Финансисты рассказали об определении адреса юрлиц

Описание страницы: финансисты рассказали об определении адреса юрлиц от профессионалов для людей.

ГК РФ гласит, что местонахождение юрлица определяют по адресу его руководящего органа. Если его нет, то по адресу какого-либо иного органа или лица, которые могут выступать от имени фирмы по закону. Место нахождения юрлица отражают в его учредительных документах и вносят в ЕГРЮЛ. Кроме того, в реестр заносят адрес юрлица. При этом фирма должна понимать, что если сообщения пришли на адрес из ЕГРЮЛ, то считается, что компания их получила, даже если по этому адресу никого нет.

На учет налоговики ставят компанию с учетом адреса, указанного в реестре.
При этом чиновники отмечают, что если фирмы нет по внесенному в ЕГРЮЛ адресу, то подобную ситуацию можно расценить как основание для внесения в реестр пометки о недостоверных сведениях.

Тем не менее компания может работать по иному адресу, нежели указанному в госреестре. Законы РФ это не запрещают. Однако в подобном случае речь, скорее, может идти о создании филиала или «обособки». В таком случае на учет подразделение обязано встать там, где оно находится фактически, и в порядке, указанном в НК РФ для филиалов или «обособок».

Документ включен в СПС “Консультант Плюс”

Финансисты рассказали, как получить копии содержащихся в ЕГРЮЛ документов в отношении конкретного юрлица

Изображение - Финансисты рассказали об определении адреса юрлиц proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.garant.ru%2Ffiles%2F7%2F7%2F1183977%2Ffinansisty-rasskazali-kak-poluchit-kopii-soderzhaschihsya-v-egryul-dokumentov-v-otnoshenii-konkretnogo-yurlica_200

По общему правилу копии документов, содержащихся в ЕГРЮЛ, выдаются в срок не более 5 дней с даты получения регистрирующим органом соответствующего запроса, а при срочном предоставлении – не позднее рабочего дня, следующего за днем его поступления (письмо Минфина России от 27 декабря 2017 г. № 03-12-13/87427).

О том, как при составлении запроса о получении содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов о конкретном юрлице установить недостающие реквизиты этого юрлица, узнайте из материала “Получение копий документов из регистрационного дела юридического лица” в “Энциклопедии решений. Корпоративное право” интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

За предоставление копий документов из ЕГРЮЛ взимается плата: 200 руб. за документ (а при срочном предоставлении – 400 руб.).

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Запрос можно направить в налоговый орган по месту нахождения юрлица, уполномоченный на предоставление копий содержащихся в ЕГРЮЛ документов, либо в МФЦ.

ГК РФ гласит, что местонахождение юрлица определяют по адресу его руководящего органа. Если его нет, то по адресу какого-либо иного органа или лица, которые могут выступать от имени фирмы по закону. Место нахождения юрлица отражают в его учредительных документах и вносят в ЕГРЮЛ. Кроме того, в реестр заносят адрес юрлица. При этом фирма должна понимать, что если сообщения пришли на адрес из ЕГРЮЛ, то считается, что компания их получила, даже если по этому адресу никого нет.

На учет налоговики ставят компанию с учетом адреса, указанного в реестре.
При этом чиновники отмечают, что если фирмы нет по внесенному в ЕГРЮЛ адресу, то подобную ситуацию можно расценить как основание для внесения в реестр пометки о недостоверных сведениях.

Тем не менее компания может работать по иному адресу, нежели указанному в госреестре. Законы РФ это не запрещают. Однако в подобном случае речь, скорее, может идти о создании филиала или «обособки». В таком случае на учет подразделение обязано встать там, где оно находится фактически, и в порядке, указанном в НК РФ для филиалов или «обособок».

Читайте так же:  Вычет ндс без счета-фактуры невозможен

Документ включен в СПС “Консультант Плюс”

Проблема юридических и фактических адресов существует уже давно, хотя, казалось бы, все необходимые нормы для ее решения действуют. Однако если раньше проверить достоверность юридического адреса налоговым органам было не всегда под силу, то сейчас у них появились для этого новые инструменты.

В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица. Такой адрес получил название «юридический». Он отражается в «Едином государственном реестре юридических лиц» (ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ).

Местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Указание недостоверных сведений об этом адресе в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу, а также препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. На эти обстоятельства указывают и суды (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2009 г. № А19-13374/08-65-Ф02-1648/09).

…у многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация.…

Кроме того, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ о его адресе, ссылаться на данные, в него не внесенные, а также на недостоверность данных, в нем содержащихся. На это указал Пленум ВАС в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 (п. 1). А с 1 сентября 2013 г. норма, аналогичная данной позиции, будет закреплена в статье 165.1 ГК РФ (введена Федеральным законом № 100-ФЗ от 7.05.2013 г.). В ней указано, что под юридически значимыми сообщениями понимаются заявления, уведомления, требования, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. Они влекут последствия для этого лица с момента их доставки лицу или его представителю.

