Аудиторам напомнили о необходимости информировать росфинмониторинг

Описание страницы: аудиторам напомнили о необходимости информировать росфинмониторинг от профессионалов для людей.

Аудиторам напомнили о необходимости информировать Росфинмониторинг

Минфин РФ напоминает, что в связи с новым порядком информирования Росфинмониторинга аудиторам придется сообщать в надзорное ведомство о сделках или операциях клиента, которые могут нарушать антиотмывочное законодательство. При этом основания, при которых у аудиторов возникает такая обязанность, могут быть любыми.

В течение трех рабочих дней после выявления подозрительных операций данные нужно передать в цифровой форме в надзорное ведомство.

  • Как и когда ФНС требует документы у аудиторов 21 января
  • Попасть в реестр МСП теперь поможет аудитор 18 января
  • Налоговики хотят знать, почему документы не предоставлены вовремя 19 октября 2018
  • У публичных акционерных обществ появится новая обязанность 9 августа 2018
  • За непредставленные налоговикам документы аудиторов будут штрафовать 8 августа 2018

© Журнал «Время Бухгалтера» 2004 — 2019 | РУНА консалтинговая группа

Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом в финразведку. Документ вызвал массу вопросов у рынка. По мнению экспертов, он плохо сочетается со стандартным аудитом и порождает массу вопросов и дополнительные расходы. Впрочем, соблюдать его придется, поскольку это не инициатива самого Росфинмониторинга, а требование FATF.

В четверг на круглом столе, организованном Минфином и Росфинмониторингом, аудиторам были представлены разработанные Росфинмониторингом методические рекомендации. Документ предписывает аудиторам выявлять риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ОД/ФТ) и уведомлять о сомнительных клиентах или их операциях финразведку. Методические рекомендации уже утверждены рабочим органом совета по аудиторской деятельности при Минфине, а на следующей неделе будут утверждены самим советом. То есть станут обязательными для применения.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Замглавы Росфинмониторинга Павел Ливадный пояснил “Ъ”, что данный документ был принят во исполнение требований Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Особое внимание там уделяют мерам противодействия ОД/ФТ в посреднических секторах (риэлторы, нотариусы, юристы, аудиторы), за недостаточное регулирование данных секторов можно получить отрицательное заключение, как это было с Канадой, напомнил он.

Изображение - Аудиторам напомнили о необходимости информировать росфинмониторинг proxy?url=https%3A%2F%2Fim8.kommersant.ru%2FIssues.photo%2FDAILY%2F2018%2F224%2FKVR_000538_00063_1_t218_224609

Минфин и ЦБ определились, как будут разделены полномочия по регулированию и надзору рынка аудита

В самих методических рекомендациях Росфинмониторинг приводит риски вовлеченности клиента в ОД/ФТ. В частности, к ним относится «опасная» отрасль (туризм, строительство и т. д.), массовый адрес регистрации у самого клиента или контрагентов, срок работы клиента или его партнеров менее года, частая смена руководства компании, сложная структура собственности. Кроме того, в числе рисков нетипичное поведение клиента: долгое представление документов по запросу, отсутствие допуска аудитора к ключевым должностным лицам. В зону риска попадают много операций с наличными, перевод ценных бумаг в иностранные депозитарии, многочисленные перепродажи товаров или услуг и т. д. При выявлении сомнительного клиента или сомнительных операций аудиторы обязаны уведомить о них Росфинмониторинг через личный кабинет.

Документ вызвал массу вопросов у участников встречи, на часть из которых они тут же получили ответы. Так, начальник отдела управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга Ольга Шоломицкая пояснила, «чистым аудиторам», то есть не оказывающим юридических или бухгалтерских услуг, нет необходимости создавать собственные правила внутреннего контроля. Возлагать ответственность за противодействие ОД/ФТ на специальное должностное лицо им не придется, не будет и особых требований по хранению документов. Главная их задача информировать службу о выявленных сомнительных сделках и клиентах.

