Описание страницы: ифнс не отвечает за ущерб деловой репутации из-за блокировки счета от профессионалов для людей.
Содержание
- 1 ИФНС не отвечает за ущерб деловой репутации из-за блокировки счета
- 2 Налоговики не будут возмещать ущерб, причиненный деловой репутации компании из-за блокировки ее счета
- 3 Счет заблокирован банком: три способа решить проблему. И почему банки готовы «похохотать в суде»
- 4 Незаконная блокировка счета: взыскиваем убытки с налоговой инспекции
- 5 Блокировка расчетного счета из-за юридического адреса
- 6 Как снизить риски блокировки расчетного счета и попадания в черный список Центробанка
ИФНС не отвечает за ущерб деловой репутации из-за блокировки счета
Компания и ее учредитель подали иск к ФНС РФ о взыскании с нее 198 тыс. рублей. В эту сумму они оценили вред, нанесенный деловой репутации компании вследствие блокировки ее счета.
Суды пришли к выводу о неправомерности иска.
Деловая репутация защищается по правилам ст. 152 ГК РФ.
Из нее следует, что иск обоснован, если доказаны:
- факт распространения ответчиком сведений об истце;
- порочащий характер этих сведений;
- несоответствие сведений реальности.
В данном случае не представлены доказательства того, что перечисленные обстоятельства имели место.
Сам по себе факт вынесения ИФНС решения о блокировке счета не служит поводом для возложения на налоговую службу ответственности по ст. 152 ГК РФ. Об этом сказано в ч. 4 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3.
Тем более что компания не доказала то обстоятельство, что неугодное ей решение инспекции обжаловалось и было признано незаконным.
Документ включен в СПС «Консультант Плюс»
Налоговики не будут возмещать ущерб, причиненный деловой репутации компании из-за блокировки ее счета
19 апреля 2018 782
Организация подала иск в суд о взыскании с ФНС 198 тыс. рублей. В эту сумму фирма оценила вред, нанесенный ее деловой репутации из-за того, что налоговики заблокировали расчетный счет.
Однако Арбитры рассмотрели материалы дела и встали на сторону налоговиков. Они указали, что деловая репутация защищается по правилам статьи 152 ГК РФ. Из положения следует, что иск будет обоснован, если доказан факт распространения ответчиком сведений об истце, который порочит характер этих сведений и не соответствует реальности.
В указанной ситуации доказательства того, что перечисленные обстоятельства имели место быть, отсутствуют. То, что инспекция заблокировала расчетный счет, не служит поводом для возложения на нее ответственности по ст. 152 ГК РФ. Это следует в части 4 пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3. К тому же организация не доказала то обстоятельство, что решение налоговиков признано незаконным (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.04.2018 № Ф05-2754/2018).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Счет заблокирован банком: три способа решить проблему. И почему банки готовы «похохотать в суде»
Почему банки не стесняются блокировать счета компаниям, даже когда оснований для этого нет? И главное, какие действия помогут решить ситуацию? Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры» разобралась в ситуации и рассказывает, что делать.
Ответ моего знакомого, что закон он не нарушал и деньги снимал на свои личные нужды — банк не удовлетворил. Отчитываться о своих личных расходах — мой знакомый не стал (хотя мог бы и, скорее всего, банк был бы удовлетворен). Предприниматель посчитал предъявляемые банком требования необоснованными и завышенными (тут он прав).
Его сообщение банку, что он обратится в суд — сотрудников госбанка не охладило, потому что «они готовы прийти в суд и похохотать». Вот такое отношение сегодня у банков с госучастием к малому и среднему бизнесу.
С каких пор ИП нельзя считать прибыль своей и класть ее себе в карман, а также распоряжаться заработанными деньгами по своему усмотрению? Деньги-то заработаны моим знакомым предпринимателем абсолютно законно.
Эта история имеет продолжение. На следующий день моему знакомому позвонил его приятель, руководитель этого самого госбанка в Екатеринбурге, где он обслуживается. Сообщил, что блокировка счетов сегодня массовое явление и в сложившейся ситуации их приятельские отношения не помогут. В качестве решения он предложил по-тихому перейти в другой банк. Предупредил, что на тех, кто жалуется в ЦБ и качает права в суде — тоже нашли управу: предпринимателей просто вносят в «чёрные списки» ЦБ, чтобы потом им было затруднительно работать легально и уж тем более открывать счета в банке.
