Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году

Описание страницы: лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году от профессионалов для людей.

Обсужден вопрос о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами

30 июня комиссия по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы рассмотрела вопрос о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами в Москве.

Руководитель Государственной жилищной инспекции города Москвы Олег Кичиков рассказал, что 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», направленный на введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. До 1 мая текущего года все управляющие организации должны были получить лицензию, которая действует лишь на территории субъекта РФ, где она выдана. После 1 мая 2015 года осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии запрещено. Лицензии выдавались на основании решения московской лицензионной комиссии.

По словам Олега Кичикова, лицензирование успешно прошли 614 управляющих компаний, из которых 126 – государственные и 488 – частные. Некоторым организациям было отказано по ряду причин: сокрытие информации от жильцов, непрозрачная финансовая деятельность и т.д.

Глава ведомства особо подчеркнул, что «в ходе лицензирования ни один жилой дом в Москве ни на день не оставался без управления».

Что касается потенциальных руководителей УК, то и для соискателей, желающих возглавить управляющую компанию, были организованы экзамены. 1250 человек из числа обратившихся смогли получить соответствующие аттестаты. «Желающих было немало, – пояснил Олег Кичиков, – и некоторые из них оказались настолько упорны, что пытались сдать экзамен по несколько раз».

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Председатель комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») сообщил, что, на его взгляд, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами – это необходимый и востребованный для города механизм. Первые предпринятые Москвой шаги в этом направлении вполне успешны. Вместе с тем, предстоит сделать еще немало. «Мы приглашаем к этой работе общественные, экспертные, саморегулируемые организации а также высшие учебные заведения, – сказал депутат. – Наша перспективная задача – сформировать класс современного законодательно грамотного, добросовестного и ответственного собственника. Законодатели будут работать над тем, чтобы активизировать информационно-разъяснительную работу среди жителей города. Важно, чтобы москвичи научились сами контролировать процесс управления своими жилыми домами, и были готовы решать проблемы, связанные с их обслуживанием».

Степан Орлов отметил, что в столице работает большое количество управляющих компаний – как государственных, так и частных. В процессе лицензирования лишь около трех процентов из общего числа не смогли сдать экзамен. Город сохранил стабильность в управлении многоквартирными домами. Большинство структур остались на рынке, подтвердив свою состоятельность. На очереди новый этап – лицензионный контроль. Город, защищая интересы москвичей, заинтересован в том, чтобы услуги по управлению жилыми домами оказывались качественно, своевременно, и при этом не завышались цены, соблюдалась безопасность. Городские власти будут продолжать контролировать этот процесс, и в случае необходимости поднимать вопрос об отзыве лицензии у недобросовестной управляющей компании.

Подводя итоги, председатель комиссии сообщил, что информация Мосжилинспекции будет принята к сведению. «Процесс лицензирования останется под пристальным вниманием Мосгордумы. Мы проведем депутатские слушания по данному вопросу в течение этого года». – сказал Степан Орлов.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году

Постановление от 28 октября 2014 года №1110. К числу лицензионных требований отнесены, в том числе, требования к соблюдению лицензиатом правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил предоставления коммунальных услуг.

Подготовлено Минстроем в соответствии с Жилищным кодексом и во исполнение поручений Правительства России.

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами введено Федеральным законом от 21 июля 2014 года №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Подписанным постановлением определяется порядок лицензирования. В том числе, устанавливаются лицензионные требования к соискателям лицензии и к лицензиатам, определяются порядок ведения реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций и порядок контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Федерации требований к лицензированию.

К числу лицензионных требований отнесены, в том числе, требования к соблюдению лицензиатом правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства от 13 августа 2006 года №491) и правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства от 6 мая 2011 года №354).

При неоднократном в течение календарного года назначении лицензиату или его должностным лицам административного наказания за неисполнение предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выданного органом государственного жилищного надзора, сведения о соответствующем многоквартирном доме исключаются из реестра лицензий субъекта Федерации, за исключением случаев, когда собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение продолжить деятельность лицензиата. Основанием для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии является исключение из реестра субъекта Федерации по указанным основаниям сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет не менее пятнадцати процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат.