Изображение - Аудиторам напомнили о необходимости информировать росфинмониторинг proxy?url=https%3A%2F%2Fim3.kommersant.ru%2FIssues.photo%2FDAILY%2F2018%2F019%2FKMO_085521_13380_2_t218_231912

Впрочем, у банковских аудиторов вопросы остались. Их смущает дублирование информации о сомнительных сделках клиентов банка, о которых сообщать должен и сам банк, и его аудитор. Однако и Росфинмониторинг, и Минфин указали: банк не вправе ставить аудитора в известность о подобных сообщениях в финразведку, так что сообщения будут поступать независимо друг от друга, отметил глава «Универс-аудита» Дмитрий Лимаренко.

Однако пока создается ощущение, что требования весьма слабо сочетаются с правилами аудита, поскольку аудиторы видят лишь часть операций в пределах выборки, отмечает собеседник “Ъ” из крупной аудиторской компании. «Хотелось бы все же подчеркнуть, что аудит — это коммерческая деятельность, и совершенно очевидно, что клиент будет не готов платить за выявление у него рисков ОД/ФТ, на что потребуются дополнительные человеко-часы»,— отмечает замглавы «Финэкспертизы» Наталья Борзова.

Читайте так же:  Ведение реестра акционеров

Установлен порядок информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях аудиторами

Изображение - Аудиторам напомнили о необходимости информировать росфинмониторинг proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.garant.ru%2Ffiles%2F2%2F5%2F1228552%2Fustanovlen-poryadok-informirovaniya-rosfinmonitoringa-o-podozritelnyh-operaciyah-auditorami_200

Напомним, что с 4 мая 2018 года индивидуальных аудиторов и аудиторские организации обязали уведомлять Росфинмониторинг о любых основаниях полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ).

Теперь соответствующие поправки внесены в положение о передаче информации. Информация представляется в электронной форме адвокатом, нотариусом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторской организацией или индивидуальным аудитором (электронное сообщение) через личный кабинет либо на оптическом или цифровом носителе.

Чем с 4 мая 2018 года для вас опасен аудитор. И почему он даже не расскажет вам о доносе в Росфинмониторинг

Изображение - Аудиторам напомнили о необходимости информировать росфинмониторинг proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.klerk.ru%2Fimg%2Fpb%2Fthumb1000x615%2F61cfd7ddbea83af9e22f60a737d102ac_compressed_v1

На примере общения с банками, многие, если не все, знают о действующем с 2002 года законе № 115-ФЗ. Этим законом, среди прочего, определялась и роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, к которым относятся, в частности, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В частности, аудитор должен был информировать Росфинмониторинг о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.

На это никто из аудиторов особенно внимания не обращал, и все шло своим чередом.

С 04.05.2018г., аудитор, при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг.

Уведомление аудитором Росфинмониторинга о наличии любых оснований полагать, что сделки аудируемого лица могут быть осуществлены в целях отмывания доходов, производится в порядке, предусмотренном законом N 115-ФЗ. Ранее — в порядке, предусмотренном законом «Об аудиторской деятельности»: аудитор должен был информировать руководителя аудируемой компании. И лишь в случае, если он не принимал в течение 90 дней надлежащих мер по рассмотрению информации аудитора — Росфинмониторинг.

По закону № 115-ФЗ порядок уведомления Росфинмониторинга установлен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82.

В соответствии с действующим законодательством, факт уведомления аудитором Росфинмониторинга:

— не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

не подлежит разглашению аудитором (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ).

Для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей, аудитор должен использовать информационный ресурс — личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга.

Я, конечно, понимаю и абсолютно согласен, что легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, неприемлемо в современном мире, но что такое «сделка или финансовая операция, которая осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов».

Где грань между нормальной оптимизацией расходов (в т.ч. и налогов) и легализацией и отмыванием доходов?

Если ты приглашаешь аудитора для оказания услуг по разработке некой вполне себе законной схемы, но в результате у тебя уменьшатся расходы и возможно платежи в бюджет, а твой доход увеличится, что это нормальная операция или она осуществляется с целью легализации?

Пример. В ходе оказания аудиторских услуг, аудитором установлен факт получения предприятием заемных средств от участников общества, которые так же являются работниками предприятия. В договоре займа указано, что предприятие уплачивает проценты на сумму полученного займа. Проценты по договору займа установлены на уровне ставок коммерческих банков. Но сумма заемных средств большая и сумма процентов исчисляется десятками миллионов. Кажется, все сделано на законных основаниях, но, по мнению налоговиков и судей, займы от дружественных юридических или физических лиц — не что иное, как схема.

