Как обезвредить недоимку, мешающую участию в закупке

Описание страницы: как обезвредить недоимку, мешающую участию в закупке от профессионалов для людей.

Налоговую недоимку, мешающую участию в тендере, можно “обезвредить” (Сурков А.А.)

Дата размещения статьи: 16.08.2017

Зачастую компании, намеревающиеся принять участие в закупке, сталкиваются с довольно жесткими требованиями заказчика. В частности, он может потребовать справку об отсутствии недоимки по налогам и сборам на сумму более чем 1 000 руб. Оговариваются и сроки выдачи такой справки (к примеру, она должна быть выдана не ранее дня опубликования извещения о проводимой закупке). Между тем в Решении ФАС России от 14.03.2017 N 223ФЗ-186/17 указано, что подобные требования заказчика незаконны. Полагаем, доводы, которые антимонопольная служба привела в таком Решении, и сделанные выводы будут интересны участникам закупок.

Требования к условиям закупки

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами определены положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее – Закон о закупках). В частности, ч. 1 ст. 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом ч. 3 ст. 2 названного Закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
——————————–
“О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

Установление необоснованных ограничений в требованиях к закупке является незаконным

Проанализировав обозначенные требования, установленные заказчиком, специалисты ФАС пришли к следующим выводам:
1) требование о представлении в составе заявки справки, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и документации в ЕИС, накладывает на участника аукциона дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговый орган в срок не ранее дня размещения в ЕИС названных документов, а также ограничивает возможность участников аукциона своевременно получить указанную справку, что влечет риск невозможности подать заявку;
2) требование об ограничении задолженности в размере 1 000 руб. не может быть признано равноправным – оно не может быть применено в равной степени к разным участникам, так как указанная величина налоговой задолженности может быть значимой или, напротив, ничтожной по отношению к годовому денежному обороту соответствующего участника.
В итоге специалисты ФАС признали, что действия заказчика, установившего вышеупомянутые требования, ограничивают количество участников закупки. Тем самым они противоречат п. 2 ч. 1 ст. 3 и нарушают ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Закон о закупках предоставляет заказчикам определенную свободу при осуществлении закупок. В частности, заказчик вправе самостоятельно определить правила закупок, закрепив их в соответствующем локальном правовом акте – положении о закупке. Между тем такая свобода весьма условна: она ограничена установленными названным Законом принципами, одним из которых является отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. При этом ни сам Закон о закупках, ни какие-либо иные нормативные правовые акты не определяют критерии отнесения ограничений конкуренции к обоснованным или необоснованным. Данные критерии обычно вырабатываются в правоприменительной практике, в том числе по жалобам участников закупок соответствующие решения принимает ФАС. И Решение ФАС России N 223ФЗ-186/17 – одно из них. Поэтому если участник закупки считает, что установленные заказчиком требования ограничивают его права и препятствуют участию в закупочной процедуре, он вправе подать жалобу в антимонопольный орган, а в случае несогласия с вынесенным территориальным ФАС решением обжаловать его в суде.

Налоговую недоимку, мешающую участию в тендере, можно “обезвредить” (А.А. Сурков, журнал “Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения”, N 7, июль 2017 г.)

Налоговую недоимку, мешающую участию в тендере, можно “обезвредить”

“Актуальные вопросы бухгалтерского

учета и налогообложения”

Журнал “Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения”, N 7, июль 2017 г., с. 73-76.

Зачастую компании, намеревающиеся принять участие в закупке, сталкиваются с довольно жесткими требованиями заказчика. В частности, он может потребовать справку об отсутствии недоимки по налогам и сборам на сумму более чем 1 000 руб. Оговариваются и сроки выдачи такой справки (к примеру, она должна быть выдана не ранее дня опубликования извещения о проводимой закупке). Между тем в Решении ФАС России от 14.03.2017 N 223ФЗ-186/17 указано, что подобные требования заказчика незаконны. Полагаем, доводы, которые антимонопольная служба привела в таком решении, и сделанные выводы будут интересны участникам закупок.