У другого нашего клиента банк заблокировал счет, и попросил подтвердить характер сделок, происхождение денег и реальность бизнеса. Мы помогли ему собрать документы, которые характеризуют его как законопослушного бизнесмена с реальным бизнесом. Теперь ждем рассмотрения собранных документов Сбербанком. В лучшем случае его счет разблокируют, в худшем — клиенту придется перейти в другой банк или обратиться в суд на действия банка.
Реальность такова: банковский беспредел в России набирает обороты. Готов ли ваш бизнес и Вы к таким перспективам? Это уже никакие ни страшилки, а бизнес-реальность, в которой мы с вами живём.
По данным организации «Деловая Россия», с начала 2017 года российскими банками заблокировано почти полмиллиона расчетных счетов предпринимателей.
Что делать со всем этим? Можно ли добиться разблокировки предпринимательского счета?
Первый способ: просто закрыть один счет и вывести средства на другой счет в другой банк. Этот вариант, скорее всего, полностью устроит банк, так как он видит в вас нежелательного клиента, нарушающего закон № 115-ФЗ, чужие проблемы — никому в банке не нужны, особенно в сложные времена лишения лицензий.
Помимо неприятностей от самого факта блокировки вашего счета, банки (но не все) ещё добавляют негатива. Они начали пользоваться уязвимым положением клиента (это не законно, таких полномочий Росфинмониторинг банку не давал, но и прямого запрета на такого сорта трюки нет). Самая типичная ситуация: банк заблокировал счет (выполняя указания Росфинмониторинга) и любезно сообщает налогоплательщику, что может перевести его деньги на другой счет в другой банк за определенную мзду (таким образом, вводят заградительный тариф) — просят за эту услугу от 7 до 15 процентов от той суммы, которая присутствует на счете у клиента банка. На такие незаконные действия банка вы можете подать жалобу руководству финансовой организации и попытаться расстаться без отступных комиссионных. Кроме того, суды признают, что введение банком таких заградительных тарифов незаконно, так как по сути это не комиссия, а штраф и попытка нажиться на 115-фз вместо того, что следить за его соблюдением.
О необычном способе решить проблему, вчера рассказывал «Клерк». Компании заблокировали интернет-банк. В итоге стало невозможно получить назад свои деньги в сумме 1 млн. рублей. Перечислить их на другой счет нельзя, так как в открытии счета другие банки отказывают. Но обслуживающий банк предлагает выход: номинально подарить ему деньги и зачислить деньги компании в доход кредитной организации.
Второй способ: вернуть деньги с заблокированного счета вы сможете с помощью исполнительного листа. Это, правда, займет время, которое потребуется на судебное разбирательство, но если дружественный вам кредитор подаст в суд, выиграет судебный процесс и получит исполнительный лист, а затем предъявит его в банк, то банк обязан будет его исполнить.
Третий способ. Он прямо предусмотрен действующим законом № 115-ФЗ:
1) Собрать и представить документы, которые попросит банк. Эти документы должны быть такими, чтобы снять с вас подозрения, доказать вашу благонадежность и платежные операции не должны быть никоим образом отнесены к подозрительным в соответствии с п.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.
2) Если банк ваши документы принял, но, не желая разбираться в ситуации (наши клиенты предоставили документы в банк в 2 часа ночи, но уже в 10 утра банк снова отказал им в разблокировки счета), счет не разблокировал — обращайтесь в Арбитражный суд, требуйте признать незаконными действия банка и обязать его совершить нужные вам операции. В соответствии со ст. 65 АПК РФ, именно банк обязан доказать, что у него имелись основания для приостановления или отказа в проведении тех или иных операций по поручению клиента.
Судебная практика такова: если ваши операции явно криминал, то вам откажут (но и то не всегда — смотрите примеры ниже).
Если ваши операции легальны, вы представили в банк подтверждающие документы, а банк все равно ведет себя странно и свою позицию не меняет, то суд встанет на вашу сторону. Тогда с банка можно будет взыскать все убытки, проценты за пользование чужими денежными средствами и судебные расходы (ст. 15, 395 и 856 ГК РФ).
Подробно о том, как вести защиту своей позиции в суде, автор расскажет в следующем материале. Следите за разделом «Статьи директору».