Читайте так же:  Какие льготы положены участникам боевых действий

Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Форма и содержание искового заявления

(c) 2015-2019 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году

Распоряжение от 26 января 2016 года №80-р. Реализация Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года будет способствовать повышению комфортности условий проживания, модернизации и повышению энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства, переходу на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации и строительстве объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, обеспечению доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Внесено Минстроем во исполнение поручений Президента и Правительства России.

Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность – необходимой инженерной инфраструктурой. Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства превышает 4,1 трлн рублей – более 5,7% валового внутреннего продукта России.

Подписанным постановлением утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегия).

Стратегия подготовлена в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, целевыми показателями и задачами, определёнными в Указе Президента от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Стратегия отражает систему целей, задач, мер и механизмов по достижению планируемого результата в сфере жилищно-коммунального хозяйства с учётом социально-экономического многообразия субъектов Федерации, потенциальных рисков и возможностей ресурсного обеспечения за счёт бюджетных и внебюджетных источников.

В Стратегии определены основные направления государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. К ним, в частности, относятся: управление многоквартирными домами; капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах; расселение аварийного жилищного фонда; регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Применительно к каждому основному направлению сферы жилищно-коммунального хозяйства дано описание реализуемых, а также планируемых к реализации мер.

Ключевые направления реализации Стратегии:

– формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, обладающих всеми правами на принятие решений относительно своего дома и реальными возможностями реализации этих прав, а также определённым уровнем ответственности за принимаемые решения;

– развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;

– совершенствование системы отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах, управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями;

– повышение энергетической эффективности отрасли.

Качество реализации предусмотренных Стратегией мер будет оцениваться в соответствии с целевыми показателями, сформированными с учётом поручений Президента и Правительства России.

Реализация Стратегии будет способствовать повышению комфортности условий проживания, модернизации и повышению энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства, переходу на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, обеспечению доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами может усугубить ситуацию в ЖКХ

Изображение - Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.garant.ru%2Ffiles%2F8%2F9%2F528798%2Fbuilrep200

Законопроект, предусматривающий введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, может отрицательно отразиться на рынке соответствующих услуг, что неблагоприятно скажется и на собственниках жилья. Такую позицию высказала Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству в ходе пресс-конференции в РИА Новости.

“С космической скоростью этот проект вносился в Госдуму. Вечером, срочно, скорей, на Совет Госдумы. Есть требование Конституции РФ о получении заключения правительства – без заключения правительства внесли этот законопроект”, – отметила она.

Читайте так же:  Порядок выписки из квартиры через суд

По мнению Галины Хованской, предмет для лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами отсутствует, так как она осуществляется на основании гражданско-правовых договоров с подрядчиками.

Изображение - Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.garant.ru%2Ffiles%2F5%2F1%2F516615%2Ffoto_g_p__hovanskoy120

Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

“Что такое управление жилищным фондом? Управленец заключает договоры с подрядчиками и если эти подрядчики совершают работы, которые угрожают нашей безопасности, здоровью, нашему имуществу, тогда эти подрядчики должны иметь либо лицензию, либо допуск. Они ее и сейчас имеют. Для работ по лифтам, работ по капитальному ремонту дома. Они обязаны быть членами саморегулируемой организации в строительной сфере в обязательном порядке. Дальше работа с мусором, с отходами – тоже, если опасные отходы они обязаны иметь допуск, либо лицензию. Но вот сейчас как раз жаловался Росприроднадзор, что там, где нужно сохранить лицензию – ее отменили. Переработка отходов – они же и опасными могут быть. Ее отменили. А вот здесь мы давайте ее введем, надеясь, что это мгновенно улучшит ситуацию в сфере управления жилищным фондом, не понимая, каковы истинные причины плохого состояния и наших с вами претензий”.

Как заметила Галина Хованская, законопроект разработан без учета реальных трудностей, имеющих сегодня место при управлении многоквартирными домами, и поэтому он только ухудшит ситуацию. В связи с этим она осветила пять основных проблем в данной сфере и перспективы влияния на них положений законопроекта.

