Бюджетники не вправе заключать кредитный договор

Описание страницы: бюджетники не вправе заключать кредитный договор от профессионалов для людей.

По мнению Минфина (письмо от 30.01.2017 №02-05-12/4613), деятельность по предоставлению и получению заемных денег противоречат целям создания госучреждения. Если в плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетник утвердит предоставление займа, то всю полноту ответственности понесут руководитель и орган с функциями и полномочиями учредителя.

Минфин в прежних письмах информировал, что готовятся поправки в Закон о некоммерческих организациях, запрещающие учреждениям заниматься подобной деятельностью. Однако на данный момент коррективы пока не внесены.

  • Заключение договора займа при отсутствии расписки 5 марта
  • Главбух одной подписью сэкономил компании 10 млн рублей 25 февраля
  • Правомерен ли штраф за расторжение договора оказания риелторских услуг заказчиком-гражданином 22 февраля
  • Эстоппель. Примеры применения 19 февраля
  • Кто ответственен за опасное скопление снега, сосулек на крыше здания 11 февраля

© Журнал «Время Бухгалтера» 2004 — 2019 | РУНА консалтинговая группа

ВС РФ разъяснил условия, которые банки не имеют права включать в кредитные договоры

Верховный Суд РФ подготовил обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств. В документе, в частности, описаны условия, которые банки не имеют права включать в соответствующие договоры.

Так, суд отметил, что при предоставлении кредитов они не вправе самостоятельно страховать риски заемщиков (ответственность, жизнь и здоровье). Однако это не препятствует банкам заключать соответствующие договоры страхования от своего имени в интересах и с добровольного согласия заемщиков.

В случае неприемлемости условий кредитного договора, в том числе в части подключения к программе страхования, заемщик вправе не принимать на себя вышеуказанные обязательства. Однако собственноручные подписи в заявлении о страховании, заявлении-анкете подтверждают, что заемщик добровольно принял на себя обязательства, в том числе и по уплате банку платы за оказание услуг по заключению договора страхования.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, условия кредитного договора, содержащие основания его досрочного расторжения, не предусмотренные законом, недействительны. К таким неправомерным основаниям относятся, например, изменение места жительства, прекращение трудовых отношений, ухудшение технического состояния закладываемого автомобиля и ряд других.

Помимо этого, рассмотрена ситуация когда кредитный договор является типовым и его условия определены банком в стандартных формах, а заемщик лишен возможности повлиять на его содержание. Суд отметил, что даже в таком случае включение в договор не предусмотренных ГК РФ оснований досрочного исполнения обязательств, нарушает права потребителя.

Если исполнение кредитного обязательства обеспечено несколькими способами (залог, поручительство), то недействительность или прекращение действия одного способа обеспечения само по себе не влечет аналогичные последствия в отношении другого способа обеспечения обязательства.

Также отмечается, что взимаемые банками дополнительные платежи с заемщиков-граждан при предоставлении им кредитов, являются ничтожными и нарушают права потребителей, если они предусмотрены за стандартные действия (а не за самостоятельные финансовые услуги), без совершения которых банк не смог бы заключить и исполнить кредитный договор.

Наряду с этим, гражданин имеет право оспорить условия договора о территориальной подсудности споров в тех случаях, когда оно включено контрагентом в типовую форму договора. Суд отметил, что данное условие не нарушает прав заемщика-физического лица только тогда, когда он имел возможность заключить с банком кредитный договор и без него. Тем не менее, если данное условие не оспаривается в установленном законом порядке, оно продолжает действовать.

Может ли бюджетное учреждение заключить кредитный договор

Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами. Могут ли бюджетные учреждения заключать кредитные договоры? Ответить>>>

Скачайте спецвыпуск журнала с ответами на вопросы, которые чаще всего задают коллеги.

