Описание страницы: меняется пбу 132000 от профессионалов для людей.
Содержание
- 1 Как изменился учет государственной помощи по ПБУ 13/2000
- 2 «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 92н»
- 3 Изменения в ПБУ 13/2000 об учете госпомощи зафиксированы приказом
- 4 ПБУ 13/2000 “Учет государственной помощи” (приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н)
Минфин РФ опубликовал проект изменений еще в одном ПБУ, на этот раз под номером 13/2000. Если говорить конкретнее, то в нем закрепят, что это положение не будут применять компании из госсектора. Также его не станут использовать, если речь зайдет о выгоде, связанной с участием государства, регионов РФ или муниципалитетов в уставных фондах ГУПов или МУПов, с возмещением недополученных доходов и так далее. Кроме того, финансисты уточнят механизм принятия к учету бюджетных средств, списания их с целевых счетов и учета бюджетного финансирования капзатрат.
В балансе придется учитывать в отдельных статьях остатки целевого финансирования, принятого из бюджета, дебиторскую и кредиторскую задолженности и доходы будущих периодов.
Чиновники предполагают, что новые нормы начнут применять начиная с отчетности за 2020 год.
- Главбух одной подписью сэкономил компании 10 млн рублей 25 февраля
- Кражу документов из офиса нужно подкрепить перечнем похищенного 30 января
- Минфин рассказал, как применять новый стандарт учета аренды ФСБУ 25/2018 30 января
- Бухгалтера наказали за несвоевременно выданную зарплату 28 января
- Бухотчетность планируют изменить 28 января
© Журнал «Время Бухгалтера» 2004 — 2019 | РУНА консалтинговая группа
Как изменился учет государственной помощи по ПБУ 13/2000
В России регулирует учет государственной помощи ПБУ 13/2000. Оно утверждено приказом Минфина от 16 октября 2000 года № 92н. Приказ Министерства от 4 декабря 2018 года № 248н (далее – Приказ № 248н) внес ряд изменений в это положение по бухгалтерскому учету. Рассказываем, зачем это понадобилось, что конкретно меняется и когда вступает в силу новая редакция этого ПБУ.
Основная цель корректировки ПБУ 13/2000 – привести правила бухгалтерского учета получаемой государственной помощи в соответствие с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Организации обязаны применять предусмотренные Приказом № 248н изменения, начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год.
Однако не возбраняется принять решение о более раннем начале применения новой последней редакции ПБУ 13/2000. Напомним, что такое решение должно быть раскрыто в бухгалтерской отчетности организации за год, в котором впервые будут применены изменения (в соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Предмет регулирования ПБУ 13/2000 – государственная помощь, предоставленная организациям из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Приказом № 248н к предмету этого ПБУ отнесена также госпомощь, предоставленная из бюджетов государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ОМС).
Также дополнен перечень случаев, в которых это ПБУ не применяют. В него включены следующие случаи получения госпомощи, признаваемой экономической выгодой организации, связанной:
- с участием России, регионов и муниципальных образований в уставных фондах ГУПов и МУПов, в т. ч. предоставлением бюджетных средств в связи с таким участием (ранее – связанной лишь с участием в уставных (складочных) капиталах юрлиц);
- возмещением из бюджета недополученных организацией доходов или финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе.
Уточнили порядок списания бюджетных средств на финансирование капитальных затрат со счета учета целевого финансирования
ПБУ 13/2000 установлен порядок списания бюджетных средств на финансирование капитальных затрат по приобретению внеоборотных активов, подлежащих амортизации, со счета учета целевого финансирования.
Согласно новой редакции ПБУ 13/2000, эти бюджетные средства списывают со счета учета целевого финансирования на счет учета доходов будущих периодов при вводе соответствующих объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Далее в течение срока полезного использования указанных объектов по мере начисления амортизации по ним суммы, относящиеся к этим объектам, зачисляют в финансовые результаты организации.
Установили порядок отражения бюджетных средств на финансирование капитальных затрат прошлых периодов
Приказом № 248н установлен порядок отражения в бухучете бюджетных средств, предоставленных на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды.
Отметим, что ранее такие бюджетные средства подлежали отражению путем принятия к учету суммы задолженности по ним в корреспонденции с финансовым результатом.
