоде, в котором они были совершены, если этот период известен.

Если организация подает уточненную декларацию, уменьшающую сумму налога к уплате, ей стоит ожидать выездной проверки. Именно об этом сообщила ФНС в опубликованном в сентябре письме. Валентина Александрова, внутренний аудитор компании Acsour, внимательно изучила пояснения чиновников.

Статья 89 НК РФ напрямую устанавливает право ревизоров на проведение повторной выездной проверки в случае представления фирмой уточненной декларации, в которой указана сумма налога менее ранее заявленного. При этом проверка проводится той же инспекцией, которая проводила предыдущее контрольное мероприятие. Однако новая проверка будет отличаться от предыдущей: инспекторы исследуют только период, за который представлена налоговая уточненная декларация с уменьшением налога. Даже если «уточненка» подана за налоговый период, превышающий три года, НК РФ признает повторную ревизию правомерной.

Рассказывает Серова Елена, главный бухгалтер компании «Зевс»: «Я пришла работать в компанию, когда в ней за последние пару лет сменилось три главбуха. Конечно, работы было очень много, ведь навести порядок в учете после таких кадровых перестановок очень сложно. Пришлось подавать уточненные декларации почти по каждому налогу, и некоторые из них были с уменьшением размера платежа. Как результат – на нас просто «накинулись» инспекторы. Проверяли все, очень досконально. Для руководства вся эта ситуация выглядела как моя некомпетентность. Но я была уверена в своей правоте и спокойно перенесла все контрольные мероприятия. Теперь в учете у нас полный порядок и не смотря на тяжелый период, теперь директор мне полностью доверяет. Так что советую не тушеваться и при обнаружении ошибки смело подавать уточненные декларации «на уменьшение».

7000 проверок провела ФНС в I квартале 2016 года, в сравнении с тем же периодом прошлого года количество ревизий сократилось – в 2015 году их было 7400.

Читайте так же:  Сколько действует справка об отсутствии или наличии судимости

Следует отметить, что согласно статье 89 НК РФ ревизоры вправе провести повторную проверку и в том случае, если в уточненной декларации заявлено не уменьшение суммы налога к уплате, а в увеличение суммы первоначального убытка. Согласно пункту 8 статьи 274 НК РФ, сумма убытка, полученная в текущем налоговом периоде, принимается в целях налогообложения и переносится на будущее путем уменьшения базы последующих периодов. Соответственно, при определении размера обязанности по уплате налога на прибыль правовое значение имеет не только положительный финансовый результат – полученная прибыль (при наличии которой налог подлежит исчислению), но и отрицательный результат – убыток, переносимый на будущее. Эта позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 16 марта 2010 года № 8163/09 и письме ФНС от 3 сентября 2010 года № АС-37-2/10613.

Из этого постановления ВАС следует еще одно важное для бухгалтера обстоятельство. Предметом повторной выездной проверки являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. Не могут быть повторно изучены данные, которые не изменялись фирмой, либо не связаны с заявленной корректировкой. На это постановление, в частности, ссылается ФНС в своем недавнем письме от 26 сентября 2016 года № ЕД-4-2/17979.

Несколько сложнее обстоит дело с камеральными проверками. Налоговый кодекс не содержит понятия «повторная камеральная проверка». По смыслу статьи 88 НК РФ, такая ревизия – это проверка деклараций и документов, представленных фирмой в налоговые органы. И в НК РФ не предусмотрено право чиновников неоднократно проводить камеральные проверки одной и той же декларации. Если ревизоры на практике превышают свои полномочия и проверяют одну и ту же декларацию дважды, суды встают на сторону бизнеса и признают решения ИФНС, вынесенные по результатам повторной проверки, незаконными. Но подача организацией налоговой уточненной декларации является основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки. Данной позиции придерживается Минфин в своем письме от 31 мая 2007 года № 03-02-07/1-267, а также УФНС России по г. Москве в письме от 21 февраля 2011 года № 16-15/15881.