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на сайт! Чтобы не пропустить ничего важного, подпишитесь на рассылку новостей и Совета дня. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Изображение - Бюджетники не вправе заключать кредитный договор proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.budgetnik.ru%2Fimages%2Fsite%2Femail-rassulki%2Fdepended-images%2Fschool-budget

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Изображение - Бюджетники не вправе заключать кредитный договор proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.budgetnik.ru%2Fimages%2Fstat-blocks%2Fcart-budgetnik

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

© 2011–2019 ООО «Актион группа Главбух»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Читайте так же:  Когда на оплату отдыха ндфл и взносы начислять не надо

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Учет в учреждении» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),свидетельство о регистрации ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

Правомерность заключения бюджетным учреждением кредитного договора

Комментарий к письму Минфина РФ от 30.01.2017 № 02-05-12/4613 «О правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора».

В комментируемом Письме Минфина РФ от 30.01.2017 № 02 05 12/4613 рассмотрен вопрос о правомерности заключения бюджетным учреждением кредитного договора. По мнению Минфина, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Однако из текста письма не совсем ясно, в качестве кого выступает бюджетное учреждение – заемщика или заимодавца. Рассмотрим оба варианта.

Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ч. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях[1]).

В силу ч. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с предметом и целями, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на выполнение госзадания на оказание государственных услуг, субсидий на иные цели, предоставленных в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой согласно уставам указанных учреждений.

Вместе с тем согласно положениям ч. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся для него основными (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), но соответствующие указанным целям – при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Кроме того, по норме п. 3 ст. 298 ГрК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность (лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано), если она соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.

При этом доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Как мы уже отметили, по мнению Минфина, высказанному в комментируемом письме, осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение. Вместе с тем законодательного запрета на такую деятельность нет.

Однако в Письме от 26.11.2013 № 02 01 007/51169 Минфин сообщал о подготовке поправок в ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях, дополняющих ее нормами о том, что бюджетные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы). В этом же письме сказано, что в силу Федерального закона № 83-ФЗ [2] контроль деятельности государственных (муниципальных) учреждений возложен на орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этих учреждений.

Федеральным законом № 83-ФЗ установлены механизмы контроля за деятельностью учреждений, в том числе за выполнением ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), состоянием размера кредиторской задолженности, совершением крупных сделок, а также предусмотрена ответственность руководителя учреждения за результаты деятельности учреждения.

Кроме того, планируемые объемы поступлений, в частности поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, и поступлений от иной приносящей доход деятельности, а также планируемые объемы выплат за счет указанных поступлений учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемом и утверждаемом в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 № 11н (далее – Порядок), орган Федерального казначейства принимает платежные документы на осуществление кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий на выполнение государственного задания, а также за счет средств, полученных учреждением от приносящей доходы деятельности, к исполнению в случае выполнения следующих условий:

  • платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком;
  • указанные в платежном документе коды классификации операций сектора государственного управления (далее – код КОСГУ) являются действующими на момент представления платежного документа;
  • указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствуют текстовому назначению платежа;
  • суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетного учреждения.
Читайте так же:  Как переоформить ипотеку на другое лицо

Таким образом, в случае соответствия платежных документов, представленных бюджетным учреждением, требованиям, установленным Порядком, у органов Федерального казначейства отсутствуют основания для отказа в принятии этих документов к исполнению.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина, в случае принятия решения о предоставлении бюджетным учреждением займа и утверждения указанных выплат в плане ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель указанного учреждения и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.

Запрет на получение бюджетными учреждениями кредитов и займов содержался в ст. 161 БК РФ, до внесения в нее изменений Федеральным законом № 83-ФЗ определявшей особенности правового положения указанных учреждений. В настоящее время аналогичная норма БК РФ распространяется исключительно на казенные учреждения. Таким образом, отсутствует законодательно установленный запрет на получение бюджетным учреждением заемных средств.

Но в уставе должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и видов деятельности, не являющихся таковыми), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Таким образом, получается, что возможность привлечения бюджетным учреждением заемных средств должна быть закреплена в его уставе.

Вместе с тем следует помнить, что если сделка, совершаемая учреждением, относится к категории крупных, действуют особые правила. Согласно ч. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя этого учреждения. Крупной признается сделка (или несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.Руководитель бюджетного учреждения несет перед ним ответственность в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением установленных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

[1] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

[2] Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Может ли бюджетное учреждение заключить кредитный договор?

По вопросу о том, может ли бюджетное учреждение заключить кредитный договор, мнения специалистов в области права, бухгалтерского учета и экономики были различными.