Требования к условиям закупки

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами определены положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ*(1) (далее – Закон о закупках). В частности, ч. 1 ст. 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом ч. 3 ст. 2 названного закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Читайте так же:  Ифнс вправе проверять конфискованные оперативниками жесткие диски

Так, информация о проводимой закупке (включая извещение о закупке, документацию о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в эти извещение и документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, иная информация) подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) (ч. 5 ст. 4 Закона о закупках). Исключение – случаи, предусмотренные ч. 15 и 16 названной статьи.

При закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках). Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 данного закона в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупках, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых ими для подтверждения соответствия установленным требованиям.

При этом в ч. 6 ст. 3 Закона о закупках указано на недопустимость предъявления к участникам закупки (к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора) требований, не указанных в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, должны в равной степени применяться ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Словом, требования, касающиеся справки об отсутствии налоговой недоимки, должны соответствовать принципам равноправия и справедливости. При этом не должно быть никаких необоснованных ограничений ни по сумме недоимки, ни по срокам получения упомянутой справки.

Установление в документации по закупке избыточных требований к подтверждению соответствия заявки участников аукциона требованиям этой документации нарушает норму п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках. Кроме того, подобные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Установление необоснованных ограничений в требованиях к закупке является незаконным

По мнению ФАС (см. решение N 223ФЗ-186/17), заказчик не вправе ограничивать сумму недоимки и требовать справку с датой не ранее дня опубликования извещения о закупке.

Основанием для принятия ФАС такого решения послужили следующие обстоятельства. В соответствии с документацией на закупку участник аукциона считался соответствующим установленному требованию об отсутствии налоговой недоимки только при условии наличия у этого участника задолженности по налогам, сборам и пени на дату подачи им заявки на участие в аукционе в размере не более 1 000 руб. (или отсутствия задолженности). Соответствие данному требованию должно быть подтверждено справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной налоговыми органами по утвержденной форме *(2) по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и аукционной документации на сайтах. В случае наличия задолженности участник аукциона должен был представить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и ИП по утвержденной форме *(3), выданную на указанную выше дату.

Проанализировав обозначенные требования, установленные заказчиком, специалисты ФАС пришли к следующим выводам:

1) требование о предоставлении в составе заявки справки, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и документации в ЕИС, накладывает на участника аукциона дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговый орган в срок не ранее дня размещения в ЕИС названных документов, а также ограничивает возможность участников аукциона своевременно получить указанную справку, что влечет риск невозможности подать заявку;

2) требование об ограничении задолженности в размере 1 000 руб. не может быть признано равноправным – оно не может быть применено в равной степени к разным участникам, так как указанная величина налоговой задолженности может быть значимой или, напротив, ничтожной по отношению к годовому денежному обороту соответствующего участника.

В итоге специалисты ФАС признали, что действия заказчика, установившего вышеупомянутые требования, ограничивают количество участников закупки. Тем самым они противоречат п. 2 ч. 1 ст. 3 и нарушают ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Закон о закупках предоставляет заказчикам определенную свободу при осуществлении закупок. В частности, заказчик вправе самостоятельно определить правила закупок, закрепив их в соответствующем локальном правовом акте – положении о закупке. Между тем такая свобода весьма условна: она ограничена установленными названным законом принципами, одним из которых является отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. При этом ни сам Закон о закупках, ни какие-либо иные нормативные правовые акты не определяют критерии отнесения ограничений конкуренции к обоснованным или необоснованным. Данные критерии обычно вырабатываются в правоприменительной практике, в том числе по жалобам участников закупок соответствующие решения принимает ФАС. И решение ФАС России N 223ФЗ-186/17 – одно из них. Поэтому если участник закупки считает, что установленные заказчиком требования ограничивают его права и препятствуют участию в закупочной процедуре, он вправе подать жалобу в антимонопольный орган, а в случае несогласия с вынесенным территориальным ФАС решением обжаловать его в суде.