Незаконная блокировка счета: взыскиваем убытки с налоговой инспекции
Когда налоговики арестовывают счета компании, то в первую очередь вопрос стоит о том, как побыстрее снять со счетов ограничения. Ведь по факту тем самым налоговики блокируют деятельность налогоплательщика: он лишен возможности оплачивать аренду, закупать товары и т.д. и т.п. Для того чтобы вновь в штатном режиме проводить платежи, нужно устранить причину блокировки – погасить долг по налогам, сдать декларацию и т.п. В то же время, если выяснится, что счет был разблокирован инспекторами с опозданием или же и вовсе операции по счету были приостановлены незаконно, налоговиков можно призвать к ответу.
В арсенале налоговиков достаточно инструментов, которые они используют в качестве воздействия на налогоплательщиков, которые время от времени по тем или иным причинам пренебрегают своими обязанностями. Один из самых действенных – приостановление операций по счетам налогоплательщика (ст. 76 НК).
Однако и налогоплательщики в таких ситуациях вовсе не безоружные. Ведь и для налоговиков предусмотрена ответственность на случай, если они неправомерно заблокируют счета компании (ИП) или же разблокируют их с опозданием.
Если основание для блокировки счетов есть, то вернуть “платежеспособность” компания может, сдав “просроченную” декларацию или погасив долг по налогам. Не позднее чем в течение следующего рабочего дня ограничения по счету должны быть сняты. Если инспекторы опоздают, то требуйте уплаты процентов за каждый день просрочки, исходя из действующей в этот период ставки рефинансирования ЦБ. Причем проценты начисляются на “замороженную” сумму.
На практике нередко компании сталкиваются с тем, что счет им налоговики заблокировали по ошибке. Например, декларация отправлена в инспекцию своевременно (и, разумеется, тому есть документальное подтверждение), но налоговики ее сами потеряли. Если учесть, что за “просроченную” декларацию налоговики “замораживают” счета компании полностью, то, очевидно, что решать этот вопрос нужно оперативно.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Первый вариант – обратиться в налоговый орган с заявлением об отмене решения инспекции о приостановлении операций по ее счетам в связи с отсутствием на то оснований. Если инспекция откажется его отменять, то обращаемся с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Если и там не находим понимания – идем в суд. А тем временем счет все так и будет заблокирован.
Второй вариант – сдать повторно “потерянную” декларацию и уже после того, как счета будут “разморожены”, разбираться с инспекторами касательно правомерности блокировки счета.
В любом случае, если налоговики заблокировали счет неправомерно, организация вправе требовать уплаты процентов на всю “замороженную” сумму. Эти проценты должны быть рассчитаны исходя из ставки рефинансирования ЦБ начиная со дня, когда в банк поступило “блокировочное” решение, и до дня отмены этого решения, то есть до “разморозки” счета.
Пример. Предположим, на счете организации 1 000 000 руб. 5 мая инспекция вынесла решение о приостановлении операции по ее счетам за непредставленную декларацию по транспортному налогу.
В то же время компания декларацию представила своевременно. При таких обстоятельствах инспекция должна будет выплатить ей проценты за незаконную блокировку счета начиная с 5 мая 2017 года и до дня “разморозки” счетов. За каждый день “заморозки” проценты составят 253,42 руб. (1 000 000 руб. x 9,25% : 365 дн.).
Как видим, проценты, которые заплатит инспекция за незаконную блокировку счетов, могут оказаться “копеечными” по сравнению с последствиями, с которыми в некоторых случаях сталкиваются компании из-за “ареста” счетов. К примеру, из-за невозможности провести платеж можно попасть на штрафные санкции по договору, которые могут быть далеко не “копеечными”.
В принципе в статье 76 Кодекса более никаких наказаний для налоговиков не предусмотрено. Между тем в данном случае мы имеем дело с неправомерными действиями налоговых органов. А статья 103 Кодекса говорит о недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля. Более того, в пункте 2 данной нормы прямо закреплено, что убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
Таким образом, у организаций и ИП, которым налоговики незаконно (неправомерно) заблокировали расчетные счета, есть право возместить убытки, включая упущенную выгоду.
Сразу скажем, что взыскать с налоговиков убытки достаточно сложно. Однако это вполне реально, если к этому делу подойти основательно. Выделим три ключевых момента, которые нужно учесть, прежде чем принять решение о том, “наказывать” так налоговиков или не стоит.
Во-первых , о взыскании убытков можно говорить только в том случае, если решение о приостановлении операций по счетам компании незаконно или же налоговики с опозданием разблокировали счет.