В начале текущего 2017 года Министерство финансов Российской Федерации в письме от «30» января 2017 года № 02-05-12/4613 высказало свою позицию по обозначенному вопросу.

По мнению ведомства, осуществление бюджетным учреждением операций по кредитным договорам не соответствует целям создания такой организационно-правовой формы, как бюджетное учреждение.

В качестве обоснования своего мнения Минфин России привел в письме от «30» января 2017 года № 02-05-12/4613 ссылки на положения пунктов 1 и 4 статьи 9.2 Федерального закона от «12» января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также положения пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ.

Все авторские материалы сайта, а также его оформление охраняется законом об авторских и смежных правах.
Если Вы желаете использовать материалы — обратитесь к администрации сайта.

Почему кредитного договора “на бумаге” не существует, но юридически он считается заключенным в письменной форме?

Почему кредитного договора “на бумаге” не существует, но юридически он считается заключенным в письменной форме?

Читайте так же:  Оплата коммунальных услуг

На форуме портала банки точка ру периодически возникает этот вопрос. Вот ссылка на недавнее обсуждение – http://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=61&TID=308930

Отвечу коротко – по существу вопроса.

ГК РФ Статья 819. Кредитный договор

1. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
2. К отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 настоящей главы, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора.
См. ниже на картинке – параграф 1.

Изображение - Бюджетники не вправе заключать кредитный договор proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.banki.ru%2Fupload%2Fresize_cache%2Fblog%2Fbe1%2F500_500_1%2Fscreenshot183


Изображение - Бюджетники не вправе заключать кредитный договор proxy?url=http%3A%2F%2Fsavepic.ru%2F11203907

ГК РФ Статья 807. Договор займа
1. По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
2. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил статей 140, 141 и 317 настоящего Кодекса.
3. Особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами.

ГК РФ Статья 821. Отказ от предоставления или получения кредита

1. Кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.
2. Заемщик вправе отказаться от получения кредита полностью или частично, уведомив об этом кредитора до установленного договором срока его предоставления, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или кредитным договором.
3. В случае нарушения заемщиком предусмотренной кредитным договором обязанности целевого использования кредита (статья 814) кредитор вправе также отказаться от дальнейшего кредитования заемщика по договору.

ГК РФ Статья 820. Форма кредитного договора

Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме.
Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой договор считается ничтожным.

Глава 28 ГК РФ Заключение договора (в том числе и кредитного!!) приравнивает акцепт (принятие) оферты (ст.438) к письменной форме договора.

Изображение - Бюджетники не вправе заключать кредитный договор proxy?url=http%3A%2F%2Fsavepic.ru%2F11183427

Таким образом, в ситуации, описанной по ссылке http://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=61&TID=308930, требование ст. 820 к письменной форме договора соблюдено.

ГК РФ Статья 432. Основные положения о заключении договора

1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
2. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
3. Сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (пункт 3 статьи 1).

ГК РФ Статья 434. Форма договора

2. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту.
3. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.

ГК РФ Статья 438. Акцепт

1. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
2. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из “закона”, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон.
3. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Бюджетное учреждение не вправе заключать кредитные договоры

Осуществление операций по кредитным договорам не соответствует целям создания бюджетного учреждения, считает Минфин.

Читайте так же:  Наследственное право на имущество после смерти родственника

Ведомство обосновало свою позицию положениями ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях.

Ранее Минфин разъяснял, что целям создания бюджетного учреждения не соответствует деятельность, связанная с предоставлением средств по договору займа.

Еще в 2013 году министерство сообщало о подготовке поправок к Закону о некоммерческих организациях, устанавливающих запрет на предоставление и получение бюджетными учреждениями кредитов и займов. Однако на данный момент дополнения в этот закон не внесены.

Бюджетному учреждению, которое решит заключить кредитный договор или договор займа, необходимо учесть следующее. Минфин пояснял: если в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждение утвердит предоставление займа, то ответственность за нарушение законодательства РФ несут руководитель этого учреждения и орган с функциями и полномочиями учредителя.

Документ: Письмо Минфина России от 30.01.2017 N 02-05-12/4613

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Могут ли работники торговой сети заключать кредитный договор с физ лицом без представителей банка?

