Описание страницы: дорожная карта для развития малого бизнеса в россии от профессионалов для людей.
Содержание
- 1 «Дорожная карта» для развития малого бизнеса в России
- 2 Информация Банка России “Дорожная карта Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства”
- 3 Какую роль играет дорожная карта для малого бизнеса в России?
- 4 Дорожные карты по развитию малого предпринимательства создадут для регионов России
- 5 Дорожная карта для развития малого бизнеса в России
- 6 Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года
«Дорожная карта» для развития малого бизнеса в России
«Дорожная карта» создана для поддержки малого бизнеса. Ведь основная цель проекта — это налаживание связей между предпринимателями и государственными структурами.
Скачать для просмотра и печати:
Это часть проекта по развитию предприятий России. Мероприятия реализуются в составе комплекса мер по развитию экономики страны.
Программа заменила ранее действовавший проект по развитию конкуренции. Предполагается, что увеличится количество предприятий, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью.
Какую роль играет дорожная карта для малого бизнеса в России
Дорожная карта в малом бизнесе нужна, чтобы создать благоприятные условия для предпринимателей.
На сегодняшний день статистические данные не утешительны. РФ занимает 112 место рейтинга, созданного от Doing Business. Чтобы исправить эту ситуацию, была разработана стратегия.
Стратегия представляет собой инструкцию по развитию участников предпринимательской деятельности. Шаг за шагом прогнозируется, как будет осуществляться развитие компаний.
Утвердил проект премьер-министр Дмитрий Медведев.
Мероприятия проводится, чтобы дать стимул для развития российского бизнеса.
3 основные цели создания стратегии:
- Вывести РФ страну в двадцатку развитых стран.
- Упростить процедуру регистрации компаний и частных предпринимателей.
- Снизить затраты, которые несет бизнес, на прохождение бюрократических процедур.
Программа направлена на то, чтобы ускорить прохождение бюрократических процедур.
В 2018 году зарегистрировать фирму будет проще. Теперь будет всего три этапа регистрации вместо девяти.
Положительные изменения для бизнесменов:
Постепенно улучшается механизм работы государственных органов. Суть реформ сводится к тому, чтобы гражданин мог быстро и на должном уровне получить необходимую услугу.
Видео (кликните для воспроизведения). |
3 преимущества от реализации программы:
- уменьшение размера государственной пошлины;
- ускорение работы государственных служащих;
- упрощение процедуры обращения в государственные органы.
Постепенно реформы ведут к тому, чтобы заявитель смог самостоятельно собрать документы для обращения на прием .
Мероприятия проводятся для снижения издержек, ведь за обращение к посредникам приходится платить.
Результаты оцениваются исходя из того, какое количество граждан получает услуги в электронной форме.
Стратегия не является постоянной, она систематически совершенствуется. Концепция развития утверждена в 2013 году. Затем делались уточнения о том, как развивать программу. Правительство издало распоряжение № 2516- р . Документ датирован декабрем 2015 г.
В дальнейшем распоряжение совершенствовалось, по мере необходимости вносились изменения. Последний раз положения корректировались в мае 2017 года.
Скачать для просмотра и печати:
Раздел предоставляет актуальную информацию о существующих в субъектах РФ программах поддержки, результатах оказания поддержки, инфраструктуре поддержки предпринимательства и о возможностях ее использования.
Интерактивная карта-схема главной страницы раздела «Карта развития малого и среднего бизнеса» содержит общую информацию о поддержке малого и среднего предпринимательства в России в целом на текущий год.
При выборе субъекта РФ или федерального округа на карте выделяется соответствующий объект и воспроизводится краткая справка:
- наименование субъекта РФ или федерального округа и краткое описание;
- количество реализуемых государственных программ поддержки МСП в данном субъекте РФ или федеральном округе и суммарные объемы их финансирования;
- для субъекта РФ отображаются сводные данные о бизнес-климате регионов от независимымых организаций с возможностью просмотра развернутого описания результатов исследований, а также возможность перейти к подробному описанию программ поддержки субъекта РФ.
Краткая информация по каждому субъекту РФ содержит опцию «Добавить в сравнение» для получения таблицы сравнения регионов.