Будет ли аудитор сообщать в Росфинмониторинг или нет?

Ответственность для аудитора очень серьезная, может лучше перестраховаться (как банки) и сообщить в Росфинмониторинг?

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ведь руководитель организации все равно не узнает, а если через некоторое время организация где-то проштрафится, привлекут ли аудитора за компанию?

Читайте так же:  Как отказаться от алиментов на ребенка

Также появляется дополнительный рычаг давления на предприятия через «своих» аудиторов в т.ч. и для рейдерских атак.

На сегодняшний день, только фирмы, оказывающие консультационные услуги (не юридические) в сфере бухгалтерского учета и налогообложения, пока еще не в сфере действия 115-ФЗ. Но надолго, вот в чем вопрос.

Древняя поговорка «бойтесь данайцев дары приносящих» в современных условиях звучит как «бойтесь аудиторов услуги оказывающих».

Росфинмониторинг разработал для аудиторов методические рекомендации, как выявлять сомнительные сделки клиентов и сообщать об этом

6 декабря 2018 года Минфин РФ, совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» и Росфинмониторингом провел круглый стол на тему: «Повышение роли аудиторов в антиотмывочной системе». В мероприятии также приняли участие саморегулируемые организации аудиторов и представители бизнес-сообщества.

За круглым столом участники обсудили возможные риски легализации преступных доходов и финансирования терроризма при оказании аудиторских услуг и рассмотрели новые требования «антиотмывочного» законодательства к аудиторам.

В ходе мероприятия Росфинмониторинг представил разработанные для аудиторов методические рекомендации, в документе разъяснятся порядок выявления сомнительных сделок и операций клиентов. О подозрительных случаях при проверке компаний аудиторов обязали сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

По каким критериям аудиторы будут оценивать «сомнительность» сделки? Какие компании попали в зону риска в связи с изменениями? Как организовать взаимодействие с аудиторами, чтобы обезопасить свои интересы? Ответим в статье на эти и другие вопросы.

Методические рекомендации для аудиторов (Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 23 ноября 2018 г. № 56) разработаны во исполнение и в соответствие с Федеральными законами: № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее-ФЗ № 115), № 307 «Об аудиторской деятельности» (далее-ФЗ № 307), международными стандартами ФАТФ, международными стандартами аудита и иными нормативно-правовыми актами.

Кроме общих положений, рекомендации разделены на два блока, один из которых посвящен рискам отмывания доходов и финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ) при совершении операций, а второй порядку уведомления контролирующего органа при выявлении таких рисков.

В тексте документа разъясняется, что аудиторы могут делать выводы о наличии риска в действиях проверяемого лица, руководствуясь своим профессиональным суждениям и оценкой деятельности этого лица по определенным критериям.

Рекомендациями определены три основные группы рисков:

  1. Страновые – связанные со страной, определенной географической территорией деятельности или регистрации проверяемого.
  2. Операционные – связанные с определенными услугами, операциями, поставками, продуктами проверяемого лица.
  3. Клиентские – связанные с деятельностью самого проверяемого и его контрагентов.

В первой группе перечислено 6 оснований для определения риска, например:

  • проверяемое лицо, его партнеры или бенефициарные владельцы являются резидентами стран, не имеющих надлежащих систем противодействия ОД/ФТ, или стран оказывающих поддержку террористической деятельности;
  • контрагенты или клиенты аудируемого лица являются нерезидентами РФ;
  • контрагенты или клиенты проверяемого, его филиалы зарегистрированы на территории государств, в отношении которых применяются специальные экономические меры в соответствии с ФЗ N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».