В итоге, организация отражает полученные бюджетные средства:
- в сумме, равной начисленной амортизации по внеоборотным активам, созданным за счет такого финансирования – как увеличение финансового результата организации;
- в оставшейся сумме – в качестве доходов будущих периодов.
Изменили состав показателей баланса, раскрывающих информацию о госпомощи
В обновлённой последней редакции ПБУ 13/2000 установлен новый состав показателей баланса, раскрывающих информацию о полученной организацией госпомощи.
Отметим, что ранее остаток предоставленных организации бюджетных средств подлежал отражению по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства».
В итоге, с учетом существенности отдельными статьями в бухгалтерском балансе теперь приводят:
- неиспользованный остаток предоставленных бюджетных средств в составе средств целевого финансирования;
- дебиторскую задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухучету;
- кредиторскую задолженность по возврату бюджетных средств, признанную в бухучете;
- доходы будущих периодов, признанные в связи с полученной госпомощью на финансирование текущих расходов в составе краткосрочных обязательств.
Установили порядок раскрытия доходов будущих периодов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капзатрат
Доходы будущих периодов, связанные с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат, отражают в отчетности одним из следующих способов:
Министерство финансов рассказало о том, что именно изменилось в ПБУ 13/2000
Минфин приказом от 4 декабря 2018 г. № 248н внесен поправки в ПБУ «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000. Изменения в ПБУ применяются компаниями, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 г. При этом компании могут принять решение о раннем начале применения новой редакции 13/2000. Согласно ПБУ «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) такое решение должно быть раскрыто в бухгалтерской отчетности организации за год, в котором впервые будут применены поправки (информационное сообщение Минфина России от 4 февраля 2019 г. № ИС-учет-16), передает ГАРАНТ.
Далее Минфин РФ информирует о том, что именно изменилось в ПБУ 13/2000:
- уточнена сфера применения ПБУ 13/2000;
- уточнен порядок списания бюджетных средств на финансирование капитальных затрат со счета учета целевого финансирования;
- установлен порядок отражения бюджетных средств на финансирование капитальных затрат прошлых периодов;
- изменен состав показателей бухгалтерского баланса, которые раскрывают данные о госпомощи;
- установлен порядок раскрытия доходов будущих периодов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат;
- установлен порядок раскрытия доходов, которые связаны с полученными бюджетными средствами на финансирование текущих расходов;
- дополнен список сведений, раскрываемых в бухгалтерской отчетности;
- уточнен ряд других норм ПБУ 13/2000.
«О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 92н»
По заключению Минюста РФ от 24 января 2019 г. N 01/8499-ЮЛ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации
В соответствии со статьей 23, пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2017, N 30, ст. 4440), подпунктом 5.2.21 (1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2012, N 44, ст. 6027), Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 – 2020 гг., утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. N 83н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 мая 2018 г., регистрационный N 51034), приказываю:
1. Внести прилагаемые изменения в Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 92н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 9898-ЮД приказ в государственной регистрации не нуждается), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 сентября .2006 г. N 115н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 01/9423-СВ приказ в государственной регистрации не нуждается).
2. Установить, что предусмотренные настоящим приказом изменения применяются организациями, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год. Организация вправе принять решение о применении предусмотренных настоящим приказом изменений до указанного срока. Такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 04.12.2018 2018 г. N 248н
Изменения
в положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 92н
1. В абзаце первом пункта 1 после слов “кредитных организаций” дополнить словами “и организаций государственного сектора”.
а) в абзаце четвертом слова “(бюджетных инвестиций юридическим лицам)” заменить словами “, уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе предоставлением бюджетных средств в связи с таким участием”;
б) дополнить абзацем пятым следующего содержания:
Видео (кликните для воспроизведения). |
“возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе.”.
а) в первом предложении слова “в форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии именуются” заменить словами “из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в форме субсидий (далее – “;
б) в абзаце третьем слово “расходов” заменить словом “затрат”.
4. В абзаце первом пункта 5 после слова “учету” дополнить словами “по мере фактического получения средств либо”.
5. В абзаце первом пункта 7 слово “пунктом” заменить словами “условиями, приведенными в пункте”.