Во-вторых , размер убытков должен быть доказан.
В-третьих , если предполагается взыскать убытки с налоговиков, то надо еще доказать, что они возникли именно из-за блокировки счетов. То есть должна быть подтверждена причинно-следственная связь между действиями налогового органа и дополнительными расходами компании (см., напр., постановление ФАС Центрального округа от 30 марта 2012 г. N А64-6030/2010).
Отдельно стоит остановиться на возмещении так называемой упущенной выгоды. Согласно статье 15 ГК упущенная выгода – это неполученные доходы, которые получила бы компания при обычных условиях гражданского оборота, если бы ее право не было нарушено. Однако в этой части просто фантазировать бесполезно. Нужно иметь доказательства, что организация, если бы ее счета не были заблокированы, получила бы этот доход.
Примеров “упущенных” доходов можно привести много. Допустим, организация заявляет, что 10 млн руб., которые были на незаконно заблокированном счете, она бы могла положить на депозит и “заработать” еще 1 миллион (пример условный). Однако для того, чтобы взыскать этот миллион с налоговиков, просто слов недостаточно. Дело в том, что при определении размера упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (п. 4 ст. 393 ГК, п. 3 постановления Пленума ВС от 24 марта 2016 г. N 7).
В настоящее время Минфин и ФНС никак не могут прийти к единому мнению, есть ли у налоговиков право приостанавливать операции по счетам организаций, которые более чем на 10 дней припозднились со сдачей расчетов по страховым взносам. Так, в письме ФНС от 27 января 2017 г. N ЕД-4-15/1444 и в письме Минфина от 21 апреля 2017 г. N 03-02-07/2/24123 сделаны прямо противоположные выводы.
В то же время все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). Об этом прямо сказано в пункте 7 статьи 3 Кодекса. Соответственно, если налоговики заблокируют организации счет за непредставленный в срок расчет по страховым взносам, то это решение можно попытаться оспорить. Более того, есть все основания для того, чтобы потребовать с инспекторов и проценты уплатить, и убытки, возникшие из-за “заморозки” счета, возместить. Правда, это возможно только до тех пор, пока право ИФНС блокировать счета за опоздание со сдачей расчетов по взносам не будет закреплено в Налоговом кодексе. А, судя по письму Минфина от 21 апреля 2017 г. N 03-02-07/2/24123, это может произойти довольно скоро.
Когда можно попытаться взыскать с ИФНС убытки, возникшие по ее вине
Из-за незаконных действий (бездействия, решений) налоговиков у налогоплательщиков могут возникнуть убытки, и НК РФ разрешает их взыскивать за счет казны РФ п. 1 ст. 35, пп. 2, 3 ст. 103 НК РФ . К примеру, превышение проверяющими должностных полномочий при выездной проверке могло привести к порче имущества налогоплательщика. А неправомерные доначисления при отсутствии у налогоплательщика достаточных средств для их уплаты — к привлечению для этих целей кредитных средств с уплатой процентов банку. К сожалению, взыскание убытков — дело сложное и не всегда завершается успехом. Поэтому мы обобщили судебную практику и выяснили, что организациям и предпринимателям удавалось взыскать с налоговиков, а что нет.
Это ваши материальные потери из-за нарушения ваших имущественных и неимущественных прав в результате неправомерных действий (бездействия, решений) налоговых органов либо их должностных лиц (иных работнико в) п. 4 ст. 103 НК РФ .
Попытка взыскать убытки с налоговиков сродни научному эксперименту: предсказать наверняка результат невозможно
Убытки вы можете взыскать только через суд. Причем именно вам и придется их доказывать. И поскольку судебный процесс затратен как по времени, так и по средствам, то перед обращением в суд нужно хорошо оценить свои шансы на выигрыш.
Убытками могут быть ст. 15 ГК РФ :
- расходы, которые уже произведены или будут произведены в будущем для восстановления нарушенного права;
- реальный ущерб — стоимость утраченного или поврежденного имущества;
- упущенная выгода — неполученные доходы, которые были бы получены при обычных условиях вашей деятельности, если бы право не было нарушено.
В то же время некоторые расходы, возникшие в связи с неправомерным поведением налоговиков, вы не сможете взыскать в качестве убытков в рамках гражданско-правовой ответственности. Речь идет о следующем.