С главной страницы возможен переход в раздел с подробной информацией о субъекте РФ:
- Общая информация;
- Программы поддержки МСП;
- Инфраструктура поддержки;
- Статистика субъекта РФ.
В разделе «Общая информация» отображается сводная информация о субъекте РФ, ссылка на региональный портал поддержки малого и среднего предпринимательства, а также ссылки на результаты исследований бизнес-климата в соответствующем регионе. Данные исследований бизнес-климата региона представлены следующими источниками информации:
- Исследования общественной организации ОПОРА РОССИИ «Индекс ОПОРЫ»
- Исследования Российской экономической школы и Ernst & Young «Измерение бизнес-климата в регионах России»
- Исследования Всемирного банка «Ведение бизнеса в России 2011-2012»
Раздел «Программы поддержки МСП» содержит перечень региональных и муниципальных программ, реализуемых в регионе, с возможностью перехода на подробное описание каждой программы и мероприятий, реализуемых в рамках этой программы.
Раздел «Инфраструктура поддержки» содержит перечень субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства с отображением их места положения на карте (при наличии информации о месте расположения) и возможностью перехода к подробному описанию каждого субъекта инфраструктуры.
Раздел «Статистика субъекта РФ» содержит статистические данные по субъекту РФ, источником которых является Единая межведомственная информационно-статистическая система.
Информация Банка России “Дорожная карта Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства”
* Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденное Банком России 28.06.2017 № 590-П.
ЦБ РФ разработал дорожную карту по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2021 г.
В числе основных проблем выделены: недостаточная финансовая грамотность, высокая стоимость кредитования, длительные сроки рассмотрения кредитных заявок и высокий процент отказов банков, низкая вовлеченность в закупки у крупнейших заказчиков, недостаточное использование лизинга и биржевых инструментов.
– создадут отдельный порядок формирования портфеля однородных ссуд субъектов МСП с возможностью использовать внутрибанковские оценки кредитоспособности заемщиков;
– разработают Закон о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ;
– увеличат до 12 месяцев срока действия согласия заемщика – субъекта МСП на предоставление информации из БКИ;
– предусмотрят гарантийную поддержку институтов развития в части выхода предприятий на фондовый рынок.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Это план мероприятий, направленных на улучшение связей между компаниями с государственным участием и предпринимателями, развитие малого бизнеса и его доли в общем объеме оказания услуг и производства продукции, повышение конкуренции на рынке.
“Дорожная карта” была утверждена премьер-министром Дмитрием Медведевым и является частью масштабного проекта по повышению инвестиционной привлекательности России, она содержит как общесистемные мероприятия по реализации мер по развитию конкуренции в России, так и отраслевые направления работы.
“Дорожная карта” пришла на смену национальной программе развития конкуренции, которая должна была действовать до 2015 года.
“Дорожная карта” оптимизирует процедуру регистрации ИП и ООО
“Дорожная карта” затрагивает процесс регистрации малых предприятий в формате ООО – именно эта форма пользуется наибольшей популярностью у начинающих бизнесменов. Согласно плану мероприятий, к 2018 году процедура регистрации ООО в России должна сократиться с месяца до 5 дней. “Дорожная карта” предусматривает уменьшение числа этапов регистрации организации, а также сокращение денежных затрат на открытие ООО. Если раньше для этого требовалось пройти 9 этапов, а сейчас – только 3.
Если раньше ИП и юрлица были обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) расчетного счёта, то теперь от них этого не требуется. За счёт меньшей бумажной волокиты сократилось время обмена информацией между регистрирующими органами и внебюджетными фондами.
Теперь бизнесмены при регистрации фирмы могут использовать типовые уставы, а уставный капитал ООО с принятием “Дорожной карты” можно оплачивать в течение первых 2 месяцев с даты регистрации ООО.
Главное отличие дорожной карты от национальной программы развития конкуренции – механизм реализации. В основе дорожной карты заложен «револьверный принцип», благодаря которому выполненные или устаревающие положения и меры сразу же заменяются новыми. Дорожная карта регулярно дополняется и совершенствуется.
Так, согласно поправкам, внесенным распоряжением Правительства РФ от 17 октября 2014 года в “дорожную карту”, объем административных издержек предпринимателей, связанных с предоставлением отчетности, к 2017 году должен будет снизиться как минимум на 20%. Доля форм регулярной отчетности, которую предприниматели могут сдавать в электронном виде, должна будет возрасти с нынешних 60% до 70% уже в 2015 году.