1. Плохое состояние жилищного фонда

“При введении лицензирования и при большой вероятности потерять эту лицензию после двух предписаний, будет управляющая организация брать дома, которые нуждаются остро в капитальном ремонте? Нет, конечно. Они будут как черт от ладана от этих домов открещиваться. На кого эта проблема ляжет? На муниципалитеты. На бюджеты муниципалитетов, которые и так на 98% на сегодняшний день являются дотационными”, – отметила депутат.

2. Коррупция, аффиллированность управляющих компаний с местными властями

По словам Галины Хованской, особенно данная проблема имеет место в небольших городах, в которых зачастую “чужие” управляющие компании не имеют возможности осуществлять свою деятельность и выдавливаются с рынка.

“Скажите, организация, которая “своя”, она лицензию потеряет? Да никогда. Государственные бюджетные учреждения в городе Москве, которые сейчас в порядке эксперимента с нарушением антимонопольного законодательства управляют большой долей жилищного фонда, у них заберут лицензию? Да никогда”, – пояснила она.

3. Низкий профессиональный уровень управляющих компаний

Как отметила депутат, как правило бывшие ЖЭКи и ДЕЗы, превратившись в частные управляющие компании, не улучшил свой профессиональный уровень. И зачастую услуги продолжают оказываться низкого качества.

“Прежде чем вводить лицензирование нужно подумать о системе образования, о создании новых кадров. Кстати, новые управляющие организации не придут в эту сферу, судя по закону, который нам предлагается. Для того, чтобы получить лицензию, нужно аттестат получить и нужно иметь приложения по домам, которыми вы будете управлять. А как вы будете входить в этот бизнес, не имея ни одного дома в управлении? Как-то об этом не подумали. То есть новых управляющих организации здесь не видят”, – прокомментировала ситуацию депутат.

Кроме того, по сведениям Галины Хованской, в России 22 тыс. управляющих организаций. При этом по статистике Минстроя России, 16 тыс. организаций находятся в зоне риска отзыва лицензии в связи с получением двух предписаний государственного жилищного надзора.

“Если 16 тыс. управляющих организаций, имеющих предписание – кандидаты на вылет, то мы что, даем дубинку в руки жилищной инспекции для зачистки этого рынка, для ликвидации конкурентной среды? Видимо да, видимо такая задача. Давайте тогда скажем: “Давайте вернемся к государственному управлению”, – и не будем лукавить. Такой вариант тоже возможен. Я не против государственных бюджетных учреждений, но они должны конкурировать, а они в лучших условиях”, – отметила она.

Изображение - Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.garant.ru%2Ffiles%2F5%2F1%2F516615%2Ffoto_g_p__hovanskoy120

Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

В любой цивилизованной стране нет лицензирования управляющих недвижимостью. Там есть контроль профессионального сообщества. Там есть стандарты, там есть репутация, которой очень дорожат. Потому что именно на репутацию управляющей организации обращает внимание собственник, когда он привлекает ту или иную организацию, доверяя свою недвижимость. Кто обрадуется лицензированию? Многие собственники, которые хотят распоряжаться своей собственностью, но отвечать за нее совершенно не собираются”.

4. Отсутствие финансовой ответственности управляющих компаний

“Нам нужно компенсировать ущерб, который нанесла управляющая организация. Значит у нас на сегодняшний день действительно есть проблема. Уставной капитал 10 тыс. руб. Какая ответственность? Никакой. 10 тыс. руб.”, – озвучила проблему Галина Хованская.

Из возможных способов решения данного вопроса, она отметила такие инструменты как добровольное страхование ответственности и банковская гарантия. При этом последнее, по ее мнению, применимо только для крупных управляющих организаций.

“Вот такие альтернативы и предложения есть и, кстати, это решило бы проблему практически мгновенно без всякого лицензирования”, – пояснила депутат.

5. Конфликт интересов в бывшем государственном фонде

Еще одной серьезной проблемой, по мнению Галины Хованской, является конфликт собственников, приватизировавших квартиры, купивших квартиры по рыночной стоимости и социальными нанимателями. Доля последних, по ее данным, на данный момент составляет 20%. У данных категорий жильцов совершенно разные возможности и требования к объему и качеству работ и услуг.