В иске вы указываете в качестве ответчика ИФНС, нарушившую ваши права и причинившую убытки, и подаете его в арбитражный суд по месту ее нахождени я ч. 2, 7 ст. 36 АПК РФ . Но вообще отвечать по иску будет РФ в лице ФНС, ведь источником возмещения убытков является федеральный бюдже т п. 1 ст. 35 НК РФ; статьи 16, 1069, 1071 ГК РФ; п. 1 ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ; п. 5.14 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506; п. 15 Постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25 . Суд сам привлечет ее в качестве соответчика.
Вы сможете взыскать с налоговиков убытки, если в совокупности докажет е п. 2 ст. 15 ГК РФ; п. 12 Постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25 :
Соответственно, если вы не сможете доказать все эти факты (условия наступления гражданско-правовой ответственности), то суд откажет вам в удовлетворении исковых требований.
Больше всего сложностей возникает с доказыванием размера убытков и причастностью налоговиков к их причинению. Вот примеры.
Добрый день! У нас семейный малый бизнес.В сбербанке открыли счёт с 2014 г. в 2017 заблокировали счёт на основание закона 115ФЗ. Мы предоставили все документы.Нас вынудили закрыть счёт и перевести деньги в другой банк.И теперь поставили нас в чёрных список. У нас легальный бизнес, налоги вовремя ни каких судебных дел.Теперь получается они подрывают нашу деловую репутацию. Контрагенты с которыми мы работаем банк рекомендует прекратить деловое сотрудничество с нами?. Как востановить свою репутацию?
Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:
Сегодня мы уже ответили на 737 вопросов .
В среднем ожидание ответа – 14 минут.
И теперь поставили нас в чёрных список. У нас легальный бизнес, налоги вовремя ни каких судебных дел.Теперь получается они подрывают нашу деловую репутацию. Контрагенты с которыми мы работаем банк рекомендует прекратить деловое сотрудничество с нами. Как востановить свою репутацию?
крайне сложнее дело
если они включили вас в этот список на основании фз 115, при этом обосновав причину — даже через суд вы врятли это отстоите.
Другое дело что вы говорите что все сделали по закону, сведения предоставили и все достоверно и законно — тогда иск в суд (арбитражный) по месту нахождения ответчика — во первых о защите деловой репутации
а во вторых доказывать именно не правомерность включения вас эти списки, но нужно будет доказать что все запрошенные сведения им предоставлялись + закон вы не нарушали
Блокировка расчетного счета из-за юридического адреса
Блокировка счета – так в деловом мире называют приостановление финопераций по банковскому счету компании или физлица-предпринимателя. Данный метод широко используется налоговой по отношению к юр. лицам и предпринимателям в качестве дополнительного способа обеспечения обязательств по ведению честного бизнеса.
Блокировка счета, если юридический адрес является ее причиной, – очень неприятное явление, так как в один непредвиденный момент вся хоздеятельность компании становится фактически парализованной. Бизнесмены испытывают сложности с проведением расходных операций и расчетами с контрагентами, что в итоге может привести к дополнительным убыткам, а также финансовым санкциям за невыполнение условий договоров и даже нарушением сроков оплаты налогов в бюджет.
Кроме этого, если налоговая заблокировала счет, финансово-кредитное учреждение не имеет права открыть этой организации не только новый расчетный счет, но и взять вклад или депозит. Притом это правило касается и любого иного кредитного учреждения.в России, а не только обслуживающего банка.
Одной из частых причин блокировки расчетного счета является неподтвержденный юридический адрес. Выясним, на каком основании блокируется счет и что делать, если это произошло из-за юридического адреса.
Налоговики отправляют требования об уплате федеральных налогов и взносов, и все другие документы компании исключительно по юридическому адресу, который внесен в Единый Госреестр юр. лиц.
Если плательщик налогов по этому адресу не находится и не оформил переадресацию почтовой корреспонденции на свой фактический адрес или не заключил договор о почтовом обслуживании – письма возвращаются назад отправителю местным отделением связи с пометкой об отсутствии адресата по указанному адресу. Получив свое письмо обратно с указанной выше отметкой, налоговая вносит запись в Госреестр о недостоверности юр. адреса налогоплательщика, а также использует своё право блокировки, предусмотренное ст. 76 Налогового кодекса России.
Кроме этого, в своем официальном письме от 23.12.2011 г. № АС-4-2/22130@ ФНС разъяснила, что непредоставление в установленный законом 3-дневный срок данных об изменении местонахождения юр. лица квалифицируется как значимое нарушение договора о банковском обслуживании и служит поводом для расторжения финансово-кредитным учреждением соответствующего договора.