6. В пункте 9 абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:
“суммы бюджетных средств на финансирование капитальных затрат – по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации. При этом целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации;
суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов – в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету запасов и других активов с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.”.
а) слова “отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и” заменить словами “относятся на”;
б) слова “как прочие доходы” исключить;
в) дополнить абзацем вторым следующего содержания:
“Бюджетные средства, предоставленные на финансирование капитальных затрат, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются в размере начисленной амортизации как увеличение финансового результата организации, в оставшейся части – в качестве доходов будущих периодов.”.
8. Пункт 11 признать утратившим силу.
9. В абзаце втором пункта 14 слово “расходов” заменить словом “затрат”.
10. В пункте 19 слова “в пояснительной записке” исключить.
11. Пункт 20 изложить в следующей редакции:
“20. В бухгалтерском балансе с учетом существенности отражаются по отдельным статьям:
а) остаток средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств;
б) дебиторская задолженность в части бюджетных средств, принятых к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения;
в) кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств, признанного в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения;
г) доходы будущих периодов, признанные в соответствии с абзацем третьим пункта 9 настоящего Положения в связи с государственной помощью на финансирование текущих расходов, в составе краткосрочных обязательств.”.
12. Пункт 21 изложить в следующей редакции:
“21. Доходы будущих периодов, признанные в соответствии с абзацем вторым пункта 9 настоящего Положения в связи с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат, представляются в бухгалтерском балансе одним из следующих способов:
а) в качестве обособленной статьи в составе долгосрочных обязательств. При этом суммы, отнесенные в отчетном периоде на финансовые результаты, представляются в отчете о финансовых результатах в качестве отдельной статьи доходов;
б) в качестве регулирующей величины, уменьшающей балансовую стоимость внеоборотных активов. При этом суммы, отнесенные в отчетном периоде на финансовые результаты, уменьшают в отчете о финансовых результатах расходы по амортизации.
Доходы, признанные в соответствии с абзацем третьим пункта 9 настоящего Положения, представляются в отчете о финансовых результатах по выбору организации в качестве отдельной статьи доходов (с учетом существенности), либо в качестве суммы, уменьшающей расходы, на финансирование которых получены соответствующие бюджетные средства.”.
13. Пункт 22 дополнить абзацем шестым следующего содержания:
“способы представления информации в бухгалтерской отчетности, выбранные организацией в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения.”.
Изменения в ПБУ 13/2000 об учете госпомощи зафиксированы приказом
Минфин внес изменения в ПБУ 13/2000 “Учет государственной помощи”. Поправки начнут действовать начиная с отчетности за 2020 год.
Корректируются правила списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования: уточняется, что для амортизируемых активов это делается по мере начисления амортизации (сейчас – просто на протяжении срока полезного использования).
Разрешат принимать к бухучету бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, по мере фактического получения. Сейчас – только при наличии определенных условий. Такой вариант тоже останется, но уже в качестве альтернативы.
Бюджетные средства, предоставленные на финансирование расходов, понесенных в предыдущие отчетные периоды, сейчас отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы. Будут – только относиться на увеличение финансового результата, при этом убрано уточнение “как прочие доходы”.
Появится новое правило: бюджетные средства под финансирование капзатрат, понесенных в предыдущие периоды, отражаются в размере начисленной амортизации как увеличение финансового результата, в оставшейся части – в качестве доходов будущих периодов.
Заметно изменен порядок раскрытия информации о госпомощи в бухгалтерской отчетности (приказ от 4 декабря 2018 г. N 248н).
По заключению Минюста России от 20 ноября 2000 г. N 9898-ЮД Приказ Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н не нуждается в государственной регистрации
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16.10.00 N 92н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ “УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ”
ПБУ 13/2000
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000.
2. Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000 применяется в отношении подлежащих признанию в бухгалтерском учете бюджетных средств, предоставленных после 1 января 2001 г., а также бюджетных средств, предоставленных до 1 января 2001 г., в части, относящейся к периодам после 1 января 2001 г.
Министр финансов
Российской Федерации
А.КУДРИН
Утверждено
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 16 октября 2000 г. N 92н
ПОЛОЖЕНИЕ
ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ “УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ”
ПБУ 13/2000
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
2. При применении настоящего Положения не рассматриваются в качестве экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и т.п. действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.