К операционным отнесены риски, связанные с возможным «обналичиванием» денег, хищением, с проведением трансграничных операций с обращением ценных бумаг, с мошенничеством или преднамеренным банкротством, а также с лицами, подпадающими под санкционный режим. Операционные риски могут возникнуть по 28 основаниям, перечисленным в Методических рекомендациях, к ним относятся, например:

  • операции компании, выходящие за рамки обычной деятельности;
  • банковские авуары;
  • операции проверяемого, проводимые на трансграничной основе в юрисдикциях с разными обстоятельствами ведения бизнеса и культурами;
  • операции по приобретению имущества с отсрочкой/рассрочкой платежа под проценты за отсрочку/рассрочку, если проценты переводятся на счета иностранных банков;
  • большое количество операций с наличными деньгами;
  • многочисленные перепродажи товаров и услуг;
  • инвестиции в недвижимость по высоким, или, наоборот, заниженным ценам;
  • прощение долга по неисполненным обязательствам.

К категории клиентских отнесены риски, связанные с особенностями структуры собственности и органов управления аудируемого, с его репутацией и образом действий, с возможной коррупцией и хищением государственных средств, с особенностями деятельности. Всего в группе 28 оснований для определения риска, например:

  • регистрация клиента проверяемого, или его партнеров по массовому адресу;
  • интенсивный оборот денежных средств;
  • осуществление консалтинговой, строительной, туроператорской деятельности, розничная торговля;
  • отказ проверяемого лица в доступе проверяющего к его документации;
  • необычные задержки предоставляемой информации.

Кроме перечисленных в перечнях Методических рекомендаций рисков ОД/ФТ, аудитор в ходе проверки может выделить и другие, дополнительные группы рисков. Перечни могут дополняться аудиторами на основании анализа операций проверяемых лиц, складывающейся практики взаимодействия с ними, или других факторов.

При определении рисков аудиторами должны учитываться и признаки необычных сделок, установленных Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок». Этим приказом определен длинный перечень признаков, вызывающих подозрение, который применяется для оценки деятельности как юридических лиц, так и ИП.

Читайте так же:  Банкротство индивидуального предпринимателя (ип)

Важно отметить, что некоторые из признаков можно выявить в деятельности очень многих компаний, например:

  • необоснованная поспешность в проведении операции;
  • заключение договоров с компанией или ИП, период деятельности которых с момента регистрации составляет менее года;
  • осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает нерезидент.

Также в Методических рекомендациях перечисляются факторы, которые повышают риски ОД/ФТ. При проведении проверки аудиторы должны их учитывать наряду с основными критериями. Такими факторами являются:

  • отсутствие сведений о клиенте проверяемого лица, или его партнере в открытых источниках информации;
  • отсутствие централизованного корпоративного управления и деятельность проверяемого лица сразу в нескольких юрисдикциях;
  • наличие записи о недостоверности сведений о клиенте аудируемого, или его партнере в ЕГРЮЛ;
  • привлечение деловых посредников, обоснованность привлечения которых является неочевидной;
  • существенная недостача материальных активов;

Информация о подозрительных операциях будет передаваться в контролирующий орган как в случае обязательного, так и в случае инициативного аудита.

Сведения направляются аудитором в Росфинмониторинг электронным сообщением через личный кабинет на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу. Если передать информацию указанным способом невозможно, она представляется в госорган на машинном носителе в виде электронного документа. При этом на аудитора возлагается обязанность по соблюдению мер, исключающих доступ к документам третьих лиц во время доставки.

Важно отметить, что аудитор не вправе сообщить клиенту о том, что направил сведения о его подозрительных операциях. Запрет на разглашение такой информации установлен пунктом 4 части 7.1 ФЗ № 115 и пунктом 3.1 части 2 статьи 13 ФЗ № 307.

Новые Методические рекомендации вызвали неоднозначную реакцию в бизнес-сообществе. В большинстве случаев компании приглашают аудиторов по собственной инициативе для проверки своего финансового положения. Очевидно, что бизнесмены не готовы платить аудиторам за проверки, направленные, в том числе, и на выявление рисков ОД/ФТ.

Критерии риска в Методических рекомендациях разрабатывались для недопущения финансирования терроризма и отмывания доходов. Из текста документа следует, что особое внимание аудиторы должны уделять сложным, запутанным и не имеющим объективного экономического смысла операциям. Однако при определении групп риска использованы общие, расплывчатые, формулировки, затрудняющие понимание и позволяющие подвести под представленные в документе критерии подавляющее количество сделок.