*(1) “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

*(2) В настоящее время применяется справка, форма которой утв. Приказом ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/[email protected]

*(3) Форма справки, применяемой в настоящее время, утв. Приказом ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/[email protected]

Читайте так же:  Порядок увольнения по призыву в армию

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства “Аюдар Инфо”

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы – это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО “Аюдар Инфо”

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Участие в тендерах при наличии задолженности в ФССП

Ситуация такова. Для участия в аукционах есть обязательное условие:

. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признанииобязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

У меня есть долг.

С УФССП я договорился об ежемесячной погашении долга.

Но на сайте он все равно висит, просто с каждым месяцем сумма уменьшается.

Как быть в данной ситуации

Изображение - Как обезвредить недоимку, мешающую участию в закупке proxy?url=https%3A%2F%2Fm.pravoved.ru%2Fuserfiles%2Favatars%2F7%2Ff%2Fe%2F7fe73bffcbcb843ce9a273d52a1e11f6_65_76

Уважаемый Олег! Обратите внимание на выделенные фрагменты.

Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Уточните, по каким платежам у Вас имеется задолженность и ее размер. Если это обязательные платежи и их размер превышает двадцать пять процентов стоимости Ваших активов, получите у судебных приставов документ, подтверждающий предоставление Вам рассрочки по оплате и прикрепите его при подаче заявки в разделе иные документы.

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Справка об отсутствии задолженности по налогам: как получить + образец

Приветствую Вас, Уважаемый читатель.

При подготовке заявок на тендеры возникает много вопросов и очень часто новичку сложно быстро сориентироваться в некоторых нюансах подготовки заявки. В этой статье мы с Вами подробно разберем все вопросы, связанные с требованием закупочной документации об отсутствии задолженности по налогам.

Может ли поставщик с задолженностью по налогам участвовать в тендерах?

Иными словами, у участника закупки может быть задолженность по налогам, но сумма такой задолженности не должна превышать 25% от балансовой стоимости активов за последний отчетный период. Если задолженность по налогам значительная и превышает указанный порог, то участвовать в тендерах в рамках 44-ФЗ поставщик не сможет.

Как высчитать данную пороговую величину? Для этого потребуется поднять баланс организации за последний завершенный год и найти строку с кодом 1600. От данной суммы в балансе высчитываем 25% и далее определяем больше задолженность по налогам полученной суммы или меньше.

Изображение - Как обезвредить недоимку, мешающую участию в закупке proxy?url=http%3A%2F%2Ftenderoviki.ru%2Fimages%2Fphotos%2Fmedium%2F096ac406515015d24019edd657451738

Как подтверждается отсутствие задолженности участника?

В рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ есть свои особенности по подтверждению такой задолженности.
В тендерах, проводимых в рамках 44-ФЗ документального подтверждения отсутствия такой задолженности по налогам не требуется, участник тендера прикладывает только декларацию соответствия.

В случаях, если тендер коммерческий или проводиться в рамках 223-ФЗ, то не все так однозначно. По 223-ФЗ у заказчика нет жестких рамок и заказчик зачастую требует документальное подтверждение отсутствие задолженности. Таким документальным подтверждением является справка об отсутствии задолженности по налогам (справка ифнс), которую поставщик обязан приложить в составе своей тендерной заявки.
Более того, очень часто заказчик устанавливает требования к сроку выдачи такой справки налоговыми органами, например 30 дней до даты окончания приема документов. Фактически это может быть дополнительным отсекающим фактором для участия тендере, так как готовиться такая справка налоговой 10 рабочих дней, а если срок проведения тендера составляет 5-7 дней, то поставщик технически может не успеть получить такую справку.