Уже в первом квартале 2015-го года планируется создать условия для использования электронных документов в кадровом документообороте.
Новая «дорожная карта», по мнению экспертов, будет способствовать увеличению количества фирм, зарегистрированных в форме ООО. Однако многие бюрократические проблемы по-прежнему актуальны и их предстоит решить. Этому будет способствовать дальнейшая реализация плана мероприятий.
Какую роль играет дорожная карта для малого бизнеса в России?
«Дорожная карта» — это проект, который направлен на упрощение доступа к рынкам обслуживания и поставок для представителей малого/среднего бизнеса с государственным участием. Его главными целями являются улучшение связей госкомпаний с предпринимателями, увеличение количества фирм и их доли в общем объёме оказания услуг и производства продукции для госкомпаний, а также повышение конкуренции на рынке.
«Дорожная карта» была утверждена Дмитрием Медведевым. По его мнению, поддержка малого и среднего бизнеса после её введения выходит на качественно новый уровень. Она является частью масштабного проекта по повышению инвестиционной привлекательности России и её вхождению в первую двадцатку рейтинга от Doing Business. Сейчас наша страна занимает в этом зарубежном рейтинге лишь 112 место.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме того, «дорожная карта» оптимизирует и значительно упрощает процедуру регистрации ИП и юрлиц. В частности, она затрагивает процесс регистрации ООО. Данная форма пользуется наибольшей популярностью у начинающих бизнесменов. К 2018 году время регистрации ООО должно сократиться с 1 месяца до 5 дней. Денежные затраты бизнесмена также должны снизиться на 1900 рублей.
Новый документ предусматривает уменьшение числа этапов регистрации организации. Ранее для этого требовалось пройти 9 этапов, а сейчас – только 3.
ИП и юрлица отныне могут не уведомлять налоговые органы о закрытии/открытии банковского счёта. Время обмена информацией между регистрирующими органами и внебюджетными фондами значительно сократится за счёт меньшей бумажной волокиты. Помимо прочего, бизнесмены при регистрации фирмы могут использовать типовые уставы. В свою очередь, наличие печати исчезнет из списка обязательных условий регистрации.
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью отныне можно будет оплачивать в течение первых 2 месяцев (с даты регистрации).
Новая «дорожная карта», по мнению многих финансовых экспертов и консультантов, приведёт к увеличению фирм, зарегистрировавшихся в форме ООО. Однако, несмотря на общее упрощение системы регистрации, многие бюрократические проблемы, которые необходимо решить, сохранились.
Дорожные карты по развитию малого предпринимательства создадут для регионов России
Дорожные карты по развитию малого бизнеса для каждого региона РФ решили создать на конференции «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату», участие в которой принял заместитель председателя правительства региона – министр инвестиций и инноваций Денис Буцаев, сообщает пресс-служба министерства инвестиций и инноваций области.
Как уточняется в сообщении, 29 ноября 2016 года на площадке Four Seasons Hotel прошла конференция «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату», зампред областного правительства Буцаев принял участие в мероприятии.
«По итогам анализа национального рейтинга состояния инвестиционного и бизнес-климата в субъектах Российской Федерации мы заметили, что инвестиционный климат и деловая активность в различных регионах РФ отличаются в несколько раз. Поэтому было принято решение создать дорожные карты по развитию малого бизнеса для каждого региона РФ, пока их предполагается 12», – приводятся в материале слова главы Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина.
По данным пресс-службы, помощник президента РФ Андрей Белоусов отметил, что руководство каждого российского региона должно разработать дорожную карту развития малого и среднего бизнеса на своей территории.
«В этом году мы предприняли принципиально новый шаг для развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в России. В каждом регионе будет разработана дорожная карта по развитию субъектов МСБ, за это будет отвечать руководство региона и отслеживать выполнение планов – тоже. Помимо этого, будут разработаны ключевые модели по ведению бизнеса», – подчеркнул он.
Также, по словам Белоусова, необходимо создать систему контроля работы каждого региона по отслеживанию деловой активности и инвестиционного климата предпринимательс тва, добавляется в релизе.