Например, к показателям риска отнесены попытки аудируемого лица затруднить понимание его деятельности, но не разъяснено, какими конкретно действиями (бездействием) проверяемый может затруднять понимание своей деятельности. Также к категории клиентских рисков относится необычная задержка предоставления запрошенной аудитором информации, но понятие «необычности» задержки не раскрывается. Вызывает вопросы еще одна формулировка: риском является подозрение, что руководство проверяемого лица действует по указанию третьих лиц, сведения о которых не раскрывает. Но на чем могут основываться эти подозрения и как должны подкрепляться?

В первую очередь в «зоне риска» оказываются компании, осуществляющие виды деятельности, прямо перечисленные в Методических рекомендациях: продажа легкового транспорта, туризм, строительство, консалтинг и др. Особое внимание уделяется компаниям, сотрудничающим с иностранными контрагентами и юридическим лицам.

Тем не менее, в поле зрения Федеральной службы по финансовому мониторингу может попасть практически любое проверяемое лицо. С принятием новых правил, в Росфинмониторинг может быть передана информация о подозрительных операциях любой компании, если в ходе проверки аудитор определит риски, руководствуясь оценкой деятельности аудируемого, или своим профессиональным суждением. Риск есть даже в случае, когда формально операция не соответствует критериям, указанным в Методических рекомендациях.

При этом мнение аудитора может быть субъективным и не соответствующим действительности, однако сведения о компании все равно будут переданы в контролирующий орган. А дальше компании придется доказывать отсутствие в деятельности признаков ОД/ФТ.

Как предотвратить признание операций подозрительными?

Напомним, что согласно ФЗ № 115, сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных клиентах, кроме аудиторов, должны бухгалтеры, адвокаты и нотариусы, юристы. Государство усиленно контролирует сферу предпринимательской деятельности в части соблюдения «антиотмывочного» и антитеррористического законодательства. С последствиями такого контроля столкнулись многие представители бизнес-сообщества, чьи банковские счета были заблокированы в результате проверок, а компании внесены в список «подозрительных».

Очевидно, что во избежание неприятностей с контролирующими органами компания должна вести деятельность, полностью отвечающую требованиям закона, но даже при соблюдении этого условия остаются риски.

Новые Методические рекомендации существенно расширяют перечень компаний, сделки и операции которых могут вызывать подозрение.

Учитывая тот факт, что аудитор не будет сообщать о выявленных рисках, руководство компании может узнать о направлении сведений в Росфинмониторинг уже постфактум. Поэтому важно проверять благонадежность контрагентов через общедоступные сервисы, запрашивать документации у потенциальных партнеров и подстраховываться иными способами. Игнорирование этого этапа может привести к тому, что сведения о компании попадут в Росфинмониторинг на том основании, что подозрения вызывает не сам аудируемый, а его контрагент.

Читайте так же:  Как не стать жертвой обмана рекомендации роспотребнадзора

Также аудиторы обращают внимание на позицию компании относительно профилактики правонарушений. Хорошим показателем будут внедрение в бизнес- процесс процедур для обеспечения добросовестной работы компании, разъяснительная работа с сотрудниками (инструктажи, ознакомление с тематическими НПА) и полностью прозрачная отчетность.

Анна Коняева
Руководитель группы компаний ЦПО

О соблюдении аудиторами “антиотмывочных” правил, установленных для бухгалтерских фирм

Росфинмониторинг рекомендует аудиторам при организации внутреннего контроля по ПОД/ФТ придерживаться требований, установленных “антиотмывочным” законодательством, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере юридических или бухгалтерских услуг.

Отмечается, что в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

Росфинмониторинг рекомендует в целях качественного и эффективного исполнения обязанности по информированию уполномоченного органа о подозрительных операциях аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам внедрять ключевые процедуры по организации внутреннего контроля, в частности связанные с идентификацией клиентов и фиксированием необходимых установочных данных, определением лиц, ответственных за направление информации в Росфинмониторинг, обладающих необходимым уровнем знаний в области ПОД/ФТ.

В целях организации необходимой системы внутреннего контроля по ПОД/ФТ в аудиторских организациях и у индивидуальных аудиторов, рекомендуется придерживаться требований, установленных законодательством о ПОД/ФТ, например, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере юридических или бухгалтерских услуг.