Таким образом, инспекция вправе дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок. Но правомерно ли проводить «камералку» налогового периода, превышающего три года, если по нему подана уточненная декларация? Ответ положительный, ФНС прокомментировала данную ситуацию в вышеупомянутом письме от 26 сентября 2016 года № ЕД-4-2/17979.

Следует отметить, что согласно статье 89 НК РФ ревизоры вправе провести повторную проверку и в том случае, если в уточненной декларации заявлено не уменьшение суммы налога к уплате, а увеличение суммы первоначального убытка.

В пользу данной точки зрения есть несколько важных аргументов. Во-первых, при обнаружении компанией в поданной ею декларации недостоверных сведений либо ошибок, не приводящих к занижению суммы налога к уплате, она имеет право внести необходимые изменения в декларацию и представить в инспекцию уточненную декларацию (согласно статье 81 НК РФ). Во-вторых, исходя из положений статьи 80 НК РФ, ревизоры не вправе отказать в принятии декларации, представленной фирмой по установленной форме. В-третьих, в статье 88 НК РФ указано, что камеральная проверка проводится по месту нахождения инспекции на основе деклараций и документов, представленных организацией, а также других документов о деятельности фирмы, имеющихся у инспекторов.

Таким образом, из системного толкования статей 80, 81, 88 НК РФ сле-дует, что у налогоплательщика есть право представить ревизорам уточненную декларацию, а последние обязаны ее принять документ и в установленный срок провести камеральную проверку.

Кроме того, в своем письме ФНС обращает внимание на отсутствие ограничений относительно полноты проверки уточненных деклараций в статье 88 НК РФ, которая регламентирует порядок проведения камеральных проверок, а также отсутствие в статьях 80 и 81 НК РФ каких-либо специальных условий, ограничивающих налоговые органы в проверке уточненной декларации в полном объеме.

В итоге ФНС приходит к выводу, что ограничений на проведение камеральной проверки уточненной декларации, в том числе представленной по истечении трехлетнего срока, нормы Налогового кодекса не содержат. Следовательно, контролеры имеют полное право проводить проверку периодов, превышающих три года, при условии получения ими соответствующей уточненной декларации.

Одновременно с этим ФНС подчеркивает важность соблюдения установленных Налоговым кодексом процедур. Так, при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной проверки должностными лицами, проводящими контрольное мероприятие, должен быть составлен акт проверки по установленной форме в течение 10 дней после ее окончания (статья 100 НК РФ). Этот документ совместно с другими материалами проверки, а также представленными проверяемым лицом письменными возражениями по указанному акту, рассматриваются руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего ревизию, в соответствии с положениями НК РФ (ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов принимается решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Резолюция должна быть принята в течение 10 дней со дня истечения срока для предоставления фирмой возражений (который составляет один месяц со дня получения акта проверки).

В заключение можно сделать вывод о том, что теперь всем организациям, подающим уточненные декларации с уменьшением суммы налога ранее заявленного к уплате либо с увеличением убытка, следует быть готовыми к возможности проведения контролерами повторной выездной либо камеральной проверки в отношении заявленной корректировки.

Читайте так же:  Северный стаж для пенсии: особенности для женщин и мужчин

Бухгалтерская профессиональная пресса

Для тех бухгалтеров, которые предпочитают работать с первоисточниками. Гарантия профессионализма и личная ответственность эксперта и автора.

Обязательно ли сдавать корректирующую отчетность по налогу на прибыль при подаче уточненной декларации по налогу на имущество?

Изображение - Налог на имущество уменьшился что с декларацией по прибыли UserPic_582_middle_635482680565552776

Изображение - Налог на имущество уменьшился что с декларацией по прибыли UserPic_582_middle_635482680565552776

Изображение - Налог на имущество уменьшился что с декларацией по прибыли UserPic_74836_middle_636684693914646392

Изображение - Налог на имущество уменьшился что с декларацией по прибыли UserPic_74836_middle_636684693914646392

Лена здравствуйте. Инспекция не права. А ведь должна знать что уточненка по прибыли не нужна. В письме Минфина России от 23 января 2014 г. № 03-03-10/2274 содержаться разъяснения по этому поводу. Причем данное письмо доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 12 февраля 2014 г. № ГД-4-3/2216 и является руководством к применению. Так письменно и ответьте на требование.