Читайте так же:  Льготы и выплаты родственникам при гибели военнослужащего

“Я считаю, что обязательно нужно вводить норму в Жилищном кодексе об обязательных услугах и добровольных. Звучат там слова в некоторых разделах, но никто не сказал, что обязательные услуги – это те, которые обязаны оплачивать на основании решения общего собрания, а добровольные какие-то – пожалуйста, но за свой счет. Это развязало бы многие конфликтные ситуации в этих домах”, – отметила Галина Хованская.

Изображение - Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.garant.ru%2Ffiles%2F5%2F1%2F516615%2Ffoto_g_p__hovanskoy120

Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

Лицензируют [согласно законопроекту – Ред.] только в пределах одного субъекта федерации, что нарушает законодательство. Лицензия – это функция федерального уровня и лицензия должна работать на всей территории Российской Федерации. Мы даже вступим в противоречие с теми обязательствами, которые мы взяли при вступлении в ВТО, потому что это ограничение предпринимательской деятельности.

Лицензирование ТСЖ и ЖСК, которые объединяют два дома, объединенные общим земельным участком, общей инфраструктурой, это вообще нонсенс. Если данное положение пройдет первое чтение, его нужно убирать просто немедленно. Это нарушает наши конституционные права как собственников. У нас договорные отношения даже с управляющей организацией, у которой лицензия есть. Нам что еще лицензию брать? Люди, которые вот это предлагают, не понимают, что это гражданско-правовые отношения. Совершенно другая история”.

Напомним, что законопроект № 448902-6 “О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, предусматривающий введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, был внесен в Госдуму 11 февраля 2014 года. Планируется, что в случае его принятия, до 1 мая 2015 года все лица, осуществляющие такую деятельность, должны получить лицензию и квалификационный аттестат.

25 января на вебинаре «485-ФЗ, или Изменения в сфере управления МКД» Елена Шерешовец рассказала, какие изменения в законодательство сферы управления МКД внесли Федеральные законы, принятые в последние дни 2017 года.

Делимся основными мыслями: что может послужить поводом для проверки ГЖИ, что изменилось в лицензировании управляющих организаций, как хранить и передавать документы ОСС по новым правилам и зачем УО вести реестр собственников.

Федеральный закон от 28.12.2017 № 437-ФЗ внёс поправки в ч. 2.2 ст. 155 ЖК РФ, отменил норму о том, что при неразмещении платёжного документа в ГИС ЖКХ собственник может не оплачивать квитанцию.

Управляющие организации боялись штрафов за ГИС ЖКХ с 1 января 2018 года. Особенно штрафа за нарушение лицензионных требований по ч. 2 ст. 14.3 КоАП РФ. Хорошая новость – законодатели передумали, и неразмещение сведений или неразмещение достоверной информации в системе теперь не влечёт штрафа за нарушение лицензионных требований.

Несмотря на отмену штрафов, размещение информации в ГИС ЖКХ – лицензионное требование для управляющих организаций с 1 января 2018 года (Федеральный закон от 28.12.2016 №469-ФЗ). Исключение составляют города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Для них заполнение ГИС ЖКХ станет лицензионным требованием с 1 июля 2019 года.

Штрафы по ст. 13.19.2 КоАП РФ уменьшились. Теперь за за неразмещение или неправильное размещение информации в ГИС ЖКХ управляющая организация может получить штраф от 5 000 до 10 000 рублей.

Если администратор ОСС в срок не разместит в системе сведения о собрании, на него будет наложен штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей.

Неполадки в работе ГИС ЖКХ не останутся безнаказанными. Теперь предусмотрена административная ответственность и для оператора системы. Если он своевременно не предпримет мер для восстановления работоспособности ГИС ЖКХ, его могут оштрафовать на сумму от 150 000 до 200 000 рублей.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ внёс изменения в ст. ст. 20, 196 ЖК РФ – у ГЖИ появились новые поводы для проверок. Орган ГЖН может проверить управляющую организацию, если:

  • выявлены нарушения требований правил содержания общего имущества МКД (ПП РФ № 491);
  • выявлены нарушения правил предоставления, приостановления и ограничения предоставления КУ (ПП РФ № 354);
  • есть приказ или распоряжение главного жилищного инспектора РФ.