Читайте так же:  Что грозит призывникам и организациям, которые избегают постановки на воинский учет

Изображение - Как обезвредить недоимку, мешающую участию в закупке proxy?url=http%3A%2F%2Ftenderoviki.ru%2Fimages%2Fphotos%2Fmedium%2Fe641dda2efe9534e35085c8fa1f73d86

Для получения справки ИФНС необходимо подать в налоговую запрос на предоставление такой справки. Подается запрос либо в бумажном виде, либо в электронном виде посредством электронного документооборота.
В запросе необходимо указать следующую информацию:
наименование или фамилию налогоплательщика;
идентификационные и регистрационные номера;
адрес регистрации, контактный телефон;
наименование обращения «Заявление»;
требование о предоставлении сведений о наличии или отсутствии долга по сборам, налогам, социальным и страховым взносам;
дату обращения;
подпись заявителя и при наличии печать.
Заявление совместно с копией удостоверяющего личность документа передается в отдел по работе с налогоплательщиками в территориальных налоговых органах.

Выдается справка ИФНС налоговой службой в бумажном виде или в электронном виде (в зависимости от формы запроса). Срок изготовления такой справки около 10 рабочих дней, в электронном виде справка обычно выдается быстрее.

Справка об отсутствии задолженности по налогам содержит наименование плательщика, ИНН, КПП, местонахождение плательщика, а также сведения о том имеется или не имеется задолженность. В случае, если задолженность имеется, то в составе заявки на тендер также необходимо приложить расшифровку такой задолженности.

Шантажисты в госзакупках: как опознать и обезвредить

Физические или юридические лица сознательно ищут нарушения в тендерной документации у заказчика, после чего обращаются в ФАС. В случае проигрыша заказчику грозит отмена закупки, срыв сроков выполнения работ. Одновременно с этим административная ответственность и другие негативные последствия. Чтобы избежать этого перед началом разбирательства, «убийца» предлагает заказчику заплатить, тогда он отзовет свою жалобу,

В последние годы стали появляться специализированные организации, которые, следуя нормам закона 44-ФЗ, помогают заказчикам составить корректную документацию. При этом, дабы заполучить большее количество заказчиков и оттеснить своих конкурентов, шантажируют заказчиков следующим образом. В случае, если вы не будете обращаться к нам за составлением грамотной документации, мы на вас подадим в ФАС обоснованную жалобу. При этом ФАС обязана рассматривать все поступающие жалобы. Естественно, если жалобу признают обоснованной и найдут нарушения, заказчику обязаны выдать предписание по устранению допущенных нарушений.

Важно понимать, даже если жалобу признают необоснованной, то закупка все равно может быть «снесена». Дело в том, что каждое обращение в антимонопольный орган — повод для внеплановой проверки. Таким образом, УФАС может найти нарушения, которые не были отражены в жалобе.

Справедливости ради скажем, что большинство заявителей — это добросовестные участники, которые обращаются за защитой своих прав и законных интересов.

Итак, разберем, то можно сделать, чтобы не оказаться в подобной ситуации. Есть ли способы опознать шантажиста?

Первое, что предлагают для борьбы с киллерами госзаказа, — это брать пошлину за каждое обращение в антимонопольный орган либо с четко определенной стоимостью от 2000 рублей, либо радикально — в процентах от НМЦК. Впрочем, для профессиональных жалобщиков это вряд ли что-то поменяет. Свои доходы они имеют за счет шантажа заказчиков. Так что если даже будет введена пошлина на подачу жалоб в ФАС, вырастут суммы отказа.

Предлагается распространить адвокатскую монополию и на представительство в антимонопольном органе. При этом качество административного производства существенно улучшится, станет более профессиональным. Сторонники этого метода разрешения проблемы считают, что корни уходят в злоупотребление правами любого гражданина и юрлица обжаловать любые тендеры.

При этом, если в злоупотреблении правом будет уличен адвокат, который представляет интересы заявителя в ФАС, он может быть лишен адвокатского статуса. Как итог — вовсе перестать представлять не только в ФАС, но и в судебных инстанциях. Довольно сильный сдерживающий фактор.

Как отмечают практики, зачастую технические задания для торгов готовят сотрудники, которые не имеют необходимой квалификации и знаний в сфере законодательства о контрактной системе. Т. е. при повышении уровня правовой культуры по отдельно взятым вопросам можно добиться уменьшения количества претензий со стороны участников и киллеров.