КАК РАСТОРГНУТЬ КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР, ЗАКЛЮЧЕННЫЙ В ТОРГОВОЙ ТОЧКЕ?

ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО ТОРГОВЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЗАКЛЮЧАТЬ КРЕДИТНЫЕ ДОГОВОРА?

Изображение - Бюджетники не вправе заключать кредитный договор proxy?url=https%3A%2F%2Fm.pravoved.ru%2Fuserfiles%2Favatars%2Fe%2F6%2Fa%2Fe6a8dcb4b3c8423114d46331f8aa1ac1_65_76

Здравствуйте, Ярослава. Они имеют на это право, поскольку у них с банком заключен агентский договор. Просто так расторгнуть кредитный договор Вы не сможете. Для расторжения кредитного договора необходимо основания. ​

Изображение - Бюджетники не вправе заключать кредитный договор proxy?url=https%3A%2F%2Fm.pravoved.ru%2Fimages%2Fdesign%2Favatar_male_lawyer_default

Выводы Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что банки обладают значительно большими правами по одностороннему расторжению кредитного договора, в то время как заемщику, который фактически получил денежные средства по кредитному договору, весьма затруднительно расторгнуть такой договор в одностороннем порядке.

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Дата размещения статьи: 22.08.2017

Минфин России в письме от 30.01.2017 N 02-05-12/4613, отвечая на запрос, указал, что осуществление бюджетным учреждением операций по кредитным договорам не соответствует целям его создания. Иными словами, ведомство считает, что заключение кредитного договора бюджетным учреждением нецелесообразно. С таким утверждением трудно не согласиться, несмотря на то что нецелесообразность не является синонимом неправомерности.

Типы деятельности

Поиск кредитора через закупки

Условия кредитного договора

Обеспечение возврата кредита

Кредит – крупная сделка

Ответственность учреждения за неисполнение обязательства

В соответствии со статьей 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Исключением являются:
– особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением учредителем или приобретенное бюджетным учреждением за счет средств, выделенных учредителем;
– недвижимое имущество независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Таким образом, если бюджетное учреждение по каким-либо причинам не сможет возвратить кредит и (или) уплатить проценты за пользование кредитом, банк вправе обратиться в суд для взыскания задолженности с бюджетного учреждения.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что получение кредита для бюджетного учреждения – дело весьма трудоемкое, хотя и не запрещенное в настоящее время законодательством РФ.
Поэтому представляется, что у законодателей есть два пути для решения данного вопроса. Первый – самый простой: внести в ГК РФ и в Закон об НКО четкий запрет на предоставление и получение бюджетными учреждениями кредитов и займов.
Однако они почему-то не торопятся принять такие поправки, о которых Минфин России сообщал еще в 2013 году, имея, видимо, в виду, что в случае недостаточности бюджетных средств законодательство не будет чинить препятствий бюджетному учреждению к получению кредита. А если что – ответственность будут нести его руководитель и учредитель.
Если все же будет разрешено бюджетным учреждениям получать кредиты, то следует нормативно закрепить все нюансы получения подобного кредита. В том числе внести поправки в Закон N 44-ФЗ, так как в действующем варианте данный Закон мало “подходит” для такого случая, как получение кредита. Конечно, тут есть над чем подумать. Видимо, поэтому в данный момент Минфину России предпочтителен третий вариант: неопределенность.

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2012 г. по делу N 33-7936

Судья Вяткин Д.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Киселевой Н.В., судей Кузнецовой Г.Ю., Фомина В.И., при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 5 сентября 2012 г. дело по апелляционной жалобе Ф. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 22.06.2012 года, которым постановлено:
“Взыскать с Ф. в пользу закрытого акционерного общества 86 996 рублей 03 копейки в качестве задолженности по кредитному договору; 4 022 рублей 90 копеек в качестве возмещения расходов по оплате госпошлины, в оставшейся части иска отказать”.
Заслушав доклад судьи Фомина В.И., пояснения ответчика Ф., представителя ответчика Б., изучив материалы дела, судебная коллегия

Читайте так же:  Опека и попечительство над детьми

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 22.06.2012 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ЗАО к Ф. о взыскании задолженности по кредитному договору в сумме 147 107 рублей 76 копеек.