По словам заместителя председателя правительства Московской области – министра инвестиций и инноваций Московской области Дениса Буцаева, к обсуждению реализованных проектов и векторов развития приглашены владельцы бизнеса, акционеры и инвесторы, руководители субъектов Российской Федерации, активисты общественных движений и ассоциаций; специалисты международного уровня, ведущие эксперты и аналитики рынка.
«Просьба к федеральным коллегам продолжить работу в направлениях реализации дорожных карт регионов, получении обратной связи. Одно из ключевых направлений вовлечения бизнеса в этот процесс – разработка конкретных шагов для повышения качества деловой среды – Национальная предпринимательс кая инициатива», – заметил Денис Буцаев.
Ключевыми темами форума стали: «Болевые точки развития и главные направления улучшающих изменений. Какие изменения происходят в ходе реализации дорожных карт НПИ и каких перемен ждут предприниматели в 2016−2017 годах?», «Какие дорожные карты необходимо обновить и продолжить по ним работу?», «Нужны ли новые дорожные карты? Позиции власти и бизнеса», «Роль Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в изменении бизнес-среды. От чего будет зависеть успех привлечения инвестиций в ухудшающихся макроэкономическ их условиях?», «Практики командного взаимодействия по управлению изменениями. Как обеспечить эффективное участие муниципалитетов в создании качественной бизнес-среды?», «Почему не дают эффекта меры, принятые для упрощения доступа малых и средних предприятий к заказам госкомпаний. Какие барьеры сохраняются, какие новые появились?», «Как изменит ситуацию Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательс тва?», заключается в материале.
Дорожная карта для развития малого бизнеса в России
Цель дорожной карты развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан – реализация потенциала экономически активного населения, увеличение благосостояния, уровня и качества населения республики, а также решение задач социально-экономического развития Республики Татарстан
Задачи дорожной карты развития малого и среднего предпринимательства:
1. Вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность;
2. Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
3. Развитие кадрового потенциала предпринимательства;
4. Содействие технологическому перевооружению производства и повышению производительности труда субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности, а также создание условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования в сельской местности;
5. Содействие внедрению технологий, необходимых для производства инновационной и конкурентоспособной продукции;
6. Создание новых форм и развитие имеющейся инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
7. Повышение качества оказания государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, научно-методическое, нормативно-правовое и консультационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;
8. Развитие внешнеэкономических связей, создание условий для продвижения продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства на региональные и зарубежные рынки.
Индикаторы оценки результатов развития малого и среднего предпринимательства
Исполнение цели поддержки предпринимательства, как государственной функции, возможно оценить по отчетным ключевым показателям эффективности (далее – КПЭ), принятым (в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.11.2012 № 2096-р) на уровне федерации:
1. Ежегодный прирост количества СМСП на уровне не менее 3,1% к предыдущему году.
2. Ежегодный прирост выручки СМСП на уровне не менее 6% к предыдущему году;
3. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте» с целевым значением в 2015 году 34% (используется в качестве ключевого показателя в Республике Татарстан).
Основные индикаторы эффективности мероприятий
Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения
Прирост оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, в процентах (%)
Доли продукции, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме валового регионального продукта, %
Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан, в процентах, %
Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, %
Основные принципы дорожной карты развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы:
1. Изменение структуры распределения средств финансирования в сторону увеличения объемов финансирования инфраструктуры финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Данный принцип предполагает планомерное снижение доли средств, предусмотренных на реализацию мероприятий имущественной поддержки в пользу мероприятий, направленных на оказание непосредственной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Также в рамках данного принципа запланировано внедрение механизма возвратной государственной поддержки с последующим увеличением ее роли и объемов финансирования.