Также следует продолжать тенденцию к разработке типовых документов. Набирает обороты подготовка стандартных контрактов, в коммерческие закупки введены нормы о типовых положениях, также можно использовать стандартизированные документации, где достаточно заполнить пробелы, и шансы совершить ошибку снижаются.

Стоит сказать о том, что помимо утвержденных документов, можно брать за основу опыт коллег и проверять спорные моменты по закупкам, которые прошли без проблем. Естественно, это не панацея от всех болезней, однако, один из важных инструментов.

Также крайне важно самостоятельно изучать практику антимонопольной службы и судебную практику. Как говорится, обходить те грабли, на которые наступали другие организации.

Изображение - Как обезвредить недоимку, мешающую участию в закупке proxy?url=https%3A%2F%2Fjuristconsul.ru%2Fmedia%2Fcache%2Fdd%2F48%2Fdd48af14073b605baa11ceaf19b9139f

В силу особенностей правового регулирования закупок товаров для государственных нужд существует достаточно много схем мошенничества при проведении процедур. По большей части имеет место сговор участников торгов между собой или сговор организатора с одним из участников.

Основной целью мошенничества при осуществлении закупочных процедур является получение прибыли путем заключения контракта без достаточных на то оснований.

Риск совершения афер при закупках достаточно высок в тех сферах предпринимательской деятельности, где ограничено количество компаний, предоставляющих подобные услуги. Это рынки строительных и ремонтных работ, а также товаров, работ и услуг для сферы здравоохранения.

Часто встречаются следующие преступные схемы:

  • имитация конкурентной борьбы.

Участник торгов в своей заявке указывает цену контракта, которая значительно превышает ту, что указана в заявке другого участника, а также вносит требования, которые не соответствуют установленным в документации о закупке. Естественно, предпочтение отдается той компании, которая предложила меньшую цену и лучшие условия. В таком случае в сговоре находятся все стороны торгов;

  • исключение конкурентной борьбы.
Читайте так же:  Государственная регистрация права собственности на земельный участок

Несколько участников торгов договариваются о том, чтобы кто-то определенный выиграл закупочную процедуру. Например, в какой-то момент одна из компаний отказывается от участия;

Участники торгов заключают между собой соглашение о том, кто и в каких закупочных процедурах принимает участие. Также они договариваются о том, на сколько снизить цену контракта;

Участники торгов заключают между собой негласное соглашение о том, чтобы не конкурировать друг с другом в определенных отраслях;

  • вытеснение добросовестных компаний.

Недобросовестные участники закупочной процедуры сговариваются между собой и снижают цену заявки настолько, чтобы вытеснить добросовестную компанию. При рассмотрении заявки выясняется, что у всех участников кроме одного в поданных документах содержатся несоответствия. Таким образом, определенная фирма становится победителем с минимальным снижением от первоначальной цены;

  • сговор с организатором торгов.

Один из участников торгов вступает в сговор с заказчиком. В техническом задании или иной конкурсной документации указываются условия, которые большая часть поставщиков выполнить не сможет. Таким образом побеждает заранее выбранный исполнитель контракта;

  • несоответствие закупочной документации и технического задания.

Заказчик умышленно вписывает в закупочную документацию завышенные требования к поставляемой продукции, но в техническом задании данные параметры не указываются. Поскольку большинство компаний при участии в закупочных процедурах опираются на содержимое технического задания, то их заявки заведомо не соответствуют условиям, которые там изложены. Это приводит к тому, что у участника нет шансов выиграть торги;

  • введение вероятностных параметров закупки в техническое задание.

Это необходимо для того, чтобы обоснованно отклонить заявки неугодного заказчику участника. В технической документации некоторые критерии описываются с применением слов «примерно», «приблизительно», либо их смысловая нагрузка значительно отличается от общепринятой;

  • манипуляции со сроками или условиями выполнения контракта.