Так вот, включение в расходы излишне начисленных и уплаченных налога на имущество, транспортного или земельного налогов нельзя квалифицировать как ошибки или искажения, о которых говорится в пункте 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Обнаружение таких сумм следует расценивать как новое обстоятельство, влекущее за собой появление дохода в текущем отчетном (налоговом) периоде. Поэтому корректировать налоговую базу по налогу на прибыль за истекшие периоды не требуется.

Корректировку налогооблагаемой прибыли нужно производить в том квартале, в котором подаются уточненные декларации по излишне начисленным налогам. При этом суммы завышения должны быть включены в состав внереализационных доходов, перечень которых открыт (ст. 250 НК РФ).

Мнение Минфина подтверждает и постановление Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. № 10077/11.

Как отразить в декларации по налогу на прибыль корректировку налога на имущество?

Минфин России считает, что в данном случае можно обойтись и без уточненки. Такая позиция содержится в письме финансового ведомства от 15.10.2015 № 03-03-06/4/59102.

По общему правилу организации рассчитывают налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением (п. 1 ст. 54 НК РФ). Если впоследствии бухгалтер обнаружит ошибку или искажение в исчислении налоговой базы, то в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). То есть в этом случае необходимо сдать уточненную декларацию.

Но если определить период совершения ошибки невозможно, то перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены огрехи. Аналогичный подход применяется и в ситуациях, когда допущенные ошибки привели к излишней уплате налога. А можно ли считать ошибкой отражение в составе расходов для целей налогообложения прибыли суммы налога на имущество, который был начислен в излишнем размере (например, из-за того, что бухгалтер не применил полагающуюся компании льготу)?

Ответ на этот вопрос содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10077/11. Из этого документа следует, что допущенная бухгалтером оплошность не может квалифицироваться как ошибка при расчете налога на прибыль. Кроме того, уплатив в бюджет сумму излишне начисленного налога на имущество, которая была отражена в декларации по налогу на имущество, организация осуществила затраты, отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ. Поэтому компания абсолютно правомерно отразила рассматриваемый расход по подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Напомним, что по этой норме Кодекса учитываются в том числе и суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке.

А раз расход в виде первоначально исчисленной суммы налога на имущество учтен правомерно, то он не может квалифицироваться как ошибочный. Если организация представит в налоговый орган уточненный расчет (декларацию) по налогу на имущество в связи с выявлением излишне уплаченной суммы этого налога, то соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.

Отметим, что аналогичную позицию Минфин России высказал и для ситуации, когда в декларации по налогу на прибыль была отражена излишне начисленная сумма страховых взносов во внебюджетные фонды (письмо от 23.01.2014 № 03-03-10/2274).

Уточненная декларация — это декларация, подаваемая с целью корректировки данных, показанных в ее предшествующем варианте. Рассмотрим вопросы, возникающие в связи с представлением уточненной декларации, далее.

Иногда случается, что после сдачи декларации по налогу бухгалтер находит ошибку в расчетах и таким образом выясняется, что налог был посчитан неправильно. Что же делать в этой ситуации? Ответ очевиден: необходимо внести исправления в учетные записи и пересчитать налог. Если сумма налога оказалась заниженной, то бухгалтер обязан подать уточненную декларацию (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ, абз. 3 подп. 2 п. 3.2 порядка заполнения декларации по прибыли, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@). Если же ошибка не привела к уменьшению налога, то тогда можно обойтись без уточненки. Здесь право выбора остается за организацией (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, письмо Минфина от 27.09.2017 № 03-02-07/1/62596).