Поэтому при выявлении факта ненахождения компании по юридическому адресу ИФНС информирует об этом банки, обслуживающие этого налогоплательщика, и вносит соответствующие сведения в Госреестр, что препятствует открытию новых счетов.
Блокировка банковского счета будет действовать со дня получения финансово-кредитным учреждением решения ФНС о приостановлении расчетных операций и до дня его отмены. Данное решение направляется в банковское учреждение в электронной форме, а его копия – уполномоченному представителю организации под роспись.
Банк, получивший такое извещение, обязан его выполнить незамедлительно, даже тогда, когда такое решение о блокировке является, по мнению его клиента, противозаконным. Новый счет компания открыть не сможет до момента отмены блокировки, притом не только в обслуживающем, но и в любом ином банке согласно п. 12 ст. 76 НК РФ.
Между тем, помимо вышеизложенного, заблокировать счет вправе сам банк. Произойдет это в том случае, если он выявил, что у вас недействительный адрес или же «рисовка».
Аналогично также если банк не получит ответа на письменное извещение или если оно вернется ему назад с отметкой о ненахождении адресата. В дальнейшем банк передаст распоряжение собственной службе безопасности, и та отправит сотрудника по имеющемуся в банке адресу, и, если вас там не окажется, то ваш счет заблокируют и дополнительно уведомят об этом факте местную налоговую.
Для разблокировки счета необходимо перерегистрироваться по действительному адресу и сообщить об этом факте в банк и налоговую. После проведения проверки банк счет разблокирует.
В том случае, если налоговая заблокировала счет по причине недостоверности адреса, необходимо будет перерегистрироваться по новому адресу и дополнительно сообщить об этом факте в налоговую. После устранения нарушений ИФНС отменит решение о приостановлении операций по счетам и не позже следующего рабочего дня отправит соответствующее распоряжение в обслуживающий банк, что прописано в ч. 4 ст. 76 НК РФ.
Если же налоговая заблокировала счет неправомерно, то ее действия можно обжаловать в Центробанке.
А проверить действительна ли еще блокировка расчетного счета можно в онлайн-сервисе ФНС.
Если счет заблокирован судом по ходатайству ИФНС, необходимо добиться нового судебного постановления об аннулировании блокировки. Для этого нужно исполнить все требования, заявленные истцом и зафиксированные в постановлении суда, и предоставить письменные доказательства о таком исполнении.
Как только вы получите на руки положительное решение, которое вступило в силу, нужно незамедлительно отнести решение суда в банк, чтобы получить доступ к личным финансам.
Чтобы не допустить всех этих ситуаций с блокировкой расчетного счета, позаботьтесь о том, чтобы юридический адрес, который вы предоставляете для внесения в Госреестр, был чистым и немассовым. Если по какой-то из причин, офис будет фактически располагается в другом месте, то заключите договор на почтовую переадресацию входящих писем.
Все эти услуги оказывает компания «Мегаполис Групп». У нас большая база чистых и недорогих адресов с возможностью почтового обслуживания.
Как снизить риски блокировки расчетного счета и попадания в черный список Центробанка
Актуальной для бизнесменов является проблема массовой блокировки банковских счетов. Счета блокируются банками на основании наличия разработанных ЦБ РФ 120 признаков сомнительных операций. При блокировке счета клиент обязан доказать свою непричастность к легализации теневых доходов. В противном случае банк вправе отказать в дальнейшем обслуживании и расторгнуть договор РКО. Регулируются данные меры законом № 115-ФЗ, за нарушение которого организациям и должностным лицам грозит штраф либо уголовная ответственность.
Материал написан на основании методических пояснений нескольких крупнейших банков России касательно предупреждения блокировки счетов клиентов:
Целью материала является информирование добросовестных клиентов банков о возможностях минимизации риска включения в «черный список» ЦБ РФ.
В течение последних двух лет ужесточился контроль за движением денег по банковским счетам клиентов со стороны Центрального Банка РФ. Причем это коснулось как юридических лиц и предпринимателей, так и обычных рядовых граждан.
Предпосылки для сложившейся ситуации возникли еще в 2003 г., когда РФ вступила в Группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). Эта международная организация занимается разработкой и внедрением мер по борьбе с незаконным оборотом денег и финансированием терроризма. Для того чтобы Россию приняли в члены FATF, заблаговременно был принят закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Он расширил и детализировал федеральный закон № 395-1 от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» в части повышения прозрачности операций, проводимых через банковскую систему РФ.