Заказчик в техническом задании указывает такие условия, что участник не имеет технической возможности их исполнить в данные сроки. Это приводит к тому, что с таким поставщиком расторгают контракт и заключают его уже с нужным участником;

  • манипуляции с начальной максимальной ценой контракта.

Данный способ мошенничества заключается в том, что заказчик устанавливает завышенную цену контракта, привлекая к участию в аукционе или конкурсе аффилированного с ним подрядчика. Впоследствии они делят между собой разницу между реальной и рыночной ценой товара. В некоторых случаях данная схема может иметь обратный вид. Цена закупаемого товара существенно занижается, что приводит к тому, что добросовестные участники закупки попросту не могут позволить себе принять участие в аукционе, и процедуру выигрывает связанная с заказчиком компания;

  • намеренное искажение названия товара или услуги.

Данный способ уже достаточно широко известен и применяется редко, но иногда еще встречается. Его суть состоит в следующем. Заказчик намеренно искажает название закупаемого товара. Например, автомобиль может закупаться как пожарно-технический комплекс. То есть добросовестный поставщик попросту не найдет извещение об этой закупке по поиску на сайте единой информационной системы;

  • достаточно часто заказчики оповещают о закупке только нужные им компании или намеренно проводят закрытую закупочную процедуру.

Это приводит к тому, что большая часть добросовестных заказчиков попросту не узнает о проведении закупки и не сможет принять в ней участие;

  • манипуляции с котировками.

Для того, чтобы нужная заказчику компания выиграла конкурс, проводится следующая манипуляция. Заказчик собирает информацию о котировках, направляя участникам рынка соответствующие запросы. Далее он проводит анализ и намеренно выставляет начальную максимальную цену контракта таким образом, чтобы тендер выиграла нужная фирма;

  • подача так называемых «предложений-прикрытий».

В данном случае участник закупки соглашается подать заявку, которая заведомо не может выиграть. В результате победителем торгов становится определенное лицо;

  • циклические предложение, или так называемая карусель предложений.

Участники торгов сговариваются между собой и снижают цену таким образом, чтобы по очереди выигрывать закупочные процедуры;

  • манипуляции с обеспечением исполнения контракта.

В силу положений законодательства РФ о закупках заказчик может установить требование о внесении победителем закупки определенной суммы на свой расчетный счет. После того, как добросовестный участник вносит данное обеспечение, заказчик выводит средства со счета, но контракт не заключает по надуманным причинам.

Уголовная ответственность за преступления в сфере госзакупок

В УК РФ установлена ответственность как для организаторов торгов (заказчиков), так и для лиц, которые принимают участие в закупочных процедурах. В зависимости от характера совершенного деяния и квалифицирующих признаков преступления могут наказываться по разным статья:

  • ст. 285.1 УК РФ «нецелевое расходование бюджетных средств».

По ней привлекается лицо, которое израсходовало бюджетные средства на цели, не предусмотренные условиями их выдачи. Если был нанесен крупный ущерб, то есть более 1,5 млн. рублей, виновное лицо может быть подвергнуто наказанию в виде лишения свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности до трех лет либо без такового. Если ущерб превысит 7,5 млн. рублей (особо крупный размер), такое преступление будет квалифицировано по ч. 2 ст. 285.1 УК РФ. Санкция доходит до пяти лет лишения свободы;

  • если организатор торгов действовал с нарушением своих полномочий, такое деяние может быть квалифицировано по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» либо 292 УК РФ «Должностной подлог».

Ст. 286 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 80 тысяч рублей либо в размере заработной платы осужденного за период до 6 месяцев, лишения права занимать определенные должности в течение 5 лет, принудительных работ до четырех лет, ареста от 4 до 6 месяцев или лишения свободы на срок до 4 лет. Аналогичное наказание предусмотрено по ст. 285 УК РФ и по ст. 292 УК РФ. Совершение преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, наказывается штрафом до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, обязательными работами до трехсот шестидесяти часов, исправительными работами до одного года либо арестом до трех месяцев. Именно должностной подлог является основным преступлением, которое совершают организаторы торгов. Это обусловлено тем, что у заказчика есть широкие возможности для фальсификации закупочной документации, которые участники торгов фактически не в состоянии проконтролировать.