В уточненной декларации отражается сумма налога, рассчитанная с учетом произошедших изменений или обнаруженной ошибки. Результаты налоговых проверок, проведенных за период подачи уточненки не должны влиять на расчет налоговой базы и самой суммы налога (абз. 2 подп. 2 п. 3.2 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

При обнаружении налоговым агентом в сданном расчете ошибок, повлекших завышение или занижение налога, ему следует представить уточненный расчет, в котором необходимо отразить данные по тем налогоплательщикам, по которым были допущены искажения (абз. 4 подп. 2 п. 3.2 порядка заполнения декларации по прибыли). На основании данного расчета налоговая инспекция скорректирует суммы исчисленного налога. Если налоговый агент излишне удержит налог и не представит уточненку, у налоговиков не будет оснований для возврата переплаты (постановление ФАС Московского округа от 15.07.2013 № А40-100781/12-115-678).

Всегда следует помнить, что вслед за сдачей уточненной декларации с уменьшенной суммой налога налоговые органы обычно проводят выездную налоговую проверку за уточняемый налоговый период, причем сделать они это могут, даже если данный период был уже проверен (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Читайте так же:  Особенности оформления договора пожертвования (образец 2019 года)

Одновременно с подачей уточненной декларацией (если бухгалтер изначально занизил сумму налога) компании нужно будет доплатить налог в бюджет и, кроме того, заплатить пени. Но при соблюдении некоторых условий организации могут избежать налоговой ответственности за правонарушения, определенные п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ. Итак, организация освобождается от ответственности, если:

  1. Успеет сдать уточненную декларацию до истечения срока подачи первичной (п. 2 ст. 81 НК РФ).
  2. Если срок уплаты налога не истек и организация представила уточненку до того, как узнала об обнаружении ошибок налоговиками или назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).
  3. Уточненная декларация сдана после истечения срока уплаты налога, но до того, как компания узнала об обнаружении ошибок налоговым органом либо назначении выездной налоговой проверки. В этом случае нужно уплатить недоимку и пени до момента представления уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Рассчитать пени вам поможет наш «Калькулятор пеней» .

  1. Срок уплаты налога истек, а уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Налоговый агент также может избежать ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, при соблюдении им вышеперечисленных условий (абз. 3 п. 6 ст. 81 НК РФ).

Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в корректируемом налоговом периоде (п. 5 ст. 81 НК РФ).

После сдачи уточненки организация прекратила свое существование

После реорганизации предприятия уточненную декларацию сдает его правопреемник по месту своего учета или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

В п. 2.7 порядка заполнения декларации по прибыли предусмотрено, что на титульном листе уточненной декларации, которую подает правопреемник, должны быть указаны ИНН и КПП организации-правопреемника и название реорганизованной компании, а название, ИНН и КПП реорганизованной организации (ее обособленного подразделения) указываются отдельными строками.

В разделе 1 уточненной декларации, подаваемой правопреемником за реорганизованную организацию (ее обособленное подразделение), указывается ОКТМО по месту нахождения последней (п. 4.1.4 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

О том, требует ли реорганизация, вызванная присоединением, снятия с учета по торговому сбору, читайте в материале «При реорганизации в форме присоединения не нужно сниматься с учета по торговому сбору».

Если компания переезжает и меняет свой адрес, то уточненку нужно будет сдать в тот налоговый орган, в который она встанет на учет, но код ОКТМО указывается тот же, что и в первичной декларации (письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/101962).

Необходимо обратить внимание, что все разъяснения чиновников даны в то время, когда применялся код ОКАТО. В связи с заменой кода ОКАТО на код ОКТМО надо полагать, что все приведенные выше выводы не потеряли свою актуальность и в настоящее время.

В уточненных налоговых декларациях за прошлые отчетные (налоговые) периоды нужно будет указать КПП, которой был приведен в первичной налоговой декларации (письмо ФНС России от 20.11.2015 № СД-4-3/20373).

Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).

Если в обособленном подразделении применялся централизованный порядок уплаты налога, то в случае его ликвидации уточненная декларация должна быть сдана по месту учета ответственного подразделения. Но если ликвидированное подразделение состояло на учете в другом субъекте РФ, то уточненка представляется по месту нахождения головной организации (письма Минфина России от 17.03.2006 № 03-03-04/1/258, ФНС России от 06.04.2006 № 02-4-12/23, УФНС России по г. Москве от 13.09.2007 № 20-12/087484.3, от 17.04.2007 № 20-12/035999).