Елена Шерешовец отметила, что особых изменений на самом деле не произошло, так как государственный жилищный инспектор, приходя в управляющую организацию, всегда проверял выполнение требований ПП РФ № 491 и ПП РФ № 354. ГЖИ штрафовала за нарушения этих правил, указанных в этих постановлениях и раньше. Просто теперь такие проверки законодательно утвердили.

Новое лицензионное требование и срок действия лицензии

Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ удивил всех. 11 января 2018 года появилось новое лицензионное требование для управляющих организаций – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения наименований УК.

Проблема с УК-клонами получила решение, теперь названия управляющих компаний должны быть оригинальными. Все тождественные названия нужно сменить в течение 6 месяцев с момента вступления № 485-ФЗ в силу, то есть с 11 января 2018 года.

С 11 июля 2018 года ГЖИ начнут проверки выполнения этого лицензионного требования и если найдут нарушения, провинившиеся управляющие компании могут потерять лицензии.

Читайте так же:  Как правильно снять квартиру посуточно или длительно, чтобы не обманули

Ещё одно изменение в области лицензирования управляющих организаций – у лицензий появился срок действия. Теперь они предоставляются на 5 лет, по истечении срока лицензии нужно будет продлевать. Действие начинает исчисляться с момента вступления в силу Федерального закона от 31.12.2017 № 485-ФЗ, то есть с 11 января 2018 года. К 11 января 2023 года действие лицензий управляющих организаций закончится.

Появилось новое требование перечню домов лицезиата. Если в течение 6 месяцев в реестре лицензий субъекта РФ отсутствуют сведения о домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, такая лицензия аннулируется.

Также изменился срок, в который управляющая организация должна приступить к выполнению своих обязательств перед собственниками помещений в МКД. Теперь это дата внесения изменения в реестр лицензий в связи с заключением договора управления (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).

В течение пяти рабочих дней с момента заключения договора управления УО обязана разместить в ГИС ЖКХ информацию и направить сведения в орган ГЖН. ГЖИ, в свою очередь, в десятидневный срок обязана внести изменения в перечень домов лицензиата. Этот срок может быть продлён до 30 дней в случае, если:

  • предоставлен не полный пакет документов;
  • две и более УО претендуют на один МКД.
  • другие поводы, указанные в приказе Минстроя от 25.12.2015 № 938/пр.

Немного расскажем и об исключении МКД из перечня домов лицензиата. Если управляющая организация прекратила управление домом, согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ, в течение трёх рабочих дней она должна передать новой УО:

  • техническую документацию и иные, связанные с управлением многоквартирным домом документы;
  • ключи от помещений, входящих в состав общего имущества;
  • электронные коды доступа к оборудованию и иные технические средства, необходимые для эксплуатации МКД.

Теперь с момента исключения сведений об МКД из реестра лицензий управляющей организации запрещено осуществлять деятельность по управлению МКД – начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платёжные документы.

Хранение документов ОСС и ведение реестра собственников

Внесены изменения в ст. 46 ЖК РФ. Теперь после проведения общего собрания собственников в управляющей организации должны храниться копии протокола и решений собственников. Оригинал протокола передаётся в ГЖИ.

Инициатор собрания в десятидневный срок передаёт оригинал протокола в УО. Управляющая организация в течение 5 дней направляет его в ГЖИ и размещает электронный образ документа в системе.

Если возникнут судебные споры, оригиналы документов придётся запрашивать в ГЖИ.

Федеральный закон от 31.12.2017 № 485-ФЗ обязал управляющие организации вести реестр собственников помещений в МКД. Согласно ч. 3 ст. 45 ЖК РФ, в нём должны содержаться:

  1. Фамилия, имя, отчество собственника. Если собственник юридическое лицо – полное наименование и государственный регистрационный номер.
  2. Номер помещения в МКД.
  3. Размер доли в праве общей собственности на общее имущество в МКД.

Управляющая организация должна предоставить реестр собственников при обращении собственника или иного лица, инициирующего ОСС, в течение пяти дней. Согласие собственников на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, не требуется (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).