Читаем кредитный договор – какие условия являются незаконными

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Изображение - Бюджетники не вправе заключать кредитный договор proxy?url=https%3A%2F%2Fbankstoday.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F12%2FDepositphotos_133902676_l-2015

Оформляя кредитный договор, многие заемщики поневоле задумываются – какие из требований банка абсолютно законны, а какие можно и поставить под сомнение. К сожалению, чтобы полностью изучить условия каждого из договоров, которые предлагают банки, потребуется огромное количество времени и профессиональные знания в юриспруденции и банковском деле. Однако даже не будучи специалистом, вы сможете проверить соглашение на предмет наиболее распространенных уловок, и затем решать, насколько условия банка вам подходят. В этой статье мы расскажем об условиях кредитных договоров, которые противоречат законодательству, и дадим совет, как поступить в каждом случае.

Удивительно, но по сей день от сотрудников банков приходится слышать, что нормы кредитных договоров определяются исключительно Гражданским кодексом РФ. Если следовать этой логике, на соглашение о займе денежных средств распространяются только требования, предъявляемые к стандартным гражданско-правовым договорам . Заведомо или нет, но кредитные специалисты в этот момент лукавят – ведь заемщик практически не имеет возможности повлиять на условия договора, они четко диктуются банком.

Еще несколько лет назад ситуация была плачевной: руководствуясь нормами о свободе условий договора, абсолютно все банки включали в соглашения ущемляющие права заемщика пункты. При этом клиенту приходилось либо соглашаться с ними и ставить свою подпись, либо вообще отказываться от кредита.

Описанное выше означает, что кредитный договор ограничивает свободу выбора заемщика, значит, стандартным его назвать уже нельзя . Именно отсюда проистекает большинство судебных споров в кредитной сфере, где истцом является клиент банка – обычно заемщики не согласны с тем или иным условием соглашения, и обращаются к адвокату, чтобы как-то повлиять на ситуацию. Огромное количество злоупотреблений банков в сфере заключения кредитных соглашений породили новую политику в этом отношении — законодательное регулирование норм соглашений с заемщиками.

Изображение - Бюджетники не вправе заключать кредитный договор proxy?url=https%3A%2F%2Fbankstoday.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F12%2FDepositphotos_5372551_l-2015

На данный момент считается, что условия кредитных договоров регулируются:

  • ГК РФ , в том числе в части правил заключения и содержания гражданско-правовых договоров;
  • Закона о защите прав потребителей (в части взаимоотношений потребителя – заемщика с организацией, предоставляющей финансовую услугу, условий заключения договоров);
  • ФЗ «О банках и банковской деятельности »;
  • ФЗ «О потребительском кредитовании »;
  • Различные соглашения и постановления Центробанка, Ассоциации банков и т.д.

При этом большое значение играют даже не во многом многозначные нормы законодательства, а реальные случаи из юридической практики: довольно часто суды выносят решения в пользу истцов, заставляя банки изменять условия договоров, выплачивать клиентам неустойки. Разумеется, на этой волне кредитные учреждения начали внимательнее относиться к предлагаемым клиентам условиям, что благотворно сказалось на общей ситуации.

Однако этот процесс только начался, и по сей день можно встретить в кредитных договорах условия, которые либо напрямую противоречат законодательству, либо используют некоторые уловки. Все их можно разделить на несколько крупных групп:

  • Незаконные комиссии , связанные с действиями банка по выдаче кредита (за ведение ссудного счета, выдачу кредита и т.п.). По сути, банк выполняет свою работу, которая оплачивается ему за счет процентов, и дополнительно требует за это деньги;
  • Навязывание страхования жизни , когда клиенту не предлагаются альтернативы: другие кредитные программы, отказ от страховки, изменение ставки по кредиту;
  • Различные «хитрости » относительно досрочного взыскания, которые напрямую влияют на удобство пользования кредитом для клиента;
  • Изменение в одностороннем порядке условий соглашения (в особенности кредитной ставки).
Изображение - Бюджетники не вправе заключать кредитный договор 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here