Описание страницы: казенному учреждению не суждено амортизировать бюджетные машины от профессионалов для людей.
Содержание
Казенному учреждению не суждено амортизировать бюджетные машины
ИФНС доначислила 1,2 млн рублей в виде налога на прибыль плюс штраф и пени госпредприятию, занимающемуся ремонтом и строительством дорог.
Дело в том, что оно начисляло амортизацию на транспортные средства, которые были куплены на средства областного бюджета и получены в хозяйственное ведение.
Между тем в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не может амортизироваться имущество, за которое были заплачены бюджетные средства, относящиеся к категории целевого финансирования.
Предприятие обратилось в суд.
Требуя отменить решение ИФНС, оно сослалось на п. 1 той же ст. 256 НК РФ, в которой написано ровно обратное: амортизируемое имущество, которое унитарное предприятие получило от своего собственника, в том числе в хозяйственное ведение, как раз подлежит амортизации. По мнению предприятия, данная норма в полной мере применима к данной ситуации.
Однако судьи пришли к выводу, что права ИФНС.
Исходя из совокупности приведенных норм, в рассматриваемом случае применяется именно пп. 3 п. 2 указанной статьи, поскольку автотранспорт приобретен за счет средств областного бюджета. Следовательно, амортизация по нему не начисляется.
Предприятие попросило хотя бы снизить размер штрафа, но суд отказал и в этом, поскольку никаких смягчающих факторов в деле не усмотрел.
Документ включен в СПС «Консультант Плюс»
По поводу работы тендерного отдела: довольно большой объем информации, благодаря продуманной структуре, воспринимается быстро и легко. Чёткий, системный подход, позволяет без труда вникнуть в суть проблемы. Предложенные шаги решения проблем сотрудники раскрывают в доступной форме.
ГБОУ детский сад № 1040 выражает благодарность компании «Интеркомп» за успешные необходимые консультационные услуги в сфере закупок и по работе в системе ЕАИСТ.
По результатам работы с Вашей организацией хотим отметить оперативность, высокую квалификацию, профессионализм и ответственность специалистов по разработке показателей эффективности для различных должностей нашего учреждения, а также разработке “Положения по установлению вып.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Администрация прогимназии выражает благодарность Интеркомп ЦБУ за профессионализм, отличную и добросовестную работу, понимание, своевременное предоставление документации, доброжелательное отношение к администрации и сотрудникам прогимназии.
В короткие сроки осуществлен перенос бухгалтерских программ (бухгалтерия и зарплата) из программы Парус в программу 1С 8.2. Компанией успешно сдана регламентированная отчетность музея в соответствии с НК РФ, с инструкцией 33 Приказ Минфина России и статистическ.
Выражаем искреннюю благодарность и признательность сотрудникам компании Интеркомп ЦБУ за их высокий уровень профессионализма, компетентность и оперативность в решении возникающих вопросов.
ГБОУ ЦДОД «Лаборатория путешествий» выражает благодарность ООО «Интеркомп ЦБУ» за слаженную работу, за ответственное выполнение своих обязанностей, за своевременное начисление и выплату заработной платы, сдачу бухгалтерской отчетности. С вами очень приятно сотрудничать.
Амортизация основных средств характеризует степень изношенности основных средств, нематериальных активов учреждения, а также основных фондов в составе имущества.
Начисление амортизации в бюджетном учете на объекты основных средств имеет особенности, которые прописаны в п.92 Инструкции N157н.
1) на объекты недвижимого имущества при принятии их к учету по факту государственной регистрации прав на них, предусмотренной законодательством РФ:
- стоимостью до 40 000 рублей включительно – в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
- стоимостью свыше 40 000 рублей – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации (линейным способом);
2) на объекты движимого имущества:
- на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40 000 рублей включительно – в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
- на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 рублей – в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации (линейным способом);
- на объекты основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
- на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 рублей включительно – в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.
Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств в бюджетном учете производится линейным способом, исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нормы амортизации, определенной на основе срока полезного использования объекта основных средств.
Сроком полезного использования основного средства признается период, в течение которого предусматривается использование основного средства в процессе деятельности учреждения в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях). Порядок определения срока полезного использования основного средства представлен в п. 44 Инструкции № 157н.
В течение отчетного года амортизация на основные средства начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
Начисление амортизации на объекты основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бюджетному учету, и производится до полного погашения его стоимости либо списания этого объекта с бюджетного учета.
Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости объектов основных средств.
Начисление амортизации на объекты основных средств прекращается после того как общая сумма начислений достигает размера, соответствующего полной (100%) первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемого объекта или при списании объекта основных средств.
Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для
дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для их списания.
Для учета амортизации объектов основных средств в бюджетном учете применяются счета аналитического учёта в соответствии с объектом учета и содержанием хозяйственной операции.
В бюджетном учете аналитический учет сумм начисленной амортизации объектов основных средств ведётся в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф.0504035).
Общая сумма начисленной амортизации в бюджетном учете, начисленная за месяц по основным средствам , отражается в журнале операций № 7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф.0504071 согласно Инструкции № 157н п.п.90,91)
Ежемесячно суммы начисленной амортизации учреждение отражает по дебету «затратных» счетов бухгалтерского учета. Для этого используется:
- если амортизация начисляется по объектам основных средств, занятым в капитальном строительстве объектов недвижимости или создании других нефинансовых активов учреждения — счет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (по соответствующим аналитическим счетам);
- если амортизация основного средства участвует в формировании себестоимости готовой продукции, работ, услуг или учитывается в издержках обращения — счет 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (по соответствующим аналитическим счетам);
- если амортизация основного средства не участвует в формировании себестоимости готовой продукции, работ, услуг и не учитывается в издержках обращения — счет 0 401 00 000 «Расходы текущего финансового года» (аналитический счет 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»).
Корреспондирующим счетом являются соответствующие аналитические счета 0 104 00 000 «Амортизация».
Начисление амортизации основных средств в бюджетном учете по объектам основных средств отражается следующими записями:
Бюджетный учет основных средств в 2018-2019 годах (нюансы)
Основные средства в бюджетном учете — 2018-2019: вводная информация и изменения
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2018-2019 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н или от 23.12.2010 № 183н (в зависимости от вида организации) и другие нормативные акты.
О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.
В данной статье мы будем ссылаться на приказы № 157н и 162н как на основу бюджетного учета. Однако этот материал может быть полезен и прочим бюджетным структурам, поскольку раскрывает общие принципы бухгалтерского учета ОС с 2016 года, а особенно логику составления проводок.
Одним из основных критериев признания ОС является срок службы имущества, а именно интервал, превышающий 12 месяцев. Помимо этого, объект должен использоваться для осуществления деятельности учреждения постоянно или многократно. Также особенностью является то, что ОС не находятся в собственности учреждения, а оперативно управляются.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.
Срок эксплуатации можно определить согласно классификатору ОС, утвержденному постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, по максимальной границе для групп 1–9. А для ОС со сроком эксплуатации более 30 лет применяются нормы из постановления Совета министров СССР от 22.10.1990 № 1072. СПИ может пересматриваться при модернизации.
Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка, за исключением предметов, стоящих менее 3 000 руб., и библиотечных объектов.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов бюджетного учета и в п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Как списать основные средства бюджетного учреждения
Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет никакого смысла. Следовательно, такие объекты необходимо списать. Однако не все нефинансовые активы бюджетного учреждения можно снять с бухучета по стандартному порядку списания основных средств. При этом на некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.
Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. Согласно п. 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:
Любые здания, сооружения, помещения и прочее
Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимо
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий
Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности
БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ
Исключения, в которых требуется согласие учредителя:
- передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
- крупные сделки, согласно п. 13, ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ
Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:
- полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
- физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря;
- моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна.
В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.
При списании основных средств документальное оформление выглядит так:
- Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
- На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
- Оформляется акт о списании ОС с бухгалтерского учета. Форма акта по ОКУД 0504104 для ОС, кроме транспорта, и 0504105 — для снятия с учета транспорта. В организации могут быть разработаны и утверждены собственные бланки актов.
При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, который подтверждает материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.
Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.
Рассмотрим учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2017 и 2018 году для начинающих.
Признаки отнесения объекта к основным средствам в бюджетных учреждениях:
- его использование в процессе деятельности организации для управленческих нужд, в ходе выполнения работ либо оказания услуг;
- срок полезного использования такого объекта – свыше 12 месяцев.
Минимальный размер стоимости для объектов основных средств бюджетных организаций не установлен.
Групповой учет основных средств в бюджетном учреждении можно производить для объектов стоимости до 40000 рублей.
К основным средствам бюджетных учреждений также относят:
- законченные капвложения арендатора в арендованные им объекты;
- капвложения в многолетние насаждения.
Отражение на счетах приобретения и поступления объектов основных средств
Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.
Бюджетные учреждения могут, помимо бюджетного финансирования, получать доходы и из внебюджетных источников, в том числе от предпринимательства, при этом предусмотрено возмещение НДС.