Обязанность по представлению уточненной декларации появляется, только если налогоплательщик самостоятельно обнаружил неуплату налога. В случае наличия обособленных подразделений, при смене адреса или реорганизации существует специфика, связанная с порядком отражения ОКТМО, КПП в уточненных декларациях, а также местом их представления. Соблюдая определенные правила, при подаче уточненки с увеличением суммы налога можно избежать ответственности по ст. 120, 122 НК РФ. Однако нужно учитывать, что ее представление может повлечь за собой проведение выездной налоговой проверки.

Об особенностях формирования уточненных деклараций по другим налогам читайте в статьях:

сумма налога, исчисленная к уменьшению по налогу на имущество

скажите пожалуйста, если получилась сумма налога, исчисленная к уменьшению по налогу на имущество в результате того, что уже в ноябре 2017 года не было имущества, по которому бы была остаточная стоимость это ошибка или такое возможно? У меня такая ситуация впервые, не знаю, что писать по этому поводу в пояснительной записке, ведь эта сумма в форме 0503169 (дебиторская задолженность) отражается по счету 303.12

Проверьте расчет налога на имущество. О том, как рассчитать налог на имущество, подробно в рекомендации. И, если у вас действительно образовалась дебиторская задолженность по налогу на имущество, отразите ее в форме 0503169 и объясните, с чем она связана, в пояснительной записке.

Обоснование
Как считать налоговую базу

Как определить базу для расчета налога на имущество

Налоговой базой по налогу на имущество может быть:

 среднегодовая стоимость имущества – для расчета налога за год;

 средняя стоимость имущества за I квартал, полугодие или девять месяцев – для расчета авансовых платежей.*

Внимание: расчет налоговой базы исходя из кадастровой стоимости на госучреждения не распространяется. Его должны применять собственники некоторых объектов недвижимости, а также те, кому они переданы на праве хозяйственного ведения (п. 2 ст. 375, подп. 3 п. 12, п. 13 ст. 378.2 НК РФ).

Учреждения к таким организациям не относятся, поскольку владеют имуществом на праве оперативного управления (п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 296 ГК РФ). Значит, в отношении любой недвижимости, даже по административно-деловым объектам, определяют налоговую базу в общем порядке – по среднегодовой (средней) остаточной стоимости имущества. Такие разъяснения дает Минфин России в письмах от 6 июля 2017 № 03-05-05-01/42831, от 19 мая 2017 № 03-05-05-01/30747.

Читайте так же:  Размер жилищной субсидии и порядок предоставления военнослужащим

При расчете средней стоимости имущества за отчетный период применяйте формулу:

При расчете среднегодовой стоимости имущества за налоговый период воспользуйтесь формулой:

Остаточную стоимость имущества определите по формуле:

Остаточную стоимость имущества определяйте по данным бухучета.

При определении остаточной стоимости основных средств на конец года учитывайте операции, влияющие на формирование этого показателя и отраженные в бухучете в течение 31 декабря.

Такие правила установлены пунктом 1 статьи 375 и пунктом 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ и разъяснены в письме Минфина России от 14 июля 2010 № 03-05-05-01/26.*

Пример, как определить среднюю (среднегодовую) стоимость имущества для расчета налога на имущество. Учреждение ведет деятельность в течение полного календарного года

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектами обложения налогом на имущество, у учреждения «Альфа» составляет:

 на 1 января – 6 000 000 руб.;

 на 1 февраля – 5 950 000 руб.;

 на 1 марта – 5 800 000 руб.;

 на 1 апреля – 5 750 000 руб.;

 на 1 мая – 5 700 000 руб.;

 на 1 июня – 5 650 000 руб.;

 на 1 июля – 5 500 000 руб.;

 на 1 августа – 5 450 000 руб.;

 на 1 сентября – 5 400 000 руб.;

 на 1 октября – 5 350 000 руб.;

 на 1 ноября – 5 200 000 руб.;

 на 1 декабря – 5 150 000 руб.;

 на 31 декабря (с учетом операций, отраженных в бухучете в течение 31 декабря) – 5 100 000 руб.