3. Настоящее Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с:
- государственным регулированием цен и тарифов;
- применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
- участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
4. Исходя из настоящего Положения в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств).
Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются на:
- средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
- средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.
5. Организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
6. В случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.
7. Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
8. Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
9. Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:
Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.
10. Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
11. Любые условные обязательства и условные активы, связанные с признанными в бухгалтерском учете организации бюджетными средствами, рассматриваются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной деятельности” ПБУ 8/98 (утверждено Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 57н, зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 1998 г., регистрационный N 1675).
12. Если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.
13. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5 настоящего Положения, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.
14. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму, подлежащую возврату, производится запись:
- в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов – в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату. Одновременно уменьшаются финансовые результаты организации и восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов;
- в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов – в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования или такой остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых результатов организации и возникновение задолженности по их возврату.
15. Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).
16. Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.
17. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном настоящим Положением для учета бюджетных средств.
18. Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), для целей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считается прочими формами государственной помощи.
19. Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.
20. Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье “Доходы будущих периодов” либо обособленно в разделе “Краткосрочные обязательства”.
21. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе прочих расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
22. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:
- характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
- назначение и величина бюджетных кредитов;
- характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
- не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.
ПБУ 13/2000 “Учет государственной помощи” (приказ Минфина России от 16.10.2000 N 92н)
ПБУ 13/2000 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям – юридическим лицам по российскому законодательству.
Требования Положения не распространяются на кредитные организации.
Министерство финансов Российской Федерации
от 16 октября 2000 г. N 92н
Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000
В редакции от: 18.09.2006 N 115н.
См. текст документа в формате .pdf
(соответствует публикации на сайте
Минфина России: http://www.minfin.ru)
Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000.
2. Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000 применяется в отношении подлежащих признанию в бухгалтерском учете бюджетных средств, предоставленных после 1 января 2001 г., а также бюджетных средств, предоставленных до 1 января 2001 г., в части, относящейся к периодам после 1 января 2001 г.
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л. Кудрин
Утверждено
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 16.10.2000 N 92н
Положение по бухгалтерскому учету
“Учет государственной помощи”
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).
2. При применении настоящего Положения не рассматриваются в качестве экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и т.п. действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация.
3. Настоящее Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с:
государственным регулированием цен и тарифов;
применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).
4. Исходя из настоящего Положения в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии именуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств).
Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются на:
средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.
5. Организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
6. В случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.
7. Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
8. Бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.
9. Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе:
суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов – на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы;
(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов – в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.
Если выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета целевого финансирования, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.
10. Бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
11. Любые условные обязательства и условные активы, связанные с признанными в бухгалтерском учете организации бюджетными средствами, рассматриваются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной деятельности” ПБУ 8/98 (утверждено Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 57н, зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 1998 г., регистрационный N 1675).
12. Если организация фактически получила бюджетные средства, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, отсутствует, то в бухгалтерском учете отражаются возникновение целевого финансирования и поступление денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Эти суммы учитываются как целевое финансирование до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.
13. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств согласно пункту 5 настоящего Положения, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.
14. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму, подлежащую возврату, производится запись:
в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов – в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату. Одновременно уменьшаются финансовые результаты организации и восстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов;
в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов – в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по их возврату. Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования или такой остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в уменьшение финансовых результатов организации и возникновение задолженности по их возврату.
15. Порядок бухгалтерского учета бюджетных средств не зависит от вида ресурсов, предоставляемых организации (денежные средства, активы, отличные от денежных средств), а также способа предоставления их (фактическая передача, уменьшение обязательств перед государством).
III. Учет бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи
16. Бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств.
17. Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном настоящим Положением для учета бюджетных средств.
18. Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), для целей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считается прочими формами государственной помощи.
19. Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.
IV. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности
20. Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье “Доходы будущих периодов” либо обособленно в разделе “Краткосрочные обязательства”.
21. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы согласно пункту 8 настоящего Положения в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе прочих расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.
(в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н)
22. В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:
характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
назначение и величина бюджетных кредитов;
характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.