При этом сообщение считается доставленным в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или он не ознакомился с ним. Такое может произойти, например, в том случае, если организация по своему юридическому адресу не располагается. Действительный адрес организации (адрес арендованного или собственного помещения) в этом случае мы понимаем как фактический. Однако этот адрес не отражен ни в учредительных документах организации, ни в ЕГРЮЛ, то есть у налоговых органов, контрагентов или других лиц нет доступной информации о нахождении организации по такому адресу. Наличие адресов, отличных от юридического адреса, предусмотрено законодательством только в случаях постановки на учет филиала организации, ее представительства или обособленного подразделения

Ранее регистрирующий орган не был наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на госрегистрацию. Однако с 30 июня 2013 г. все изменилось.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – Закон № 134-ФЗ), вступивший в силу с этой даты, внес несколько важных изменений в ГК РФ Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) и Закон № 129-ФЗ.

Читайте так же:  Деньги из лопнувших банков будут переводить на карты

Проверка достоверности сведений, заявленных при регистрации

Законом № 134-ФЗ в новой редакции изложена статья 51 ГК РФ. Пункт 3 этой статьи теперь гласит, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

Параллельно перечень условий для отказа в государственной регистрации, содержащийся в статье 23 Закона № 129-ФЗ, был значительно расширен. И теперь подпунктом «р» пункта 1 этой статьи предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе местонахождения юридического лица.

На вопрос о том, при каких условиях сведения о юридическом адресе могут быть признаны недостоверными, поспешил ответить Пленум ВАС.

Пленум ВАС 30 июля 2013 г. издал постановление № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление № 61).

Судьи в первую очередь отметили, что поскольку адрес местонахождения юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе (то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом).

Однако такой отказ должен быть мотивирован исчерпывающим образом и содержать не только ссылку на норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности сведений (п. 3 постановления № 61).

Сведения о «массовых адресах» размещаются для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России www.nalog.ru.

При наличии хотя бы одного из этих условий сведения об адресе считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться. Пленум ВАС, однако, не разъясняет, что это за документы. А между тем Закон № 129-ФЗ содержит исчерпывающие перечни документов, представляемых на государственную регистрацию. Регистрирующий же орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о госрегистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе дополнительных документов, помимо тех, что предусмотрены Законом (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Об этом и напомнил Пленум ВАС (п. 2 постановления № 61).

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

По какому адресу зарегистрировать «безофисную» организацию

У многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация? То есть договоры аренды помещения еще не заключались и, возможно, не будут заключаться, поскольку в наличии офиса вообще нет необходимости. Могут ли отказать в регистрации или «перерегистрации» компании, если она заключила договор аренды помещения, непригодного для ведения ее деятельности? Такие ситуации небезнадежны. Пленум ВАС сделал два важных замечания.

Во-первых, адрес юридического лица может отличаться от адреса, по которому осуществляется его непосредственная деятельность, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.). Ведь по юридическому адресу должен располагаться постоянно действующий орган. Поэтому регистрирующий орган не вправе отказывать в госрегистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации (п. 4 Постановления № 61).

Читайте так же:  Как подарить долю в квартире родственнику и какие нужны документы

Во-вторых, регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима, но только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если этот адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (например, адрес гендиректора).

Последствиями недостоверности юридического адреса организации могут быть:

Если у регистрирующего органа в наличии будет информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, он направляет ему, его учредителям, генеральному директору уведомления о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения об адресе. Если такие сведения не представлены в разумный срок, он может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 6 постановления № 61);

Банки обязаны идентифицировать лиц, находящихся у них на обслуживании и устанавливать в отношении юридических лиц, в частности, адрес их местонахождения (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее – Закон № 115-ФЗ). Они также обязаны систематически обновлять информацию о Клиентах (п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при его заключении, так и при исполнении этого договора. Поэтому непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора в силу Закона о противодействии легализации преступных доходов (постановление Президиума ВАС от 27.04.2010 г. № 1307/10);

Неполучение документов от налоговых органов (требований о представлении документов, уплате налогов и т. п.). С 30 июля 2013 г. в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, они должны быть направлены налогоплательщику – российской организации (ее филиалу, представительству) – по адресу ее местонахождения (местонахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ. Такие изменения в пункт 5 статьи 31 НК РФ внес Закон № 134-ФЗ. Документы, направленные на «официальные» адреса, будут считаться полученными на шестой день со дня их отправки заказным письмом, даже если налогоплательщик фактически их не получил (п. 4 ст. 31 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ);

Нарушение порядка постановки на учет у налоговиков

Привлечение к налоговой ответственности за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе. Любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением организации. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Кроме того, если организация фактически не располагается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, ей следует «перерегистрироваться» по достоверному (фактическому) адресу, а не регистрировать «мнимое» обособленное подразделение. За указание недостоверных сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе, предусмотрена административная ответственность.

Представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. рублей.

Юлия Синицына, ведущий эксперт-юрист Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Консультант»

Читайте так же:  Как оплатить коммунальные услуги онлайн легко, просто и без очередей

Изображение - Финансисты рассказали об определении адреса юрлиц proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.buhgalteria.ru%2Fupload%2Fiblock%2F9f1%2F9f1d4b0f5916fdba3c3430551e448fb8

Процесс госрегистрации без труда

С бератором «Юрист на предприятии» вы с легкостью реорганизуете свою фирму, создадите новую, разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки. Узнайте больше >>

Разъяснения для юридических лиц по вопросу адреса (местонахождения) юридического лица

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков
УФНС России по Хабаровскому краю

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее -Закон № 129-ФЗ) предусмотрено:

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Таким образом, действующим законодательством о государственной регистрации для юридических лиц предусмотрен адрес (местонахождение) юридического лица, указанный в учредительных документах. Понятия «фактический адрес юридического лица», «почтовый адрес юридического лица» законодательством, регулирующим вопросы государственной регистрации, не предусмотрено.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, несут ответственность, установленную законодательством РФ (п. 1 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).

Согласно пункта 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 195-ФЗ непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В случае изменения адреса юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы юридического лица, представив документы на государственную регистрацию в соответствии со статьей 17 Закона № 129-ФЗ.

Сайт больше не поддерживается.
Заходите на новый сайт www.ngolab.ru

Министерство финансов разъяснило, что нужно делать юридическому лицу «в случае изменения адреса, при котором изменяется его место нахождения».

Согласно статье 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо должно быть зарегистрировано в уполномоченном государственном органе. Порядок регистрации прописан в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Все данные о регистрации включаются в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). Пункт 3 статьи 54 ГК РФ гласит, что в ЕГРЮЛ обязательно должен быть указан адрес юридического лица.

С 1 января 2016 года Федеральный закон N 129-ФЗ дополнен положениями, в которых написано, что при изменении адреса юридические лица должны сообщать в регистрирующий орган о принятии соответствующего решения. Лица, которые не сообщили об изменении адреса, не могут обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации изменения адреса юридического лица. При подаче документов для государственной регистрации необходимо учитывать, что они не могут быть поданы ранее, чем до истечения 20 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса.

Читайте так же:  Правомерен ли штраф за расторжение договора оказания риелторских услуг заказчиком-гражданином

В случае невозможности связи с юридическим лицом по адресу, указанном в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе после уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и, если эти данные не были переданы в срок, обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица. Основанием для ликвидации в этом случае служат статья 61 ГК РФ и пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ.

Банки предложили правительству отказаться от юридических адресов для малого бизнеса

Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк предложили правительству разрешить регистрацию малого бизнеса без юридического адреса. Об этом рассказали RNS два участника заседания проектного комитета при правительстве по основному направлению стратегического развития РФ «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Заседание прошло 19 января.

«Речь идет о том, что банки предложили проработать вопрос об электронном юридическом адресе, но это требует очень серьезных изменений в законодательстве. Сегодняшнее законодательство требует, чтобы обязательно был юридический адрес. Более того, ФНС рассматривает физическое отсутствие предпринимателя на его юридическом адресе — его исполнительно аппарата — как один из признаков фирмы-однодневки. Было предложение банков отработать вопрос создания электронных юридических адресов через систему кредитных организаций. Если вы регистрируете бизнес через банк, то банк априори вас видит, и если вы занимаетесь недобросовестными операциями, он просто заблокирует вам счет. Фактически это электронный юридический адрес», — рассказал RNS президент «Опоры России» Александр Калинин.

По его словам, при открытии счета банки могут принимать электронную цифровую подпись. С идеей выступили кредитные организации, входящие в состав проектного комитета — в том числе Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк.

Предложение банков создать для юридических лиц «электронный адрес» подтвердил RNS президент Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ) Сергей Катырин, также участвовавший в заседании комитета. «Наконец-то “схлопнется” в стране рынок “левых” юридических адресов», — сказал Катырин.

В Россельхозбанке на момент публикации материала не ответили на запрос RNS. В ВТБ от комментариев отказались. В Сбербанке сообщили, что «комментарий по данной теме преждевременный». В аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова, который возглавляет профильный комитет, отказались от комментариев.

Участники совещания указали на то, что данная идея пока находится в стадии проработки и не смогли привести точные детали функционирования «электронного адреса» для малого бизнеса. По словам Калинина, в ближайшее время состоится президиум Совета по приоритетным проектам под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, профильному комитету поручено представить ключевые предложения по проекту «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Сейчас учет сведений о юридических лицах (ЕГРЮЛ и ЕГРИП) ведет Федеральная налоговая служба (ФНС). На момент написания материала ведомство не предоставило комментарий.

Изображение - Финансисты рассказали об определении адреса юрлиц 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 20

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here