Пример. Бюджетное учреждение оплатило и приобрело за счет бюджетного финансирования оборудование стоимостью 236000 руб. (из них 36000 руб. НДС) Расходы на доставку осуществленные транспортной организацией составили 11800 руб. (НДС – 1800 руб.). Оборудование введено в эксплуатацию.
Типовые проводки по отражению амортизации основных средств в бюджете
Амортизация в бюджетных учреждениях учитывается на счете 010400000. В зависимости от стоимости объектов она начисляется следующим образом:
- объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию;
- на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества;
- на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.
В третьем случае суммы амортизационных отчислений ОС рассчитываются линейным методом исходя из величины балансовой стоимости объекта, а также нормативного срока его полезного использования.
Начисление амортизации (10%, или 2478 руб.) на поступившее в приведенном примере оборудование будет отображаться проводкой:
Списание основных средств в бюджетных организациях
Основные средства списываются с баланса бюджетного предприятия по причине:
- прихода в негодность из-за физического либо морального износа, стихийных бедствий, аварий и пр.;
- передачи ОС другим организациям;
- хищений и недостач;
- реализации на сторону.
Пример 2. Списывается оборудование первоначальной стоимостью 80000 руб. при сумме начисленной амортизации в 75000 руб. Оприходованы запчасти на сумму 3000 руб.
Учет передачи НФА между бюджетными, казенными и автономными учреждениями
Учет передачи НФА между бюджетными, казенными и автономными учреждениями
Порядок отражения в учете и в отчетности передачи нефинансовых активов (НФА) изменился в связи с нововведениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Поскольку бюджетные и автономные учреждения более не являются участниками бюджетного процесса, такие факты хозяйственной жизни учреждений, как:
- безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями от казенных учреждений и учредителя (главного распорядителя бюджетных средств);
- безвозмездное получение материальных ценностей казенными учреждениями от бюджетных и автономных учреждений;
- расчеты между учредителем (главным распорядителем бюджетных средств) и бюджетным (автономным) учреждением по централизованному снабжению материальными ценностями;0
- безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями в рамках движения объектов между учреждениями
должны оформляться бухгалтерскими записями в корреспонденции со счетами 040110180 (поступление) и 040120241 (выбытие). При этом в Справках (ф. 0503125) и Справках (ф.0503725) данные операции не подлежат отражению, так как консолидация бюджетной отчетности получателей бюджетных средств и бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений в настоящее время не предусмотрена.
Согласно пункту 276 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 30404 «Внутриведомственные расчеты» предназначен только «для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета, а также для расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними».
Бюджетными и автономными учреждениями счет 030404000 «Внутриведомственные расчеты» применяется только для отражения расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями (филиалами) (п. 141 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, п. 169 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 183н).
Таким образом, с 1 января 2011 года (с даты вступления в действие Единого плана счетов бухгалтерского учета) счет 030404000 не применяется для отражения расчетов по передачам финансовых и нефинансовых активов между учреждениями разных типов, а также между учреждениями – получателями субсидий, бюджетными и автономными.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в новой редакции:
– «принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при безвозмездном получении отражается на основании первичных учетных документов: Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) (не оформляется на объекты библиотечного фонда), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением в установленных законодательством Российской Федерации случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке:
при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе при реорганизации – по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (410111310-410113310, 410115310, 410118310, 410121310-410128310, 410131310-410138310) и кредиту счета 440110180 „Прочие доходы”;
в иных случаях от резидентов Российской Федерации и физических лиц нерезидентов Российской Федерации – по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 210100000 „Основные средства” (210111310-210113310, 210115310, 210118310, 210121310-210128310, 210131310-210138310) и кредиту счета 240110180 „Прочие доходы”» (п. 9);
– «передача в соответствии с законодательством Российской Федерации объекта основных средств безвозмездно отражается на основании: Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством Российской Федерации:
при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) – по дебету счета 040120241 „Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям” и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 „Основные средства” (010111410-010113410, 010115410, 010118410, 010121410-010128410, 010131410-010138410, 010141410-010148410) – по балансовой стоимости объекта учета» (п. 12);
– «. по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010411410-010413410, 010415410, 010418410, 010421410-010428410, 010429420, 010431410-010438410, 010439420) и кредиту счета 040101241 „Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям. “» (п. 28).
Аналогичные положения содержатся в Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, а также в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 183н.
Таким образом, любая передача финансовых и нефинансовых активов между учреждениями разных типов, а также между учреждениями – получателями субсидий, бюджетными и автономными, отражается с применением счетов 0 401 20 241 (при выбытии) и 0 401 10 180 (при поступлении).