На онлайн-семинаре Елена Шерешовец рассказала и о других нюансах, которые нужно знать управляющим организациям: что будет за воспрепятствование действиям жилищной инспекции, в чём отличие «грубых» и «негрубых» нарушений лицензионных требований, как распределить «экономию» на доме и какие изменения затронули Совет МКД. Чтобы разобраться во всех нововведениях, смотрите видеозапись.

Организовать и провести юридически грамотное общее собрание собственников помещений в МКД, подготовить к нему реестр собственников вы можете с помощью сервиса «ОСС на 100%».

Поделитесь с коллегами и друзьями

Делимся основными мыслями: что может послужить поводом для проверки ГЖИ, что изменилось в лицензировании управляющих организаций, как хранить и передавать документы ОСС по новым правилам и зачем УО вести реестр собственников.

Процедура прохождения лицензирования управляющими компаниями в сфере ЖКХ в 2019 году

Начиная с мая 2015 года жизнь организаций, занимающихся управлением в сфере ЖКХ, значительно усложнилась. Ужесточились и требования, предъявляемые к УК.

Теперь деятельность подобных организаций подлежит обязательному лицензированию. Без действующей лицензии на обслуживание и управление многоквартирными домами работать они не имеют право.

Изображение - Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году proxy?url=http%3A%2F%2Fterrafaq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Flicenzirovanie-upravlyaushih-kompaniy-02

В сентябре 2014 года начал свое действие Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №255-ФЗ, который внес некоторые дополнения в положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности он направлен на ужесточение требований к компаниям, осуществляющим управление и обслуживание многоквартирных домов.

Принятый закон внес изменения не только в жилищное законодательство, но и в некоторые другие правовые акты.

Так, с 1 января 2015 года управляющие организации несут административную ответственность за какие-либо нарушения правил ведения предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. С 1 мая 2015 года они могут функционировать только при условии получения лицензии.

К 2019 году никаких нововведений в федеральном законодательстве о деятельности УК не произошло. Со 2 июня 2016 года участниками УК не могут являться субъекты РФ и муниципальные образования.

В соответствии с законом о лицензировании управляющих компаний, последние должны соответствовать определенным требованиям:

  1. Изображение - Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году proxy?url=http%3A%2F%2Fterrafaq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Flicenzirovanie-upravlyaushih-kompaniy-01Управляющая организация должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.
  2. Она должна обладать необходимой материально-технической базой (необходимые для ведения деятельности нежилые помещения, оборудование).
  3. Наличие необходимых для полноценной работы сотрудников (сантехников, монтажников и прочих).
  4. Отсутствие неисполненных предписаний от Государственного Жилищного надзора и нарушений в течение года, предшествующего лицензированию.
  5. Организация не должна быть банкротом или находиться в процессе ликвидации.
  6. Отсутствие препятствий к раскрытию информации о деятельности компании.
Читайте так же:  Решение суда и судебная практика расторжения брачных уз (образец)

Предъявляются и особые требования к руководителю УК:

  • он должен иметь квалификационный аттестат;
  • работа в должности должна быть постоянным местом работы;
  • отсутствие судимости на момент подачи заявления о лицензировании.

Выдача лицензий на возможность управления и обслуживания многоквартирным домом осуществляется при взаимодействии двух структур:

  1. Государственного жилищного надзора субъекта РФ.
  2. Лицензионной комиссией региона по управлению многоквартирными домами.

Если заключение положительное, то комиссией издается решение о выдаче управляющей организации лицензии. На его основании Жилищным надзором оформляется лицензия, которая затем выдается УК.

Вместе с заявлением о получении лицензии для управляющей компании в сфере ЖКХ в территориальный орган Госжилнадзора необходимо подать следующую документацию:

  1. Изображение - Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году proxy?url=http%3A%2F%2Fterrafaq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Flicenzirovanie-upravlyaushih-kompaniy-03Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или ИП.
  2. Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах (ИНН).
  3. Устав организации.
  4. Оригинал выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) (допускается предоставление заверенной копии).
  5. Решение учредителей о создании организации.
  6. Приказ о назначении руководителя.
  7. Свидетельство о собственности нежилого помещения.
  8. Копии дипломов и трудовых книжек сотрудников УК.
  9. Техническая документация на электроинструмент, технические средства, оборудование и документы, свидетельствующие право собственности на них.
  10. Удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации руководителем компании.