При этом Росфинмониторинг рекомендует СРО аудиторов подготовить необходимые рекомендации для своих членов.

Минфин России напомнил аудиторам об обязанности передачи в Росфинмониторинг информации о сомнительных сделках

Изменения в Положение о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2018 г. N 1332, предусматривают распространение требований данного Положения на услуги аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

В этой связи Минфин России разъясняет, в частности, что обязанность уведомить Росфинмониторинг возникает при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции клиента осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (ОД/ФТ).

Соответствующую информацию необходимо передать в электронной форме в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей сделки или финансовой операции.

Минфин России также напомнил, что в информационном письме Росфинмониторинга от 23 ноября 2018 г. N 56 приведены Методические рекомендации, содержащие перечень рисков ОД/ФТ, которые аудитор должен принять во внимание при оказании аудиторских услуг.

Критерии и признаки необычных сделок установлены также приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2008 г. N 103.

Минфин России напомнил аудиторам об обязанности передачи в Росфинмониторинг информации о сомнительных сделках

Изменения в Положение о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2018 г. N 1332, предусматривают распространение требований данного Положения на услуги аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

В этой связи Минфин России разъясняет, в частности, что обязанность уведомить Росфинмониторинг возникает при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции клиента осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (ОД/ФТ).

Соответствующую информацию необходимо передать в электронной форме в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей сделки или финансовой операции.

Минфин России также напомнил, что в информационном письме Росфинмониторинга от 23 ноября 2018 г. N 56 приведены Методические рекомендации, содержащие перечень рисков ОД/ФТ, которые аудитор должен принять во внимание при оказании аудиторских услуг.

Критерии и признаки необычных сделок установлены также приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2008 г. N 103.

Аудиторам напомнили о необходимости информировать Росфинмониторинг

Дата публикации: 01.06.2017

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 мая 2017 года «О подключении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу»

1. Согласно положениям статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) отдельные требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
Читайте так же:  Особенности составления заявления об отмене судебного приказа по коммунальным платежам (образец)

2. В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон №307-ФЗ) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности, постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Перечень таких услуг в Федеральном законе № 307-ФЗ является не исчерпывающим.

3. Таким образом, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ в случаях, указанных в пункте 1 настоящего информационного письма, и, соответственно, должны исполнять требования российского “антиотмывочного” законодательства, в частности, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

4. В соответствии с Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 (далее – Правила), доступ аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов к информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, осуществляется только через личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).

Для регистрации в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – ЭП) аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует;

  • заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга, размещенную по адресу https://portal.fedsfm.ru;
  • направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты, с подписью руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора и печатью (при наличии) по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39 стр. 1.

К заявке на бумажном носителе прилагается скан-копия документа, подтверждающего право осуществлять аудиторскую деятельность, например, сведения из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая аудиторская организация или индивидуальный аудитор являются.

Для регистрации в личном кабинете с использованием ЭП следует с помощью интерактивной формы, размещенной в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи» официального сайта Росфинмониторинга заполнить электронную заявку на регистрацию. Электронная заявка на регистрацию подписывается ЭП руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Одновременно обращаем внимание, что регистрация в личном кабинете аудиторской организации осуществляется в блоке «Регистрация юридических лиц» выбрать «Вид деятельности» – «аудиторская организация (организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг)» (код вида субъекта Федерального закона № 115-ФЗ в целях представления информации в Росфинмониторинг – 156), а индивидуального аудитора – в блоке «Регистрация физических лиц и индивидуальных предпринимателей» выбрать «Вид деятельности» «индивидуальный аудитор (лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг)» (код вида субъекта Федерального закона № 115-ФЗ в целях представления информации в Росфинмониторинг –157).

После успешной первичной авторизации в личном кабинете аудиторской организации и индивидуальному аудитору следует изменить пароль доступа к своему личному кабинету.

Изображение - Аудиторам напомнили о необходимости информировать росфинмониторинг 34009884445
Автор статьи: Илья Апинов

Здравствуйте. Я Илья и более 5 лет занимаюсь юридическим консультированием. Считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.8 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here