При этом независимо от того, что амортизация по нефинансовому активу начислена полностью, передается балансовая стоимость объекта и сумма накопленной по нему амортизации.
Отражение движения НФА между учреждениями в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции по движению нефинансовых активов между государственными (муниципальными) учреждениями оформляются следующими документами:
– Безвозмездное поступление ОС и НМА, операции: Безвозмездное получение ОС (прочее) (106.х1 – 401.10.180), Безвозмездное получение ОС (прочее) (101.хх – 401.10.180), Безвозмездное получение НМА (прочее) (106.х2 – 401.10.180), Безвозмездное получение НМА (прочее) (102 – 401.10.180);
– Списание инвентарного объекта (безвозмездная передача), операции: ОС: безвозмездная передача организациям (401.20.240 – 101.ХХ), НМА: безвозмездная передача организациям (401.20.240 – 102.01);
– Списание хоз.инвентаря, операция Безвозмездная передача организациям (401.20.240);
– Списание библиотечного фонда, операция Передано безвозмездно организациям (401.20.240);
– Передача капитальных вложений (Списание ОС со склада заказчика), операции: Выбытие ОС по безвозмездной передаче (401.20 – 106.х1), Выбытие НМА по безвозмездной передаче (401.20 – 106.х2);
– Поступление материалов прочее, операция Безвозмездное получение (прочее) (10Х – 401.10.180);
– Передача материалов на сторону, операции: Безвозмездная передача организациям (401.20.240 – 105.00), Безвозмездная передача организациям вложений (401.20.240 – 106.хП).
При проведении документов будут сформированы бухгалтерские записи:
Дебет 0.101.00.300 Кредит 0.401.10.180 Дебет 0.401.10.180 Кредит 0.104.00.400
Дебет 0.401.20.241 Кредит 0.101.00.400 Дебет 0.104.00.400 Кредит 0.401.20.241
Отражение передачи имущества в Справках ф. 0503725, ф. 0503125
Нормативными документами не предусмотрено составление единой консолидированной отчетности учреждений всех типов – казенных, бюджетных и автономных. Отдельно консолидируется бюджетная отчетность участников бюджетного процесса, отдельно бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений.
Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) формируется только головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н).
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), далее – Справка (ф. 0503125), формируется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, финансовым органом, консолидированных форм бюджетной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления и представления. отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).
Соответственно, указанные Справки по консолидируемым расчетам не составляются по передачам финансовых активов и НФА между учреждениями разных типов, а также между учреждениями – получателями субсидий, бюджетными и автономными.
Дата размещения статьи: 04.11.2015
Государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет казну соответствующего публично-правового образования. Такое имущество в целях сохранности и эффективного использования числится на балансе органов государственной власти (местного самоуправления), на которые возложены функции управления и распоряжения им. Какие объекты имущества учитываются в составе казны? Какие документы служат основанием для включения (исключения) имущества в состав казны? Как отражаются в бюджетном учете операции, связанные с поступлением, выбытием, внутренним перемещением объектов казны?
Источники формирования и состав казны
Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.
К сведению. В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника имущества казны от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, предусмотренной актами, определяющими статус таких органов. При этом в случаях и в порядке, установленных законодательством (федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Источниками формирования казны может быть имущество:
– созданное или приобретенное за счет средств соответствующего бюджета;
– переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами;
– переданное в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на федеральную, субъекта РФ и муниципальную;
– собственник которого неизвестен (бесхозяйное имущество);
– конфискованное, арестованное, залоговое;
– исключенное на законном основании из хозяйственного ведения и оперативного управления предприятий и учреждений;
– оставшееся после ликвидации предприятий и учреждений;
– поступившее по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Как правило, в составе казны учитываются следующие объекты:
– недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, помещения, в том числе объекты незавершенного строительства, оборудование, транспортные средства и др.);
– драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и иные ценности, а также самородки драгоценных металлов и драгоценных камней, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия);
– нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности, в том числе все виды программ для ЭВМ, баз данных, изобретений и т.д.);
– непроизведенные активы (земля, недра, естественные биологические ресурсы, водные ресурсы и др.);
Документальное оформление операций по движению объектов казны
Документом, подтверждающим право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования на имущество казны, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. Он представляет собой информационную систему, содержащую перечень объектов казны и сведения, характеризующие эти объекты.
Реестр объектов казны содержит следующую информацию об имуществе:
– реестровый номер объекта;
– кадастровый номер объекта (при его наличии);
– основания для включения в реестр;
– местонахождение объекта (кадастровый номер при наличии);
– площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства объекта;
– балансовую стоимость объекта;
– об износе (амортизации);
– принятые решения по передаче имущества в пользование, исключению из состава казны, возврату в казну;
– другие сведения, соответствующие требованиям действующего законодательства.