Читайте так же:  Могут ли забрать квартиру за долги по коммуналке что говорит закон

Со стороны участников закупочных процедур может быть совершено одно из следующих нарушений закона:

  • мошенничество (ст. 159 УК РФ).

В законе не описан вид мошенничества в сфере государственных закупок, поэтому действия участников торгов, как правило, квалифицируются по одной из частей ст. 159 УК РФ с учетом тяжести нанесенного ущерба. По ч. 1 ст . 159 УК РФ предусмотрено наказание от штрафа до лишения свободы до 2 лет. За мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, или в крупном размере, грозит либо штраф до 500 тыс. руб., а максимальное наказание может составить до 6 лет лишения свободы со штрафом в размере до 80 тыс. рублей (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Самая строгая санкция предусмотрена за деяние, совершенное организованной группой либо лицо в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) Она может составлять до десяти лет лишения свободы со штрафом в 1 миллион рублей;

  • «присвоение или растрата» (ст. 160 УК РФ).

Как правило, признанные победителями участники торгов получают деньги в качестве аванса и пытаются с ними скрыться. Закон предусматривает за совершение данного преступления ответственность в виде штрафа до 120 тыс. руб., обязательных работ до 240 ч, исправительных работ до 6 мес., ограничения свободы до 2 лет, принудительных работ до 2 лет, лишения свободы до 2 лет. За незаконное деяние, совершеннее лицом с использованием своего служебного положения, или в крупном размере по ч. 3 ст. 160 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа (до 500 тыс. руб.) и лишения свободы до 6 лет со штрафом или с ограничением свободы на срок до двух лет. В случае, если в хищении участвовала организованная группа, либо государству был нанесен ущерб в особо крупном размере, то, согласно ч. 4 ст. 160 УК РФ, злоумышленникам грозит лишение свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн. руб. и с ограничением свободы до 2 лет либо без него;

  • распространенным преступлением является причинение ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ).

Если оно было совершено при отсутствии признаков хищения в крупном размере, то виновных лиц наказывают штрафом до 300 тыс. руб. или тюремным сроком до 2 лет с ограничением свободы или без него. За то же преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, причинившее особо крупный ущерб, срок лишения свободы увеличивается до 5 лет (ч. 2 ст. 165 УК РФ);

  • ст. 178 УК РФ предусматривает ответственность за ограничение конкуренции.

Данное преступление заключается в том, что участники торгов совершают одно из запрещенных действий, установленных в ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ, например, заключают так называемые «вертикальные соглашения» с заказчиками. Подобное правонарушение становится уголовно наказуемым, если ограничение конкуренции причинило крупный ущерб интересам государства или иным участникам торгов. Согласно ч. 1 ст. 178 УК РФ винного наказывают штрафом до 500 тыс. руб., лишением свободы до 3 лет, а также могут лишить права занимать должности на срок 1 года. По ч. 2 ст. 178 УК РФ такое деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, причинившие особо крупный ущерб, наказывается тюремным сроком до 6 лет со штрафом до 1 млн руб. или без него, с лишением права занимать должности до 3 лет или без такового;

  • самым распространенным преступлением, которое совершают участники торгов, является коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Нарушение закона выражается в передаче лицу, которое выполняет управленческие функции, денежных средств, ценных бумаг или иного ценного имущества за совершение определенных действий в интересах участника закупки. За это ст. 204 УК РФ предусматривает штраф до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать должности до 2 лет, а также тюремный срок до 3 лет.

Если вы стали жертвой мошенников при осуществлении закупок, лучше всего обратиться к нашим специалистам, которые в совершенстве знают данную отрасль законодательства и способы защиты права добросовестных участников закупок.

Изображение - Как обезвредить недоимку, мешающую участию в закупке 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.8 проголосовавших: 9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here