После многочисленных доработок и поправок закон № 115-ФЗ, в его нынешней редакции, и является тем основным документом, на основании которого банки блокируют счета клиентов.
Объясняют это борьбой с легализацией («отмыванием») денег. И хотя цель, безусловно, благая, на практике добросовестные клиенты получают блокировку счетов по незначительным поводам и сталкиваются с неприятными последствиями в виде невозможности пользования своими деньгами, просрочки оплат своим контрагентам и т.д.
Рис. 2. Закон 115-ФЗ призван противодействовать «отмыванию» денег
При этом снизить риски блокировки счета в банке вполне реально. Достаточно изучить требования, которые предъявляют надзорные органы к операциям по счету, и стараться их соблюдать.
Определение: легализация – это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными преступным путем (ст. 3 115-ФЗ).
В июле 2017 г. ЦБ РФ в дополнение к закону № 115-ФЗ выпустил методические рекомендации, № 18-МР от 21.07.2017 «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», в которых даны четкие пояснения, как же именно классифицировать банковские операции на предмет законности, и что считать сомнительными операциями.
Банкам вменено в обязанность следить за финансово-хозяйственной деятельностью, источниками поступления денег и деловой репутацией своих клиентов. А те, в свою очередь, обязаны предоставлять требуемые сведения, если хотят сохранить возможность пользования собственным счетом и не угодить в «черный список» ЦБ.
Помимо вышеуказанных, деятельность банков в сфере противодействия легализации доходов регулируется следующими основными документами:
- Письмо банка России №161-Т от 26 декабря 2005 г. «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций».
- Письмо банка России № 236-Т от 31 декабря 2014 г. «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».
- Положение Банка России № 499-П от 15 октября 2015 г. «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- Положение Банка России № 550-П от 20 июля 2016 г. «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом».
- Федеральный закон №215-ФЗ от 23.06.2016 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
С 2014 года Банк России обязал все банки организовать службу внутреннего контроля, которая занимается управлением комплаенс-рисками, т.е. следит за соответствием деятельности банка требованиям законодательства. И, в частности, следит за соблюдением банком требований 115-ФЗ.
Определение: комплаенс-риски ‒ это риски применения санкций, причинения убытка или потери деловой репутации банком в связи с несоблюдением им законов, инструкций и установленных правил к ведению деятельности.
Под подозрением надзорных органов находятся те операции по счету, которые не имеют выраженного экономического смысла или целей и выбиваются из череды действий, характерных для организации или физ. лица. Такие манипуляции по счету Центробанк и считает сомнительными, предполагая, что таким путем может финансироваться криминальный мир, терроризм, поддерживаться коррупция и прочие противозаконные цели. В специально разработанном Положении № 375-П от 02.03.2012 «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Письме № 172-Т от 04.09.2013 «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора» Центробанк сформулировал признаки необычных операций и сделок (всего их более 120). Большая часть их связана с транзитными операциями и вопросами уплаты налогов:
С полным перечнем сомнительных операций можно ознакомиться в Приложении к Положению № 375-П от 02.03.2012 и Приложении к письму Банка России № 172-Т от 04.09.2013.
Выявив признак сомнительной сделки, кредитная организация может «заморозить» движения по счету. Сведения о неблагонадежных организациях и физ. лицах передаются в Росфинмониторинг, который занимается консолидацией данных и передает их в ЦБ РФ.
Определение: Росфинмониторинг – служба по финансовому мониторингу, созданная на федеральном уровне, цель которой – противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Основными целями Росфинмониторинга, запланированными на период 2017-2020 гг., являются:
- защита интересов РФ в сфере противодействия отмыванию доходов на международной арене;
- соблюдение международных стандартов в сфере борьбы с легализацией доходов;
- снижение риска финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения;
- уменьшение рисков использования банковской сферы в проведении сомнительных операций;
- декриминализация отраслей реального сектора экономики, т.е. отраслей, производящих товары и услуги;
- обеспечение сохранности средств бюджетной сферы.
Центробанк на ежедневной основе рассылает актуализированные списки во все российские банки второго уровня, страховые и микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды и ломбарды (это и есть так называемый «черный список»). Порядок передачи сведений, включенных в список, регулируется Положением Центрального банка № 550-П от 20.07.2016.