Основанием для включения, исключения объектов из данного реестра, внесения изменений и дополнений в сведения об объектах имущества казны являются следующие документы:
– правовые акты (постановления, распоряжения, решения) органов государственной власти, местного самоуправления;
– свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект;
– договоры купли-продажи, мены, дарения и др.;
– товарные накладные, акты выполненных работ;
– акты о приеме-передаче имущества, извещения;
– акты об оценке стоимости имущества;
– решения судов, вступившие в законную силу;
– иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами собственника имущества.
Бюджетный учет имущества казны
Порядок ведения учета имущества казны. Объекты имущества государственной казны РФ, субъектов РФ, муниципальной казны муниципальных образований в силу положений ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” являются объектами бухгалтерского учета. Их учет организуется в целях:
– обеспечения своевременного, оперативного отражения изменений в составе и характеристиках имущества, составляющего казну;
– проведения анализа использования имущества;
– контроля за сохранностью и использованием имущества по его целевому назначению.
Порядок бюджетного учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну, изданным с учетом требований Инструкций N N 157н , 162н и законодательства РФ (далее – правовой акт по бюджетному учету казны).
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
По общему правилу нефинансовые активы, входящие в состав казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 108 00 000 “Нефинансовые активы имущества казны” (п. 141 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н):
– 0 108 51 000 “Недвижимое имущество, составляющее казну”;
– 0 108 52 000 “Движимое имущество, составляющее казну”;
– 0 108 53 000 “Драгоценные металлы и драгоценные камни”;
– 0 108 54 000 “Нематериальные активы, составляющие казну”;
– 0 108 55 000 “Непроизведенные активы, составляющие казну”;
– 0 108 56 000 “Материальные запасы, составляющие казну”.
Такие объекты имущества отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества (п. 143 Инструкции N 157н).
В свою очередь, правовым актом по бюджетному учету казны может быть предусмотрено ведение инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны по аналогии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 157н, а также в соответствии с порядком ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества (п. 145 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 20.03.2015 N 02-07-10/15686).
Обратите внимание! Данные регистров бухгалтерского учета об объектах, составляющих государственную (муниципальную) казну, на отчетную месячную дату должны быть сопоставимы с данными реестра государственного (муниципального) имущества (п. 145 Инструкции N 157н).
Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну, проводится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией. Переоценка активов в драгоценных металлах и драгоценных камнях, ювелирных и иных ценностях осуществляется в порядке, предусмотренном Минфином России (п. 28 Инструкции N 157н).
Амортизация имущества казны. По объектам нефинансовых активов, включенным в состав государственной (муниципальной) казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем (п. 94 Инструкции N 157н).
Суммы амортизации, начисленной на объекты имущества казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 104 50 000 “Амортизация имущества, составляющего казну” (п. 89 Инструкции N 157н, п. 18 Инструкции N 162н):
– 0 104 51 000 “Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны”;
– 0 104 58 000 “Амортизация движимого имущества в составе имущества казны”;
– 0 104 59 000 “Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны”.
К сведению. Операции по амортизации имущества, составляющего казну, отражаются в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 97 Инструкции N 157н).
На объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется, аналитический учет по соответствующим счетам счета 0 104 50 000 не осуществляется, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.
Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны производит учреждение (правообладатель), получившее объект в оперативное управление, если иное не определено правовым актом по бюджетному учету казны. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, отраженной в реестре государственной (муниципальной) казны, и с учетом срока нахождения в составе имущества казны в порядке, предусмотренном п. п. 84 – 93 Инструкции N 157н. То есть к такому имуществу с момента выбытия его из состава имущества казны применяются общие правила начисления амортизации.
Поступление имущества в состав казны. Объекты нефинансовых активов принимаются в состав казны по их первоначальной (фактической) стоимости с одновременным принятием к учету в случае наличия суммы начисленной на объект амортизации (п. п. 23, 29 Инструкции N 157н).
Объекты имущества, стоимость которых при поступлении в состав казны, неизвестна или равняется нулю, подлежат обязательной оценке, которая осуществляется по общим правилам оценки нефинансовых активов.
К сведению. Учет операций по поступлению имущества, составляющего государственную казну, ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов или журнале по прочим операциям (п. 146 Инструкции N 157н).
Согласно п. п. 20, 38 Инструкции N 162н операции по безвозмездному получению имущества в состав казны следует отражать в учете следующими бухгалтерскими записями:
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.