Если помещение, где располагается УК, не является ее собственностью, то наряду со свидетельством настоящего собственника нужно предоставить заключенный договор аренды.

Прежде чем переходить непосредственно к получению лицензии, руководителю управляющей организации необходимо сдать квалификационный экзамен.

Если этот этап будет пройден успешно, то руководящее лицо получает квалификационный аттестат. Наличие этого документа у лица, возглавляющего УК, является основным условием для успешного прохождения процедуры лицензирования.

Изображение - Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году proxy?url=http%3A%2F%2Fterrafaq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Flicenzirovanie-upravlyaushih-kompaniy-07

Экзамен предполагает проверку знаний и требований законодательства РФ, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности, связанной с управлением многоквартирными домами.

Для допуска к сдаче экзамена в территориальное отделение Жилищной инспекции или непосредственно в адрес лицензионной комиссии нужно подать соответствующее заявление.

Оно подается лично руководителем или через представителя при наличии доверенности. В любом случае при себе нужно иметь удостоверение личности (паспорт).

Сам экзамен имеет форму компьютерного тестирования. Всего для проведения экзамена подготовлено 200 вопросов. Для тестирования из них программой выбирается 100 случайных.

Проходной балл равен 86%. На проведение тестирования отводится 2 часа.

При условии успешного прохождения экзамена руководитель получает квалификационный аттестат, действующий в течение 5 лет.

Пройти лицензирование все действующие управляющие компании должны были еще до начала мая 2015 года. Вновь созданным компаниям также требуется пройти эту процедуру.

Изображение - Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году proxy?url=http%3A%2F%2Fterrafaq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Flicenzirovanie-upravlyaushih-kompaniy-04

С момента подачи в территориальный орган Жилищной инспекции заявления о лицензировании до получения лицензии должно пройти не более 30 дней.

Именно такой срок отводится Жилинспекции и лицензионной комиссии для оценки предоставленных документов и принятия решения по лицензиату.

Лицензирование каждая управляющая компания проходит один раз в течение всей деятельности. Полученная лицензия действует бессрочно.

Причины отказа в выдаче лицензии и как быть в данном случае?

Причины вероятного отказа в лицензировании управляющей компании указаны в Жилищном кодексе РФ. В законодательном акте говорится, что это может произойти, если:

  1. У лица, занимающего руководящую должность в управляющей организации, имеется неснятая (непогашенная) судимость за особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести и экономические преступления.
  2. Если руководитель не прошел квалификационный экзамен и не получил аттестат.
  3. Директор компании включен в реестр дисквалифицированных лиц.

Не смогут получить лицензию компании, имеющие заграничную регистрацию, а также те организации, которые находятся в процессе ликвидации или банкротства.

Изображение - Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году proxy?url=http%3A%2F%2Fterrafaq.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2Flicenzirovanie-upravlyaushih-kompaniy-05

Как показывает практика, чаще всего в выдаче лицензии отказывают организациям, не соблюдающим положения Жилищного кодекса РФ (часть 10 статья 161) в области раскрытия информации.

Компании неохотно выполняют это требование несмотря на то, что оно является непременным условием лицензирования.

В качестве заключения стоит сказать, что ведение деятельности управляющей компанией без получения лицензии является незаконным и ведет к привлечению к административной ответственности.

При этом штраф накладывается как на юридическое лицо, так и на руководителя организации. Госжилнадзором осуществляется непрерывный контроль деятельности организаций по управлению в сфере ЖКХ.

Доступное ЖКХ — как происходит процесс лицензирования УК в России

В видео-сюжете показано, как на практике проходит процедура лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ.

Разъясняется, чем регламентирована данная процедура, в какой форме проходит процесс получения лицензии на работу УК, какие документы для того потребуются, какие действия поэтапно нужно пройти для получения разрешительных документов.

Изображение - Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в 2019-2020 году 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 20

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here