В «черный список» попадают сведения об организациях, ИП и физических лицах:
- которым отказано в совершении операции, вызвавшей подозрение в легализации доходов, полученных преступным путем;
- которым отказано в заключении договора РКО или банковского вклада, на основании подозрения, что банковское обслуживание по договору будет способствовать «отмыванию» незаконно полученных средств или финансированию терроризма;
- с которыми расторгнут договор банковского вклада или договор РКО, на основании того, что в течение года дважды возникали случаи отказа в обслуживании по причине подозрений в легализации доходов.
Наличие данных клиента в «черном списке» не обязывает банки непременно отказать ему в обслуживании, однако риск утраты лицензии вынуждает отнестись к такому клиенту настороженно. И часто такой клиент при обращении получает в других банках отказ, даже если обращается с просьбой открытия счета на другое (к примеру, вновь создаваемое) юридическое лицо. Объясняется это тем, что включение в «черный список» распространяется не только на конкретное юридическое лицо, но и на его учредителей.
Внимание: ст. 4 закона № 115-ФЗ содержит прямой запрет на предварительное информирование клиента о включении его в «черный список». Т.е. клиент узнает о заморозке счета только постфактум.
Основанием для отказа в обслуживании действующего счета чаще всего становится совокупность нескольких «подозрительных» признаков:
- незначительная сумма налоговых платежей, уплачиваемая со счета (при этом не принимается в расчет, налоги могут уплачиваться со счетов в разных банках, или на счет поступают суммы, не облагаемые налогом(например, авансы);
- отсутствие платежей по «офисным» расходам, т.е. расходам, связанным с осуществлением текущей деятельности организации (аренда, коммунальные платежи, закуп хозтоваров);
- снятие наличных со счета вскоре после поступления оплаты от контрагентов;
- снятие наличных близко по сумме или превышает 600 тыс. руб.;
- обналичивание производится в начале или конце операционного дня;
- зарплатные платежи в пересчете на численность сотрудников составляют менее 1 МРОТ на человека;
- по счету не проходят уплата НДФЛ и страховых взносов;
- контрагент организации уже включен в «черный список» ЦБ РФ;
- частые платежи за рубеж или получение валютных платежей из других стран;
- небрежно заполненное или вовсе не заполненное назначение платежа, из которого не ясна экономическая сущность операции.
Отдельно следует упомянуть об операциях на крупную сумму, превышающую при единовременном переводе 600 000 руб. За такими сделками наблюдает не только банк и Росфинмониторинг, но и Налоговая инспекция. Закон № 115-ФЗ обязывает кредитные организации уведомлять налоговиков о подобных операциях.
Уведомление ИФНС не означает немедленной заморозки счета, однако в этом случае решающим фактором будет наличие четкого и прозрачного «следа» переводимых сумм. Проверяющим должен быть ясен источник происхождения средств и основание для перевода. Перевод или снятие значительной суммы неясного происхождения привлечет внимание к самой организации и контрагенту. Желательно заблаговременно уведомить банк о проведении в ближайшее время крупной сделки.
Наличие единоразовой «сомнительной» операции по счету – не повод для блокировки. Однако систематическое выявление вышеуказанных операций, тем более их совокупности – одна из основных причин заморозки счетов юридических лиц и ИП. Банки в подобных случаях предпочитают «перестраховаться», потому как нарушение требований закона 115-ФЗ, возложенных на кредитные учреждения, грозят серьезными неприятностями.
Нарушение закона № 115-ФЗ влечет ответственность в соответствии с УК и КоАП РФ (уголовную и административную). Причем соблюдение требований закона касается не только кредитных учреждений, которым грозит потеря лицензии. Соблюдать меры по противодействию отмывания денег обязаны все организации и ИП.
За истекшие 7 лет, с 2012 по 2018 гг., у российских банков было отозвано 489 лицензий, в т.ч. 165 случаев отзыва было связано с различными нарушениями закона № 115-ФЗ. Наибольшее число нарушений было выявлено в 2014-2016 гг., когда ежегодно по причине несоблюдения требований указанного закона отзывалось более 30 банковских лицензий.
Рис. 5. Пик отзыва лицензий пришелся на 2014-2016 гг.
Уголовная ответственность юридических лиц и ИП предусматривается ст. 174 УК РФ.
Таблица 1. Уголовная ответственность за нарушение закона № 115-ФЗ
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.