2. Расширение полномочий муниципальных образований в области вопросов, связанных с развитием малого и среднего предпринимательства
В рамках данного принципа предлагается произвести поэтапный переход от регионального подхода в вопросах развития и поддержки МСБ к муниципальному, основанному на индивидуальном решении проблем малого и среднего предпринимательства в каждом конкретном муниципальном образовании республики. В рамках данного принципа планируется внедрение механизма софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
3. Дифференцированный характер мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающий потребностям предпринимателя на разных стадиях его развития и в разных сферах ведения деятельности
В рамках данного принципа предполагается переход к дифференцированным принципам развития и поддержки МСБ с соответствующим пересмотром мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства в целях привязки к стадиям развития и сферам деятельности субъекта предпринимательства (начинающий-микро-малый-средний; производство-сельское хозяйство-торговля-услуги-инновации), а также решению широкого круга проблем и вопросов ведения хозяйственной деятельности.
4. Максимальный охват предпринимательского сообщества мерами государственной поддержки
Данный принцип предполагает увеличение количества СМСП, получающих поддержку, в том числе, за счет:
- Снижения в мероприятиях и программах развития малого и среднего предпринимательства среднего размера поддержки на одного СМСП
- Снятия в мероприятиях и программах развития малого и среднего предпринимательства отраслевых ограничений поддержки МСБ
Версия дорожной карты на согласование Экономического совета Республики Татарстан
Версия дорожной карты на Утверждение Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан
Дорожная карта, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан
Отчеты об исполнении Плана мероприятий (“дорожной карты”)
развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.
Сотрудники компании “Верное решение” являются участниками рабочей группы по разработке Дорожной карты развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан на 2014-2016 годы, проводили исследования развития бизнеса в 12 регионах России, разрабатывали перечень мероприятий Дорожной карты.
Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:
- разработка программ и концепций развития отраслевых и территориальных кластеров, центров кластерного развития (ЦКР),
- консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на присуждение статуса “Приоритетный инвестиционный проект”, “Особо значимый проект”, соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
- сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта,
- подготовка пакета документации по проектам промышленных (индустриальных) парков,
- подготовка документации по проектам особых экономических зон (ОЭЗ) регионального и федерального уровней,
- проведение исследований рынков (маркетинговых)
- привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес
По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.
Это можно сделать одним из способов:
Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на обратный звонок:
- с помощью формы “Задать вопрос сотруднику компании” в левой нижней части экрана;
- при помощи он-лайн формы;
- письмом на электронный адрес [email protected]
Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:
- в Казани: +7 (843) 278-19-00, 278-18-00, +7 9655-848-224
- в Набережных Челнах: +7 (8552) 53-49-39, +7 9631-249-303
Приходите к нам на консультацию (требуется предварительная запись):
- офис в Казани: ул. Островского, 79, офис 212
- офис в Набережных Челнах: ИТ-парк, ул. Машиностроительная, 91
- офис в Набережных Челнах: 49/20, ТПП НЧ, ул. Шамиля Усманова, 122, офис 108
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года
В июне Правительством России была окончательно утверждена Стратегия развития малого бизнеса до 2030 года (распоряжение № 1083-р от 2.06.2016). Сам факт появления такого документа говорит, что отношение к МСП меняется. Цитата из него: «Первый принцип — малый бизнес прежде всего». Вот так: не меньше, ни больше — определяются приоритеты. Действительно, трудно игнорировать реальные цифры: располагая всего 5-6% основных производственных средств, субъекты МСП формируют 20% национального валового продукта. Этот показатель в два раза ниже мирового, и главная цель реформы — увеличить его вдвое (рис.1).
К Стратегии прилагается «дорожная карта» — план мероприятий с указанием срока исполнения, наименования ответственного ведомства и конкретными целевыми показателями. Ежегодно в декабре Минэкономразвития будет представлять Правительству отчетный доклад, и затем публиковать его на своем официальном сайте.
Рисунок 1. Целевые индикаторы роста оборотов МСП на 2016-2030 годы.
Все субъекты СМП поделены на 2 целевых сектора, для каждого предусмотрены разные меры поддержки:
- массовый — предприятия, ИП, занятые в сферах предоставления услуг, розничной торговли, сельском хозяйстве, производстве бытовых изделий;
- высокотехнологичный — организации, обеспечивающие внедрение инноваций, производящие экспортную продукцию, задействованные в обрабатывающих отраслях.
Предполагается, что целевые показатели будут достигнуты через систему взаимосвязанных мероприятий, самые масштабные из них отражены в «Дорожной карте».