Средняя стоимость имущества за I квартал равна:
(6 000 000 руб. + 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб. + 5 750 000 руб.) : (3 + 1) = 5 875 000 руб.

Средняя стоимость имущества за первое полугодие составила:
(6 000 000 руб. + 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб. + 5 750 000 руб. + 5 700 000 руб. + 5 650 000 руб. +
5 500 000 руб.) : (6 + 1) = 5 764 285 руб.

Средняя стоимость имущества за девять месяцев составила:
(6 000 000 руб. + 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб. + 5 750 000 руб. + 5 700 000 руб. + 5 650 000 руб. +
5 500 000 руб. + 5 450 000 руб. + 5 400 000 руб. + 5 350 000 руб.) : (9 + 1) = 5 655 000 руб.

Среднегодовая стоимость имущества за год составила:
(6 000 000 руб. + 5 950 000 руб. + 5 800 000 руб. + 5 750 000 руб. + 5 700 000 руб. + 5 650 000 руб. + 5 500 000 руб. + 5 450 000 руб. + 5 400 000 руб. + 5 350 000 руб. + 5 200 000 руб. + 5 150 000 руб. + 5 100 000 руб.) : (12 + 1) = 5 538 461 руб.

Сумму налога на имущества (авансовых платежей) отразите в бухгалтерской справке (ф. 0504833). К ней приложите документы, которые подтверждают сумму принятых обязательств. В зависимости от решения, принятого в рамках формирования учетной политики, это могут быть налоговые декларации, расчеты, налоговые регистры. Такие документы являются основанием для начисления налога на имущество (авансовых платежей) (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, п. 131 Инструкции № 174н, п. 159 Инструкции № 183н, Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н).

Ситуация: какой датой в бухучете отразить начисление налогов по итогам года (налог на имущество, налог на прибыль и т. д.)

Налоги должны быть начислены последним числом отчетного периода (т. е. 31 декабря). Объясняется это так.

Все учреждения, независимо от типа, обязаны вести бухучет методом начисления (п. 3 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). То есть расходы нужно отразить в том отчетном периоде, к которому они относятся. Например, расходы на уплату налога на имущество за IV квартал 2015 года нужно отразить в регистрах бухучета IV квартала 2015 года. Причем операции сделайте последним числом отчетного периода (т. е. 31 декабря).

При этом, учитывая, что налог по итогам года будет уплачен лишь в следующем году, обязательства по нему примите на соответствующий счет санкционирования с аналитическим признаком 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)».

Об этом сказано в письме Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 02-07-10/56182.

Совет: чтобы не нарушать общие правила ведения бухучета, отразите операции по начислению налогов 31 декабря в сумме, предполагаемой к уплате (например, на основе данных за прошлый отчетный период). Далее, после того как налог будет рассчитан, учреждение сможет внести исправления на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833). Исправительные записи сделайте датой обнаружения ошибки. Такой порядок следует из пункта 18 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

На какой вид расходов и код КОСГУ отнести расходы на уплату налога на имущество

Налог на имущество оплачивайте по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».

Для справки: в бухучете и отчетности расходы на уплату налога на имущество должны пройти по коду КОСГУ 290 «Прочие расходы». То есть отражать их нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом: 401.20.290, 109.00.290.

Об этом сказано в разделах III, V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н. Также подтверждает правильность использования КВР и КОСГУ увязка этих кодов между собой.

Начисление и уплату налога на имущество учитывайте на счете 303.12 «Расчеты по налогу на имущество организаций» (п. 259, 263 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Порядок отражения в бухучете начисления налога на имущество зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Начисление налога на имущество отразите проводкой:

Изображение - Налог на имущество уменьшился что с декларацией по прибыли 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.2 проголосовавших: 69

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here