Предоставление грантов предприятиям, реализующим инновационные проекты, будет осуществляться через ФГБУ “Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере”. Регулировать эту деятельность государство собирается через федеральные законы. Их принятие планируется в июне 2016 и июле 2017 года.
Всего в документе отражено 8 направлений, по которым предусмотрены конкретные меры поддержки. Проведение реформы, координация всех действий возложены на Министерство экономического развития и «Корпорацию МСП». Общее руководство осуществляет Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого, среднего бизнеса. Мы выбрали самые (на наш взгляд) значимые сферы для большинства предпринимателей, и рассмотрим их подробнее.
Стратегия развития предусматривает освобождение отдельных рыночных ниш для малого предпринимательства. Предполагается, что субсидии из федерального бюджета будут предоставляться в зависимости от достигнутых целевых индикаторов «дорожной карты» в каждом регионе.
- Повышение конкурентоспособности МСП должно быть обеспечено введением «Единого стандарта развития конкуренции» для всех 85 субъектов Федерации. Действующий документ утвержден в сентябре 2015 года, ежегодно в него будут вносить поправки (Расп. Прав. № 1738-р). Он содержит конкретные показатели участия малых предприятий в каждой сфере (транспортные, медицинские, образовательные услуги т.д.), которые должны обеспечить региональные власти. Например, на рынке розничной торговли — их доля должна не меньше 20% от общего оборота, а ежегодный рост — не меньше 5%.
- В сентябре 2016 года предполагается принятие федерального закона о нестационарной (мобильной торговле). Проект разрабатывает Минпромторг РФ, цель: вывести из тени нелегальную торговлю (рис.2). Кроме того, Правительство обещает принять решения, сокращающие число государственных, муниципальных унитарных учреждений на конкурентных рынках и ограничивающие право создания новых (!).
Один из «больных» вопросов для малых и средних предприятий — недостаток средств на развитие бизнеса. Торговые организации испытывают дефицит оборотного капитала. С наступлением кризиса банки резко сократили «кредитные фабрики», ужесточили условия для заемщиков. Что предусматривает Стратегия развития для улучшения ситуации?
- Повышение доступности лизинга оборудования для малых предприятий. С одной стороны собираются ввести налоговые льготы для лизинговых компаний, заключающих договоры с представителями малого и среднего бизнеса. С другой стороны, государство намерено внести специальный взнос в «Корпорацию МСП» с целью «докапитализации» региональных лизингодателей и расширения льготных программ поставщиков. Принятие соответствующего федерального закона планируется на июнь 2017 года.
- В августе 2016 года Правительству должен быть представлен доклад о развитии Стандартов кредитования МСП от Минэкономразвития. Банк России в 2016 году продолжит льготное кредитование кредитных организаций по ставке 6,5%, а фонд увеличен до 75 млрд. рублей, что на 25% больше прошлогоднего. Будет максимально упрощена схема получения кредита на обеспечение заявок для участия в конкурсах и тендерах, банковской гарантии при получении госзаказа.
- АО «Корпорация МСП» увеличит максимальные размеры финансирования из расчета на один проект. На 2016 год планируется довести общий объем кредитования МСП под гарантийное поручительство Корпорации до 117 млрд. рублей, а на 2017 — 156 млрд. рублей. В июле 2016 года должен быть принят федеральный закон, устанавливающий единые требования к работе всех региональных гарантийных фондов. По мнению Правительства, эти меры помогут увеличить долю кредитов для малого бизнеса (рис.3).
Рисунок 3. Прогнозируемый рост отдельных показателей развития МСП до 2030 года.
Планируется ввести много поправок в законы, регулирующие налоговую политику и другие сферы хозяйствования. Их основная задача: увеличить количество малых предприятий, ИП, уменьшить число «теневиков». Если на начало 2016 года их было 39 на 1 тысячу населения, то к 2030 году должно стать — 46 единиц.
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года должна, как считает Правительство, резко увеличить долю самозанятого населения в экономике. Строятся большие планы по развитию системы обучения, информирования, в том числе — создание специальных МФЦ по оказанию услуг предпринимателям. Интересно, что большинство из отраженных в «дорожной карте» мероприятий, не предусматривают дополнительного финансирования. Бюджетные средства будут выделены только «Корпорации МСП» на развитие лизинга, гарантийных фондов, а также на поддержку инновационных проектов и территорий моноразвития.
Министерство экономического развития разработало и представило на обсуждение Дорожную карту развития малого бизнеса. Это системный план развития МСП на период до 2012 г., в том числе с включением его в субконтрактные отношения с крупным бизнесом и массовую поддержку всем желающим открыть свое дело, включая безработных.
Разработчики карты констатируют, что сегодня российский малый бизнес мало дифференцирован по отраслям (превалирует торговля), по рынкам и регионам. Вклад сектора в ВВП мал. Задача на перспективу, как это представляется МЭР, состоит в том, чтобы увеличить вклад малого бизнеса в интеллектуально ориентированные сектора экономики, связанные с созданием добавленной стоимости, обеспечить возможность открыть свое дело тем, кто захочет, включая безработных, и притом в любом месте: в городах и на селе.
Для реализации планов, как хорошо понимают в МЭР, необходимо обеспечить развитие инфраструктуры, различных институтов и механизмов. Особенно в сельской местности, где неразвита любая, в том числе и финансовая инфраструктура.
Таблица 1. Целевые индикаторы проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства»
Программы Минэкономразвития и РосБРа по поддержке малого бизнеса в нынешнем году еще в большей степени, чем в прошлом году, будут ориентированы на развитие микрофинансирования.
В числе приоритетов на 2010-й г. — поддержка малых инновационных и модернизирующихся компаний. Одна и важнейших мер — предоставление грантов малым компаниям, создаваемым при вузах. Сумма гранта порядка 500 тыс. руб. на одного получателя поддержки. Предусмотрено предоставление субсидий уже действующим компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, новых производственных процессов, затрат на приобретение машин и оборудования, связанного с технологическими инновациями, приобретение новых технологий, в т.ч. патентов, лицензий, промышленных образцов продукции.
Еще одно приоритетное направление — поддержка экспортно ориентированных малых и средних предприятий (субсидирование части затрат, в т.ч. на вывод продукции на международные рынки). Однако такой вид госпомощи предусмотрен только для 10–15 российских регионов, уже реализующих комплексные программы поддержки малых экспортно ориентированных предприятий. При этом особое внимание МЭР планирует уделить развитию Северо-Кавказского федерального округа.
Таблица 2. Поддержка экспортеров из федерального бюджета
Объемы и источники финансирования мероприятий на поддержку экспортно-ориентированных предприятий, млн руб
На 2010-г. предусмотрено продолжение начатой программы и через кредитование банков-партнеров, и через организацию инфраструктуры. Объемы поддержки будут увеличены в несколько раз (общий размер кредитов РосБР по программе в 2009 г. составил 24 млрд. руб.). Предполагается, в 2010-м г. банк выделит на программу не менее 82 млрд. руб., что, с учетом мультипликативного эффекта, позволит увеличить кредитование МСП на 100 млрд. руб.
РосБР планирует также создание специальных кредитных продуктов для поддержки инновационного малого бизнеса. Правда, пока вопрос о том, как выявить эту «инновационную» составляющую, остается в поле дискуссии.
РосБР планирует расширять сотрудничество с региональными фондами микрофинансирования. Сейчас таких фондов шесть, в т.ч. в Якутии, Бурятии, ХМАО. Региональным фондам банк предоставляет средства по льготной ставке — под 10,5% в рублях на 3 года.
Президент фонда НАУМИР Михаил Мамута полагает, что программа может быть более активной и стимулирующей. Для этого необходимо, во-первых, снизить «привязку» малого бизнеса к рознице и повысить его участие в государственном заказе. Этот рынок по объему сопоставим с общим объемом розничной реализации в РФ. До недавнего времени малый бизнес практически не имел доступа к этим механизмам; и только с прошлого года благодаря невероятным усилиям правительства было принято решение, что не менее 20% госзаказа должно распределяться на малый бизнес. Предполагается, что система электронных торгов (частично уже функционирует) увеличит прозрачность, а значит и доступность этого сектора для малого бизнеса. Если малый бизнес сможет получить 20% от общего госзаказа, то его зависимость от колебаний конъюнктуры значительно снизится, уверен Мамута.
Таблица 3. Доля госзаказа, размещаемого у субъектов МСП
Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.